Научная статья на тему 'Армяно-турецкий конфликт в современном политическом пространстве'

Армяно-турецкий конфликт в современном политическом пространстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ГРУЗИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овощникова А.С., Боташева А.К.

В статье исследуются современные политические процессы, связанные с армяно-турецким конфликтом, своеобразие которого на данном этапе доказывает все многообразие, сложность и противоречивость современной политической жизни. Но все же можно предположить, что Турция первоначально будет искать предлог для восстановления дипломатических отношений с Арменией, что будет шагом модернизации внешней политики в регионе, выстраивания альянса с Ереваном и Тбилиси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Армяно-турецкий конфликт в современном политическом пространстве»

России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права» [4, с. 312]. Таким образом, несмотря на роль НАТО как военно-политической структуры, в ее действиях все четче обнаруживается желание выстроить границу между эксплицитными целями (борьба с агрессором или терроризмом) и имплицитными целями (защита участниками своих геополитических интересов).

Список литературы:

1. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: дисс. ... д-ра полит. наук. - Краснодар, 2009. - С. 147.

2. Боташева А.К. Государственный терроризм как инструмент внешней политики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 2. - С. 350.

3. Боташева А.К. Эскалация государственного терроризма // Власть. -2009. - № 4. - С. 69.

4. Волочаева О.Ф. «Безопасность» в политическом дискурсе: смыслооб-разующий аспект // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - С. 312.

5. Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Глобализация, интересы России и кризис СНГ // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 5.

6. http://www.anti-nato.com/politika-nato/prestupleniya-nato-i-ssha.html.

7. http://www.anti-nato.com/politika-nato/prestupleniya-nato-i-ssha.html.

8. http://www.Regnum.ru.

9. http://www.Lenta.mk.ua.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЙ КОНФЛИКТ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Овощникова А.С.*, Боташева А.К.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

В статье исследуются современные политические процессы, связанные с армяно-турецким конфликтом, своеобразие которого на данном этапе доказывает все многообразие, сложность и противоречивость современной политической жизни. Но все же можно предположить, что Турция первоначально будет искать предлог для восстановления ди-

* Студент Института международных отношений.

* Профессор кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, доктор политических наук, доцент.

пломатических отношений с Арменией, что будет шагом модернизации внешней политики в регионе, выстраивания альянса с Ереваном и Тбилиси.

Ключевые слова: Турция, Армения, Азербайджан, Грузия, глобали-зационные тенденции, геополитический альянс.

Армяно-турецкий конфликт зародился более 500 лет назад. Начало конфликту было положено при вхождении Армении в состав Османской империи. Начиная с 16-го века османо-армянские отношения оставались неоднозначными. В самом Константинополе был учрежден Армянский патриархат по османской инициативе. Число армянских жителей в городе увеличивалось, они пользовались поддержкой султана и находились в более выгодном положении, по сравнению с армянским населением исторической Армении. С начала 18 века Османская империя начала терять авторитет и клонилась к упадку. С наступлением тяжелых времен для Османской империи выросли подозрения в адрес христианских подданных. Сыграла свою роль и Российская империя, решительно покровительствовавшая христианским народам, и взявшая под свой патронаж Армению.

В это время при султане Абдул-Гамиде II в Турецкой Армении начали стремительно ухудшаться условия жизни. Армяне теперь считались гражданами второго сорта, им запрещалось носить оружие, поэтому они часто становились жертвами курдских мародеров и османских сборщиков налогов [7]. Но в Стамбуле они по-прежнему пользовались значительными привилегиями. Путем организации отдельных национальных сообществ, армяне осуществляли некоторое самоуправление. Ими же во многом были укомплектованы и османские государственные службы.

В 1895 году по распоряжению Абдуд-Гамида были сформированы вооруженные отряды, целью которых было «окончательное разрешение армянской проблемы» путем массовых истреблений в таких городах, как Стамбул, Ван, Харпут и других. Армянские революционеры приняли ответные меры и захватили Оттоманский банк в Стамбуле и обратились за помощью к европейским державам. Это стало сигналом к всеобщей армянской резне, во время которой погибло по разным данным от 100 тыс. до 300 тыс. армян [6].

В 1908 году в Турции произошла революция, возглавляемая так называемыми младотурками. Ими были провозглашены конец деспотического правления Абдул-Гамида II и начало нового курса в отношении национальных меньшинств империи. Движение младотурок было поддержано армянским населением, которое также приняло участие в формировании нового правительства.

Участие Турции в Первой мировой войне внесло свои коррективы в отношении армянского народа. Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые этнические аресты армянской интеллектуальной, религиозной и культурной диас-

поры. Многих губернаторов сместили со своих постов и заменили людьми из подчинения младотурок. После предварительных арестов все армянские привилегированные слои общества были собраны в Стамбуле и депортированы, либо казнены. Важно отметить, что некоторые турецкие семьи прятали армянское население от властей, тем самым, спасая их. Тем не мене, по некоторым оценкам, жертвами геноцида армян стали около полутора миллиона человек.

В 1918 г. после подписания Брестского мирного договора русские войска покинули Закавказье, и новообразованное армянское государство было захвачено турецкой армией. На оккупированных территориях продолжались этнические чистки армянского населения. 10 августа 1920 г. во Франции был подписан договор, по которому Армения признавалась Турцией свободным и независимым государством. Обе стороны были согласны подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ и принять условия о доступе Армении к Черному морю. Однако договор не вступил в силу, поскольку новое правительство Турции отказалось его утвердить.

Последующий Александропольский мирный договор, заключенный 3 декабря 1920 г., завершил турецко-армянскую войну. Армения потерпела поражение и обязывалось отозвать из Европы и Америки свои делегации, а также признать недействительными все договоры, заключенные во вред Турции. За Турцией оставалось право контроля железных дорог и прочих путей сообщения Армении. Помимо этого в договоре были обсуждены права мусульманского населения Армении и возвращение беженцев.

На следующий день на территорию Армении вошла часть войск Красной армии и Советской Арменией был аннулирован действующий договор. Отношения между Арменией и Турцией были окончательно оформлены Карским мирным договором, подписанном 13 октября 1921 года [5]. Турция была одной из первых стран, признавших независимость Армении после распада Советского Союза в 1991 году. Однако на данном этапе отношения между двумя государствами характеризуются как крайне холодные. На это влияют несколько факторов:

- поддержка Турцией Азербайджана в Карабахском конфликте;

- отсутствие дипломатического представительства между двумя сторонами;

- армянская диаспора и Армения продолжают деятельность по признанию геноцида в различных странах мира [4];

- отрицание Турцией факта геноцида армян в Османской империи. При этом она предлагает создать совместную комиссию для изучения событий начала 20 века, когда погибали как армяне, так и турки.

На современном этапе развития армяно-турецких отношений Анкарой периодически поднимается тема открытия армяно-турецкой границы, блокированной Анкарой с 1993 года из-за карабахской войны. Она начала активно фигурировать на общественных и политических площадках с 2009 го-

да, когда Ереван и Анкара на уровне МИД подписали два протокола о намерении установить дипотношения и открыть границу.

Часть политологов предполагает, что сообщение в турецких СМИ об открытии границы с Арменией не более чем пиар-ход, рассчитанный к столетию геноцида. Но современный политический процесс как возникновение и последовательность политических реалий можно охарактеризовать в виде многовариантного, разновекторного процесса, сопровождающего событийную сторону политической жизни [1, с. 114]. Поэтому, на наш взгляд, заинтересованность Армении во внешнеторговом балансе и заинтересованность Турции в геополитическом присутствии на Кавказе приведет к тому, что этот вопрос когда-то решится положительно. Тем более, что граница с Арменией будет считаться границей Таможенного и Евразийского союзов.

Сейчас между странами, несмотря на закрытые границы и отсутствие дипотношений, осуществляются регулярные авиарейсы Ереван-Стамбул и идет достаточно оживлённая торговля. Товарооборот, в условиях существующих ограничений, составляет, по приблизительным расчетам, порядка $300-$350 млн. в год, и должен вырасти в три-четыре раза. То, что до сих пор Турция не осуществила данное намерение, политологи объясняют высоким лояльным отношением Турции к Азербайджану.

По всей видимости, сохранение дружественных отношений с Азербайджаном ставит серьезные преграды перед Турцией, пролонгирующей срок открытия границы с Арменией, теряя экономическую и геополитическую выгоду. Таким образом, армяно-азербайджанские отношения, связанные с урегулированием карабахского конфликта, напрямую влияют на отношения Турции и Армении. 8-9 августа 2014 года состоялся саммит президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Сочи при посредничестве президента России Владимира Путина, последовавший за трехсторонней встречей в Уэльсе при участии госсекретаря США Джона Керри, а так же готовящаяся встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении в формате 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, затем еще один возможный саммит 27 октября Алиева и Саргсяна в Париже при посредничестве Минской группы ОБСЕ и участии президента Франции Франсуа Олланда - все эти интенсивные переговоры должны дать позитивный результат, который положительно скажется и на армяно-турецких отношениях [2, с. 497].

С другой стороны, подтолкнут Турцию к положительному решению вопроса глобализационные тенденции, сковавшие международный имидж Турции [3, с. 86]. Неожиданное протестное движение, развязанное в связи с реконструкцией парка гази в Стамбуле, крупный коррупционный скандал с участием ближайшего окружения Эрдогана, просчеты турецкой внешней политики во время «арабской весны» и ее участие в сирийских событиях послужили поводом Брюсселю «заморозить» переговорный процесс по интеграции Турции в ЕС. Грузия, считающаяся постоянным стратегическим

партнером Азербайджана и Грузии, тоже отошла на нейтральные позиции касательно вопроса армянского геноцида. Все это подтвердило геополитическую подоплеку многих событий, связанность с нерешенным армянским вопросом, что делает уязвимой политическую фигуру Реджепа Тайипа Эрдога-на, который намерен выставить свою кандидатуру на пост президента страны.

Поэтому нельзя исключать вероятности того, что Турция первоначально будет искать предлог для восстановления дипломатических отношений с Арменией, что будет шагом модернизации внешней политики в регионе, выстраивания альянса с Ереваном и Тбилиси. Армению должен устраивать такой формат событий, так как он будет нивелировать карабахскую проблему, переводя ее в новое русло, более выгодное Армении, учитывая возможность складывания иного баланса сил в регионе.

Список литературы:

1. Боташева А.К. Современный политический процесс как событийная сторона политической жизни // KANT. - 2012. - № 3(6). - С. 114.

2. Боташева А.К. Сравнительно-политологическое исследование международных организаций в структуре современной мировой политики // European Social Science Journal. - 2014. - № 5-2. - С. 497.

3. Боташева А.К. Основные проблемы глобализации мировой экономики как детерминирующие факторы современного терроризма // Право и политика. - 2009. - № 2. - С. 86.

4. http://politcom.ru/9997.html.

5. Шр://сооЬеега!сот/Вильсоновская_Армения.

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/490392.

7. https://lib.rus.ec/b/293388.

ПОЛИТИКО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕГО

© Халкечев Д.Х.*, Боташева А.К.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Современный политический процесс имеет компоненты борьбы за управление не только отдельными странами, но и миром в целом. Важное значение имеет анализ влияния на рост военных столкновений экс-

* Аспирант кафедры Политологии и истории.

* Профессор кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, доктор политических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.