Научная статья на тему 'Ареостиль - этрусский храм священных молний'

Ареостиль - этрусский храм священных молний Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
804
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТРУРИЯ / КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / ТРЕХЦЕЛЛОВЫЙ ХРАМ / ЖРЕЦЫ-ФУЛЬГУРАТОРЫ / УЧЕНИЕ О СВЯЩЕННЫХ МОЛНИЯХ / ETRURIA / CULT ARCHITECTURE / THREE-COMPARTMENTS TEMPLE / PRIESTS-FULGURITES / STUDIES ABOUT SACRED LIGHTNINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич

В статье анализируются причины, которые могли повлиять на композиционные решения однои трехцелловых храмов: элементы учений этрусских жрецов (гаруспиков, фульгураторов, ритуалов), космологическая идея «темплума», практические навыки градостроительства и т. п. Выполнен обзор основных этапов развития этрусской культовой архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARAEOSTYLE - ETRUSSKIY TEMPLE OF SACRED LIGHTNINGS

The reasons, which could influence on composite decisions of temples with oneand three compartments: elements of doctrine of Etrusskiy priests (haruspexes, fulgurites, and rituals), cosmological idea of «templuma», practical skills of town-planning and etc., are analyzed in the article. The review of the basic stages of development of Etrusskiy cult architecture was performed.

Текст научной работы на тему «Ареостиль - этрусский храм священных молний»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, polyakov. en@yandex. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

АРЕОСТИЛЬ - ЭТРУССКИЙ ХРАМ СВЯЩЕННЫХ МОЛНИЙ

В статье анализируются причины, которые могли повлиять на композиционные решения одно- и трехцелловых храмов: элементы учений этрусских жрецов (гаруспиков, фульгураторов, ритуалов), космологическая идея «темплума», практические навыки градостроительства и т. п. Выполнен обзор основных этапов развития этрусской культовой архитектуры.

Ключевые слова: Этрурия, культовое зодчество, трехцелловый храм, жрецы-фульгураторы, учение о священных молниях.

POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAYEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof., polyakov. en@yandex. ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk; 634003, Russia

ARAEOSTYLE - ETRUSSKIY TEMPLE OF SACRED LIGHTNINGS

The reasons, which could influence on composite decisions of temples with one- and three compartments: elements of doctrine of Etrusskiy priests (haruspexes, fulgurites, and rituals), cosmological idea of «templuma», practical skills of town-planning and etc., are analyzed in the article. The review of the basic stages of development of Etrusskiy cult architecture was performed.

Keywords: Etruria, cult architecture, three-compartments temple, priests-fulgurites, studies about sacred lightnings.

Причиной написания данной статьи стала заинтересовавшая нас цитата из книги Н.А. Машкина «История Древнего Рима». Она имеет прямое отношение к культовому зодчеству этрусков: «В этрусском же храме большое значение имел открытый со всех сторон портик, который служил местом наблюдения за небом...» И далее: «Небо, по этрусскому учению, разделено на шест-

© Е.Н. Поляков, 2010

надцать областей, в каждой из которых обитает особое божество...» [1, с. 76]. То есть здесь мы столкнулись с одной из древнейших форм раннеклассовой религии - политеизмом (поклонение силам природы в облике антропоморфных богов). Политеизм, завоевавший в свое время громадную популярность почти во всех уголках планеты, получил своеобразную архитектурную трактовку в виде горообразных построек башенного типа (пирамид, зиккуратов и т. п.), которые являлись местами общения жрецов с богами и, одновременно с этим, первыми обсерваториями. Однако этрусские храмы, служившие, согласно Машкину, тем же целям, разительно отличались от древневосточных культовых построек своим внешним обликом. Гораздо более они походили на древнегреческие мегароны, форма которых легла в основу античного культового зодчества. В чем же заключалась причина столь оригинального подхода к образному решению этрусских храмов? Каким богам молилась Этрурия -одна из наиболее загадочных цивилизаций Древнего мира? Для начала рассмотрим основные стадии развития этрусских храмов.

Е. Ернштедт [2], а следом за ним и А.А. Ельницкий [3] выявили три стадии развития этрусских храмов.

1. Первые храмы у этрусков появились не ранее VII в. до н. э. (до этого религиозные обряды совершались на открытых площадках). Глиняная модель простейшего из них, относящаяся к VII в. до н. э., была найдена в селении Конка (Сатрикум). Однако она имеет характерный глубокий портик с двускатной крышей, далеко выдвинутый вперед и опирающийся на две деревянные колонны (рис. 1).

Рис. 1. Глиняная модель храма из Конки (Сатрикума), VII в. до н. э. - отображение идеи «храм - жилище бога»

Фронтон храма был открытым. Единственное украшение - терракотовый фриз по сторонам треугольного фронтона. Боковых колонн, обычных для

периптеров греческих храмов, у этого здания не было. Отсутствовал и вход с тыльной стороны. Подобные храмовые постройки, в дальнейшем широко распространенные в архитектуре этрусков, а затем и римлян, уже на ранней стадии украшались терракотовыми фигурками, а также раскрашенными глиняными плитами.

Остатки храмов, найденные в Тарквиниях, Велитре, Цере и Риме (форум, Палатинский и Эсквилинский холмы), восходят к первой половине VI в. (580-570 гг. до н. э.). В основном это были антовые и простильные храмы небольших размеров. Плохая сохранность построек объясняется тем, что они возводились из непрочных материалов - сырцового кирпича и туфа по деревянному каркасу, поставленному на высокий каменный фундамент. Единственным украшением этих храмов были облицовочные панели из терракоты с лепным или резным орнаментом. В цитадели города Вейи также был найден одноцелловый храм с четырехугольным в плане святилищем, ориентированным с северо-востока на юго-запад. Храм украшали терракотовые плиты.

2. Вторая разновидность этрусских храмов (конец VI - начало V в. до н. э.) в целом интереса для нас не представляет. Это были прямоугольные в плане постройки типа амфипростиля или псевдопериптера, на высоких постаментах - подиумах, с колоннами тосканского ордера, имевшими профилированные базы. Свободная расстановка колонн обеспечивала ощущение широты и простора портиков. Этрусские храмы второй стадии обычно не имели колонн по бокам и сзади. Входили в них только спереди, тыльная часть была глухой: «Меньшего размера священные участки (templa) устраиваются авгурами путем ограждения какого-нибудь места досками или тканями (lintels), так чтобы вход был только с одной стороны, и путем определения границ священными заклятиями. Следовательно, templum - участок, определенный священными заклинаниями или огороженный так, что он имеет доступ с одной стороны и углы его обозначены на земле.» (Фест. О значении слов) [4, с. 60]. Вытянутое в плане святилище обычно включало анфиладу из трех помещений - подобие греческих пронаоса, наоса, адитона. В появлении на Апеннинах именно такой разновидности храма ничего удивительного нет. Дело в том, что этот период был пиком древнегреческой колонизации. Тогда в Италии жило много греческих зодчих, исполнявших заказы жрецов, вождей-лукумонов и других представителей этрусской знати.

Примерами могут служить храмы Меркурия близ Фалерий, Mater Matu-ta в Сатрикуме, а также храм Минервы из Вей, ранее ошибочно называвшийся храмом Аполлона, - сооружение конца VI в. до н. э. (рис. 2).

Интересна также терракотовая модель одного из таких храмов, обнаруженная близ озера Неми [2, с. 184]. В ней был применен «сквозной», лишенный тимпана, фронтон. Это традиционно этрусский архитектурный элемент, встречавшийся еще в храмах первой стадии. По крайней мере, на территории Древней Греции и Малой Азии подобные фронтоны не встречались.

Двускатную кровлю этрусского храма образовывали балки и терракотовые черепицы: нижние - солены и верхние - каллиптеры. Крайние из них, выходившие на продольные стороны храмов, украшались фигурными антефиксами в виде различных фантастических существ (Тифона, менад, силенов),

игравших роль апотропеев - оберегов храма от злых сил. Торцы потолочных балок, края которых укладывались на верхнюю грань архитрава, закрывались терракотовыми масками горгон, обрамленных морскими раковинами (рис. 3).

Рис. 2. Скульптурные украшения кровли храма Минервы (Аполлона) в Вейях, конец VI в. до н. э.

Рис. 3. Терракотовые маскароны и антефиксы этрусских храмов («Медуза Горгона», «Тифон»), VI в. до н. э.

Стропильные балки фронтона покрывались довольно лаконичным орнаментом (меандр, плетенка, пальметта), зато богато были декорированы углы фронтона - конек и мутулы. На них были вырезаны парные силуэты сражающихся воинов (антепагмент). Над фронтоном по скату крыши устанавливались круглые скульптуры (рис. 4).

Рис. 4. Скульптурные украшения этрусских храмов: рельефы, круглая скульптура («Силен и менада», «Воин»), VI в. до н. э.

Например, на одном из храмов в Цере стояло девять статуй воинов. Они очень эффектно смотрелись на фоне грозового неба.

Раскраска терракотового декора делала храмы нарядными, выделяла их из массы однообразных жилых домов. В древнейших храмах скульптурные детали изготовлялись из глины вулканического происхождения и имели красную железистую окраску. В более поздних постройках в глину добавлялись разнообразные минеральные и органические красители. Храмы получили полихром-ное решение из пяти основных цветов - белого, черного, темно-красного, синего и фиолетового. Начиная с V в. до н. э. в изготовлении терракот стали использовать светлую и чистую глину с большим процентом слюды. Это придало постройкам своеобразное «свечение», особенно в грозовую погоду.

3. На этой стадии появились трехцелловые храмы, посвященные сразу трем божествам. Все эти храмы стояли на высоких фундаментах (подиумах). Лестницы, ведущие к входу, располагаются не по всему периметру здания, как в греческих храмах, а только с фасада. Ступеней в крутых лестницах больше, чем в греческих периптерах. Там их было обычно три. Входные портики глубже и шире: «Колоннада этрусского храма развертывается главным образом в глубину перед целлой, так что весь храм распадается на отодвину-

тую назад целлу и глубокую колоннаду перед ней, равную по глубине целле...» [5, с. 211]. Ориентация храма диктовалась, возможно, рельефом, заставлявшим обращать фасады зданий к течению реки, соотнося их, как и всю систему городских улиц, с небольшим склоном террасы. Под фундамент подстилался толстый слой глины, перемешанной с рубленой соломой или камышом, кварцевый песок, мел, яичная скорлупа. Согласно этрусским верованиям, именно такое основание было способно защитить здание от наводнений и ударов молний во время грозы.

Храмы строились из дерева и кирпича-сырца, а потому нуждались в защите от осадков. С этой целью карнизам придавался очень большой вынос и применялась терракотовая облицовка. Терракотовые плиты стали также и главным украшением храмов. Ничем не заполненный фронтон храма рисовался глубокой треугольной прорезью между ярко раскрашенными широкими терракотовыми антаблементами, горизонтальными и наклонными (рис. 5).

Рис. 5. Реконструкция трехцеллового храма

План такого храма близок к квадрату. Подножием храма служил высокий каменный подий. Глубокий передний портик занимал до половины объема здания; задняя и боковые стены были глухими. Большинство трехцелло-вых, а также многие одноцелловые храмы этрусков относятся к простильному типу, как бы направляющему молящихся в одну сторону - к культовым статуям в глубине святилищ (целл - лат. се11а). Совмещение в одном храме трех святилищ неизбежно вело к различного рода конструктивным новациям. Как правило, этрусские храмы имели довольно приземистую форму (рис. 6).

Во-первых, это произошло вследствие большой высоты фронтона, необходимой для рационального устройства водостоков. Во-вторых, этрусские зодчие стремились предохранить от намокания стены целлы, выполненные из непрочного материала. В-третьих, опять же в целях защиты от влаги, которой был перенасыщен климат Этрурии, появился высокий массивный подиум. В итоге высота карниза, колоннады и подиума оказалась приблизительно равной при большой ширине главного фасада.

Рис. 6. Макет трехцеллового этрусского храма, по Витрувию

«Приземистые» храмы римлян времен Нумы Помпилия имели аналогичную структуру. Их верхняя часть (фронтон) соответствовала небу, средняя (святилище и глубокий колонный портик) - земле, а нижняя (стереобат) -царству мертвых. Высоты этих трех частей приблизительно одинаковы, визуально равноценны. Гипертрофированные пропорции построек и их намеренно яркая окраска дали повод грекам язвительно именовать архитектуру этрусков «провинциальной, варварской».

Широкая расстановка колонн неизбежно вела к их утолщению, возникновению «тусканского» (тосканского) ордера, детали и фрагменты которого были обнаружены в Орвьето (рис. 7), Альба Фучензе и других этрусских селениях.

Рис. 7. Храм-ареостиль в с. Орвьето (VI в. до н. э.)

Витрувий назвал «ареостиль» (трехцелловый храм) «приплюснутым», а его колонны - «расставленными на расстояния большие, чем следует» [4, с. 82]. С его подачи именно трехцелловый ареостиль1 стал называться исконно этрусским: «В ареостилях. нельзя применять ни каменных, ни мраморных архитравов, но на колонны приходится класть сплошные деревянные балки. Да и по самому своему виду эти храмы распялены, приземисты, низки и широки; фронтоны их украшаются по этрусскому обычаю глиняными или позолоченными медными статуями, как это сделано на храме Цереры у Большого цирка, на храме Геркулеса [на Бычьем рынке], построенном Помпеем, а также на Капитолии.» (Витрувий, III, 3, 5) [6, с. 115].

Примерами трехцеллового ареостиля являются храм Цереры, Либера и Либеры, построенный римскими плебеями на авентинском холме (494 г. до н. э.), и Капитолийский храм, посвященный Юпитеру (Тинии), Юноне (Уни) и Минерве (Менрве) (рис. 8). Оба храма возведены в период, когда Рим находился под этрусским влиянием.

Рис. 8. Капитолийский храм в Риме (кон. VI в. до н. э.). Южный фасад

Более знаменитым из них, конечно же, является Капитолийский храм в Риме. Его строительство в 509 г. до н. э. стало актом исторического значения. Здание, не уступавшее по своим размерам крупнейшим греческим хра-

1 Целла (лат. се11а, се11ит) - святилище храма в этрусской и древнеримской архитектуре. Ареостиль - термин, примененный зодчим Витрувием по отношению к этрусским и римским храмам царского периода (до 509 г. до н. э.), имеющим три святилища (Капитолийский храм в Риме и др.). Следует сразу же отметить, что объединение нескольких божеств под одной крышей в те времена было обычным явлением. Например, на Крите в одном и том же храме почитали Зевса Хтония, Деметру и Персефону. Для них был построен тройной алтарь. Подобные святилища имелись в Кноссе, Фесте и Маллии.

мам, было начато при этрусском царе Тарквинии Приске (Древнем) и завершено при Тарквинии Гордом: «Храм на Капитолии имел три целлы. Средняя была посвящена Юпитеру, восточная - Юноне, западная - Минерве. Перед целлами находился портик из трех рядов колонн (в каждом ряду по шесть штук). Ряд в три колонны примыкал к целлам Юноны и Минервы, образуя боковые портики. Храм стоял на высоком подии, часть которого сохранилась до наших дней. Фронтон храма был украшен терракотовой квадригой со статуей Юпитера и фигурами грифонов и сфинксов. В эпоху Тарквиниев Рим получил не просто величественное здание, построенное по этрусскому образцу, но концепцию освящения государственной власти, сменившей органы родового строя.» [7, с. 137].

Здание, сверкавшее на солнце позолоченной крышей, украшали по фасаду шесть колонн, между которыми висели на цепях три золотых диска. Глубокий портик включал 18 колонн высотой 17 метров, установленных в три ряда. Святилища Юноны и Минервы имели также боковые портики, включающие по три колонны (рис. 9).

Рис. 9. Деталь портика и план Капитолийского храма в Риме

Сохранилось свидетельство очевидца о внешности этого храма: «Тар-квиний построил большую часть храма Юпитера Капитолийского, но не смог довести работы до конца, так как вскоре был низложен. Окончательно Рим довершил этот храм лишь в третье консульство [507 г. до н. э.]. Он прочно заложен на высокой площадке. В окружности он имел восемь плетров, футов по двести приходилось на каждую сторону; во всяком случае, разница между длиною и шириною не достигает и пятнадцати футов. Об этом можно судить

по храму, построенному нашими отцами после пожара первого на тех же фундаментах и отличающемуся от прежнего только великолепием материала. На фасаде его, обращенном к югу, три ряда колонн, по боковым фасадам - два ряда. Внутри него - три святилища, параллельных друг другу, с общими стенами: в середине - святилище Юпитера, по бокам - святилища Юноны и Минервы; все три имеют один фронтон и одну крышу...» (Дионисий Галикарнасский, Римские древности, IV, 61).

Верх здания венчала терракотовая колесница Юпитера, запряженная четверкой коней. Громовержец держал в одной руке молнию, в другой - посох. Не исключено, что эта статуя напоминала деталь фронтонной композиции храма Ара делла Регина в Тарквинии (IV в. до н. э.) (рис. 10). По обе стороны от него и на углах фронтона стояли конные статуи Минервы и Юноны, фигуры грифонов и сфинксов.

Рис. 10. Крылатые кони из храма Ара делла Регина в Тарквинии (IV в. до н. э.) (а); статуя Аполлона из г. Вейи (VI в. до н. э.) (б)

Автором терракотовых скульптур, украшавших храм Юпитера, как полагают историки, мог быть этрусский мастер Вулка: «По свидетельству Вар-рона, искусство лепки было широко развито в Италии, и особенно в Этрурии, и из Вей был привлечен Вулка для того, чтобы ему Тарквиний Приск заказал изготовить изображение Юпитера для посвящения на Капитолии. Эта статуя была из глины и потому будто бы обычно раскрашивалась минием. Из глины

были и квадриги, стоявшие на крыше того же храма... Эти изображения были тогда самыми прославленными изображениями богов, и нам нет основания стыдиться за тех, кто чтил таких богов. Подобные глиняные изображения и поныне сохранились во многих местах, а таких фигур на крышах храмов много как в самом Риме, так и в муниципиях. Они выполнены с удивительным мастерством и очень прочны, гораздо священнее золотых и во всяком случае непорочнее.» (Плиний, XXXV, 12, 45-46).

Мы рассмотрели приблизительную схему развития архитектуры этрусских храмов, которая, конечно же, не имела четких типологических и хронологических границ. Анализ показал, что наиболее характерные детали этрусского храма - высокие кровля и подиум, глубокий портик, тройная целла -появились в ходе длительного эволюционного развития. В то же время необходимо понять происхождение и функциональное назначение этих элементов. Для этого нужно разобраться в специфике религиозного учения и космогонических воззрений древних этрусков (тусков, тирренов, расенов).

По свидетельству Я. Буриана [8, с. 162-163], религия в жизни этрусков занимала особое место. Они желали знать намерения богов, властвующих над миром и загробным царством. А для этого не жалели ни времени, ни труда. Римский историк Тит Ливий писал об этрусках следующее: «Народ, который посвятил себя религии больше других народов, потому что он отличался искусством религию культивировать .»

Особенно почитались этрусками троица небесных и троица подземных богов. По требованию культа каждый бог должен был иметь свое отдельное святилище, а каждый город - не менее трех святилищ. Порою, в целях экономии, для нескольких богов, связанных родственными узами, строилось общее святилище.

Жрецы играли чрезвычайно важную роль во всех сторонах жизни этрусского общества. Они были знатоками и толкователями священных книг, кодифицированных во II в. до н. э. в особое учение - Б18сШте Е1хи8са. Религиозные книги этрусков, согласно Цицерону, подразделялись на три категории:

1. ЫЬп ЬагшрюШ - трактат о гаданиях по внутренностям животных.

2. ЫЬп &^ига1е8 - учение о смысле и назначении молний.

3. ЫЬп гйиа1е8 - правила основания и устройства городов и храмов, принципы землемерия и управления государством.

В соответствии с перечисленными учениями, жрецы делились на три сословия: гаруспики, фульгураторы и ритуалы.

Основным призванием жрецов-гаруспиков было совершение гаруспи-ций - гаданий по внутренностям животных. Особая роль здесь отводилась печени, которую считали не только вместилищем души человека и животного, но и космогоническим центром Вселенной. Жрец, предсказывающий судьбу человека, должен был в совершенстве знать анатомические особенности этого органа, ибо малейшие отклонения от нормы могли свидетельствовать о воле богов.

Большой интерес для нас представляет бронзовая модель печени из Пьяченцы, служившая, очевидно, учебным пособием для начинающих толкователей. Внешний ободок ее разделен на шестнадцать неравных секторов, в которые в этрусской транскрипции вписаны имена различных богов. В сво-

ей работе [9] Н.К. Тимофеева уточнила ориентацию секторов по странам света и имена богов, населяющих эти сектора. При этом она опиралась на основные положения ЫЬп &^ига1е8 и на сведения Марциана Капеллы по этрусской религии. Ученый считает, что меридиональной осью гадательной печени является ее «желчный проток», то есть малый диаметр (рис. 11).

Рис. 11. Гадательная печень из г. Пьяченцы (этрусская модель небосвода)

Ею было установлено, что все благоприятные божества, объединенные знаком Солнца (Огня), располагаются на восточной половине ободка ритуальной модели («небесного свода»), а неблагоприятные, находящиеся под знаком Луны (Воды), - на западной. Отсчет секторов ведется по ходу часовой стрелки, начиная от цифры 12 условного циферблата:

«1, 2 сектора - Тиния (Юпитер), Силен; 3 - Тиния (Юпитер); 4 - Янус, Менрва (Минерва); 5 - Уни (Юнона); 6 - Tecum; 7 - Ларан (бог войны); 8 -Ev; 9 - Вольтумн, Кави (бог Солнца, молнии); 10 - Фуфлунс (бог вина, растительности и плодородия); 11 - Сильван, Марис (Марс); 12 - Паран (бог войны); 13 - Tluscf; 14 - Сєі; 15 - Янус, Алпан (демон); 16 - Ветисл, Сефланс (Вулкан)» [9].

«Благоприятными» секторами считались 2-5-й и 8-й, «неблагоприятными» - 11-й, 14-16-й. «Двуличными» (добрыми или злыми, в зависимости от обстоятельств) - 1-й, 7-й, 9-10-й, 12-13-й.

Пространственная ориентация на местности жрецов-гаруспиков, по-видимому, интересовала мало.

Итак, модель печени из Пьяченцы помогла ученым установить имена богов и демонов, заселявших шестнадцать секторов небосвода. Практический

интерес в этом имели две остальные коллегии жрецов - ритуалы и фульгура-торы («прорицатели молний»).

Планировкой этрусских городов и их разбивкой на местности ведала коллегия жрецов-ритуалов, создавшая свой градостроительный кодекс «Libri rituals». Эти люди принимали участие в планировке городов, земельных угодий, пастбищ и ирригационных сооружений, в строительстве военных лагерей, храмов, кладбищ и т. п. Согласно учению жрецов, Вселенная имеет форму огромного квадрата (Templum). В него входит весь видимый человеческому взору мир, ограниченный линией горизонта: «То, на что смотрели глаза, первоначально было названо templum, от tuert (смотреть, наблюдать). Поэтому небо, на которое мы взираем, было названо templum.» (Варрон, О латинском языке, VII, 7-8) [4, с. 59].

Templum, по представлениям этрусков, являл собою модель мироздания, его гармоничного устройства. В него входит весь видимый человеческому взору мир, ограниченный линией горизонта: «Четыре части этого templum называются: восточная - левой, западная - правой, южная - передней (апйса), северная - задней ^st^)... На земной поверхности слово templum означает отведенное путем особых обрядовых формул место для авгурий и ауспиций...» (Варрон. О латинском языке, VII, 7-8) [4, с. 59].

О правилах построения «темплума» А.И. Немировский писал следующее: «В полдень, когда воткнутый в землю кол не давал тени, верховный жрец (ритуал. - П.Е.) занимал место, откуда наилучшим образом раскрывалась панорама «священного пространства». Найдя север, где, согласно учению Тага, обитал верховный бог Тиния, жрец поворачивался к нему лицом и мысленно проводил своим литуусом (крючкообразным жезлом) линию, соединяющую его с Тином...» [10, с. 171].

По мнению Н.К. Тимофеевой [9, с. 83], планировочные работы начинались рано утром, когда встающее из-за горизонта солнце отбрасывало от шеста тень в западном направлении. Остальное было делом техники - встав лицом навстречу солнцу, жрец, вытянув руки в стороны, легко определял северное и южное направления. Меридиональная ось именовалась cardo, широтная - decumanus. Они ложились в основу планировки не только городов, но и римских военных лагерей. С нашей точки зрения, жрец-ритуал вполне мог стоять к восходящему солнцу спиной, чтобы видеть перед собой собственную тень. При этом его правая рука была обращена на север - к Ти-нии, а левая - на юг - к Кави. Этот способ, как нам кажется, более прост в практическом исполнении по сравнению с двумя предыдущими.

Определив основные планировочные оси, жрец-ритуал получал четыре сектора, которые делил еще на четыре части каждый. В результате возникали 16 секторов, в которых обитали этрусские божества. Цифры 4, 8, 16 играли особую роль в этрусской религиозной символике. Интересно то, что горизонтальную плоскость этруски предпочитали делить на четное количество частей, а вертикальную - на нечетное, кратное 3 и 7. По убеждению этрусского жречества (что подтверждает и Варрон), templum являет собой трехъярусный храм. Роль ярусов играют небо, земля и подземный мир. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению све-

тил в верхнем, видимом, ярусе предсказывать судьбу человеческого рода, каждого города и человека. Нижняя структура «темплума», невидимая и недоступная живому человеку, считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых.

Трехчастное деление мира по вертикали скорее всего было заимствовано этрусками из восточной космологии Крита, Малой Азии, Египта и Вавилона. Древнегреческая мифология, вероятно, легла в основу (или повлияла) на этрусский «четный» пантеон - 12 богов, членов совета Тинии, 12 городов этрусской федерации, 12 оруженосцев-ликторов при особе царя и т. п. В целом нельзя провести четкой границы между восточными, греческими и собственно этрусскими традициями в космологии. Все они, переплетясь в причудливый клубок, легли в основу культуры большинства цивилизаций Древнего мира. Одни народы верили в трехчастное деление мирового пространства, другие -в семичастное. «Тройка» была священным числом («Бог троицу любит!»). Государством правили члены одной из трех триб (семей) - Рамны, Титии и Лу-церы. У этрусков было также три жреческих коллегии (гаруспики, фульгура-торы и ритуалы), 30 курий (мест собраний и жертвоприношений) и т. д. Город должен был иметь не менее трех улиц, трех площадей, трех храмов и трех ворот, что соответствовало этрусской триаде богов.

Для градостроительства Этрурии УНУ вв. до н. э. присуще широкое применение регулярной планировки (гипподамовой системы). Одной из вероятных причин этого могло быть восточное происхождение этрусков, их знакомство с градостроительными принципами стран Древнего Востока и Греции: «Границы, как написал об этом Варрон, своим первоначальным появлением обязаны учению этрусков, ибо гаруспики разделили весь круг земной на две части: правой назвали ту, которая лежит к северу, левой - которая находится к югу; граница шла с востока на запад, ибо в этом направлении смотрят солнце и луна. Равным образом и некие архитекторы писали, что святилище надлежит обращать к западу. Гаруспики разделили землю и другой линией, с юга на север, назвав часть по ту сторону средней линии - передней, а по сю сторону -задней. Основываясь на этом, предки наши, видимо, установили правило, как размерять поля. Сначала они проводили две границы: одну - с востока на запад, которую назвали декуманом, другую - с юга на север, которую они назвали кардо. Декуман делил участок на правую и левую части, кардо - на посюстороннюю и потустороннюю часть...» (Фронтин. О границах, с. 27-29).

«Этрусско-италийская градостроительная схема сформировалась постепенно и связана с древними этрусскими обрядами. Известно, что этруски имели «ритуальные книги», в которых говорилось, «по какому обряду основывают города, освящают жертвенники и храмы, что сообщает стенам нерушимость и воротам законность». При благоприятных предзнаменованиях жрец ориентировал будущий город, производя визирование по солнцу с помощью инструмента, определяя по странам света направление главных улиц. Затем он очерчивал границы будущего города, прокладывая сохой борозду, обводил город символическим рвом и намечал места ворот в будущих стенах. Иногда правильной разбивке плана препятствовал слишком неровный рельеф (как в Вольсиниях, Волатерре, Арреции, Перузии) или ранее сложившаяся хаоти-

ческая застройка, и приходилось отклоняться от ритуальных норм, ограничиваясь устройством городского центра с храмом триады божеств на холме, господствовавшим над городом. В этом огороженном пространстве будущего города создавалась система улиц, образующих прямоугольные кварталы. Ширина главных и второстепенных улиц и кварталов находилась в определенном соотношении. Город должен был иметь не менее 3 улиц, 3 ворот и 3 храмов, что соответствовало этрусской триаде богов... Впоследствии эта градостроительная схема получила свое развитие в римской планировке лагеря и города.

Примером правильного этрусского города считался город, стоявший на месте современного Марцаботто, остатки которого были открыты в XIX веке: «В северо-восточной части, на холме Мизанелло, был священный центр - акрополь (там нашли цоколи храмов и жертвенников), а у подножья, на плато Ми-зано, на территории свыше 100 га простирался город. Правильная сетка улиц делила жилую часть города на прямоугольные кварталы. Две главные улицы пересекали город с востока на запад и с севера на юг; они имели тротуары и мостовую и достигали 15 м ширины; второстепенные улицы были шириной 5 метров. В южной части города сохранились улицы шириной 12 м (также довольно точно ориентированные). Уличная сетка образовывала жилые кварталы длиной 165 м и шириной 35-40 или 68 м.» [11, с. 399] (рис. 12).

Рис. 12. Этрусский город Марцаботто, IV в. до н. э.

«Исследователи приходят к выводу, что правильная планировка города с взаимно перпендикулярными осями ясно прослеживается лишь в одном этрусском городе Спине, руины которого были открыты археологами в 1956 г. в старом устье реки По. Эта Венеция V в. до н. э. была построена в лагуне По, в 3 км от моря. Жители передвигались по каналам на лодках. Большой канал шириной 30 м представлял собой исправленное русло реки По, пересекал по прямой с севера на юг весь город и был связан с небольшими каналами, пересекавшими его через равные промежутки, образуя прямоугольные кварталы... Открытия в Спине дают возможность предполагать, что схема этого города соответствовала градостроительным обычаям этрусков и приближалась к гипподамовой системе города.» [11, с. 400].

Закладка нового города происходила следующим образом. В полдень верховный жрец вставал в центр будущего города и втыкал в землю жезл-литуус: «От кого получили вы [авгуры] жезл (Шиш), славнейший знак вашего авгурского достоинства? С помощью такого жезла Ромул разделил на районы город при его основании.» (Цицерон, О дивинации, I, 17, 30). Тень от жезла указывала направление на север. Разведя руки в стороны, жрец определял широтную ось будущей главной улицы - decumanus. Меридиональная ось определяла вторую главную улицу города - саМо. Таким методом получали две главные оси города и четыре квадрата «темплума». Северо-восточный квадрат считался наиболее благоприятным (здесь обитал бог Тиния и его семья). Северо-западный - наименее благоприятный квадрат. Здесь живут демоны, обитатели царства смерти - Лаза, Тухулка и др.

Граница города фиксировалась с помощью бронзового плуга, запряженного быком и коровой. Бык шел с внешней стороны борозды - он отвечал за крепость стен и безопасность будущего города. Корова, запряженная с внутренней стороны, гарантировала городу процветание и плодородие: «Многие закладывали города в Лациуме по этрусскому обычаю, а именно: впрягши вместе быка и корову, причем корова шла с внутренней стороны, проводили кругом борозду при помощи плуга. Это делали из религиозных причин в день, указанный ауспициями, защищая город рвом и стеной.» (Варрон. О латинском языке, V, 143).

Согласно легенде, именно таким способом Ромул определил границы Рима: «Основатель города всунул в плуг сошник, запряг быка и корову и, погоняя их, обвел глубокую борозду, границу города. Те, кто шел за ним, должны были откидывать пласты земли, поднятые плугом, внутрь, наблюдая за тем, чтобы ни один из них не отвалился наружу. Эта черта означает окружность городской стены и называется, с выпадением некоторых букв, ротегшт [вместо postmoerium], т. е. пространство за городской стеной.» (Плутарх. Ромул, 11).

Професссия жрецов-фульгураторов была не в пример сложнее (и даже опаснее!), чем у прочих этрусских священнослужителей. Дело в том, что эти жрецы толковали волю богов, наблюдая за вспышками молний. По нашему мнению, именно они были основными хозяевами и обитателями этрусских храмов. Обширный, открытый с трех сторон портик, во-первых, защищал жрецов-наблюдателей от дождя и, во-вторых, позволял им обозревать, по крайней мере, три четверти небесного горизонта.

Известно, что во время грозы дежурный жрец стоял под крышей портика, обернувшись лицом к югу: «Он пытался определить, откуда молния вышла и куда была нацелена. При этом он определял не только, какой бог послал молнию, но и почему он это сделал, как нужно выполнять его волю. Ибо, с точки зрения жрецов, молнии были разные. Одни молнии советовали или, наоборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие посылались уже после того, как смертный уже совершил поступок, и показывали, был ли поступок хорошим или плохим. Были, наконец, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал и не намерен был делать. Эти молнии являлись напоминаниями и даже прямой угрозой.» [8, с. 175]. Остановимся на этой классификации немного подробнее.

Авторство «учения о молниях» принадлежит легендарному предку этрусков - сыну Тинии Тагу и нимфе Багойе (Бегойе). Это учение известно благодаря Сенеке и Плинию. Они же, в свою очередь, многое заимствовали из сочинений этрусского аристократа Цецины, большого знатока DisciЫine Etrusca.

Согласно «ЫЬп &1§ига^», верховным громовержцем и обладателем трех пучков молний был Тиния (Юпитер). По мнению Сенеки и других римских авторов, молнии Тинии различались по степени своего воздействия: одна из них «просверливает», вторая - «рассеивает», третья - «испепеляет». По другим версиям [12, с. 673], первый пучок мог «предостерегать» людей. Вторым пучком Тиния пользовался после консультации со своими двенадцатью верховными советниками. Третьим, самым страшным, пучком молний Тиния карал людей, получив согласие высших богов.

Этрусская мифология свидетельствует о том, что молниями владели еще девять богов. Точно известны имена только трех из них - Уни Фульгура (5-й сектор), Кави (9-й сектор) и Сатре (Сатурн) (центральный сектор в западной зоне гадательной печени). Н.К. Тимофеева сделала предположение, что эти девять богов-фульгураторов являются всего лишь девятью ипостасями Тинии [9, с. 93]. Однако доказанность существования в этрусском пантеоне Кави и Сатре предполагает, что и все остальные обладатели молний не являются предметом досужего вымысла. Марциан Капелла попытался поместить их всех во второй сектор неба, обозначив термином novensiles [9, с. 64]. Но в таком случае служба жрецов-фульгураторов просто не имела бы смысла, так как молнии могут вспыхивать в любом из шестнадцати небесных секторов. Из них самые неблагоприятные появлялись на северо-западе, самые благоприятные - на северо-востоке. Подсчитано, что ежедневно в атмосфере нашей планеты бушует 44 тысячи гроз, и каждую секунду в землю вонзается свыше ста молний. Так что материала для научных наблюдений и классификаций у фульгураторов было предостаточно.

Особое значение придавалось форме и цвету молний. В настоящее время известно три вида этих «небесных посланий» - плоская (расплывчатая), шаровая и линейная (рис. 13).

Можно предположить, что плоские молнии являются одной из разновидностей «предупреждающих» молний (первый тип, согласно А.И. Неми-ровскому). Они имеют вид мгновенной вспышки без определенных контуров

и представляют разряд между частями одного и того же облака, обладающими значительной разницей потенциалов. Цвет этих молний - красный, иногда голубой или фиолетовый. Вспыхивают они раз в сто чаще, чем остальные типы молний, не сопровождаются громовыми раскатами и в целом безвредны. К расплывчатым молниям относятся также зарницы, не сопровождаемые громовыми раскатами («напоминание без прямой угрозы», согласно этрусской классификации).

Рис. 13. Статуя Юпитера, мечущего молнию (Додона, 470 г. до н. э.); линейная молния («огненная стрела»)

К «просверливающим» молниям могут быть причислены шаровые молнии. Они очень опасны для здоровья и жизни человека. Эти молнии имеют различный диаметр и довольно широкий цветовой спектр - от ослепительнобелого до багрово-черного. Их неожиданное появление и причудливые передвижения, повергающие людей в ужас, - яркая иллюстрация «прямой угрозы»! К разряду «испепеляющих» скорее всего относятся линейные молнии. Они представляют собою колоссальный разряд электрической энергии, возникающий внутри облаков или между облаками и землей. На каждые несколько слабых разрядов приходится один мощнейший, когда молния ударяет с особой силой с облаков в землю и возвращается обратно. Температура внутри линейной молнии достигает 30 тысяч градусов, что в пять раз выше температуры на поверхности Солнца!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Линейная молния имеет вид ослепительно яркой извилистой линии с множеством ветвлений. Рисунок их зависит от характера распределения пыли и дождевых капель в воздухе, от его температуры. Форма линейных молний чрезвычайно разнообразна - узловые, петлевидные, ветвящиеся, в виде параллельных линий, четкообразные и т. п. (рис. 14).

Цветовой диапазон линейных молний невелик - белые, светло-голубые или ярко-розовые. Цвет молнии зависит от вида атмосферного газа, ионизированного при электрическом разряде.

Рис. 14. Линейные («испепеляющие») молнии

Азот дает красный спектр, кислород - белый, водород и гелий - желтоватый. На цвет молнии может влиять также температура разряда. Наиболее «горячие» молнии имеют голубую окраску, затем - белые, желтые, оранжевые, красные (спектральная классификация). Удары линейной молнии воистину ужасны: она может рассечь человека с ног до головы, как топором. Группа лю-

дей, погибшая от молнии, рассыпается в прах на глазах у спасателей. При ударе о песчаный грунт линейная молния плавит песок, превращая его в стекловидную массу. След удара напоминает длинный, заостренный книзу стержень -фульгурит. Он имеет длину до 8-10 м, диаметр - 5-6 см. Подобные находки именовались «огненными стрелами», посылаемыми разгневанными богами.

Чрезвычайно важное значение фульгураторы придавали времени года и месту, куда ударила молния.

Если они поражали общественное здание, то это значило, что поселению угрожают внутренние раздоры или государственный переворот. Если же они ударяли в городскую стену - с этой стороны ожидают нападения врага. Иногда молния зажигала святилище. В этом случае знамение толковалось в зависимости от того, кому святилище было посвящено.

По твердому убеждению этрусков, во власти фульгураторов было отвести угрозу бога или, по крайней мере, смягчить ее. С этой целью они совершали магические ритуалы и обряды, имеющие целью умилостивить божество. Место, куда ударила молния, освящалось и снабжалось по указанию сената памятной табличкой. Места, в которое грозовые разряды бьют с завидным постоянством, называют гнездом молний. В древности такие зоны наделялись магическими свойствами. Их огораживали огромными валунами, создавая постройки, подобные британскому Стоунхенджу.

Выходит, что параметров для классификаций молний у этрусских жрецов было более чем достаточно. Все это говорит о том, что учение «ЫЬп &1-gura1es» было проработано до мельчайших деталей.

Попытаемся теперь обобщить рассмотренный материал в приложении к композиции этрусских храмов (рис. 15).

Рис. 15. Планы трехцелловых этрусских храмов-ареостилей (по Н.И. Брунову): a - храм в Фалериях; б - Капитолийский храм в Риме

Ареостиль, классический храм третьей стадии, описанный в книгах Витрувия, имел ярко выраженную меридиональную ориентацию (целла Ти-нии располагалась на севере) и трехчастное деление по вертикали. Причем высоты трех частей ареостиля приблизительно равны между собой, что придавало зданию визуальную массивность. В этом нашли выражение старинные восточные традиции этрусских зодчих. «Чрезмерно широкая», согласно Витрувию, расстановка колонн в этрусских храмах-ареостилях благоприятствовала наблюдениям за небесным сводом и вспышками молний.

Для улучшения обзора в более древних этрусских храмах был даже ликвидирован треугольник фронтона. Это позволило наблюдать не только «кромку» небесного свода, где располагались важнейшие божества этрусского пантеона, но и зону, где обитал громовержец Сатре (Сатурн). Вполне вероятно, что колонны глубокого портика служили пограничными отметками между различными секторами неба. Акротерии в форме масок Горгон или статуэток воинов, стоящие на верхней грани архитрава и видимые на фоне грозового неба из центра портика, также могли выполнять функции пограничных визиров.

Не исключено, что на внутренней стороне архитравной балки были начертаны имена соответствующих богов-громовержцев. Либо вылеплены из терракоты их символические маски, барельефные изображения (по примеру Башни Ветров в Афинах).

Все это помогало жрецу-фульгуратору точнее фиксировать направление грозовой вспышки и, соответственно, имя бога, ее пославшего. Стоя в центре портика лицом к югу, он наблюдал за небом, записывая итоги своих наблюдений. На основании их он составлял гороскопы, определяя судьбы города и его обитателей.

Брокгауз, ссылаясь на Витрувия, допускал, что этруски возводили круглые храмы, подобные святилищу Весты или римскому Пантеону [13, с. 195]. Сам Витрувий, правда, подобных мыслей не высказывал. Мы уверены, что круглые храмы у этрусков могли быть, но скорее всего в виде моноптеров -ротонд без целлы и кровли (круглых колоннад).

На абаках капителей могли стоять бюсты громовержцев или по кольцу архитравной балки, уложенной на колонны, могли быть высечены имена и маски богов, посылающих молнии, - Тинии, Сатре, Кави и др. Идеальная, хотя и не очень комфортная «обсерватория» для наблюдений за грозовым небом (рис. 16)!

По всей видимости, Витрувий очень внимательно изучил архитектуру этрусков. Поэтому он и рекомендовал строить храмы в честь Юпитера-Молнии, Неба, Солнца и Луны под открытым небом, без кровли: «Ибо и облик, и действие этих богов мы воочию видим в раскрытом и сияющем небосклоне...» [4, с. 28].

Таким образом этрусская традиция была канонизирована в зодчестве Римской империи. Получается, что оптимальной конструкцией для этрусского храма могла послужить прозрачная пневматическая оболочка. Либо «геодезический» купол Ричарда Бакминстера Фуллера (1895-1983), если бы он был известен этрускам (рис. 17).

Рис. 17. Геодезический купол Б. Фуллера - оптимальная модель этрусского храма-обсерватории

Конечно, приведенные соображения не имеют пока весомых научных подтверждений. Но нельзя забывать, что материалы, из которых строились этрусские храмы, были очень недолговечны (один только Капитолийский храм перестаивался, по крайней мере, четырежды - в 296, 179, 83 и 69 гг. до н. э.). От большинства этих зданий сохранились лишь остатки фундаментов и обломки каменных декораций, не пощаженные временем и людьми. То есть архитектура этрусских храмов, столь таинственная и многозначная, дает нам достаточно обширную информацию для гипотез и предположений.

Библиографический список

1. Машкин, Н.А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - М. : ОГИЗ, 1947. - 679 с.

2. Ернштедт, Е. Новые достижения в изучении памятников культа Этрурии и Лациума / Е. Ернштедт // Вестник древней истории. - 1940. - № 1. - С. 187-200.

3. Ельницкий, А.А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков / А.А. Ель-ницкий // А.И. Немировский «Идеология и культура раннего Рима». - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. - С. 182-204.

4. Зубов, В. П. Архитектура античного мира : материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.

5. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 3 т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М.; Л. : Academia, 1935. - 621 с.

6. Витрувий. Десять книг об архитектуре : [пер. с лат.] / Витрувий. - Л. : ОГИЗ, 1936. - 342 с.

7. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность) / под ред. М.В. Доброклонского. - М. : Изобразительное искусство, 1979. -407 с.

8. Буриан, Я. Загадочные этруски : [пер. с чеш.] / Я. Буриан, Б. Моухова. - М. : Наука,

1970. - 225 с.

9. Тимофеева, Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков / Н.К. Тимофеева. - Новосибирск : Наука, 1980. - 112 с.

10. Немировский, А.И. Этруски. От мифа к истории / А.И. Немировский. - М. : Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1983. - 261 с.

11. Всеобщая история архитектуры (ВИА). В 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.

12. Мифы народов мира. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. С. А. Токарев. - М. : Советская энциклопедия, 1982. - 718 с.

13. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. 41 (Раздел «Этрурия») / Ф.А. Брокгауз, И. А. Эфрон. - СПб.: Тип. акц. общ-во Брокгауз - Ефрон, 1904. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.