УДК 72.01
ДУБИНИНА О. А.
Архитектура медиатек: современные средства выразительности
Статья посвящена вопросам проектирования нового типа зданий — медиатеки, появившегося в результате трансформации традиционной библиотеки под влиянием современных социальных, экономических и технологических условий. Исследуются тенденции и средства создания выразительной, образной архитектуры медиатек.
Ключевые слова: архитектура, библиотека, медиатека, проектирование, фасад, форма, образность, выразительность, цвет.
DUBININA O. A.
ARCHITECTURE OF MEDIATHEQUES: MODERN MEANS OF EXPRESSION
The article is devoted to design a new type of buildings — mediatheque, which appeared as a result of the transformation of traditional library under the influence of modern social, economic and technological factors. The author investigates trends and means to create expressive, imaginative architecture of mediatheque.
Keywords: architecture, library, mediatheque, planning, facade, shape, imaginativeness, expressiveness, color.
Дубинина
Ольга
Андреевна
аспирантУралГАХА e-mail:
Переход в новое тысячелетие ознаменовался качественным изменением научно-технического арсенала и всеобщей информатизацией. Сегодня в экономической, политической, социальной сферах преимуществами владеют те, кто обладает полнотой доступа к информации и современными средствами ее получения, обработки, распространения и хранения. Коренные изменения в различных сферах жизни и, главным образом, глобализация информационных процессов оказали существенное влияние на осмысление роли, функций и социальной значимости «пространства для чтения». На рубеже ХХ-ХХ1 вв. это привело к трансформации самого понятия «библиотека», выразившейся в новом типе здания — медиатеке.
Медиатека понимается нами как мульти-функциональный общественный центр, предоставляющий всем категориям населения открытый доступ к информации, хранящейся в цифровом или печатном виде, и возможности для осуществления различной внеинформаци-онной деятельности — культурной, досуговой, развлекательной, коммуникативной и пр.
Смена деятельностных ориентиров, роли и задач создает необходимость в разработке новой архитектурной стратегии, позволяющей реализовывать многообразные потенциальные возможности современных медиатек. Одним из средств решения поставленной задачи видится формирование выразительного архитектурного образа зданий медиатеки.
Проведенное нами исследование опирается на научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные прогнозированию
перспектив развития теории и практики архитектурного проектирования зданий библиотек (Л. З. Амлинский, Е. Ю. Гениева, К. Е. Трубец-ков, Ж. Гаскюэль, Ж.-Ж. Донар, Р. Кулхаас и др.) и на работы, раскрывающие особенности современного формообразования, архитектурной композиции и эстетики (А. В. Иконников, А. Г. Раппапорт, А. А. Тиц, Х. Фостер, Т. Ито и др.). Рассмотрение образности зданий медиатеки в тесной связи с тенденциями в архитектуре позволяет более полно подойти к решению поставленной задачи. Кроме того, проанализирован широкий круг действующих и проектирующихся зданий медиатек и современных библиотек, функционирующих как медиатека. При этом в отечественной практике отсутствуют качественные примеры, которые могли бы послужить основой исследования.
Экспрессия и выразительность являются одной из главных задач формирования объемнопространственной композиции современных медиатек. Выразительность в данном случае — это передача внутреннего содержания, материальное воплощение смыслов и значений, а также трансляция авторского замысла, отражение его личных или общественных эстетических представлений и понимания прекрасного, в конечном счете, это признак духовной ценности архитектурного объекта. С другой стороны, выразительность — это средство воздействия на зрителя, сила и характер которого напрямую зависят от цели — привлечение внимания, стимулирование к деятельности, эпатаж, провокация, иллюзия и т. д. З. Н. Яргина, российский теоретик градостроительства, выделяет манипулирование как особый случай воздействия на аудиторию
© Дубинина О. А., 2012
49
Архитектура
с помощью внеэстетических качеств (преувеличенные размеры, яркий цвет и т. п.) [1]. При необходимости создать сильное эмоциональное впечатление создается форма, поражающая зрителя сама по себе, вне связи с внутренним содержанием и градостроительным контекстом. Композиционные приемы входят в противоречие с функциональными требованиями, а также с проявлением их сущности в образной характеристике зданий. Возникает внешняя, самоценная выразительность объекта. Эта общая для современной архитектуры тенденция характерна и для медиатек, внешний облик которых зачастую конструируется вне связи с утилитарными задачами, породившими их возникновение. В настоящий момент происходит преодоление многовековых стереотипов, устоявшихся принципов и приемов формообразования библиотечных зданий. На смену им приходит обращение к эмоционально-выразительной роли формы и ее художественных характеристик. Ч. Дженкс в статье «Новая парадигма архитектуры» утверждает: «Возникающие новые модели могут отпугивать и вызывать подозрения в поверхностном мышлении, однако, взглянув пристальнее, мы часто убеждаемся в том, что они более интересны и более адекватны нашему восприятию мира, чем доставшиеся нам в наследство от прошлого бесконечные колоннады...» [2]. Новые архитектурные решения медиатек, имеющие высокий художественно-эстетический уровень, выходят за рамки утилитарных объектов, совершенствуют облик символических пространственных структур, которые представляют собой иерархию форм и значений нового уровня в сочетании с традиционными композиционными приемами художественного языка архитектуры. Образность здания выступает не только в роли транслятора идей создателя и общества, но и, что важно, обладает самодостаточностью, т. е. предоставляет возможность человеку индивидуально прочувствовать и воспринять объект, самостоятельно сформировать и выразить некое представление о нем.
Взятый в конце XX в. курс на глобализацию и универсальность архитектурных решений в итоге привел к тому, что многие города стремительно утрачивают свой национальный колорит и становятся похожими друг на друга. В ответ на эти процессы начинается поиск идентичности места. Новаторские и разнообразные решения в современных проектах медиатек призваны служить, в том числе, этой цели. Переход в практике проектирования библиотечных зда-
ний от универсальных и даже унифицированных решений к локальному или ситуационному проектированию обусловлен также осмыслением медиатеки как общественного фокуса притяжения информационных, исторических, социокультурных потоков. В архитектуре здания идея «места» может быть раскрыта через образное решение объемно-пространственной композиции, отсылающее к местной истории, мифологии или фольклору, а также путем применения местных строительных и отделочных материалов и технологий. Поскольку медиатека направлена на работу с территориально закрепленным сообществом, то архитектурно-художественное оформление фасадов и интерьеров должно отражать специфику и «дух места», а здание в целом — позиционировать себя как неотъемлемую (содержательную, смысловую, социокультурную) часть этого места. Стремление к созданию универсальных композиционных структур может пагубным образом повлиять на самосознание и самоидентификацию сообщества, тем самым существенно снижая значимость медиатеки.
Необходима настройка архитектора на местную, локальную ситуацию с тем, чтобы заново переосмыслять множество почти автоматических исходных позиций. Здание медиатеки должно соответствовать месту и конкретным интересам, предпочтениям местных жителей, их традициям и культурным ценностям, а также выражать в себе эту «конкретность». Поиск индивидуальных выразительных средств композиции и формообразования в случае столь значимого общественного учреждения, как медиатека, не может быть направлен на воплощение каких-либо амбиций (например, чтобы получить звание «Самое оригинальное здание» или «Самое неожиданное здание медиатеки» и пр.), но такая работа обязана быть ориентирована на то, чтобы создавать «места для людей».
Известный американский теоретик архитектуры, специалист в области психологии восприятия и эстетики Р. Арнхейм отождествляет выразительность архитектурной формы и экспрессию: «Основой эстетической ценности формы является ее визуальная экспрессия. Выразительность в общем смысле — это необходимое чувственно воспринимаемое эстетическое качество формы, влияющее на ощущение и эмоции человека. Первичным признаком эмоционально выразительной формы является «напряжение», активность сил, переданных визуальной моделью» [3, 54].
Автор приходит к выводу, что экспрессия не связана с главной утилитарной функцией здания, она напрямую связана с его «темой». Визуальная аналогия поэтапно и детально дифференцированной функции («темы») — это перевод функционирования объекта на язык экспрессии, улавливаемой сознанием человека. Таким образом, выразительная, эмоционально наполненная архитектурная среда тождественна понятию эмоциональной архитектуры, выражающей переживания и мысли архитектора, а умело сконструированная форма выступает в качестве средства достижения архитектурной выразительности. Наряду с этим стоит упомянуть указание Х. Фостера на необходимость мотивирования экспрессивности формы, без которой «.архитектура становится произвольной и капризной» [4]. Это справедливо должно быть отнесено и к зданиям медиатек.
Другим средством создания эмоциональной архитектуры медиатек является использование цвета в решении фасадов. Анализ показал, что наиболее эффективным является эмоциональный или символический принцип полихромии, по которому цвет распределяется по форме здания мелкими пятнами или полосами, сочетается с орнаментом или изображениями и объединяет все плоскости здания в цельное живописное полотно. В этом случае полихромия не столько разделяет, сколько служит объединению, не столько организует форму, сколько создает своеобразное настроение, атмосферу пространства. В этой связи следует подробнее изучить вопрос использования изображений на фасадах зданий, в том числе специфику выбора иллюстраций, их местоположение на фасаде, компоновку, тиражирование и пр. Стоит упомянуть, что данный художественный прием по оформлению фасадов во многом обязан появлению технологий широкоформатной печати. Разумеется, со времен античности и до позднего Возрождения монументальная живопись (наряду со скульптурой) являлась одним из основных методов декорирования зданий библиотек. Однако изображения, которые наносят современные архитекторы на свои здания, не имеют ничего общего с монументальной живописью прежних времен. Во-первых, применение монументальной живописи способствовало созданию элитарных зданий библиотек, подчеркивало их высокий культурный и научный статус. Иную задачу решают современные «анонимные» изображения, зачастую лишенные индивидуальности. Их ис-
пользование свидетельствует о взаимодействии архитектуры медиатек с культурой городской повседневности, подчеркивая ее доступность и массовость. Во-вторых, суть современных художественных практик состоит в сознательном отказе от смыслового содержания фасадных изображений, как правило, в них отсутствуют сюжет, повествование (как следствие, смена понятий: не «живопись», а «изображения»). Ценными являются сегодня не сами изображения, а то, как с их помощью архитектор выстраивает взаимосвязи между фасадом и зрителем или фасадом и контекстом (градостроительным, природным, культурологическим). Воздействие переносится из области рационального в область чувственного, интуитивного восприятия увиденного.
В начале XXI в. американский архитектор и библиотечный консультант Эндрю Макдональд вводит принципиально новые критерии оценки качества библиотечных зданий: oomph (с англ. «шарм») и wow (с англ. «вау») [5, 9], которые переносят фокус внимания проектировщика с сугубо функциональных характеристик в область эмоционального восприятия здания. Сам Макдональд говорит о необходимости проектировать «смелые пространства, захватывающие умы пользователей и выражающие дух заведения» [5, 10]. Исследователь поднимает актуальную для сегодняшних архитекторов проблему — системный поиск индивидуального, выразительного, эмоционального формообразования зданий библиотек. Указанный подход позволяет современным архитекторам проектировать медиатеки как здания-символы, здания-впечатления, даже здания-аттракционы, а не лишенные образности и индивидуальности утилитарные объекты. «Черный бриллиант» в Копенгагене (Дания) и Минске (Республика Белоруссия), «драгоценная жемчужина», находящаяся внутри «раковины» Александрийской библиотеки (Египет), отражают представление о библиотеке как о символе ценности. Композиция здания библиотеки, напоминающая летающую тарелку или космический корабль (Национальная библиотека Казахстана, Астана, Казахстан), связывает возможности библиотеки с шагом в будущее. Библиотека города Тампере (Финляндия) сверху имеет форму глухаря, здание Национальной библиотеки Чехии (Прага, Чехия) планируется воплотить в виде фиолетового осьминога и т. д. Яркие архитектурные эксперименты, воспринимаемые порой как фарс или причуда, являются, по мнению Макдональда,
базовым фактором самоидентификации, визуализации имиджа и сущности библиотеки.
Изучая проблемы эмоционального воздействия архитектуры на человека, А. Г. Раппапорт указывает: «Эмоциональная реакция целостна и отражает не только внешнюю, но и «внутреннюю» среду человека, его самочувствие, настроение и многое, что не зависит от облика архитектурного сооружения, находящегося в данный момент в поле зрения. Извлечь из массы действующих на человека раздражителей какую-то «архитектурную» составляющую столь же трудно, как определить эмоциональной вклад в восприятие здания какой-нибудь одной его детали: окна, сандрика, карниза и т. п.» [6, 25]. Однако современным архитекторам медиатек с помощью разнообразных композиционных средств удается выразить экспрессию. Например, асимметрия научной библиотеки Питера Б. Льюиса Принстонского университета (США) постоянно держит внимание зрителя в напряжении, предлагает неожиданные многообразные ракурсы; динамика форм библиотеки префектуры Мияги (г. Сендай, Япония) придает статичному объекту иллюзию движения; деформация формы городской медиатеки Анцина (г. Анцин, Франция) выражает перегрузки отдельных узлов композиции; контраст как ведущий прием композиции медиатеки Высшей школы менеджмента (г. Нант, Франция) сопоставляет масштабы, интерьер и экстерьер, свет и тени; создание иллюзорных, иррациональных пространств и масс центральной библиотеки Сиэтла (США) вводит зрителя в заблуждение относительно истинных размеров и тектоники; непривычные ориентиры — спираль в проекте центральной библиотеки Брабант (Нидерланды) и диагональ в композиции библиотеки Технологического университета (г. Делфт, Нидерланды) придают форме динамику; дисимметрия, различная трактовка одинаковых форм библиотеки-парка Испания (г. Медельин, Колумбия) используется для обострения отношений между подобными элементами.
Заключение
1 На рубеже ХХ—ХХ1 вв. монументальность, величественность, незыблемость зданий библиотек, присущие им на протяжении многих веков, архитектурно выражаемые с помощью строгих линий, метрических членений фасада, симметричной композиции, применения ордерной системы и пр., сменяются эмоционально вырази-
тельной, образной архитектурой медиатек.
2 Эмоциональное воздействие зданий медиатек на зрителя достигается путем применения особого архитектурного масштаба (внешнего, который определяет силуэт здания и его соотношение с окружением, и внутреннего, который регулирует соподчиненность отдельных его частей), сложных ритмических закономерностей, пропорций, колористических решений, фактуры поверхностей.
3 Анализ опыта проектирования и строительства показывает, что внешний облик многих медиатек отличается яркой экспрессивностью и эмоциональным воздействием. Поскольку зачастую они размещаются в знаковых местах города и являются крупномасштабными сооружениями, такого рода эмоциональная выразительность становится инструментом для привлечения людей в стены медиатеки, т. е. средством ее актуализации и популяризации среди населения.
Список использованной литературы
1 Яргина З. Н. Эстетика города. М., 1991.
2 Дженкс Ч. Новая парадигма архитектуры/пер. с англ. А. Ложкина, С. Ситар [Электронный ресурс]. URL: http://www.a3d.ru/ ап±йес1:иге^а1:/155(дата обращения: 18.04.2012).
3 Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм/пер. с англ. В. Л. Глазы-чева. М., 1984.
4 Foster H. (2002). Master Builder/со-кращ. пер. с англ. А. Раппапор-та [Электронный ресурс]. URL: http: // archi.ru /lib / publication. html?id=1850569411&fl=5&sl=1 (дата обращения: 18.04.2012).
5 McDonald A. C. (2003). Creating good learning space. In Libraries with oomph: PFI for higher.
6 Раппапорт А. Г. Архитектура и эмоциональный мир человека. М., 1985.