Научная статья на тему 'Антитеневые аспекты механизма обеспечения экономической безопасности'

Антитеневые аспекты механизма обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябко Д.Б.

В данной статье автор рассматривает теневую экономику в контексте угроз экономической безопасности государства, определяет направления негативного воздействия теневых отношений на развитие национального хозяйства и обозначает приоритеты формирования механизма обеспечения экономической безопасности с учетом антитеневых аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антитеневые аспекты механизма обеспечения экономической безопасности»

Список литературы:

1. Гусев В.С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйственных субъектов. Учебник - СПб.: ТД «Очарованный странник», 2001. -С. 15.

2. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. - М: «Маркет ДС», 2003. - С. 111.

АНТИТЕНЕВЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Рябко Д.Б.

Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Ростов-на-Дону

В данной статье автор рассматривает теневую экономику в контексте угроз экономической безопасности государства, определяет направления негативного воздействия теневых отношений на развитие национального хозяйства и обозначает приоритеты формирования механизма обеспечения экономической безопасности с учетом антитеневых аспектов.

Экономическая безопасность представляет собой важнейшую составляющую национальной безопасности, поскольку сфера экономики является основой деятельности государства. В современных условиях эта проблема приобретает приоритетное значение ввиду формирования множества нерегулируемых и неуправляемых факторов, перестающих в угрозы. Экономическая безопасность представляет собой эффективное государственное управление, гарантирующее удовлетворение общественных потребностей, охрану жизнедеятельности граждан, защиту от внешних и внутренних угроз, поддержание стабильности в социально-экономической и политической сферах, а также институциональную поддержку механизма на основе «выращивания» институтов защиты и регулирования экономических интересов субъектов национальной экономики.

В классификациях факторов и угроз, представленных в работах по проблемам национальной и региональной безопасности, одно из ведущих мест отводится теневым аспектам экономической деятельности, которые должны быть учтены при разработке механизма обеспечения экономической безопасности государства. Теневая экономика рассматривается предпринимателями как бизнес с более высокой текущей доходностью по

сравнению с законной деятельностью. В связи с этим, мотивом и целью деятельности субъектов теневого рынка является максимизация прибыли в результате использования незаконных механизмов предпринимательства. Реализация этих механизмов связана с уклонением от уплаты налогов, сокрытием прибыли или ее части, выведением в «тень» всей деятельности, нелегальным производством товаров и услуг, экономическими преступлениями. Более высокая рентабельность предприятий теневого сектора приводит к перераспределению ресурсов в пользу теневой экономики, искажению соотношения цен, замене продукции формального сектора более дешевыми товарами теневого сектора [3].

Теневое поведение представителей власти, определяемое как коррупция, нарушает макроэкономическую стабильность государства в результате блокирования механизма конкуренции, создания дополнительных административных барьеров, неэффективной налоговой системы и ренто-ориентированной внешнеэкономической политики. В Концепции национальной безопасности коррупция определена как одна из серьезнейших угроз развития общества. Причем коррупция дестабилизирует не только экономическую сферу, подрывая основы конкурентной борьбы, сдерживая инновационные и инвестиционные возможности предпринимательства вследствие высокого «коррупционного налога», но и другие стороны общественной жизни. Например, коррупционность государственных структур снижает авторитет власти, развивает дезорганизацию чиновников в процессе реализации формальных полномочий, одновременно организуя их теневые отношения. Формируется «меркантильное» отношение со стороны мирового сообщества к стране, власть которой решает общеэкономические проблемы с помощью «откатного» механизма, что сказывается на развитии негативных тенденций в политической сфере. Происходит отчуждение социального сектора от политики, воспринимаемой ее как очередные попытки государства создать дополнительные препятствия повышению благосостояния общества.

Взаимодействие власти и предпринимательства в данном контексте определяется как взаимосвязь и взаимовлияние двух субъектов теневого рынка, стимулирующие дестабилизацию национальной экономики. Возможность участия одного из вышеуказанных субъектов в теневом секторе обусловлена зависимостью интересов обеих сторон. Стремление представителей предпринимательства к получению прибыли любым путем (в том числе и незаконным) должно быть подкреплено поддержкой со стороны государственных и муниципальных структур, иначе говоря, «лояльностью» власти девиантному поведению теневиков, приносящей дополнительный доход чиновникам. Реализация интересов подобным образом не является законной, поскольку чиновник не имеет права получать вознаграждение за использование должностных полномочий в личных целях, а

предприниматель должен соблюдать действующее законодательство, участвуя в добросовестной конкурентной борьбе за рыночную долю.

Негативное воздействие теневых отношений на состояние экономической безопасности выражается в следующем. Происходит сокращение валового внутреннего продукта за счет сокрытия значительной его части в тени. По разным оценкам доля теневого сектора составляет 50-60% от ВВП. Снижение привлекательности российского реального сектора экономики для иностранных и национальных инвесторов связывают с высоким уровнем коррупции, искажающей рыночные принципы в пользу предпринимателей-теневиков, разбалансированностью банковской системы и проникновением в сферу кредитно-денежных отношений теневых схем использования оффшоров для сокрытия прибыли. Низкий уровень развития инновационного сектора экономики обусловлен ориентацией на высокорентабельные сырьевые отрасли промышленности, привлекающие теневые структуры ввиду отсутствия механизма эффективного контроля за товарным потоком.

Механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, направленных на сдерживание и преодоление экономических угроз. Элементами механизма являются:

- субъекты - это органы государственной и муниципальной власти, предприниматели, граждане;

- объекты - это социально-экономические отношения внутри государства и за его пределами;

- методы обеспечения безопасности - мониторинг экономической ситуации на основе анализа объективных данных, прогнозирование внутренних и внешних угроз, выработка пороговых значений показателей безопасности, деятельность государства по пресечению выявленных угроз и сдерживанию потенциальных.

Разработка доктрины экономической безопасности, представляющая собой формирование стратегии функционирования вышеуказанного механизма, должна идти в направлении детеневизации экономики. В качестве приоритетных направлений преодоления дальнейшей теневизации общественных отношений ряд авторов выделяют укрепление властной вертикали, разграничение функций контроля теневой экономики между государственными структурами, сдерживание коррупции, адаптацию законодательной базы требованиям антитеневой политики, декриминализацию экономических отношений, восстановление социально-психологического климата в стране, создание прозрачной системы взаимодействия государства и общества [2]. На наш взгляд, обеспечение транспарентности отношений власти и общества является одним из важнейших условий сокращения теневого сектора. Эффективность транспарентности во многом

определяется уровнем технологий информационного общества, предоставляющих новые возможности для борьбы с теневой экономикой. С помощью данных технологий обеспечивается доступность информации о нормативно-правовой, организационно-распорядительной деятельности органов государственной и муниципальной власти. Формируется новая парадигма взаимодействия общества и власти - опосредованное компьютерными технологиями. В развитых странах мира широко используется термин «электронное правительство» - система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации [4]. Иначе говоря, это государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением и предпринимательскими структурами. Компьютерный «посредник» неподкупен, объективен (с точки зрения запрашиваемой информации), оперативен. Дальнейшее внедрение и развитие этой системы в российской практике будет способствовать повышению открытости и честности власти, росту доверия к ней со стороны населения. Основной проблемой на сегодняшний день остается слабый уровень информатизации общества - это и отсутствие необходимых средств связи у населения, и нехватка навыков работы с современными технологиями. В то же время, издержки разрешения этой проблемы ничтожно малы по сравнению с приобретаемым потенциалом информационной сферы. Возможности развития теневого сектора и коррупции формируются только в ситуации информационной закрытости общества, следовательно, ее преодоление - это серьезный шаг в широко декларируемой борьбе с теневой экономикой.

Положительные аспекты вовлечения информационных технологий в механизм антитеневой деятельности и экономической безопасности демонстрирует пример стран Западной Европы и США, относящиеся к странам с наименьшей долей теневого сектора экономики. В работе правоохранительных органов этих государств большую роль играют информационно-аналитические технологии, создание и анализ банков данных, содержащих объемную информацию о совершенных правонарушениях, операциях теневых субъектов, наиболее часто встречающихся рисках экономической деятельности. В США, Франции, Великобритании, Австралии действуют методики мониторинга и пресечения операций по легализации доходов, полученных незаконным путем, разработанные специализированными структурами. На базе электронно-вычислительной техники осуществляется систематический сбор и анализ информации, соединяются различные, на первый взгляд разрозненные факты, на основе которых формируется доказательная база по конкретным делам теневых субъектов. С помощью специфического программного обеспечения появляется возможность реализовать на практике метод «свободной выборки текста», метод CAFS (Contents Addressable File Store), основанный на контент-

анализе, методы «розыскной корреляции» (Fahn-dungsabgleich), «сетевого выявления», «растрового поиска» (Ermittlungsraster) [1]. С помощью данных методов исследуются данные, собранные различными государственными и частными структурами, осуществляется выход на интересующие объекты, моделируются ситуации и прогнозируется поведение теневых субъектов. При использовании перечисленных методов в механизм обеспечения экономической безопасности и борьбу с теневой экономикой вовлекаются не только финансовые, налоговые службы, но и пограничные, таможенные органы, полицейские структуры и спецслужбы.

По мнению специалистов, занимающихся разработкой и внедрением программы «Электронная Россия», реализация которой рассчитана до 2010 г., в России сформированы достаточно благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Однако, возникает проблема, требующая незамедлительного решения - это проблема безопасности государственных информационных систем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности. Таким образом, механизм обеспечения экономической безопасности должен характеризоваться комплексностью и не только учитывать теневую составляющую общественных отношений, но и поддерживать качество используемых методов и технологий - в частности, информационных. Формирование на его основе партнерства в модели взаимодействия «государство-общество», основанного на силе гражданского общества и подконтрольности власти с одной стороны, и повышение деловых и нравственных качеств государственных служащих с другой стороны, предельно транспарентной системы обмена информацией, позволит консолидировать усилия по борьбе и с теневым сектором экономики, и с «теневым» государственным управлением тем более, что качественные шаги в этом направлении уже сделаны [5].

Список литературы:

1. Бобырев В.В. Теневая экономика: деятельность международных и правоохранительных организаций. - М.: Высшее образование и Наука, 2002. - С. 122.

2. Головко М.В. Основные проблемы государственного регулирования теневой экономики/Актуальные проблемы и факторы совершенствования системы государственного и муниципального управления современной России. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Ростов-н/Д.: Изд-воСКАГС, 2007. - С. 400.

3. Красников А.Ф. Теневая экономика и экономическая преступность / Информация на сайте www.newasp.omskreg.ru.bekryash.

4. www.it-gov.ru.

5. Доклад Общественной палаты РФ от 21.12.2006 г. «Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты» на сайте www.crime.vl.ru.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Ухтомский В.Г., Хухарев А.В.

Ярославский государственный технический университет, г. Ярославль

В работе приведены результаты исследования практического построения и использования системы экономической безопасности промышленного предприятия и методов оценки эффективности мероприятий по ее обеспечению.

К проблемам, связанным с обеспечением экономической безопасности предприятий можно отнести недостаток на предприятиях квалифицированных специалистов, устаревшие технологии и производственное оборудование, уровень исполнения договорных обязательств, а также высокая криминализации общества. Не решена до конца и задача создания и применения системы оценки и обеспечения экономической безопасности.

Однако службы безопасности во многих случаях не имеют у себя разработанной на научной основе системы обеспечения экономической безопасности предприятий, включающей в себя не только теоретическую базу, но и методики оценки уровня безопасности.

Для того чтобы реально достигнуть требуемый уровень защиты необходимо осознать, что затраты на экономическую безопасность неизбежны, определить зависимость между затратами и их результатами, т. е. оценить эффективность осуществляемых мероприятий.

Объектом исследования по данной проблеме явилось крупное машиностроительное предприятие Ярославской области. Завод несет большие материальные потери вследствие неэффективного планирования и управления активами предприятия; ущерба от брака из-за устаревания оборудования и несовременных технологий в производстве, а также нехватки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.