Научная статья на тему 'Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное,неформальное, информальное образование студентов'

Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное,неформальное, информальное образование студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТОНИКА И ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ/ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митусова О. А.

В статье дается архитектоника (внешняя композиция) и логико-смысловое содержание формального, неформального и информального видов образования. Описаны внешние композиционные признаки (архитектоника), а также логико-смысловые блоки, наполняющие сферы языкового образовательного пространства. Исследуются образовательные траектории студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectonics and Logico-semantic Contents of the Language Educational Space: Formal, Non-formal, Informal Education of Students

In the article the description of architectonics (outer composition) and logical-semantic blocks, filling the sphere of language educational space/ The educational tracks of students/graduates are researched.

Текст научной работы на тему «Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное,неформальное, информальное образование студентов»

УДК 802

Митусова О.А., к.п.н., проф.

Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов

В статье дается архитектоника (внешняя композиция) и логикосмысловое содержание формального, неформального и информального видов образования. Описаны внешние композиционные признаки (архитектоника), а также логико-смысловые блоки, наполняющие сферы языкового образовательного пространства. Исследуются образовательные траектории студентов.

Ключевые слова: языковое образовательное пространство вуза, формальное, неформальное, информальное образование, архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства, образовательные траектории студентов/выпускников.

Термин «пространство» широко используется в педагогических науках. Этот факт можно объяснить тем, что по своему замыслу пространство предполагает сосуществование и взаимодействие элементов. Внедрение в теорию и практику термина «образовательное пространство» неслучайно. Мировое сообщество стремиться к созданию глобальной стратегии образования человека. А.В. Непомнящий и В.И. Писаренко указывают на то, что, если транслируемые общей, глобальной системой образования может привести к решению множества проблем. В то же самое время это может резко ускорить движение цивилизации к роковой черте, если в глобальную систему заложены — умышленно или по невежеству — неадекватные реалиям образы. Мировое сообщество объединяет понимание того, что современное образование является основой поликультурного развития [1, с.15].

Образовательное пространство высшего учебного заведения рассматривают как контекст жизнедеятельности студента, который определяет содержание индивидуальной образовательной программы; способствует саморазвитию и самоорганизации; стимулирует построение жизненной перспективы и определяет ресурсы становления субъектности [2,с.127].

В последние годы вектор всех образовательных процессов направлен на Болонский процесс и связанные с ним новации. Болонский процесс прочно закрепил использование термина «образование длиною в жизнь (lifelong learning)» и термина «образование шириною в жизнь (lifewide learning»): формальное, неформальное и информальное образование. По мнению Е.С. Сженова, перечисленные выше виды образования напоминают, что обучение может быть полезным и приятным и происходить в образовательном учреждении, компании друзей, в клубе по интересам и т.п. «Континуум непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными элементами процесса общения [3, c.94].

171

Как показали наши исследования, языковое образовательное пространство характеризуется открытостью, наличием смысловых зон, культурной идентификацией; поликультурностью, чувством принадлежности к мировому сообществу; особым мировоззрением, способствующим формированию менталитета эпохи; толерантностью; способностью общаться; развитию культурной компонентов; корпоративностью; высокой плотностью инновационных процессов и др.

В научно-педагогической литературе нет единства терминологии относительно видов образования. Особенно это касается неформального и информального образования. Считают, что обучение длиною в жизнь предлагает необходимость возобновлять свое обучение посредством неформальных методов (называя их «informal»), а также принимать участие в неформализи-рованном образовании (называя его «non-formal»), прохода обучения вне пределов формального секрета [4, с. 70]. Обучение шириною в жизнь не должно останавливаться. В рамках обучения шириною в жизнь должна быть создана система признания полученного образования независимо от форм и объемов его получения [4, с. 71].

Языковое образовательное пространство не аморфно, оно состоит из определенного количества компонентов, находящихся во взаимосвязи. Такими компонентами будем считать сферы образования. Л.Е Курнешова для выстраивания сферы образования считает особенно важным осуществление двух взаимодополняющих процессов. Сюда входят, во-первых, организация образования как инфраструктуры, что, по мнению автора, будет способствовать мобильности образования, его реальной востребованности другими сферами, обеспечит непрерывное образование личности. Во-вторых, «утверждение коммуникативно-деятельностной позиции образования в социуме», что позволит образованию вступить в такое взаимодействие с другими элементами социальной машины, которое сделает его необходимым для остальных сфер, т.е. сферное образование открывает путь к реальной приоритетности развития образования. [5, с.9]. Особенности сфер образования подчеркивает В.Я. Нечаев: «Сфера образования, с одной стороны, интегрирует различные по форме компоненты учебной деятельности в единую подсистему общества, с другой — выступает полем взаимодействия учебного процесса учебной деятельности с другими видами и формами жизнедеятельности субъекта по поводу функции образования» [6,c.65-66]. К сферам образования относятся формальное, неформальное и информальное образования, векторы которых следуют в различных направлениях, пересекаются, дополняют друг друга, «будят» фоновые знания, заставляют эти сферы взаимодействовать, что, бесспорно, отражается и на качестве формального образования.

В зарубежной литературе обычно используются понятия «formal», «nonformal», «informal».

По мнению С.И. Змеева, формальное образование предполагает организацию обучения, отвечающую пяти основным требованиям: образование должно получаться в специально предназначенным для обучения учреждени-

ем; данное образование характеризуется целенаправленной деятельностью обучение, ведет к получению общепризнанного документа об образовании; в рамках формального обучения осуществляется систематизированное обучение; обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся [7, с.11].

Формальное, традиционное, материальное образование (в том числе и языковое) студент получает в высшем учебном заведении, о чем в дипломе есть соответствующая запись: дисциплина, количество часов, отведенное на изучение, оценка. Основные концептуальные положения языкового формального образования изложены в педагогической литературе довольно подробно.

Неформальное/внеформальное образование не включает двух из перечисленных С.И. Змеевым параметров, а именно: систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающих. «Это обучение, организованное в стенах учебных заведений (например, на производстве, в клубах и т.п.), отнюдь не всегда осуществляемое профессиональными преподавателями и не обязательно завершающееся получением документа. Сюда можно отнести кружки, секции, лингвистические центры и т.д.» [7, с.11 -12].

Информальное образование — это приобретение информаций с самых разных сторон — через средства массовой информации, от коллег, знакомых, при посещении кино, театра и др. Та информация, которую получает человек случайно, может быть не всегда корректна, однако человек получил ее, т.е. продолжил свое образование, хотел он этого или нет. Информальное образование — это «процесс освоения новых знаний и умений, формирование образования и обогащение установок, протекающий вне рамок образовательных учреждений, т.е. в повседневной деятельности - через общение, чтение, путешествие и т.д.», этот тип образования — своего рода мостик между формальным образованием и культурной деятельностью [8, c.11-12].

Итак, языковое образовательное пространство строится из следующих сфер: формальное, неформальное, информальное образования. Это внешние элементы образовательного пространства, его архитектоника. Между этими элементами существует определенная взаимосвязь. Прежде всего линейная -горизонтальная и/вертикальная (или вертикальная и горизонтальная действуют одновременно). Запросы современного рынка труда диктуют направление образовательных траекторий студентов. Концепт «образовательная траектория» является тем блоком внутренней смысловой структуры, определяющей образовательную траекторию. Эта траектория не может быть прямой, она меняет направления, если у студента/выпускника вуза появляются новые мотивы, перспективы занять место на внутреннем/внешнем рынке труда, заявить о своей конкурентоспособности. Образовательная траектория гибка и легко адаптируется к новым условиям. Она вряд ли будет иметь только линейный характер. Ей обязательно будут свойственны синергетические качества, так как сущность синергетики в борьбе прочного и устойчивого с неопределенным, хаотичным. Результатом такой борьбы являются продвижение вперед, развитие новых свойств. Образовательная траектория активно-

го студента/ выпускника обязательно сделает резкие, неожиданные повороты в своем маршруте.

Чтобы понять, в каких направлениях могут проявляться образовательные траектории, следует рассмотреть внутреннюю структуру сфер образования: формального, неформального, информального. Каждая сфера складывается из элементов — блоков, несущих логический и смысловой характер. Набор логико-смысловых блоков каждого вида образования будет иметь инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть формального, неформального, информального образования заключается прежде всего в характере дисциплины «иностранный язык». Иностранный язык — это предмет деятельностный, формирующих у обучаемых необходимые компетенции.

Существуют множество определений, суть которых сводится к следующему. Компетенция - совокупность операций и действий, знаний, способностей активности, самостоятельности в принятии решения и других свойств личности.

Формальное языковое образование складывается из компетентностного комплекса бакалавров и магистров. У бакалавра, как показывают наши исследования, необходимо развивать личностные компетенции; дискурсивные компетенции, включающие гибкое использование языковых навыков и коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании, письме, переводе; лингвориторические компетенции, способствующие адекватному выбору речевого поведения; компетенции автономной учебной деятельности и профессиональными образования. У магистра, на наш взгляд, должны быть развиты: лингво-профессиональные компетенции; исследовательские компетенции; метакогнитивные компетенции и др.

Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его «беспредельности», «безграничности» - этот тезис, принадлежащий И.А. Зимней, прочно утвердился в лингводидактике. При изучении иностранного языка «в грамматике студент не может знать только раздел «герундий» и не изучать раздел «времена» и т.д. Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимую для общения. Но это «все», например в лексическом и стилистическом планах, не имеет практических границ. Именно в этом смысле язык как учебный предмет «беспределен». Поэтому в учебный языковой материал вводится «ограничение» [9, с.21].

Инвариантным компонентом является и компетентностный характер образования, однако комплекс основных/ключевых компетенций, естественно, будет разным для изучаемых дисциплин.

Очень важна формируемая в процессе каждого из видов образования межкультурная коммуникация, т.е. общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке. Межкультурная коммуникация

— это мостик, который объединяет такие понятия, как «поликультурное образование» и «языковое образование». Поликультурное образование — это

образование, которое человек получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди, говорящие на нескольких языках. Полиэтнич-ность, многоязычие, поликультурность российского общества выдвигают сложный комплекс практических и теоретических педагогических проблем. К таковым, по мнению. М.Н. Кузьмина, относятся: создание полиэтнического гражданского общества; отношение к государству как агенту интересов на-дэтнического гражданского общественного целого — образовательная и этнически интегративная политика; соединение этносов в иерархии социоцен-трических целей образования, соотношение общегосударственного и этнического в структуре целей, задач, содержания и организации образования; связь культуры и языка, образования как факторов социальной и этнической мобильности и процессе ее самореализации [10, с.8].

Языковое образование носит контекстный характер. А.А. Вербицкий считает контекстным такое образование, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств, традиционных и новых, моделируется не только предметное, но социально-культурное содержание профессиональной деятельности специалиста, а усвоение студентом абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. [11, с.31].

Вариативные компоненты основных сфер образования заключаются, на наш взгляд, в следующем:

-получаемая новая информация может быть оформлена по-разному: дискурс, фраза, термин, то есть «новое» может представлять отрывок из текста, определение термина, незнакомое ранее понятие;

-непредсказуемость полученной информации ;

-спонтанность в запоминании;

-незапланированные шаги в социализации и аккультурации студента;

- информация может быть избыточной;

-вновь узнанное не находит применения в данный момент и пополняет фоновые знания и др.

Формальное и неформальное образование есть практически в каждом вузе. Что касается информального образование, его часто не принимают во внимание. Однако информальное образование может явиться толчком для изучения/исследования важной проблемы, расширяет общий и научный кругозор, дает установку для дальнейшей деятельности. Информальное образование происходит стихийно, однако преподаватель в определенной степени может создавать мотивацию для его получения, давая задания, выполнение которых заставит студента прочитать какую-либо справочную литературу, обратиться к сфере культурной жизни (театр, кино, художественная литература), результатом чего будет получение информального образования. Важным стимулирующим фактором информального образования является самообразование.

Мы уделили так много внимания языковому образованию, способом мотивации его получения, так как язык общения очень важен для того чтобы чувствовать себя «гражданином Европы»; интегрироваться в европейское

языковое пространство, найти свое место в образовательном учреждении или на рынке труда. Наши студенты должны идентифицировать себя с гражданами европейских стран, обрести европейскую идентичность, стать европейцем через образование.

Литература

1. Непомнящий А.В., Писаренко В.И. Инновационное образование: достижение и перспективы //Высшее образование сегодня. 2007. №7. С. 14-19.

2. Кирьякова А.В.,Ольховая Т.А. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 124-128.

3. Сженов У.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы //Высшее образование в России. 2011. №2. С. 93-98.

4. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс/ Под ред. А.Ю. Мельвиль. М.: Олма-пресс, 2005.

5. Курнешова Л.Е. Социально-психологические построения региональных программ развития образования . М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Змеев С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта; Наука, 1 999.

8. Образование взрослых: опыт и проблемы /Под ред. С.Г. Вершловского. Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.

9. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.

10. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. №6. С. 3-11.

11. Вербицки А.А. Кросс - культурный контекст образования и становление новой педагогической парадигмы// Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 28-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.