Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственная композиция городского пространства как средство инкультурации'

Архитектурно-пространственная композиция городского пространства как средство инкультурации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
425
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОДСКИЕ СИМВОЛЫ И ЗНАКИ / МУЗЕЙ / ИНКУЛЬ-ТУРАЦИЯ / CITY SPACE / CITY SYMBOLS AND SIGNS / MUSEUM / INKULTURATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гацук Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы влияния архитектурно-ландшафтных и иных форм воздействия на человека как участника процесса инкультурации. Показана роль символов городской застройки. Дана характеристика деятельности музея истории города Самары с позиции его инкультурационных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE COMPOSITION OF CITY SPACE AS MEANS OF AN INKULTURATION

In article questions of influence of architectural and landscape and other forms of im-pact on the person as participant of process of an inkulturation are considered. The role a role of the symbols of city building (the square, the intersection, the deadlock, etc.). The characteristic of activ-ity of the museum of history of the city of Samara from a position his inkulturatsionnykh of oppor-tunities is given.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственная композиция городского пространства как средство инкультурации»

УДК 712.3/7:316.736

С. Ю. Гацук

Самара, Россия

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ИНКУЛЬТУРАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: городское пространство, городские символы и знаки, музей, инкуль-турация.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы влияния архитектурно-ландшафтных и иных форм воздействия на человека как участника процесса инкультурации. Показана роль символов городской застройки. Дана характеристика деятельности музея истории города Самары с позиции его инкультурационных возможностей.

S. Yu. Gatsuk

Samara, Russia

ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE COMPOSITION OF CITY SPACE AS MEANS OF AN INKULTURATION

KEYWORDS: city space, city symbols and signs, museum, inkulturation.

ABSTRACT. In article questions of influence of architectural and landscape and other forms of impact on the person as participant of process of an inkulturation are considered. The role a role of the symbols of city building (the square, the intersection, the deadlock, etc.). The characteristic of activity of the museum of history of the city of Samara from a position his inkulturatsionnykh of opportunities is given.

Современный город является сложным организмом, в котором тесно переплетаются архитектурно-планировочные, социальные, экономические и инженерные и начала.

Понятия «город», единого для всех стран, не существует. В большинстве государств Северной Европы к городам относятся поселения с числом жителей более 200 человек; в Германии, Франции - более 2 тыс.; в США, Мексике - более 2,5 тыс.; в Швейцарии, Малайзии - более 10 тыс.; в Японии - более 30 тыс.

Таким образом, людность является одним из показателей определения понятия «город». В литературе широко используется английская терминология обозначения городов: town - малый по численности населения город; city - большой; metropolis - крупнейший [5. С. 56].

С точки зрения туризма наиболее привлекательны города, в которых значительная часть зданий - это здания индивидуальной застройки, которые придают внешнему облику городов неповторимый, индивидуальный характер. Архитектурное пространство города как постоянная среда обитания горожанина оказывает на него непрерывное воздействие, не оставляя выбора в отличие от других произведений искусства (выставки, спектакли можно посещать и не посещать, музыку слушать и не слушать). Архитектурное пространство диктует особый тип поведения, соответствующий конкретному городу, и создает определенное эмоциональное восприятие города для приезжающих. Значение имеет также характер застройки, планировка и членение на части, естественно сложившиеся в ходе исторического развития

20

[4. С. 87].

Изучение города, как правило, строится на сопоставлении с селом. Крайние позиции заключаются в том, что одни ученые рассматривают город как источник разрушительных, развращающих тенденций и влияний в противовес естественной чистоте и благородной простоте сельского бытия; другие - как средоточие и двигатель прогресса, в отличие от сельской статики и размеренности. Однако, неоспоримым является факт, что с момента возникновения город стал не только центром власти, богатства, знаний, средоточием общественных конфликтов, что по сути указывает на его социализирующий и инкульту-рирующий характер [3. С. 270].

Город работает как сложенная из многих частей система, составляющие элементы которой могут приобретать самостоятельные символические значения. Знак выбора и знак магической опасности - это перекресток. Соединительная артерия города, один из главных знаков ориентации в пространстве - это улица. Тупик -знак того, что нет выхода. Он, как правило, заканчивается каким-либо препятствием или стеной. Площадь символизирует большие скопления людей и массовые собрания. Для предупреждения об особенностях дороги, об опасностях отрезка пути, о разнообразных ограничениях и запретах, а также о тех местах оказания сервисных услуг, которые расположены вблизи, разработаны дорожные знаки.

В городское планирование также закладывалась символика. Идеальным считается план города в форме звезды. А китайцы полагали, что форма города может влиять на его судьбу. Так, город в форме карпа был побежден городом, имевшим форму сети.

Напряженность культурного пространства, наполненного символами, рожденными самим городом, самобытный городской фольклор, особый культурный пейзаж со всеми конструкциями публичной и частной жизни, способами самовы-

21

ражения личности и ментальностью горожан создают особый тип культуры - городской.

Город как феномен культуры является мощным формирующим ресурсом. Природные, исторические, социально-культурные объекты, а так же иные объекты городского пространства, способные удовлетворить духовные потребности человека, содействовать восстановлению и развитию его физических сил. В последнее время проблемам формирования менталь-ности горожанина как одному из перспективных направлений инкультурации уделяется большое внимание на международном и региональных уровнях. Создавая условия для приобщения к культурно-историческому достоянию, занятия бизнесом, отдыха, оздоровления, образования людей и так далее, города притягивают все больше путешествующих лиц. При этом на городскую среду туристские потоки оказывают определенное воздействие. Туризм часто рассматривается как один из основных элементов стратегии городского развития, способный внести вклад в процветание городов и их жителей [2. С. 96].

Говоря о городском туризме - посещение крупных населенных пунктов в туристических целях, невольно представляются образы тех или иных городов. У каждого из них есть свое лицо - это его образ и силуэт: крыши, трубы, купола, прямые или петляющие улочки, фасады домов, а также памятники, храмы, вокзалы и ратуши, пригороды и предместья. Сами образы, а также их восприятие бесконечно разнообразны, что обусловлено сочетанием субъективного и объективного начала, индивидуального и общего, непосредственных ощущений и знания [1. С. 102].

Городская среда окружает человека социальным миром, включающий в себя духовные и материальные условия становления, существования, развития и деятельности людей. Городская среда - это не только ландшафты, но и качественные состояние ее естественно-природных и руко-

творных составляющих, уровень развитости информационного обмена. Это все то, что манит и влечет людей уже не одно столетие. Городская среда - это и люди, и способы их взаимодействия, их отношение к ближайшему социальному окружению. Фундаментальный признак современной городской среды - ее нарастающее разнообразие. Именно этот факт - главный аргумент против утверждений о том, что города выходят из моды. Люди еще много лет будут стремиться к городам, каждый из которых уникален, а, значит, городской туризм будет жить и выходить на все более высокие качественные рубежи вместе с развитием городов и их культуры.

На карте Российской Федерации -сотни больших и тысячи маленьких городов. Среди них есть один с названием, прочитав которое, мы чувствуем неповторимую, особую теплоту: наш родной город. Нам знакома здесь каждая улица, на одной из них стоит наш дом, где мы родились, выросли и где сейчас живем. Десятки городов в области, сотни в стране. А самый родной один.

В Самарской области культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества. В целях удовлетворения спроса населения региона на социокультурные услуги в области действуют: 43 музея. По наличию доступа в Интернет и электронной почты в музеях Самарская область занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа (далее ПФО); 4 областные библиотеки и 857 муниципальных библиотек. Среди регионов ПФО Самарской области по объему библиотечного фонда в среднем на одну библиотеку занимает первое место; 813 сельских и городских клубов, домов культуры; 4 областных, 7 муниципальных театров, Самарская областная и Тольяттинская муници-

пальная филармонии, государственный Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова, государственный цирк имени О.Попова, Самарский зоологический парк.

Подробнее остановимся на музее истории города Самары, который расположен на первом этаже старинного здания, принадлежащего когда-то известному самарскому городскому голове, предпринимателю, строителю Михаилу Дмитриевичу Челышову. Муниципальное учреждение культуры, созданный Администрацией города Самары по инициативе общественности города, Самарского Епархиального Управления Русской Православной Церкви, Самарского Купеческого Собрания, Самарского Губернского Дворянского Собрания, Волжского Казачьего Войска в 1997 году как историко-мемориальный музей для сохранения памяти о выдающихся Самарцах и деятелях, внесших вклад в развитие города [6. С. 65].

Экспозиции музея показывают жителям и гостям города наиболее важные события в жизни Самары. От пребывания небесного покровителя города

свт. митрополита Алексия и основания в 1586 году Самары царем Федором Иоан-новичем до современной истории. Создается портретная галерея знаменитых граждан: градоначальников, губернаторов, православных епископов, мусульманских муфтиев и других. В музее хранятся оригинал герба города, копия Самарского знамени, парадные книги почетных граждан и гостей города. Музей проводит мероприятия, посвященные памятным датам, устанавливает контакты с родственниками и потомками именитых Самарских жителей, проживающих ныне в других городах России и за рубежом. Таким образом, музей обладает огромным потенциалом ин-культурации и занимает одно из ведущих мест в архитектурно-ландшафтном пространстве города.

22

ЛИТЕРАТУРА

1. Биржаков М.В. Введение в туризм [Текст] / М.В. Биржаков. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2000. - 289 с.

2. Бутягин В.А., Планировка и благоустройства городов [Текст] / В.А. Бутягин. - М.: Стройиздат, 1994. - 120 с.

3. Гутнов А. Мир архитектуры: Лицо города [Текст] / А. Гутнов, В. Глазычев. - М.: Молодая Гвардия, 1996. - 350 с.

4. Кашкина Л.В. Основы градостроительства: учеб. пособие для студентов образов. Учреждений сред. проф. образования [Текст] / Л.В. Кашкина. - М.: ВЛАДОС, 2005. -247 с.

5. Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии [Текст] / отв. ред.: А.В. Дроздов. - М.: Т-во научн, изданий КМК, 2006. - 239 с.

6. Петров И. Загадочные страницы истории Самары [Текст] / И. Петров. - Самара. -НИКА, 2013. - 147 с.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.