Научная статья на тему 'Арт-терапия как форма развития творческого потенциала детей, страдающих аутизмом'

Арт-терапия как форма развития творческого потенциала детей, страдающих аутизмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3060
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / ДЕТИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафикова Л.А., Сидоров И.Ю.

Статья посвящена актуальной проблеме детей, страдающих аутизмом и способам развития творческого потенциала таких детей с помощью арт-терапии. Арт-терапия способствует уменьшению эмоционального напряжения и предполагает появлению спокойствия и комфорта у детей-аутистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art-therapy as a form of development of creative potential of childrenwith autism

Autism is an urgent problem in our society. Children from birth does not make friends and do not go to the contact. Art therapy helps to reduce emotional stress and assumes the appearance of calm and comfort in autistic children. It also contributes to an increase in tolerance to therapy. Children become more trusting and open and easier to communicate with your doctor and others.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как форма развития творческого потенциала детей, страдающих аутизмом»

УДК 37.015.31 ББК Ю9

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

НАФИКОВА Л.А., СИДОРОВ И.Ю. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: heyjey13@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме детей, страдающих аутизмом и способам развития творческого потенциала таких детей с помощью арт-терапии. Арт-терапия способствует уменьшению эмоционального напряжения и предполагает появлению спокойствия и комфорта у детей-аутистов.

Ключевые слова: аутизм, дети, арт-терапия, творческий потенциал.

Актуальность. Аутизм актуальная проблема в нашем обществе. Дети с рождения не заводят друзей и не идут на контакт. Аутизм невозможно излечить. Другими словами - от аутизма не существует таблеток. Посодействовать ребенку с аутизмом имеет возможность только ранняя диагностика и долголетнее квалифицированное

педагогическое сопровождение. Аутизм -серьезное повреждение психического развития, при котором в первую очередь страдает способность к общению, социальному взаимодействию.

Еще в 2000 году отмечалось, что аутизмом страдают от 5 до 26 случаев на 10 000 детского народонаселения. В 2005 году на 250-300 новорожденных в среднем приходился один ребенок, страдающей данной болезнью. По данным всемирной организации, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 деток. В течение10 лет численность детей с аутизмом подросло в 10 раз. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о том, что способствует появлению аутизма. Есть версии, что аутизм скорее всего вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте [10].

Аутизм рассматривается в качестве одного из более нешуточных нарушений развития. В последние годы задачам, связанным с данным расстройством, уделяется все большее решений. Малыши с аутизмом чувствуют различные трудности. Одной из их считается проблемы в общении.

Арт-терапия при аутизме - один из очень действенных способов исцеления детей-аутистов. При ее применении развиваются коммуникативные способности у малыша, страдающего аутизмом. Внедрение арт-терапии дает возможность увидеть внутреннее эмоциональное, психологическое состояние этих ребят, что происходит у них в голове, о чем они задумываются [5, 6].

Рисование содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущению наибольшего комфорта у ребенка-аутиста. Это в собственную очередь приводит к увеличению толерантности малыша к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность [3], и малыш больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с врачом.

При поддержке арт-терапии малыш, страдающий аутизмом, имеет возможность поведать нам о собственных переживаниях, о том, собственно, что его интересует и беспокоит, о собственных ужасах. Данная техника разрешает понять толк и оценить больше глубинные положение психики малыша. У детей развиваются не только коммуникативные способности, но и фантазия.

Такие ученые как Л.А. Даринская, Ю.Н. Кулюткина уделяют внимание проблеме развития творческого потенциала и определяют его как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в

различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [11]. Арт-терапия способствует реализации творческого потенциала детей, страдающих аутизмом. Обучение живописи создает равные условия для детей, чей потенциал иначе остался бы незамеченным [13, 14].

Арт-терапию применяют при трудностях чувственного развития, стрессах, депрессиях, психологической неустойчивости,

импульсивности психологических реакций, чувстве одиночества, межличностных инцидентах, увеличенной тревожности, ужасах, фобиях, ситуативной тревожности, в целях обучения стратегиям совладающего поведения [1, 12].

Для адаптационных [2, 4] и коммуникативных целей берутся всевозможные способы исцеления аутизма, стоит отметить главные:

- снятие оценочности - погружение малыша в творческую атмосферу при поддержке музыки, рисования, аппликации, лепки;

- взаимодействие с природой и неизведанными предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое случается в более благотворной атмосфере;

- снятие барьерной установки, боязней (к примеру, снятие барьера "я не умею рисовать", способно подвигнуть малыша на получение новых способностей, которые, не считая остального, содействуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитию речевого центра и активизации иных мозговых процессов).

Занятия по арт-терапии могут проходить как в персональной форме, так и в массовый. При персональных занятиях, как правило, используются авторские методики. В этом варианте авторские методики разработаны для любого малыша персонально с учетом его собственных индивидуальностей. Массовые формы занятий арт-терапией дают возможность развивать коммуникационные способности

малыша с другими ребятами. Как правило, занятия протекают в непринуждённой атмосфере творчества. Эти занятия для малыша, страдающего аутизмом, проводятся при условии, что уровень его аутистического расстройства разрешает ему принимать в них участие. Эти способы ориентированы, в первую очередь, на появления фантазии, развития творческого потенциала, вербальных и общественных способностей, интереса, небольшой моторики, способностей рисования, снятия напряжения. В связи с этим возрастают требования к профессиональным компетенциям специальных психологов [7, 8, 9]. Сама для себя арт-терапия - это один из инструментов психотерапии и психической корректировки, который реализован на творчестве и искусстве. Поэтому от их профессионализма, умения найти подход к каждому ребенку, установить определенный режим взаимодействия психолога с родителями будет зависеть результат [15].

Как правило, основная масса детей с аутизмом не могут держать карандаш в руках, не готовы воспользоваться ножницами, не понимают, что делать с красками. Данным способностям учат на упражнениях арт-терапии при аутизме, применяя программы ранней педагогической поддержки детям с отклонениями в развитии.

В итоге использования комплексов методов арт-терапии имеются положительные изменения. В частности: налаживания контакта, больше доверительных отношений аутиста с другими ребятами, совершенствование поведения, расширение и закрепление спектра методик взаимодействия с предметами, материалами. Не считая такого, "лечение детского аутизма творчеством" может способствовать развитию творческого потенциала, снизить силу воздействия стереотипами и использования схем в рисовании, развить моторику и координацию рук.

Список литературы

1. Авдеенко А.С. Коррекционно-развивающая работа с тревожными детьми дошкольного возраста /А.С. Авдеенко // Педиатрический вестник Южного Урала.- 2016. - №1. - с. 27-29

2. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016 - Т. 4 №2 (13). - с. 4-8.

3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Авдеенко // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013 - №1 (3). - с. 12-15.

4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2015 - Т. 2 №1 (12). - с. 7-11.

5. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 (7). - с. 47-51.

6. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 (38). - с. 43-47.

7. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008 - 118 с.

8. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. - Челябинск, 2008. - 100 с.

9. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. -Челябинск, 2008. - 115 с.

10. Интернет-ресурс URLhttp://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/ (дата обращения: 14.01.2017)

11. Оганнисян Л.А. Творческий потенциал личности как ее профессионально значимый ресурс / Л.А. Оганнисян, Е.А. Дуброва // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25220 (дата обращения: 01.12.2016).

12. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - С. 105-108

13. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога /Е.В. Соболева //Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - С. 68-71.

14. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза дис. ... канд. Психол. наук /Е.В. Соболева. - Екатеринбург, 2014 - 199 с.

15. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - №3 (17). - c. 92-94.

ART-THERAPY AS A FORM OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF

CHILDRENWITH AUTISM*

NAFIKOVA L.A., SIDOROVI.Y. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: heyjey13@mail.ru

Abstract

Autism is an urgent problem in our society. Children from birth does not make friends and do not go to the contact. Art therapy helps to reduce emotional stress and assumes the appearance of calm and comfort in autistic children. It also contributes to an increase in tolerance to therapy. Children become more trusting and open and easier to communicate with your doctor and others.

Keywords: autism, children, art therapy, treatment.

* Научные руководители: д.псих.н., доц. Шумакова О.А., к.псих.н. доц. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.