Научная статья на тему 'Арт-объект как имиджевый элемент в городской среде Владивостока'

Арт-объект как имиджевый элемент в городской среде Владивостока Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1109
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / АРТ-ОБЪЕКТЫ / THE URBAN ENVIRONMENT / THE CULTURE / THE VISUAL IMAGE / ART-OBJECTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Обертас Ольга Георгиевна, Червонка Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены возможности использования в городской среде Владивостока арт-объектов. Приведены варианты различных объектов, позволяющих эстетически обогатить городскую среду и способствовать привлечению туристов в город.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Обертас Ольга Георгиевна, Червонка Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art-object as an image element in an urban environment of Vladivostok

The article deals with the possibility of using art objects in the urban environment of Vladivostok. Variations of different objects allowing to aesthetically enrich the urban environment and attract tourists to the city are given

Текст научной работы на тему «Арт-объект как имиджевый элемент в городской среде Владивостока»

УДК 58: 712 (072)

О.Г. Обертас1 Н.С. Червонка2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Арт-объект как имиджевый элемент в городской среде Владивостока

В статье рассмотрены возможности использования в городской среде Владивостока арт-объектов. Приведены варианты различных объектов, позволяющих эстетически обогатить городскую среду и способствовать привлечению туристов в город.

Ключевые слова и словосочетания: городская среда, культура, визуальный имидж, арт-объекты.

O.G. Obertas N.S. Chervonka

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Art-object as an image element in an urban environment of Vladivostok

The article deals with the possibility of using art objects in the urban environment of Vladivostok. Variations of different objects allowing to aesthetically enrich the urban environment and attract tourists to the city are given.

Keywords: the urban environment, the culture, the visual image, art-objects.

В современном территориальном имиджмейкинге действует принцип градостроительства шотландского урбаниста П. Геддеса (1915) «Думай глобально, действуй локально». На фоне прессинга глобальных культурных стандартов возрастает потребность территорий (особенно городов) предъявлять миру свою уникальность, создавать свой узнаваемый, уникальный бренд, формировать культурное и архитектурное разнообразие.

Следует отметить, что в настоящее время многие города отмечены дискомфортом, как экологическим, так и эстетическим - монотонностью архитектурного облика, особенно спальных районов 60-80-х годов, нарушением соразмерных человеку масштабов, отсутствием форм городской среды, облегчающим навига-

1 Обертас Ольга Георгиевна - канд. техн. наук, профессор кафедры дизайна и технологий; e-mail: Olgha. obiertas@mail.ru.

2 Червонка Наталья Сергеевна - студент направления «Дизайн среды».

цию внутри застроенной территории. Для однозначной ориентации населения в пределах города необходимы если не доминанты, то хотя бы акценты, позволяющие однозначно ориентироваться в городском пространстве. Владивосток не составляет исключение.

Однако в последнее время у города формируется важная функция - функция российского центра международного сотрудничества на Тихом океане, во многом определяющая его новый общероссийский и международный образ. «Для эффективного выполнения таких масштабных функций город должен иметь значительный собственный потенциал: экономический, демографический, инфраструктурный, культурный, научно-технический, военный - именно в активном наращивании этого потенциала, формировании здесь крупного центра международного сотрудничества и должен заключаться новый этап развития Владивостока» [1]. «Учитывая уникальное географическое положение города и края, в числе приоритетных отраслей должен быть и въездной международный туризм» [Там же. С. 6].

Рис. 1. Вид на город Владивосток

В силу своего экономического развития и длительной международной закрытости город не превратился в скопище небоскрёбов, как Гонконг и Сингапур, сохранив характерную для европейской архитектуры рубежа Х1Х-ХХ веков человеческую сомасштабность и привлекательный фасадный пластический декор городской среды. Центр города, представленный торговыми зданиями, жилыми доходными домами, сооруженными российскими и зарубежными предпринимателями, устремившимися в конце XIX в. на освоение богатейших природных ресурсов Востока Дальнего, и сегодня представляет собой интересный пласт европейской архитектурной культуры, обогащенный интересными архитектурными деталями для пеших экскурсий. На ряде зданий по желанию заказчика или по воле архитектора появились маскароны, невольные наблюдатели городской жизни - каменные лики города. Это, в какой-то мере, делало городскую среду ближе к горожанину.

В настоящее время в городах стало модным ставить скульптуры, значимые для истории города. Цель их создания - запечатлеть знаковые и событийные моменты в истории города, а кроме того, это делает город ближе, информативней и привле-

кательней, наполняя его вечными горожанами, связанными каким-то образом с историей его развития: скульптура бича на Океанском проспекте, Высоцкий с гитарой перед драматическим театром, фигурка Элеоноры Прей. Однако увеличение «населения города» за счёт даже значимых фигур довольно однообразно. Для пешего туризма хотелось бы в качестве альтернативы наполнить город композиционно обогащающими его среду современными арт-объектами, отмечающими какие-то знаковые места: площадки, наиболее эффектно раскрывающие панорамы города, виды на бухту, комфортные места общения для групп горожан, вносящие развлекательный и познавательный момент в современную городскую среду, что значительно облегчит туристу навигацию в городской среде.

Красивые и необычные формы эстетически обогащают сложившуюся городскую среду, делают её привлекательнее, современней и комфортней. Мировой опыт городского благоустройства даёт нескончаемые примеры таких арт-объек-тов (рис. 2). Размещаясь в различных точках города, они позволяют достаточно легко ориентироваться в городской среде, создают систему навигации в городе. видовые площадки города целесообразно оборудовать комплексными формами, включающими места для сидения, причём предполагающие более свободную форму размещения, с интересными в композиционном отношении акцентными формами, представляющими как бы «места общения». Красивые и необычные формы, удобные и эстетически комфортные человеческому взгляду, становятся замечательным моментом в организации концентрированного размещения не только группы туристов, но и многочисленной компании из коренных горожан (рис. 3). «Обеспечение комфортности среды для человека не может идти без рассмотрения аспекта видеоэкологии, акцентирующей необходимость гармоничного взаимодействия архитектурных объектов с открытыми пространствами вокруг них» [3].

Рис. 2. Примеры точечных арт-объектов в городской среде

Рис. 3. Места группового размещения в городской среде

Сделать город интересным для туристов позволят и арт-объекты, вносящие кураж в городскую среду. Это позволит расслабиться в каменных джунглях бетонно-кирпичной городской среды, оживить окружающую человека среду и сформировать дополнительные запоминающиеся образы применительно к архитектурной среде (рис. 4). Включение подобных арт-объектов в городскую среду должно быть весьма дозированным, чтобы не умалить и не упростить архитектурную целостность города.

Рис. 4. Арт-объекты в городской среде с элементами куража

Конкретно для Владивостока с его сильными ветрами весьма привлекательным было бы создание звуковых арт-объектов по примеру уже встречающихся в мировой практике поющих композиций. «Поющее дерево» в Барселоне и интерактивный павильон в Британии, который носит название «Эолова арфа», неизменно вызывают интерес, создавая запоминающийся объект определённого места. Арт-объекты используют в местах, где имеют место постоянно дующие ветра. Через трубы, из которых созданы эти арт-объекты, проходит ветер, создавая при этом необычный «поющий» звук (рис. 5).

Рис. 5. «Эолова арфа» и «поющее дерево» в Барселоне и Британии

Владивосток, отмеченный высокими скоростями ветра почти в течение всего года, в своём ареале имеет много площадок на высоких отметках городских территорий, куда приводят туристов и где любят проводить время и сами горожане, приходя полюбоваться прекрасными морскими панорамами. Расположенные на открытых высотных отметках города, они составят яркую его достопримечательность. Подобные арт-объекты значительно обогатили бы город как туристический центр, создав незабываемые для туристов места его притяжения.

Создание и внедрение таких арт-объектов позволят представлять город не только как уникальное по ландшафту городское образование и образец европейской (на рубеже Х1Х-ХХ в.) и современной архитектуры, но и как целостную городскую среду, продолжающуюся обогащаться интересными туристическими объектами, формирующими образ яркого, а в перспективе и модного для посещения морского российского порта. Арт-объекты вполне могут входить в визуальный образ города, формируя его зрительный имидж.

наличие во Владивостоке образовательных учебных заведений, готовящих студентов творческих специальностей: художников, дизайнеров, архитекторов, позволяет создавать подобные арт-объекты на конкурсной основе с привлечением авторов победивших проектов к их осуществлению. Такая практика значительно повысит и реализует творческий потенциал студентов и практикующих специалистов, нацелит их на повышение художественного статуса города как яркого и запоминающегося туристического центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Арт-объекты могут исполнять художественную функцию, функциональную, развлекательную и даже образовательную. Пример, в Сан-Франциско городская скамья в качестве дополнения имеет форму с отражательной поверхностью, превращая использование скамьи в развлекательный аттракцион (рис. 6).

Рис. 6. Скамья в Сан-Франциско с развлекательным элементом

«Владивосток сегодня находится в состоянии предельной экологической деградации и теряет разнообразие культурных, духовных, интеллектуальных и других функций, присущих краевому центру, которых и прежде у него было не так много, превращаясь фактически лишь в центр деловой и коммерческой активности. Наибольшему риску деградации подвергается историческая зона города, особенно её ядро. Всё успешнее ведут борьбу за пространство города (а чаще всего его исторической части) различные коммерческие и некоммерческие структуры» [2]. Введение же арт-объектов, не нарушая сложившуюся городскую среду, дополнит её современными формами, создав запоминающийся знак в навигационной среде города. Как, например в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Барселоне и других городах позиционирующих себя как центры мирового туризма. Арт-объекты могут быть и не нагруженными потаенным смыслом, но при этом эстетически привлекательными и органично вписывающимися в окружающую среду.

Представляют интерес и арт-объекты событийного назначения: прозрачные, конструктивно-устойчивые структуры, в плоскостях которых появляется цветное заполнение, позволят быстро расцветить город к какому-либо событию (рис. 7). Также украшают город и сезонные арт-объекты, цель которых привлечь горожан к активному облагораживанию городской среды. Подобные объекты не только поднимают настроение и создают ощущение яркого праздника, но и привлекают внимание.

Небесные зонтики, Португалия

Рис. 7. Примеры объектов событийного направления (эпизодически создаваемые)

Таким образом, чтобы стать действительно привлекательным туристическим центром на Дальнем Востоке, необходимо найти форму привлечения туристов

к нашему городу. Наиболее рациональный путь - зафиксировать интересные в ландшафтном отношении точки города, места, откуда раскрываются уникальные панорамы на морские акватории, куда более всего хочется приводить туристов и окультурить эти места арт-объектами, выполняющими как утилитарные, так и художественно-эстетические функции.

Арт-объекты в силу своего масштаба не должны быть доминантами в городской среде, они должны органично интегрироваться в городскую среду. Это должны быть акценты, привлекающие внимание, организующие городскую микротерриторию и создающие визуальный комфорт в местах, наиболее привлекательных для туристов. Для психологической разгрузки возможно в ограниченном количестве введение арт-объектов с элементами куража, что не претендует на имидж города, но делает перемещение по нему эмоционально притягательным.

Арт-объекты, соотнесённые с человеческим масштабом, делают городскую среду более гуманной, насыщают её каким-то новым содержанием и смыслом, может, даже подтекстом, а кроме того, демонстрируют развитие городской среды как живого организма, откликающегося городскими утилитарными формами на потребности города, особенно заинтересованного в формировании своего имиджа как уникального туристического центра.

При выборе пространств, в которые активно приходят компоненты с новым художественным смыслом, приоритеты следует отдавать фрагментам городской среды, выступающим своего рода визитными карточками города.

1. Бакланов, П.Я. Новый этап в развитии Владивостока. Владивосток: история и современность: матер. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию Владивостока. 19 апреля 2010 г. - Владивосток: Изд-во ГОБУ ДПО ПКИППКРО, 2011.

2. Преображенский, Б.В. Экологические проблемы Владивостока. Владивосток: история и современность: матер. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию Владивостока. 19 апреля 2010 г. - Владивосток: Изд-во ГОБУ ДПО ПКИППКРО, 2011.

3. Нефедов, В. Community Art: Среда культурного диалога [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://green-city.su/community-art-sreda-kulturnogo-dialoga/

© Обертас, О.Г., 2016 © Червонка, Н.С., 2016

Для цитирования: Обертас, О.Г. Арт-объект как имиджевый элемент в городской среде Владивостока / О.Г. Обертас, Н.С. Червонка // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №№ 1. - С. 228-234.

For citation: Obertas, O.G. Art-object as an image element in an urban environment of Vladivostok / O.G. Obertas, N.S Chervonka // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. - 2016. - № 1. - P. 228-234.

Дата поступления: 09.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.