Научная статья на тему 'Антропонимическая периферия как зона активности языковой моды ['

Антропонимическая периферия как зона активности языковой моды [ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
749
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМ / НИКНЕЙМ / МОДА / МОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / СЦЕНИЧЕСКИЙ ПСЕВДОНИМ / ЯЗЫКОВАЯ МОДА / АNTHROPONYMS / NICKNAMES / FASHION / FASHIONABLE TENDENCIES / SCENIC PSEUDONYMS / LINGUISTIC FASHION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Врублевская О.В.

Мода пронизывает разные сферы человеческой жизни и деятельности. Имена собственные реагируют на процессы в социуме и чрезвычайно подвержены влиянию моды. Антропонимы, как и другие онимы, это социальные знаки, которые отражают изменения в жизни общества. В статье рассматриваются периферийные антропонимические единицы, сценические псевдонимы и никнеймы с точки зрения признаков модного объекта, выделенных социологом А.Б. Гофманом. К ним относятся современность, универсальность, демонстративность, игра. Анализ собранных сценических псевдонимов показал, что в постсоветский период модели их образования стали разнообразнее. Псевдонимом может стать и гипокористическая форма личного имени и вымышленное редкое имя или прецедентное имя, а также онимизированный апеллятив или апеллятивное словосочетание и др. Появляются сценические псевдонимы аббревиационного типа, что не свойственно традиционным антропонимам. При образовании никнеймов номинаторы так же демонстрируют новые подходы к созданию антропонимов, используя различные вариации прописных и строчных букв, шрифтов, замещение букв на цифры и/или другие знаки. Кроме того, свобода и анонимность виртуального пространства обусловливают игровое начало виртуальных имен. Рассмотренные модели обозначают модные тенденции образования сценических псевдонимов и никнеймов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOMORPHIC PERIPHERY AS AN ACTIVITY ZONE OF LINGUISTIC FASHION

Fashion influences various spheres of human life and activity. Proper names mirror social processes, register social changes, and are greatly influenced by fashion. The paper treats peripheral anthroponyms, specific pseudonyms and nicknames from the point of view of their fashionability, a concept developed by a sociologist A.B. Gofman, who maintains that a fashionable object should be modern, universal, prominent, and playful. The analysis of scenic pseudonyms shows that in the Post-Soviet period the models of pseudonym formation have acquired a greater variety. A pseudonym can be represented by a hypocoristic form of a personal name, a rare name, a precedent name, or an onymous appellation. Some scenic pseudonyms are abbreviated, which is not usually typical of anthroponyms. Some nicknames are formed with the help of combinations of uppercase and lowercase letters, combinations of letters and figures or other signs. Freedom and anonymity granted by the virtual reality account for the fact that virtual nicknames are playful. The article focuses on fashionable tendencies of scenic pseudonyms and nicknames formation.

Текст научной работы на тему «Антропонимическая периферия как зона активности языковой моды [»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 81.572

О.В. Врублевская

АНТРОПОНИМИЧЕСКАЯ ПЕРИФЕРИЯ КАК ЗОНА АКТИВНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ МОДЫ 1

Мода пронизывает разные сферы человеческой жизни и деятельности. Имена собственные реагируют на процессы в социуме и чрезвычайно подвержены влиянию моды. Антропонимы, как и другие онимы, — это социальные знаки, которые отражают изменения в жизни общества. В статье рассматриваются периферийные антропонимические единицы, сценические псевдонимы и никнеймы с точки зрения признаков модного объекта, выделенных социологом А.Б. Гофманом. К ним относятся современность, универсальность, демонстративность, игра. Анализ собранных сценических псевдонимов показал, что в постсоветский период модели их образования стали разнообразнее. Псевдонимом может стать и гипокористическая форма личного имени и вымышленное редкое имя или прецедентное имя, а также онимизированный апеллятив или апеллятивное словосочетание и др. Появляются сценические псевдонимы аббревиационного типа, что не свойственно традиционным антропонимам. При образовании никнеймов номинаторы так же демонстрируют новые подходы к созданию антропонимов, используя различные вариации прописных и строчных букв, шрифтов, замещение букв на цифры и/или другие знаки. Кроме того, свобода и анонимность виртуального пространства обусловливают игровое начало виртуальных имен. Рассмотренные модели обозначают модные тенденции образования сценических псевдонимов и никнеймов.

антропоним, никнейм, мода, модные тенденции, сценический псевдоним, языковая мода.

Имена собственные живо реагируют на все явления, происходящие в окружающей человека среде, в результате чего имена оказываются невольными регистраторами событий, имеющих место в общественной жизни. Антропоним — это любое собственное имя, которое может иметь человек: личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним 2. Соответственно антропонимия — это совокупность всех видов именования человека, функционирующих на какой-либо определенной территории. В настоящее время имена собственные рассматриваются с точки зрения полевого подхода. Как отмечает В.И. Супрун, полевой подход предполагает структурирование ядерно-периферийных отношений между конституентами внутри отдельных ономастических разрядов. В качестве примера исследователь приводит структуру поля антропонимии: ядро антропонимического поля составляют личные имена и их гипокористические формы, уменьшительно-ласкательные и увеличительно-уничижительные формы, а также

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-34-01008.

2 Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1988. С. 30-31.

© Врублевская О.В., 2016

отчества и фамилии располагаются в околоядерном пространстве с разной степенью

отдаления от ядра в сторону периферии, а прозвища и псевдонимы образуют

з о

антропонимическую периферию . Прорыв в области информационных технологий и

рост роли интернета в жизни общества обусловили появление новых единиц

антропонимического поля — никнеймов, имен, используемых для общении в

интернете. Данные единицы относятся к антропонимической периферии, так как

обладают всеми признаками периферийных единиц: многообразием моделей

образования, неустойчивостью, сложностью структуры и др.

В предлагаемой нами статье рассматриваются псевдонимы и никнеймы, поскольку из всех антропонимов они как периферийные единицы антропонимического поля наиболее подвержены влиянию экстралингвистических факторов и, в отличие от личных имен, выбираемых из готового списка, являются результатом самоназывания, поэтому их изобретение значимо с позиции именующего субъекта и факторов, влияющих на номинативный процесс. К таким факторам можно отнести: рост числа объектов, требующих номинации; процессы интернационализации и глобализации; собственность на слова/имена; целевые установки номинатора, его языковое чутье, творческие способности и др. Одни из факторов сдерживают влияние феномена мода на номинативный процесс, другие, наоборот, могут способствовать созданию новых номинативных единиц, соответствующих всем требованиям модного объекта.

В основу анализа псевдонимов и никнеймов положена теоретическая модель моды социолога А.Б. Гофмана. К структурообразующему компоненту моды исследователь относит набор основных ценностей (современность, универсальность, демонстративность, игра), называемых им атрибутивными, или внутренними, ценностями моды 4. И.В. Крюкова предлагает методику определения выделенных А.Б. Гофманом признаков модного объекта у имен собственных, рассматривая их в двух измерениях (по горизонтали, т.е. в пространстве, и по вертикали, т.е. во времени), что позволяет говорить не столько о моде на какие-либо конкретные имена, сколько о формировании модных тенденций 5.

Под сценическими псевдонимами понимаются творческие имена представителей шоу-бизнеса: певцов, музыкантов, актеров театра и кино, теле- и радиоведущих, юмористов, шоуменов и т.п. Именно этот пласт псевдоименования получил популярность в конце XX — начале XXI века вместе с преобразованиями, которые стимулировали формирование рынка для продукции профессионального творчества, в то время как у писателей, художников псевдонимы составляют в данный период предмет умеренного спроса. Сценические псевдонимы 1990-2010-х годов получены путем сплошной выборки с сайтов www.pkgid.ru,www.tbeauty.ru,http://webfacts.ru, www.kakprosto.ru,www.wday.ru и других, а также персональных сайтов знаменитых личностей. Никнеймы получены из реестров никнеймов, представленных на сайтах Nick-Name.ru (http://nick-name.ru/), You Nick Name (http://you-nick-name.ru/user/all), Ястатус (http://yastatus.com/niknejmy/). Всего собрано и проанализировано 300 псевдонимов и 2000 никнеймов.

Анализ собранных сценических псевдонимов показал, что в советское время артисты эстрады, кино, театра выступали в основном под своими настоящими именами. Среди основных причин, побуждающих творческих людей брать псевдоним, можно выделить: наличие однофамильцев, неблагозвучность фамилии, национальная принадлежность. Например: Вячеслав Антонов берет псевдоним Вячеслав Добрынин (возможно, чтобы не путали с известным современником Юрием Антоновым), Борис

3 Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: моногр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 14.

4 Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004.

208 с.

5 Крюкова И.В. Научные подходы к исследованию модного имени // Ономастические на-уки. 2015. № 6. С. 24-28.

Чернорубашкин становится Борисом Рубашкиным, Андрей Криворотов — Андреем Разиным и др.; некоторые меняют только букву в фамилии, как автор и исполнитель Александр Бырыкин — Александр Барыкин, юморист Евгений Петросянц — Евгений Петросян и др.; многие артисты взяли псевдоним по причине национальности, например, певцы и актеры Лазарь Вайсбейн известен как Леонид Утесов, Отто Неймен — как Марк Бернес, актеры Фани Фельдман — как Фаина Раневская, Семен Фердман — Семен Фарада, юмористы Семен Альтшуллер — Семен Альтов, Роман Кац — Роман Карцев.

Таким образом, основной моделью образования сценических псевдонимов в советское время является модель имя + фамилия. Чаще имя остается свое, изменению подвергается фамилия: заменяется буква в фамилии, изменяется или отбрасывается часть фамилии, фамилия заменяется на вымышленную. С распадом Советского Союза и изменением политического и экономического устройства государства описанные выше псевдонимы продолжают успешно функционировать в новых реалиях, некоторые творческие личности по инерции продолжают использовать устоявшуюся модель образования сценического псевдонима имя + фамилия для создания артистического имени. Например, Лолита Горелик, заменив фамилию, становится Лолитой Милявской, Андрей Клементьев — Андреем Губиным и др. С 1990-х по 2010-е годы свыше 37,0 процента сценических псевдонимов созданы по модели имя + фамилия. Однако лишь около 16,5 процента построены на изменении фамилии или ее замене, как это было в советское время. Остальные, свыше 20,5 процента, представляют собой новые варианты реализации уже привычной модели имя + фамилия. Так с 1990-х годов артисты чаще не просто заменяют фамилию на более красивую и звучную, а получают ее путем онимизации апеллятивов, которые, став именем собственным, псевдонимом, сохраняют свое доономастическое значение и тем самым характеризуют своего обладателя или приписывают ему желаемое. Например, Лада Волкова, которой ее фамилия казалась обычной, придумала себе оригинальную фамилию на английский манер — Дэнс (танцы). Этот псевдоним она старалась оправдывать, и все свои выступления сопровождала танцами. Лика Павлова превращается в Лику Стар (Star). Так распространившаяся в 1990-е годы ориентация на Запад, возрастающая популярность английского языка проявили себя и в антропонимии, наметив новые тенденции псевдоименования. Псевдонимы становятся средством реализации модных стандартов. Модный стандарт — это разновидность культурных образцов, то есть способы и правила поведения. Некий стандарт рассматривается как модный, когда «указывает на какие-то ценности, которые в обществе или социальной группе воспринимаются как модные» 6. Так, само явление псевдоименования в сфере шоу-бизнеса становится модным. В 1990-х годах новое, то есть то, что противопоставлялось советскому, оценивалось положительно, приобретало популярность, становилось модным. Новизна служит основным критерием фундаментальной ценности в структуре моды — современности, которая ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям, противопоставляется консерватизму.

Рассмотрим модели образования псевдонимов, соответствующие такому критерию модного объекта, как современность. Основываясь на модели имя + фамилия, артисты часто начинают прибегать к использованию гипокористической формы своего имени или полной его замене, сочетая его со своей или вымышленной фамилией. Тенденция заменять полную форму имени становится популярной, так как позволяет укоротить сценическое имя артиста и облегчить его восприятие, например, Митя Фомин (вместо Дмитрий Фомин), Стас Михайлов (Станислав Михайлов), Кети Топурия (вместо Кетеван Топурия) и др. Таких сценических псевдонимов, созданных по модели гипокористическая форма своего имени + своя фамилия насчитывается 5,6 процента от всех анализируемых. По модели гипокористическая форма своего имени + вымышленная фамилия созданы еще почти 5,0 процента, например: Наталья Порывай становится Наташей Королёвой,

Екатерина Чуприна — Катей Лель. Почти 10,0 процента псевдонимов построены по модели вымышленное имя + вымышленная фамилия, создание псевдонима по данной модели больше не обусловлено национальным аспектом. Так, Светлана Безух выступает под псевдонимом Алиса Мон, Вячеслав Твердохлёбов — Влад Сташевский, Олег Титоренко — Богдан Титомир и др.

Появляется новая однокомпонентная модель образования сценического имени — личное имя. Почти 25,0 процента от всех анализируемых нами псевдонимов созданы по этой модели. Например, такие исполнители, как Азиза Мухамедова, Анастасия Минцковская, Юлиан Васин, Пелагея Ханова, Земфира Рамазанова, Алсу Сафина оставили в качестве сценического псевдонима полную форму своего личного имени: Азиза, Анастасия, Юлиан, Пелагея, Земфира, Алсу. Всего таких псевдонимов 7,45 процента. Некоторые артисты (около 3,0 процента) презентовали свое творчество под псевдонимами в виде измененной или сокращенной формы своего личного имени, а именно Натали (Наталья Миняева), Света (Светлана Колтунова), Шура (Александр Медведев) и др. Появились и появляются исполнители, выступающие под вымышленными именами; стремление выделиться побуждает их к созданию сценического псевдонима на основе редких, необычных имен. К ним можно отнести Светлану Гейман, получившую известность под псевдонимом Линда, Светлану Назаренко — Ая, Оксану Нечитайло — Сог-диана. Таких сценических псевдонимов набирается 8,0 процента.

Использование в качестве сценического псевдонима гипокористической формы своего имени, а также заимствованных, редких или необычных имен способствует демонстративности созданной языковой единицы. Демонстративность не ограничена временными и пространственными рамками и имеет корни в биологических аспектах

7

человеческого существования , выражается в стремлении выделиться.

Описанные выше тенденции псевдоименования получили распространение в отечественном шоу-бизнесе, что позволяет говорить о таком признаке модного объекта у сценических псевдонимов, как универсальность. Универсальность коррелирует с частотностью 8. Однако, следует отметить, что важнее абсолютной частотности — частотность относительная (терминология А. Мустайоки, И.Т. Вепрева 9), то есть рост использования конкретной модели для образования псевдонимов. Именно рост востребованности свидетельствует о возникновении моды.

Как показывает анализ собранных псевдонимов, с 1990-х годов начинает нарастать тенденция к созданию демонстративных сценических имен, часто построенных на языковой игре. Такая модель образования псевдонимов, как личное имя, реализует себя также в создании сценических псевдонимов на основе прецедентных и коннотативных имен (свыше 6,0 процента подобных сценических псевдонимов), например: Анка (Наталья Ступишина), Петлюра (Юрий Барабаш), Данко (Александр Фадеев), Ника (Ирина Мальгина), Юдифь (Мария Кац), Михей (Сергей Крутиков), Дуня (Александр Пархоменко). Коннотативность лежит также в основе почти 9,0 процента псевдонимов, созданных путем онимизации апеллятивов, например: Баста (Василий Вакуленко), Птаха, Зануда (Давид Нуриев), Змей (Антон Мишенин), Туман (Михаил Крупин), а также путем усечения настоящей фамилии исполнителя до односложного образования с «оживленной» семантикой, например: Бес (Константин Беспалый), Шнур (Сергей Шнуров). Создание подобных псевдонимов продиктовано потребностью в самовыражении, использование принципа языковой игры реализует способность субъекта номинации к словотворчеству. Игра — еще одна ценность моды. Подобно демонстративности, она представляет собой универсальный элемент культуры.

7 Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.

8 Там же.

9 Мустайоки А., Вепрева И.Т. Метаязыковой портрет модных слов // Компьютерная линг-вистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Междунар. конф. «Диалог»: в 2 т. М.: Изд-во РГГУ, 2015. Вып. 14/21. Т. 1. С. 453-467.

Присутствие ценности игры в структуре моды отчасти объясняет широкое

распространение моды как явления эстетического. Наличие в моде присущего игре

эвристического элемента стимулирует постоянную смену модных стандартов и объектов,

10 ^

создание нового и открытие старого в качестве «нового» . Так появляется еще одна новая модель создания сценических псевдонимов — онимизация апеллятивно-оними-ческих и апеллятивно-апеллятивных сочетаний, в основе которых — языковая игра. Одни из них связаны с именем или фамилией, другие достаточно произвольны, например: Профессор Лебединский (Алексей Лебединский), Дядя Женя (Евгений Клещёв), Господин Дадуда (Игорь Кезля), Органическая Леди (Светлана Кушнир), Мистер Шеff (Владислав Валов), Mr. Credo (Александр Махонин), Мистер Малой (Андрей Цыганов), Грубый Ниоткуда (настоящее имя неизвестно). Свыше 19,0 процента сценических псевдонимов созданы по подобным моделям.

Две тысячи никнеймов принесли еще одну новую тенденцию образования сценических псевдонимов. Это графическая игра, построенная на использовании шрифтов разного размера и соединении русской и латинской графики в одной номинативной единице (что позволяет играть с внутренней формой слова). Например, Ма^им, ранее Маxi-M (Марина Абросимова), KotZilla (Константин Аршба), Глюк'oza (Наталья Чистякова-Ионова), L 'One (Леван Горозия), вАрчун (Антон Зубарев), RE-pac (Лев Кисилёв), Ай-Q (Станислав Кравчук). Как показывают последние примеры, появляются сценические псевдонимы, не соответствующие по форме и структуре традиционным антропонимам. К таким можно отнести также псевдонимы, созданные по модели аббревиационного типа или аббревиационное сочетание + цифровой компонент. Всего подобных псевдонимов насчитывается 9,3 процента, например: КРП (Вадим Карпенко), Р.М.Д. (Роман Воронин); Dino MC 47 (Тимур Кузьминых), D-MAN 55 (Дмитрий Грабовский) и т.п. Данные псевдонимы принадлежат таким представителям хип-хоп культуры, как рэперы, то есть подобные модели образования псевдонимов являются маркером данного музыкального направления и призваны привлечь внимание определенной аудитории. Эти сценические псевдонимы соответствуют таким признакам модного объекта, как: современность (они новы по отношению к предыдущему стандарту образования сценических псевдонимов), универсальность (большая часть псевдонимов рэперов создана по подобным моделям), демонстративность (они необычны по форме и по структуре), игра (они ассоциативны либо фонетически, либо графически, либо семантически).

Интересен также тот факт, что некоторые сценические псевдонимы рэперов созданы по моделям образования никнеймов. Сравните примеры таких сценических псевдонимов, как: КРП, K.R.A., П.Ё.С., Dino MC 47, St1m, Mr. 47, и никнеймов МСТ, B.A.V., DimoNN, ДООМ SW_13. Возможно, именно под влиянием интернет-общения, нового вида общения в XXI веке, представители субкультуры хип-хопа, рэперы, выбрали подобные модели для создания сценических псевдонимов, а возможно, они использовали свой никнейм в качестве сценического псевдонима.

Никнеймы (имена, создаваемые для общения в интернете) можно отнести к модным объектам, так как они служат для обозначения нового явления — виртуальной личности, и для функционирования в виртуальной среде, которая: нова и привлекательна (а новизна — признак такой ценности моды, как современность); охватывает все большее количество участников (массовость — признак такой ценности моды, как универсальность); является игровой сферой, так как человек выбирает роль, создает себе имя согласно этой роли и старается в (виртуальном) общении соответствовать этой роли (игра, еще одна ценность моды, связанная с распространением в конце XX — начале XXI века постмодернизма с его установками на игровое начало); является сферой реализации

творческих способностей личности, желающей выделиться, обратить на себя внимание (демонстративность также ценность, характеризующая модный объект).

У никнеймов много общего с псевдонимами. И те, и другие являются заменителями реального имени, вымышленными именами, характеризуются индивидуальной принадлежностью, являются результатом самоназывания, обладают большей экспрессивностью, чем ядерные антропонимы, имеют определенную сферу функционирования. Однако основная первоначальная задача псевдонима — сокрытие настоящего имени, а основная задача никнейма — выражение индивидуальности, отсюда

— стремление к игровой деятельности. Кроме того, в настоящее время псевдонимы часто регистрируются как товарные знаки, то есть получают юридически закрепленный статус. Никнейму также присущ такой признак, как уникальность, но это обусловливается не юридической регламентацией, а требованиями системы, которая не зарегистрирует никнейм, если такой уже существует в системе. Еще одно отличие заключается в том, что псевдоним берут представители определенных сфер, например, сценический псевдоним

— явление, распространенное в сфере шоу-бизнеса. Такой же процесс самоименования, как создание никнейма, охватывает всех вне зависимости от социального слоя, профессиональной принадлежности, интересов, политических взглядов и т.д. С ростом популярности виртуального общения растет потребность в создании никнеймов, и если псевдонимы поддаются исчислению и создаются словари псевдонимов, то посчитать никнеймы можно только в рамках определенной сетевой системы, причем результат будет относительным, так как их количество постоянно меняется.

В процессе создания никнеймов используются как традиционные модели антропонимического означивания, так и изобретаются новые или несвойственные антропонимам структуры.

Из ряда моделей личное имя, имя + фамилия, имя + отчество, отчество, фамилия самой продуктивной для создания никнеймов является модель личное имя (13,0 процента от всех анализируемых никнеймов). Поскольку одноименность в рамках одной системы исключается самой системой, то пользователи для создания никнейма образуют различные варианты от своего имени, например, Ленуля, Шуня (от Сашуня), Нюська, Eugenis, ~Natalochka~ и т.д. Но в отличие от сценических псевдонимов, которые оформляются, как правило, как реальные личные имена, то есть используется написание личного имени с прописной буквы, никнейм может начинаться со строчной буквы: эля, влад, katrina, nastia, alexandrdr и т.д. Может быть использовано также сочетание прописных и строчных букв: СаШа, мАрИнА, oLGa, cOКаТеРиНкА; замены букв на цифры: а1exey, sen4ik, vero4ka; замена букв на другие символы или комбинации символов, напоминающих эти буквы: D!m0_oN, )\^NN@, r()m@, $@Në/{, Ли3а и т.д.

По модели имя + фамилия образовано около 3,0 процента никнеймов, например: АлексейЛакин, настябабич, шкарадинадаша, NikitaSatadulin, Oleg_ Bragin и др. Встречаются также никнеймы по моделям фамилия (около 1,0 процента) и отчество (около 1,0 процента), например, ФИЛАТОВА, gromowa, Markov; ТОЛЯНЫЧ, Pavlicovna, Петровна.

Активно для создания псевдонимов используется трансонимизация имен известных личностей и литературных персонажей по модели личное имя, фамилия или личное имя + фамилия (всего свыше 7,0 процента), например: Ванга, ФауcтVШ, maiakovski, Sting, UM.Ка, #Винни-Пух''), NIBELUNG, Масяня, AntonioFierro, ВладимирЖириновский.

Характерным именно для образования никнеймов является онимизация апеллятивов. Большая часть анализируемых никнеймов (31,0 процента) образована по этой модели. Апеллятивы, используемые для создания никнейма, могут обозначать: род деятельности, профессию, хобби: Судья, Лесник, ХИРУРГ, Rector, Aspirant, дьяк, traktorist, металлист и др.; социальный статус: жена, Batya, Graf, Gospodin, братан и др.; качества личности, состояние, желания, убеждения и т.п.: Хабалка, Prokaznik, Zloslovka, нервный, Милый, Agressivniy, P.S.I.X., Isterika, страсть, ReaLIST и др.; представителей фауны:

Чайка, GADюКа, SOVa, CONDOR, BizONи др.; продукты: вишенка, =КЕКС=, ВАФЕЛЬКА и др.; другое: Пулька, вилка, Шкура, SKaZZKa, Defalt, otmaza, вкусная, облако, счастье и т.п.

Кроме того, почти в 6,0 процента случаев создатели никнеймов прибегают к онимизации аббревиатур и аббревиатурного написания слов, например: </S.A.V.>, MGK, A.C.A.B., Z.e.z.Xx, С.Т.А.Р.К., Ш.ы.З.и.Ки др.

Для создания никнеймов продуктивна также онимизация апеллятивно-они-мических и апеллятивно-апеллятивных сочетаний (свыше 23,0 процента), например: Софьюшка_хохотушка, ВедьмаГерда, Девушка_с_характером, Горячаяштучка, НаглыйФРУКТ, БеДнЫйКоТ, хитраялисичка, Воздушныйшарик, Модныйбутичок и др. Подобные никнеймы, как правило, содержат характерис-тику субъекта. Встречается также онимизация предложений (8,0 процента от всех анализируемых никнеймов), например: ялюблюего, KiSs_Mе_KiSs_YoU, ->Люблю_жить<-,

!ПрИлЕтЕлА_На_ТаРелКе!, HELP_ME,J_AM_BLOND!!!!!:).

Следующая модель образования из всех антропонимических разрядов свойственна исключительно никнеймам. Это набор цифр и/или знаков, например, 54515, *12345*, /_\, .о*" "*о. . . о*" "*°.., >>[.R.]0B£Rt™<< Таких никнеймов 5,8 процента. Они создаются для визуального восприятия в рамках письменного общения, а не для произнесения, не для употребления в устной речи), что является отличием никнеймов от всех других антропонимов. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение графического оформления никнеймов. Такое оформление помогает номинатору привлечь внимание, реализовать стремление к оригинальности, воздействовать на потенциального партнера по общению, возможно, развлечь себя и потенциального адресата, вызвать какие-либо фоновые ассоциации и т.д., что способствует созданию демонстративных никнеймов, построенных на графической языковой игре. Кроме того, без правильного графического воспроизведения никнейм не будет опознан, поэтому считаем необходимым остановиться на способах и средствах графического оформления никнеймов.

Анализ собранных никнеймов позволяет выделить следующие варианты их графического оформления: буквенный, буквенно-знаковый, знаковый. Рассмотрим каждый из вариантов.

Среди буквенных никнеймов можно выделить три графических типа, оформленных: только латиницей (41,5 процента): BESHENIY, ZaraZochka, SeLeTka, Bela, Kartashova; только кириллицей (15,0 процента): ХОРОШАЯ, Вано, Эльза, Бестыжий, Невминяем; сочетанием кириллицы и латиницы (7,0 процента): Ksüna, НахаL, Кобт, mPkoMAN, САХАЛИН и т.п.

К буквенно-знаковым относятся: сочетание латиницы и цифр и/или других знаков (21,0 процента): wol4ica, D!m0_oN, :BU$INKA:, ...:::LS:::...,=-★Onlшe★-=;сочетание кириллицы и цифр и/или других знаков (5,5 процента): —=Я=—, ★ТвоЁ_©&лнцЕ персик<3<3<3, Ва)!(ныЙ_ПереЦ, ОДуВ@НЧи]{; сочетание латиницы, кириллицы и цифр и/или других знаков (3,0^процента): 4eRtäNka, СТАЛиН*<3, ^®®®^*oIITiMicT*^ ®®, &"X[o]4y LeT[o]"&, PbI}I{A9I.

К небуквенным знакам, используемым в псевдонимах, помимо цифр, заменяющих некоторые буквы, как показывают приведенные примеры, относятся знаки препинания естественных языков, компьютерные, математические знаки и знаки других систем, пиктограммы.

Знаковые никнеймы (7,2 процента), как отмечалось, это сочетание цифр и/или других знаков: *..tlltli.il.^YG^, .:{ k-47™}:.., ©qÜ|nT©,Ö+Ö=ÖÖ.

Проведенный анализ показал, что варианты использования модели имя + фамилия при создании сценических псевдонимов начиная с 1990-х годов стали разнообразнее. Намечаются новые тенденции псевдоименования, на основе которых создаются сценические псевдонимы, соответствующие признакам модного объекта (современность, универсальность, демонстративность, игра): личное имя (полное имя исполнителя или его

гипокористическая форма, вымышленное редкое имя, прецедентное имя), онимизированный апеллятив, онимизированные апеллятивно-онимические и апеллятивно-апеллятивные сочетания. Появляются модели, не свойственные традиционным антропонимам: аббревиационный тип или аббревиационное сочетание + цифровой компонент, а также использование графической игры.

Кроме того, как показал анализ, игровой элемент изначально закладывается номинатором в никнейм. Виртуальное пространство — благодатная сфера для реализации установки на игру. Это обусловливается свободой и анонимностью, возможностью попробовать себя в новом амплуа, которое не удалось реализовать в реальной жизни и т.д., то есть всем тем, что предоставляет виртуальное пространство. Создатели никнеймов демонстрируют новые подходы к созданию имен, не свойственные другим антропонимам. Никнеймом может стать и аббревиатура, и предложение, и произвольный набор букв, цифр, а также знаков других семиотических систем. Оригинальность таких моделей, их новизна по отношению к антропонимическому стандарту приводит к проникновению подобных тенденций в ядро антропонимии, результатом чего становится принятие в ряде государств законов, а в России разработка законопроекта, ограничивающего фантазию родителей и запрещающего давать детям личные имена аббревиатурного и знакового характера (типа (*), БОЧ рВФ 26.06.02 и т.п.) 11.

Таким образом, периферийность сценических псевдонимов и никнеймов (факультативность подобного именования, привязка к определенной сфере, изменчивость и др.) обусловливает их подверженность языковой моде и появлению новых тенденций в антропонимии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Врублевская, О.В. Демонстративность личного имени: модные тенденции [Текст] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.

— 2015. — № 2/32. — С. 221-225.

2. Голомидова, М.В. Русская антропонимическая система на рубеже веков [Текст] // Вопросы ономастики. — 2005. — № 2. — С. 11-22.

3. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения [Текст]. — 3-е изд.

— СПб. : Питер, 2004. — 208 с.

4. Как звучат настоящие фамилии звезд российского шоу-бизнеса [Электронный ресурс].

— Режим доступа : http://www.kakprosto.ru/kak-843762-kak-zvuchat-nastoyaschie-familii-zvezd-rossiyskogo-shou-biznesa (дата обращения: 16.12.2015).

5. Крюкова, И.В. Научные подходы к исследованию модного имени [Текст] // Ономастические науки. — Киев : Изд. дом Дмитрия Бураго, 2015. — № 6. — С. 24-28.

6. Кто есть кто: настоящие имена звезд [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.wday.ru/stil-zhizny/vibor-redakcii/kto-est-kto-nastoyaschie-imena-zvezd/5/ (дата обращения: 12.12.2015).

7. Мустайоки, А. Метаязыковой портрет модных слов [Текст] / А. Мустайоки, И.Т. Вепрева // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : по материалам ежегодной Междунар. конф. «Диалог» : в 2 т.— М. : Изд-во РГГУ, 2015. — Вып. 14/21. — Т. 1. — С. 453-467.

8. Никнеймы You Nick Name [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://you-nick-name.ru/user/all (дата обращения: 17.12.2015).

9. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / отв. ред. А.В. Суперанская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Наука, 1988. — 192 с.

Врублевская О.В. Демонстративность личного имени: модные тенденции // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2015. № 2/32. С. 221-225.

10. Псевдонимы и настоящие фамилии звезд шоу-бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.pkgid.ru/index.php?id=277&name=News&op=view (дата обращения: 14.12.2015).

11. Псевдонимы и реальные имена знаменитостей [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //webfacts.ru/intere snye -facty/show-biznes/psevdonimy-i-realnye -imena-znamenitostej .html (дата обращения: 16.12.2015).

12. Разоблачение века: псевдонимы звезд [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.tbeauty.ru/celebrities/famous/razoblachenie-veka--psevdonimy-znamenitostey/ (дата обращения: 13.12.2015).

13. Реестр никнеймов Nick-Name.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://nick-name.ru/ (дата обращения: 17.12.2015).

14. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эсте-тический потенциал [Текст] : моногр. — Волгоград : Перемена, 2000. — 172 с.

15. Ястатус [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://yastatus.com/ niknejmy/ (дата обращения: 18.12.2015).

THE LIST OF REFERENCES

1. Vrublevskaya, O.V. Demonstrativnost' lichnogo imeni: modnye tendentsii [Ostentation of personal name: fashion trends] [Text] // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. — 2015. — N 2/32. — P. 221-225.

2. Golomidova, M.V. Russkaya antroponimicheskaya sistema na rubezhe vekov [Russian anthroponymic system at the turn of the century] [Text] // Problems of onomastics. — 2005. — N 2. — P. 11-22.

3. Gofman, A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya [Fashion and people. New fashion theory and fashion behavior] [Text]. — 3rd Ed. — St. Petersburg : Piter, 2004. — 208 p.

4. Kak zvuchat nastoyaschie familii zvezd rossiyskogo shou-biznesa [How real names of stars of Russian show business do sound] [Electronic resource]. — Access : http://www.kak-prosto.ru/kak-843762-kak-zvuchat-nastoyaschie-familii-zvezd-rossiyskogo-shou-biznesa (accessed: 16.12.2015).

5. Kryukova, I.V. Nauchnye podkhody k issledovaniyu modnogo imeni [Scientific attitudes to the study of fashion name] [Text] // Onomastic Sciences. — Kiev : Publishing. Houseof Dmitry Burago, 2015. — N 6. — P. 24-28.

6. Kto est' kto: nastoyaschie imena zvezd [Who is who: the real names of the stars] [Electronic resource]. —Access : http://www.wday.ru/stil-zhizny/vibor-redakcii/kto-est-kto-nastoyaschie-imena-zvezd/5/ (accessed: 12.12.2015).

7. Mustayoki, А. Metayazykovoy portret modnykh slov [Metalinguistic portrait buzz words] [Text] / А. Mustayoki, I.T. Vepreva // Computational Linguistics and Intellectual Technologies: Based on the annual Intern. Conference. "Dialogue". — Moscow : Publishing house of RGGU, 2015. — Ed. 14/21. — Vol. 1. — P. 453-467.

8. Nicknames You Nick Name [Electronic resource]. — Access : http://you-nickna-me.ru/user/all (accessed: 17.12.2015).

9. Podol'skaya, N.V. Slovar' russkoy onomasticheskoy terminologii [The dictionary of Russian onomastic terminology] [Text] / executive ed. A.V. Superanskaya. — 2nd ed., pererab. i dop. — Moscow : Science, 1988. — 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Psevdonimy i nastoyaschie familii zvezd shou-biznesa [Aliases and real names of the stars of show business] [Electronic resource]. — Access : http://www.pkgid.ru/ index.php?id=277&name=News&op=view (accessed: 14.12.2015).

11. Psevdonimy i real'nye imena znamenitostey [Aliases and real names of celebrities] [Electronic resource]. — Access : http://webfacts.ru/interesnye-facty/show-biznes/psevdonimy-i-realnye-imena-znamenitostej.html (accessed: 16.12.2015).

12. Razoblachenie veka: psevdonimy zvezd [Exposure of the century: star's aliases] [Electronic resource]. — Access : http://www.tbeauty.ru/celebrities/famous/razoblachenie-veka--psevdonimy-znamenitostey/ (accessed: 13.12.2015).

13. Reestr nikneymov [Register of nicknames] Nick-Name.ru. [Electronic resource]. — Access : http://nick-name.ru/ (accessed: 17.12.2015).

14. Suprun, V.I. Onomasticheskoe pole russkogo yazyka i ego khudozhestvenno-ehsteticheskiy potentsial [Onomastic field of Russian language and its artistic and aesthetic potential] [Text] : monogr. — Volgograd : Peremena, 2000. — 172 p.

15. Yastatus [Electronic resource]. — Access : http://yastatus.com/niknejmy/ (accessed: 18.12.2015).

O.V. Vrublevskaya

ANTHROPOMORPHIC PERIPHERY AS AN ACTIVITY ZONE OF LINGUISTIC FASHION

Fashion influences various spheres of human life and activity. Proper names mirror social processes, register social changes, and are greatly influenced by fashion. The paper treats peripheral anthroponyms, specific pseudonyms and nicknames from the point of view of their fashionability, a concept developed by a sociologist A.B. Gofman, who maintains that a fashionable object should be modern, universal, prominent, and playful. The analysis of scenic pseudonyms shows that in the PostSoviet period the models of pseudonym formation have acquired a greater variety. A pseudonym can be represented by a hypocoristic form of a personal name, a rare name, a precedent name, or an onymous appellation. Some scenic pseudonyms are abbreviated, which is not usually typical of anthroponyms. Some nicknames are formed with the help of combinations of uppercase and lowercase letters, combinations of letters and figures or other signs. Freedom and anonymity granted by the virtual reality account for the fact that virtual nicknames are playful. The article focuses on fashionable tendencies of scenic pseudonyms and nicknames formation.

anthroponyms, nicknames, fashion, fashionable tendencies, scenic pseudonyms, linguistic

fashion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.