Научная статья на тему 'Антропоцентрический аспект проблемы исследования семантико-оценочной группы «Эмоции, чувства» как одной из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации'

Антропоцентрический аспект проблемы исследования семантико-оценочной группы «Эмоции, чувства» как одной из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ОЦЕНОЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СЕМАНТИКО-ОЦЕНОЧНАЯ ГРУППА / ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА / ОЦЕНОЧНАЯ ВАЛЕНТНОСТЬ ТЕКСТА / ОЦЕНОЧНАЯ ЭКСПРЕССИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА / ANTHROPOCENTRIC ASPECT / EVALUATIVE INTERPRETATION / SEMANTIC-EVALUATIVE GROUP / EMOTIONS AND FEELINGS / EVALUATIVE VALENCY OF TEXT / EVALUATIVE EXPRESSION / SEMANTIC LINGUISTIC MEANS OF EVALUATION / ECONOMIC SITUATION / EVALUATIVE SCALE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Выгузова Елена Юрьевна, Гливенкова Ольга Анатольевна, Евенко Елена Викторовна, Выгузов Максим Евгеньевич

В статье выделяется и исследуется сквозь призму антропоцентрического аспекта семантико-оценочная группа «эмоции, чувства» как одна из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации. Анализируется семантико-оценочная группа «эмоции, чувства», которая выражает всю полифонию субъективного содержания и проявляет некоторую предметную специфику. В процессе анализа авторами выделяется пять подгрупп семантико-оценочной группы «эмоции, чувства»: «симпатия»; «удовлетворение»; «настроение»; «страх»; «сильные чувства». Использование оценочных средств семантико-оценочной группы «эмоции, чувства» в составе пяти подгрупп для оценки экономической ситуации наделяет её эмоционально-выразительным содержанием, что неизбежно сказывается на оценочной валентности текста, то есть такой текст будет обладать ярко-выраженной оценочной экспрессией. Оценочные средства данной группы наделяются способностью усиливать оценку. Через исследования семантико-оценочной группы «эмоции, чувства» мы можем проследить проявления особенностей человеческой жизнедеятельности, поступков и моделей поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Выгузова Елена Юрьевна, Гливенкова Ольга Анатольевна, Евенко Елена Викторовна, Выгузов Максим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOCENTRIC ASPECT OF STUDYING THE SEMANTIC-EVALUATIVE GROUP “EMOTIONS, FEELINGS” AS ONE OF THE COMPONENTS OF SEMANTIC LINGUISTIC MEANS TO EVALUATE ECONOMIC SITUATION

The article identifies and studies the semantic-evaluative group “emotions, feelings” as one of the components of semantic linguistic means to evaluate economic situation through the lenses of the anthropocentric approach. The paper analyzes the semantic-evaluative group “emotions, feelings”, which represents all the polyphony of subjective content and manifests certain objective specificity. Relying on the analysis the authors single out five sub-groups of the semantic-evaluative group “emotions, feelings”: “sympathy”; “satisfaction”; “mood”, “fear”, “strong passions”. Using the evaluative means of the semantic-evaluative group “emotions, feelings” in the structure of the mentioned five groups to evaluate economic situation endows it with emotional-expressive content that inevitably influences the evaluative valency of the text, i.e. such text will possess striking evaluative expression. The evaluative means of this group are endowed with the capacity to emphasize evaluation. Studying the semantic-evaluative group “emotions, feelings” the authors trace the peculiar manifestations of human activity, actions and behavioural models.

Текст научной работы на тему «Антропоцентрический аспект проблемы исследования семантико-оценочной группы «Эмоции, чувства» как одной из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации»

Выгузова Елена Юрьевна, Гливенкова Ольга Анатольевна, Евенко Елена Викторовна, Выгузов Максим Евгеньевич

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИКО-ОЦЕНОЧНОЙ ГРУППЫ "ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА" КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

В статье выделяется и исследуется сквозь призму антропоцентрического аспекта семантико-оценочная группа "эмоции, чувства" как одна из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации. Анализируется семантико-оценочная группа "эмоции, чувства", которая выражает всю полифонию субъективного содержания и проявляет некоторую предметную специфику. В процессе анализа авторами выделяется пять подгрупп семантико-оценочной группы "эмоции, чувства": "симпатия"; "удовлетворение"; "настроение"; "страх"; "сильные чувства". Использование оценочных средств семантико-оценочной группы "эмоции, чувства" в составе пяти подгрупп для оценки экономической ситуации наделяет её эмоционально-выразительным содержанием, что неизбежно сказывается на оценочной валентности текста, то есть такой текст будет обладать ярко-выраженной оценочной экспрессией. Оценочные средства данной группы наделяются способностью усиливать оценку. Через исследования семантико-оценочной группы "эмоции, чувства" мы можем проследить проявления особенностей человеческой жизнедеятельности, поступков и моделей поведения. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/7-2/21.Ит1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 2. C. 78-82. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/7-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

PHRASEOLOGIZED SENTENCES: MODELS AND THEIR VARIABILITY

Velichko Alla Vasil'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Lomonosov Moscow State University all_velichko@mail. ru

The article examines a type of syntactical phraseological units - sentences of the phraseologized structure (FS). The author analyzes FS variability as one of their typical features, which distinguishes them from lexical phraseological units (the variability of the latter is rare enough). FS variability is conditioned by their dual grammatical nature. Some FS variants represent their phraseological nature, others are conditioned by their typical syntactical features. FS variability is implemented strictly within the framework of their stability.

Key words and phrases: phraseology; syntax; syntactical phraseological unit; phraseologized sentences; sentence structure; structure variability.

УДК 81

В статье выделяется и исследуется сквозь призму антропоцентрического аспекта семантико-оценочная группа «эмоции, чувства» как одна из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации. Анализируется семантико-оценочная группа «эмоции, чувства», которая выражает всю полифонию субъективного содержания и проявляет некоторую предметную специфику. В процессе анализа авторами выделяется пять подгрупп семантико-оценочной группы «эмоции, чувства»: «симпатия»; «удовлетворение»; «настроение»; «страх»; «сильные чувства». Использование оценочных средств семантико-оценочной группы «эмоции, чувства» в составе пяти подгрупп для оценки экономической ситуации наделяет её эмоционально-выразительным содержанием, что неизбежно сказывается на оценочной валентности текста, то есть такой текст будет обладать ярко-выраженной оценочной экспрессией. Оценочные средства данной группы наделяются способностью усиливать оценку. Через исследования семантико-оценочной группы «эмоции, чувства» мы можем проследить проявления особенностей человеческой жизнедеятельности, поступков и моделей поведения.

Ключевые слова и фразы: антропоцентрический аспект; оценочная интерпретация; семантико-оценочная группа; эмоции и чувства; оценочная валентность текста; оценочная экспрессия; семантические языковые средства оценки; экономическая ситуация; оценочная шкала.

Выгузова Елена Юрьевна, к. филол. н. Гливенкова Ольга Анатольевна, к. филол. н. Евенко Елена Викторовна, к. филол. н. Выгузов Максим Евгеньевич

Тамбовский государственный технический университет ele-vigozova@mail.ru; olga-glivenkova@rambler.ru; nazarova33-1975@mail.ru

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИКО-ОЦЕНОЧНОЙ ГРУППЫ «ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА» КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Духовная, эмоциональная, ментальная деятельность человека находится в тесной связи с оценкой. Невозможно представить жизнедеятельность человека без взаимодействия с окружающей реальностью и оценочной интерпретации данной действительности. Но следует отметить, что изучение оценки неосуществимо без обращения к антропоцентрическому аспекту. В процессе изучения оценки человеческий фактор выступает на первый план, так как текст и его интерпретация порождаются всегда на основе концептов людей. Оценочное значение с когнитивной природой обладает интерпретационным характером. Именно интерпретация - это информация, содержащая сведения о ценностном отношении субъекта речи к определенному свойству объекта.

Языковая компетенция, то есть владение языком, всегда предполагает наличие навыков, умений, знаний и даёт возможность употреблять различные выражения и понятия в соответствии с нормами речевого поведения, принятыми в данной культуре. Для изучения оценки неотъемлемой частью также является ситуация общения в тесной взаимосвязи с мимикой, жестами, которые зачастую обладают культурно-национальной спецификой.

Необходимо отметить, что оценку необходимо рассматривать с позиций двух наиболее важных в антропоцентрическом плане морально-этических категорий добра и зла, в которых выражается нравственная оценка поведения людей, а поведение характеризует все поступки человека. В свою очередь, действия и состояния человека, связанные с различными взаимоотношениями, нуждаются в выразительном проявлении, содержащем в себе не просто определенный образ жизни, но и его оценку.

Владеть языком и средствами языка присуще человеку, человек наделен умением отображать мир в различных аспектах с помощью различных средств языка. Во-первых, это дескриптивный аспект языковых выражений, поскольку язык репрезентирует объективную реальность, находящиеся в мире предметы, явления, свойства вещей и человека в совокупности с его мыслями и чувствами. Во-вторых, это прагматический аспект, поскольку включает такие особенности языка, которые зависят от того, кем и в каких коммуникативных ситуациях он применяется. Важно отметить, что интонация является одним из главных показателей коммуникативного общения (формального и неформального), только с помощью интонации можно понять расположенность собеседников к продолжению речевой коммуникации, и, в свою очередь, интонация является индикатором эмоционального отношения коммуникантов. Как известно, эмоции связаны с позитивным или негативным отношением субъекта к действительности. «Языковые корреляты эмоций и оценок (эмо-тивность и оценочностъ) также тесно связаны как в рамках семантической структуры слова, так и в рамках речевого смысла высказывания» [3, а 43]. Одно и то же выражение языка в зависимости от ситуации, например от интонации, может иметь различные смысловые оттенки, а иногда даже и противоположные значения. И наконец, эмотивный аспект основной своей функцией имеет информирование об определенном эмоциональном отношении субъекта к объекту.

Под оценкой мы понимаем ментальный акт, который является результатом оценочного отношения человека к этому предмету, а ценностная картина мира с когнитивно-культурной природой актуализируется в языковых структурах. Под ценностью же мы можем понимать явления внешнего мира или факты мысли людей. Оценку определяют социальные, интеллектуальные и моральные явления, которые являются эталоном в обществе и обладают культурно-национальной спецификой.

Изучение лингвистического аспекта оценки предполагает исследование совокупности понятий, таких как экспрессивность, эмотивность, образность, функционально-стилистический компонент, так как специфика оценочных понятий, суждений, эмоций и чувств говорящего индивида зачастую помогает раскрыть ценностные ориентации.

Мы можем увидеть в некотором единстве оценку, оценочность, поведение, стереотипы поведения, фразеологизмы с семантикой поведения, ценности, ценностные ориентации, которые тесно связаны между собой при их рассмотрении и анализе. Оценка выступает ярким представителем прагматического аспекта. Реализуемая в семантико-оценочной группе (далее по тексту - СОГ) «эмоции, чувства» оценка выражает коммуникативную цель одобрения, похвалы или осуждения, порицания, неодобрения той или иной модели поведения, деятельности, образа жизни человека.

Выделение и описание СОГ «эмоции, чувства» для оценки экономической ситуации обосновано лексико-семантическим единством языковых элементов, связанных с архисемой «чувственно-эмоциональное отношение»: Эмоция. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Эмоции радости. Чувство. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Чувство боли. Шестое чувство (чутьё, интуиция). 4. Осознанное отношение к чему-нибудь. Чувство собственного достоинства... [8, с. 225].

СОГ «эмоции, чувства» является специфичной, обладает универсальностью в силу своего оценочного содержания и определяется не столько содержанием объекта оценки, сколько специфическим отношением субъекта оценки к объекту. Следует отметить, что субъектом оценки всегда является человек, которому свойственно не только рациональное и личностно-волевое начало, но и чувственно-эмоциональный мир внутренних реакций на объекты и субъекты окружающего мира. Реакция субъекта оценки на объекты и субъекты окружающего мира всегда подразумевает наличие оценочных оппозиций. Понятие «оценочной шкалы» обосновывается именно субъективной природой оценки, связанной, прежде всего, с чувственно-эмоциональным миром человека. СОГ «эмоции, чувства» является специфичной именно в силу того, что чувственно-эмоциональная «оценочная шкала» не может принадлежать никакому предмету оценки; эмоции и чувства по своей сути являются «оценочной шкалой», которая и определяет субъективное содержание оценки.

С учётом вышесказанного исходная семантическая модель оценочной оппозиции «эмоции, чувства» будет универсальной и выглядит следующим образом: положительные эмоции :

отрицательные эмоции «светлые» чувства : «тёмные» чувства

Необходимо отметить, что исходными элементами данной СОГ является целый спектр языковых средств, обозначающих чувственно-эмоциональные реакции. С точки зрения универсальности таких средств СОГ «эмоции, чувства» могла бы называться группой «оценки». При оценке экономической ситуации оценочные оппозиции СОГ «эмоции, чувства» вносят в текст непосредственные субъективаты оценки, то есть прямые средства, выражающие семантику позитивных или негативных чувственно-эмоциональных коррелятов. По своей природе слово-субъективат принадлежит к миру художественных оценок, так как является внутренней оценкой, то есть оценкой, выраженной изнутри. Оценочные оппозиции по признаку «эмоции, чувства» характерны по отношению к оценке экономической ситуации. Прямыми оценочными маркерами СОГ «эмоции, чувства» будут следующие: 1) позитивная (позитив) эмоция, чувство; 2) негативная (негатив) эмоция, чувство.

В состав СОГ «эмоции, чувства» входит большое количество самых разных языковых оценочных моделей, связанных с чувственно-эмоциональной сферой человека. Все они являются вариантами исходной

модели СОГ «эмоции, чувства» и различаются составом и способами экспликации лексических маркеров позитивной или негативной зоны. Так, это могут быть оценочные средства семантической модели, связанной с «симпатией» к объекту оценки.

В соответствии с языковой семантикой семантическую модель «эмоции, чувства», выражающую семантику «симпатии», можно представить следующим образом: нравится :

не нравится

< привлекательный : непривлекательный «светлые» чувства : «тёмные» чувства

+_0_-

При оценке экономической ситуации вариант исходной модели «эмоции, чувства» - «симпатия» достаточно распространён. При оценке экономической ситуации в составе данного варианта может использоваться такое оценочное средство, как «привлекательный»:

Привлекательный.. Такой, который привлекает, располагает к себе, нравится. Привлекательная внешность [Там же, с. 78].

Зачастую самые привлекательные инвестиции являются недоступными для рядовых инвесторов в силу того, что акции могут быть чересчур дорогими [12, с. 12-16].

Сегодня, когда мировой валютный рынок нестабилен, российский рубль из-за снижения цен на нефть превратился в очень привлекательный объект для атак спекулянтов [2, с. 30-31]. В данных примерах используется традиционная схема «интенсификатор + оценочное средство».

При оценке экономической ситуации может использоваться такой вариант СОГ «эмоции, чувства», как «удовлетворение»:

Хорошо : плохо быть удовлетворённым : не быть удовлетворённым

< быть довольным : не быть недовольным < не разочароваться : разочароваться

+_0_-

При оценке экономической ситуации в составе данного варианта типичны следующие оценочные элементы:

Зато повсеместно растет недовольство тем, что помощь оказывается именно банкирам - творцам наступившего хаоса [11, с. 32].

Недовольство выплеснулось на улицы и заставило местные власти искать способы успокоить людей [5, с. 33].

Однако меньшая степень информационной прозрачности по сравнению с хедж-фондом часто вводит в заблуждение инвесторов и приносит им разочарование в результатах отдачи на капитал [12, с. 12-16].

Январские счета за квартиру удивили многих россиян [5, с. 33].

Тем не менее, для кого-то желанное, для кого-то связанное с большими потерями, снижение цен не происходит [4, с. 4-6].

Далеко не во всех странах государственные нефтегазовые корпорации успешно справлялись с этими задачами - например, в Венесуэле, Иране, Мексике, Ливии результаты деятельности национализированной нефтегазовой промышленности в условиях ограничений доступа к недрам для иностранных инвесторов оказывались весьма плачевными [7, с. 87 -88].

Семантику «страха» выражает такой распространённый вариант оценочной модели СОГ «эмоции, чувства», как «бояться / не бояться»:

не бояться : бояться

< не угрожать : угрожать

< безопасный : опасный «светлые» чувства : «тёмные» чувства

+__0_-

В публицистических текстах оценочные оппозиции СОГ «эмоции, чувства» - «страх» могут представляться через оценочный элемент «угроза»:

Угроза. Запугивание, обещание причинить кому-нибудь вред, зло. Действовать угрозами [8, с. 205].

Мозги утекают из Америки. <...> Почему это происходит и чем грозит самой инновационной экономике [1, с. 31]?

Оценочные оппозиции СОГ «эмоции, чувства» - «страх» могут представляться через оценочный элемент «безопасный/опасный»:

Время безопасных спекуляций на курсе рубля к доллару закончилось [2, с. 30-31].

Они опасаются, что в этой ситуации остатки мирового капитала, как пылесосом, будут втянуты в Соединенные Штаты [11, с. 32].

Оценочные оппозиции СОГ «эмоции, чувства» - «страх» могут репрезентироваться в публицистическом тексте через оценочный элемент «нестрашный/страшный»: Все это свидетельствует о возникновении новой

формы протекционизма - его уже окрестили «кредитным». И самое страшное его проявление - те антикризисные меры, которые принимают США. Многие давосские спорщики неамериканского происхождения со страхом ожидают, когда заработает почти триллионная программа помощи, одобренная администрацией Обамы. <...> Но не меньший страх вызывают возможный провал программы и последующий крах доллара [Там же].

В оценочные оппозиции СОГ «эмоции, чувства» - «страх» входят элементы, связанные с «волнением» в экономической ситуации:

Хедж-фонды используют наиболее агрессивные инвестиционные стратегии, но высокая степень диверсификации вложений этих фондов позволяет им без ущерба для надежности вложений демонстрировать высокие показатели доходности [12, с. 12-16].

В данных примерах можно моделировать такой вариант с участием элемента «агрессивный» в составе модели СОГ «эмоции, чувства» - «страх»:

безопасный : агрессивный

< спокойный

не бояться : бояться

+__0_-

Практика показывает, что потребители достаточно спокойно идут на самоограничения [6, с. 10].

«Достаточно в течение месяца потерять $40 млрд из золотовалютных резервов - и ваши политики готовы к таким шоковым мерам, - «успокоил» нас Жак Сапир [2, с. 30-31].

В данном примере можно моделировать такую оппозицию:

безопасный : «успокоил»

< спокойный

не бояться : бояться

+__0___ -

Семантика «волнения» может проявляться с помощью иных оценочных элементов, в семантике которых присутствуют семы «беспокойства» или «страха», например:

Летом 2004 года банковский кризис спровоцировал небольшую панику на рынке недвижимости [4, с. 4-6].

Паника. Крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей. Впасть в панику. В толпе началась п. Без паники! (призыв успокоиться, не бояться; разг.) [8, с. 93].

В состав СОГ «эмоции, чувства» включаются также оценочные оппозиции, построенные на семантическом варианте «настроение». Эти оппозиции многообразны, но семантически едины, так как все прямо или косвенно связаны с элементами «добрый/злой» и «светлый/тёмный» и могут ими заменяться без нарушения оценочной структуры:

светлый : тёмный < добрый : злой

< тёплый : холодный

+___0___ -

Чего нам точно хватает в эти трудные дни, так это гневных тирад и филиппик [10, с. 99-100].

Добрый : гневный = СОГ «эмоции, чувства» - настроение

+___0____ -

И еще одна проблема омрачает работу биржи [13, с. 3].

светлый : омрачать = СОГ «эмоции, чувства» - настроение

+___0___ -

Прохладно воспринимают требования РАО ЕЭС по повышению тарифов и в Минэнерго [9, с. 30-31].

< тёплый : прохладно = СОГ «эмоции, чувства» - настроение

+_0_-

As well as higher oil prices, another key positive for market sentiment in recent months has been the so far successful managed devaluation of the rouble [14, p. 8]. / Наряду с повышением цен на нефть еще одним ключевым позитивом для улучшения настроения на рынке в последние месяцы стало успешное пока управление процессом девальвации рубля (перевод Выгузовой Е. Ю.).

В состав СОГ «эмоции, чувства» включаются оценочные оппозиции, построенные на семантическом варианте «сильные чувства», например:

любить : ненавидеть верить : не верить

+___0____ -

Население проклинает Чубайса, а тот активно «переводит стрелки» на местные власти, угольщиков и МПС: первые, мол, не запасают достаточно топлива, вторые завышают цену, третьи мало того, что задирают тариф, так еще вагоны не дают и перевозки задерживают [9, с. 30-31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

любить : проклинать = СОГ «эмоции, чувства» - сильные чувства

+_0_-

Анализ фактического материала свидетельствует о том, что по своей природе СОГ «эмоции, чувства» является универсальной группой и фактически является той самой «оценочной шкалой», которая выражает всю полифонию субъективного содержания и проявляет некоторую предметную специфику, которая заключается в использовании лишь некоторых релевантных внутренних признаков всей универсальной группы. Анализ фактического материала позволил выделить следующие пять подгрупп, характеризующих СОГ «эмоции, чувства»: «симпатия»; «удовлетворение»; «настроение»; «страх» («волнение»); «сильные чувства». Найти и описать данные признаки по отношению к оценке экономической ситуации - значит одновременно и показать специфику СОГ «эмоции, чувства». Использование оценочных средств СОГ «эмоции, чувства» в составе пяти подгрупп для оценки экономической ситуации наделяет её эмоционально-выразительным содержанием, что неизбежно сказывается на оценочной валентности текста, то есть такой текст будет обладать ярко-выраженной оценочной экспрессией. Оценочные средства данной группы наделяются способностью усиливать оценку. Сквозь призму исследования СОГ «эмоции, чувства» мы можем проследить проявления особенностей человеческой жизнедеятельности, поступков и моделей поведения.

Таким образом, СОГ «эмоции, чувства» как одна из составляющих семантических языковых средств оценки экономической ситуации в известной мере конструирует фрагменты аксиологической картины жизнедеятельности человека и его социально-экономических отношений.

Список литературы

1. Бурмистров П. Мозги потекли вспять. Кризис лишает США умных эмигрантов // Русский репортер. 2009. № 10 (089). С. 31-40.

2. Великовский Д., Хестанов Р. Когда конец света? // Русский репортер. 2009. № 5 (084). С. 30-31.

3. Выгузова Е. Ю., Начерная С. В. Эмотивная валентность оценочных высказываний сквозь призму двуязычной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (54). Ч. 3. С. 42-44.

4. Горелкина Е. Шесть парадоксов ипотеки // НППН: информационно-аналитический журнал о недвижимости и вокруг. 2007. № 3. С. 4-6.

5. Гребцов И. Квартплата удивила. Рост тарифов заставил россиян выйти на улицы // Русский репортер. 2009. № 4 (083). C. 33-34.

6. Дорохов Ю. Вопрос отключений должен быть рыночным // Еженедельник промышленного роста. М.: Изд-во АНО «Агентство управленческих технологий»; ООО «АИД Медиа-Пресса», 2007. № 2 (45). С. 10-11.

7. Милов В. Нефтяной голод // Forbes. 2008. № 12. С. 87-88.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1997. 309 с.

9. Рубченко М. Скованные одной цепью // Эксперт. 2001. № 31. С. 30-31.

10. Фелпс Э. Вперёд, к победе капитализма! Обвал на Уолл-стрит может нанести американской экономике непоправимый ущерб. Как этого не допустить? // Forbes. 2008. № 12. С. 99-100.

11. Хестанов Р. Под катком. Знают ли в Давосе, как преодолеть мировой кризис? // Русский репортер. 2009. № 4 (083). C. 32-33.

12. Чекулаев М. Хедж-фонд: миф или реальность // Внешнеэкономические связи. М.: МИПУР, 2007. № 1 (27). С. 12-16.

13. Шилов М. Газовая биржа ускоряется // Еженедельник промышленного роста. М.: Изд-во АНО «Агентство управленческих технологий»; ООО «АИД Медиа-Пресса», 2007. № 2 (45). С. 3-4.

14. Norton G. Fairy Tale Ending or Start of a Nightmare? // EUROMONEY magazine. England. 2009. May 6. P. 8-9.

ANTHROPOCENTRIC ASPECT OF STUDYING THE SEMANTIC-EVALUATIVE

GROUP "EMOTIONS, FEELINGS" AS ONE OF THE COMPONENTS OF SEMANTIC LINGUISTIC MEANS TO EVALUATE ECONOMIC SITUATION

Vyguzova Elena Yur'evna, Ph. D. in Philology Glivenkova Ol'ga Anatol'evna, Ph. D. in Philology Evenko Elena Viktorovna, Ph. D. in Philology Vyguzov Maksim Evgen'evich

Tambov State Technical University ele-vigozova@mail.ru; olga-glivenkova@rambler.ru; nazarova33-1975@mail.ru

The article identifies and studies the semantic-evaluative group "emotions, feelings" as one of the components of semantic linguistic means to evaluate economic situation through the lenses of the anthropocentric approach. The paper analyzes the semantic-evaluative group "emotions, feelings", which represents all the polyphony of subjective content and manifests certain objective specificity. Relying on the analysis the authors single out five sub-groups of the semantic-evaluative group "emotions, feelings": "sympathy"; "satisfaction"; "mood", "fear", "strong passions". Using the evaluative means of the semantic-evaluative group "emotions, feelings" in the structure of the mentioned five groups to evaluate economic situation endows it with emotional-expressive content that inevitably influences the evaluative valency of the text, i.e. such text will possess striking evaluative expression. The evaluative means of this group are endowed with the capacity to emphasize evaluation. Studying the semantic-evaluative group "emotions, feelings" the authors trace the peculiar manifestations of human activity, actions and behavioural models.

Key words and phrases: anthropocentric aspect; evaluative interpretation; semantic-evaluative group; emotions and feelings; evaluative valency of text; evaluative expression; semantic linguistic means of evaluation; economic situation; evaluative scale.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.