Научная статья на тему 'Арт-терапия как психолого - педагогическая технология в работе с детьми-сиротами'

Арт-терапия как психолого - педагогическая технология в работе с детьми-сиротами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
949
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / АРТ-ТЕРАПИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова М.Ю., Пронюшкина Т.Г.

В данной статье исследуются проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома. Авторы исследования считают, что решением этой проблемы выступает метод арт терапии. Метод арт-терапии способствует избавлению от комплексов, высвобождению раздражения, гнева, агрессии, вины именно с помощью творчества. Благодаря этому методу создаётся атмосфера психологической защищённости, пропадает скованность, появляется положительный заряд эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как психолого - педагогическая технология в работе с детьми-сиротами»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Гимаева, Р.М. Личностные факторы значимости одежды// Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 228-230.

3. Килошенко, М.И. Психология моды [Текст] /М.И. Килошенко. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 320 с.

4. Килошенко, М.И. Субтипы конформности личности и следование моде// Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 ноября 2015 г., г. Стерлитамак) / В 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 42-43.

© Килошенко М.И., 2015

УДК 376.64

М.Ю. Кочеткова

Факультет Социальных Технологий и Педагогики кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Т. Г. Пронюшкина Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром, Российская Федерация

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Аннотация

В данной статье исследуются проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома. Авторы исследования считают, что решением этой проблемы выступает метод арт - терапии. Метод арт-терапии способствует избавлению от комплексов, высвобождению раздражения, гнева, агрессии, вины именно с помощью творчества. Благодаря этому методу создаётся атмосфера психологической защищённости, пропадает скованность, появляется положительный заряд эмоций.

Ключевые слова

Дети-сироты, арт-терапия, социализация, психолого - педагогическая помощь.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что за последний период времени воспитание детей-сирот в условиях детского дома затрудняет процесс социализации ребёнка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. Дети закрыты, возникают трудности в межличностных отношениях, также наблюдается неприспособленность к самостоятельной жизни, высокий уровень тревожности. Немалое количество детей-сирот чувствуют постоянную напряжённость, страх ко всему новому, боязнь остаться одному. Некоторые дети испытывают дефицит в общении, имеют ограниченный круг интересов, взгляд на мир у них совершенно особый.

Не все дети могут выразить свои чувства, эмоции, переживания на словах, помощью в этом является здесь метод арт-терапии. Существует рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия. Метод арт - терапии основывается прежде всего на изобразительной и творческой деятельности. По сравнению с детьми, которые живут с родителями, детям из детского дома не хватает тепла, уюта, ласки, в этом случае коллективная, творческая деятельность способна создать эмоциональную и тёплую атмосферу. Совместная работа помогает детям-сиротам справиться со своими психологическими проблемами, травмами. Важно здесь то, что каждый ребёнок может внести свой вклад в работу, тем самым почувствовать себя нужным, свободно выражать мечты, надежды. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы раскрыть у детей заложенный природой потенциал и развить творческие способности, создавая для всех детей безопасную среду в процессе работы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

2410-6070

Ряд проблем, при которых используют метод арт-терапии:

- депрессия, нежелание общаться, апатия ко всему.

- конфликты с группой сверстников

- психологические травмы

- низкая самооценка

- тревожность, страхи

- различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).

- потери [1,с.19.]

Все дети, проживающие в детском доме, достаточно различны и у каждого из них индивидуальные особенности. Дети, которые испытали те или иные проблемы, могут выплеснуть все накопившиеся эмоции, свои переживания через рисунок, с помощью творчества. При использовании метода арт-терапии всё внимание ребёнка сосредоточено на его собственных чувствах, эмоциях. Ребёнок изображает всё то, что он переживает и испытывает в данный период времени. С помощью рисунка дети раскрепощаются, чувствуют уверенность в своих силах, знакомятся с социальным миром. Метод-арт терапии помогает обрести вдохновение, улучшает концентрацию, снимает напряжение.

Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся человек.

- поможет выразить свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести своё душевное состояние, переживания.

- методика арт-терапии помогает в борьбе со стрессами.

- с помощью методики можно справиться со страхами, фобиями

- это очень хороший способ самопознания, а также с помощью метода арт-терапии человек раскрывает возможности понимания окружающего мира.

- повышает самооценку

- человек начинает глубже понимать себя, свой внутренний мир.

- помогает раскрыть свои таланты и способности.

Таким образом, метод арт-терапии способствует избавлению от комплексов, высвобождению раздражения, гнева, агрессии, вины именно с помощью творчества. Благодаря этому методу создаётся атмосфера психологической защищённости, пропадает скованность, появляется положительный заряд эмоций. Несомненно то, что метод арт-терапии очень эффективен в работе с детьми - сиротами, он является поддержкой и помощью в кризисных ситуациях, а также помогает ребёнку войти в социальную среду, повышая свой личностный и интеллектуальный уровень развития.

Список использованной литературы: 1. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб: Питер,2001.216с

© Кочеткова М.Ю., Пронюшкина Т. Г., 2015

УДК1

К.С. Матвиенко

магистрантка 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики

Южный федеральный университет Научный руководитель: Е.А. Азарова к.п.н, доцент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования профессиональных установок и мотивов выбора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.