Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке'

Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2083
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Попов Анатолий Васильевич

В статье рассматриваются вопросы градостроительной адаптации территорий к современным требованиям на примере комплексной реконструкции завода «Уралкабель». Этот завод является одним из типичных малых предприятий, возникших и развивающихся в ходе исторической эволюции промышленных территорий города Свердловска-Екатеринбурга. © Попов А. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке»

УДК 72.01

ПОПОВ А. В.

Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке

В статье рассматриваются вопросы градостроительной адаптации территорий к современным требованиям на примере комплексной реконструкции завода «Уралкабель». Этот завод является одним из типичных малых предприятий, возникших и развивающихся в ходе исторической эволюции промышленных территорий города Свердлов-ска-Екатеринбурга.

Ключевые слова: городская застройка, промышленное предприятие, комплексная реконструкция, градостроительная адаптация.

POPOV A. V.

ARCHITECTURAL AND SPATIAL TRANSFORMATION INDUSTRIAL SITES IN URBAN AREAS

In article are considered questions of town-planning of adaptation to the modern requirements on the example of the complex reconstruction of the plant «Uralkabel». This plant is one of the typical small enterprises, which are developing in the course of the historical evolution of industrial territories of the city of Sverdlovsk-Yekaterinburg.

Keywords: urban development, industrial enterprise, the complex reconstruction, adaptation planning.

Попов

Анатолий

Васильевич

кандидат архитектуры, профессор,

зав. лабораторией реконструкции промышленных комплексов

e-mail: apopov@uniip.ru

На городских территориях уральских промышленных центров располагается значительное число локальных предприятий, не входящих в состав крупных промышленных районов. Они относятся к различным производственным отраслям, разнообразны по своему назначению и архитектурно-строительным характеристикам застройки. Преобладание общей тенденции к максимальной ликвидации промышленной застройки и выносу предприятий за пределы жилых районов и даже городской черты ведет к необходимости продуманно решать эти вопросы на основе научно обоснованных оценок целесообразных вариантов их архитектурнопространственной адаптации к изменившимся требованиям городской среды.

При определении порядка факторов необходимо учитывать, что эти предприятия входят в общую систему градообразуюших предприятий и, следовательно, связаны с привлечением значительных трудовых ресурсов, которые в большинстве своем, как правило, проживают в прилегающих к ним жилых районах в пределах пешеходной доступности. Как показывает практика, вынос подобных предприятий за пределы города может привести к ряду проблем,

связанных с удаленностью от мест проживания сотрудников и лишением предприятий опытных специалистов, подготовка которых в условиях утраты прежней сложившейся системы профессионального образования весьма проблематична.

В то же время заметно увеличилось технологическое отставание производств многих предприятий, ранее возникших на территории города. Их промышленные площадки с устаревшим производственным оборудованием и частично опустевшими цехами уже не используются с прежней экономической эффективностью и ухудшают архитектурно-художественный облик городской среды. И если они не реконструируются и не развиваются, то вследствие этого воспринимаются как зоны отчуждения городской территории. Особенно это касается городов с развитой промышленной инфраструктурой.

Екатеринбург сегодня обладает значительным промышленным потенциалом и занимает третье место (после Москвы и Санкт-Петербурга) в России по общему количеству предприятий и организаций среди городов-миллионни-ков. Без производственной базы, на которой он создавался и до сих пор существует, его нельзя представить. Город интенсивно развивается,

© Попов А. В., 2013

25

перед ним также стоят задачи культурного, делового, туристического развития. Поэтому на данном этапе актуальны вопросы современного архитектурного облика, удобного транспортного обслуживании, экологического оздоровления городской среды путем совершенствования технологий и внедрения безотходных производств.

В связи с этим актуальным становится внедрение наукоемких технологических производств, направленных на сокращение промышленных территорий, улучшение экологической ситуации. Требуется предотвращение дальнейшей внутренней и внешней деградации производственных территорий. Возникает проблема экологического «оздоровления» промышленных образований, их адаптации к новым градостроительным и инновационным процессам, интеграции в сложную структуру города. Потребность в гармоничном окружении, возрастающая сложность, многокомпонентного пространственной среды современных городов делают ее решение особенно значимым.

Экспериментальная проектная апробация идей комплексного преобразования таких предприятий выполнена в ходе реконструкции завода «Уралкабель» в соответствии с основными положениями «Стратегии развития МО г. Екатеринбург на период до 2025 года» и на перспективу до 2050 г. Сегодня это предприятие в числе других обеспечивает потребности российского рынка в кабельно-проводниковой продукции: импортная продукция занимает не более 14% отечественного рынка. Реализация энергосистемами программы реконструкции и нового строительства ЛЭП с использованием изолированных проводов потребует от кабельной промышленности создания дополнительных производственных мощностей и модернизации производств, в том числе и на этом предприятии.

Завод «Уралкабель» начинал свою деятельность на территории Верх-Исетского металлургического завода, который, как и многие промышленные предприятия XVIII в., строился на окраине города вблизи водного источника энергии — городского пруда. По мере развития города завод окружила жилая застройка. В результате сегодня он существует как локальное промышленное образование в соседстве с жилой застройкой.

Дальнейшая застройка промышленной территории завода «Уралкабель» происходила в первые годы

Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на базе старейшего в этой зоне города завода и частично эвакуированных заводов из западных районов страны. Корпуса предприятия строились в короткие сроки из разных строительных материалов. В течение последующих десятилетий территория застраивалась дополнительными производственными и коммунально-складскими объектами. Проводилась поэтапная реконструкция производственных зданий. Это привело к образованию усложненных функциональных связей между производственными отделениями, к композиционной неупорядоченности промышленной застройки. Сегодня производственные здания первых лет постройки, инженерная и социальная инфраструктура находятся в аварийном состоянии и требуют либо дорогостоящего капитального ремонта и реконструкции, либо полной замены и оснащения новой технологией. Возникло противоречие между стремлением завода к повышению эффективности и конкурентоспособности и ограниченными возможностями его технического переоснащения путем обновления технологии. Причиной являются глубоко морально и физически устаревшие здания и сооружения. Поэтому актуальной стала системная реконструкция всего производственного комплекса без остановки его хозяйственной деятельности с переходом на высокоэффективные технологии не выше V класса вредности в связи с размещением предприятия в соседстве с жилой застройкой.

Мировая практика демонстрирует принципы реализации таких задач и пространственной модели поэтапной реконструкции предприятия. Основная задача проекта комплексной реконструкции предприятия состояла в создании функционально обоснованной, гармонично организованной архитектурно-планировочной и объемно-пространственной структуры рассматриваемого участка городского района, включающего в себя промышленно-коммунальную и жилую застройку с хорошо развитой системой общественных и научно-технических центров, объектов социального обслуживания и инженерно-транспортной инфраструктурой. Предприятие расположено на сложном в планировочном отношении городском пространстве в границах улиц Токарей, Синяева, Мельникова, Нагорная. Улица Токарей — четырехполосная магистраль общегородского значения с напряженным потоком автомобилей —

проходит с севера на юг от ул. Кирова с большим подъемом, что создает серьезные трудности преодоления транспортом этого участка городской магистрали, особенно в условиях гололеда. Параллельно ей, с левой стороны от завода, находится подпорная стенка, вдоль которой с крутым подъемом по верху к заводской проходной ведет тротуар. В результате группа жилых домов отделена от предприятия проходящей в выемке ул. Кирова. Это существенно усложняет доступ работников к нему.

Завод находится на самой высокой точке относительно рядом расположенных зданий. Главный административно-производственный корпус расположен с северной стороны территории завода. Многоэтажная застройка окружает его территорию с юга и запада, поэтому при реконструкции предприятия авторами проекта предусмотрена возможность применить повышенную этажность главного административно-производственного корпуса с восточной стороны участка. Расположенный в этом месте городского района административно-производственный корпус становится замыкающим элементом архитектурной композиции промышленной застройки.

В ходе реконструкции возникла необходимость планировочного упорядочения территории промышленного предприятия, повышения интенсификации и функциональной емкости ее использования за счет усиления компактности застройки с высвобождением участков для развитой социально-производственной инфраструктуры и увеличения площадей озелененных пространств. Это происходило путем разработки рационального архитектурно-планировочного решения и нахождения оптимальной объемно-пространственной организации застройки. Направление реконструкции принято с учетом современных высокопроизводительных экологически чистых технологий производства, передовых методов строительства с применением прогрессивных пространственных конструкций и материалов, обладающих высокими эстетическими качествами.

Промышленно-коммунальная зона органично вписана в структуру жилого района в общей системе нового генплана г. Екатеринбурга. Учитывается специфика участка застройки, функциональное зонирование с организацией общественно-административного и научно-технического центра промплощадки со стороны ул. Татищева на пересечении с ул. Токарей. Предусмотрена оптимальная

схема транспортно-пешеходного обслуживания.

Генеральный план комплекса предусматривает обеспечение функциональной взаимосвязи жилой застройки с западной стороны ул. Кирова и промышленной площадки. Он создан на основе четкого функционального зонирования территории по основным производствам с учетом зонирования и по другим параметрам (санитарным, транспортным и др.). В составе генерального плана решена система обслуживания трудящихся, включающая объекты культурно-бытового назначения и активного отдыха в закрытых помещениях (спортивные сооружения) на предзаводской территории в структуре общественноделовых центров.

Архитектурно-пространственное решение планировочного района сделано на основе глубинно-пространственной модели застройки. Предусмотрено комплексное освоение подземного пространства и размещение в нем подземных дорог и проездов, автостоянок, торговообслуживающих и культурно-просветительных объектов, проходных коллекторов инженерных коммуникаций, связанных системой пешеходных переходов.

Развязка на уровне движения транспорта и пешеходопотоков по ул. Токарей, начиная от ул. Кирова, возможна за счет углубления полотна улицы и понижения уклона с проходом под ул. Татищева, ул. Ключевская и ул. Крауля с выходом на ул. Репина. Территория над проездом по ул. Токарей в зоне высотной развязки и на пересечении с ул. Татищева перекрыта для организации пешеходного движения и размещения общественных объектов в структуре одноэтажного перекрытия (Иллюстрации 1, 2). В результате такого решения создается единое пространство, объединяющее жилую зону с предзаводской территорией, чем обеспечивается удобство связи с предприятием и безопасность движения пешеходных потоков.

Для повышения градостроительной и композиционной выразительности этого планировочного узла предусмотрено создание со стороны ул. Татищева на пересечении с ул. Токарей объемно-пространственной высотной доминанты многофункционального общественноделового центра района с развитым многофункциональным подземным пространством со стороны автомагистрали и системой объектов обслуживания городского населения жилого района. Главное композици-

Иллюстрация 1. Технологическая схема завода «Уралкабель». УралГАХА. Дипломный проект. Автор: арх. Н. Ю. Качалкова. Рук.: проф. А. В. Попов. 2011 г

Иллюстрация 2. Фрагмент развязки транспортных и пешеходных потоков в двух уровнях по ул. Токарей. УралГАХА. Дипломный проект. Автор: арх. Н. Ю. Качалкова. Рук.: проф. А. В. Попов. 2011 г.

Иллюстрация 3. Основной административно-производственный корпус завода «Уралкабель». Вид со стороны предзаводской площади. УралГАХА. Дипломный проект. Автор: арх. Н. Ю. Качалкова. Рук.: проф. А. В. Попов. 2011 г.

Иллюстрация 4. Общий вид архитектурно-пространственной композиции завода «Уралкабель». УралГАХА. Дипломный проект. Автор: арх. Н. Ю. Качалкова.

Рук.: проф. А. В. Попов. 2011 г.

онное ядро завода — административно-производственный корпус, в центре которого находится открытый, круглый в плане внутренний двор (Иллюстрация 3).

Архитектурно-композиционное решение всего промышленного комплекса выполнено в едином стиле с отражением функционального своеобразия различных территориальных зон (Иллюстрация 4).

Проектом предложена максимально компактная промышленная застройка. Это достигается за счет повышения этажности подземной и надземной части территории, использования оптимальной для конкретных условий высоты производственных объектов. Внешний транспорт для доставки материалов и отправки готовой продукции и внутризаводской транспорт для технологических связей между цехами — преимущественно автомобильный, транспортерный и трубопроводный. Предусмотрено макси-

мально возможное озеленение, в том числе за счет устранения открытых автопарковок с переносом их в подземные этажи и на покрытия зданий.

В составе промышленной площадки предусматривается многофункциональная производственная инфраструктура по производству товаров и услуг для населения с размещением в составе зоны универсальных производственных зданий не выше V класса вредности, промышленных отелей, торговых предприятий и др. с обслуживанием грузовым автомобильным транспортом, а также административно-хозяйственных организаций, предприятий связи и бытового обслуживания населения, учреждений коммунального хозяйства (гостиницы, пожарное депо, автопаркинги и пр.). Все основные и вспомогательные отделения производства, участки хранения продукции и сырья сблокированы и расположены в одном многоэтажном корпусе.

Заключение

Вследствие значительного снижения объемов промышленного производства в стране, в том числе и на Урале, усиливается тенденция к максимальной ликвидации промышленных территорий с перспективой их освоения под застройку жилых и общественных зданий. Это может привести к нежелательным последствиям в сфере производства и в решении социальных задач, учитывая ориентацию правительственных программ на снижение зависимости страны от сырьевого фактора развития. Поэтому важное значение приобретает градостроительная адаптация действующих предприятий, что, несомненно, более эффективно по сравнению с новым строительством по многим важнейшим технико-экономическим и социальным параметрам. Предложенный в статье проект реконструкции завода «Уралкабель» в Екатеринбурге доказывает возможность подобного пути.

Список использованной литературы

1 Попов А. В. и др. Рекомендации по архитектурно-планировочной реконструкции промышленной застройки в городах Урала/ГУ «Институт «УралНИИпроект РААСН». Екатеринбург, 2009.

2 Попов А. В. и др. Методика архитектурных преобразований производственных объектов в условиях реконструкции/Урал-НИИпроект РААСН. Екатеринбург, 2012.

3 Попов А. В. Подземные комплексы в архитектурно-пространственной структуре крупных городов Урала // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства, строительной отрасли Российской Федерации в 2011 г. Москва ; Орел, 2011. С. 380-383.

4 Попов А. В., Корсаков А. А., Родионова Г. С. Рекомендации по архитектурно-планировочной реконструкции промышленной застройки в условиях реструктуризации экономики и повышения эффективности использования земельных ресурсов/УралНИИ-проект РААСН. Екатеринбург, 2007.

5 Схема комплексного освоения подземного пространства в проекте генерального плана МО «Город Екатеринбург» до 2025 года. Рук. работы А. В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.