Научная статья на тему 'Арбоскульптура: новая технология в ландшафтном дизайне (из опыта кафедры ландшафтной архитектуры Орловский государственный аграрный университет)'

Арбоскульптура: новая технология в ландшафтном дизайне (из опыта кафедры ландшафтной архитектуры Орловский государственный аграрный университет) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБОСКУЛЬПТУРА / ДЕКОРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ARBORSCULPTURE / DECORATIVE POSSIBILITIES / FUNCTIONAL USE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ковешников А.И.

В статье рассмотрены возможности применения технологии арбоскульптуры в ландшафтном дизайне, а также новое направление выращивание декоративных деталей из дерева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARBORSCULPTURE: NEW TECHNOLOGY IN LANDSCAPE DESIGN (FROM THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF LANDSCAPE ARCHITECTURE OREL STATE AGRARIAN UNIVERSITY)

The article describes the possibilities of using technology arborsculpture in landscape design, and a new direction the cultivation of ornamental parts of wood.

Текст научной работы на тему «Арбоскульптура: новая технология в ландшафтном дизайне (из опыта кафедры ландшафтной архитектуры Орловский государственный аграрный университет)»

УДК 712(2)(076)

АРБОСКУЛЬПТУРА: НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ (ИЗ ОПЫТА КАФЕДРЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ARBORSCULPTURE: NEW TECHNOLOGY IN LANDSCAPE DESIGN (FROM THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF LANDSCAPE ARCHITECTURE OREL STATE AGRARIAN UNIVERSITY)

Ковешников А.И. (Орловский государственный аграрный университет им.

Н.В.Парахина, г. Орел, РФ) Koveshnikov A.I. (Orel State Agrarian University N.V.Parahina, Orel, Russia)

В статье рассмотрены возможности применения технологии арбоскульпту-ры в ландшафтном дизайне, а также новое направление - выращивание декоративных деталей из дерева.

The article describes the possibilities of using technology arborsculpture in landscape design, and a new direction - the cultivation of ornamental parts of wood.

Ключевые слова: арбоскульптура, декоративные качества, функциональное использование

Keywords: arborsculpture, decorative possibilities, functional use

Сегодня под арбоскульптурой в большинстве случаев понимается один из способов формирования стволов деревьев. Сам термин «арбоскульптура» был предложен в 1995 г. американцем Ричардом Реймсом, автором книг «Как вырастить стул: искусство топиари для древесных стволов» и «Арбоскульптура: Решения для маленькой планеты». Эта техника, для которой используются широко известные методы прививки и обрезки деревьев, имеет нечто общее с искусством бонсай - выращиванием точной копии настоящего дерева в миниатюре, а также с топиарным искусством, т.е. изменением естественной формы деревьев и кустарников путем стрижки и формовки. Важнейшее отличие арбоскульптуры, однако, состоит в том, что с помощью этой техники можно внести изменения в форму ствола дерева и его скелетных ветвей, а не в форму кроны и побегов. От бонсай и топиари арбоскульптуру отличает также и то, что она может иметь не только декоративное, но функциональное назначение. Именно об этих двух аспектах использования арбоскульптуры пойдет речь в настоящей статье, но сначала немного истории.

Пионерами арбоскульптуры считаются Джон Крабсак и Аксель Эрланд-сон. В 1903 г. в Эмбрасе (штат Висконсин, США) Джон Крабсак начал «выращивать» кресло из нескольких стволов клена американского. Этот процесс занял одиннадцать лет, и в 1915 г. удивительный предмет мебели был показан на Международной выставке в Сан-Франциско, где пользовался необычайным успехом. Но, пожалуй, ни одному человеку не удалось продемонстрировать возможности арбоскульптуры так убедительно, как это сделал Аксель Эрландсон в своем «Цирке деревьев» в Скотс-Валли (штат Калифорния, США). На эксперименты Эрландсона вдохновил затейливый вид перепле-

тающихся гибких стеблей травянистых растений. На протяжении многих лет он с помощью специальных приспособлений придавал самые разные формы растущим деревьям. В результате использования приема прививки деревьев появился его первый проект - «Гигантская четырехножка», выращенная из четырех стволов тутового дерева. Затем ему удалось вырастить деревья самых причудливых форм: в виде спирали, кольца, петли, узла, зигзага, лестницы и многих других. Эти живые скульптуры и составили «Цирк деревьев». Сегодня немногие сохранившиеся работы Эрландсона можно видеть в парке аттракционов в городе Гилрой, (штат Калифорния, США).

Судьба экспонатов «Цирка деревьев», многие из которых погибли в результате ненадлежащего ухода, наводит на мысль о том, что арбоскульпту-рой, возможно, занимались задолго до ХХ века, ведь эта технология не требует использования сложных приемов или сверхсовременных инструментов, но до наших дней древние образцы арбоскульптуры попросту не сохранились. Доказательством долгой истории арбоскульптуры может служить миниатюра «Алхимик, беседующий с Природой» французского художника XVI в. Жана Перреаля. Крылатая фигура, олицетворяющая Природу, изображена на этой миниатюре сидящей на своеобразном кресле, спинку которого образуют сложно переплетенные между собой стволы деревьев.

Так или иначе, сколько бы веков или десятилетий не насчитывала история арбоскульптуры, очевидно, что сегодня искусство создания построек, декоративных и архитектурных форм из живых деревьев вызывает очень большой интерес во всем мире. Особенно оно вдохновляет ландшафтных архитекторов, перед которыми открываются безграничные возможности использовать декоративные качества арбоскульптуры. Использование арбопластиче-ских скульптур дает широкий простор для творчества в городском озеленении, при благоустройстве территорий общественных учреждений и частных усадеб. В России, однако, арбоскульптура пока не получила широкого распространения и считается относительно новым явлением в ландшафтном дизайне. Между тем, специалистами кафедры ландшафтной архитектуры Орловского государственного аграрного университета с 2007 г. ведутся работы по созданию арбопластических скульптур. В ходе экспериментов с различными видами деревьев были отобраны виды, прекрасно чувствующие себя в нашей полосе и способные хорошо переносить формирование кроны посред-ствам пластики ветвей. Такими растениями стали: ясень обыкновенный, клены ясенелистный и остролистный, черемуха обыкновенная.

Приведенные ниже образцы арбопластических скульптур - результат этого эксперимента. Все они находятся на территории ОрелГАУ.

Рисунок 1- Декоративная фигура «Снеговик»

Для создания «Снеговика» из клена остролистного (рис. 1) в первый год проводим сильную обрезку «на пень». На второй год проводим обрезку, оставляя шесть лидирующих побегов. На третий год очищаем лидирующие побеги - удаляем боковые побеги. На четвертый год круглую заготовку из пенопласта устанавливаем в центр, таким образом, чтобы шесть побегов плотно обхватывали ее со всех сторон. Ветви распределяем равномерно вокруг и связываем сверху хлопчатобумажной лентой, предварительно сделав надрез в местах соединения побегов. На пятый год отросшие побеги повторно соединяют между собой. При необходимости проводят прореживание кроны.

Рассмотрим пример формирования кроны клена остролистного в возрасте шести лет (рис. 2). В первый год формируем четырехствольное дерево за счет сильной обрезки. На второй год стволы на 1/3 очищают от боковых побегов для формирования штамба. На третий год каждый ствол переводят в горизонтальное положение. Для этого на одинаковом отдалении от центра в землю вбивают колья, к ним привязывают веревки, которые будут удерживать побеги в нужном положении. Чтобы избежать разламывания стволов у основания, их необходимо в центре связать плотной хлопчатобумажной лентой. На четвертый год боковые побеги 2-го порядка, достигшие 60 см и более сгибаем в кольцо по направлению роста и закрепляем их на стволе хлопчатобумажной лентой. Оставляем на каждом стволе один наиболее большой близкий к центру побег. На пятый год оставленный с каждой стороны побег надрезаем на одинаковом расстоянии и соединяем противоположные ветви крест-накрест хлопчатобумажной лентой. Выросшие за год боковые побеги сгибаем в кольцо и закрепляем такой же лентой.

Рисунок 2- Декоративная композиция из клена остролистного

Таким образом можно констатировать, что методика выращивания арбо-скульптур отработана, и специалистам кафедры Ландшафтной архитектуры ОрелГАУ за 9 лет эксперимента удалось получить устойчивые результаты.

Сегодня под руководством заведующего кафедрой, д.п.н., проф. А.И. Ко-вешникова в университете разрабатывается принципиально новое направление работы с арбопластическими формами - выращивание декоративных деталей из дерева, которые могут быть использованы для изготовления мебели.

Древесина - наиболее распространенный материал, используемый в производстве мебели, однако конструктивные решения деревянной мебели столетиями сохранялись неизменными. Наиболее радикальные изменения в формообразовании мебели всегда были связаны с появлением новых технологий в мебельном деле. Например, так называемая рамочно-филеночная вязка, лежащая сейчас в основе любой столярной работы, известная еще в античности, но получившая повсеместное распространение лишь в XV в., обеспечивала значительную экономию материала и легкость предмета мебели, а также обеспечивала его прочность. Овладение рамочно-филеночной вязкой, наряду с изобретением пилы, было в мебельном производстве поистине настоящим открытием и создало условия для появления всего того многообразия мебельных форм - шкафов, комодов, поставцов, бюро, секретеров и др., - которые появились в последующие столетия. Технику гнутья древесины знали еще древние египтяне, однако широкое использование этого приема в производстве мебели начинается только в XVII в., прежде всего, в Англии. Примером служит так называемый «виндзорский стул» с полукруглой спинкой из гнутой под паром древесины. В 1808 г. в США был запатентован стул, у которого рама спинки, сидение и передние ножки представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины. Начало серийного промышленного производства мебели из гнутой древесины во второй половине XIX в. связано с именем Михаэля Тонета.

Мы предполагаем, что выращивание декоративных деталей из дерева с использованием техники аброскульптуры также возможно в промышленных объемах в специальных питомниках. Для этого желательно использовать быстрорастущие деревья: ясень, клен остролистный, клен ясенелистный, дуб че-решчатый, дуб красный, а также плодовые и косточковые деревья. Следует подчеркнуть, что разработанная и апробированная нами методика позволяет создавать из дерева любые заданные формы и наладить мелкосерийное производство художественной мебели. На фотографии показаны фрагменты кровати, в конструкции которой использованы стволы дуба, сформированные в процессе роста по разработанным эскизам (рис. 3).

Рисунок 3- А.И. Ковешников. Кровать (фрагмент). 2010 г. Дуб, кожа, матовая полировка

Нам также удалось сформировать и вырастить следующие основные формы: «кольца» ^ от 70 мм до 150 мм); «восьмерки»; прямые углы, эллипсовидные и другие лекальные формы. В соответствии с разработанным творческим проектом возможно выращивать целые композиции из сращенных стволов и скелетных ветвей.

Список используемых источников

1. Ковешников А.И., Ширяева Н.А. Декоративное растениеводство. Основы топиар-ного искусства. Учебное пособие. -М.: Лань, 2015.

2. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV - XIX веков. -Л.: Советский художник, 1967.

3. Hicks I., Rosenfeld R. Tricks with Trees: Growing, Manipulating and Pruning. -London: Anova Books, 2007.

4. Reames R., Delbol B. How to grow a chair: The art of tree trunk topiary. Arborsmith Studios, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.