Научная статья на тему 'Антропокосмизм в трудах Валерия Николаевича Сагатовского'

Антропокосмизм в трудах Валерия Николаевича Сагатовского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шитиков С.Э., Божко Е.И., Ланденок А.В.

Раскрывается сущность концепции антропокосмизма, на основе трудов известного в узких кругах русского философа В. Н. Сагатовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропокосмизм в трудах Валерия Николаевича Сагатовского»

Секция «Место России в процессе освоения космоса »

20 миллионов долларов. С июля 2007 г. стоимость полета возросла до 30-40 миллионов долларов [3].

Развитие космического туризма очень перспективная отрасль и все полученные деньги тратятся на развитие космонавтики, моделирование и создание частных космических кораблей многоразового пользования. Организация космических полетов полноценный и рентабельный бизнес, поэтому компании придумывают все новые и новые услуги. Космический туризм не ограничивается орбитальными и суборбитальными полетами. Уже планируется в ближайшие несколько лет организовывать путешествия к Луне, строительство космических отелей. Но позволить себе такие путешествия могут только миллионеры, поэтому компании задумываются над популяризацией и доступностью космических полетов для обычных граждан. Например, компания ShareSpace Foundation предлагает космическую лотерею, где есть шанс выиграть путевку в космос. Компания Virgin Galactic обещает начать возить туристов за 200 тысяч долларов с человека и так далее [3].

Причин для развития космического туризма предостаточно:

- Люди хотят летать в космос.

- Большинство идей можно воплотить в жизнь, хоть и в перспективе.

- Это один из самых простых способов заработать на «неиссякаемых космических ресурсах».

- Это интересно.

Но при всем при этом NASA является противником космического туризма из-за крушения шаттла

«Челленджер», с находившимися на борту космонавтами и Кристи Маколифф, которая могла бы стать первым космическим туристом. NASA мотивирует свой отказ тем, что непрофессионалам не место в космосе. Но в 2004 г. Джордж Буш подписал закон, регламентирующий права на проведение частных полетов людей в космос на свой страх и риск [3]. Да, уровень космической техники еще не настолько развит, ей еще далеко до совершенства. Космический туризм является той движущей силой, которая побуждает страны совершенствовать летательные аппараты, придумывать услуги, бороться за клиентов. Так как все полученные деньги идут на развитие космонавтики и повышение престижа страны.

Как мы видим, космический туризм довольно таки быстроразвивающаяся отрасль космонавтики. Это и увлекательное путешествие, и рентабельный бизнес. И можно надеяться, что в недалеком будущем космические полеты действительно станут доступны каждому. И мечты дерзких ребят станут реальностью.

Библиографические ссылки

1. URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/KocMu4ec-кийтуризм.

2. URL : http://www.computerra.ru/xterra/33712/

3. URL : http://www.3dnews.ru/editorial/space-ships.

© Цориева Э. А., Сидоров И. Т., 2010

УДК 113

С. Э. Шитиков, Е. И. Божко Научный руководитель - А. В. Ланденок Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНТРОПОКОСМИЗМ В ТРУДАХ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВИЧА САГАТОВСКОГО

Раскрывается сущность концепции антропокосмизма, на основе трудов известного в узких кругах русского философа В. Н. Сагатовского.

Антропокосмизм изучали многие ученые, у его истоков стоял такой известный ученый как В. И. Вернадский которым написано множество трудов в этой области. Однако существовали труды и других, менее известных философов среди них В. Н. Сагатовский. При рассмотрение трудов антро-покосмистов часто рассматриваются труды В. И. Вернадского и Н. Ф. Федорова. Необходимо проанализировать труды В. Н. Сагатовского, поскольку следует изучить иные взгляды на проблему антропокосмизма.

В основе любого целостного философского учения лежит некая исходная авторская интуиция, так называемая «пра-идея», порождающая данную целостность: огонь Гераклита, «пещера» Платона, монада Лейбница и т. д. В основе антропокосмическо-

го учения В. Н. Сагатовскго лежит, прежде всего, фундаментальный настрой любви к миру: это «философия света и радости...». Таким образом, очевиден главный объект исследований В. Н. Сагатовского - Антропокосмизм [1, с. 13].

Термин «антропокосмизм» - это сторона русского космизма, однако впервые этот термин введен в 1930-е годы биологом Николаем Григорьевичем Холодным. Он совершенно четко противопоставил антропокосмизм антропоцентризму. Антропоцентризм - это тот философско-мировоззренческий принцип, который, является духовной основой глобальных проблем современности: человек превыше всего. Все что вне человека - это средство для решения его проблем, это всего лишь сырье, «постав», как говорил Хайдеггер и не более того. Однако по

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

мнению В. Н. Сагатовского для русской философии такое отношение к миру совершенно неприемлемо. Антропокосмизм в отличие от антропоцентризма говорит о том, что человек с окружающим миром, с природой не враги, не соперники, и наш принцип отношения к миру - это не воля к власти - подчинить и использовать, это воля к любви, это воля к гармонии с миром, воля к совершенствованию мира. В своих трудах В. Н. Сагатовский отмечал, что такие известные черты русской философии и ее категории как софийность, соборность, и другие - это проявления антропокосмизма. Во-первых, в религиозном плане соборность - это единство людей через их любовь к Богу. При этом люди самоценны для Бога, Бог любит людей, и люди, соответственно любят Бога. Однако, по его мнению, в русской философии это понятие давно приобрело светский характер; соборность - это паритет между целым и индивидуальностью. Соборность предполагает, что люди едины с целым не в силу того, что оно ими манипулирует, а в силу того, что они относимся к нему, признают самоценность природы, самоценность человечества, самоценность своего народа, и так далее [2].

Антропокосмистская точка зрения В. Н. Сагатов-ского утверждает принципиальное стремление к утверждению и укреплению жизни, обладающей взаимными негэнтропийными (софийными) тенденциями к развивающейся гармонии всего сущего на любых его уровнях, отрицающей зло - абсолютное господство какого-то одного начала (от Бога до эгоцентричной индивидуальности). Высшее благо ^иттитЬопит), следовательно, выступает как развивающаяся гармония, счастье - как переживание сопричастности к ней, а зло и несчастье - как принципиальное утверждение дисгармонии и выбор соответствующих («демонических») переживаний. Философская идея В. Н. Сагатовского дает Ответ на Вызов современности. На тот Вызов, который бросают выживанию человечества глобальные проблемы мирового сообщества. Этот Ответ заключается в принципиальной мировоззренческой переориентации [4]. Эта переориентация состоит не в голом отрицании ключевых ценностей Запада и Востока, но в творческом синтезе их лучших сторон, как моментов нового целостного мировоззрения. «Это мировоззрение антропокосмистское по своим основаниям, ноосферное по своей устремленности и православно-христианское по преемственности духовных традиций... В основе этого мировоззрения лежит следующая цепочка ключевых ценностей, которые одновременно являются категориями, раскрывающими существо русской идеи... Соборность конкретизируется во всеединстве и софийности. Вместе эти категории обосновывают идеал Общего Дела, который предстает как созидание ноосферы. Это созидание требует организации взаимодействия между людьми на основе правды отношений и человеческого поведения как ответственного поступка -

события, совершенствующего ткань человеческого и мирового бытия» [3, с. 18].

Как отмечает В. Н. Сагатовский, не принимая новых догм о «конце метафизики», смерти Бога и человека и стремясь избежать крайностей как идеологической ангажированности, так и «игры в бисер», он последовательно разрабатывал целостную философскую концепцию «развивающейся гармонии» как основу ноосферного мировоззрения. Искомая целостность, по убеждению В. Н. Сагатовский, задается онто-антропологическим принципом (укорененность сущностных человеческих качеств в атрибутах бытия) и принципом взаимодополнительности нередуцируемых друг к другу уровней бытия (способов существования, данности друг другу). Такими уровнями являются материя (существующая относительно объективных взаимодействий), идеальное (душа, экзистенция), существующее относительно субъективной интерпретации, и трансцендентное (дух), как непредикативная самотождественность целого. Этот подход позволил в метафилософии рассмотреть философствование как рефлексию предельных оснований и сущностных возможностей отношения человека к миру.

Следовательно, антропокосмизм формировался, прежде всего, как духовный феномен. Однако В. Н. Сагатовский также отмечает, что это означает формулировку жесткой альтернативы: глобальная катастрофа в XXI столетии или переоценка ценностей, позволяющая не только выработать, но и реализовать новую глобальную - ноосферную и антро-покосмистскую - стратегию.

Таким образом, разрабатываемая философом концепция служит обоснованием философско-мировоззренческого направления - антпропокос-мизма, в котором на смену антропоцентризму (приоритет человека) и тео- или космоцентризму приходит идея паритета, диалога и сотворчества человека и мира. Реализацией идей антропокосмизма должна явиться стратегия движения к ноосфере как развивающейся гармонии личности, общества и природы на основе принятия самоценности каждой из сторон; и это - единственная альтернатива глобальной катастрофе.

Библиографические ссылки

1. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. 1. СПб. : Алаборг, 2007.

2. Сагатовский В. Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб.: Алаборг, 2004.

3. Сагатовский В. Н. Что такое гуманитарное развитие общества? // Соц.-гуманит. журнал. 2002. № 3. С. 15-33.

4. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб. : Алаборг, 2006.

© Шитиков С. Э., Божко Е. И., Ланденок А. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.