Научная статья на тему 'Архетип материнства в проблеме бессмертия'

Архетип материнства в проблеме бессмертия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / БЕССМЕРТИЕ / МАТЕРИНСТВО / ЯЗЫЧЕСТВО / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Ирина Ивановна

Рассмотрены особенности архетипа материнства в проблеме бессмертия в языческой и христианской культурах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетип материнства в проблеме бессмертия»

УДК 008

И. И. ВАСИЛЬЕВА

АРХЕТИП МАТЕРИНСТВА В ПРОБЛЕМЕ БЕССМЕРТИЯ

Рассмотрены особенности архетипа материнства в проблеме бессмертия в языческой и христианской культурах.

Ключевые слова: архетип, бессмертие, материнство, язычество, христианство.

Ещё в сознании доисторического человека важнейшим был материнский архетип, так как с ним были связаны процессы рождения, смерти и тайна бессмертия. Человек первобытного общества фактически не отделял себя от Матери-Земли, полагая, что это она даст ему жизнь, пищу, забирает в своё лоно умерших и обещает их возрождение ежегодным пробуждением природы. Это подтверждают всемирно известные в истории культуры «палеолитические венеры», являющиеся «изображениями Матери-Земли, беременной умершими, которым надлежит ещё родиться вновь к вечной жизни» [1].

В историческую эпоху обожествленная человеком материя была персонифицирована: например, египтяне чтили божественное материнское начало, поклоняясь Мут и Исиде; индийцы - Деви; китайцы - Нюй-ва; жители Крита - Ма; греки -Гее, Афродите, Деметре; римляне - Церере, Ки-беле и т. д.

Из множества богинь матерей, участие в культах которых обещало человеку бессмертие, причастное к миру богов, выделяются египетская Исида и греческая Деметра. Они были в авангарде язычества, обладая вселенской известностью.

«Божественное материнство» Исиды имело магический характер, поскольку именно после рождения сына Гора от мёртвого Осириса она стала именоваться «владычицей волшебства». В поздние эпохи египетской и античной истории её ожидала роль «великой Космической богини» [3], с которой сольются образы других богинь-матерей. Образ Исиды как персонификация архетипа материнства оказал существенное влияние на древнеегипетскую культуру, пронизанную верой в победу над смертью. Именно Исиду считали в Египте вдохновительницей мистериальных действ Осириса, составляющих основу погребального ритуала египтян, нацеленного на воскресение умерших. Преломленный через образ Исиды - хтонической богини, связанной с миром мертвых, материнский архетип приобрёл изощ-

© И. И. Васильева, 2006

рённый магический аспект. Ритуалы культа Осириса и Исиды только внешне были облагорожены жертвенным поведением Исиды, спасшей своего брата и супруга от вечной смерти.

В Древней Греции персонификацией архетипа материнства, прямо связанного с проблемой бессмертия, был образ Деметры - богини плодородия. Деметра, согласно гимну Гомера (Hymn. Hom.V), спасла свою дочь Персефону от вечного пребывания во мраке преисподней. Миф о Деметре и Персефоне стал сюжетной основой Элив-синских мистерий, в которых и делалась попытка разрешения проблемы бессмертия.

Материнский архетип, лежащий в основе как загробного культа египтян, так и в основе Эливсин-ских мистерий, характеризовался теперь созерцательной магией, которая, по языческим представлениям, соединяла людей с богами и, следовательно, помогала в спасении души от загробных мук.

Если магический аспект материнскою архетипа образа Исиды в загробном культе египтян был более значим, чем нравственный, связанный с её жертвенностью, то в Элевсинском культе нравственный аспект материнского архетипа образа Деметры играл более важную роль, имея для греков глубокую этическую значимость. Очарование образа этой богини-матери, способной на великие жертвы ради обретения дочери, покорило сердца греков. Однако подчеркнутая «человечность» мифологического образа богини лишь искусно скрывала подлинную суть образа Деметры -древней хтонической богини-матери. Д. Ж. Том-сон отмечал: «Деметра была самой консервативной из всех греческих богинь. Единственным центром, где её культ пошел по новым путям развития, был Элевсин, но даже там Деметра не утратила окончательной своей связи с земледелием, причём повсюду она предавала проклятию мужчин. Она была единственной богиней-матерью, сохранившейся в неизменном виде» [2].

Новый этап в развитии архетипа материнства в истории мировой культуры начался с христианской эры. Как религия, христианство зиждется на победе над смертью Иисуса Христа, исклю-

Вестник УлГТУ 3/2006

13

чающей магический характер. Богоматерь в христианстве почитаема исключительно ради уникального материнства, через которое, согласно этой вере, и обретается христианами вечная жизнь. Богородичный материнский архетип хри-стоцентричен, ибо только Сын составляет славу Матери. Об этом факте, в первую очередь, свидетельствуют православные богородичные иконы основных типов, например: «Одигитрия», «Елеуса», «Знамение». Поэтому он отличается от языческого материнского архетипа максимальной степенью жертвенности, что позволяет дать ему определение универсального.

БИБЖОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зубов, А. Б. История религий / А. Б. Зубов. - М. : Просвещение, 1997. - С. 93.

2. Томсон, Д. Ж. Исследования по истории древнегреческого общества (доисторический эгейский мир) / Д. Ж. Томсон. - М. : Издательство Иностранной литературы, 1958. - С. 254.

3. Тураев, Б. А. Древний Египет / Б. А. Ту-раев. - СПб. : Журнал «Нева»; «Летний сад», 2001. - С. 20.

Васильева Ирина Ивановна> старший преподаватель кафедры искусствоведения ФКиИ Ульяновского государственного университета; аспирант Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (г. Москва).

14

Вестник УлГТУ 3/2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.