Научная статья на тему 'Арабские монархии: моделирование регионального пространства и «Арабская весна»'

Арабские монархии: моделирование регионального пространства и «Арабская весна» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
943
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ МОНАРХИИ / ARAB MONARCHIES / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / "ARAB SPRING" / СТАБИЛЬНОСТЬ / STABILITY / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мелкумян Елена Суреновна

Арабские монархические государства в ходе протестных выступлений, охвативших многие арабские страны, смогли сохранить свои режимы. Однако изменение баланса сил в регионе заставило их прилагать усилия для укрепления своих региональных позиций и стабилизации внутриполитического положения. Кроме того, монархические государства Арабского Востока активизировали свое участие в обеспечении безопасности ближневосточного региона. Некоторые из них были непосредственным образом вовлечены в противостояние власти и оппозиции в некоторых арабских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arab monarchies: constructing of regional environement and “Arab Spring”

In the course of mass protest rallies many Arab monarchies did their best to preserve the ruling regimes in power. However, the change in the balance of forces encouraged them to augment their efforts aimed at increasing their position in the region and stabilise the internal situation. Moreover, the Arab monarch states increased their activity to maintain security of the Middle East region. Some of them were directly involved in the process of confrontation between the authority and the opposition in some Arab countries.

Текст научной работы на тему «Арабские монархии: моделирование регионального пространства и «Арабская весна»»

Е.С. Мелкумян

АРАБСКИЕ МОНАРХИИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И «АРАБСКАЯ ВЕСНА»

Арабские монархические государства в ходе протестных выступлений, охвативших многие арабские страны, смогли сохранить свои режимы. Однако изменение баланса сил в регионе заставило их прилагать усилия для укрепления своих региональных позиций и стабилизации внутриполитического положения. Кроме того, монархические государства Арабского Востока активизировали свое участие в обеспечении безопасности ближневосточного региона. Некоторые из них были непосредственным образом вовлечены в противостояние власти и оппозиции в некоторых арабских странах.

Ключевые слова: арабские монархии, «арабская весна», стабильность, консолидация, безопасность, влияние.

Арабские монархические государства во время массовых выступлений против власти 2011 г., получивших название «арабская весна», смогли сохранить свою стабильность. Несмотря на то что там так же, как и в других арабских странах, происходили выступления оппозиционных сил, поддержанные представителями различных слоев населения, и прежде всего молодежью, они не привели к падению правящих режимов. Однако подъем антиправительственных акций протеста граждан соседних арабских государств вызвал у правящих элит арабских монархий стремление не только упрочить внутриполитическое положение в своих странах, но и укрепить единство всех монархических государств Арабского Востока и способствовать изменению соотношения сил в регионе таким образом, чтобы это отвечало их интересам.

© Мелкумян Е.С., 2013

Арабские монархические государства, расположенные в регионе Персидского залива, входят в созданную в 1981 г. региональную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Ее признанным лидером стала Саудовская Аравия. В 2011 г. под влиянием событий «арабской весны» в некоторых из государств-членов этой организации проходили массовые акции протеста. Волнения охватили и Иорданию, где парламентская оппозиция выводила на митинги и демонстрации тысячи своих сторонников с требованием проведения политических реформ. Подобные митинги и демонстрации прошли и в Марокко.

11 мая 2011 г. в Эр-Рияде состоялось внеочередное консультативное совещание руководителей стран, входящих в ССАГЗ. На нем была рассмотрена просьба Хашимитского Королевства Иордании о присоединении к Совету сотрудничества. Члены ССАГЗ поддержали эту просьбу. Кроме того, участники совещания направили Королевству Марокко предложение упрочить связи с государствами ССАГЗ. Таким образом, шесть монархий региона Залива - члены Совета сотрудничества, среди которых Королевство Бахрейн, Государство Катар, Государство Кувейт, ОАЭ - федерация, объединяющая семь эмиратов, Султанат Оман и Королевство Саудовская Аравия, посчитали необходимым объединить усилия всех монархических государств арабского региона в свете угрожающих ему новых вызовов. Стремление к объединению арабских монархий было оправдано осложнением региональной ситуации.

19-20 декабря 2011 г. в Эр-Рияде прошел очередной саммит ССАГЗ. Главным решением, которое было принято его участниками, стало повышение уровня интеграции и преобразование Совета в союз (иттихад) шести государств.

Это предложение было выдвинуто королем Саудовской Аравии Абдаллой бен Абдель Азизом Аль Саудом. В своей речи он заявил о том, что «настало время перейти от этапа сотрудничества к этапу создания союза», предполагающему, что каждая из стран Совета сотрудничества откажется от части своего суверенитета1.

Создание союза предусмотрено в Уставе ССАГЗ. Статья 4 этого основополагающего документа гласит: «Основными целями Совета сотрудничества являются: осуществление координации действий, сотрудничества и интеграции между государствами-членами во всех сферах их деятельности с целью достижения единства»2.

Прошло более 30 лет после принятия этого документа, и главы государств-членов начали обсуждение вопроса о создании союзного государства. Итогом обсуждений стало решение о формировании

специальной комиссии, которая должна изучить все предложения и высказанные точки зрения и представить свои рекомендации Высшему Совету ССАГЗ, состоящему из глав государств-членов.

В выступлениях глав государств инициатива саудовского монарха получила одобрение. Она была оценена ими как «осуществление добра и защита от зла», как «осуществление устремлений граждан государств Совета сотрудничества», как «ответ на те вызовы, которые угрожают» входящим в Совет сотрудничества «государствам и их народам»3.

В этих словах обращает на себя внимание то, что стремление к единству вызвано прежде всего необходимостью обеспечить безопасность государств, входящих в Совет сотрудничества. Вне всякого сомнения, создание союза шести государств Залива повысит его обороноспособность.

Еще одной мерой, направленной на повышение безопасности стран Совета сотрудничества, стало проведение 31 марта 2012 г. первого Форума по стратегическому сотрудничеству между ССАГЗ и США. Целью этого мероприятия была разработка программы создания ракетного щита для обороны государств Залива. США обязались содействовать этому4. Кроме того, для того чтобы укрепить свои правящие режимы, государства ССАГЗ планируют проведение ускоренных реформ, осуществить которые будет значительно легче, если уровень их интеграции будет повышен.

Выступая в конце декабря 2011 г. на конференции «Залив и мир», министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд Аль-Фейсал следующим образом определил причины, которые заставили государства ССАГЗ стремиться к большему взаимодействию. Это -«иранское вмешательство во внутренние дела стран Залива», как и вероятность создания Ираном ядерного оружия, способного стать «серьезной угрозой региону»5.

Фактор иранской угрозы оказывает серьезное влияние на политику арабских монархий, отличающуюся консерватизмом. Позиции Ирана и монархических арабских государств не совпадают по большинству международных вопросов. Арабские монархии проводят курс на сотрудничество с США и странами ЕС и на интеграцию в мировое сообщество, тогда как Исламская Республика Иран рассматривает страны Запада в качестве своих главных противников, а существующую систему международных отношений - как дискриминационную, которая нуждается в коренной трансформации. Это принципиальное различие в подходах к существующей системе международных отношений, не говоря

уже о территориальных конфликтах и прочих разногласиях, превращают Иран в потенциального противника арабских монархий.

Государства-члены ССАГЗ обсуждают вопрос о создании союза шести государств, но они пока не планируют включать в него Иорданию и Марокко. На саммите «шестерки» была выражена позиция по этому вопросу. В коммюнике саммита говорилось о том, что были намечены сферы сотрудничества с ними и созданы некоторые специализированные комиссии, призванные осуществлять это сотрудничество, что создаст необходимую базу для партнерских отношений, развитие которых было провозглашено. Речь, таким образом, не идет о том, что Иордания и Марокко станут полноправными членами Совета сотрудничества в ближайшем будущем. В то же время главы государств ССАГЗ приняли решение создать специальный фонд для поддержки проектов развития в Иордании и Марокко, который выделит каждой из этих двух стран по 2,5 млрд долларов6.

Государства ССАГЗ обладают широкими финансовыми возможностями благодаря своему положению основных производителей энергетического сырья, что повышает их значение на региональной арене. Их поддержка Иордании и Марокко направлена на консолидацию сил всех монархических государств арабского региона для поддержания региональной стабильности в свете событий «арабской весны».

Арабские монархические государства выступают за снижение уровня напряженности в регионе Ближнего Востока. Саудовская Аравия была инициатором планов по мирному урегулированию ближневосточного конфликта в 1981 и в 2002 гг. Все арабские монархии привержены мирному способу урегулирования всех конфликтных ситуаций на глобальном и региональном уровнях.

В 2011 г. Катар выступил с инициативой открыть у себя представительство движения Талибан. Этот шаг направлен на поиски путей выхода из тупика, в который зашла ситуация в Афганистане. По заявлению представителя движения, «пришло время открыть наше бюро за границей, для того чтобы приступить к переговорам с мировым сообществом». Внешнеполитическое ведомство Катара объясняет свой шаг тем, что «решение афганского вопроса требует, чтобы Талибан был частью этого процесса и чтобы с ним взаимодействовали как с одним из политических участников»7.

Тот же Катар в 2011 г. стал посредником в урегулировании отношений между двумя противоборствующими политическими силами в Палестине - ХАМАС и ФАТХ. Посреднические усилия,

предпринятые эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифа для организации встречи в Дохе между председателем Палестинского Национального совета Махмудом Аббасом и главой политического бюро ХАМАС Халедом Машалем, дали результаты: два палестинских лидера выступили с совместным заявлением. Их примирение укрепит положение палестинцев в переговорном процессе с Израилем. Кроме того, ХАМАС ослабит свои связи с Сирией и Ираном, что будет отвечать прежде всего интересам государств ССАГЗ. Именно эти две страны они обвиняют во вмешательстве в их внутренние дела и поддержке антиправительственных сил.

ССАГЗ поддержали своего партнера по организации - Королевство Бахрейн, где 14 февраля 2011 г. начались выступления оппозиции с требованием внести изменения в конституцию с тем, чтобы усилить роль парламента. Протестные выступления росли, против них органы безопасности применяли силу, что вело к новым жертвам и накаляло обстановку в стране. Это стало причиной выдвижения со стороны вновь образованного шиитского блока - Коалиции во имя республики (Тахалуф мин аджль аль-джум-хурийя) - требования о свержении королевской власти и превращении Бахрейна в республику. Этот блок был образован после возвращения из ссылки в страну руководителя одной из группировок, вошедшей в это объединение, Хасана Мушайяа, связанного с Ираном8.

Появление требований о свержении королевского режима напугало власть, и она обратилась за помощью к своим партнерам по Совету сотрудничества. 14 марта 2011 г. на территорию Королевства Бахрейн были введены объединенные войска ССАГЗ - «Щит полуострова». Эти войска были созданы в 1984 г., когда было заключено соглашение о коллективной обороне. В их состав входят военнослужащие из всех стран-участниц организации, но основной костяк составляют представители Саудовской Аравии, обладающей самыми многочисленными вооруженными силами среди всех участников ССАГЗ.

Отношение монархий Персидского залива к событиям в Йемене было особенно внимательным. Йемен - сосед ССАГЗ, и нарушение его внутриполитической стабильности может иметь самые негативные последствия для членов этой региональной организации. Кроме того, летом 2010 г. Йемен стал источником прямой угрозы национальной безопасности Саудовского королевства, когда зона саудовско-йеменской границы стала театром проти-

востояния с хуситами. Вооруженные боевики секты хуситов, близкой по своим воззрениям шиитам, проникали на саудовскую территорию. Их действия были поддержаны Ираном. Саудовская Аравия провела успешную военную операцию по вытеснению хуситов из страны.

10 апреля 2011 г. в Эр-Рияде по инициативе саудовского руководства состоялось чрезвычайное совещание министров иностранных дел государств-членов ССАГЗ, на котором была принята «инициатива стран Залива по Йемену». Они предлагали президенту Салеху уйти в отставку в течение 30 дней после формирования временного правительства во главе с представителями оппозиции, которая, в свою очередь, должна была прекратить все акции протеста. Свои полномочия президент Салех должен был передать вице-президенту до выборов нового президента, при этом ему самому и его семейству гарантировался иммунитет от судебных пресле-дований9.

Оппозицию не устроили некоторые пункты плана. 3 июня 2011 г. в Сане было организовано нападение на мечеть при президентском дворце. Президент получил ранение и отправился на лечение в Саудовскую Аравию.

После того как на президента Салеха было оказано давление со стороны Саудовской Аравии и других членов Совета сотрудничества, он согласился покинуть свой пост. В результате ситуация в Йемене была разрешена по сценарию, предложенному ССАГЗ.

Арабские монархии, и прежде всего государства-члены ССАГЗ и Марокко, были активными участниками разрешения ситуации в Ливии. Они жестко критиковали ливийский режим за неправомерное применение силы против мирных граждан.

17 марта 2011 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1973, объявившую воздушное пространство Ливии бесполетной зоной. Выполнение этого решения взяла на себя НАТО при участии монархий Персидского залива - Катара и ОАЭ.

Монархические государства Арабского мира сыграли ключевую роль в том, что эта акция была поддержана арабскими странами. Прямое военное участие двух государств-членов ССАГЗ в военной операции по свержению режима Каддафи осуществлялось, конеч-но же, по согласованию с членами этого регионального объединения. Кроме того, 11 марта 2011 г. ССАГЗ провел экстренное совещание министров иностранных дел стран-участниц, на котором они единодушно выразили свою позицию по Ливии, заявив о нелегитимности режима М. Каддафи и призвав между-

народное сообщество вмешаться для спасения жизней ливийских граждан, против которого правительство использовало авиацию и тяжелое вооружение.

Позиция государств ССАГЗ стала определяющей для Лиги арабских государств. Она смогла выработать совместное решение только в конце августа 2011 г. 27 августа состоялась чрезвычайная сессия ЛАГ, на которой была принята резолюция, одобрившая военное вмешательство в Ливии.

В начале сентября 2011 г. по инициативе арабских стран, в первую очередь государств-членов ССАГЗ, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций поддержала предложение о предоставлении Переходному национальному совету (ПНС) права представлять страну в ООН.

Сложный характер саудовско-ливийских отношений последних лет (в Саудовской Аравии говорили о «раскрытии заговора ливийского режима в целях убийства короля Абдаллы бен Абдель Азиза») определил основные элементы политики в отношении Ливии. Кроме того, Марокко также было заинтересовано в смещении режима М. Каддафи из-за его непоследовательной политики в регионе Магриба. Позиция Марокко была важна для выработки общей политики государствами ЛАГ.

12 февраля 2012 г. Совет ЛАГ принял документ, касающийся ситуации в Сирии. Монархии Арабского мира, в первую очередь региона Залива, оказали определяющее влияние на принятые решения. Они касались мирного разрешения сирийского кризиса, проведения политических реформ и сохранения единства страны. Одновременно документ ЛАГ предусматривал введение мер экономического бойкота и прекращение торговых операций с сирийским режимом, за исключением тех, которые прямо касаются сирийских граждан10.

Вся ответственность за продолжающееся в стране кровопролитие возлагалась исключительно на правительство Б. Асада. Министры иностранных дел стран-участниц ЛАГ подтвердили приостановку всех форм дипломатического взаимодействия с представителями сирийского режима во всех государствах, а также в международных организациях и форумах, призвав все государства, заинтересованные в недопущении жертв сирийского народа, поддержать меры, предпринимаемые арабскими странами. Кроме того, в документе ЛАГ было подчеркнуто, что «масштабное использование насилия в отношении сирийских гражданских лиц, включая женщин и детей, должно рассматриваться международным

уголовным правом и требует наказания тех, кто совершает это насилие»11.

Акцент в позиции политической элиты монархических государств, прежде всего членов ССАГЗ, был сделан на нарушениях прав человека в Сирии и обвинениях в адрес правящего режима, который дискредитировал себя своими противоправными действиями.

Саудовская Аравия провозгласила свое право действовать самостоятельно. Она открыто заявила о том, что будет поставлять оружие сирийской оппозиции. Эту же позицию занял и Катар. Их партнеры по ССАГЗ, как и Иордания и Марокко, в целом поддерживали их действия, но не принимали активного участия в решении сирийского вопроса.

Монархические государства в арабском мире проявляют готовность интегрироваться в мировое сообщество. Они заявляют о своей приверженности либеральным ценностям и выступают против арабских режимов, которые нарушают права человека и используют военную силу против мирных граждан.

Арабские монархии в период подъема массовых антиправительственных выступлений в арабском мире проводили политику, целью которой было усиление их влияния, с тем, чтобы компенсировать снижение роли Египта, на протяжении последних лет бывшего их надежным союзником. Кроме того, они стремились к тому, чтобы уменьшить роль Ирана, претендующего на роль регионального лидера в арабском геополитическом пространстве, и смягчить последствия политических изменений в регионе.

Примечания

Фи хитам аль-кимма аль-халиджийя... (В заключение саммита стран Залива...) // Аль-Хайят, 21 декабря 2011. - http://international.daralhayat.com/print/ 341701.

Основной Устав ССАГЗ // Мелкумян Е.С. ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 1999. С. 140. Там же.

Леджна аманийя халиджийя амрикийя ли дарс бина «дара сарухийя» (Комиссия по обеспечению безопасности США и стран Залива должна изучить возможность создания «ракетного щита») // Аль-Хайят, 1 апреля 2012. - http://ksa. daralhayat.com/print/380965.

2

3

5 Калима Суму вазир аль-хариджийя аль-амир Сауд Аль-Фейсал (Выступление Его Высочества принца Сауда Аль-Фейсала, министра иностранных дел). - http://www.gulfandglobe.org/home/ar/media-center/speeches-and-papers/28-2011-12-04-06-35-02.html.

6 Насс аль-байян аль-хитамий (Текст заключительного коммюнике) // Аш-Шарк Аль-Аусат, 21 декабря 2011. - http://www.aawsat.com/print.asp7did-65529&issueno=12076.

7 Талибан сатафтах мактаба фи Катар (Талибан откроет бюро в Катаре) . - http:// www.aljazeera.net/Portal/Templates?Postings/PocketPcDetailedP...21.04.2011.

8 Хасан Мушайяа получил образование в Куме (Иран). С 1994 г. принимал участие в акциях протеста. Входил в руководство Аль-Вифак, но в 2005 г. он вышел из ее состава и создал организацию Харакат хак. По обвинению в причастности к антиправительственным заговорам он был четырежды арестован, а в 2010 г. был выслан из страны, проживал попеременно в Тегеране и Лондоне. Вернулся в Бахрейн после объявленной королем амнистии и призыва наследника престола к всеобщему диалогу // Аль-Джазира, 27 февраля 2011. - http://www. aljazeera.net/NR/exeres/FB7DA140-4279-4CDE-9F52-FB1.

9 См.: Бурова А.Н., Коротаев А.В. Арабская весна: хроника событий: Арабская весна 2011 года: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. М., 2011. С. 21.

10 Насс таусыйят вузара аль-хариджийя аль-араб (Текст рекомендаций арабских министров иностранных дел) // Аш-Шарк Аль-Аусат, 13 февраля 2012. - http:// www.aawsat.com/details.asp?section=4&article=663393&issueno=12130.

11 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.