Научная статья на тему 'Антироссийская направленность образования современной Украины'

Антироссийская направленность образования современной Украины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
925
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ОБРАЗОВАНИЕ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / UKRAINE / EDUCATION / FALSIFICATION OF HISTORY / RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мунчаев Шамиль Магомедович

В статье рассмотрена направленная трансформация изложения исторических фактов о российско-украинских взаимоотношениях в образовательных программах Украины. Автор анализирует методы формирования взглядов молодежи Украины как внутри страны так и во время обучения за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the directional transformation of presenting historical facts about Russian-Ukrainian relations in the educational programs of Ukraine. The author analyzes the methods of forming attitudes of Ukrainian youth in the country and during their study abroad.

Текст научной работы на тему «Антироссийская направленность образования современной Украины»

Антироссийская направленность образования

современной Украины

Ш.М. Мунчаев

В статье рассмотрена направленная трансформация изложения исторических фактов о российско-украинских взаимоотношениях в образовательных программах Украины. Автор анализирует методы формирования взглядов молодежи Украины как внутри страны, так и во время обучения за рубежом.

Ключевые слова: Украина, образование, фальсификация истории, русский язык

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 1. С. 83-96.

США и их союзники через всевозможные НПО, фонды, гранты, СМИ, «пятые колонны», Интернет и т.д. и т.п. смогли изменить взгляды многих людей на историческое прошлое России, Украины, Казахстана, Молдавии, Узбекистана и других государств на постсоветском пространстве. На протяжении более двух десятилетий в сознании подрастающих поколений народов бывшего Советского Союза целенаправленно формировался и формируется образ Российской империи и СССР как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала подвластные ей народы.

Однако исторические факты со всей убедительностью свидетельствуют об обратном. Именно Россия, в том числе и в советский период истории, оказывала масштабную помощь всем республикам СССР в становлении их народного хозяйства и в развитии культуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно любому непредупрежденному человеку хотя бы бегло ознакомиться с опубликованными материалами различных лет, в том числе с изданными в советских республиках.

К сожалению, после распада СССР многое на постсоветском пространстве стало меняться не в лучшую сторону. Отметим, что, по подсчетам специалистов, в конце советского периода дотации национальным республикам из центрального бюджета (значительная часть которого формировалась за счет России) составляли 50 млрд руб. В большин-

Мунчаев Шамиль Магомедович - доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры истории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Адрес для корреспонденции: cspgo@mail.ru

84

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

стве стран ближнего зарубежья, к сожалению, сегодня об этом стали «забывать»; более того, собственные исторические ошибки стремятся приписать России, представляя ее историю в негативном свете. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться хотя бы с учебниками по истории для школ и вузов этих стран.

Подтверждает данную тенденцию и содержание доклада Национальной лаборатории внешней политики за 2009 г., в котором проанализировано преподавание истории XX века в школах постсоветских государств. Для доклада использован материал около 90 учебников из 12 стран бывшего СССР: Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины, Эстонии [1].

Учитывая украинский вектор нашего повествования, обратимся к учебникам по истории, появившимся на Украине в постсоветский период. Необходимо отметить, прежде всего, что «современные украинские историки» сочиняли историю Украины на гранты НПО, как правило, находящихся под патронажем Государственного департамента США и его сателлитов.

«Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой народной миссии предков и о «заклятом враге» [2].

Достаточно небольших усилий, чтобы определить три направления фальсификаций, которые, как ни странно, присутствуют почти во всех учебниках обозначенных государств. Во-первых, все эти «независимые государства», оказывается, на протяжении всей своей истории вели непрерывные войны с Россией и СССР за свою независимость и в этой борьбе потеряли миллионы своих граждан. Во-вторых, все перечисленные выше государства на протяжении столетий тесно были связаны с европейской политической и культурной средой, поэтому их история -составная и неотъемлемая часть европейской истории. В-третьих (это искажение носит особо агрессивный и бездоказательный характер), Россия - это враг, нещадно эксплуатировавший эти «государства» на протяжении веков.

Отношения с русскими в рассматриваемых учебниках изображаются как постоянная череда войн и нашествий, в результате чего народы всегда оказывались под игом Москвы или «москалей». За перечислением сожженных городов, убитых крестьян, разоренных хозяйств

Мунчаев Ш.М. Антироссийская направленность образования Украины

85

и предприятий в сознание школьника, гимназиста, лицеиста и студента настойчиво прививается миф о тысячелетнем конфликте цивилизаций и глубокое убеждение, что геополитические и экономические корни этого конфликта никуда не исчезли, а с каждым годом все более углубляются и расширяются.

Следует также отметить, что ряд видных представителей постсоветских стран не только пишут об этом, но и нередко требуют: «Россия, покайся!», т.е. признай «геноцид», «голодомор» и т.д., и т.п. Нашлись ученые мужи, которые уже подсчитали моральный и материальный ущерб, нанесенный Россией и Советским Союзом этим странам. Ну а для того, чтобы эти знания стали убеждениями и программой действий на всю жизнь, важно, чтобы молодежь новых государств никогда не смогла прочесть историческую литературу на русском языке, т.е. узнать другую точку зрения на конкретные исторические события. В этих целях, как под копирку, проводится ликвидация школ и вузов с преподаванием на русском языке. Так, на протяжении всего постсоветского периода на Украине наблюдается перманентный процесс сокращения сферы применения русского языка1. Это видно на примере уменьшающегося количества русских школ, что прямо нарушает ст. 27 Закона Украины «О языках» от 1989 г., в которой говорится, что «изучение во всех общеобразовательных школах украинского и русского языков являются обязательным». Только за 2009-2010 гг. было закрыто более 650 русских школ, и в 2010 г. в Киеве осталось всего 6 русскоязычных школ.

Еще более сложная ситуация складывается в высшей школе Украины, где на сегодняшний день не осталось ни одного украинского вуза с официально применяемым русским языком обучения. Из-за сопротивления Киева до сих пор не подведена правовая основа под работу филиалов российских вузов на Украине. Более того, существует запрет говорить по-русски на территории общеобразовательных школ как учителям, так и ученикам в некоторых западноукраинских регионах. Согласно распоряжениям властей этих регионов, русская речь и песни на русском языке не должны звучать в учебных заведениях, местах общественного пользования, а также на массовых мероприятиях.

Что касается запрета показа советских и российских фильмов на русском языке, который недавно вступил в силу, приведем лишь официальный комментарий департамента информации и печати МИД РФ от 15.01.2008 в связи с решением Конституционного суда Украины о

1 Из почти 48 млн граждан Украины, согласно статистике, русскими себя считают около 20%.

86

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

дублировании на украинский язык фильмов иностранного производства: «Вызывает озабоченность недавнее решение Конституционного суда Украины о необходимости дублирования либо субтитрирования на украинский язык фильмов иностранного (в том числе российского) производства, поступающих в кинопрокат Украины. Это явилось очередным подтверждением нежелания украинских властей полностью добросовестно выполнять свои международные обязательства. Предпринимаемые действия в области кинематографии не соответствуют ст. 11 Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, предусматривающей поощрение властями распространения кинопродукции на языках меньшинств» [3].

По решению ВАК Украины, все диссертации должны быть написаны на украинском языке, что находится в явном противоречии со ст. 3 Закона Украины «О языках», в соответствии с которой «в Украине результаты научно-исследовательских работ оформляются на украинском или русском языках». В начале апреля 2008 г. министр культуры Украины сделал заявление, в котором назвал украинских артистов, предпочитающих выступать на русском языке, лакеями России: «те лакеи, что пользуются на сцене этим языком, думают, что они охватят более широкие зрительские массы и завтра станут более популярными. Однако это - самообман, это комплекс младшего брата» [4].

Последовательная государственная политика приносит свои негативные результаты. «В большинстве постсоветских государств подавляющее большинство участников опроса - от 70% до 90% - не выразили желание начать изучение русского языка или повысить его уровень. Особенно редко желание учить русский язык проявляли участники опросов в Литве, Украине и Латвии (менее 10% от опрошенных) [5].

Бросается в глаза склонность многих украинских авторов отрицать общность происхождения русских, украинцев и белорусов, которые, по их мнению, никогда не составляли единой древнерусской народности и не имели общего языка, культуры и государственности. Опровержение этого тезиса можно найти уже в «Киевском синопсисе» 1674 года издания. «Сочинение ректора Киевско-Могилянской коллегии, архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентии Гизели, составленное вскоре после Переяславской рады, утвердившей присоединения Украины к России... в течение целого века исполняло роль единственного учебника истории... Синопсис интересен уже тем, что ясно доказывает: идея объединения всего русского народа под властью единого государства рождена была не в Москве, а в юго-западных землях и оформлена в Киеве. Сейчас, когда у соседей одна за другой издаются книги, авто-

Мунчаев Ш.М. Антироссийская направленность образования Украины

87

ры которых возводят украинскую государственность к скифам и сарматам, особенно сильно звучит древний текст, в котором есть «Русь», «Россия», «Земля русская», «Российская земля», «Земля Российская», «государство русское», «все государства Российские», «все Княжения Российские», «Государство Российское». В последних главах появляются «Великая и Малая и Белая Россия». Ни слова «Украина», ни производного «украинский» в «Синопсисе» нет» [6].

В приведенной цитате упоминается историческая дата - объединение славянских народов по решению Переяславской рады 18 января 1654 г. В трактовке современных украинских «летописцев» никакой присяги не было, подлинных Мартовских статей договора между Б.Хмельницким и Москвой не найдено, а хитрые «москали» обманули украинцев и загнали их в свое ярмо. Нескрываемой симпатией пользуются такие исторические личности, как гетман Иван Выговский и Петр Дорошенко, пытавшиеся разорвать союз с Москвой. А Конотопская битва 1659 г., в которой украино-татарское войско разбило русских воевод, провозглашается величайшей победой украинских полководцев.

Период XVIII-XX вв., по мнению ряда современных украинских «историков», - это мрачная страница жизни народа: крепостничество, русификация и подавление национальной культуры. Об этом пишут много и охотно. Так, например, эту тему не обошли в преддверии 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя; в его творчестве и общественной деятельности усердно ищут антироссийские черты. О положительном, как всегда, молчат.

К юбилею писателя перевели на украинский язык его знаменитое произведение «Тарас Бульба». Очень детально об этой работе украинских «переводчиков» пишет в «Литгазете» А.Воронцов: «Вместо «вся южная первобытная Россия» «переведено»: «Украша, весь правнш твдень», вместо «широкая разгульная замашка русской природы» -«широкий гуляцкий зам1с украшской нутури», вместо «как только может один русский» - «як ум1е тшьки козак» [7]. Подобных примеров можно привести очень много.

Знаковым событием в учебниках украинской истории XX в. является тема голодомора 1923-1933 гг.; по утверждению их авторов, он был искусственно организован Москвой. Число его жертв вместе с репрессиями того времени неуклонно увеличивается от публикации к публикации и уже достигло астрономической цифры в 20 млн человек. Об этом событии в нашей истории пишут и российские СМИ: «Правда же заключается в том, что голод 1923-1933 годов, по оценкам уче-

88

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

ных, охватил основные зерновые районы СССР - Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, значительную часть Центральной Черноземной области, Казахстана, Западную Сибирь и Южный Урал... От голода тогда погибло до 8 млн человек. На Украине - 3,5 млн, в Казахстане и Киргизии - 2 млн, в РСФСР - 2,5 млн» [8]. Несмотря на эти просчитанные тысячи раз и разными специалистами цифры потерь, бывший президент Украины В.Ющенко объявил 2008 г. «годом памяти жертв голодомора». Даже был подготовлен законопроект об установлении уголовной ответственности за отрицание голодомора.

К кампании голодомора на Украине подключился и пресс-секретарь МИД Украины В.Кырылыч, который в апреле 2008 г. заявил, что «голодомор в Украине, на территории Украины, собственно, был направлен не на то, на что эта акция работала на других территориях Советского Союза». В Украине, по его словам, это был «не голод, а последовательная, отработанная, так сказать политическая машина», целью которой было загнать в гроб «украинца как такового» [9].

Особое место в учебниках по истории и в СМИ ближнего зарубежья занимает период, связанный со Второй мировой войной. Анализируя соответствующие материалы, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, на Украине исчезло понятие «Великая Отечественная война», а появилась «Вторая мировая война», в которой украинцы сражались друг против друга за независимость от немецкого и русского господства. Другая позиция, характерная для целого ряда стран ближнего зарубежья, - ведущаяся полным ходом фактическая и юридическая реабилитация тех, кто сражался против Советской армии. Коллаборационистам устанавливают памятники, называют их именами улицы, поселки, учебные заведения. Государственные органы награждают их орденами и назначают высокое пенсионное содержание. Им посвящаются статьи и телепередачи, страницы учебников по истории пестрят их биографиями и «подвигами».

Украинские националисты активно поддержали идею В.Ющенко о создании в Киеве пантеона героев - своего рода символа государственности. На этом кладбище у Днепра можно было бы под одной крышей перезахоронить весь цвет украинского национально-освободительного движения: останки гетмана Мазепы, Степана Бандеры, Семена Петлюры, Шухевича - эсэсовца, а ныне героя Украины [10]. В этой связи необходимо отметить, что в Риге, Тбилиси и Киеве созданы «музеи», где собраны «экспонаты» об оккупации, голодоморе и т.п. Эти заповедники махрового антироссийского содержания, курируются, как правило, первыми лицами этих государств.

Мунчаев Ш.М. Антироссийская направленность образования Украины

89

Обращаясь к последующему периоду новейшей истории, а именно к 1950-1980-м гг., можно отметить, что практически во всех учебниках истории стран ближнего зарубежья специально подчеркиваются некоторые тенденции. Так, в них можно встретить следующие изречения: «Украине пришлось кормить чужую армию и отдавать своих сынов на войну за чужие интересы» (имеются в виду события в Афганистане, Эфиопии, Анголе); «Россия не давала развивать здесь отдельные отрасли промышленности, например, хлопковую, строила не в тех направлениях железные дороги, выкачивала несметные богатства и капиталы (точь-в-точь как британские колонизаторы в Индии)». В этом случае уместно будет вспомнить указ Петра I, в котором говорилось: «Ни единого пенязя в казну нашу во всем малороссийском краю с них брать мы не повелеваем».

Более того, Россия на протяжении веков и вплоть до июня 2014 г. (РФ поставляет газ на Украину далеко не по мировым ценам) оказывала Украине значительную экономическую помощь, о чем не следует забывать.

В одном из украинских учебников авторы коснулись и религиозных взаимоотношений, чтобы дискредитировать православную церковь и похвалить греко-католиков, которые играли «диаметрально противоположную роль в сравнении с Православной церковью». Большинство подобных мыслей выделено жирным шрифтом для лучшего запоминания. Характерно, что почти в каждом факте украинским авторам удается увидеть козни северного соседа [11, с. 96-97].

В декабре 2007 г. Центр социологических и маркетинговых исследований «Socium» (Москва) провел исследование среди студентов старших курсов России, Украины, Белоруссии, Армении и Казахстана. Его целью было выявить мнение молодежи СНГ о бывшем СССР в связи с 85-летием его образования. Какова же была реакция на это событие?

Примером может служить ответ на вопрос: «Что Вы считаете наиболее отрицательным в истории Советского Союза?». Часто встречающиеся ответы: русификация, голодомор, насилие со стороны неэффективной экономики, которая была одной из самых отсталых в мире; СССР являлся военным монстром, который угрожал всем демократиям мира; это была необразованная, культурно отсталая страна и т.д.; Москва грабила союзные республики, которые находились на правах колоний» [12].

Кому и зачем это нужно?

Негативный материал о советском периоде истории, который более 20 лет внедряется в сознание школьников, студентов и молодежи

90

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

на постсоветском пространстве, фальсифицирует всю нашу историю, в том числе историю Украины. « Молодое поколение почти ничего положительного не знает о советской истории, а старшее поколение не имеет возможности в полной мере высказать свою точку зрения на этот не бесспорный исторический период в жизни нашей Родины. Разве могут ветераны согласиться, например, с проповедуемой журналистом Толстым мыслью о решающей роли США в победе над фашизмом, с принижением вклада в Победу советского народа, коммунистов, советских полководцев и верховного Главнокомандующего И.В. Сталина?» [13].

В завершении анализа антисоветской и антирусской истерии на Украине, позволившей в 2014 г. начать братоубийственную войну на территории государства, где 70 лет назад русский и украинец, казах и узбек, башкир и чуваш, якут и дагестанец, азербайджанец и грузин, молдованин и белорус, еврей и армянин, гагауз и калмык, адыг и черкес совместно защищали нашу общую Родину - СССР, приведем еще один пример из арсенала «пятой колонны» на Украине.

«Сравнительно недавно на Украине была широко разрекламирована книга Павло Штепы «Московетво (его происхождение, содержание, формы и историческая протяженность)» (Дрогобыч, 2006). Эта книжка пылилась на складах нескольких издательств Украины, пока бывший комсомольский деятель В.Пробей-Голова в бытность заместителем представителя президента Украины в Крыму не подарил это фальшивое русофобское издание на празднование 50-летия симферопольской библиотеки им. А. С.Пушкина. Приведем несколько выдержек из этого «сочинения», чтобы стало ясно, кто такой «новый герой» П.Штепа и что «нового» в его сочинении имеется. «Борьба между Украиной и Россией будет идти всегда, потому что априори союз между Киевом и Москвой невозможен как невозможен союз между Христом и Антихристом, между Добром и Злом».

«Украинцы - кулястоголовые (круглоголовые), а московины -долгоголовые (длинноголовые), украинцы высокого роста (179 см), а мо-сковины - низкого роста (160 см), у украинцев длинные ноги (54,6 см), а у московинов короткие (50,1 см). В жилах московинов течет не менее 80% азиатской крови. Московин имеет слабую мозговую систему, а московинская нация не дала ни одной творческой идеи» [11, с. 100]. Как видно цель, поставленная фальсификаторами, оправдывает любую ложь и грязные средства, которые закладываются в молодое поколение украинцев.

Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. В начале 1990-х гг. Россия, по сути, отказалась от целенаправленной и

Мунчаев Ш.М. Антироссийская направленность образования Украины

91

долгосрочной программы привлечения иностранных студентов, в том числе из стран ближнего зарубежья. Естественно, этот вакуум быстро заполнил Запад.

Ныне Украина уже приобрела статус одного из крупнейших «экспортеров» студентов в Европу. По данным ЮНЕСКО, в 2010 г. около 35 тыс. украинских студентов получали образование за рубежом. Наибольшее их количество уехало в Россию (12,8 тыс.), Германию (6,4 тыс.) и Польшу (3,2 тыс.). Чуть меньше уезжало в США (1,7 тыс.), Францию (1,4 тыс.), Чехию (1,4 тыс.), Италию (1,1 тыс.), Венгрию (1 тыс.), Австрию (923 чел.) и Великобританию (591 чел.). Таким образом, по количеству украинских студентов страны ЕС и США опережали Россию.

Еще интереснее взглянуть на эти показатели в динамике. В 2013 г. число украинцев в российских вузах составило 11,2 тыс. и сократилось по сравнению с 2010 г. более чем на 1,5 тыс. Поток украинских студентов в Европу (в основном в Польшу), напротив, увеличился. Согласно исследованию «Иностранные студенты в Польше 2013», подготовленном Варшавским образовательным фондом «Persektywy», можно говорить о настоящей «украинизации» польских учебных заведений. Количество украинских студентов достигло 10 тыс., увеличившись только за последний год более чем наполовину. А если брать за точку отсчета 2005 г., рост будет пятикратным [14].

Говоря о перспективах выпускников польских университетов, советник посольства Польши в Украине, руководитель сектора науки и образования Анна Кузьма отметила: «Будем надеяться, что украинская молодежь будет возвращаться домой не только с европейскими дипломами и знаниями, но и с желанием внедрять реформы, которые позволят Украине стать членом Европейского союза». Ее ожидания оправдались уже во время «евромайдана». Выпускники и студенты европейских университетов обратились к Брюсселю с просьбой немедленно вмешаться в разрешение политического кризиса в Украине. В своем письме 573 подписанта говорят о своем участии в акциях протеста и риске, которому они подвергают свои жизни «ради ценностей, на которых построена современная Европа» [14].

В этой связи уместно вспомнить слова главы Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Константина Косачева во время международной конференции «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы: «У меня сердце кровью обливается, когда узнаю, что из Украины в Россию при-

92

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

глашаются около 200 студентов на бюджетные места, в то время как в другую соседку Украины - Польшу - таким же образом уезжает порядка 2 тысяч украинских студентов. В 10 раз больше, и это несправедливо по отношению к истории, географии, наследию и нашему общему бу -дущему» [14].

Кроме учебы, у молодежи постсоветских стран есть возможность сезонного заработка на каникулах. Работа предоставляется независимо от государства проживания, квалификации и опыта работы. На студентах, желающих выехать за рубеж в поисках учебы или работы, компании выстроили целую индустрию. Помощь предоставляется практически во всем, начиная от подбора подходящего университета или работодателя и заканчивая оформлением необходимых документов для выезда в Шенгенскую зону, включая предоставление такси для пересечения границы.

«Есть у данных компаний одна особенность. Предоставляя самые разнообразные варианты выезда в ЕС, они почти полностью обходят вниманием российские вузы. Например, компания «Domar travel education» предоставляет информацию о начальном, среднем, высшем образовании, а также курсах повышения квалификации для самого широкого спектра стран, включая Мальту и Новую Зеландию. Информацию о возможностях образования в России и на Украине вы там не найдете» [14].

В подтверждение вышеприведенных примеров можно отметить, что тысячи сайтов в Интернете и многие СМИ пестрят объявлениями об обучении и сезонной работе на Западе. Страницы этих сайтов дают подробные описания и практические рекомендации, ссылаясь в своих агитках на мифических украинских юношей и девушек, которые рассказывают о прелестях пребывания на Западе.

Как сообщили в посольстве Украины в Вашингтоне, в США сейчас обучаются около полутора тысяч студентов из Украины. Точную цифру назвать никто не может, так как американцы не считают нужным вести учет столь малого количества учащихся, а у украинских органов просто нет такой возможности. Несмотря на то, что на фоне общего числа иностранных студентов в США (800 тыс.) украинцы практически незаметны, украинский дипломат отметил, что в посольство из американских университетов поступают весьма положительные отзывы об академических успехах молодых украинцев.

Большая часть иностранных студентов учится в США за собственный счет, доступ к бесплатному образованию (в рамках межгосударственных программ) имеют немногие. Как правило, это люди, прошедшие сложный отбор и обладающие незаурядными способностями.

Мунчаев Ш.М. Антироссийская направленность образования Украины

93

Наибольшую известность получили образовательные программы фонда Фулбрайта и организации American Councils; последнюю финансирует Бюро по делам образования и культуры госдепартамента США. Ежегодно в ее рамках в США отправляются около 120 украинских студентов. Американские вузы очень активно привлекают студентов из-за рубежа, в том числе из Украины.

По словам сотрудника украинского посольства Сергея Корсунского, в день к ним приходит около десятка писем с рекламой университетов. Американцы очень активно привлекают иностранных студентов, т.к. они являются пятой по значимости статьей экспорта США, принося в бюджет до 25 млрд долл. в год [15]. Что же касается американского проекта по привлечению украинской молодежи на сезонные работы, то необходимо отметить, что программа Work&Travel USA под эгидой Государственного департамента США является самой популярной среди украинских студентов. Им предоставляют широкий спектр вакансий, не требующих квалификации и опыта, с заранее известной оплатой и проживанием. По признаниям ее авторов, сезонная работа в Америке помогает молодому человеку «провести переоценку жизненных принципов и расставить новые приоритеты» [14].

Особое место в подготовке будущих «оранжистов» в Северной Америке занимает Канада, где проживает внушительная по размерам и влиянию украинская диаспора. Видимо, поэтому канадское правительство возглавляло кампании по введению санкций против России. Достаточно вспомнить, что только в течение августа 2014 г. в Киев прибыло несколько военно-транспортных самолетов с «грузом» для Украины.

Вернемся, однако, к студенческим проблемам. Программа стажировки украинских студентов в Канаде на фоне всех остальных занимает особое место. Как сообщила второй секретарь посольства Украины в Канаде Алла Каманюк, это наиболее успешная из действующих программ; она была инициирована украинской диаспорой и поддержана канадскими парламентариями. В рамках проекта порядка 20-30 студентов в год стажируются в парламенте Канады в качестве помощников депутатов, участвуют в практической работе парламента. Как и в рамках других программ, для получения права стажировки необходимо пройти жесткий отбор и выдержать сильную конкуренцию. По словам Каманюк, в Канаде учится немало студентов из Украины и в частном порядке, но назвать точную цифру она затруднилась [14]. Или не захотела?!

Что касается европейских государств, за последние годы контингент украинских студентов в них заметно вырос, в том числе в

94

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Великобритании, Германии, Франции и др. Например, в рамках украиногерманского сотрудничества по студенческой линии в Киеве действует представительство Немецкой службы академических обменов. Эта организация была создана еще в 1927 г., а свою деятельность на Украине начала в 1998 г. Воспользоваться ее услугами могут студенты, начиная со второго курса, аспиранты, преподаватели, профессора. Служба оплачивает годичное проживание в Германии (само обучение там бесплатное), проезд туда и обратно. Каждый год с ее помощью в Германию приезжают около 200 украинцев.

На первое место среди стран Европы, в которых традиционно обучается украинская молодежь, в начале XXI века вышла Польша. Отношения с этой страной начали бурно развиваться по мере сближения Украины с ЕС. Польское руководство приняло довольно заметное участие в госперевороте в Киеве в феврале 2014 г. Интернет сейчас наполнен такими призывами, как: «Украинские студенты получают в 10 раз больше стипендий в Польше, чем в России»; «Украинские студенты потянулись за границу»; «Украинские студенты - образование за рубежом»; «Украинские студенты все больше уезжают учиться за границу»; «Количество украинских студентов в Польше возросло вдвое»; «Германия, особенности страны для украинских студентов» и т.д., и т.п. Безусловно, что все эти агитки нельзя считать вполне отвечающими реальности, но по ним отчетливо прослеживается мэйнстрим: Запад готов вас принять и поделиться своими «ценностями».

Но не только интернет работает на расширение украино-польских образовательных программ. В начале сентября 2014 г. в Брюсселе в ходе визита П.Порошенко в ЕС состоялась его встреча с премьером Польши Д.Туском. В ходе этой встречи последний заявил: «Польские вузы в этом учебном году примут 100 студентов из Донбасса, а в следующем году - еще 450. В ответ Порошенко поблагодарил польского премьера и подчеркнул, что развитие отношений с Польшей является стратегическим приоритетом внешней политики Украины» [16]. Таким образом, можно легко определить общее количество стипендий, которые Польша предоставит Украине в 2015 г. - около 2,5 тыс.; столько молодых украинцев впоследствии будут на практике реализовывать «стратегические приоритеты внешней политики Украины.

По мнению многих экспертов в области международной академической мобильности, тысячи украинских юношей и девушек ежегодно прибывают в Польшу на языковые и другие курсы, в том числе по линии военных и других подобных ведомств. Естественно, что для столь значительного увеличения количества украинской молодежи в местных

Мунчаев Ш.М. Антироссийская направленность образования Украины

95

вузах потребовались значительные усилия, прежде всего по расширению преподавания польского языка на Украине. В настоящее время только в Киеве активно работают несколько школ и курсов по его изучению. Обучаться можно как индивидуально, так и в небольших группах 2-6 человек). Длительность обучения колеблется от 3,5 до 6 месяцев, по окончанию курса выпускникам вручают сертификат. Аналогичного рода учебные заведения для украинской молодежи имеются не только в Киеве, но и в других городах и населенных пунктах Украины.

В завершение хотелось бы отметить, что обучающиеся на Западе украинские студенты, возвращаясь на Украину, как правило, приходят в большой бизнес, СМИ, в государственные структуры, учебные заведения и культуру. Многих из них поддерживают «представители альма матер», работающие в НПО, госструктурах и зарубежных посольствах. Ведь ни для кого не секрет, что молодежь, получившая образование на Западе, в том числе украинская, будучи оторванной от общего прошлого, черпая информацию о России только из западных и украинских СМИ, сделает «цивилизованный» выбор в пользу тех ценностей, которые им привили в период обучения на Западе.

Сейчас Украина, как и прежде, до вхождения в состав Российской империи, становится объектом международной политики. И в такой трансформации одну из главных ролей сыграла «пятая колонна» и НПО, лидеры которых в свое время прошли сито отбора через сотни западных (главным образом американских) агентств по привлечению молодежи для обучения и стажировки в учебных заведениях Европы, США, Канады, Австралии и др. В данном случае хотелось бы вспомнить библейскую мудрость: «Чтобы покорить народ, не надо прибегать к оружию, достаточно получить возможность воспитывать его детей». Вывод один - детей надо воспитывать и обучать только на Родине!

Литература

1. Вдовин А.И. Чему учат у соседей // Историческая правда. М., 2009. № 3.

2. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств. М., 2009. С. 5.

3. РИА «Новый регион». 2008. 20 янв.

4. РИА «Новый регион». 2008. 8 апр.

5. Евроазиатский монитор / Фонд «Наследие Евразии». М., 2007. С. 3.

96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

6. Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674). М. 2006. С. 2.

7. Литературная газета. 2008. № 14. С. 6.

8. Литературная газета. 2008. № 12. С. 4.

9. Известия. 2008. № 42.

10. РИА «Новый регион», 09.04.2008.

11. О некоторых проблемах преподавания Истории на постсоветском пространстве после распада СССР и образования СНГ (по материалам научно-практической конференции). М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011.

12. www.socium.info (дата обращения 26.12.2007). С. 2-3.

13. Советская Россия. 2008. № 61.

14. www.3rm.info/42361-stavka-na-molodezh-politika-i-praktika.html (дата обращения 07.08.2014).

15. www.gotostudy.com.ua/articles/24.html (дата обращения 12.04.2014).

16. www.univerLife.com (дата обращения 08.09.2014).

Anti-Russian orientation of education in modern Ukraine

Munchaev Shamil - Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Scientist of Russian Federation, Professor of history of Plekhanov Russian University of Economics

The article describes the directional transformation of presenting historical facts about Russian-Ukrainian relations in the educational programs of Ukraine. The author analyzes the methods of forming attitudes of Ukrainian youth in the country and during their study abroad.

Key words: Ukraine, education, falsification of history, Russian language Address for correspondence: cspgo@mail.ru.

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 1 (18). P. 83-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.