Научная статья на тему 'Архитектура как вид искусства: проблемы и перспективы'

Архитектура как вид искусства: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
5803
565
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович, Коротич Михаил Андреевич

«Мы должны заниматься архитектурой как художники, рассматривать ее как искусство и величайшее художественное явление нашего времени». Сантьяго Калатрава

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура как вид искусства: проблемы и перспективы»

Архитектура как вид искусства: проблемы

и перспективы Коротич М.А

«Мы должны заниматься архитектурой как художники, рассматривать ее как искусство и величайшее художественное явление нашего времени».

Сантьяго Калатрава

Коротич

Андрей

Владимирович

Архитектор, доктор архитектуры, заслуженный изобретатель России, профессор

Коротич

Михаил Андреевич

Архитектор

В прошлые века под понятие «архитектор» попадал человек, ведающий всем спектром вопросов проектирования и возведения зданий (по Витрувию, соединяющий три ипостаси «польза» + «прочность» + «красота»). В наше время возросшая функциональноконструктивная сложность сооружений, их все увеличивающиеся пролеты и высоты обусловилиуглубленнуюспециализациюука-занных трех сторон архитектуры и вызвали к жизни появление ряда узких специальностей, практически не соединимых в одном специалисте. именуемом «архитектор». Архитектура неуклонно сужает спектр деятельности до совокупности понятий «польза» + «красота*.

Отнесение архитектуры к разряду искусств означает абсолютно новую трактовку и смысл нашей специальности: архитектура может быть определена как пластическое искусство создания новых выразительных форм с определенным конструктивным и функциональным потенциалом. Это означает, что здание как произведение искусства, может и должно содержать элементы, которые не являются утилитарно и конструктивно необходимыми. С точки зрения стандартного клиента такие элементы являются «наворотами», удорожающими строительный объект, а поэтому подлежащими устранению.

Наметившаяся тенденция изменения «удельного веса» трех ипостасей архитектуры вкупе с новой ее трактовкой как одного из видов искусств в идеале должна привести к приоритету эстетической составляющей архитектурного творчества среди всех прочих. И несмотря на то. что «красота» в триаде Витрувия стоит на последнем месте, именно она является определяющим фактором архитектурного творчества - лишь художественная выразительность и уникальность архитектурных форм позволяют зданию пройти сквозь века в качестве культурного достояния цивилизации.

Сегодня основные ипостаси архитектуры как специальности можно условно подразделить на «концептуал» и «функционал» (как и всех архитекторов по способу мышления можно легко разделить на «концептуалистов» и «функционалистов»). Процентное соотношение «концептуала» и «функционала» в проекте (также как и оплата соответствующих данных разделов клиентом), увы. составляет примерно 1/30.

Это один из ответов на вопрос, почему в течение длительного времени развитие практической архитектуры в ряде стран Европы, Америки. Азии (вт.ч. экономически стабильных и развитых) «пробуксовывает». Самый важный «концептуальный» момент рождения нового сооружения является наименее невостребованным и самым малооплачиваемым! Зато следующая за концепцией техническая разработка проекта оценивается клиентом на порядки дороже. Подобное отношение к интеллектуальному творческому труду наблюдается не только в России (авторский опыт проектной работы в странах Западной Европы и Ближнего Востока - яркое тому подтверждение).

Развитие практической архитектуры во все времена зависело и будет зависеть от финансовых возможностей и эстетических приоритетов клиента.

Пока в обществе в целом не сформируется определенное отношение к архитектуре как востребованному виду искусства (а подобное отношение может сложиться лишь в социально развитом и богатом обществе), коренного улучшения качества архитектуры и роста профессионального престижа трудно ожидать.

Вместе с тем необходимо отметить очень важный и интересный момент. Креативный слой виртуального формообразования и слой реализации архитектурных решений (практической архитектуры) существуют сами по себе и являются в значительной степени автономными.

Архитектурные концепции высотных гостиничных комплексов, выполненные для зарубежных стран.

Авторы: А.В. Коротич. М А. Коротич, И.А. Коротич. Права авторов защищены.

Появление определенного социального заказа в сфере практической архитектуры на определенные виды архитектурных форм зданий отнюдь не предполагает однозначного развития только этого стилистического направления. В разных странах существуют креативныеархнтекторы.создающие иные новые концептуальные модели архитектурного формообразования вне зависимости от конкретного социального заказа, в рамках которого начинает работать большинство архитекторов, увлеченных новомодным направлением. Происходит параллельное развитие других направлений формообразования, которые не являются востребованными на данный момент времени. Эти направления и результирующие формы являются своеобразной «бомбой замедленного действия», которая «взрывается» поражая воображение современников, внезапно, зачастую через много лет после изобретения в определенных регионах мира, где сложились социальные и технические условия для их практической реализации. Так произошло с торсионным архитектурным формообразованием. Создание первого в мире закрученного небоскреба «Twisting Torso», разработанного испанцем С. Калатравой в 1991 году, а реализо-

ванного лишь в 2002 году в Мальме (Швеция), вызвало к жизни целую серию проектов закрученных зданий с фантастическими формами (среди них - 320-метровая «Infinity Tower* в Дубай. 2004. а также 600-метровый небоскреб в Чикаго. 2005). отражающими возможности и степень современного эстетического и технологического развития цивилизации.

Однако мало кто знает, что закрученные архитектурные формы и базовые принципы торсионного моделирования, напрямую использованные архитекторами «Twisting Torso* и «Infinity Tower*, были изобретены и реализованы испанцем Антонио Гауди в его постройках в качестве единичных малых архитектурных форм и элементов декора еще в конце XIX в. [ 1: стр. 25.36.141|. Почти целый век (!) перспективы изобретений А. Гауди никак не отмечались; долгие десятилетия его пионерские разработки оставались невостребованными и не получали развития, пока однажды не были замечены, оценены и реализованы архитекторами-высотниками в других странах.

Проект ступенчатого небоскреба

Н. Ладовского (1923 г.) на много лет опередил собственную практическую реализацию в виде «Сирс Тауэр» (Чикаго. 1974. фирма СОМ) |2; C.51-52J.

Подспудное формирование новых архитектурных направлений происходит задолго до их явного проявления и последующей практической реализации; при этом с автрскими правами первооткрывателей новых, но, увы. невостребованных на момент изобретения архитектурных форм мало кто считается.

Усугубляет сложившуюся ситуацию и слабая законодательная база в виде Федерального Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации* (1995 г.). фактически защищающая права архитекторов-проектировщиков. а не «концептуалистов».

Пункт 2 с. 16 главы IV данного Закона декларирует, что «объектами авторского права па произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект* (как же в таком случае быть с предпроектными архитектурно-художественными концепциями, которые представ-

ляют собой самостоятельное исходное звено архитектурного творчества?!).

Пункт 3 данной статьи гласит; «Гражданин, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта. Ему принадлежит также авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства и на архитектурный объект*. По логике составителей этой статьи Закона архитектор -автор архитектурного проекта -обладает авторскими правами на результирующую техническую документацию. к разработке которой он может быть и не причастен.

Но прежде всего по данной же логике архитектор - автор художественной концепции объекта - должен обладать авторскими правами на разработанный архитектурный проект, базирующийся на этой концепции и созданный другими лицами (такие ситуации абсолютно реальны, имеют распространение во всех странах и уже давно юридически отработаны). Ведь результатом творческой работы архитектора (в том числе и товаром для продажи) может быть как «концепция* так и созданный на ее основе «проект».

Наиболее впечатляющим примером подобного «разделения труда» в архитектуре может служить всемирно известный 321-метровый отель «Burj Al Arab» в Дубай. Архитек-ту рно-художестве иная кон цеп ци я объекта была создана английским архитектором-концептуалистом Томасом Райтом; проектные же работы (включая эскизный проект) выполнялись на основе предложенной концепции архитекторами-проектировщиками фирмы «WS Atkins*. После возведения оболочки здания более 4000 (!) архитекторов и дизайнеров со всего мира на конкурсной основе работали над созданием уникальных интерьеров дубайского отеля - безусловного шедевра современной архитектуры. Проект архитектурного освещения отеля в ночное время был разработан светодизайнерами Д. Спейрсом и Р. Хонивиллом (фирма «MBLD»).

Следует отметить, что согласно ст. 6 закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.) правовой охране в рамках всего архитектурного проекта подлежит архитектурно-худо-жественное решение объекта, выраженное в какой-либо объективной

материальной форме (скульптура, рисунок, эскиз, макет, модель, компьютерная графика и др.). фиксирующей основные композиционные особенности объекта, т.е. именно «концепция». При этом проектно-техническая документация для строительства в принципе не может охраняться авторским правом, поскольку не относится к категории «произведений науки, литературы и искусства» (см. ст. 6 об объектах авторского права).

Именно здесь весьма поверхностный закон «Об архитектурной деятельности» вступает в серьезное юридическое противоречие с ранее принятым и основательно проработанным законом «Об авторском праве и смежных правах», хотя и базируется на положениях последнего (в пункте 1 ст. 16 об этом прямо сказано!).

Основное назначение архитектуры - воздействовать на человека посредством внешних и внутренних форм и образуемых ими пространств. вызывая положительные эмоциональные состояния. Проблема поиска новых эстетически выразительных архитектурных форм зданий и сооружений - ключевая проблема «архитектурного формообразования» как фундаментального научно-практического направления теории архитектуры. Совершенно очевидно, что именно новые концептуальные находки, созданные с использованием самых передовых методов моделирования форм (кристаллографического, торсионного. фрактального и др.). в современных условиях служат единственным практически значимым звеном развития архитектуры как пластического искусства.

С момента становления и заката «русского авангарда» - главной гордости отечественного зодчества - прошел почти век. а дальнейшего позитивного концептуального «всплеска» российской архитектуры даже и не предвидится.

Специфика развития архитектуры зданий на настоящем этапе такова, что приходится с сожалением констатировать - весьма широкие возможности архитектурного формообразования. позволяющие создавать уникальные здания-симво-лы с неповторимой художественной выразительностью, являются по большей части невостребованными.

«Экономическая окупаемость архитектурных объектов»... Подобная постановка вопроса - не редкость

в среде бизнесменов-заказчиков, стремящихся быстро вернуть деньги. вложенные в строительство объекта, который изначально рассматривается ими как «экономический функционал», способный приносить прибыль при перепродажах.

Так что сегодня расхожее определение архитектуры как «застывшей музыки» - это скорее декларация, чем реальность.

До тех пор, пока такие факторы, как новизна, художественная выразительность и эстетика внешнего вида архитектурного сооружения не будут являться определяющими при выборе конкретного варианта проектного решения объекта, а во главу угла по-прежнему будет ставиться его функциональная и экономическая рациональность, дальнейшее развитие архитектуры как особого вида пластических искусств будет происходить лишь на уровне виртуальных концепций, а не практической реализации.

Изредка возводимые впечатляющие сооружения «экстремальной* архитектуры, когда выразительная архитектурная форма намеренно доведена до конструктивного и функционального абсурда, амбициозно и вызывающе подчеркивающего технологические и финансовые возможности державы или корпорации (например. Центр телекоммуникаций в Пекине или 800-метровый «Бурж Дубай» в ОАЭ) - это. скорее, символические исключения, чем тенденция.

Следовательно, единственная реальная проблема современной практической архитектуры - востребование и реализация колоссального интеллектуального потенциала и новых художественных идей, сосредоточенных в уже существующем слое виртуальной архитектуры будущего.

Вскрытие богатейшего потенциала формообразования, а также ориентация архитектурного творчества на создание пластически выразительных форм - наиболее действенный путь реального прогресса мирового зодчества и обретения им нового качественного своеобразия.

Список использованной литературы

1. Gaudi. La busqueda de la forma. Lunwerg Editores. 2002.

2. Конструкции и форма в советской архитектуре /Ю.П. Волчек. Е.К. Иванова. P.A. Кац-нсльсон, Ю.С. Лебедев. М.:Стройиздат. 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.