Научная статья на тему 'Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике'

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
13734
5606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЯЗЫК И КУЛЬТУРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кущева Оксана Юрьевна

В статье рассматривается идея антропоцентричности языка, взаимосвязь языка и культуры, лингвокультурология как продукт антропоцентрической парадигмы в современном языкознании и понятия, составляющие основу категориального аппарата этой научной дисциплины: языковая личность и концепт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике»

УДК 801 ББК 81.0 К 96

О.Ю. Кущева

Антропоцентрическая парадигма в современной лингвистике

Аннотация:

В статье рассматривается идея аитропоцеитричиости языка, взаимосвязь языка и культуры, лиигво-культурология как продукт антропоцентрической парадигмы в современном языкознании и понятия, составляющие основу категориального аппарата этой научной дисциплины: языковая личность и концепт.

:

Антропоцентрическая парадигма, язык и культура, лингвокультурология, языковая личность, концепт.

В науке о языке традиционно выделяются три научные парадигмы: сравнительно-историческая (характерная для языкознания XIX века и основанная на сравнительноисторическом методе), системно^фуктурная (в центре внимания которой находится слово) и, наконец, антропоцентрическая, «возвратившая человеку статус «меры всех вещей» и вернувшая его в центр мироздания» (3, С.64). В рамках данной научной парадигмы интересы исследователя «пе^етючаются с объектов познания на субъекта, . . » (4, .6).

Язык всегда признавался самой яркой определяющей характеристикой этноса. Проблема <«зык и культу», « » -кознании XIX века и рассматривалась в трудах

В. фон Гумбольдта, Э. Бенвениста, Г. Штейнталя, . . . -не XX столетия она была оттеснена на второй план, и

« ». справедливо отмечает Ю. К. Волошин, «многие десятилетия лингвисты изучали «человека молчавшего» (язык был как бы сам по себе, а человек - сам по себе). Осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, те. « », -лить серьёзное внимание всем аспектам этой сложной проблемы» (2, С.20).

,

является ключевой в современной лингвистике. С позиций данной парадигмы, человек познает мир «через осоз-

, -

», «

»,

определяет его ед^овную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей» (4, С.6-7).

Антропоцентрическая парадигма лингвистики XX века делится на четыре взаимосвязанных, но тем не менее .

« » , -

тие языковой картины мира, а основной задачей - изуче-

, . -

- , -зует интерес к человеку в первую очередь в его отнесенности к процессу коммуникации. Третье направление изучает, прибегая к данным других наук, роль языка в познавательных процессах и когнитивной организации че-.

, ,

,

человеке. СТ. Васильева предлагает называть данный раздел языкознания внутрисубъектной лингвистикой или же теорией носителя языка (1). Её основателем признает. . , , « существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, состав».

- .

Чтобы отразить это, Ю.С. Степанов представил его в виде нескольких образов: 1) язык как язык индивида; 2) язык как член семьи языков; 3) язык как структура; 4) язык как система; 5) язык как тип и характер; 6) язык как компьютер; 7) язык как пространство мысли и едом духа» ф1. Хайдеггер) [М, С.6]. В конце XX века язык стал рассматриваться также как «продукт культуры, как ее важная составная часть и условие существования, как фактор формирования культурных кодов» (4, С.6). Появились новые установки и цели исследования языка, новые ключевые понятия и методики.

,

парадигмы привело к «ршвороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культурной традиции стоит языковая личность во всем ее многообразии: Я-физическое, Я-социальное, Я-интедаектуальное, Я-эмо-циональное, Я-речемыслительное» (4, С.7). «Все языкознание пронизано культурно-историческим содержанием, ибо своим предметом имеет язык, который является условием, основой и продуктом культуры» (4, С.8).

Культура имеет коммуникативно-деятельностную, ценностную и символическую природу. Язык не просто теснейшим образом связан с ней: он «прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее» (4, С.9). Ведь, как из, «

языке, который специфичен и уникален, т.к. по-р^ному фиксирует в себе мир и человека в нем» (4, С.3). . . , «

, »

(2, .5).

Идея о взаимосвязи этих двух понятий нашла свое отражение в лингвокультурологии - науке, возникшей на стыке лингвистики и культурологии и исследующей «проявления культуры народа, которые отразились и за».

данной научной дисциплины составляют термины <«зы-» « ».

В настоящее время известны различные подходы к изучению языковой личности. Прежде всего под этим термином понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, - по существу личность речевая. Также под ним понимается совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, - личность коммуникативная. И, наконец, под «зыковой лич» -венно в лексической системе базовый национальнокультурный прототип носителя определенного языка, « », на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в - , (3).

Концепт определяется как «с^сток культуры в соз-; -тальный мир человека и как то, «пос^дством чего чело-

- , , «

» - , -» (5). . . ,

«выделение концепта как ментального образования, отмеченного лингвокультурной спецификой, - это закономерный шаг в становлении антропоцентрической парадигмы гуманитарного, в частности, лингвистического . -стское понятие авторизуется относительно этносеманти-ческой личности как закрепленного в семантической системе естественного языка базового национальнокультурного прототипа носителя этого языка» (3, С.67).

,

первое место человека, а язык считается его главной ха, .

- « , ,

» (2,

С.23). Лингвокультурология является «продуктом» антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике. Языковая личность и концепт - ее базовые катего-, « -ного носителя естественного языка и предоставляющие этой научной дисциплине исследовательский инструмент для воссоздания прототипического образа «человека говорящего» (3, С.72).

Примечания:

1. Васильева СТ. И.А. Бодуэн де Куртенэ и антропоцентрическая парадигма лингвистики XX в. [Элещюнный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/participants/psealch.phD?pid=94128.

2. Волошин Ю.К. Общий американский сленг: состав, деривация и функция (лингво^ль^рологический аспект): Монография.

- Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2000. - 282 с.

3. . . , , -

: -

знании // Филологические науки. - 2001. - №1. - С.64-72.

4. . . : . .

. . . - .: ,

2001. -208 с.

5. .. . .

исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

- 824 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.