Научная статья на тему 'Арабские источники по истории мамлюкского Египта в Берлинской коллекции рукописей'

Арабские источники по истории мамлюкского Египта в Берлинской коллекции рукописей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
715
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ РУКОПИСИ / ARABIC MANUSCRIPTS / МАМЛЮКИ / MAMLUKS / ЕГИПЕТ / EGYPT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшина Милана Юрьевна

В статье представлен обзор арабских источников по истории мамлюкского Египта (XIII-XVI вв.), имеющихся в рукописном собрании Берлинской государственной библиотеки. Наряду с широко известными хрониками и энциклопедиями упомянуты неопубликованные сочинения, некоторые из них описаны более подробно, приводится перевод отрывков из двух рукописей по фурусии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arabic sources on the history of Egypt under Mamluks at the manuscript’sdepartment of the Berlin State Library

The manuscript’s department of the Berlin State Library covers a wide range of different sources. Some of them are of particular interest. The article includes a description of unpublished anonymous work “A book of purls”. The first part of this Book is a brief history of Bahri sultans (1250-1382), in the second part one can find some practical legal advice, while the third is a panegyric, written especially for sultan Barquq (1382-1399). An ingenious urjuza on the mamluk sultans was composed by Shams al-Din Khatib in the period of rule of sultan Barsbay (1422-1438) and then continued by a nephew of Shams al-Din Khatib, Muhammad al-Ba‘uni in two more ur juza’ s. The “threlogy” is an autograph of Muhammad al-Ba‘uni, written in the third quarter of 16 th century. In a work titled “The sun of Magrib” of Badr al-Din al-Damimini (1362-1425) there are copies of documents and letters giving some information not mentioned in well-known chronicles. Some treaties on furusiyya are described and partly translated. The most important ones are unpublished texts, which have not been studied before.

Текст научной работы на тему «Арабские источники по истории мамлюкского Египта в Берлинской коллекции рукописей»

2014

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 13

Вып. 1

ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

УДК 94

М. Ю. Илюшина

АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ МАМЛЮКСКОГО ЕГИПТА В БЕРЛИНСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ РУКОПИСЕЙ

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

В статье представлен обзор арабских источников по истории мамлюкского Египта (XIII-XVI вв.), имеющихся в рукописном собрании Берлинской государственной библиотеки. Наряду с широко известными хрониками и энциклопедиями упомянуты неопубликованные сочинения, некоторые из них описаны более подробно, приводится перевод отрывков из двух рукописей по фурусии. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: арабские рукописи, мамлюки, Египет.

ARABIC SOURCES ON THE HISTORY OF EGYPT UNDER MAMLUKS AT THE MANUSCRIPT'S DEPARTMENT OF THE BERLIN STATE LIBRARY

M. Yu. Iliushina

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The manuscript's department of the Berlin State Library covers a wide range of different sources. Some of them are of particular interest. The article includes a description of unpublished anonymous work "A book of purls". The first part of this Book is a brief history of Bahri sultans (1250-1382), in the second part one can find some practical legal advice, while the third is a panegyric, written especially for sultan Barquq (1382-1399). An ingenious urjuza on the mamluk sultans was composed by Shams al-Din Khatib in the period of rule of sultan Barsbay (1422-1438) and then continued by a nephew of Shams al-Din Khatib, Muhammad al-Ba'uni in two more urjuza's. The "threlogy" is an autograph of Muhammad al-Ba'uni, written in the third quarter of 16th century. In a work titled "The sun of Magrib" of Badr al-Din al-Damimini (1362-1425) there are copies of documents and letters giving some information not mentioned in well-known chronicles. Some treaties on furusiyya are described and partly translated. The most important ones are unpublished texts, which have not been studied before. Refs 13. Keywords: arabic manuscripts, mamluks, Egypt.

Коллекция арабских рукописей в Берлинской государственной библиотеке — одна из самых крупных в Европе. Она насчитывает несколько тысяч томов, часть из них до сих пор не описана в опубликованных каталогах. Более 600 манускриптов составляют старый фонд собрания. К числу самых ранних приобретений

(1677-1682) относятся 30 рукописных томов с сочинениями на арабском и других восточных языках из коллекции кенигсбергского ученого-лингвиста Теодора Пете-рауса (1630-1672). Сто арабских рукописей поступило в библиотеку в 1817 г. по завещанию прусского дипломата и библиофила Фридриха фон Дица (1751-1817). Более двух тысяч арабских манускриптов было приобретено у немецких ученых Й. Г. Вец-штайна (1815-1905) и Ю.-Г. Петерманна (1801-1876), которые много лет провели на Востоке. Крупное собрание — 1140 томов — продал библиотеке австрийский ориенталист А. Шпренгер (1813-1893) в 1857 г. [1, 8. У-У1; 2, 8. 11].

Среди сочинений по истории и географии Египта в рукописной коллекции Берлинской государственной библиотеки есть работы таких известных авторов, как 'Абу-ль-Фида (1273-1331)1, аль-'Умари (1301-1348/1349)2, Ибн Хальдун (1332-1406)3, Таки-ад-Дин аль-Макризи (1364-1442)4, Ибн Хаджар аль-'Аскалани (1372-1449)5, Ибн Тагри Бирди (1409/1411-1469/1470)6, 'Абд ар-Рахман ас-Сахави (1427-1497)7, Джалаль-ад-Дин ас-Суйути (ум. 1505)8, Шамс-ад-Дин аз-Захаби (ум. 1348)9, Халиль б. Шахин аз-Захири (1410-1468)10, Мухаммад Ибн Ийас (1448-1524)11.

К числу менее известных трудов относится краткая хроника VII в. хиджры (ХШ-Х1У вв. н. э.), составленная аль-Бирзали (1260-1339)12, его же продолжение «Садов...» («^^1 ^^й^^!»)13 'Абд ар-Рахмана Абу Шамы (1203-1268)14, сочинение Мухаммада Ибн Шихны (ум. 1412), в котором дан обзор мусульманской истории от эпохи Мухаммада и праведных халифов до 1403 г.15 Мамлюкам Бахри16 (до султана Ша'бана (1363-1376) включительно)) посвящена «Жемчужина.» Бадр-ад-Дина б. Хабиба аль-Халяби (1311-1378)17. Этому же автору принадлежит работа, в которой более подробно рассмотрены события периода правления Калауна (1279-1290) и его преемников (до 1325)18. Сыну Калауна, ан-Насиру Насир-ад-Дину Мухаммаду (1294-1295; 1299-1309; 1309-1340), посвятил свой труд Шамс-ад-Дин аш-Шуджа'и аль-Мисри (ум. после 1349)19. Берлинская государственная библиотека располагает несколькими списками сочинения Ибн 'Абу Хаджаля (ум. 1374

1 М. 77. .

2 Рт. 64. ^.

3 Рй. 625, 8рг. 28 ^л^¡.Ъ^ ¿(.у^ 1-Л5£ .

4 8рг. 190-192, We. 1093, М£ 450. Особый интерес представляет небольшой трактат по истории денег в халифате: Мо. 252, ^¿ы

5 М. 76. Рт. 736. М. 73. .

6 WE. 1. 8рг. 189. .

7 8рг. 27. We. 343. .

8 We. 1773. М£ 1178, Мб. ог. ой. 3941: Я-^^^И Стихи и рассказы, сведения различного характера об истории и географии острова Рода. Ре1. 185, М^ 654, 655. Мб. ог. диаЛ. 2104: »>1111 .

9 Мб. ог. ой. 1438. .

10 Рт. 476. < «ЛЙ

11 М. 1179. .

12 We. 288. ^^ Цл Д^ии Подробно о перечисленных выше источниках [см.: 3].

13 Сочинение 'Абу Шамы «Сады.» также имеется в коллекции рукописей Берлинской государственной библиотеки: We. 1893, WE. 127. .

14 8рг. 60. 61. .

15 WE. 185. Е 11-57. WE. 10, 1. Е 1-71. Рт. 642, We. 376. <Д}У1 ^ ^ оЧи .

16 Подробнее о мамлюках Бахри и Бурджи (см. [4, с. 128]).

17 We. 344, 8рг. 63. .

18 8рг. 85. .

19 WE. 7. олР^ С» ^^ ч^.

или 1375) «Сахарница»20, в котором наряду с самыми различными сведениями по истории и географии Египта перечислены все мамлюкские правители с 1250 по 1356 г. В отдельной главе представлены биография Насир-ад-Дина аль-Хасана (748752/1347-1351; 755-762/1354-1361) и сообщения о других султанах-Калаунидах (Рег. 182. Е 19 а-41 а). Своеобразным дополнением к двум биографическим словарям ас-Сафади (1297-1363)21 служит составленный им же сборник собственной переписки под названием «Мелодии рифм...» ( ¿1»Л)22.

Одно из сочинений, авторство которых не установлено, посвящено султану Бар-куку (1382-1399) и, очевидно, написано в самом начале его правления. Вводная часть работы, названной «Книга жемчуга.» ^ <¿11^1 сДъ. ^ ¡-Л:^)23, со-

держит рассуждения о том, каким должен быть глава мусульманского государства, и стихи, восхваляющие Баркука. В первой главе перечислены мамлюкские султаны от 'Айбека (1250-1257) до ас-Салиха (1382), о каждом написано несколько слов, хотя в некоторых случаях названы только годы их пребывания на троне. Автор «Книги жемчуга.» дает краткую характеристику правления того или иного султана, иногда упоминает наиболее яркие эпизоды из его биографии. Вся история Бахритов проносится перед читателем в калейдоскопе дат, имен и событий: 'Айбек был убит своей женой; при аль-Мансуре (1257-1259) монголы взяли Багдад и убили аббасид-ского халифа, а всеми делами страны управлял Кутуз (1259-1260), который в 1259 г. сам стал султаном, победил монголов, потом он был убит Бейбарсом (1260-1277) — «самым благородным из всех тюркских властителей Египта» (Е 9 а). Аль-Малик ас-Са'ид (1277-1279) — продолжает повествование автор «Книги жемчуга.» — отказался от власти в пользу своего семилетнего брата Саламуша (1279), через пять месяцев и несколько дней Саламуша сместил Калаун, которому пришлось бороться с непокорным наместником Сирии, объявившим себя султаном, и пережить гибель собственного сына. Аль-'Ашраф Халиль (1290-1294) был убит в аль-Бухайре, эмиры провозгласили султаном Байдару, но мамлюки аль-'Ашрафа отомстили за смерть своего господина, отрубили Байдаре голову, насадили ее на копье и пронесли по улицам Каира. С 1294 по 1295 г. правил ан-Насир Мухаммад. При Китбуге (1295-1299) цены выросли, и «сердца людей не были к нему расположены» (Е 11 а-11 Ь). Ляджи-на (1297-1299) убил один из его собственных мамлюков, и эмиры решили вернуть трон ан-Насиру Мухаммаду (1299-1309). При Бейбарсе аль-Музаффаре (1309) дела пошли совсем плохо, и власть опять передали ан-Насиру Мухаммаду (1309-1340), третий период правления которого был длительным и благополучным. После аль-Мансура 'Абу Бакра (1340-1341) султаном стал аль-'Ашраф Кучук (1341-1342), всеми делами при нем заправлял эмир Кусун, но его арестовали, а Кучука сместили. Аль-Малик ан-Насир 'Ахмад (1342) был осажден в Караке и убит своим братом 'Исма'илом (1342-1345), который был, как утверждает автор трактата, самым лучшим султаном из всех сыновей ан-Насира Мухаммада (Е 13 Ь). При аль-Камиле Ша'абане (1345-1346) вся власть находилась в руках его отчима, он «много времени

20 Рег. 182, ^е. 406, ^^е. 407, 8рг, 19, 8рг. 2004, ^^е. 1860 (£ 43-59), ^^е. 1860 (£ 60-79). ¿Ь055.

21 Один из них, «Достаточный.» («^^ЙЛ включает в себя рассказы о выдающихся представителях мусульманской общины с о времен Пророка до XIV в., в другом О^'»), меньшем по объему, ас-Сафади сосредоточился на биографиях своих современников, значительно дополнив материал «Достаточного.» [5, р. 431-432].

22 ^^е. 150 и. 151.

23 WE 133.

проводил с людьми порочными, часто спускался ночью в город, совершал поступки, не приличествующие его положению, и был арестован» [Е 14 Ь]. Аль-Музаффара Хаджи (1346-1347) убил Тайбуга Рус, он же стал наместником при следующем султане — ан-Насире Хасане (1347-1351). Правление Салиха (1351-1354) освещено чуть более подробно: автор «Книги жемчуга.» рассказывает о новых назначениях, которые получили эмиры, о восстании Тайбуги Руса в Алеппо, о походе Салиха в Дамаск и казни мятежников (Е 16 а). В 1354 г. под давлением эмира Шейху Салих был смещен, трон вернули ан-Насиру Хасану (1354-1361), но вся власть оставалась в руках Шейху. После смерти Шейху контролировать действия султана пытался эмир Сагартамуш, но он обладал меньшим авторитетом, и «слово ан-Насира Хасана снова приобрело вес» (Е 16 Ь). Ан-Насир Хасан приказал схватить Сагартамуша и сам стал править страной, но его сместил эмир Йалбуга, усадивший на трон аль-Мансура Му-хаммада (1361-1363). Йалбуга с большим тщанием занимался делами государства, увеличил расходы на благотворительность, покупал новых мамлюков и заботился о подданных султана. Затем он устроил так, что султаном стал Ша'абан (1363-1376). В стране царили благополучие и порядок вплоть до смерти эмира Йалбуги24. При аль-Мансуре 'Али (1376-1382) и его брате ас-Салихе Хаджи (1382) гарантом спокойствия и безопасности в султанате стал Баркук. «.Сердца подданных поднялись на вершину любви к нему» (Е 19 Ь), Хаджи был смещен и власть перешла к Баркуку (Е 7 Ь-20 а). Баркуку автор «Книги жемчуга.» посвящает довольно пространную хвалебную касыду (Е 20 а-24 а).

В следующей главе рассмотрены вопросы, связанные с практикой молитвы, поста, выплаты закята, паломничества, в том числе возникающие в случае, если паломник отправляется на охоту или продает раба, разбираются конкретные проблемы купли-продажи недвижимости, невольниц, некоторые спорные случаи из области семейного и наследственного права, а также вопросы, связанные с захватом пленных и проведением состязаний по стрельбе из лука, подробно разъясняются некоторые спорные ситуации, возникающие во время охоты (Е 24 а-38 а). В заключительной главе своей работы автор «Книги жемчуга.» снова помещает стихи, посвященные Баркуку, и с многочисленными ссылками на Коран и сунну приводит доказательства законности правления этого султана.

«Урджуза об истории халифов» ¿и^ ^а О-»^1)25 Шамс-ад-Дина Хатиба

была составлена, по-видимому, в период правления Барсбая (1422-1438) и записана племянником Шамс-ад-Дина Хатиба, Мухаммадом б. Йусуфом б. 'Ахмадом аль-Ба'уни, уже при Каитбае (1468-1496). В урджузе собственного сочинения, которая продолжает рукописный сборник, Мухаммад аль-Ба'уни перечислил султанов от Йусуфа аль-Малика аль-'Азиза (1438), сына Барсбая, до Каитбая (Е 24 а-41 а). Каит-баю посвящена большая часть его поэмы ^ 26 Ь-41 а). На листах 43 Ь-50 а помещена последняя часть «трилогии» — еще одна урджуза Мухаммада аль-Ба'уни, в которой речь идет о султанах Каитбае, аль-Малике ан-Насире 'Абу ас-Са'адате (1496-1498), 'Абу Са'иде Кансухе аз-Захире (1498-1500), аль-'Ашрфе Джанбулате (1500-1501), аль-'Адиле Туманбае (1501) и Кансухе аль-Гури (1501-1517).

24 Йалбуга пал жертвой заговора в 1366/1367 г.

25 426.

Административная география Египта представлена в «Подарке.» (« Ai^sll

Îjj^JI -a^Liil Йахйи б. Шакира, известного также как Ибн аль-Джи'ан (1412-

1480). По каждому округу, области или отдельной местности Ибн аль-Джи'ан приводит площадь обрабатываемой земли, налоговые сборы, имена держателей икта' по данным на 1375 и 1475 гг., что позволяет в полной мере оценить изменения в административном делении и системе налогообложения Египта за указанные сто лет (Ms. or. fol. 2557).

Порядок составления писем и документов, правила обращения к должностным лицам, а также практическое применение правовых норм в мамлюкском султанате рассмотрено в сочинениях Бадр-ад-Дина аль-Халаби (ум. 1377)27 и 'Абу Бакра аль-Бадри (ум. после 1479)28. Шестая глава трактата аль-Бадри посвящена порядку освобождения мамлюка и вопросам оформления соответствующего свидетельства (We. 1755. F. 77 b). Тексты договоров и контрактов, связанных, прежде всего, с покупкой, продажей и арендой различного имущества, представлены в трактате ас-Субки (ум. 1355) по юриспруденции (Mq. 16). К периоду правления султана Барсбая относится копия текста указа о порядке взимания налогов (We. 1185. F. 487 b — 488 a).

По заказу султана аль-'Ашрафа (1290-1294) Мухаммад Ибн Джама'а (ум. 1332) авторитетный египетский ученый, занимавший пост главного судьи в Каире, составил сокращенное изложение собственного сочинения об управлении государством29, в которое включил главы о войске, обеспечении его оружием, выделении воинам содержания и различных видах икта' [6, s. 115; 7, s. 7]. Трактат ат-Тарсуси (ум. 1357) под названием «Подарок туркам.» ( Чй ^J^1 ^^ ч^)30, так же как

и упомянутая выше работа Мухммада Ибн Джама'а, посвящен различным вопросам управления государством. Свое сочинение ат-Тарсуси начинает с рассуждения о том, что султан не обязательно должен быть курейшитом и знатоком мусульманского права. В «Подарке.» есть разделы о порядке назначения должностных лиц, организации хаджа, расходах и доходах казны [6, s. 116; 8].

В период правления бурджитских султанов, в 1475 г., с автографа Мухаммада аль-Мукаддаси (умер в Каире в 1471 или 1483 г.) был сделан список трактата под названием «Щедрые советы.» ( ^ Чй ^jL-aill Jb)31,

написанного в 1463-1464 г., когда у власти находился султан Хушкадам (1461-1467). В этой работе аль-Мукаддаси касается вопросов налогообложения, доходов и расходов казны. Во многом следуя Ибн Таймиййе (1263-1328), он сетует на падение нравов, противопоставляет обездоленных улемов эмирам, которые вместо того чтобы защищать закон и порядок, тратят собранные с населения деньги на роскошные одеяния, седла, сбрую, позолоченные чернильницы, красивых молодых рабов и юных наложниц, даже государственная почта становится средством доставки нежных юношей и любовниц для мамлюков. Эмиры учреждают вакфы, изымая имущество подданных, не в благочестивых целях, а ради земной славы. При этом мамлюк низшего ранга имеет больший доход, чем самый уважаемый мусульманский ученый.

26 Ms. or. fol. 2557.

27 We. 1765. .

28 We. 1755. f^l i,^ Jj^l f^J .

29 Pet. 347. .

30 We.1844.

31 Pet. 593.

Конечно, признает аль-Мукаддаси, султан не может все свое время тратить на то, чтобы творить суд и устранять нарушения, допущенные его эмирами, но реформы, тем не менее, необходимы, например, должность пажа-виночерпия или слуги-хранителя тазика для умывания следует упразднить. Нужны и более серьезные перемены. Особенно недопустимо фактическое наличие особого, внутреннего и, по сути, светского суда для мамлюков. Есть только один закон для всех мусульман — шариат, подчеркивает аль-Мукаддаси [6, 8. 118; 9, р. 63-73; 10].

Упомянутый выше султан Хушкадам по свидетельству мусульманских ученых отличался набожностью, был склонен к мистицизму и особенно почитал 'Ахмада аль-Бадави, святого из Танты. Похвалу арабских историков вызывало и то, что Хушкадам владел литературным арабским языком [11, 8. 386]. По заказу Хушкадама в 1467 г. было написано еще одно сочинение об управлении государством32, имеющееся в коллекции Берлинской государственной библиотеки. Его автор, Шихаб-ад-Дин аль Мухаммади аль-'Ашрафи, основное внимание сосредоточил на вопросах религии и морали [6, 8. 118-119].

Тексты писем, составленных в канцелярии мамлюкских султанов, содержатся в «Разъяснении.» Мухаммада аль-Халяби (ум. 1397)33, «Солнце Магриба.» Бадр-ад-Дина ад-Дамамини (1362-1425)34, «Кофе канцелярии» Таки-ад-Дина Ибн Хиджжа (ум. 1433)35. Подробная инструкция по переписке с чиновниками и эмирами различного ранга представлена в сочинении 'Абу-ль Хайра Йа'куба, оконченном в 1505 г.36 [12, 8. 577-580].

Значительный интерес для изучения истории султаната мамлюков представляют письма и документы, включенные в упомянутое выше сочинение ад-Дамамини. Листы 2Ь-6а содержат послание, написанное от имени султана аль-Му'аййада (1412-1421) его наместнику в Египте. Текст представляет собой подробное описание похода в Малую Азию и взятия Тарсуса в 1414 г. Листы 17а-18а занимает указ о запрете принимать на службу в администрацию султана христиан и иудеев, листы 43а-44а — письмо султана Татара (1421) правителю Йемена о безопасном передвижении судов, листы 50Ь-53Ь — текст договора ( ), составленного от имени халифа аль-Му'тадида (1414-1441), согласно которому права на султанат передаются Барс-баю.

Специально в качестве подношения султану Кансуху аль-Гури по заказу мам-люкского эмира по имени Касбай была создана обработка нескольких частей энциклопедии аль-Калькашанди (1335-1418/1419), в которых речь идет о государственном устройстве, структуре войска и административной системе мамлюкского султаната37.

Особое место в культуре средневекового Египта занимало мамлюкское военное искусство. Сочинения по фурусии были востребованы и популярны. Наряду с новыми трактатами эмиры охотно приобретали для своих библиотек копии более ранних произведений — своеобразную классику военной литературы. В 1335 г. Махмуд б. 'Аля-

32 8рг. 944. .

33 М. 72. .

34 врг. 1223. .

35 8рг. 1160. .

36 Рй. 299. ^ЬД^.« ^ J—.4 .

37 М8. ог. диаЛ. 1817.

ад-Дин аль-Джунди сделал богато иллюминированный каллиграфический список «Книги о науке верховой езды.» ( ^ ^ с-ЛЗ

^ й^"^') для эмира Йалбуги ас-Сайфи. Сочинение, вероятнее всего, было создано при Фатимидах, хотя в качестве автора указан — возможно, для того, чтобы работа выглядела более весомой и авторитетной — знаменитый Йа'куб Аху Хизам, написавший свой трактат для халифа аль-Мутаваккиля (847-861) [13, 8. 143-144].

Порядок построения войска и движения отдельных его частей описан в сочинении Ляджина аль-Хусами, известного также как ат-Тараблуси (ум. 13 37)38. Этому же автору принадлежит «Книга по фурусии»39. В 1490 г. султан Каитбай передал в вакф для своей школы великолепную рукопись, которая содержит оба упомянутых выше трактата. Копия выполнена крупным, ясным каллиграфическим почерком насх, текст почти полностью огласован, сопровождается цветными схемами. Титульный лист иллюминирован, название первого сочинения помещено в картуш, выполненный золотой и синей красками [6, 8. 73].

Наряду с сочинениями собственно по фурусии мамлюкские султаны и эмиры приобретали для своих школ и библиотек трактаты по уходу за лошадьми и труды по соответствующей области ветеринарии. По заказу султана ан-Насира Мухаммада (12941295; 1299-1309; 1309-1340) 'Абу Бакр аль-Мунзир аль-Байтар составил сочинение под названием «Книга, обнаруживающая беду.» ( )

и описал в нем все, «что следует всаднику знать о лошадях» [6, 8. 469].

Важное место в искусстве фурусии занимала стрельба из лука. В Берлинской библиотеке есть несколько сочинений, посвященных этому виду военных упражнений. В 1482 г. закончил работу над поэмой об искусстве стрельбы из лука40 'Абу Бакр аль-Халаби, известный как аль-Мункар (ум. после 1495) [6, 8. 73-74]. После традиционных басмалы и хамдалы автор поэмы переходит к рассуждениям о том, какое важное место среди обязанностей мусульманина занимает джихад и какое значение имеет для воина умение хорошо стрелять. Далее речь идет об основных принципах владения луком и различных школах (мазхабах) стрельбы из лука 43Ь-46Ь). Поэма содержит разделы о том, какие разновидности луков являются наиболее предпочтительными, в какой позиции должен находиться стрелок, как держать лук, как захватывать стрелу, как следует натягивать тетиву, как правильно подобрать вес и длину стрелы, как определять дальность полета стрелы во время состязаний и т. д. Особая глава посвящена анатомии человека и типам телосложения с учетом

Худобы и роста

И сажени длинны, Которая зависит от того, сколь длинны руки,

Пальцы коротки ли, Еще учтем ладонь — узка или мясиста,

Длину плеча и ширину груди, Могуч ли стан,

И талия тонка ли.

38 М£ 588. и^^»^ о^и^ ч-1^ .

39 М£ 588. OjJAU-.11 .1С.1 Ц, ^л Я^^И ^ .

40 «Урджуза аль-Халаби о метании стрел из арабских луков» ( ). Аг. 1705.

И коль наставник сведущ,

Для каждого он подберет урок

(Е 50 а-50 Ь).

В конце XIV в. был написан трактат «Чудеса и тайны.»41 [6, 8. 72-73]. Его автор, Мухаммад аль-Харави, известный также как аль-Хулль Савра (ум. после 1397 г.), рассказывает о разновидностях луков, о том какие преимущества и недостатки они имеют, об истории искусства стрельбы и выдающихся его мастерах, в следующих главах речь идет о стрелах и о том, какие названия они имеют.

В одном из двенадцати разделов трактата изложены правила поведения воина: «Первое, что надлежит тому, кто обучается стрельбе из лука, — оставить споры, болтовню и смех. Ученик не должен презирать того, кто знает меньше, и соперничать с тем, кто его превосходит в военном искусстве» (Е. 24Ь). Готовясь к стрельбе, следует «полностью овладеть собой, расслабить суставы, успокоиться. не отвлекаться на того, кто обращается к тебе, не смеяться тому, что увидел, не занимать ни разум, ни сердце ничем, кроме того, что ты сейчас делаешь» (Е. 25а). Далее следует детальное описание всего, что должен знать и уметь ученик, прежде чем он приступит к стрельбе. Затем автор трактата переходит к основам искусства стрельбы из лука, после этого рассказывает об особенностях охоты, в том числе в разное время суток, о том, как носить и хранить лук и стрелы, о специфике стрельбы во время военных действий. Отдельная глава посвящена стрельбе по мишеням. Вначале стрелок должен был научиться попадать по мишеням разного размера, расположенным как далеко, так и на близком расстоянии (Е. 59Ь), затем — переходить к стрельбе по движущейся цели. Для тренировки автор трактата предлагает изготовить следующую мишень: прикрепить к колесу изображение льва или слона, или еще какого-нибудь животного и преследующей его собаки. Колесо следует пустить по склону. Эта ступень обучения считается пройденной, когда ученик сможет уверенно попадать в «дичь», не задев «собаку». Следующее упражнение, которое следовало повторять много раз в течение нескольких месяцев, представляло собой стрельбу по четырем мишеням, расположенным слева, справа, спереди и сзади ученика, который должен был стоять на одном месте, не переступать ногами и двигаться только корпусом. Овладев безупречной техникой стрельбы, можно было приступать к выполнению этого упражнения, сидя верхом на коне, который стоял неподвижно, затем пустить коня шагом, потом рысью и т. д., постепенно увеличивая расстояние до мишеней (Е. 60а). Двенадцатый раздел трактата посвящен состязаниям по стрельбе, разрешенным уловкам и недозволенным хитростям, которые используют соревнующиеся (Е 63а-68а).

Богатейшая коллекция Берлинской государственной библиотеки содержит широкий спектр письменных источников по истории мамлюкского Египта — от фундаментальных трудов и пространных хроник до кратких справочников карманного формата, от скрупулезного описания административных округов и системы налогообложения до хвалебных касыд в адрес султанов. Особую ценность представляют неопубликованные рукописи, малоизвестные работы, до сих пор не привлекавшие пристального внимания исследователей, — хроника VII в. хиджры аль-Бирзали ^е. 288), «Книга жемчуга.» неизвестного автора конца XIV в. ^Е. 133), «Солнце Магриба.» Бадр-ад-Дина ад-Дамамини (8рг. 1223), поэма аль-Халяби об искусстве

41 ^рг 1942 ^' ~-' ^ *''?1'" J ^' ^ ^

стрельбы из лука (Ar. 1705), «Чудеса и тайны.» Мухаммада аль-Харави (Spr. 1942), поэтическая «трилогия» Шамс ад-Дина Хатиба и Мухаммада аль-Ба'уни (We. 426).

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Verzeichniss der Arabischen Handschriften der Königlichen Bibliothek zu Berlin von W. Ahlwardt. Bd 1. Berlin: A. W. Schade's Buchdreckerei, 1887. 413 S.

2. Islamische Buchkunst aus 1000 Jahren: Ausstellung der Staatsbibliothek Preussischer Kulturbesitz, Berlin. Wiesbaden: Reichert, 1980. 118 S.

3. Илюшина М. Ю. Арабские источники о народах России в Средние века и Новое время (Арабская историография в Египте и Сирии в XIII-XVIII вв.) // Россия и Восток: феноменология взаимодействия и идентификации в Новое время. СПб., 2011. С. 217-231.

4. Зеленев Е. И. Мусульманский Египет. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 372 с.

5. Little D. P. Historiography of the Ayyubid and Mamluk epochs // The Cambridge History of Egypt. Cambridge University Press, 1998.

6. Verzeichniss der Arabischen Handschriften der Königlichen Bibliothek zu Berlin von W. Ahlwardt. Bd 5. Berlin: A. Asher & Co, 1893. 645 S.

7. Tahrir al-ahkam fi tadbir ahl al-islam li-l-imam Badr al-Din b. Jama'a. Ri'asat al-Mahakim al-Shar'iya wa-l-Shu'un al-Dinniya bi-Dawlat Qatar, 1985. 358 S.

8. Najm al-Din 'Ibrahim b. 'Ali al-Tarsusi. Tuhfat al-turk fima yajib an ya'mal fi-l-mulk. Beirut: Dar al-Tali'a l-l-Tiba'a wa-l-Nashr, 1992. 159 S.

9. Haarmann U. Arabicin Speech, Turkish in Lineage: Mamluks and their Sons in the Intellectual Life of Forteenth-Century Egypt and Syria // Journal of Semitic Studies. Vol. XXXIII/I. Spring 1988. P. 81-114.

10. Bazhl al-Nasa'ih al-Shar'iya fima 'ala-l-sultan wa-walat al-'umur wa-sa'ir al-ra'iya li-l-imam al-'allama Muhibb al-Din 'Abi Hamid Muhammad b. 'Ahmad al-Muqaddasi al-Shafi'I. Dirasa wa-tahqiq Salim b. Ta'ma b. Matar al-Shimri. Al-Mamlaka al-'Arabiya al-Sa'udiya Jami'at al-imam Muhammad b.Sa'ud al-Islam-iya, Kulliya al-Da'wa wa-l-'I'lam, Qism al-Da'wa wa-l-Ihtisab, 1996. 359 S.

11. Muhammad b. 'Ahmad b. 'Iyas al-Hanafi al-Misri. Al-Mukhtar min Bada'i' al-Zhur fi waqa'i' al-Duhur. Matabi' al-Sha'b, 1960. 3 j. J. 1. 468 S.

12. Verzeichniss der Arabischen Handschriften der Königlichen Bibliothek zu Berlin von W. Ahlwardt. Bd 7. Berlin: A. Asher & Co, 1895. 806 S.

13. Arabische Handschriften. T. II / unter Mitarbeit von H.-C. Graf von Bothmer, T. Duncker Gök§en und H. Jenni. Beschrieben von Gregor Schoeler // Verzeichnis der orientalischen Handschriften in Deutschland. Bd. 17: Arabische Handschriften. Reihe B. T. II. Verlag Stuttgart: Franz Steiner, 1990. 451 S.

Статья поступила в редакцию 24 октября 2013 г.

Контактная информация

Илюшина Милана Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент; aspirant_vf@mail.ru Iliushina Milana Yu. — candidate of historical sciences, associate professor; aspirant_vf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.