Научная статья на тему 'Антропонимы и топонимы, употребленные в составе каракалпакских пословиц и поговорок'

Антропонимы и топонимы, употребленные в составе каракалпакских пословиц и поговорок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропоним / топоним / аномастика / лингвофольклористика / пословица / anthroponym / toponym / anomastika / lingvofolkloristics / proverb

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балтабаева Наргиза Бахадировна, Кобланова Жибек Кайратовна, Абдиназимов Шамшетдин Нажимович

В данной статье изучены антропонимы и топонимы, употребленные в каракалпакских пословицах и поговорках, сделан анализ и с помощью примеров доказаны случаи употребления антропонимов и топонимов. Определены особенности употребления антропонимов и топонимов в составе пословиц и поговорок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPONYMS AND TOPONYMS USED IN THE COMPOSITION OF KARAKALPAК PROVERBS AND SAYINGS

This article explores the anthroponyms and toponyms used in karakalpak proverbs and sayings, made an analysis and proved with the help of examples. The features of the use of anthroponyms and toponyms in the composition of proverbs and sayings are determined.

Текст научной работы на тему «Антропонимы и топонимы, употребленные в составе каракалпакских пословиц и поговорок»

 Д • 7universum.com

Ж UNIVERSUM:

№ 7 (64) /уу\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ июль. 2019 г.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЕВРОПЫ, АЗИИ, АФРИКИ, АБОРИГЕНОВ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОГО ЯЗЫКА ИЛИ ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬИ)

АНТРОПОНИМЫ И ТОПОНИМЫ, УПОТРЕБЛЕННЫЕ В СОСТАВЕ КАРАКАЛПАКСКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Балтабаева Наргиза Бахадировна

студент

Каракалпакского государственного университета,

Узбекистан, г. Нукус

Кобланова Жибек Кайратовна

студент

Каракалпакского государственного университета,

Узбекистан, г. Нукус

Абдиназимов Шамшетдин Нажимович

д-р филол. наук, проф. Каракалпакского государственного университета,

Узбекистан, г. Нукус

ANTHROPONYMS AND TOPONYMS USED IN THE COMPOSITION OF KARAKALPAK

PROVERBS AND SAYINGS

Nargiza Baltabaeva

student of Karakalpak State University named after Berdakh

Uzbekistan, Nukus

Jibek Koblanova

student of Karakalpak State University named after Berdakh

Uzbekistan, Nukus

Shamshetdin Abdinazimov

doctor ofphilology, professor of Karakalpak State University

Uzbekistan, Nukus

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучены антропонимы и топонимы, употребленные в каракалпакских пословицах и поговорках, сделан анализ и с помощью примеров доказаны случаи употребления антропонимов и топонимов. Определены особенности употребления антропонимов и топонимов в составе пословиц и поговорок.

ABSTRACT

This article explores the anthroponyms and toponyms used in karakalpak proverbs and sayings, made an analysis and proved with the help of examples. The features of the use of anthroponyms and toponyms in the composition of proverbs and sayings are determined.

Ключевые слова: антропоним, топоним, аномастика, лингвофольклористика, пословица. Keywords: anthroponym, toponym, anomastika, lingvofolkloristics, proverb.

Библиографическое описание: Балтабаева Н.Б., Кобланова Ж.К., Абдиназимов Ш.Н. Антропонимы и топонимы, употребленные в составе каракалпакских пословиц и поговорок // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2019. № 7(64). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/7630

№ 7 (64)

июль, 2019 г.

Пословицы и поговорки являются народным творением, отличающимся своей глубокой идейностью и художественными особенностями. На основе пословиц и поговорок можно также изучать жизнь каракалпакского народа в прошлом, исторические события, жизненные условия народа в те времена. Ибо посредством изучения данного жанра устного народного творчества, с одной стороны, упрощается изучение истории народа и этнографии.

Исследователь татарских пословиц и поговорок Н. Исанбет отмечает: «Пословицы, хоть и являются маленьким произведением, имеют много сторон для изучения» [2, с. 108]. Наряду с этим у каракалпакских пословиц тоже есть много неизученных сторон. Руководствуясь вышеуказанными мнениями, в данной статье мы решили остановиться на антропонимах и топонимах, встречающихся в каракалпакских пословицах и поговорках.

Дать имя новорожденному считается обычаем, берущим начало еще с давних времен и возникшим в целях отличать людей друг от друга. С помощью исследования имен можно раскрывать историю языка народа, традиции и обычаи, социальные состояния и тайны.

Так как пословицы и поговорки являются словами, носящими дидактический характер, обращенными к большинству, замечаем, что в них очень редко употребляются имена людей, названия земель и вод.

Изучая народные пословицы и поговорки из 88-91 томов каракалпакского фольклора, видим, что у имен людей, употребленных в их составе, встречаются родственные элементы арабо-персидских, тюрко-монгольских языков, также элементы, заимствованные из русского и из других языков посредством русского языка. Например, в томах даны следующие пословицы:

Баланьщ атын Элий кой,

Оннан калса Уэлий кой [1, с. 39].

В данной пословице употреблены имена Элий хэм Уэлий. По антропониму Элий дает широкие объяснения О. Сайымбетов. Как отмечается в труде ученого «Собственные имена в каракалпакском языке» [3], опубликованном в 2000 году, подавляющее большинство имен людей, употребленных в памятниках, относящихся к XI веку, относятся к антропонимам тюркского языка. Однако в последующий период все больше встречаются арабо-персидские элементы в составе тюркских антропонимов. Антропоним Элий также относится к их ряду. Это в основном является именем шариата и арабским словом, имеет значения «высший».

Кроме того, в пословицах и поговорках встречаются собственные имена, связанные с Аллахом, богом, пророками и пропагандирующие религиозные учения:

Мийнетлиниц кырманына Цыдыр дарыйды [1, с. 175].

Кепшилик кайда болса,

Бат-дэулет, Цызыр Ильяс бэри сонда [1, с. 43].

В данных примерах видим, что употреблены собственные имена Цыдыр и Цызыр Ильяс.

Как нам стало известно, имена людей в основном служат для выделения места человека в обществе. Анализируя имена людей в пословицах и поговорках, мы заметили одну интересную пословицу: Сыпырасында бир шылым уны жок, Кызыныц атын Майдабийке кояр [1, с. 117]. Антропоним Майдабийке в данной пословице в современном каракалпакском языке вообще не употребляется. В составе собственного имени употреблен аффиксоид -бийке, который в давности имел значение дочери или жены биев и беков. А в современном каракалпакском языке в сочетании с женскими именами употребляется в ласкательном значении.

Как и другие слова, антропонимы в каракал -пакских пословицах и поговорках зависят от правил зыка и изучаются в тесной лингвистической связи с этнографией, историей, социологией и правом.

Говоря о топонимах в пословицах и поговорках, нужно отметить, что названия земель и вод встречаются чаще, чем имена людей. Например:

Уэде - Ащумнан табыскайлы болсын [1, с. 46]. Хакыйкат - гезлеп аткан кесек, Шымбайына тийсе есап [1, с. 76]. Ушып келдим Жайъщтан, Кудай косты гайыптан [1, с. 111]. В приведенных выше примерах употреблены топонимы Ацкум, Шымбай, Жайыц.

Еще один из топонимов, встречающихся в пословицах, - это Коцыраг:

Кул кашса, Цоцыраттан табылар [1, с. 67]. В данном примере слово Цоцырат употреблено в качестве названия места. Как нам стало известно, Коцыраг является не только названием района. Среди каракалпакских племен и родов также дается название Коцырат. В пословицах также видим употребление слова Цоцырат в данном значении: Цоцырат келсе сез баслар, Кытай келсе жанбаслар.

Каракалпак надыл-мадаллары курамында Мысыр топоними де енимли жумсалады: Муннан кеткен ац куслар, Барып Мысырда кыслар [1, с. 151]. Хэркимниц ескен жери - Мысыр шэхэри [1, с. 16]. Кроме этого, можно привести много примеров употребления топонимов:

Шама менен Царатауда мыц батпан [1, с. 107]. Кермегенди Квквзек жыяр, Аягы тецизге куяр [1, с. 94]. Ауыл алыс Сорквлде, Жетип келдим бир тунде [1, с. 111]. Хода менен хожа Меккеде табысар [1, с. 153]. Таким образом, каракалпакские пословицы и поговорки являются плодом народной мысли, сокровищем слова, передающимся от поколения в поколение в течение нескольких тысячелетий. Поэтому считаем, что их изучение является одной из самых актуальных задач новой формирующейся каракалпакской лингвофольклористики.

Д • 7universum.com

А иММЕРБиМ:

№ 7 (64) /уу\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ июль. 2019 г.

Список литературы:

1. Каракалпакский фольклор. - Нукус: Илим, 2015. - Т. 88-100.

2. Ниетуллаев Т. Каракалпакские пословицы и поговорки. - Нукус: Каракалпакстан, 1982. - 115 с.

3. Сайымбетов О. Собственные имена людей в каракалпакском языке. - Нукус: Билим, 2000. - 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.