Научная статья на тему 'Архитектурно-художественная керамика'

Архитектурно-художественная керамика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2206
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА / ПАЛИТРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / МАТЕРИАЛЫ / ОБЪЕМНЫЕ КОМПОЗИЦИИ / DECORATIVE CERAMICS / PALETTE OF ARTISTIC MEANS / MATERIALS / VOLUMETRIC COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Л. А.

Статья посвящена декоративной керамике, применяемой в современной архитектуре. Она представлена довольно широко: это могут быть вставки, панно, объёмные композиции и скульптуры, решётки-перегородки, утилитарная керамика, отделочные материалы из керамики. Изделия из керамики могут приобретать определённые масштабы, фактурные и цветовые качества, тем самым они становятся незаменимыми колористическими и пластическими элементами архитектуры. Богатая палитра художественных средств выражения предоставляет художникам и архитекторам огромные возможности для реализации творческих замыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE - ARTISTIC CERAMICS

The article deals with decorative ceramics used in the modern architecture. It is presented rather widely; it can be exhibitions, panel, volumetric compositions and sculptures, gratings partitions, utilized ceramics, and decoration materials from ceramics. Ceramic articles can get definite scales, texture and colour qualities, this they are becoming irreplaceable colour and plastic elements of architecture. The rich palette of artistic means of expression gives artists and architects vast possibilities for realizing creative conceptions.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-художественная керамика»

ИСКУССТВОВ ЕДЕНИЕ

Л.А. КУЗНЕЦОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, доцент,

Орловского государственного университета

Тел. 89065717982

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Статья посвящена декоративной керамике, применяемой в современной архитектуре. Она представлена довольно широко: это могут быть вставки, панно, объёмные композиции и скульптуры, решётки-перегородки, утилитарная керамика, отделочные материалы из керамики. Изделия из керамики могут приобретать определённые масштабы, фактурные и цветовые качества, тем самым они становятся незаменимыми колористическими и пластическими элементами архитектуры. Богатая палитра художественных средств выражения предоставляет художникам и архитекторам огромные возможности для реализации творческих замыслов.

Ключевые слова: декоративная керамика, палитра художественных средств, материалы,объемные композиции.

История человечества практически неотделима от истории развития керамики. Нет ни одной цивилизации, которая бы не знала её. Простая глина служит человеку на протяжении многих тысячелетий. Он создавал из неё многочисленные бытовые изделия, использовал для отделки зданий, создавал монументальные высокохудожественные произведения.

Декоративная керамика в современной архитектуре представлена довольно широко: это могут быть вставки, панно, объёмные композиции и скульптуры, решётки-перегородки, утилитарная керамика, отделочные материалы из керамики. Однородность материала позволяет в зависимости от замысла соединить разные способы декорирования в одном изделии. Это отличает керамику от других произведений монументально-декоративного искусства.

В развитии керамики существуют два направления: с одной стороны, массовое промышленное производство, с другой — создание авторских произведений. Массовая промышленность сосредоточивается преимущественно на производстве изделий массового потребления, например отделочных плиток для стен или пола, посуды; авторские работы в основном связаны с декоративной керамикой.

Свойства, природа, технология обработки керамических изделий в основном одинаковы, но в то же время каждая из разновидностей (шамот, терракота, каменная масса, майолика, фаянс, фарфор) имеет свои особенности. Свойства глины, режим обжига, применяемые глазури влияют на внешний вид керамических изделий.

Многообразны также приёмы росписи изделий: полив, покрытие из аэрографа, роспись кистью, роспись из рожка, сграффито и др. Наиболее распространёнными видами керамики, применяемыми архитекторами и художниками для интерьеров, являются терракота, шамот, майолика. Терракота (terracotta — обожженная земля) — это изделия из глины, обожженные и не покрытые глазурями или солями. Красота таких изделий создаётся пластикой и натуральными цветами обожженной глины. Ху© Л.А. Кузнецова

дожники всех эпох использовали эту простую, но очень выразительную технику исполнения. Современные мастера также применяют данную технику для пластических изделий, позволяющую создать целые панно, рельефы, декоративные скульптуры.

Одним из самых распространённых видов художественной керамики является майолика. Она отличается тем, что обожженный черепок покрывается приглушёнными цветными эмалями. Основная выразительность произведений создаётся характером росписи и цветом эмали.

Изделия из шамота отличает красивая зернистая фактура, которая создаётся за счёт добавления размельчённого черепка или обожженной глины. Шамот используют для создания декоративных панно, ваз, скульптур. Глазури при нанесении на шамот не ложатся точными контурами на изделие, а свободно растекаются, это придаёт изделиям своеобразную красоту. Также шамот покрывают солями, которые придают ему очарование, создавая нюансную мягкость цвета. Шамот отличается хорошими пластическими свойствами: не трескается во время обжига, не деформируется, из него можно делать крупные, достаточно толстостенные изделия — вазы, скульптуры, панно и др. Шамот хорошо окрашивается ангобами, окислами металлов.

В художественной керамике можно выделить следующие основные приёмы декорирования: лепка из массы; огневая патинировка в окислительной и восстановительной среде; офактуривание изделия, нанесение лепного декора на него; тонирование и роспись изделия солями и кислотами металлов, взятыми в чистом виде как красители или вошедшими в состав цветных ангобов, глазурей и эмалей. Сочетание этих приёмов таит в себе множество вариантов.

Одним из наиболее интересных по достижению цветового разнообразия является способ декорирования цветными глазурями. Цветовые возможности данного способа практически неограниченны, разнообразиетонов ограничивается лишь температурой обжига, поскольку при высокой температуре окислы выгорают. Также глазури отличаются широким диапазоном фактурных качеств.

Применение в архитектурной керамике декоративной глазури обусловливается размером произведений и расстоянием, необходимым для их восприятия. Большое значение имеют цветовые и фактурные контрасты, которые способны усилить художественное значение материалов в архитектурном восприятии. Очень важно выявление общего силуэта изображения при использо-

вании в тематических композициях цветных глазурей (это достигается применением плоского рельефа, контурной прорезки, контрастом между матовой и блестящей глазурью).

Роспись и покрытие изделий эмалями даёт в основном тот же эффект, что и роспись глазурями, но эмали непрозрачны, и это свойство даёт свои преимущества в тех случаях, когда надо получить яркие и светлые тона на черепке. На белой эмали издавна выполнялась роспись с ограниченной цветовой палитрой (синий — окись кобальта, зелёный — меди, жёлтый — сурьмы, фиолетовокоричневый — марганца и ещё один зелёный — хрома). Эта палитра определила колористическую гамму произведений керамики многих стран. Сейчас применяют структурные, вспученные, сборчатые эмали восстановительного огня, эмали с ин-терференцирующей поверхностью и флоуресци-рующие. Эти эмали могут иметь зеркально-блестящую или матовую поверхность, что обогащает их декоративно-выразительные возможности. С помощью таких эмалей художники достигают впечатления своеобразного полурельефного кракле с крупным рисунком. Иногда в состав эмали восстановительного огня входят окислы металлов, которые при восстановительном обжиге придают поверхности изделия радужные золотистые и серебристые переливы.

Восстановительный обжиг позволяет добиться многочисленных эффектов, выражающихся в перетекании одного цвета в другой, в гамме разнообразных оттенков. Изделия, покрытые окислами металлов, после восстановительного обжига можно принять за старинные. При создании произведения керамики в технике восстановительного огня художники добавляют к серебру медь, марганец. Использование этого приёма позволяет дополнить нежную серебристую гамму зеленоватыми и красноватыми переливами.

Современный интерьер, особенно жилище, не представляется без изделий из фарфора и фаянса — это прежде всего посуда, а также декоративные изделия. В 70-е годы XX века к фарфору и фаянсу художники обращались как к материалу для исполнения панно, декоративных композиций интерьеров общественных зданий.

Фаянс и фарфор получают из глины высокого качества — каолина. Его использование даёт возможность получать после обжига тонкие, даже прозрачные изделия, которые покрывают прозрачной глазурью. Фарфоровые и фаянсовые изделия покрывают надглазурными и подглазурны-ми росписями специальными керамическими

красками. Фарфоровые изделия — вазы, декоративные блюда, посуду и композиции очень часто художники расписывают вручную.

В фарфоровой и фаянсовой промышленности используют технику декалькомании. На листах бумаги печатаются рисунки, которые затем наклеиваются на изделие; бумага легко снимается, а рисунок остаётся на поверхности. После этого производится обжиг. Этот приём используется при изготовлении посуды и мелких декоративных изделий.

Применение в архитектуре фарфоровых изделий позволит украсить и разнообразить интерьер, поскольку фарфоровые изделия обладают высокими эстетическими свойствами. Из фарфора можно создавать декоративные панно, композиции, наборы посуды.

В интерьерах жилых и общественных зданий архитектурно-художественная керамика может применяться в виде отделочного материала для стен и пола; решёток-перегородок, отделяющих часть пространства; объёмно-скульптурных изделий; декоративной мелкой пластики и утилитарных изделий (посуда).

Для пола керамика применяется как отделочный материал, который часто является связующим элементом интерьера с внешней средой, с экстерьером. Особенно эффектно применение для этих целей керамики в общественных зданиях, когда интерьер кажется отгороженным от наружного пространства, например, сплошными остеклёнными стенами, а часть площадки, на которой размещено здание, облицована той же плиткой или мозаикой, что и пол внутри помещения. Такие полы очень красивы, они часто выходят за пределы вестибюля, на террасы, на площадки перед входом в здание, связывая помещение с экстерьером здания. Эти приёмы характерны для юга нашей страны или стран с жарким климатом.

Одним из наиболее распространённых видов облицовки в интерьере является облицовка стен стандартными фаянсовыми плитками. Монотонности и шаблонности в отделке санузлов, особенно в гостиницах, санаториях, детских учреждениях, жилых квартирах, можно избежать, используя не только различные цвета, оттенки, фактуру отде-

лочной плитки, но и разнообразную орнаментацию. Орнаментальные фаянсовые плитки получили широкое применение не только для отделки стен, но и для пола. В композиции применяют приём использования гладкой (для пола) и орнаментальной (для стен) плитки и наоборот. Подбирают одинаковый рисунок для стен и пола. Широкое применение облицовочные плитки находят в бассейнах, душевых, ванных комнатах, санузлах спортивных комплексов, где отделка стен плитками увязана с общим архитектурным замыслом сооружения, а также в школах, детских учреждениях, жилых квартирах.

Наиболее распространённым видом керамики, применяемым в интерьере, являются орнаментальные и тематические панно. Техники исполнения их различны: это может быть роспись на стандартных плитках; панно, набранные по типу мозаики из кусочков разноцветной колотой керамики или плоской рельефной мозаичной керамической плитки, терракотовой и глазурованной; панно, которые построены из прямоугольных или вырезанных по контуру пластически изготовленных плит (такие панно могут составлять композицию полностью или сочетаться с офактуренным и гладким фоном).

Керамические панно, предназначенные для интерьеров дворцов детского творчества, культуры, гостиниц, школ, магазинов, могут нести не только эстетическую нагрузку, но и быть важным познавательным материалом. В панно для общественных зданий, как правило, отсутствует подражание станковой картине с её глубиной, тенями, полутенями, пространственной иллюзорностью. Основная тенденция в решении панно для интерьера общественных зданий — стремится к плоскостности и рельефности, декоративности изображения. В жилом интерьере используют декоративные пласты, масштабные помещению жилья.

В XX веке керамика вызвала большой интерес и получила большое распространение у художников по керамике и оформлению интерьеров. Сегодня к керамике в интерьере обращаются не многие художники декорирования внутреннего пространства жилищ, поскольку в большинстве обращаются к пластику.

Библиографический список

1. Акунова А.Ф., Приблуда Е.Е. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий [Текст]. — М.: Высшая школа, 1976. — 176 с.

2. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. Х-ХХ век [Текст]. — М.: Советский художник, 1974. — 274 с.

3. Рождественская С.Б. Русская народная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы [Текст]. — М.: Искусство, 1981. — 207 с.

L.A. KUZNETSOVA

ARCHITECTURE - ARTISTIC CERAMICS

The article deals with decorative ceramics used in the modern architecture. It is presented rather widely; it can be exhibitions, panel, volumetric compositions and sculptures, gratings — partitions, utilized ceramics, and decoration materials from ceramics. Ceramic articles can get definite scales, texture and colour qualities, this they are becoming irreplaceable colour and plastic elements of architecture. The rich palette of artistic means of expression gives artists and architects vast possibilities for realizing creative conceptions.

Key words: decorative ceramics, palette of artistic means, materials, volumetric compositions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.