Научная статья на тему 'Арабо-израильский военный конфликт 1973 года и усилия советской дипломатии по его прекращению'

Арабо-израильский военный конфликт 1973 года и усилия советской дипломатии по его прекращению Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2735
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИЗРАИЛЬ / ВОЙНЫ ИЗРАИЛЬТЯН С АРАБАМИ / ARAB – ISRAELI WARS / THE SOVIET UNION / FOREIGN POLICY / THE MIDDLE EAST / ISRAEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Сергей Михайлович

В данной статье рассматриваются различные аспекты внешней политик СССР на Ближнем Востоке в условиях арабо-израильской войны 1973 г., в том числе переговоры с противоборствующими сторонами, со «спонсорами» стран ближневосточного конфликта. Анализируются интересы советской стороны на Ближнем Востоке и особенности политики ее политических «визави» в регионе, отразившиеся на политической ситуации в мире вообще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arab – Israeli military conflict of 1973 and the efforts of the Soviet diplomacy to stop it

Abstract. Different aspects of foreign policy of the USSR under the conditions of Arab-Israeli war of 1973 are considered including negotiations with the fighting countries, with the “sponsors” of the countries of the Middle East and the peculiarities of the policy of the political counterparts in the region influencing the political situation in the world as a whole are analyzed.

Текст научной работы на тему «Арабо-израильский военный конфликт 1973 года и усилия советской дипломатии по его прекращению»

РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ И ВНЕШНИЙ МИР.

УДК 930 АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ 1973 ГОДА И УСИЛИЯ СОВЕТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ ПО ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ

Абрамов Сергей Михайлович, к.п.н., доцент кафедры истории и социологии ФГОУВПО «Уральский государственный горный университет» abramowww@mail.ru

г. Екатеринбург

В данной статье рассматриваются различные аспекты внешней политик СССР на Ближнем Востоке в условиях арабо-израильской войны 1973 г., в том числе переговоры с противоборствующими сторонами, со «спонсорами» стран ближневосточного конфликта. Анализируются интересы советской стороны на Ближнем Востоке и особенности политики ее политических «визави» в регионе, отразившиеся на политической ситуации в мире вообще.

Ключевые слова: Советский Союз, внешняя политика, Ближний Восток, Израиль, войны израильтян с арабами.

ARAB - ISRAELI MILITARY CONFLICT OF 1973 AND THE EFFORTS OF THE SOVIET DIPLOMACY TO STOP IT.

Abramov S.M.

Abstract. Different aspects offoreign policy of the USSR under the conditions ofArab-Israeli war of1973 are considered including negotiations with the fighting countries, with the “sponsors ” of the countries of the Middle East and the peculiarities of the policy of the political counterparts in the region influencing the political situation in the world as a whole are analyzed.

Key words: the Soviet Union, foreign policy, the Middle East, Israel, Arab - Israeli wars.

В общей череде арабо-израильских конфликтов Октябрьская война (или война Судного дня) 1973 г. занимает особое место. Она как бы обозначила переходный этап перерастания арабо-израильского кризиса в широкомасштабный ближневосточный конфликт. Одновременно война 1973 г. стала кульминацией арабо-израильского противостояния, в ходе которого впервые было эффективно задействовано арабское «нефтяное оружие» [5].

К октябрю 1973 г. Египет и Сирия, опираясь на поддержку СССР, почувствовали себя достаточно сильными для попытки вернуть утраченные территории силой, либо, в худшем случае, создать себе более приемлемые позиции на переговорах, нежели те, что они имели после сокрушительного поражения во время Шестидневной войны 1967 г. В то же время Израиль не оставлял попыток наладить отношения с СССР, прекрасно понимая, что с великими державами надо действовать по «испытанной» формуле - «лучше плохой мир, чем хорошая война».

Начало 1970-х гг. оказалось временем, насыщенным дипломатическими встречами, переговорами «на высшем уровне», встречами официальных и неофициальных представителей. Ближневосточная проблема вышла за границы Палестины, на переговорах заинтересованных в разрешении палестино-израильского конфликта обсуждали далекие от этого аспекта вопросы, такие, как проблема свободной эмиграции из СССР евреев.

Чем обусловлен интерес к дипломатическим «баталиям» и деятельности советского Министерства иностранных дел во время войны Судного дня?

В первую очередь, тем, что Ближний Восток был (и остается) одной из самых взрывоопасных точек на земном шаре. И советские дипломаты приложили немало усилий, стремясь если не разрешить проблему взаимоотношений израильтян и арабов, то, по крайней мере, снять напряжение, не допустить, чтобы региональные конфликты перерастали в глобальные катастрофы. Другое дело в том, что решение ближневосточной проблемы с советской стороны усложнялось серьезной заидеологизированностью и общества, и государства, и взаимоотношений с соседями. Все это приводило к тому, что во главу угла дипломатических усилий ставилась идеология, которая, порой, вступала в полное противоречие со здравым смыслом.

Сложность заключалась еще и в том, что арабо-израильский конфликт развивался в условиях, с одной стороны, продолжавшейся холодной войны, а, с другой, начавшейся «разрядки» политических отношений между двумя сверхдержавами - США и СССР. Стоя за «спинами» своих политических союзников, американской и советской стороны, арабы и израильтяне стремились одновременно проводить и собственную политику, и внимательно прислушиваться к требованиям официальных Москвы и Вашингтона. А дипломаты последних, должны были, в первую очередь, учитывать все нюансы геополитической ситуации. И, в то же время, должны были, отстаивать и свои интересы и интересы своих «креатур» на Ближнем Востоке в достаточно бескомпромиссной борьбе.

Четвертая арабо-израильская война, вошедшая в историю, как «война Судного дня», шла чуть меньше трех недель (6 - 24/25 октября 1973 г.), но оказалась самой кровопролитной: в ходе военных сирийцы потеряли около 3500 солдат убитыми. Египетские потери составили около 15 тысяч убитыми и 8 тысяч пленными. Потери Израиля также были велики — 2552 человека убитых и около 7 тыс. раненых. Не простившая себе эти потери, израильский премьер-министр Голда Меир, через несколько месяцев после окончания войны, ушла в отставку [6, С. 516.].

После окончания войны египетский президент (основной противник Израиля) также решил круто поменять вектор своей внешней политики: он сделал поворот на 180

стр. 229 из 250

градусов: стал искать со своим восточным соседом мира, избегая даже возможности вновь ввязаться в конфликт. Надолго «выбыла» из геополитического противостояния и Сирия, -еще один участник антиизраильского блока. Пришлось внести коррективы свою внешнюю политику и США, и СССР.

Арабский мир готовился к очередной войне с Израилем очень серьезно. Египетский президент А.Садат принял решение о начале войны с израильтянами еще в августе 1973 года.

Во-первых, он намеривался с помощью «ограниченной войны» с ненавистным арабскому миру соседом консолидировать нацию и преодолеть назревавшие внутренние социально-экономические и политические противоречия. Во-вторых, он рассчитывал на военную и дипломатическую поддержку со стороны СССР (без помощи которого невозможно было бы содержать вооруженные силы Египта). И, в-третьих, все лето 1973 г. Садат настойчиво искал союзников в будущем военном конфликте с Израилем, прекрасно понимая, что создание двух или даже трех фронтов серьезно ослабит силы противника на поле боя. 28-29 августа в Дамаске прошли переговоры между руководителями Сирии и Египта, которые решили выступить единым фронтом. Тогда же был определен день начала военных действий. 10 сентября в Каире произошла встреча Садата и короля Иордании Хусейна. Последний предлагал свои услуги - ограниченный военный контингент, но Садат посчитал, что для Египта выгоднее использовать финансовые ресурсы Иордании, чем ее вооруженные силы (уступавшие, кстати, по подготовке и сирийским, и египетским армиям).

16 сентября Брежнев и Садат обменялись посланиями, в которых речь шла о «международной ситуации». Здесь стоит отметить, что это был первый обмен посланиями, после высылки из Египта большей советских военных специалистов в 1972 -1973 гг. Несмотря на столь недружественный шаг, СССР не хотел терять своего, едва ли не единственного союзника на Ближнем Востоке и всегда поддерживал с официальным Каиром дружеские отношения.

23 сентября Садат встретился с советским послом в Египте В.Виноградовым. Египетский президент проинформировал посла о происходивших в течение сентября встречах с руководителя ми арабских стран и о достигнутых соглашениях (за исключением неизбежности новой войны с Израилем). Виноградов же, в свою очередь, заверил Садата о поддержке его с советской стороны.

Последняя неделя сентября и начало октября, таким образом, ознаменовались целой серией встреч между лидерами арабских стран.

Однако Садат вряд ли знал о том, что происходило в начале октября в Москве.

стр. 230 из 250

4 октября 1973 г. вечером состоялось совещание у министра иностранных дел СССР А.А.Громыко. Присутствовали: сам министр, его первый зам. В.В.Кузнецов, завотделом США в МИД Г.М. Корниенко; завотделом Ближнего Востока МИД М.Д.Сытенко; представитель СССР в ООН В.Л.Исраэлян. Из последних четырех лиц была создана, чуть позже, так называемая «оперативная группа». В ее задачи входил анализ ситуации на Ближнем Востоке и выработка предложений о возможных ответных действиях советской стороны.

Громыко проинформировал собравшихся об окончательном решении египетского и сирийского руководства в субботу, 6 октября, в 2 часа дня по московскому времени осуществить нападение на Израиль. Информация, как подчеркнул советский министр, «исключительно конфиденциальный характер, особенно дата и время предполагаемого начала войны» [3, С. 222]. До сих пор остается тайной, откуда в Москву поступили данные о сроках начала новой войны.

Громыко, по мнению мемуаристов (советских дипломатов) не только не одобрял решения арабских союзников, но и делал все возможное, чтобы отговорить Садата и Асада от развязывания войны.

Советское руководство было посвящено в египетские планы. В то же время советский посол в Египте отрицал факт известности действий Садата в Москве: СССР, по его словам, не был проинформирован о предстоящей египетской военной операции.

Заявления Виноградова никак не стыкуются с действиями советской стороны: 4-5 октября из Сирии и Египта были эвакуированы в Советский Союз семьи советских дипломатов и дипломатов соцстран, всего около 4000 человек.

После того как Москва была - уже через своих послов в Египте и Сирии -официально проинформирована о военных планах, Виноградов передал Садату послание Брежнева, в котором советский руководитель заявлял о предпочтении советской стороной политического подхода к решению ближневосточной проблемы. Что касается военных планов Египта, то Брежнев всю ответственность за их осуществление полностью возлагал на египетское руководство.

6 октября начались военные действия. В советской печати появилось утверждение, что именно «Израиль... развязал военные действия» [1].

Через несколько часов после начала боевых действий произошла встреча Садата и советского посла Виноградова. Он поздравил египетского президента с успешным развитием военной операции «Бадр» и передал ему послание советского руководства, в котором говорилось о необходимости принятия мер к выяснению действительного положения в районе и предлагалось в скором времени снестись вновь «на предмет

стр. 231 из 250

возможного согласования позиций» двух стран [4, С. 203], и сообщил о просьбе Сирии, чтобы СССР внес в Совет Безопасности ООН резолюцию о прекращении огня. Сам сирийский президент Асад отрицал - в разговоре с Садатом - эту просьбу.

В первый день боевых действий советскому представителю в СБ ООН было отправлено предписание: в случае постановки на голосование предложение о

прекращении огня голосовать так, как об этом просят Египет и Сирия (а в случае разногласий между этими странами - ориентироваться исключительно на Египет).

Начиная с 6 октября встречи советского посла и египетского президента становятся едва ли не ежедневными. 7 октября Садат сообщил советскому послу, что Асада не поняли (по поводу просьбы последнего о содействии по прекращению огня), а Виноградов продемонстрировал египетскому президенту сообщение Москвы о повторе Сирией требования, способствовать процессу прекращения огня. (Еще раз подобная просьба прозвучала 9 октября, когда израильские войска нанесли ощутимый урон сирийцам).

Садат наотрез отказался обсуждать требование Сирии и согласовывать с ней свои действия. Здесь, видимо, сказывалась какая-то несогласованность в действиях египетской и сирийской стороны, а советская дипломатия, уловив эту противоречивость, не спешила использовать ее в свою пользу, видимо, не решив для себя главной проблемы - что рассчитывает СССР получить в качестве дивидендов за роль посредника в урегулировании кризиса. Дипломатические действия СССР в первые четыре дня войны -

6, 7, 8, и 9 октября не выходили за пределы Кремля и МИДа, но отличались внимательностью к решаемым проблемам. В ходе заседаний происходило обсуждение основных направлений внешней политики СССР в связи с событиями на Ближнем Востоке, и принимались соответствующие решения [3, С. 226].

Уговорить советским дипломатам египтян прекратить огонь не удалось, поскольку последние первые дни конфликта владели на поле боя оперативной инициативой. С учетом этого, советская дипломатическая линия стала меняться: Виноградов

информировал Садата, что СССР создает «воздушный мост» для переброски оружия для Египта. «Мост» начал действовать вечером 9 октября, а советское военное руководство, внимательно следившее за ходом военных действий, выдало ряд рекомендаций по возможному военному развитию конфликта. Таким образом, определилось направление советского внешнеполитического вектора - не прекращение огня, а реальная поддержка своих союзников на Ближнем Востоке. Думается, что приоритет последней есть результат давления на Брежнева со стороны министра обороны СССР А. А. Гречко, отличавшегося желанием обострить любое противостояние Востока и Запада. Однако последующие

стр. 232 из 250

события на Ближнем Востоке заставили советскую сторону реалистичнее взглянуть на происходящие события.

Еще вечером 10 октября представителю СССР в СБ ООН было дано указание в случае внесения резолюции о прекращении огня при голосовании воздержаться [4, С. 204], а в случае необходимости применить принцип «вето», изложив при этом соответствующие аргументы. С одной стороны, СССР рассчитывал дать Египту шанс исправить ситуацию на фронте в свою пользу, а с другой, желала сохранить свое лицо перед мировой общественностью, как ближневосточного миротворца.

14 октября израильская сторона полностью перехватила - на фронте - инициативу в свои руки. Египетские войска откатывались по Синайскому полуострову к Суэцкому каналу столь стремительно, что ситуация менялась с каждым днем и часом.

16 октября Садат поставил в египетском парламенте вопрос о возможных переговорах с Израилем, выдвинув условие: Египет прекращает военные действия, а Израиль возвращает «оккупированные» в 1967 г. арабские земли. Израильское руководство ответило на это условие приказом двинуть танковые колонны на Каир, и через несколько дней в окружении оказалась огромная группировка египетских войск.

16 октября в Египет прибыл советский премьер-министр А.Н.Косыгин, цель поездки которого заключалась в необходимости убедить Садата прекратить огонь по всей линии фронта. С этого дня египетский президент встречался каждый день с самим Косыгиным [2, С. 246.].

Переговоры продолжались вплоть до 19 октября. Сначала Садат отвергал саму идею безоговорочного прекращения боевых действий, требую от советской стороны лишь одного - увеличения поставок вооружения. Но Косыгин ознакомил Садата с разведданными, которые демонстрировали, насколько серьезно израильские войска укрепились на плацдарме - на западном берегу Суэцкого канала - и изложил, чем может грозить дальнейшее развитие ситуации. После этого Садат был «сломлен». Он согласился с советской инициативой. В результате долгого и обстоятельного разговора, имевшего целью выяснить точнее политическую позицию Египта, Садат сообщил, что он мог бы согласиться с прекращением огня, если Израиль пойдет на выполнение резолюции № 242 СБ ООН (от 23 ноября 1967 г.) относительно вывода своих войск с «оккупированных арабских территорий». На время вывода израильских войск между последними и египетскими войсками Садат просит создать «буфер» из советских и американских военнослужащих. Кроме того, должна была быть созвана международная конференция для урегулирования всей ближневосточной проблемы [2, С. 246].

стр. 233 из 250

19 октября Косыгин отбыл в Москву. В тот же день состоялась еще одна встреча Садата и советского посла В. Виноградова, во время которой египетский президент подтвердил, что Египет согласен на прекращение огня.

Советские дипломаты могли с полной ответственностью и уверенностью записать себе в актив решение вопроса о прекращении огня египетской стороной. Для этого, правда, дипломатам пришлось «привлечь к делу» самого председателя Совета министров СССР, но иной, столь же весомой фигуры не было, и с Садатом на равных мог разговаривать только Косыгин. В итоге, результат его дипломатической поездки в Каир превзошел все ожидания.

22 октября 1973 г. СБ ООН принял резолюцию № 338. В тексте резолюции значилось: «все стороны, участвующие в нынешних боевых действиях [должны] прекратить всякий огонь, а также прекратить все военные действия немедленно, не позже, чем в течение двенадцати часов с момента принятия настоящего решения, с оставлением войск на занимаемых ими сейчас позициях; начать немедленно после прекращения огня практическое выполнение резолюции № 242 во всех ее частях». СБ ООН постановил: «Начать немедленно и одновременно с прекращением огня переговоры между заинтересованными сторонами над соответствующей эгидой, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке» [7].

В тот же день - 22 октября - и израильтяне, и арабы заявили о готовности прекратить огонь в заранее намеченное время. Однако боестолкновения продолжались, израильские войска вышли к Суэцкому каналу.

По мнению Виноградова, «последовавшие за 22 октября дни представляли собой сплошную череду взволнованных телефонных разговоров, встреч с Садатом, переписку. Уже 23 октября Садат дважды обращался ко мне по телефону с официальной просьбой о срочном “военном вмешательстве” с тем, чтобы заставить Израиль выполнить решение Совета Безопасности» [2, С. 250.].

Весь день шли советско-американские консультации, главная цель которых заключалась в том, «чтобы добиться сближения позиций на вновь созываемом заседании Совета Безопасности ООН». 24 октября СБ ООН принял резолюцию № 339. Она подтверждала «решение о немедленном прекращении всякого огня и всех военных действий» и требовала, чтобы «войска сторон были возвращены на те позиции, которые они занимали в момент, когда прекращение огня вступило в силу...» [8].

В тот же день, когда была принята резолюция под № 339, советское руководство выступило с «предупреждением», обращенным к израильскому руководству «о самых

тяжелых последствиях, которые повлечет продолжение его агрессивных действий против Сирии и Египта».

Призыв Садата о советской самостоятельности «повис в воздухе». В Москве всерьез никто не думал о возможных односторонних военных операциях на арабоизраильском театре войны, ни о двусторонних действиях. Все рассчитывали «поднажать» на США, и добиться прекращения военных действий.

Наиболее жесткую позицию занимал советский министр обороны А.А.Гречко. Он настаивал на том, чтобы ответные меры носили в основном военный характер. Он считал, что в целях спасения Сирии необходима оккупация Голанских высот советскими войсками [3, С. 228.].

Однако советскому генералитету противостояли советские дипломаты. Первостепенное внимание советская дипломатия уделяла тому, чтобы в результате арабо-израильской войны 1973 г. не был нанесен ущерб политике «разрядке» между СССР и США.

Политика СССР в сфере урегулирования конфликта, осложнялась идеологизацией своей позиции в отношении арабских стран. Уверовав в «социалистический путь развития» ряда арабских стран и стремясь «включить» их в «лагерь стран социализма», советская сторона стала на путь необходимости выполнения невыполнимых обязательств, взятых на себя ради поддержки своих ближневосточных союзников. Заключив многочисленные договоры «о дружбе и сотрудничестве» с арабскими странами, Советский Союз стал не только главным поставщиком оружия арабским странам, но и «гарантом» их безопасности, что не замедлило сказаться в период войны Судного дня. Подобные действия, как со стороны СССР не способствовали укреплению политики «разрядки», а лишь порождали новые проблемы.

Литература:

1. Известия. 1973 8 октября.

2. Виноградов В. Дипломатия: люди и события. Из записок посла. М.: РОССПЭН, 1998.

496 с.

3. Исраэлян В. Л. На фронтах холодной войны: Записки советского посла. М.: Мир,

2003. 366 с.

4. Корниенко Г.М. «Холодная война». Свидетельство ее участника. М.: Олма-пресс,

2001. 324 с.

5. Медведко Л.И. Россия и Ближний Восток: сто лет в сопряжении войны и мира.

М.: Международные отношения, 2000. 477 с.

6. Меир Голда. Моя жизнь. Чимкент: Аурика, 1997. 560 с.

7. Совет Безопасности ООН. Резолюции. S/RES/ № 338 от 22 октября 1973 г. //

www.un.org (дата обращения 22 декабря 2011 г.)

8. Совет Безопасности ООН. Резолюции. S/RES/ № 339 от 23 октября 1973 г. //

www.un.org (дата обращения 22 декабря 2011 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.