Научная статья на тему 'Arab-byzantine Relations in Early Islamic times / M. Bonner, ed. Ashgate (aldershot), 2005. (the formation of the classical Islamic world; 8). Lv + 465 p'

Arab-byzantine Relations in Early Islamic times / M. Bonner, ed. Ashgate (aldershot), 2005. (the formation of the classical Islamic world; 8). Lv + 465 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грацианский Михаил Вячеславович

Восьмой том серии Формирование классического исламского мира состоит из пятнадцати статей, посвященных различным аспектам отношений исламского мира с ближайшей к нему православной цивилизацией Византийской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Arab-byzantine Relations in Early Islamic times / M. Bonner, ed. Ashgate (aldershot), 2005. (the formation of the classical Islamic world; 8). Lv + 465 p»

Вошедшие в книгу английские переводы сочинений святителя включают в себя новые переводы восьми Слов (Слова 8, 14, 20, 26, 38, 39,42,44), нескольких стихотворений и писем (большинство из них никогда не переводились на английский язык) и предсмертного завещания свт. Григория. Русскоязычному читателю, вероятно, эти переводы будут не столь интересны, как англоязычному; однако следует отметить, что существующий русский перевод сочинений Богослова далеко не всегда по настоящему хорош, а главное — переводы в рецензируемой книге, как уже отмечалось, снабжены прекрасными комментариями, поэтому и русскоязычный читатель может получить от знакомства с ними немалую пользу — как и от чтения книги в целом. Остается только пожелать, чтобы подобные книги, разумно сочетающие академичность изложения с доступностью даже для не очень подготовленного читателя и содержащие хорошую подборку самих святоотеческих текстов, выходили не только на английском, но и на русском языке.

диакон Михаил Желтое

Arab-Byzantine Relations in Early Islamic Times / M. Bonner, ed. Ashgate (Aldershot), 2005. (The Formation of the Classical Islamic World; 8). lv + 465 p.

Восьмой том серии «Формирование классического исламского мира» состоит из пятнадцати статей, посвященных различным аспектам отношений исламского мира с ближайшей к нему православной цивилизацией Византийской империи. Составителями тома была поставлена задача, посредством отбора наиболее важных научных статей разных авторов, вышедших на протяжение ХХ века, осветить аспекты исламо-византийских отношений, представленные следующими разделами книги: «Война и дипломатия», «Границы и военная организация», «Полемика и образы «другого»», «Обмен, влияние и слияние», «Мученичество, джихад, священная война». Статьи, публиковавшиеся прежде на других языках, опубликованы в настоящем сборнике в английском переводе. В целом, каждая из статей дает хорошее введение в заявляемую ей тему и хорошо иллюстрирует различные аспекты арабо-византийских отношений.

В пространном введении к сборнику М. Боннер 1 дает краткое описание состояния исследования на настоящее время каждой из

1 Bonner M. Introduction. Byzantine-Arab Relations. P. xiii—lv.

тем, обозначенных в разделах, с подробной библиографией по каждому разделу.

Статья К. Фосса «Персы в Малой Азии и конец античности» (Р. 3—29)2 открывает раздел «Война и дипломатия». Статья посвящена сложному в отношении состояния источников периоду, предшествующему началу арабской экспансии, а именно периоду византийско-персидской войны в царствование императоров Фоки (602—610) и Ираклия (610—641). На основании находок монетных кладов и других археологических данных автор стремится оценить состояние упадка городской культуры Малой Азии, последовавшего в результате персидского нашествия. На основании собственных оценок, автор приходит к выводу о том, что в результате персидского нашествия на византийскую Малую Азию «оживленная городская экономика была заменена такой, при которой замки и деревни были господствующей чертой ландшафта. Начало этого можно, пожалуй, искать в персидской войне, когда страна была поражена разрушительным ударом, от которого она вряд ли могла получить шанс оправиться до тех пор, пока на сцене не явились арабы с тем, чтобы причинить еще больший ущерб» (P. 29).

Статья известного немецкого исследователя Ю. Велльхаузена «Арабские войны с византийцами в омеййадский период» (Р. 31—64)3 посвящена описанию особенностей пограничной войны между арабами и византийцами в начальный период византийско-арабских отношений в VII—VIII вв., а также особенностям повествования о ней в византийских, сирийских и арабских источниках, главным образом связанным с установлением точной хронологии событий.

Статья Х. Джибба «Арабо-византийские отношения при Омеййадском Халифате» (Р. 66—79)4 представляет попытку рассмотреть византийско-арабские отношения данного периода не только как историю почти одних непрерывных военных конфликтов, но и «найти данные, могущие служить ключом к византийско-арабским отношениям, иным, нежели ведение войны, в течение одного века исламской истории, века омеййадского халифата в Дамаске — 661—750» (Р. 66). Автором рассматриваются различные аспекты этих отношений, такие как влияние византийских традиций в области законодательства, торговли, искусства, архитектуры и постепенный

2 Впервые издана в: English Historical Review. 1975. Vol. 90. P. 721-774.

3 Оригинальная публикация: Wellhausen J. Die Kämpfe der Araber mit den Romäern in der Zeit der Umaijiden // Die Nachrichten von der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philosophisch-Historische Klasse. 1901. Vol. 4. S. 414-447.

4 Впервые издана в: Dumbarton Oaks Papers. 1958. Vol. 12. P. 219-233.

упадок этого влияния с постепенным переносом центра тяжести исламского государства из региона Сирии в центральный регион бывшей персидской империи — Ирак.

Статья Х. Кеннеди «Византийско-арабская дипломатия на Ближнем Востоке со времени арабских завоеваний до середины XI века» (Р. 81—91)5 открывает раздел «Границы и военная организация». Статья представляет собой последовательное в хронологическом отношении краткое описание политических отношений между Византией и исламскими государствами (Халифат и его государства-преемники) вплоть до времени появления на исторической сцене турок-сельджуков.

Дж. Хелдон в статье «Параллели седьмого века: аджнад и миф о фемах» (Р. 95—139)6 исследует военно-административное устройство покоренных арабами византийских провинций Сирии в их связи с теми переменами в провинциальном устройстве Византии во времена императора Ираклия, которые, как полагают многие ученые, привели к созданию так называемых «фем». Автор статьи отвергает теорию о введении фемного устройства в Византии при Ираклии как безосновательную, а также показывает, что арабская военно-административная система не является продолжением предшествующего римского гражданского провинциального устройства. По мнению автора, арабские «аджнад» в бывших римских провинциях Палестина Первая, Вторая и Третья, а также Финикия Первая и Вторая проходят по зонам ответственности бывших римских дуксов (провинциальных военачальников) этих провинций с включением в них опорных пунктов бывших римских федератов из числа североарабских племен.

В совместной статье Дж. Хелдона и Х. Кеннеди «Арабо-византийская граница в VIII и IX веках: военная организация и общество в приграничных областях» (Р. 141—178 7) авторы исследуют военно-административное и социальное устройство приграничных территорий (с византийской и с арабской сторон), особенностью которого было, с одной стороны, обеспечивать их защиту в многочисленных конфликтах VIII—IX веков, а с другой — служить базой для нападений на территорию противника.

Статья С. Башира «Апокалиптика и другие материалы по ранним мусульманско-византийским войнам: обзор арабских источников»

5 Впервые издана в: Papers from the Twenty-fourth Spring Symposium of Byzantine Studies / J. Shepard, S. Franklin, eds. Aldershot, 1992. P. 133-143.

6 Статья впервые вышла в: States, Resources and Armies / A. Cameron, ed. // The Byzantine and Early Islamic Near East. Princeton, 1995. Vol. III. P. 379-423.

7 Впервые опубликована в: Зборник Радова Византинолошког института. 1980. Vol. 19. Р. 79-116.

(P. 181-215)8 открывает собой раздел «Полемика и образы «другого»». В статье анализируются некоторые аспекты арабских апокалиптических и эсхатологических сочинений, возникших в начальный период войн («малахим») мусульман с Византией на территории Сирии и постепенно, со времени переноса центра исламского мира из Сирии в Ирак, ставших маргинальным литературным явлением. Богатый греческий и сирийский аналогичный материал в статье не рассматривается.

Статья «Византийские мнения об исламе» протопресвитера Иоанна Мейендорфа (P. 218-234)9 представляет собой общий обзор литературной реакции православного византийского мира на вызов ислама. Автором рассматриваются следующие категории документов: 1) полемическая литература; 2) канонические и литургические тексты; 3) официальные письма византийских императоров и различных сановников к мусульманам; 4) агиографический материал. Автор рассматривает взгляды на ислам Иоанна Дамаскина, труды Феодора Абу Курры и Никиты Византийца — первых антиисламских полемистов, анафематствования ислама в канонических трудах, а также случаи переписки между халифами и византийскими императорами, содержащей полемику о вере. Также автором приводятся и анализируются различные места из агиографических сочинений, касающиеся отношений между мусульманами и православными христианами.

Статья А. Шбуля «Византия и арабы: образ византийцев, отраженный в арабской литературе» (P. 235-260) 10 наоборот анализирует арабское восприятие византийского мира. Хронологические рамки работы обнимают период с VI по XI вв. В обзоре кратко анализируются все жанры арабской литературы, содержащие те или иные данные о восприятии арабами византийского мира: прежде всего его государственного и военного устройства, имевшего решающее влияние на судьбы византийско-арабского конфликта, а также культуры византийцев (отчасти в связи с культурой древних греков), прежде всего философии и религии.

Статья О. Грабаря «Исламское искусство и Византия» (P. 263-293) 11 открывает собой раздел «Обмен, влияние и слияние». Статья является введением в сложную проблематику влияния византийского искусства на искусство раннего ислама преимущественно в декоративно-прикладной и архитектурной сферах.

8 Впервые опубликована в: Journal of the Royal Asiatic Society. Third Series. 1991. Vol. 1. P. 173-207.

9 Впервые опубликована в: Dumbarton Oaks Papers. 1964. Vol. 18. P. 115-132.

10 Впервые опубликована в: Proceedings of the First Australian Byzantine Studies Conference. Canberra, 1981. P. 43-68.

11 Впервые опубликована в: Dumbarton Oaks Papers. 1964. Vol. 18. P. 69-88.

Статья Г. фон Грюнебаума «Паралеллизм, конвергенция и влияние в отношениях арабской и византийской философии, литературе и благочестии» (Р. 295—316) 12 рассматривает сложную проблему рецепции в ранней арабской философии, литературе и отчасти в религиозных воззрениях арабов многочисленных византийских элементов. Проблему существенных различий, имеющихся в соответствующих культурных сферах византийского и исламского миров, автор сводит к особым принципам отбора и обработки произведений классической древности, входивших затем в соприкосновение как с мусульманской религиозной традицией, так и с религиозными и эстетическими воззрениями и чувствами широких кругов населения, мало причастных к высокой культуре.

Статья Л. Конрада «Феофан и арабская историческая традиция: некоторые указания на межкультурную трансмиссию» (Р. 318—360) 13 рассматривает особенности исторического сочинения византийского хронографа Феофана Исповедника, сведения которого по VII—VIII вв. для истории Византийской империи являются практически уникальными. Анализируя сведения, содержащиеся в «Хронографии» Феофана, автор приходит к выводу о том, что в ее тексте присутствуют материалы, восходящие к арабо-исламской традиции, причем их объем значителен. По мнению автора, эти материалы проникли в труд Феофана через посредство сирийских исторических сочинений VIII в., в частности сочинение маронитского историка Феофила Эдесского.

П. Кроун в статье «Ислам, иудеохристианство и византийское иконоборчество» (Р. 361—397) 14 пытается определить место и роль ислама в возникновении иконоборческого кризиса в Византии в 'УТП—К вв. По мнению автора, эта роль сильно преувеличена и не находит четкого подтверждения. Вопреки мнению о влиянии на возникновение иконоборчества исламских воззрений, автор выдвигает версию о возможном влиянии на его возникновение специфических иудео-христианских кругов, или кругов христианизированных евреев, впервые упомянутых в сочинении сирийского автора Маруты Майферкатского под именем «савватиан», живших предположительно в тех краях, откуда был родом первый византийский император-иконоборец Лев Исавр.

12 Впервые опубликована в: Dumbarton Oaks Papers. 1964. Vol. 18. P. 91—111.

13 Впервые опубликована в: Byzantinische Forschungen. 1990. Vol. 15. P. 1—44.

14 Впервые опубликована в: Jerusalem Studies in Arabic and Islam. 1980. Vol. 2. P. 59-95.

Статья М. Боннера «Некоторые наблюдения, касающиеся раннего развития джихада на арабо-византийской границе» (P. 401—427) 15 открывает последний раздел: «Мученичество, джихад, священная война». Признавая всю трудность определения понятия джихада в ранний период исламской истории, автор тем не менее предпринимает попытку определить на основании разножанровых произведений раннеисламскую концепцию джихада в ее политическом и литературном аспекте на основании двух произведений: «Китаб ас-сийар» Абу Исхака и «Китаб аль-джихад» Абдаллаха ибн аль-Мубарака. Ранняя концепция джихада рассматривается в связи с боевыми действиями арабов против византийцев в приграничных областях. Согласно выводам автора ранняя концепция джихада включала два аспекта: джихад как инструмент в первую очередь внутриисламской политической и религиозной войны (хариджиты, ранний шиизм) и лишь во вторую очередь как борьба против внешних врагов. В целом джихад определяется как война против врагов Бога, а образ таких врагов в каждом отдельном случае уточняется.

Сборник завершается статьей Д. Вудса «Шестьдесят газских мучеников и мученичество епископа Софрония Иерусалимского» (P. 429—450) 16. Согласно преданию газские мученики были солдатами, принявшими смерть в Иерусалиме и Элевтеруполе за отказ обратиться в ислам во время арабского вторжения в Палестину. Первая часть статьи посвящена восстановлению первоначального текста мученичества на основании сохранившегося латинского перевода, сделанного с греческого оригинала (Passio sanctorum sexaginta martyrum / H. Delehaye, ed. // Analecta Bollandiana. 1904. Vol. 23. P. 289-307). В частности, автор делает предположение относительно идентичности некоего Флориана, захоронившего тела мучеников. Вудс предполагает, что вместо Флориана должен выступать Софроний, бывший патриархом Иерусалимским и, согласно некоторым известиям, также каз нен ный во вре мя араб ско го за вое ва ния. В кон це ста тьи (Р. 444-450) автором в виде двух приложений приводятся в английском переводе ранняя и поздняя рецензии «Страдания шестидесяти мучеников».

М. В. Грацианский

15 Впервые опубликована в: Studia Islamica. 1992. Vol. 25. P. 5-31.

16 Впервые опубликована в: ARAM. 2003. Vol. 15. P. 129-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.