Научная статья на тему 'Архитектура как текст. Семиотический анализ архитектурного пространства'

Архитектура как текст. Семиотический анализ архитектурного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4487
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / АРХИТЕКТУРА / ПРОСТРАНСТВО / ФОРМА / СРЕДА / ТЕКСТ / КОНТЕКСТ / SEMIOTICS / ARCHITECTURE / SPACE / FORM / ENVIRONMENT / TEXT / CONTEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лагодина Елена Владимировна

Семиотическое течение в науке зародилось в 60-е гг. XX в. как аналитический инструмент для изучения знаковых систем и механизмов порождения смысла, довольно быстро распространившееся на большое количества весьма разнообразных и, на первый взгляд, не связанных между собой научных областей. В данной статье рассматривается семиотическая трактовка архитектурного пространства. Помимо функционального содержания архитектура несет в себе целый пласт визуальных и идеологических сообщений. Цель данной статьи отразить это и отобразить ситуацию в целом в изучении данной проблематики в отечественной и общемировой традиции. В сатье представлен общий обзор семиотической трактовки пространства, также перечислены основные направления и наиболее видные представители в области отечественной семиотики архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture as a text.Semiotic analysis of architectural space

Semiotic studies as a branch of science зародилось originated in the 60s of the 20th century as an analytical tool for exploring systems of signs and mechanisms of emergence of meanings. Semiotic studies have extended fairly quickly over the large area of various scientific fields not related to each other at the first sight. In the present study semiotic interpretation of architectural space is explored. Apart from the direct functional content architecture contains a plethora of visual and ideological messages. The purpose of the present study is to reflect this issue and to examine how the stated topic has been represented in both Russian and global scientific schools. General review of semiotic interpretation of space is given as well as the main approaches to the issue and the most prominent researchers of Russian tradition of semiotics of architecture are represented.

Текст научной работы на тему «Архитектура как текст. Семиотический анализ архитектурного пространства»

АРХИТЕКТУРА КАК ТЕКСТ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Лагодина Е.В.

Семиотическое течение в науке зародилось в 60-е гг. XXв. как аналитический инструмент для изучения знаковых систем и механизмов порождения смысла, довольно быстро распространившееся на большое количества весьма разнообразных и, на первый взгляд, не связанных между собой научных областей. В данной статье рассматривается семиотическая трактовка архитектурного пространства. Помимо функционального содержания архитектура несет в себе целый пласт визуальных и идеологических сообщений. Цель данной статьи - отразить это и отобразить ситуацию в целом в изучении данной проблематики в отечественной и общемировой традиции.

В сатье представлен общий обзор семиотической трактовки пространства, также перечислены основные направления и наиболее видные представители в области отечественной семиотики архитектуры.

Ключевые слова: семиотика, архитектура, пространство, форма, среда, текст, контекст.

Бессмысленно отрицать тот факт, что архитектура не только организует пространство, но оказывает ежедневное, ощутимое влияние на человека, помещенного в это пространство.

Архитектурные объекты образуют основу предметно-пространственной среды, взаимодействующей с субъектом (как индивидуальным человеком, так и коллективным - группой, городским сообществом).

В масштабе города эти объекты складываются как семиотически насыщенные единицы в некий градостроительный язык.

Архитектура формирует не только материальное окружение для процессов жизнедеятельности, но и тексты сообщений, закодированных специфическим языком форм, позволяющие людям ориентироваться в физическом и культурном пространстве и закрепляющие системы идей и ценностей.

Попытки анализировать пространственную среду можно, строго говоря, разделить на социологические исследования и теории, семиотические и архитектурные (далее возникают различные интегральные дисциплины, как социология архитектуры или архитектурная психология).

Семиотический взгляд представлен такими значительными фигурами, как К. Леви-Строс, Р. Барт, С. Хессельгрен, Ф. Шоэ, У. Эко.

Коротко обобщить область интересов и исследовательский инструментарий современных россий-

ских представителей архитектурно-семиотического подхода можно следующим образом:

Архитектурный язык, с точки зрения теории композиции, - происходит выделение трех основных уровней языка архитектуры: Д.Л. Мелодинский - знаки ориентации, знаки конструктивно-тектонические, знаки несущие историко-культурное содержание;

A.А. Барабанов - геометрический, структурный, семиотический; А.Д. Куликов - геометрический, структурно-компоновочный, художественно-пластический (образный и знаковый); Л.Ф. Чертов - архитектонический код, предметно-функциональный код, социально-символический код.

Разработкой новых композиционных подходов на основе образно-ассоциативных и семантических представлений об архитектурной форме занимаются такие исследователи, как А.А. Барабанов, В.И. Иовлев, А.Д. Куликов, И.А. Фахрутдинова, Е. Фаворская, А.Ф. Лагопулос.

В семиотических исследованиях проектирования, непосредственно связанных с композиционно-семиотическими исследованиями, можно выделить два основных направления: отечественное, в рамках пропедевтики, и зарубежное - исследование проекта как «текста».

Семиотический анализ результатов проектной деятельности с точки зрения архитектурного объекта как «текста» (Х. Мутаньола-Торнберг, А. Леви, П. Пеллегрино, сюда же можно отнести С.В. Норенкова,

B. Паперного).

Северо-Кавказский психологический вестник > № 10/2 2012 г.

Историко-семиотические исследования также можно разделить на несколько категорий:

- историко-семиотический анализ значений традиционных элементов зданий (Л.В. Фокина, А. Леви, А.Г. Бурцев) и символика традиционных архитектурных форм и ее современные интерпретации (Г.Ю. Сомов, А.А. Барабанов);

- историко-семиотический анализ памятников архитектуры (О.В. Барабанова, Е.В. Иовлева);

- историко-семиотический анализ формирования города (Г.Я. Мокеев, О.А. Махнева, Е.В. Конева, Д. Желева-Мартинс Виана, К. Мандоки);

- историко-семиотический анализ архитектурных процессов (А.А. Барабанов, А. Сергеев, М. Пучков; процесс стилеобразования - А.А. Раевский, формирования композиционных представлений -Т.В. Гудкова).

Семантические интерпретации архитектуры также можно разделить на ряд направлений:

- «чтение города», от «города-книги» до «города-гипертекста» (А.А. Барабанов, М.В. Пучков);

- «региональный хронотоп», развитие представлений об образном отражении архитектурных объектов (В.И. Иовлев);

- «архитектурная герменевтика» как набор культурно обусловленных форм и способов интерпретации (И.В. Морозов, П.В. Капустин, Г.Я. Мокеев).

С семиотической точки зрения, означаемое архитектурного знака - его собственное функциональное значение.

Архитектура - совокупность знаков и символов, денотирующих утилитарные функции сооружения и коннотирующих его символический смысл.

Возможности, предоставляемее архитектурой (проходить, двигаться, садиться, выглядывать в окно и т. д.) - не только функции, они располагают к определенному поведению.

Значащие формы архитектуры, коды формируются под влиянием «узуса» (от лат. - знак, применение, правило, обычай - общепринятое для носителей данного языка правило применения языковых единиц).

Авторитетный русский семиотик Ю. Лотман отмечает, что сознание и индивидуальное и коллективное пространственно.

Культурно, и в том числе архитектурно, осваиваемое человеком пространство - активный элемент человеческого сознания.

Оно развивается в пространстве и мыслит его категориями.

Архитектурное пространство представляет собой довольно сложную систему смыслов, оно живет «двойной семиотической жизнью».

С одной стороны, оно моделирует универсум: структура мира построенного и обжитого перено-

сится на весь мир в целом; с другой - оно моделируется универсумом: мир, создаваемый человеком, воспроизводит его представление о глобальной структуре мира.

Всякий сложный текст, входящий в культуру, может быть представлен как конфликт двух тенденций: с одной стороны, при повышении степени упорядоченности повышается и мера предсказуемости, происходит структурное выравнивание; с другой - повышается внутренняя неравномерность семиотической организации текста, его структурный полиглотизм, диалогические отношения, входящих в него субкультур, напряженная конфликтность «текст-контекст».

Текст, изъятый из контекста, превращается в музейный экспонат - хранилище константной информации. Он всегда равен себе самому и не способен генерировать новые информационные потоки.

Текст в контексте - работающий механизм, постоянно воссоздающий сам себя в меняющемся облике и генерирующий новую информацию.

Любой сложный текст может быть рассмотрен как система субтекстов, для которых он выступает в качестве контекста, некоторое пространство, внутри которого совершается процесс семиотического смыслообразования.

Важный аспект внутреннего диалога культуры складывается исторически: предшествующая традиция задает норму, на фоне которой развивается семиотическая активность новых структурных форм.

Продуктивность конфликта поддерживается тем, что в сознании воспринимающего прошлое и настоящее состояние системы присутствуют одновременно.

В литературе, музыке, живописи прошедшие культурные эпохи не исчезают без следа, а остаются в памяти культуры.

В архитектуре же старые здания в основном сносятся или полностью перестраиваются.

Собственно архитектурные объекты находятся в соотношении с семиотикой внеархитектурного ряда - ритуальной, бытовой, религиозной, мифологической - всей суммой культурного символизма.

Эти диалогические отношения отличаются от эклектических тем, что никогда не являются пассивным соположением, а всегда представляют собой конкуренцию языков, игру и конфликт с результатом, до конца не всегда предсказуемым.

Важен внутренний диалог в границах одного текста: это конфликт, пересечение и информационный обмен между различными традициями, разными субтекстами и «голосами» архитектуры.

В структурах, не находящихся в условиях устойчивого равновесия, случайное изменение может сделаться началом нового структурообразования.

Исходя из вышеприведенных аргументов, архитектурный полилог (многоканальная система информационных потоков, подразумевающая сохранение предшествующей застройки) предпочтительнее с ресурсной точки зрения в структуре городского пространства.

литература

1. Агеев В.Н. Семиотика: учеб. пос. - М.: Весь мир, 2002.

2. Азизян И.А. Теория архитектуры в круге гуманитарного знания // Академия РААСН. - 2006. -№ 3 - С. 11-15.

3. Азизян И.А. Философские вопросы рассмотрения взаимосвязи архитектуры и культуры // Академия РААСН. - 2008. - № 1. - С. 44-47.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. - М.: Архитектура-С, 2007.

5. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. -М., 2010.

6. Вильковский М.Б. Проблемы системного подхода в социологии архитектуры // Социальная политика и социология. - 2008. - № 5. - С. 208-212.

7. Глазычев В.Л. Урбанистика. - М.: Изд-во «Европа», 2008.

8. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. - М.: Ком-Книга, 2006.

9. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров: Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство Спб, 2000.

10. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб, 2002.

11. Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в 2-х кн. - СПб.: Композитор, 2003.

12. Семиотика искусства. - М., 1995.

13. Семиотика: хрестоматия / Под ред. Л.Л. Фёдоровой. - М.: Изд-во «Ипполитово», 2005.

14. Семиотика пространства: сб. науч. трудов / под ред. A.A. Барабанова. - Екатеринбург: Архитектон, 1999.

15. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - Спб.: Симпозиум, 2006.

16. Чертов Л. Семиотика визуально-пространственных кодов и ее отношения с другими дисциплинами. -М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.