Научная статья на тему 'Аппроксимация частичных скоростных характеристик двигателя внутреннего сгорания'

Аппроксимация частичных скоростных характеристик двигателя внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
223
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТИЧНЫЕ СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / PART-LOAD CURVE / FULL-LOAD CURVE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соломатин Н. С., Заморин А. Г., Зотов Е. М.

В статье рассматривается задача математического описания частичных скоростных характеристик двигателя внутреннего сгорания. Наиболее целесообразно описывать скоростные характеристики двигателя, полученные экспериментально с помощью многомерной аппроксимации сплайнами. Этот метод позволяет получить поверхность достаточно точно повторяющую экспериментальную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Соломатин Н. С., Заморин А. Г., Зотов Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approximation of Engine Part-load Curves

The paper examines the problem of mathematic description of partial characteristics of the internal combustion engine. It is the most advisable to describe the experimental speed performance of engine by means of the multidimensional spline approximation. This method provides creating the surface which copies the experimental speed performance with rather range of accuracy.

Текст научной работы на тему «Аппроксимация частичных скоростных характеристик двигателя внутреннего сгорания»

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Аппроксимация частичных скоростных характеристик двигателя

внутреннего сгорания

к.т.н. доц. Соломатин Н.С., Заморин А.Г., Зотов Е.М.

Толъяттинский государственный университет.

Большое значение при имитационном моделировании процессов в трансмиссии имеет задание возмущающего воздействия на входе системы, в частности, в определении значения эффективного крутящего момента двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Существуют методики для определения или описания внешней скоростной характеристики двигателя [1, 2]. Реально автомобиль в таком режиме находится достаточно небольшое время, что требует математического описания частичных скоростных характеристик двигателя.

В работе [3] предложено математическое описание полученных экспериментально частичных скоростных характеристик двигателя, описываемых с помощью интерполяционного полинома Лагранжа второго и третьего порядков с достаточно большой точностью. Режимы подачи топлива от 50% до 100% описываются полиномом второго порядка, менее 50% -третьего, что приводит к резкому изменению характера кривой расчетного эффективного крутящего момента двигателя при переходе 50% подачи топлива (рис. 1).

500 600

рад!с

Рис. 1. Частичные скоростные характеристики при 50% подаче топлива, полученные с помощью: а - полинома 3-й степени, б - полинома 2-ой степени.

В работе [4] предлагается моделировать двигатель с помощью регрессионного анализа экспериментальных данных. В результате чего можно найти двумерный полином, определяющий зависимость крутящего момента от режимов подачи топлива и частоты вращения коленчатого вала.

Предлагается способ определения частичных скоростных характеристик двигателя с

помощью многомерной интерполяции. Двумерная сплайн-интерполяция приводит к по-

Т(т ,В) с б Я

строению поверхности е 4 е ^', где е - обороты коленчатого вала, И - уровень подачи

топлива, проходящей через массив точек, описывающий поверхность в координатах

(Те,с, В) Поверхность создается участками двумерных сплайнов, являющихся функциями

(се, В) и имеющих непрерывные первые производные по обеим координатам. Это позволяет определять значение эффективного крутящего момента достаточно точно при любых значениях уровня подачи топлива и угловой скорости коленчатого вала двигателя.

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

В работе [5] предлагается для большей наглядности представлять сплайн-поверхность в виде модели упругой пластинки бесконечной протяженности, которая деформируется лишь изгибом, причем ее отклонения от исходного состояния задаются в конечном числе независимых точек, где приложены соответствующие точечные нагрузки.

Для двумерной задачи гибкая пластинка является аналогом «гибкой линейки», которая используется в одномерной сплайн-интерполяции.

Соответствующий функционал гладкости (определяемый полной свободной энергией пластинки) имеет вид:

Jг(Te) = Ц

д Те

да,

е У

V д©едД У

г дТ Л

V дД2 У

сСаесСР ^ шт

(1)

Решение такой задачи минимизации при

Те(©еД) = =

имеет вид:

Т(©еД)2 К' + ^+1 + С^2©е + ^+3Д

¿=1

(2)

где

: г2 = ©-®е,)2 + (Д-Д)2

те(®е, Д) - сплайн-функция, бесконечно дифференцируема для любых (©е, Д) , кроме

(© , Д), , = Г^

точек 4 , которая в частных производных имеет вид:

Т© '(©е , Д) = 2^ С, © - ©еХ^е - )2 + Д - Д )2 ]+ 1)

¿=1

Тед'(©е , Д) = 2£ С, © - ©„^О. - )2 + Д- Д ) ]+ 1)

+ С

N+2

N+3

(3)

Коэффициенты С',, + 3, значения которых и определяют сплайн-поверхность

Те©, Д)

находятся из решения системы линейных уравнений:

N

Те (% , Д ) = £ СГ 1П Г'У + СN+1 + СN+2аej + СN+3Дj = /,

¿=1

г. = (© -О У + (Д -Д У, j = ;

N N N

£ С, = 0; 2 С©* = 0; £ СД= 0;

(4)

Решение этой системы существуют, если N > 3, и является единственным, если среди (©., ),;=^ б й й

точек ее е имеются хотя бы три точки, не лежащие на одной прямой.

2 1 2 ре = г.. 1п Ге

Если обозначить 1 1 1 , то можно представить эту систему наглядно:

0 Р12 Р21 0

Рш 1 ©е1 Д1

Р2N 1 ©е2 Д2

РN1 РN 2 -- 0 1 аeN ДN

1 1 - -1 0 0 0

©е1 ©е2 -- аeN 0 0 0

Д Д2 - - ДN 0 0 0

Л

-N+1

^'N+2

V СN+3 У

' /1 ^ /2

/V 0 0

V0 У

(5)

2

2

2

2

=1

С

2

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели.

Решать эту систему можно, используя любой вариант метода исключения Гаусса с выбором главного элемента (что необходимо ввиду наличия нулей в главной диагонали матрицы системы). Проведение соответствующих вычислений потребует примерно 2(^+ 3) /2 ячеек памяти ЭВМ, что некоторым образом ограничивает максимальное число узлов интерполяции N.

Интерполяция сплайнами значительно облегчает процесс численного интегрирования.

По полученным экспериментальным данным интерполируем функцию. В результате интерполяции строится такая функциональная зависимость, для которой значения в узлах совпадают со значениями неизвестной табулированной функции. В нашем случае получена поверхность, которая соответствует различным значениям эффективного крутящего момента двигателя в зависимости от уровня подачи топлива и оборотов коленчатого вала (рис. 2).

4000

5000

п, об!мин

Рис. 2. Частичные скоростные характеристики двигателя.

т., И

Рис. 3. Частичные скоростные характеристики ДВС в зависимости от уровня подачи топлива: сплошной линией - опытные, пунктиром - расчетные.

Раздел 1. Наземные транспортные средства, энергетические установки и двигатели. Полученная аппроксимация частичных скоростных характеристик ДВС достаточно точно описывает экспериментальные данные (рис. 3).

Литература

1. Черепанов Л.А. Расчет тяговой и топливной экономичности автомобиля: уч. пособие. -Тольятти: ТолПИ, 2001. - 40 с.

2. Алексеева С.В., Вейц В.Л., Геккер Ф.Р., Кочура А.Е. Силовые передачи транспортных машин: динамика и расчет. - Л.: Машиностроение, 1982. - 256 с.

3. Лукин П.П., Соломатин Н.С. К гармоническому анализу частичных скоростных характеристик карбюраторного двигателя. Сборник научных трудов МАМИ: Надежность и активная безопасность автомобиля. - М.: 1985 - с. 270-282.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гурьянов Д.И., Луценко В.Н., Строганов В.Н., Губа В.И., Прохоров А.Н. Алгоритм управления ступенчатой автоматической трансмиссией. Материалы всероссийской научной конференции «Технический ВУЗ - наука, образование и производство в регионе» Часть 2. - Тольятти, Тольяттинский государственный университет, 2001. - с. 272-275.

5. Ашкеназы В.О. Сплайн-поверхности: основы теории и вычислительные алгоритмы: уч. пособие. - Тверь, Тверской государственный университет, 2003. - 82 с.

6. Кирьянов Д.В. Mathcad 13. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. -608 с.

Зависимость тормозного пути транспортного средства от психофизиологического состояния водителя

Тарабакин В.С., к.т.н., доц. Акимов А.В.

МГТУ «МАМИ»

В процессе движения транспортного средства как в условиях городского движения, так и в условиях междугороднего сообщения водителям иногда приходится прибегать к экстренному торможению. Такие ситуации возникают из-за нарушений правил дорожного движения, из-за неудовлетворительной видимости при плохих погодных условиях и т.д. В таких ситуациях психофизиологическое состояние водителя транспортного средства является определяющим фактором. От того, насколько быстро водитель в состоянии отреагировать на внезапную опасность, зависит исход ДТП. Время реакции водителя tP складывается из времени психологической реакции t1 и времени физической реакции t2. Время психологической реакции - то время, за которое водитель успевает увидеть опасность и принять решение о необходимости применить экстренное торможение. Время физической реакции - время, за которое водитель успевает убрать ногу с педали газа и нажать на педаль тормоза[1].

tp = t1 + 12.

В зависимости от психофизиологического состояния это время может изменяться от 0,3 до 1,7 с. Кроме этого, на тормозной путь влияют условия среды: погодные условия, состояние дорожного полотна и т.п. Условия среды учитываются для тормозного пути коэффициентом сцепления колеса с дорогой. Выражение для определения остановочного пути транспортного средства:

9 = 9 + 9

°ОСТ ит ^ ир

где: 9ОСТ - полный остановочный путь транспортного средства, м;

9т - тормозной путь транспортного средства за время срабатывания тормозного привода, м;

9Р - тормозной путь транспортного средства за время реакции водителя, м.

2

St = v0 ■ (t3 + 0,5■ tH)

2Vx■g,

где: v0 - начальная скорость торможения, м/с;

t3 - время запаздывания тормозного привода, с;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.