Научная статья на тему 'Арктические коммуникации в глобальной экономике и развитие Северного морского пути'

Арктические коммуникации в глобальной экономике и развитие Северного морского пути Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
516
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / национальная безопасность / морские коммуникации / энергетические и минеральные ресурсы / биологические ресурсы / Северный морской путь. / the Arctic / national security / maritime communications / energy and mineral resources / biological resources / the Northern Sea Route.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич, Селин Владимир Степанович

Обосновано, что освоение Арктики должно рассматриваться как масштабная и долговременнаяинвестиция в обеспечение ресурсного потенциала России, являющейся монопольным обладателем сырьевогопотенциала для глобальной экономики на длительное время. Рекомендован комплекс научно обоснованныхоборонно-политических, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий для защитынациональных интересов Российской Федерации в Арктике, развития арктических морских коммуникацийс учетом тенденций глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич, Селин Владимир Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arctic communication in the global economy and the development of the .orthern Sea Route

It has been substantiated that development of the Arctic should be regarded as a large-scale and longterm investment in the maintenance of the resource potential of Russia being the exclusive owner of the resource potential of the global economy for a long time. A number of scientifically based military and political, socioeconomic, organizational and legal measures to protect the national interests of Russia in the Arctic as well as the development of the Arctic sea communications taking into account trends in the global economy have been recommended.

Текст научной работы на тему «Арктические коммуникации в глобальной экономике и развитие Северного морского пути»

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 369-372

УДК 33:332.1

С. А. Агарков, В. С. Селин

Арктические коммуникации в глобальной экономике и развитие Северного морского пути

S. A. Agarkov, V. S. Selin

Arctic communication in the global economy and the development of the Northern Sea Route

Аннотация. Обосновано, что освоение Арктики должно рассматриваться как масштабная и долговременная инвестиция в обеспечение ресурсного потенциала России, являющейся монопольным обладателем сырьевого потенциала для глобальной экономики на длительное время. Рекомендован комплекс научно обоснованных оборонно-политических, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике, развития арктических морских коммуникаций с учетом тенденций глобальной экономики.

Abstract. It has been substantiated that development of the Arctic should be regarded as a large-scale and longterm investment in the maintenance of the resource potential of Russia being the exclusive owner of the resource potential of the global economy for a long time. A number of scientifically based military and political, socioeconomic, organizational and legal measures to protect the national interests of Russia in the Arctic as well as the development of the Arctic sea communications taking into account trends in the global economy have been recommended.

Ключевые слова: Арктика, национальная безопасность, морские коммуникации, энергетические и минеральные ресурсы, биологические ресурсы, Северный морской путь.

Key words: the Arctic, national security, maritime communications, energy and mineral resources, biological resources, the Northern Sea Route.

Введение

13-14 мая 2015 г. Мурманским государственным техническим университетом совместно с Кольским научным центром РАН и Федеральным государственным унитарным предприятием атомного флота (ФГУП) "Атомфлот" проведена VI Всероссийская морская научно-практическая конференция "Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике. Арктика - 2015". Конференция проводилась в соответствии с планом Морской коллегии при Правительстве РФ под патронатом председателя Морской коллегии Д. О. Рогозина.

Конференция состоялась на борту барка "Седов" и атомного ледокола "Ленин" в честь 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне и 100-летия первого сквозного плавания по Северному морскому пути в западном направлении, выполненного экспедицией Б. А. Вилькицкого в 1914-1915 гг.

Целью конференции явилась оценка изменяющегося значения Арктики в глобальном мире в условиях современных геополитических и экономических изменений и нарастания тенденций формирования многополярной конструкции международных отношений.

Работу конференции открыла губернатор Мурманской области М. В. Ковтун, которая в своем выступлении подчеркнула, что этот форум проходит в знаменательное время - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Губернатор и Правительство Мурманской области традиционно поддерживают проведение в г. Мурманске морских конференций под эгидой Морской коллегии при Правительстве России. Она отметила, что нынешняя VI Всероссийская морская научно-практическая конференция "Арктика - 2015" на борту барка "Седов" призвана продемонстрировать возрождение интереса россиян к арктической тематике; освоение Арктики приобретает сегодня все большее значение для социально-экономического развития нашей страны и соблюдения баланса интересов между всеми приарктическими государствами.

С приветствиями выступили командующий Северным флотом адмирал В. И. Королев, председатель Мурманской областной думы контр-адмирал М. В. Ильиных, генеральный директор ФГУП "Атомфлот" В. В. Рукша и ректор МГТУ С. А. Агарков.

369

Агарков С. А., Селин В. С. Арктические коммуникации в глобальной экономике...

Освоение Арктики - масштабная и долговременная инвестиция в обеспечение ресурсного потенциала России

В ходе конференции проводились пленарное заседание и шесть научных сессий.

В своем пленарном докладе академик П. А. Минакир обосновал, что освоение Арктики должно рассматриваться как масштабная и долговременная инвестиция в обеспечение ресурсного потенциала России, являющейся монопольным обладателем сырьевого потенциала для глобальной экономики на длительное время. При этом арктические ресурсы с экономической точки зрения являются замыкающими ресурсами (имеются в виду глобальные балансы наиболее важных сырьевых компонент вектора глобальных продуктов). Член-корреспондент РАН В. И. Богоявленский отметил, что освоение морских месторождений Арктики требует решения сверхсложных технических и технологических задач, которые еще не решены в мировой практике. Особую значимость имеет необходимость выполнения арктических проектов на самом высоком уровне безопасности, что с учетом экстремально сложных природно-климатических условий, в частности субмаринной криолитозоны и ряда других проблем, представляется крайне сложным процессом.

В секционных заседаниях выступило более 80 специалистов по самым различным направлениям. Отмечены рост напряженности в международных отношениях в связи с украинским кризисом и "войной санкций", а также тот факт, что США считает необходимым активизировать работу по укреплению своего влияния в Северном Ледовитом океане и обеспечить там "влиятельное национальное присутствие" для защиты своих интересов и демонстрации морской мощи.

На конференции дан прогноз, что основными угрозами национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации в Арктическом океанском районе на ближайшую перспективу будут:

- активизация военной (военно-морской) деятельности США и стран НАТО и рост ее масштабов в Арктическом регионе и прилегающих акваториях;

- стремление США и НАТО установить контроль над объектами ядерного комплекса РФ в зоне флота и оказывать нужное для Запада влияние на характер деятельности стратегического межвидового объединения "Северный флот";

- действия ведущих стран Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона по юридическому закреплению "интернационализации" Северного морского пути и потенциальная возможность использования военных ресурсов для обеспечения своей экономической деятельности в Арктическом регионе.

Развитие и применение РФ оборонного потенциала в Арктической зоне рассматривается в качестве вынужденной меры парирования возможных угроз и пресечения агрессивных действий в отношении Российской Федерации, создания благоприятных условий для реализации и защиты национальных интересов РФ в этом важном регионе. Создание и дальнейшее усиление возможностей Объединенного стратегического командования (ОСК) "Северный флот" - адекватный ответ агрессивным устремлениям США и Запада в Арктике.

Значительный конфликтный потенциал также заложен в попытках неарктических стран получить доступ к ресурсам Севера. Кроме этого, Финляндия, Япония, Республика Корея также считают богатства российского сектора Арктики "достоянием мирового сообщества".

Участники конференции отметили также, что историческое исследование арктических морей и Северного морского пути началось после создания российского Военно-морского флота. Основным субъектом этого процесса являлась гидрографическая служба ВМФ, а непосредственными исполнителями -офицеры, унтер-офицеры и рядовые чины отечественного флота. Не умаляя заслуг зарубежных полярных исследователей, следует все же признать, что именно Россия внесла наибольший вклад в дело освоения Северного морского пути. Открытие Северной Земли гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана в 1913 г. и включение ее в состав территории нашего государства обеспечили сохранение контроля над трассой Северного морского пути в последующие годы. В советский период освоение Северного морского пути и развитие арктических коммуникаций стало продолжением дела, начатого гидрографической службой Российского Императорского флота.

В целом можно констатировать, что при анализе стратегических вызовов и экономического сотрудничества, а также выработке перспективной морской политики по защите национальных интересов в Российской Арктике следует исходить из двух основополагающих принципов:

- глобальности: Российская Арктика является составной частью мировой Арктики, и все процессы в ней необходимо исследовать и решать с учетом международных тенденций и нормативных актов, расстановки действующих здесь сил;

- суверенности: Российская Арктика является важнейшей частью национальной социальноэкономической системы, и все меры регулирования должны быть направлены на защиту национальных интересов и суверенитета РФ, особенно учитывая рост напряженности в последние годы.

370

Вестник МГТУ, том 18, № 3, 2015 г.

стр. 369-372

Основные рекомендации научно обоснованных оборонно-политических, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий

По итогам работы конференции были приняты следующие основные рекомендации.

В области обеспечения национальных интересов в Арктике и геополитики:

- разграничить с другими государствами зоны функциональной юрисдикции в Северном Ледовитом океане и оформить права России на районы хребтов Ломоносова и Менделеева;

- разработать единую информационную автоматизированную структуру мониторинга Арктического региона;

- при региональном прогнозировании учитывать возможности различных вариантов программ, которые будут отличаться друг от друга не составом мероприятий (это задача более ранней стадии прогнозирования), а степенью вероятности реализации одних и тех же мероприятий, которая определяется как внешними, так и внутренними факторами функционирования социально-экономической системы;

- формировать транспортную геополитику России в Арктике, во-первых, на основе учета всех особенностей "геополитической игры" с другими членами и наблюдателями Арктического совета; во-вторых, исходя из сложившейся новой геополитической ситуации на евразийском континенте, большая часть северной морской границы которого приходится на Россию как члена нового фактора геополитической игры - Евразийского экономического союза. В-третьих, транспортная геополитика России должна основываться на развитии арктической сети морских, сухопутных и воздушных коммуникаций и разветвленной транспортной инфраструктуры военного и гражданского назначения.

В области военно-морской деятельности и обеспечения суверенитета:

- продолжить работу по исследованию проблем влияния последствий развертывания ПРО в Арктике и возможных негативных последствий обеспечения национальных интересов Российской Федерации;

- считать целесообразным объединение усилий различных ведомств в вопросах морской (военно-морской) деятельности Военно-морского флота, Пограничной службы ФСБ, МЧС России и т. д. в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации в Арктике;

- считать необходимым восстановление аэродромной сети в Арктике и обеспечение ее силового прикрытия силами противовоздушной обороны (ПВО), а также специальных наземных бригад;

- признать чрезвычайно важным в Арктике создание условий стабильности и противодействия эскалации напряженности относительно РФ для обеспечения устойчивого развития в регионе.

В сфере развития транспортной инфраструктуры и освоения Северного морского пути:

- разработать комплексный сценарный прогноз грузопотоков Северного морского пути на период до 2030 г. в зависимости от изменения конъюнктуры основных мировых энергетических рынков и других базовых факторов;

- создать режим благоприятствования для междугородных перевозок, в том числе с использованием механизма портовых особых экономических зон, формированием транзитного морского коридора "Европа - Азия";

- восстановить инфраструктуру арктических коммуникаций, в первую очередь портов действующих (Хатанга, Диксон, Тикси, Певек и др.) и вновь создаваемых (Индига, Сабетта, Харасавей и др.) в соответствии с перспективным ростом грузопотоков, в том числе транзитных;

- поддерживать ледокольный флот (включая новое строительство) на уровне, необходимом для обеспечения перспективных перевозок в условиях меняющейся ледовой обстановки;

- создать привлекательные для перевозчиков условия на трассе Северного морского пути (тарифное регулирование, страхование, система мер безопасности и т. п.);

- совершенствовать нормативное правовое обеспечение "экономики" морской коммуникации, включая принятие системного полномасштабного закона "Об обеспечении национальных приоритетов в акватории Северного морского пути".

В области морского природопользования и развития промышленного рыболовства:

- повысить значимость рентных платежей, позволяющих реализовать полномочия государства как собственника природных ресурсов;

- модернизировать схему распределения квотируемых водных биологических ресурсов;

- развивать современные направления изготовления новых видов стерилизованной рыбной продукции;

- обеспечить загрузку отечественных судоремонтных предприятий за счет оптимизации затрат на ремонт промысловых судов.

В области модернизации освоения и транспортировки энергетических ресурсов Арктики:

- оптимизировать и диверсифицировать развитие топливно-энергетического комплекса, разработать стратегические планы внедрения инновационных технологий по освоению природных ресурсов;

- повысить качество научно-экономического обоснования пространственной и отраслевой организации освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ;

371

Агарков С. А., Селин В. С. Арктические коммуникации в глобальной экономике...

- при реализации крупномасштабных энергетических проектов, в том числе на шельфе, всесторонне учитывать интересы всех сторон, а именно: государства, компаний-инвесторов, регионов, инфраструктурных предприятий, общественных организаций, коренного населения;

- модернизировать институциональную среду в целях создания благоприятного инвестиционного климата и экономико-правового поля для реализации дорогостоящих проектов освоения углеводородных ресурсов шельфа;

- улучшить координацию деятельности министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований по реализации государственных и региональных программ, крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ.

В сфере современного социально-экономического развития арктического побережья:

- считать важным инструментом современного этапа социально-экономического развития Арктики формирование зон опережающего развития и особых экономических зон;

- внести на рассмотрение Государственной думой ФС предложение о доработке (конкретизации) Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с целью его практического использования в субъектах федерации и муниципальных образованиях либо разработке нового закона, конкретизирующего предыдущий;

- предложить Министерству образования и науки и Президиуму РАН сформулировать программу научных исследований по разработке методологии долгосрочного экономического прогнозирования на уровне субъектов федерации и муниципальных образований;

- повысить ответственность органов власти субфедерального уровня за финансирование принимаемых решений. Ввести ограничение объема обязательных к исполнению переданных государственных полномочий, который может быть установлен в пределах 25 % от общих расходов регионального (местного) бюджета. Передаваемые государственные полномочия сверх этого объема должны приниматься и реализоваться органами власти только на добровольной основе с восполнением как полной "стоимости" передаваемых полномочий, так и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах;

- создать стимулы к развитию конкуренции между регионами за расширение налоговой базы и привлечение инвестиций.

Заключение

В целом рекомендованный участниками конференции комплекс научно обоснованных обороннополитических, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий может служить основой для системного обеспечения положительной динамики развития и защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике, развития арктических морских коммуникаций с учетом тенденций глобальной экономики.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом проекта № 15-02-00009а "Модернизация системы транспортировки арктического природного газа в условиях современной геоэкономической и политической нестабильности стран-транзитеров".

Сведения об авторах

Агарков Сергей Анатольевич - ФГБОУ ВПО "Мурманский государственный технический университет", д-р экон. наук, профессор, ректор, e-mail: AgarkovSA@mstu.edu.ru

Agarkov S. A. - Rector of FSEI HPE "Murmansk State Technical University", Dr of Econ. Sci., Professor; e-mail: AgarkovSA@mstu.edu.ru

Селин Владимир Степанович - ФГБУН Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, д-р экон. наук, профессор; e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru

Selin V. S. - Luzin Institute for Economic Problems KSC RAS, Dr of Econ. Sci., Professor; e-mail: silin@iep.kolasc.net.ru

372

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.