Научная статья на тему 'Арт-рынок как социокультурное явление'

Арт-рынок как социокультурное явление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1418
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фатеева Н. А.

В статье рассматривается арт-рынок как сложное и многогранное социокультурное явление. Его образование связано с развитием общества и характеризуется наличием социокультурных коммуникаций. Автор выделяет три коммуникационные формы (дар, заказ, акт купли-продажи), которые возникли в процессе формирования общества. Сегодня каждая из этих форм находит свое проявление в таком социокультурном явлении как арт-рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art market as social and cultural phenomenon

In the article art market is considered as a complex of social and cultural phenomena. It formed as a result social processes and it characterized with presence of social and cultural communications. The author distinguishes three forms of communication (gift, order, the act of sale and purchase itself), which arose as a result of society formation. Today each of these forms presents in such social and cultural phenomenon as the art market.

Текст научной работы на тему «Арт-рынок как социокультурное явление»

УДК 31677 Н .А. ФАТЕЕВА

Художественно-педагогический институт Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

АРТ-РЫНОК

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

В статье рассматривается арт-рынок как сложное и многогранное социокультурное явление. Его образование связано с развитием общества и характеризуется наличием социокультурных коммуникаций. Автор выделяет три коммуникационные формы (дар, заказ, акт купли-продажи), которые возникли в процессе формирования общества. Сегодня каждая из этих форм находит свое проявление в таком социокультурном явлении как арт-рынок.

Сегодня достаточно распространено мнение о том, что арт-рынок появился в нашей стране сравнительно недавно как результат коммерциализации нашей культуры. Так ли это? Когда вообще начал формироваться арт-рынок или отдельные его элементы, в чем специфика этого противоречивого социокультурного явления и каковы особенности его формирования?

Арт-рынок возник в период перехода к рыночной экономике и ориентации художественной сферы на «новые условия хозяйствования». Отечественный арт-рынок находится в процессе самоформирования и определяется не только как экономико-культурологический, но и как социокультурный феномен. В социологии арт-рынок интерпретируется как «система социальных институтов, обеспечивающих движение художественных ценностей от авторов к покупателю» [1].

Однако представление об абсолютной новизне этого феномена является ошибочным. Арт-рынок представляет сложное и многогранное явление, образовавшееся в результате общественных процессов, и характеризуется формированием социокультурных коммуникаций, обеспечивающих перемещение художественных ценностей.

Первоначально появились основные элементы (субъекты) арт-рынка (потребитель и производитель), инициирующие перемещение объекта системы (искусства). Затем происходит сложный и длительный процесс формирования собственной специфической системы коммуникаций как системы социокультурных отношений для удовлетворения неутилитарных потребностей.

Этот процесс связан с формированием механизмов коммуникации и условно может быть разделен на два этапа: до-рыночный и рыночный. Первый этап характеризуется распространением такой формы отношений как дар, дарение, и основан на безвозмездном перемещении какого-либо продукта. Эта форма перемещения способствовала возникновению, закреплению и развитию связей между членами общества и обеспечивала актуализацию религиозно-художественных ценностей в обществе. Дар возник еще в глубокой древности, в период зарождения и формирования социокультурных отношений в первобытном обществе. Социальную природу этого акта исследовал французский философ и социолог Ж.Бодрийяр в ра-

боте «Символический обмен и смерть», отмечавший, что дарение у первобытных людей разыгрывается в ходе открытого коллективного обмена, в ритуалах и мифах, на которые они опираются. Так формировались необходимые для существования общества отношения. Объектом этих отношений были предметы, наделяемые обществом особой ценностью, например, художественные произведения, имевшие сакральный смысл и предназначение.

Акт обмена дарами исследует в своем «Очерке о даре» французский социолог и антрополог Марсель Мосс. Автор считает, что принцип обмена-дара возник в обществе «совокупной тотальной поставки» (от клана к клану, от семьи к семье), которое еще не пришло к чисто индивидуальному договору, к рынку, где общаются деньги, к продаже в собственном смысле. Из наблюдений за народами первобытной культуры философ выявляет четкий облик порядка дарения: «материальная и моральная жизнь, обмен функционируют там в бескорыстной и в то же время обязательной форме»[2]. В действительности, считает автор, это постоянство обмениваемых вещей имеет огромное социальное значение, так как является способом, который обеспечивает «встраивание подгрупп» одна в другую. Этим актом не только обеспечивается чувство долга друг перед другом, формируются относительно нерасторжимые общности и союзы, но закрепляется практика возмещения, эквивалента. Кроме того, механизм дара предстает как скрытая форма обмена: «В оборот ценностного накопления идет то, что остается от жертвенной консумации, не исчерпывается полностью непрестанным циклом дара и ответного дара. Этот остаток в дальнейшем накапливается, этим остатком спекулируют, и здесь рождается экономика»[3]. Он видит в этом акте не просто социальное действие-ритуал, формирующее особые социальные группы (производителей и потребителей), но цепочку действий. Обмен дарами, дар-обмен рассматривается философом как процесс и обозначенный им как «экономика дара». Деятельность, возникающая в рамках такого рода обмена, имеет специфический характер, так как создает интеллектуальный или художественный продукт. Таким образом, произведения искусства оказались «встроенными» в процесс обмена-дарения.

Механизм дарения служил основой для разнообразных форм обмена, включая рыночный обмен:

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

«именно из системы подарков, даваемых и получаемых через какой-то срок, выросли непосредственный обмен (через упрощение, сближение ранее разделенных сроков), покупка и продажа в рассрочку и за наличные, а также заем», писал М. Мосс.

Следующим этапом в развитии социокультурных отношений был заказ. Он формировался, с одной стороны, как продолжение логики обмена-дарения, с другой — как ее противоположность и отрицание. Отметим корневую связь дара с заказом как формой обмена. Заказ существует в рыночных отношениях в виде «конкретизированного спроса» и обеспечивает возможность собственнического потребления искусства аналогично «экономике дара» (дал — получил). Это одновременно и доверительный ритуал, основанный на финансовом авансировании творческого самовыражения, и рыночная сделка. Однако заказ для искусства выступал ограничителем и диктатором: как экономический механизм, он направлен на удовлетворение вкусов потребителя-заказчика и с помощью договора способен жестко регулировать все условия, фиксируя границы свободы и несвободы творчества.

В середине XIX века в художественной сфере осуществился переход от системы заказа к свободному рыночному акту купли-продажи. Это связано с активным ростом всех сфер материального производства, которые обеспечили развитие производительных сил и изменили саму систему потребления: значительная часть общества получила возможность удовлетворения неутилитарных потребностей (приобретение художественных произведений). Кроме того, этот период характеризуется прагматизмом и повышенным интересом к рациональному: «все социальные отношения сводятся к экономическим отношениям; мерилом общественной жизни оказывается полезность; критерием истинности познания делается эффективности; способы обоснования ценностей совпадают с формами определения стоимости; онтологическая проблематика растворяется в проблематике экономического производства и обращения»[4]. Между художником-производителем и потребителем появляется новый элемент арт-рыночных отношений — посредник. Именно он, являясь субъектом рыночной инфраструктуры, оказался способным обеспечить массовое удовлетворение потребностей общества в собственническом потреблении искусства.

Логика рынка — удовлетворение любых вкусов и желаний, проникает в сферу художественного производства, изменяя взаимоотношения между субъектами, влияя на отношение к объекту — искусству. Рыночный акт ориентирует производителя на потребителя, спрос определяет предложение, а рентабельность и конкуренция влияют на процесс художественного производства. Начавшаяся «переоценка всех ценностей», к которой еще в 70-е годы XIX века призывал Ф.Ницше, привела к изменениям искусства и процессов с ним связанных. Западноевропейское понимание искусства как продукта, органично современному пониманию как художественного, так и экономического пространства, способствовало преобразованию отдельного рыночного акта в инфраструктуру арт-рынка. В обществе формируется принципиально иное отношение к художественной сфере: любая вещь имеет свою рыночную цену, рыночные отношения стали позиционироваться как

залог соответствия цены и стоимости и выступать в качестве безусловной ценности. Поэтому в той мере, в какой тот или иной предмет воспринимается как «товарное тело» (К.Маркс), любая форма обмена становится рыночной. Рынок, таким образом, становится объективным условием продвижения художественного продукта, обеспечивая возможность удовлетворения потребностей общества.

Социокультурная практика показывает, что активизация арт-рыночных отношений и преобразование их в систему происходит вследствие недостаточного внимания общества к художественной сфере. Арт-рынок формируется как ответ на ситуацию, при которой художник лишен социальной защиты и финансового обеспечения. Эти процессы приобрели особую актуальность в период перехода к свободным экономическим отношениям, основными критериями которых явилась рыночная система ценностей и философия прибыли. Они связаны с кардинальными социокультурными изменениями, проявившимися в процессах десакрализации искусства, тотальным распространением массовой культуры, выделением художественного творчества в самостоятельное и свободное производство.

Таким образом, арт-рынок является сложным и многогранным социокультурным явлением, возникшим в результате формирования в обществе коммуникаций, обеспечивающих перемещение художественных ценностей с целью удовлетворения неутилитарных потребностей. Его формирование осуществлялось на основе таких механизмов, как дар, заказ и акт купли-продажи искусства. Эти механизмы обеспечивают социальное взаимодействие, формировались последовательно, не заменяя, но дополняя друг друга. Акт дарения возник в дорыночном архаическом обществе. «Заказ» получил распространение в период становления экономических отношений, рыночный акт купли-продажи окончательно оформился в прагматически ориентированном обществе потребления.

Сосуществуя совместно, они образуют некую систему социокультурных связей под названием арт-рынок, обеспечивающую взаимодействие субъектов с целью удовлетворения их потребностей.

Библиографический список

1. Художественный рынок : вопросы теории, истории, методологии. — СПб. : 2004.

2. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность : труды по социальной антропологии ; пер. с франц., послесловие и комментарии А. Б. Гофмана. — М. : Восточная литература. — 1996.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М. : Добросвет, 2000. — С. 334.

4. Экономическая и антропологическая интерпретация социального обмена. А.Ю. Ашкеров // Социологический журнал. — 2001. — № 3.

ФАТЕЕВА Надежда Андреевна, аспирантка кафедры философии, старший преподаватель кафедры дизайна.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.09.2008 г.

© Фатеева Н.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.