Научная статья на тему 'Армения между Россией и ЕС'

Армения между Россией и ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
605
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ЕС / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ОБЩАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ (ОВПБ) ЕС / COMMON FOREIGN AND SECURITY POLICY (CFSP) OF THE EU / ARMENIA / EU / EASTERN PARTNERSHIP / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арутюнян О. В.

Рассмотрен процесс принятия программы ЕС «Восточное партнерство». Выявлены и осмыслены причины вступления Армении в Восточное партнерство. Дан краткий анализ внешней политики Армении. Предпринята попытка оценить влияние участия в Восточном партнерстве на отношения с Россией на примере Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adoption of EU «Eastern Partnership» program is described in the article. The reasons of Armenias joining Eastern partnership are found out and comprehended. A brief analyses of Armenian foreign policy is presented. An attempt to appraise the influence of Armenias participation in EaP on relations with Russia is undertaken.

Текст научной работы на тему «Армения между Россией и ЕС»

© Арутюнян О.В., 2011

УДК 327.7 ББК 66.4(08)

АРМЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

О.В. Арутюнян

Рассмотрен процесс принятия программы ЕС «Восточное партнерство». Выявлены и осмыслены причины вступления Армении в Восточное партнерство. Дан краткий анализ внешней политики Армении. Предпринята попытка оценить влияние участия в Восточном партнерстве на отношения с Россией на примере Армении.

Ключевые слова: Армения, ЕС, Восточное партнерство, внешняя политика, Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) ЕС.

Восточное партнерство (ВП) Европейского союза с момента своего появления сопровождалось волной споров и разобщенностью во взглядах. Это направление в политике ЕС вызывает большой интерес у многих отечественных и зарубежных политиков и экспертов. Все сказанное подтолкнуло автора данной статьи к рассмотрению этого вопроса.

С подписанием в феврале 1992 г. Договора о Европейском союзе в Маастрихте (Нидерланды), раздел 5 которого посвящен положениям об общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ), началась новая страница в истории ЕС, связанная с осуществлением этой политики на практике [3]. После расширения в 2004 г. у ЕС появились не только новые государства-члены, но и новые соседи, отношения с которыми развивали по программе «Европейская политика соседства». В 1995 г. был запущен «Барселонский процесс» (сотрудничество ЕС и стран Средиземноморского бассейна), в июле 2008-го - создан Средиземноморский союз. По инициативе Финляндии ЕС в рамках проекта «Северное измерение» выстраивал отношения со странами Балтии, Северной Европы и России.

ВП является еще одним измерением Политики европейского соседства. Начало ВП было положено инициативой Польши.

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, выражая свою точку зрения относительно ВП, заявил, что подобно Средиземноморскому союзу, ВП укрепит политику соседства ЕС. И если к югу от границ ЕС расположены государства-соседи Европы, то к востоку - европейские государства, и, согласно условиям Римского договора, они имеют полное право подать заявку на вступление в Европейский союз, выполнить условия присоединения к ЕС и, возможно, стать государствами-членами Союза [12]. Однако следует отметить, что глава польского внешнеполитического ведомства на том этапе говорил лишь о трех странах (Белоруссии, Молдавии и Украине). Армения, Азербайджан и Грузия были включены позднее. Официально ВП было учреждено в мае 2009 г. на Пражском саммите.

Но ни одно из направлений ОВПБ ЕС не вызвало столько споров, негативных оценок, особенно со стороны российских экспертов, сколько возникло с принятием ВП. В чем же причина? Возможно, то, что Россия не принимает участие в ВП, стало поводом считать, что в нем присутствует антироссийская направленность. Так ли это? Рассмотрим на примере одной из участниц ВП - Армении. Каковы ее интересы в ВП?

Для начала следует вспомнить, что армяне (основное население Армении) по разным историческим причинам проживают во многих странах мира. Причем армянская диаспора в несколько раз превышает население

самой Армении, которое составляет около 3 млн человек. В России проживает 1 млн 130 тыс. армян, в США - 1 млн, а в Европе -более 700 тыс. армян [10]. Естественно, что большинство государств стремятся защищать интересы своих граждан и диаспоры за рубежом, а сделать это невозможно, не имея хороших отношений со странами, в которых они проживают. Армянская диаспора (или «спюрк») поддерживает связи с Родиной, несмотря на расстояние. Она помогает распространять культуру, язык, традиции, а также оказывает финансовую поддержку Армении, и очень существенную. Осуществляется такая помощь посредством благотворительных фондов, одним из которых является международный благотворительный фонд «Телетон». Ежегодно в режиме прямой трансляции по спутниковому каналу армянская диаспора в День благодарения начинает сбор пожертвований на строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения для плохо развитых районов Армении и Нагорного Карабаха. Каждый армянин жертвует сколько может (от 10 долларов до миллионов - таков разброс взносов). По результатам 11-го «Телетона», прошедшего в

2008 г., было собрано 35 млн долл. (в 2009-м -15,9 млн, в 2007-м - 15,2 млн, в 2006-м - 13,7, в 2005-м - 7,7 млн) [13]. Для того чтобы оценить масштаб, достаточно знать, что бюджет Армении на 2009 г. составил 3 306 878 тыс. долл. [8]. Из этого следует, что ежегодный приток таких средств жизненно необходим Армении, особенно после распада СССР, войны в Нагорном Карабахе.

Армения - аграрно-индустриальная страна, небогатая ресурсами и не имеющая выхода к морю. Она граничит с Грузией, Ираном, сотрудничество с которыми позволяет развиваться. Но ухудшение российско-грузинских отношений сказывается на Армении, ведь российский газ в Армению поступает через Грузию. По той же причине использование наземного транспорта для перемещения из России в Армению сейчас очень осложнилось, приходится обращаться к авиаперевозкам, которые значительно дороже. Также соседями Армении являются Азербайджан и Турция, отношения с которыми очень напряженные. Армения не может простить Турции геноцид 1915 г., когда было уби-

то 1,5 млн армян. Армения добивается признания этого факта международным сообществом, а Турция этому препятствует. Между двумя странами долгое время отсутствовали дипломатические отношения, граница между ними закрыта с 1993 года. Неудивительно, что Армения надеется на помощь влиятельных участников мирового сообщества, таких как ЕС, для признания геноцида и решения Карабахского вопроса. Интересно то, что с 2009 г., когда было запущено Восточное партнерство, в отношениях Армении и Турции наметились позитивные сдвиги, разработана «дорожная карта» поэтапного урегулирования связей между Анкарой и Ереваном.

С Азербайджаном отношения были прерваны после войны в Нагорном Карабахе. На данном этапе Нагорный Карабах носит статус де-факто государства, ведутся переговоры между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России. Сейчас Нагорный Карабах не участвует в переговорах, в которых решится его будущее, его интересы представляет Армения. Да, он не является государством де-юре. Но важен тот факт, что Москва настаивала на участии Абхазии и Южной Осетии в переговорах, касающихся их будущего, и ЕС дал согласие. Да, формат был несколько иной, они не позиционировались как независимые государства, но их судьба решалась с их участием. Конечно, признание независимости Косово, признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии вызывают вопрос, почему такие прецеденты международного права не распространились и на Карабах [4]. Уже более 15 лет Нагорный Карабах восстанавливает свою территорию после войны с Азербайджаном, строит демократическое государство, но угроза нового вооруженного конфликта все еще есть. Военная мощь Азербайджана, армия которого насчитывает свыше 128 тыс. солдат [7], намного превышает совокупные силы Армении и Нагорного Карабаха - 80 тыс. солдат [1]. В такой ситуации очевидно желание Армении сотрудничать с Европой, ведь Союз признал независимость Косово, да и в вопросе Южной Осетии и Абхазии к ЕС обращались как к третейскому судье. Но сотрудничество с Европой не расценивается Армени-

ей как антироссийское, и тем более оно не означает охлаждения отношений с Москвой. Подтверждением служит речь Президента Армении С. Саргсяна на саммите «Восточное партнерство» 7 мая 2009 г., в которой он говорит, что достижение успеха возможно, если следовать принципу «во имя», а не «против» чего-либо [2].

ВП порой трактуется как перспектива вступления в ЕС. Но достаточно вспомнить Копенгагенские критерии (критерии вступления в ЕС), чтобы понять, что ни Армения, ни другие участники ВП им не соответствуют, и в ближайшем будущем ситуация не изменится. Так, нет соответствующего европейским стандартам развития экономики, демократии и т. д. Да и географически Армения расположена в Азии, а не в Европе (хотя данный критерий Маастрихтского договора имеет исключения, например, в отношении Кипра).

Однако вступление в Европейский союз не является целью Армении в отношениях с ЕС уже потому, что независимость страна приобрела не так давно. Армения как суверенное государство имеет полное право выстраивать свои, не зависимые ни от кого международные отношения. Россия на данном этапе, после распада СССР, провозглашает развитие стратегического партнерства по разным направлениям и дружеские отношений со многими странами и регионами мира [5]. Но нельзя отрицать права других государств на аналогичную позицию, ведь Россия в отношениях с той же Европой как развитая и сильная держава обходится без посредников. А постсоветские государства все еще рассматриваются многими политиками и политологами как зависимые от России, которые должны при принятии решений консультироваться с ней, а если этого не происходит, то считается, что они настроены антироссийски. Да, существуют факты, подтверждающие то, что, строя свои отношения с Западом, бывшие республики Советского Союза портят отношения с Россией. Пример - Грузия после прихода Саакашвили. Но не стоит воспринимать это мнение в качестве аксиомы. Возможно, России нужно помочь постсоветским государствам найти свой путь, развивая хорошие отношения и

предоставляя возможность таких отношений с другими странами и сообществами без какого-либо посредничества. Кстати, именно участие Грузии и Украины в ВП стало поводом рассматривать ВП как нацеленное против России. Сейчас улучшились отношения с Украиной, но нестабильны с Белоруссией. Что касается Армении, то у нее и России всегда были хорошие дружеские отношения. Значит ли, что ее вступление в ВП это изменит?

Во-первых, не следует забывать, что, у Европы есть определенные договоренности с Россией, отношения с которой очень важны для Союза. А во-вторых, Армения понимает, какую роль играет для нее Россия. Об этом говорил посол Армении в России А. Смбатян (2002-2009 гг.): «На протяжении веков Россия была для Армении дверью в мир. Русский язык служил ключом к этой двери, а российская государственность была залогом безопасности армян. Восстановление государственности Армении не отдалило ее от России, а наоборот, упрочило дружбу между народами, сняв предпосылки для идеологически утвержденных отношений между “старшим” и одним из “младших братьев”. Сегодня есть два равноправных партнера, которым полезно сотрудничать и приятно дружить» [9].

Сейчас Армения поддерживает дипломатические отношения со 140 странами, на территории страны расположены 25 посольств: России, США, ЕС, Белоруссии, Бразилии, Болгарии, Китая, Египта, Франции, Грузии, ФРГ, Греции, Индии, Италии, Казахстана, Ливана, Литвы, Польши, Румынии, Мальты, Сирии, Туркменистана, Украины, Великобритании, НКР. Также Армения является участницей многих международных организаций [11]. В целом внешней политике Армении свойственна концепция «комплемента-ризма», или политика «взаимодополнения», что подразумевает баланс интересов сторон (постсоветских государств и западных держав), отсутствие определенной ориентации в своей внешней политике (прозападной либо пророссийской). Армения не пошла на разрыв отношений с Россией, но и отношения с Западом сумела сохранить. У такой политики есть безусловный минус: баланс необходимо сохранять постоянно, что осложняется

тем, что в случае ухудшения отношений между влиятельными странами легко можно стать «разменной монетой» в играх ведущих мировых держав. Вести сложную многовекторную политику гораздо труднее, чем поддерживать хорошие отношения лишь с одним влиятельным государством. Но если это удается (а у Армении пока получается), то смена власти и положения дел у ведущих держав не отразятся на стране, которая имеет с ними хорошие отношения. Армения - одна из немногих постсоветских республик, придерживающаяся такого подхода во внешней политике. Большинство республик выбрали одно приоритетное направление для своей внешней политики, в основном прозападное. Кстати, такая политика Армении также является поводом не расценивать участие Армении в ВП как имеющее антироссийскую направленность [6]. ВП для Армении - это необходимость, обеспечивающая национальную безопасность страны и ее экономическое развитие.

Таким образом, очевидно, что Восточное партнерство не стоит рассматривать только с негативной стороны, оно не носит антироссий-ский характер для всех участников. Так, для Армении это возможность отчасти преодолеть свое анклавное положение, наладить связи с европейскими государствами, а также с помощью Европы решить некоторые политические и экономические вопросы, сохранить связи со своей диаспорой. Но Россия была и остается стратегическим партнером Армении, и отношения с Европой этого не изменят.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вооруженные силы Армении // Википедия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/Армия_Армении. - Дата обращения: 10.02.2010.

2. Выступление Президента Сержа Саргсяна на саммите «Восточное партнерство» // Официальный сайт Президента Армении. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: URL: http:// www.president.am/events/statements/rus/ ?year=2009&pn=2&id=40. - Дата обращения:

15.04.2010.

3. Договор о ЕС с изменениями, внесенными Амстердамским и Ниццким договорами / Москов-

ская государственная юридическая академия, Кафедра права Европейского Союза ; Центр права Европейского Союза. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents /legislation/uchred_docs/evr_soiuz_nice.htm. - Дата обращения: 04.05.2010.

4. Евросоюз согласился на участие Абхазии и Южной Осетии в переговорах по кавказскому кризису // Новости в мире. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.newsru.com /world/14oct2008/es.html. - Дата обращения:

21.03.2010.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rg.ru /oficial/doc/sng/concep.shtm. - Дата обращения:

17.05.2010.

6. Минасян, С. Некоторые концептуальные основы внешней политики Армении / С. Минасян // Хайинфо-диаспора. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.hayinfo.ru/ru/analytics /policy/50760.html. - Дата обращения: 11.05.2010.

7. Национальная армия Азербайджана // Википедия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //ru.wikipedia. org/wiki/Национальная_ армия_Азербайджана. - Дата обращения:

10.02.2010.

8. Парламент Армении принял бюджет на

2009 г. // ИА Регнум. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ 1090403.html. - Дата обращения: 06.02.2010.

9. Смбатян, А. Старое и новое во внешней политике Армении / А. Смбатян // Независимая газета. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. ng.ru/politics/2003-06-04/2_armenia.html. - Дата обращения: 03.05.2010.

10. Численность армян в странах мира по данным журнала «Nouvelles d’Armenie» (Франция) // Армпортал. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.armportal.ru/184-armjanskaja-diaspora.html. - Дата обращения:

11.10.2010.

11. International Relations // Министерство иностранных дел Армении : [сайт]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mfa.am/. - Дата обращения: 06.06.2010.

12. Renata Goldirova. Eastern Partnership’ could lead to enlargement, Poland says // Обозреватель ЕС (ИЮОбзевер.ком). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://euobserver.com/9/26211/?rk=1. -Дата обращения: 18.03.2010.

13. Telethon - Armenian Fund // Фонд Армении. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.armeniafund.org/telethon/telethon-2008 /telethon_2008.php. - Дата обращения: 11.11.2010.

ARMENIA BETWEEN RUSSIA AND THE EU

О. V. Arutyunyan

The adoption of EU «Eastern Partnership» program is described in the article. The reasons of Armenia’s joining Eastern partnership are found out and comprehended. A brief analyses of Armenian foreign policy is presented. An attempt to appraise the influence of Armenia’s participation in EaP on relations with Russia is undertaken.

Key words: Armenia, EU, Eastern Partnership, foreign policy, Common Foreign and Security Policy (CFSP) of the EU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.