Научная статья на тему 'Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей'

Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРС / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР / АРХИТЕКТУРА / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / СЦЕНАРНЫЙ МАРШРУТ / СИСТЕМЫ / ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / TOURISM / ARCHITECTURE / TOURIST ROUTE / SCENIC ROUTE / A RESOURCE SYSTEM / THE TOURIST CENTER / URBAN AREAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Евгения Константиновна

В статье приводится исследование комплексного архитектурно-туристского потенциала туристских центров, схем их размещения, способов их включения в систему сценарных и тематических маршрутов. Изучены принципы туристского маршрутирования территории по физико-географическим признакам, культурно-историческому потенциалу и степени развитости туристской инфраструктуры. В результате проведённого исследования разработан метод создания сценарных планов маршрутных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей»

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 16050 УДК 338.48:72.01

Булатова Евгения Константиновна,

кандидат архитектуры, старший преподаватель кафедры архитектуры ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск Ви!а1оуа ek@bk.ru

Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов

маршрутных связей

Аннотация. В статье приводится исследование комплексного архитектурно-туристского потенциала туристских центров, схем их размещения, способов их включения в систему сценарных и тематических маршрутов. Изучены принципы туристского маршрутирования территории по физико-географическим признакам, культурно-историческому потенциалу и степени развитости туристской инфраструктуры. В результате проведённого исследования разработан метод создания сценарных планов маршрутных связей.

Ключевые слова: архитектура, туризм, туристский маршрут, сценарный маршрут, ресурс, системы, туристский центр, городские территории. Раздел: (04) экономика.

Деятельность туристского центра, его стабильная наполняемость могут быть обеспечены только при условии, что каждый туристский комплекс проектируют и рассчитывают не изолированно, а как одно из звеньев целостной системы туристских маршрутов и сценарных планов путешествий по этим маршрутам.

Сценарные планы разрабатываются с учетом всех видов деятельности туристов: познавательных экскурсий, транспортных переездов, отдыха, занятий в свободное время, а также на основе анализа факторов потенциальных возможностей развития туризма и схем их размещения. При этом формируется наиболее увлекательная и содержательная программа ознакомления с достопримечательностями осваиваемой зоны. Главная задача авторов сценария - максимальный охват всего, что может представлять интерес для туриста.

В основу принципов туристского маршрутирования территории закладывают физико-географические признаки (рельеф местности, особенности климата, флоры, фауны, наличие геотермальных ресурсов), а также наличие культурно-исторического потенциала и развитость туристической инфраструктуры.

Существуют три основные категории, опорных архитектурно-градостроительных принципа проектирования туристического маршрута: сложившийся градостроительный каркас, природно-географический каркас, историко-культурное наследие территории [1 ].

Градостроительный каркас территории составляют крупные населенные пункты и соединяющие их транспортные и инженерные коммуникации. Наибольшее значение имеют региональные столицы, так как преимущественно они представляют собой концентрацию памяти прошлого (музеи, памятники архитектуры) и культуры настоящего (современная архитектура, театры, развлекательные центры), являются центрами притяжения и значимыми объектами для познавательного туризма.

Природно-географический каркас территории - горные ландшафты, особо охраняемые природные территории (ООПТ), национальные и природные парки, заказники, водные ресурсы, минеральные ресурсы и т. д. Здесь маршрут должен проектироваться с учетом не только уже созданных, но и планируемых ООПТ.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

Историко-культурный каркас территории состоит из объектов историко-культурное наследия, которые включают археологические памятники, этнографические и исторические объекты, памятники архитектуры, зоны исторической застройки и исторические ансамбли. Необходима детальная проработка всего массива культурно-исторического наследия, определение степени доступности туристов и возможности представления информации.

Маршруты предложено классифицировать: по особенностям трассировки - основной кольцевой маршрут, дополнительные кольцевые маршруты, линейные маршруты; по местоположению - городские, пригородные, межселенные; по способам передвижения туристов - автомобильные, железнодорожные, пешеходные, конные, велосипедные, водные (рис. 1-4) [2].

Рис. 1. Международный туристский маршрут «Золотое кольцо Алтая» [3]

Рис. 2. Федеральный туристский маршрут «(Золотое кольцо России» [4]

Рис. 3. Региональный туристский маршрут «Золотое кольцо Башкортостана» [5]

Рис. 4. Городской туристский маршрут г. Псков [6]

Потенциальные возможности развития туризма. Исходя из задач данной работы по формированию системы сценарных планов маршрутных связей, необходимо подготовить основу для организации региональной межселенной маршрутной сети,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

которую составляют стационарные рекреационные и туристские комплексы и объекты круглогодичного использования, которые могут быть универсальными или специализированными. Назначение сезонных и мобильных комплексов - развить и насытить сеть, сделать ее гибкой, универсальной, маневренной.

Изучение историко-архитектурных ресурсов региона позволит в полной мере ознакомиться с туристским потенциалом региона и отобразить его на карте туристского и рекреационного районирования [7]. Активное вовлечение в туристскую сферу объектов историко-культурного наследия, ценных градоформирующих объектов, архитектурных ансамблей, объектов, обладающих региональными особенностями и т. д., - основной фактор создания архитектурной среды для реализации устойчивой туристской деятельности. Создание регионального комплекса как целостной системы неразрывно связано с объективными условиями, которые создаются для этого в сфере его функционирования. Анализ этих условий необходимо проводить в рамках накопленного историко-архитектурного, природного наследия и обширного рекреационного потенциала. Метод выявления и оценки архитектурно-туристского потенциала применялся нами ранее на примерах малых и средних городских поселений, а также крупных и крупнейших городов - туристских центров как начальных и конечных пунктах любого туристского маршрута [8].

Составление карты-схемы оценки потенциальных возможностей развития туризма является важным начальным этапом для дальнейшего маршрутирования предполагаемой туристско-рекреационной зоны. Выявление данных центров, позволит определить места размещения крупных туристских комплексов. Примеры выполнения первого этапа работы представлены на рис. 5-6.

Рис. 5. Карта-схема размещения туристских Рис. 6. Карта-схема размещения ресурсов ресурсов в Уральском регионе [9] культурно-познавательного туризма

в Брянской области

Наиболее важным при составлении карты-схемы является творческий поиск формы включения объектов в систему туризма, определение путей их наиболее полного раскрытия, а в некоторых случаях расширения и дополнения. Все объекты определяют возможности развития конкретных видов туризма, а также его тематическую направленность.

Туристские региональные зоны. На данном этапе на основе анализа потенциальных возможностей развития туризма, проведенного выше, разрабатывается схема

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

основных туристских зон региона. Схема туристских зон создается путем территориального объединения туристских ресурсов. Для этого выявленные туристские ресурсы объединяются в группы по степени соответствия туристских и рекреационных функций [10]. Условия функционирования данных зон определяются путем анализа возможностей использования ресурсов в общем русле всей культурно-туристской работы региона, областей, городов. Примеры выполнения второго этапа работы приведены на рис. 7-9.

Рис. 7. Карта-схема обозначе- Рис. 8. Карта-схема обозна- Рис. 9. Карта-схема территори-ния туристских зон Урала [11] чения туристских зон ального планирования турист-

Калининградской области ских зон Брянской области

Обозначение возможных для реализации видов рекреационной деятельности. На основании оценки туристского потенциала региона необходимо определить перспективные для развития виды туристской деятельности, в зависимости от главной цели путешествия сопоставить общую классификацию разновидностей туров с возможностью Уральского региона.

Основными видами рекреационной деятельности населения являются: отдых -общение с природой, развлечения, любительский спорт; санаторно-курортное лечение - оздоровление, климато-, бальнео-, грязелечение; туризм - путешествия, посещение исторических, культурных, природных достопримечательностей. Формы рекреационной деятельности (экскурсии, купание, загорание, сбор грибов и ягод, прогулки и др.) разнообразны и зависят от рекреационных потребностей человека, условий и имеющихся возможностей их реализации [12].

В большинстве источников за основу при построении классификации видов туристической деятельности принята основная цель путешествия. Выделено десять основных видов туризма: рекреационный туризм (отдых, лечение); экскурсионный туризм (знакомство с культурными, историческими и природными достопримечательностями); научный туризм (участие в научных совещаниях, знакомство с научными открытиями и т. д.); деловой туризм (визиты для проведения деловых встреч); этнический туризм (путешествия для встреч с родственниками); приключенческий туризм (походные экспедиции, охота и т. д.); спортивный туризм (путешествия для занятия спортом); религиозный туризм (путешествия к местам, которые почитаются верующими); обучающий туризм; развлекательный туризм (посещение праздничных мероприятий) [13].

В большинстве случаев указанные виды туристической деятельности пересекаются между собой, но главная ценность такой классификации состоит в том, что она указывает основное направление развития туристской ориентации региона в зависимости от целей и задач, с которыми туристы его посещают.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

Составление географических (для зоны) и градостроительных (для узловых пунктов) схем размещения выявленных элементов потенциальных возможностей туризма. На данном этапе необходимо, исходя из обозначенных архитектурно-градостроительных принципов проектирования туристического маршрута (опора на градостроительный, природно-географический и историко-культурный каркасы территории), сделать предварительные предложения по трассировке маршрута.

Чтобы выбрать оптимальный маршрут, рассчитывается каждый из его вариантов. Выбор окончательного проекта системы маршрутов, организация сценарного действия соответственно в пределах проектируемой зоны или центра, их наполняемость, количество и мощность объектов обслуживания определяются исходя из количества потенциала данной территории и инфраструктурного каркаса туристских комплексов.

Для включения определенного объекта в систему маршрутных связей необходимо их глубокое творческое осмысление. Прежде всего, это выбор главных, имеющих познавательную ценность объектов показа, анализ градостроительных или природных условий окружающей эти объекты среды, оценка тематической целесообразности включения объекта в систему туристских маршрутов. Но самое важное в анализе этих факторов - творческий поиск формы включения элементов в систему туризма, определение путей их наиболее полного раскрытия, расширения и дополнения. Схемы размещения тематических потенциальных возможностей рассмотрены на примере Псковской области (рис. 10-12).

Рис. 10-11. Схемы размещения традиционных Рис. 12. Схема расположения мест, связан-народных ремёсел и промыслов [ 14] ных с историческими событиями, деятель-

ностью выдающихся людей [15]

Разработка сети межселенных маршрутных связей. Проект маршрута объединяет множество уже существующих и вновь проектируемых, до настоящего времени пока разрозненных туристических комплексов. Этот маршрут, соединяя комплексы единой сетью дорог и инфраструктурных элементов, как бы охватывает их своеобразным кольцом.

На данном этапе необходимо на основе проведенного в предыдущих пунктах комплексного анализа территории, оценки климатических, социально-демографических, культурно-этнических факторов на карте-схеме выявленных объектов туристского притяжения разработать проект сети сценарных туристических маршрутов. При этом учитывать культурное и природно-историческое наследие региона как основные целевые объекты туристских путешествий. В основу сценария маршрута необходимо закладывать каркас территории (градостроительный, природно-географический, историко-культурный), необходимый для развития данного туристического направления.

При организации сети туристских маршрутов необходимо классифицировать разработанные маршруты, учитывая разный по продолжительности отдых туристов (длительный отдых - основной кольцевой маршрут - продолжительностью до 21 дня,

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

дополнительные кольцевые маршруты и линейные - 7-14 дней, кратковременный отдых - дополнительные кольцевые маршруты и линейные, рассчитанные на 3-5 дней). Примеры выполнения пятого этапа работы см. на рис. 13-14.

Рис. 13. Карта-схема туристских маршрутов Рис. 14. Схема-сценарий маршрута Старица -Брянской области Торжок - оз. Селигер в Калининской (Тверской)

области [16]

В результате проведенного исследования решена важная для архитектурной науки задача - разработан метод создания системы сценарных планов маршрутных связей, который включает: знакомство с историко-архитектурным, природным, археологическим наследием исследуемого региона и обширным туристско-рекреационным потенциалом; творческую оценку выявленных потенциальных возможностей развития туризма на выбранной территории; территориальное объединение туристских ресурсов в туристские зоны; ознакомление с классификацией видов туристской деятельности по основной цели путешествия; определение главных и дополнительных объектов показа по основной цели путешествия каждого тематического тура для определенного вида туристской деятельности; знакомство с видами и классификацией туристских маршрутов, методами их составления.

Ссылки на источники

1. Международный туристический маршрут на трансграничной территории «Золотое кольцо Алтая»: монография / под общ. ред. С. Б. Поморова и М. Ю. Шишина. - Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. - 93 с.

2. Потаев Г. А., Потаева Г. Р. Планировка, застройка и благоустройство городов - центров туризма: пособие проектировщику. - Минск: Минсктиппроект, 2011. - 204 с.: ил.

3. Международный туристический маршрут на трансграничной территории «Золотое кольцо Алтая».

4. Там же.

5. Булатова Е. К., Ульчицкий О. А. Малые и средние южно-уральские города: основные проблемы и пути развития // Архитектура. Строительство. Образование. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2013. - С. 120-126.

6. Орлов М. А. Крупные туристские центры. - М.: Стройиздат, 1983. - 159 с.

7. Булатова Е. К., Ульчицкий О. А. Архитектура туризма и туристических комплексов: метод. указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Архитектура туризма и туристических комплексов» для студентов направлений «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» / Магнитогорск. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. - Магнитогорск: МГТУ, 2014. - 14 с.

8. Булатова Е. К. Комплексный анализ архитектурно-туристского потенциала (на примере г. Троицка) // Вестник гражданских инженеров. - 2013. - № 6 (41). - С. 5-10.

9. Урал может стать туристической Меккой: город как средоточие коммуникаций: монография / Урал. гос. архитект.-худ. акад.; авт.-сост.: И. М. Волчкова, Э. А. Лазарева; науч. ред. Л. П. Холодова, ред. Н. В. Сиротина. - Екатеринбург: Архитектон, 2009. - С. 58-69.

10. Булатова Е. К. Формирование архитектурной среды туристского центра для малых и средних городов (на примере Южного Урала): автореф. дис. ... канд. арх.: 05.23.20 / Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Н. Новгород, 2014.

11. Урал может стать туристической Меккой.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Булатова Е. К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). -ART 16050. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.

12. Булатова Е. К., Ульчицкий О. А.

13. Булатова Е. К. Формирование архитектурной среды туристского центра

14. Орлов М. А.

15. Там же.

16. Там же.

Eugene Bulatova,

Candidate of Architecture, Senior Lecturer at the chair of Architecture, Magnitogorsk State Technical University after G.I. Nosov, Magnitogorsk Bulatova ek@bk.ru

Tourism architecture: the development method of system scenario plans of routing links Abstract. The paper presents the study of complex architectural and tourist potential of the tourist centers, their placement schemes, methods for their inclusion in the scenic and thematic routes. Learn the principles of the tourist area routing measures for the physical and geographical characteristics, cultural and historical potential and degree of development of tourism infrastructure. The author develops method of creation of scenario planning of routing connections.

Key words: architecture, tourism, tourist route, scenic route, resource system, tourist center, urban areas. References

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

Pomorov, S. B. & Shishin, M. Ju. (eds.) (2011). Mezhdunarodnyj turisticheskij marshrut na transgranichnoj

territorii "Zolotoe kol'co Altaja': monografija, Altajskij dom pechati, Barnaul, 93 p. (in Russian).

Potaev, G. A. & Potaeva, G. R. (2011). Planirovka, zastrojka i blagoustrojstvo gorodov - centrov turizma:

posobie proektirovshhiku, Minsktipproekt, Minsk, 204 p.: il. (in Russian).

Pomorov, S. B. & Shishin, M. Ju. (eds.) (2011). Op. cit.

Ibid.

Bulatova, E. K. & Ul'chickij, O. A. (2013). "Malye i srednie juzhnoural'skie goroda: osnovnye problemy i puti razvitija", Arhitektura. Stroitel'stvo. Obrazovanie, Izd-vo Magnitogor. gos. tehn. un-ta im. G. I. Nosova, Magnitogorsk, pp. 120-126 (in Russian).

Orlov, M. A. (1983). Krupnye turistskie centry, Strojizdat, Moscow, 159 p. (in Russian). Bulatova, E. K. & Ul'chickij, O. A. (2014). Arhitektura turizma i turisticheskih kompleksov: metod. ukazanija k prakticheskim zanjatijam i samostojatel'noj rabote po discipline "Arhitektura turizma i turisticheskih kompleksov" dlja studentov napravlenij "Arhitektura" i "Dizajn arhitekturnoj sredy", Magnitogorsk. gos. tehn. un-t im. G. I. Nosova, MGTU, Magnitogorsk, 14 p. (in Russian).

Bulatova, E. K. (2013). "Kompleksnyj analiz arhitekturno-turistskogo potenciala (na primere g. Troicka)", Vestnik grazhdanskih inzhenerov, № 6 (41), pp. 5-10 (in Russian).

Volchkova, I. M. & Lazareva, Je. A. (2009). Ural mozhet stat' turisticheskoj Mekkoj: gorod kak sredotochie kommunikacij: monografija, Ural. gos. arhitekt.-hud. akad., Arhitekton, Ekaterinburg, pp. 58-69 (in Russian). Bulatova, E. K. (2014). Formirovanie arhitekturnoj sredy turistskogo centra dlja malyh i srednih gorodov (na primere Juzhnogo Urala): avtoref. dis.... kand. arh.: 05.23.20, Ministerstvo obrazovanija i nauki Ros-sijskoj Federacii FGBOU VPO "Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet", N. Novgorod (in Russian).

Volchkova, I. M. & Lazareva, Je. A. (2009). Op. cit.

Bulatova, E. K. & Ul'chickij, O. A. (2013). Op. cit.

Bulatova, E. K. (2014). Op. cit.

Orlov, M. A. (1983). Op. cit.

Ibid.

Ibid.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 15.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.01.16

Принята к публикации Accepted for publication 18.01.16 Опубликована Published 29.03.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Булатова Е. К., 2016

977230412016603

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.