Научная статья на тему 'Апробация программы формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня'

Апробация программы формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ОВД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДОЛЖНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / POLICE / PRIVATE SECURITY OF THE LAW ENFORCEMENT AGENCIES / JOB COMPETENCE / JOB PROFILE COMPETENCIES / THE PROGRAM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF JOB COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходова Екатерина Александровна, Гончарова Наталья Андреевна

В статье рассматривается опыт применения технологии компетентностного подхода во вневедомственной охране органов внутренних дел. Представлены результаты эмпирического исследования и разработки профилей должностных компетенций сотрудников вневедомственной охраны органов внутренних дел, схема апробации программы формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны и данные сравнительного анализа результатов экспертной оценки компетенций группы руководителей различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ходова Екатерина Александровна, Гончарова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Testing of the program of job competencies formation and development for the heads of private security at various levels

This article deals with the experience of competence approach in the private security department of the law enforcement agencies. The paper presents the results of empirical data for this study, in the course of which job competence profiles for heads of private security department of the law enforcement agencies have been developed. Scheme of testing of the program of job competencies formation and development for the heads of private security and the data of comparative analysis of the expert evaluation results by competences of the heads of private security at different levels are discussed.

Текст научной работы на тему «Апробация программы формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня»

УДК 159.9.072

Е.А. Ходова*, Н.А. Гончарова**

Апробация программы формирования и развития должностных компетенций

руководителей вневедомственной охраны различного уровня

В статье рассматривается опыт применения технологии компетентностного подхода во вневедомственной охране органов внутренних дел. Представлены результаты эмпирического исследования и разработки профилей должностных компетенций сотрудников вневедомственной охраны органов внутренних дел, схема апробации программы формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны и данные сравнительного анализа результатов экспертной оценки компетенций группы руководителей различного уровня.

Ключевые слова: полиция, вневедомственная охрана ОВД, компетентностный подход, должностные компетенции, профиль должностных компетенций, программа формирования и развития должностных компетенций.

E.A. Khodova*, N.A. Goncharova**. Testing of the program of job competencies formation and development for the heads of private security at various levels. This article deals with the experience of competence approach in the private security department of the law enforcement agencies. The paper presents the results of empirical data for this study, in the course of which job competence profiles for heads of private security department of the law enforcement agencies have been developed. Scheme of testing of the program of job competencies formation and development for the heads of private security and the data of comparative analysis of the expert evaluation results by competences of the heads of private security at different levels are discussed.

Keywords: police, private security of the law enforcement agencies, job competence, job profile competencies, the program of formation and development ofjob competencies.

Технологии формирования профессиональных компетенций в настоящее время выступают в качестве значимого ресурса повышения эффективности и надежности деятельности сотрудников полиции. Одна из технологий представлена в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, предписывающих совокупность требований, «обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов» [1]. Согласно требованиям к результатам освоения программ, выпускник должен обладать совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций. Предполагается, что овладение такими компетенциями на высоком уровне будет гарантировать качество профессиональной деятельности. Однако исследования показывают, что реальная профессиональная деятельность ставит перед выпускниками ряд задач творческой направленности, требующей специальных компетенций личностного характера.

Содержательно процесс формирования компетенций предполагает количественное и качественное преобразование знаний и умений определенной направленности, развитие способностей, обеспечивающих возможность успешно выполнять практические действия, прогнозировать результаты собственной деятельности. Существующие в теории компетенций подходы предлагают в формировании компетенций исходить из понятий результативности в работе. Это может быть обеспечено способностью сотрудника действовать на уровне стандартов. Такая точка зрения преобладает в психологических теориях зарубежных исследователей Р. Боуза, Р. Бояциса, Д. Макклеланда, Дж. Равена, Г. Робертса, С. Уиддета, А. Фарнэма, К. Флетчера, С. Холлифорда и др. Также рассматриваются факторы, мотивирующие сотрудников на достижения, тщательно прописываются поведенческие индикаторы субъектов труда, производится соотнесение компетенций с типом должности.

В отечественной психологии предлагается формировать компетенции личностного характера, выступающие в качестве способностей. Так, в работах, посвященных компетентностному подходу (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Ю.В. Варданян, В.И. Гинецинский, А.А. Деркач, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.В. Клюев, Н.В. Кузьмина, Л.В. Львов,

* Ходова, Екатерина Александровна, старший психолог Полка полиции № 2 - филиала Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны Главного Управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Адрес: Россия, 192102, Санкт-Петербург, наб. реки Волковки, 9А. Тел.: 8-911-950-47-37. E-mail: ekaterina-khodova@yandex.ru

** Гончарова Наталья Андреевна, доцент кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8-921-444-74-31. E-mail: goncharova_n@bk.ru

* Khodova, Ekaterina Alexandrovna, an applicant of Legal Psychology Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia Senior psychologist of police regiment № 2, branch of the Federal State Institution of Private Security Department of Central Administration of the Ministry of the Interior of Russia in Saint Petersburg and Leningrad region. Address: 6/1 Malaya Bucharestskaya St., 221 Saint Petersburg, 192288. Phone: 8-911-950-47-37. E-mail: ekaterina-khodova@yandex.ru.

** Goncharova, Natalia Andreyevna, PhD, assistant professor of Legal Psychology Department, St.Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D. in Psychology, lecturer. Address: 198206, St.Petersburg, Pilutov str., 1. Phone: 8-921-444-74-31. E-mail: goncharova_n@bk.ru.

© Ходова Е.А., Гончарова Н.А., 2015

Ходова Е.А., Гончарова Н.А. Апробация программы формирования и развития должностных.

А.К. Маркова, Т.В. Савинова, В.А. Сластенин, В.Н. Софьина, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицкий, А.А. Фрумкин, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин и др.), отмечается необходимость формирования общих (универсальных) и профессиональных компетенций. Такие компетенции должны стать наиболее устойчивой характеристикой личности субъекта деятельности, обеспечивая и предопределяя надежное поведение как в стабильных разнообразных ситуациях, так и в экстремальных, которыми отличается деятельность правоохранительных органов. Ю.А. Шаранов в связи с этим отмечает, что значимые компетенции профессионала заключаются в наличии способности опираться на общие интеллектуальные ресурсы, собственную интуицию, креативное мышление и творческое воображение [7]. Наиболее существенными характеристиками надежности сформированных компетенций выступают свойства личности, обеспечивающие функциональную устойчивость, безошибочность, безотказность психофизиологических и психологических систем [4]. Поэтому компетенции субъекта деятельности должны быть подвержены постоянному стимулированию и формироваться в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности.

В нашем исследовании были разработаны модели профессиональных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня. На основе разработанных моделей нами предложена программа развития и формирования профессиональных компетенций сотрудников данной сферы труда. Это определяется задачами организации оперативно-служебной деятельности вневедомственной охраны и других подразделений МВД России, где ведущая роль принадлежит руководящему составу. Мы предполагаем, что от наличия личностных способностей руководителей управлять служебным коллективом, способности работать в команде, профессиональной мотивации, специальных знаний зависит не только результативность возглавляемого ими подразделения, но и репутация сотрудника органов внутренних дел в целом.

В соответствии с приказом МВД России от 3 марта 2015 г. № 300 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции», основными направлениями деятельности сотрудников вневедомственной охраны являются «охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации, оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны полиции объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, а также участие в обеспечении охраны общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений» [2]. Отмеченные характеристики деятельности предъявляют к руководителям вневедомственной охраны высокие требования, связанные с наличием комплекса компетенций, отражающих способности общей и специальной направленности.

В соответствии с необходимыми способностями наши исследования, направленные на разработку программы формирования профессиональных компетенций, были сконцентрированы на трех тематических блоках: «Профессиональная мотивация»; «Личностный потенциал руководителя»; «Деловое взаимодействие руководителя». Дифференциация личностных характеристик и должностных компетенций по тематическим блокам программы является условной, поскольку решение поставленных задач влечет за собой комплексное развитие всех компонентов должностного профиля сотрудников вневедомственной охраны.

Программа направлена на развитие и формирование следующих должностных компетенций сотрудников вневедомственной охраны: гибкость в обращении, знание методов управления, коммуникация, конфликтоустойчивость, методы развития персонала, методы руководства подчиненными, обучаемость, профессиональная мотивация, психическая уравновешенность, способность руководить, организовывать и планировать, способность принимать решения и организовывать замещение позиций, способность работать командой, способность руководить коллективом, командой, уверенность в своих силах.

Формирование и развитие должностных компетенций строится на опыте управленческой деятельности самих участников группы, информационные блоки сочетаются с отработкой практических навыков, должностные компетенции отрабатываются и закрепляются в ходе моделирования различных реальных ситуаций из повседневной профессионально-служебной жизни [6]. Основной задачей заключительного этапа программы является разработка подхода и схемы исследования оценки динамики должностных компетенций руководителей.

Эксперимент, направленный на формирование необходимых компетенций, проводился в несколько этапов. На первом этапе был осуществлен входной контроль ведущих личностных качеств и должностных компетенций руководителей Полка полиции № 2 - Филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Всего было обследовано более 60 руководителей различных уровней. Затем респонденты были разделены на группы «успешных» и «неуспешных». В качестве критериев эффективности (успешности) выступили показатели социально-психологического климата в подразделениях, руководство которыми осуществляют испытуемые, а также показатели рейтинга руководителя на основе выраженности профессионально-важных качеств. На этом этапе с целью оценки личностной составляющей должностных компетенций было проведено психологическое тестирование руководителей. Поведенческая (деятельностная) составляющая изучалась при помощи метода экспертного оценивания. В качестве экспертов на различных этапах внедрения программы выступили «успешные» руководители того же ранга, а также ранга выше. Командир роты мог

оценить уровень развития должностной компетенции командиров роты, отделения или взвода, однако командиры взвода и отделения не могли оценивать командиров рот.

На втором этапе исследования респондентам группы неуспешных были предложены практические занятия по трем тематическим блокам. Основной целью каждого информационного блока было формирование образа руководителя, четкого представления о модели уверенного поведения, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях делового общения, навыков эффективной эмоционально-волевой саморегуляции. В процессе внедрения программы руководители были ознакомлены с различными способами мотивирования личного состава и развития познавательных способностей.

После завершения каждого тематического блока программы проводился выходной контроль соответствующих личностных характеристик, а также экспертная оценка выраженности поведенческих индикаторов соответствующих должностных компетенций группы «неуспешных» руководителей. Данная диагностика проводилась после завершения соответствующего блока программы. На этом этапе использовалось анкетирование руководителей в рамках этапных обследований.

С целью оценки эффективности программы были подобраны соответствующие диагностические методы и методики, которые обеспечили возможность определить динамику развития должностных компетенций у руководителей вневедомственной охраны. В целом диагностический комплекс включал в себя анализ личностной и поведенческой составляющей должностных компетенций. Схема анализа результатов апробации программы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Схема анализа результатов апробации программы формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны

Тематический блок программы Должностные компетенции Диагностический инструмент

Профессиональ ная мотивация «Профессиональная мотивация» Опросник В.Э.Мильмана Методика ЛОР (шкала Гд - готовность к деятельности)

«Методы развития персонала» Опросник В.Э.Мильмана

Личностный потенциал руководителя «Обучаемость» Методика «Прогрессивные матрицы Равена», Методика «КИОТ», Методика «ЛОР» (шкала 1е - интеллектуальная эффективность), Тест CAT (шкала познавательных потребностей)

«Уверенность в своих силах Тест CAT

«Конфликтоустойчивость» Методика «Самооценка в конфликтной ситуации» Методика «ЛОР»

«Психическая устойчивость» Опросник «Волевой самоконтроль», Методика «Уровень невротизации и психопатизации». Методика «ЛОР» (шкалы Дп - депрессия, Тр - тревожность.Бс-самоконтроль, Wb-чувство благополучия.

Деловое взаимодействи е руководителя «Коммуникация» Методика «ЛОР» (шкалы Sy- общительность, So-социализация, Sp - социальное присутствие,

«Конфликтоустойчивость» Методика «Самооценка конструктивного поведения в конфликте», Методика ЛОР

«Способность работать с командой» Тест CAT, Методика ЛОР (шкалы То - толерантность )

«Способность руководить коллективом, командой Методика ЛОР (шкалы Do - доминирование, Cs-способность к статусу, Lp- лидерство, Мр -управленческий потенциал)

Для оценки эффективности тематического блока программы «Профессиональная мотивация» были использованы следующие методики: опросник В.Э. Мильмана, показатели Теста самоактуализации, шкала «готовность к деятельности» Личностного опросника руководителя. Анализ показателей используемых методик позволил установить наличие положительной динамики мотивационных показателей личностной сферы руководителей на достоверном уровне значимости при р < 0,05. В мотивационной структуре личности руководителей наблюдается изменение показателей таких мотивов, как социальный статус, общая активность, творческая активность и общественная полезность, что обеспечивает повышение готовности к управленческой деятельности. Основой актуализации управленческого потенциала руководителей вневедомственной охраны является направленное и конструктивное воздействие на мотивационную сферу самого руководителя. В контексте постановки проблемы успешности управленческой деятельности руководителя следует также выделить следующие составляющие: позитивная мотивация на службу в правоохранительных органах, а также положительная оценка перспективности дальнейшей службы на своей должности; выраженная управленческая мотивация (руководить людьми, желание быть лидером в коллективе), мотивация к профессионально-личностному саморазвитию. Необходимо подчеркнуть, что мотивация является не только определенной психологической установкой личности, но прежде всего линией

Ходова Е.А., Гончарова Н.А. Апробация программы формирования и развития должностных...

сознательного поведения, основанной на сугубо индивидуальной системе ценностных ориентаций личности. Такие показатели проблематично оценить в рамках анкетирования, поэтому нами также был применен метод экспертной оценки успешных руководителей [3. с. 21; 5. с. 23].

На следующем этапе анализировалась динамика показателей, полученная в результате проведения тематического блока программы «Личностный потенциал руководителя», который направлен на развитие у руководителей таких должностных компетенций, как «обучаемость», «уверенность в своих силах», «конфликтоустойчивость», «коммуникация», «психическая устойчивость». Должностная компетенция «конфликтоустойчивость» оценена после окончания третьего тематического блока программы.

В ходе апробации программы установлена значимая положительная динамика основных личностных показателей должностной компетенции «Обучаемость». Изменения наблюдаются по шкалам продуктивности, скорости и эффективности (методика «Прогрессивные матрицы»). Значимо возросло количество правильных ответов в группе руководителей. Таким образом, результаты тестирования подтвердили увеличение интеллектуального потенциала руководителей, а также их направленности на обучение.

По мнению ряда исследователей, наиболее значимой социально и индивидуально-психологической характеристикой, способствующей успешной профессиональной деятельности руководителя, является уверенность в себе и своих силах. По результатам тестирования (шкалы самоуважения и поддержки на уровне значимости р < 0,05) наблюдаются значительные положительные изменения в способности руководителей вневедомственной охраны ценить свои достоинства, уважать себя за них, личностно принимать себя со всеми недостатками и слабостями. Данные изменения свидетельствуют, что испытуемые стали больше руководствоваться в житейской и профессиональной сфере своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Это, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Таким образом, руководители вневедомственной охраны, прошедшие обучение, стали проявлять большую самостоятельность и независимость в принятии решении.

Деятельность руководителя любого уровня отличается динамичностью, напряженностью, многосторонностью и сложностью, поэтому требования к уровню его стрессоустойчивости постоянно растут. Необходимо отметить, что значительная положительная динамика значений по субшкале «самообладание», опросника ВСК, подтверждается результами изменений шкалы «самоконтроль» методики ЛОР. По данным методик ЛОР и УНП, тревожность руководителей, а также уровень их невротизации и психопатизации несколько снизились на уровне тенденций. Таким образом, руководители, прошедшие обучение по программе, стали лучше осознавать собственные мотивы, более планомерно реализуют свои намерения, лучше распределяют собственные усилия, а также способны более успешно контролировать свои поступки. Это выступает в качестве показателя выраженной социально-позитивной направленности.

Управленческая деятельность руководителя имеет ярко выраженный коммуникативный характер. Умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе является важным качеством лидера и обеспечивает успешность его организационно-управленческой деятельности. Выявленная динамика таких должностных компетенций, как «коммуникация», «конфликтоустойчивость», «способность работать с командой», «способность руководить коллективом, командой» показывает, что руководители стали лучше управлять процессом коммуникации как с подчиненными, так и с гражданами. Согласно полученным результатам, на высоком уровне значимости (при р < 0,01, р < 0,001) выявлена положительная динамика по показателям «общительность», «социальное присутствие» и «социализация».

Анализ показателей должностной компетенции «конфликтоустойчивость» показывает, что способность руководителя грамотно вести себя в эмоционально напряженных ситуациях общения лежит в основе конструктивных решений в сложившихся спорных ситуациях. Результаты исследований самооценки конструктивного поведения в конфликте позволили установить положительные изменения на достоверном уровне значимости таких показателей как рациональное мышление, сотрудничество, а также общий показатель конструктивности выбора поведения в напряженной ситуации.

Получены положительные изменения на уровне тенденции по шкале «гибкость поведения» теста самоактуализации личности, что свидетельствует о том, что руководители могут контролировать и развивать в себе способность к быстрому реагированию на изменяющуюся ситуацию профессионального общения при сохранении гибкости и разумности в применении некоторых стандартных принципов. Такая компетенция является значимой для организации эффективного взаимодействия с подчиненными. Устойчивая способность руководителя быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, гибкость поведения в различных ситуациях, гибкость применения стандартных оценок и принципов позволяют прогнозировать результативность в деятельности на основе развитых коммуникативных компетенций.

На заключительном этапе изучалась динамика показателей должностной компетенции «Способность руководить коллективом, командой». По данным психодиагностического исследования зафиксированы значительные изменения по шкалам «доминирование», «способность к статусу», «лидерство». Выявлена динамика на уровне тенденции по показателю «управленческий потенциал». Изменения в поведенческой составляющей должностных компетенций определялись с помощью метода экспертной оценки, которые представлены в табл. 2.

Данные сравнительного анализа результатов экспертной оценки по компетенциям группы руководителей различного уровня

Таблица 2

Компетенции До внедрения программы (ср. ар.) После внедрения программы (ср. ар.) t-критерий Стьюдента

Группа командиров роты

Профессиональная мотивация 4,7 5,2 2,466 (р < 0,05)

Методы развития персонала 4,7 5,5 3,539 (р< 0,01)

Обучаемость 4,9 5,3 1,265

Уверенность в своих силах 5,2 5,6 1,342

Конфликтоустойчивость 4,8 5,2 2,121

Психическая устойчивость 4,9 5,7 3,394 (р < 0,01)

Коммуникация 4,8 5,9 4,919 (р< 0,001)

Конфликтоустойчивость 4,6 5,7 2,952 (р < 0,05)

Способность работать с командой 4,6 5,6 2,652(р < 0,05)

Способность руководить коллективом 4,4 5,3 2,929 (р < 0,05)

Группа командиров взводов

Профессиональная мотивация 5,1 6,1 3,397 (р< 0,01)

Методы развития персонала 5,4 5,9 1,028

Обучаемость 4,6 5,3 2,278 (р< 0,05)

Уверенность в своих силах 4,9 5,6 2,885 (р < 0,05)

Конфликтоустойчивость 4,9 5,5 2,092

Психическая устойчивость 5,1 5 0,264

Коммуникация 5 5,6 3,674 (р< 0,01)

Конфликтоустойчивость 4,4 5,6 3,838 (р< 0,01)

Способность работать с командой 5,0 5,3 1,964

Способность руководить коллективом 4,1 4,6 2,611 (р < 0,05)

Группа командиров отделения

Профессиональная мотивация 4,7 5,4 2,049

Методы развития персонала 4,8 5,4 1,8

Обучаемость 4,8 5,8 2,835 (р < 0,05)

Уверенность в своих силах 5 5,7 2,090

Конфликтоустойчивость 4,6 5,2 1,8

Психическая устойчивость 4,6 5,6 2,652 (р < 0,05)

Коммуникация 4,9 5,7 1,741

Конфликтоустойчивость 4,4 5,4 2,887 (р < 0,05)

Способность работать с командой 4,4 5,5 3,498 (р< 0,01)

Способность руководить коллективом 4,4 6 4,7 (р< 0,001)

В результате внедрения программы должностные компетенции получили свое развитие на значимом уровне. На достоверном уровне зафиксировано повышение показателей более чем по шести из десяти должностных компетенций. При этом наблюдается более выраженная положительная динамика в группе командиров рот.

Таким образом, результаты внедрения и апробации программы формирования и развития должностных компетенций руководителей различного уровня позволяют сделать вывод о значительной положительной динамике личностных и поведенческих показателей. Должностные компетенции, являясь частью личностного потенциала сотрудников органов внутренних дел, могут быть подвержены специфическому воздействию и предопределять результативность в деятельности.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 67 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) "специалист")». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.html (дата обращения: 25.06.2015).

2. Приказ МВД России от 03.03.2015 № 300 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ovo.ucoz.ru/news/2015-03-08-1799 (дата обращения: 25.06.2015).

3. Андреева, Н. В. Методы диагностики и развития психологического потенциала руководителей органов внутренних дел - М., 1996. - 118 с.

4. Боброва, И. А., Гончарова, Н. А. Психологические особенности самоопределения личности на начальной стадии профессиогенеза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4. - С. 198-205.

Чернобродов Е.Р. Психологические аспекты правосознания подростков

5. Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел : учебно-методическое пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006. - 320 с.

6. Ходова, Е. А. Программа формирования и развития должностных компетенций руководителей вневедомственной охраны различного уровня // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 12. - С. 288-293.

7. Шаранов, Ю. А., Статный, В. М. Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2013. - № 1. - С. 206-214.

УДК 159.923 Е.Р. Чернобродов*

Психологические аспекты правосознания подростков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье представлена попытка рассмотреть ряд вопросов, связанных с особенностями формирования правосознания в подростковом возрасте. Представлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий подходы к пониманию сущности правосознания в установленном возрастном периоде. Показана актуальность и одновременно сложность психологического исследования такой личностной характеристики, как правосознание.

Ключевые слова: правосознание, мышление, ценностные ориентации, стереотипы поведения, аффект неадекватности, установка, подростки.

E.R.Chernobrodov*. Psychological aspects of legal consciousness teens. The article is an attempt to address a number of issues related to the promotion of a sense of justice in adolescence. Presents cognitive, emotional and behavioral approaches to understanding the essence of justice in the established age period. The urgency and complexity of both psychological study of personal characteristics such as a sense of justice.

Keywords: legal consciousness, thinking, value orientation, stereotypy conduct, affect inadequacy, attitude, teens.

Становление личности подростка предполагает формирование у него четких жизненных ориентиров, поведенческих установок, ценностных систем. Реалии сегодняшнего дня создают массу барьеров для создания условий гармоничного развития детей и подростков. Распространение в подростковой среде приоритета досуговой активности, недооценка роли образования, депривация семейных ценностей, доминирование аддиктивных мотивов приводит к потере жизненных смыслов и, как следствие, к аномии. При таком алгоритме освоения окружающего мира подростки предрасположены к усвоению ценностей асоциальных субкультур и приобщению к рискованному поведению. В этой связи особую психолого-педагогическую роль играют усилия общественных институтов по развитию правосознания в подростковом возрасте.

Пониманию сущности правосознания способствует возможность исследовать его во всём многообразии междисциплинарного подхода. Первичными же, на наш взгляд, являются философское и психологическое толкование правосознания.

В подростковом и юношеском возрасте, в период активного формирования личностных характеристик особое значение приобретает роль правовых установок и ценностных ориентаций при сопоставлении своего поведения с правовыми установками, господствующими на субкультурном уровне и в обществе в целом. Правосознание способно осуществлять регулятивную функцию, определять вектор поведения человека.

С психолого-педагогической точки зрения значимым является прогностическая функция моделирования правосознания. Её суть состоит в том, что формирование определённых моделей или правил поведения происходит в процессе сопоставления должного и реального. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом себя вести в той или иной ситуации с учётом правовой оценки.

Формирование правосознания личности заключается не только в получении знаний и понимании права, но и в формулировании суждений о нём как о социальной ценности, в активной работе по его осуществлению. Ввиду сложности протекания социальных процессов в современном мире возрастает роль развития когнитивных процессов и укрепления культурологических ценностей. На наш взгляд,

* Чернобродов, Евгений Романович, доцент кафедры психологии и педагогики. Дальневосточный юридический институт МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 680020. Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15. Тел.: (4212) 36-27-23. E-mail:erch70@rambler.ru.

* Chernobrodov, Evgeniy Romanovich, associate professor of psychology and pedagogy. Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, PhD in Psychology. Address: 680020, Russian Federation, Khabarovsk Kazarmenny lane, 15. Ph.:(4212) 36-27-23. E-mail:erch70@rambler. ru

© Чернобродов Е.Р., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.