Научная статья на тему 'Антирелигиозный отдел музея как орудие политического воспитания масс в 1920-1930-х гг. Xx в'

Антирелигиозный отдел музея как орудие политического воспитания масс в 1920-1930-х гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
854
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / POLITICAL-ENLIGHTENING INSTITUTE / ANTIRELIGIOUS PROPAGANDA / ATHEISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербинина Юлия Валерьевна

Исследуется вопрос идеологического влияния государства на культурно-образовательную деятельность музеев. Посредством музеев государство пыталось осуществить политическое воспитание взрослых и детей, вовлечь их в государственное и хозяйственное строительство, повысить общий культурный уровень населения страны. Это объясняется тем, что значение музеев в просветительской и идеологической работе среди других учреждений необыкновенно велико, т. к. через них ежегодно проходит значительное количество людей разных по возрасту, социальному положению, профессиям, что позволяет познакомить практически все категории населения с тем или иным вопросом. Развертывание антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания в музеях Тамбовской губернии в 1920-1930-х гг. явилось следствием политико-просветительной и агитационно-пропагандистской деятельности государства, направленной на воспитание человека «нового социалистического общества». Власть однозначно утверждала атеистическую трактовку истории, где церкви отводилась роль идеологического противника. Антирелигиозная пропаганда, в т. ч. и с использованием музейных средств, формировала в обществе негативное отношение ко всему церковному, была направлена на внедрение в массы пролетарской идеологии и распространение научно-атеистических взглядов среди населения. Популярными методами антирелигиозной работы в музеях в этот период являлись лекции, беседы, выставки, доклады, на которых объясняли происхождение человека и религии с научной точки зрения. Экспозиции антирелигиозных отделов музеев были направлены на снижение культурной ценности предметов религиозного искусства и использования их в идеологической борьбе против церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIRELIGIOUS MUSEUM DEPARTMENT AS A TOOL OF POLITICAL UP-BRINGING OF MASS IN 1920-1930s OF XX CENTURY

The question of ideological influence of state on cultural-educational activity of museums is studied. By means of museums the state tried to implement political education of adults and children, involve them in state and economic building, increase general cultural level of country inhabitants. This is explained by that the meaning of museums in enlightening and ideological work among other institutions is great as through them every year goes significant amount of people different in age, social status, professions, that let to get acquainted all the categories of the inhabitants with one or another question. Antireligious propaganda and atheistic education in Tambov province in 1920-1930s is the consequence of political-enlightening and agitation-propaganda activity of state, aimed at education of a person of “new socialistic society”. The power established atheistic history interpretation, where church had the role of ideological opponent. Antireligious propaganda, including the use of museum resources, formed negative relation in society to all the religious things, was aimed at implementation in ass proletarian ideology and spread of scientific-atheistic views among the population. The popular methods of antireligious struggle in museums in this period were lectures, talks, exhibitions, reports where were explained the human and religion's origin from scientific point of view. Expositions of antireligious department of museums were aimed at decrease of cultural values of religious art and their use in ideological struggle against church.

Текст научной работы на тему «Антирелигиозный отдел музея как орудие политического воспитания масс в 1920-1930-х гг. Xx в»

УДК 94 (470.326) «1917/1991»:069.1

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ОТДЕЛ МУЗЕЯ КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МАСС В 1920-1930-х гг. XX в.

© Юлия Валерьевна ЩЕРБИНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра всеобщей и российской истории, e-mail: sherbinina8972@gmail.com

Исследуется вопрос идеологического влияния государства на культурно-образовательную деятельность музеев. Посредством музеев государство пыталось осуществить политическое воспитание взрослых и детей, вовлечь их в государственное и хозяйственное строительство, повысить общий культурный уровень населения страны. Это объясняется тем, что значение музеев в просветительской и идеологической работе среди других учреждений необыкновенно велико, т. к. через них ежегодно проходит значительное количество людей разных по возрасту, социальному положению, профессиям, что позволяет познакомить практически все категории населения с тем или иным вопросом. Развертывание антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания в музеях Тамбовской губернии в 1920-1930-х гг. явилось следствием политико-просветительной и агитационно-пропагандистской деятельности государства, направленной на воспитание человека «нового социалистического общества». Власть однозначно утверждала атеистическую трактовку истории, где церкви отводилась роль идеологического противника. Антирелигиозная пропаганда, в т. ч. и с использованием музейных средств, формировала в обществе негативное отношение ко всему церковному, была направлена на внедрение в массы пролетарской идеологии и распространение научно-атеистических взглядов среди населения. Популярными методами антирелигиозной работы в музеях в этот период являлись лекции, беседы, выставки, доклады, на которых объясняли происхождение человека и религии с научной точки зрения. Экспозиции антирелигиозных отделов музеев были направлены на снижение культурной ценности предметов религиозного искусства и использования их в идеологической борьбе против церкви.

Ключевые слова: политико-просветительское учреждение; антирелигиозная пропаганда; атеистическое воспитание.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-128-136

После Октябрьской революции 1917 г. для музеев кардинальной являлась проблема определения своего места в новой складывающейся идеологической структуре общества, в современной социокультурной ситуации. Так как одним из направлений правительственной политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения и приобщения его к основам искусства, то основной задачей музейной деятельности того периода становится проведение культурно-просветительской работы. Употребление термина «культурно-просветительская работа» характерно для первой четверти 1920-х гг. С середины 1920-х гг. на смену ему приходит понятие «политико-просветительская работа».

В качестве одной из своих задач в области культуры власть большевиков провозглашала «отмирание религиозных предрассудков» [1, с. 414, 419-421], что заложило основы для развертывания антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания. Созданный в 1920 г. Главполитпросвет возгла-

вил политико-просветительную и агитационно-пропагандистскую работу Наркомпроса, в чью компетенцию входило и музейное дело [2, с. 97]. Ему же была подчинена вся антирелигиозная пропаганда, игравшая существенную роль во внедрении в массы пролетарской идеологии, в распространении научно-атеистических взглядов среди населения [3, с. 69].

Практически сразу после принятия ВЦИК ряда актов, которые упраздняли функции православной церкви как государственного учреждения и утверждения 20 января 1918 г. СНК РСФСР Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [1, с. 40-41], в музеях начался процесс создания антирелигиозных музейных экспозиций. Так, уже в 1919 г. в Тамбовском народном музее присутствовали: палеонтологический, нумизматический, церковный отделы. Всего в них насчитывалось 1270 предметов, многие экспонаты были найдены при раскопках могильников [4, ед. хр. 246, д. 2, л. 3]. Исторический отдел Липецкого

народного музея в 1919 г. также имел церковный подотдел, который заключал в себе предметы XVI, XVII, XVIII вв.: скульптурные изображения «Распятия с предстоящими»; деревянные брачные венцы; складни и венцы, литые и с эмалью [4, ед. хр. 370, д. 11, л. 11].

20 сентября 1921 г. в Тамбове, в бывшем торговом доме купца М.Л. Шоршорова, состоялось открытие антирелигиозной музейной выставки, которое совпало с открытием Губернского съезда работников просвещения. При организации выставки рекомендовалось использовать экспонаты «в первую очередь по христианской религии» [5, оп. 1, д. 2, л. 16], но затем в отчете указывается: «Открыт отдел культа из имеющихся налицо предметов как христианских, так и, по возможности, других культов. Работы по организации велись П.Н. Черменским и М.А. Ивановым и были окончены к 19 сентября 1921 г.» [5, оп. 1, д. 3, л. 11]. В отчете о состоянии Тамбовского научного музея за октябрь-май 1922 г. зав. музеем В. Субботин в составе отделов указывает и отдел культов [4, ед. хр. 782а, д. 2, л. 153].

В августе 1918 г. Наркомюстом было рекомендовано повсеместно провести опись церковного имущества и изъять ту его часть, которая не предназначалась для богослужебных целей [6, с. 94]. А затем после выхода постановления Президиума ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» (2 февраля 1922 г.) и постановления «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» (16 февраля 1922 г.) музеи получили право забирать наиболее ценные иконы и другие богослужебные предметы из храмов в свои фонды. Таким образом, фондовые коллекции музеев Тамбовской губернии стали активно пополнятся предметами церковного содержания. Серебряные и медные кресты; икона великомученицы Параскевы (на дереве) XVIII в.; иконы в серебряных ризах: «Три святителя и Николай Угодник» XVIII в., «Явление Богородицы Сергию» XV-XVI вв., «Рождество Христово» начало XVIII в., «Епископ Лев Катанский» XVII в.; триптих «Николай Угодник» XVIII в.; триптих «Николай Угодник» XVII в.; 4 иконы в металлических ризах: триптих «Николай Угодник» XVII в., «Казанская Божия Матерь» XVI в., «Покров Богородицы» XVI-

XVII вв., «Спаситель» XVI в.; историческое Евангелие Троицкого монастыря; две статуи, изображающие Христа в терновом венце, и многие другие предметы из церквей и монастырей были переданы музеям Тамбовской губернии и дополнили экспозиции антирелигиозных отделов [4, ед. хр. 782а, д. 2, л. 171, 173, 174, 176; ед. хр. 1323, д. 6, л. 2-6]. Но, в целом, атеистическая работа в музеях существовала только номинально. Музейные работники избегали ее, подменяя историческими и общекультурными обзорами. Эта тенденция подтверждается и протоколами заседаний Наркомпроса, главной заботой которого было сохранение уже существующих художественных и исторических музеев.

Период массового антирелигиозного движения начинается с 1922 г., после опубликования статьи В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма». РКП(б) требует усилить политико-просветительную и культурно-воспитательную работу. Центральным планирующим и координирующим органом антирелигиозной деятельности в стране становится Антирелигиозная комиссия Политбюро ЦК РКП(б), созданная в 1922 г. В этом же году она получает официальное название «Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)», а 13 июня 1928 г. была переименована в «Антирелигиозную комиссию» при Политбюро ЦК ВКП(б). Целью создания комиссии была всемерная борьба с религией, религиозностью и религиозными организациями вообще, и с Русской православной церковью в частности. Основные направления деятельности комиссии определил расширенный майский партийный пленум 1921 г. На нем было принято постановление, в котором указывалось: «Задача этой работы в совокупности должна заключаться в том, чтобы на место религиозного понимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую вопросы, ответы на которые до сих пор крестьянская и рабочая масса искала в религии». В работе пленума принимал участие В.И. Ленин, одобривший данное постановление [7, с. 164-165]. На местах антирелигиозной пропагандой занимались агитационно-пропагандистские отделы партийных органов.

В антирелигиозном движении 1921-1927 гг. атеистическое воспитание масс предполага-

лось на основе систематической, длительной работы, повышения уровня естественнонаучных знаний населения. В постановлении X съезда РКП(б) (8-16 марта 1921 г.) говорилось: «Одной из существенных задач Глав-политпросвета является широкая постановка, руководство и содействие в деле антирелигиозной агитации и пропаганды среди широких масс трудящихся. Для этой цели Главпо-литпросвет должен, между прочим, сделать доступными самым широким массам естест-венноисторические знания, путем издания журналов, книг, учебников, постановки систематических циклов лекций и использования для распространения этих знаний всех способов современной техники (фото, кино и т. д.)» [1, с. 358]. При проведении антирелигиозной работы предусматривалось использование таких форм, как просветительская (доклады, диспуты, лекции, курсы), так и воспитательно-эмоциональная (театрализованные постановки, организация антирелигиозных праздников). Наиболее популярными методами антирелигиозной работы в музеях в этот период являлись лекции, беседы, доклады, на которых объясняли происхождение человека и религии с научной точки зрения.

На совещании АПО (Агитационно-пропагандистский отдел) Тамбовского Губкома (ГКМб) по организации антирелигиозного отдела при естественноисторическом отделе музея ГОНО от 14 августа 1923 г. в своем докладе т. Кандидов характеризует состояние Отдела культов музея как отдела, «в котором действительно веет божественностью, с которой время там покончить» [8, оп. 1, л. 26]. В кратком докладе Завгубполитсове-том т. Чинков дает историческую справку о проекте открытия антирелигиозной выставки при Партклубе осенью 1922 г. «В настоящее время, - говорит докладчик, - необходимо пересмотреть и расширить этот проект. Вместо выставки в Партклубе необходимо устроить постоянный Естественнонаучный отдел с антирелигиозным п/отделом из имеющихся экспонатов музея ГОНО, которые в настоящее время разбросаны по комнатам музея ГОНО без всяких подписей и пояснений. Стоит только собрать в отдельную комнату все, порой весьма ценные, имеющиеся экспонаты, подписать под них справки, реплики и лозунги, и эффект достигнут. Если же

ко всем имеющимся экспонатам, собранным в одну комнату прибавить ряд серьезно-научных картин, воспроизведенных с фотографий ГПУ и клише книг, то это даст самому религиозному гражданину доказательство всей религиозной превратности». Кандидов говорит об усилении работы этого п/отдела, о необходимости вовлечения в эту работу рабфаковцев, о создании антирелигиозной выставки, настаивая на необходимости бесплатного посещения этого отдела музея [8, оп. 1, л. 26].

Таким образом, планируемому антирелигиозному п/отделу изначально отводилась не столько музейная роль, сколько политико-просветительская.

Так, в материалах о реорганизации Музейного дела в Тамбовской губернии за декабрь 1924 г. - декабрь 1925 г. указывается, что «...Губполитпросвет и ГубОНО в целом считают музеи как одно из ценных орудий политического воспитания масс, что выдвигает необходимость соответствующих изменений в работе тамбовских музеев в сторону превращения из «складов» коллекций, «архивов» ценностей в живой наглядный материал политпропаганды. Организация специальной Комиссии по музейному делу, выдвинутая АПО Губкома РКП(б), была следствием того, что наши музеи, ссылаясь на распоряжения центра, Постановления краеведческой конференции (особенно Рязанской) ведут только культработу, выражающуюся в демонстрации экспоната, беседах, опытах и пр., не изменяя расположения предметов по новым требованиям и политическим моментам программы ГУСа, политшкол, лабораторного метода, и вообще не отвечают всецело требованиям современного марксистского подхода к культработе, которую мы не мыслим вне политики, вне марксизма. В задания Комиссии поставлено разработать те методы и формы работы музеев, которые сделали бы из музеев политпросвет-учреждения, а не склады, дающие часто антимарксистское воспитание» [4, ед. хр. 1140, л. 3].

Сделанные столь жесткие выводы, а также указания относительно усиления идеологической направленности работы музеев неизбежно должны были привести к принятию более радикальных мер. Это объясняется тем, что значение музеев в просветительской

и идеологической работе среди других учреждений необыкновенно велико, т. к. через них ежегодно проходит значительное количество людей разных по возрасту, социальному положению, профессиям, что позволяет познакомить практически все категории населения с тем или иным вопросом.

В конце 1920-х гг. антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание заменяется классовой борьбой с религией. Выступление И.В. Сталина на XV съезде ВКП(б) в 1927 г. с резкой критикой антирелигиозной работы послужило толчком к завершению мирного этапа антирелигиозного движения и началу периода активного всестороннего наступления на церковь [9, с. 194]. Так, в 1929 г. на втором съезде Союза безбожников (Союз воинствующих безбожников - широкая организация рабоче-крестьянской общественности, возникшая из ячеек общества друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ)) было провозглашено, что борьба с религией является борьбой за социализм. А на I Всероссийском музейном съезде (декабрь 1930 г.) говорилось о повышении уровня атеистического воспитания трудящихся любыми средствами. Все музеи были обязаны проводить антирелигиозную пропаганду в экспозиции, в экскурсиях, в индивидуальных консультациях и при организации мероприятий. Сотрудница Наркомата просвещения Р.Н. Фрумкина призывала «установить форму музея как части политпросветкомбината». Развивая положение о музее как политико-просветительном учреждении, делегат съезда А.И. Замошкин считал, что музеи следовало переориентировать на борьбу под лозунгом «догнать и перегнать», на проведение работы в помощь осуществления политехнизации школы и всеобщего начального обучения, на проведение антирелигиозной пропаганды. Выступления делегатов хорошо показывают, как музеям навязывались совершенно несвойственные им функции [10, с. 196]. Как отклик начинают создаваться антирелигиозные музеи, выставки и т. д. по всей стране. Музей как просветительское учреждение становится одним из очагов антирелигиозной работы.

В то же время с усилением антирелигиозной пропаганды, явившейся результатом постановления ВЦИК «О религиозных объединениях» (1929 г.), стали закрывать и сносить храмы, а наиболее обширные из них

подвергать «музеефикации». «Музеефика-ция» памятников архитектуры в России началась сразу после 1917 г., когда в результате национализации дворцов, дворянских усадеб, храмов и монастырей их постройки стали менять назначение. «Музеефикация» в классическом ее понимании подразумевала сохранение не только внешнего облика зданий, но и их внутренней обстановки. Массовое закрытие храмов и монастырей проходило и в Тамбовской губернии. Однако такой подход в середине 1920-х гг. был признан «идеологически вредным», поэтому здания-памятники приспосабливали под экспозиции, не имевшие никакого отношения к самим памятникам. 10 августа 1929 г. вокруг Пити-римовского собора г. Тамбова состоялся традиционный крестный ход, после которого в Москву стали поступать письма такого содержания: «Прошло уже много времени, как рабочие заводов и трудящиеся массы г. Тамбова твердо заявили, что существующий собор Питирима нужно закрыть, мощи передать в музей, а собор под культурные нужды, и результата нет; и вот опять на днях среди рабочих и трудящихся Тамбова опять встал вопрос о закрытии собора и передаче мощей в музей, но когда же это сбудется, ведь эта история надоела, и прошедшая демонстрация вокруг собора в знак 15-летия Питирима еще больше всколыхнула массы, которые требуют закрытия скорей этого обманного уюта -дело за центром». В 1930 г. Питиримовский собор и мощи святителя Питирима вместе с церковным имуществом были переданы краеведческому музею. Через некоторое время в памятке экскурсоводу писали: «Бывший очаг религиозного дурмана, называвшийся до Октябрьской революции кафедральным собором, превращен теперь в ценное культурно-просветительное учреждение -краеведческий музей, имеющий четыре основных отдела: исторический, отдел социалистического строительства, отдел природы и художественный» [11, с. 269-271]. При переселении Тамбовского краеведческого музея в помещение Питиримовского собора в 1931 г. планировалось организовать отдел «Антирелигиозный» и установить тесную связь с местным антирелигиозным обществом «Безбожник» по работе в этом отделе [5, оп. 1, ед. хр. 8, д. 4, л. 11].

Антирелигиозной агитации и пропаганде в эти годы уделяется все большее внимание: «В системе развивающейся массовой пропаганды, которую применяет партия во все более и более широком масштабе, необходимо уделить особое внимание и место антирелигиозной массовой пропаганде в форме живых и понятных лекций, при тщательном подборе лекторов, с привлечением к чтению этих лекций специалистов, естественников, материалистов. Надлежит озаботиться выработкой особых методов антирелигиозной пропаганды в зависимости от социальной среды аудитории» [1, с. 743-745]. Антирелигиозные мероприятия проводились под лозунгами внедрения в массы естественнонаучных материалистических знаний, что подтверждает тогдашний основной лозунг Союза безбожников: «Через ОДГБ овладеем естествознанием, чтобы иметь крепкое оружие в борьбе с религией» [12, с. 104]. Все это нашло свое отражение в плане работы Тамбовского окружного краеведческого музея на 1929/1930 гг. По антирелигиозному отделу планировалось чтение лекций: «Происхождение религии» и «Мощи и их значение в порабощении масс» [5, оп. 1, ед. хр. 8, д. 4, л. 11]. Но уже при проведении антипасхальной выставки с 17 по 27 апреля 1930 г., организованной Тамбовским окружным краеведческим музеем в новом помещении музея (бывший Питиримов-ский собор), количество лекций резко возрастает: «Происхождение человека», «Появление жизни на Земле», «Возникновение религий», «Происхождение праздника Пасхи», «Пасха, папа и крестовые походы», «Папа и Христос», «Чудеса природы». Проводятся лекции по радио: «Религия в современном капиталистическом обществе» и «Святые и мощи» [5, оп. 1, ед. хр. 8, д. 4, л. 13]. «Антипасхальная» выставка в бывшем Питиримов-ском соборе была частью антипасхальной кампании 1930 г. по Тамбовскому округу, которая должна была пройти с 5 апреля по 1 мая. Были поставлены следующие задачи: разъяснить населению «классовую сущность» Пасхи, «вредность религии в деле социалистического строительства», «сущности крестового похода и подготовки военного нападения на СССР»; провести агитацию за выполнение пятилетки в четыре года и укрепление «достигнутых результатов» в деле коллективизации деревни; провести разъяс-

нительную работу против религиозных обрядов, традиций, пьянства, посещений церквей и борьбу против прогулов в пасхальные дни [5, оп. 1, ед. хр. 8, д. 8, л. 27].

В выставочном зале дежурили сотрудники музея и представители СВБ, дававшие объяснения «экспонатов». Два раза на фоне экспозиций выступали с пением революционных песен детские хоры: «В четверг и в пятницу на выставке поет хор учащихся школ № 1 и 2 под управлением т. Богомолова. В субботу 19 апреля с 6 до 8 ч. вечера и в воскресенье 20 апреля в 9 ч. вечера... хор учащихся ж/д семилетки под управлением тов. Богородицкого. 19 и 20 апреля выставка открыта круглые сутки» [5, оп. 1, ед. хр. 8, д. 4, л. 13].

Судя по количеству людей, посетивших антипасхальную выставку, она вызвала живой интерес среди населения и могла считаться удачной формой проведения антирелигиозной пропаганды. Это также свидетельствовало и о постепенном возрастании интереса всех слоев населения к коллекциям музея. Если в 1929 г. посетителей, «одиночек и экскурсантов, прошло через музей 34394 человека», то «антипасхальная» выставка за 11 дней работы пропустила через себя 39305 человек. Согласно документам, за день ее посещало от 2300 до 5973 человек. Поскольку тремя годами ранее, в 1926 г., в Тамбове насчитывалось 76 тыс. жителей, то можно считать, что музейную экспозицию в соборе посетила почти половина горожан [11, с. 279]. В подготовке и проведении этой выставки принимали участие не только музейные работники, но и самые широкие слои населения. «К организации выставки были привлечены следующие организации и учреждения: 1) Окрпрофсовет на расходы по организации выставки дал 50 руб. 2) ЦРК дал 15 р. 3) Магазин ЦЧТорг дал электрическую лампу в 600 свечей, 2 патрона и 2 выключателя. 4) Центральные мастерские Окроно выполнили необходимые столярные работы. 5) Магазин Госиздата дал настольную бумагу, кнопки, тушь, плакаты, журнал «Безбожник» несколько номеров антирелигиозных газет и устроил «Уголок антирелигиозной книги». 6) АХРР написал лозунги и надписи к экспонатам. 7) Школы и Окрздравотдел командировали преподавателей и врачей для разъяснительной работы в количестве 39 человек и

учеников 138 человек для наблюдения. 8) Окрполитпросвет демонстрировал кинокартину. 9) Соединенный хор школ № 7 и 11 два раза выступал с пением антирелигиозных и революционных песен. 10) Два преподавателя Рабфака, три - школ повышенного образования, один работник редакции газеты «Тамбовская правда» прочитали по одной лекции. 11) Один преподаватель Педтехни-кума прочитал две лекции по радио. 12) Кружок друзей радио организовал уголок из предметов радиоустановок. 13) Окрздрав-отдел организовал уголок «Гигиена нового быта». 14) Радиоузел предоставил возможность чтения лекций по радио. 15) Трест-водосвет дал бесплатно электроэнергию на все время функционирования выставки» [5, оп. 1, д. 9, л. 41-41об.]. Все это свидетельствовало о том, что мероприятия по антирелигиозной пропаганде достигали своей цели: распространение научно-атеистических взглядов среди населения, воспитание людей нового общества. Такая музейная работа оказывала большое влияние на культурную жизнь провинции.

Экспозиция «Антипасхальной» выставки состояла из предметов фондовой коллекции музея и представляла собой следующие части-уголки: 1) уголок естественных мощей (мумифицированные природой трупы) и искусственных мощей (восковая болванка Пи-тирима); 2) уголок деревянных и металлических изображений богов и святых; 3) уголок Дарвина; 4) уголок радио; 5) уголок антирелигиозной книги, где были представлены газеты, журналы и книги религиозного содержания [5, ед. хр. 17, д. 4, л. 8-10]. Центральное место на ней занимали «нетленные мощи святого Питирима» и мумифицированные трупы семьи местного помещика Лихарева в трех гробах, вывезенные из церковного склепа с. Шаховское [5, оп. 1, д. 9, л. 9-15]. 27 ноября 1929 г. «Коммуна» рассказывала о публичном вскрытии мощей Святого Пити-рима и передаче их краеведческому музею. Называя «наглым и грубым обманом» нетленность останков, газета смаковала подробности описаний обнаруженного в качестве мощей [12, с. 121]. Вся «борьба» с мощами была следствием Постановления Народного комиссара юстиции «О ликвидации мощей» от 25 августа 1920 г.: «Революционное сознание трудящихся масс протестует

против того, чтобы мумифицированные трупы, или останки трупов, или имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплуатации масс церковным организациям в их свободное распоряжение, в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению чувств всех сознательных граждан. Посему Народный комиссариат юстиции предлагает к исполнению следующее. 1 . Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию «мощей», опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий. 2. Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи» [13].

К «Антипасхальной» выставке было привлечено пристальное внимание в связи с тем, что воинствующий атеизм после принятого в 1929 г. постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» был возведен в ранг государственной политики. Так, на XIV Всероссийском съезде Советов РСФСР (май 1929 г.) А.В. Луначарский в своем выступлении призвал усилить борьбу «с двумя главными... культурными врагами, со всевозможными церквами и религиями, в каких бы то ни было формах» [12, с. 111]. Изменяются цели и задачи проводимых лекций и выставок. Если раньше упор делался на то, что религия возникла в те далекие времена, когда люди были в состоянии дикарей, когда явления природы были для них совершенно непонятны, возбуждали в них различного рода чувства: страха, радости, довольства; что религией воспользовались сильные люди для подчинения себе более слабых. Теперь же трудящимся объясняли, что при возникновении частной собственности, следовательно, при разделении общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, религия стала на службу поработителей; что правящие классы религиозный культ усердно культивировали, чем старались отвлечь внимание порабощенных от мыслей об их закабаленном состоянии, об их невыносимо тяжелом труде на своих поработителей; что в капиталистических странах религия в руках врагов рабочего класса и беднейшего крестьянства продолжает служить орудием затем-

нения разума трудящихся; что Октябрьская революция в нашей стране развенчала религию и объявила ее опиумом для народа [5, ед. хр. 17, д. 4, л. 8-10]. Это было связано с тем, что Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин антирелигиозную деятельность напрямую связал с теорией обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму [14, с. 152]. Так, в отчете о работе за первое полугодие 1932 г. Тамбовского Краеведческого Музея сказано, что в стенах музея перед посетителями прочитаны следующие лекции: «Происхождение религии» (перед курсантами техникума трактористов), «Святые и их мощи, как орудие классовой борьбы в руках капитализма» [5, ед. хр. 24, д. 6, л. 16].

В фондовой коллекции ТОКМ находится фотография экспозиции антирелигиозного отдела ТОКМ в здании бывшего кафедрального собора в 30-е гг. XX в. [15, рис. 21]. Под транспарантами «Вместо богов и мощей больше угля, чугуна, стали, машин! Больше тракторов в деревню!» и «Религия - опиум для народа» расположены плакаты на антирелигиозную тему, предметы церковной утвари, портрет и одежда священнослужителей, журналы и книги антирелигиозного содержания. На первом плане, ближе к посетителям, находятся гробы с естественными и искусственными мощами. Такой показ музейных экспонатов односторонен и полностью отвечает рекомендации: «Везде в церквах, монастырях, в музеях предметы культа должны освещаться только с антирелигиозной точки зрения. Для этой цели нужно иметь в этих местах проспекты, брошюры, каталоги антирелигиозного содержания». Предлагалось производить «...размещение предметов религиозного культа в хранилищах... в таком духе, чтобы не утомлять внимание посетителя излишними мелочами из области истории, культуры, искусства, быта и т. п. ...Будет лучше, если подо все будет подведен единый фундамент классовой роли религии и с этой точки зрения показаны отдельные детали» [14, с. 183].

В 1929-1931 гг. антирелигиозной пропаганде в музеях уделялось наибольшее внимание. Позже кампания пошла на спад. Современник этих событий отмечает: «Ряд последних лет, начиная примерно с 1932 г., характеризовался сильным ослаблением антирелигиозной пропаганды. <...> После высо-

кого подъема антирелигиозной работы, приходившегося на годы сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, борьба против религии в последнее время ослабела. <...> За период с 1932 по 1936 г. почти ни один краевой или областной комитет партии, не говоря уже о райкомах, не интересовался тем, как ведется антирелигиозная пропаганда. Печать также выпустила это дело из своих рук. <. > Наркомпрос стал вести эту работу еще более вяло, более неудовлетворительно. ликвидировал в течение двух последних лет целый ряд антирелигиозных музеев на местах» [16, с. 40]. Следует отметить, что в исследуемый период музеи оказались единственно возможной формой сохранения религиозного искусства и культуры дореволюционной России в советском государстве.

Таким образом, создание антирелигиозного отдела в музеях губернии свидетельствует о том, что культурно-образовательная деятельность музеев, изначально ориентированная на повышение образовательного уровня населения, с середины 20-х гг. XX в. начинает приобретать политическую направленность. Антирелигиозная работа музеев становится частью антирелигиозной кампании, проводимой государством, что ставит религию под жесткий контроль государства и практически не оставляет ей места в советском обществе. Прослеживается усиление тенденции рассматривать музей как проводник культурной революции и новой коммунистической идеологии, а среди музейных функций на первое место начинают выдвигаться идеологические. В итоге, к музею начинают относиться как к политико-просветительскому учреждению.

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: в 16 т. М., 1983. Т. 2 (1917-1922).

2. Поправко Е.А. Музееведение. Владивосток, 2006.

3. Дударенок С.М. Атеизм в социалистическом обществе: проблемы теории и методологии. Владивосток, 1988.

4. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Р-1404.

5. ГАТО. Р-1478.

6. Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993.

7. Савельев В.Н. Бог и комиссары (к истории комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП(б) - антирелигиозной комиссии) // Религия и демократия: на пути к свободе совести. М., 1993. Вып. 2.

8. ГАСПИТО (Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области). Ф. 840.

9. Мавлютова З.Ш. формы и методы антирелигиозной работы в Тюменском крае в 1920-е гг. // Омский научный вестник. 2010. № 6.

10. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А. Первый музейный съезд как фактор эволюции музейного дела России // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 6.

11. Климкова М.А. Соборная площадь города Тамбова. К 375-летию Тамбова и 200-летию Отечественной войны 1812 г. Тамбов, 2011.

12. Тамбовский комсомол: грани истории. 19181945 / под ред. А.А. Слезина: в 2 т. Тамбов, 2008. Т. 1.

13. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1920. № 73 // Наука права. Электронная библиотека. URL: http://www.naukaprava.ru (дата обращения: 23.04.2015).

14. Слезин А.А. За «новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи РСФСР (1918-1929 гг.): монография. М., 2009.

15. Алленова В.А., Мизис Ю.А. История Тамбовского краеведения (XIX в. - 30-е гг. XX в.). Тамбов, 2002.

16. Бондарчук В.Г. Анализ литературы о музее-фикации российских культовых зданий // Музей в храме-памятнике: материалы научно-практической конференции / отв. ред. Н.В. Нагорский. СПб., 2005.

1. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsiy i plenumov TsK: v 16 t. M., 1983. T. 2 (1917-1922).

2. Popravko E.A. Muzeevedenie. Vladivostok, 2006.

3. Dudarenok S.M. Ateizm v sotsialisticheskom obshchestve: problemy teorii i metodologii. Vladivostok, 1988.

4. GATO (Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti). R-1404.

5. GATO. R-1478.

6. Kuchenkova V.A. Svyatyni Tambovskoy eparkhii. M., 1993.

7. Savel'ev V.N. Bog i komissary (k istorii komissii po provedeniyu otdeleniya tserkvi ot gosudarstva pri TsK VKP(b) - antireligioznoy komissii) // Religiya i demokratiya: na puti k svobode sovesti. M., 1993. Vyp. 2.

8. GASPITO (Gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii Tambovskoy oblasti). F. 840.

9. Mavlyutova Z.Sh. formy i metody antireligioznoy raboty v Tyumenskom krae v 1920-e gg. // Omskiy nauchnyy vestnik. 2010. № 6.

10. Dmitrienko N.M., Lozovaya L.A. Pervyy muzeynyy s"ezd kak faktor evolyutsii muzeynogo dela Rossii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 6.

11. Klimkova M.A. Sobornaya ploshchad' goroda Tambova. K 375-letiyu Tambova i 200-letiyu Otechestvennoy voyny 1812 g. Tambov, 2011.

12. Tambovskiy komsomol: grani istorii. 1918-1945 / pod red. A.A. Slezina: v 2 t. Tambov, 2008. T. 1.

13. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy raboche-krest'yanskogo pravitel'stva. 1920. № 73 // Nauka prava. Elektronnaya biblioteka. URL: http://www.naukaprava.ru (data obrashcheniya: 23.04.2015).

14. Slezin A.A. Za "novuyu veru". Gosudarstvennaya politika v otnoshenii religii i politicheskiy kontrol' sredi molodezhi RSFSR (1918-1929 gg.): monografiya. M., 2009.

15. Allenova V.A., Mizis YuA. Istoriya Tambov-skogo kraevedeniya (XIX v. - 30-e gg. XX v.). Tambov, 2002.

16. Bondarchuk V.G. Analiz literatury o muzeefikatsii rossiyskikh kul'tovykh zdaniy //

17. Muzey v khrame-pamyatnike: materialy nauch-no-prakticheskoy konferentsii / otv. red. N.V. Nagorskiy. SPb., 2005.

Поступила в редакцию 11.11.2015 г.

UDC 94 (470.326) «1917/1991»:069.1

ANTIRELIGIOUS MUSEUM DEPARTMENT AS A TOOL OF POLITICAL UP-BRINGING OF MASS IN 1920-1930s OF XX CENTURY

Yuliya Valeryevna SCHERBININA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General and Russian History Department, e-mail: sherbinina8972@gmail.com

The question of ideological influence of state on cultural-educational activity of museums is studied. By means of museums the state tried to implement political education of adults and children, involve them in state and economic building, increase general cultural level of country inhabitants. This is explained by that the meaning of museums in enlightening and ideological work among other institutions is great as through them every year goes significant amount of people different in age, social status, professions, that let to get acquainted all the categories of the inhabitants with one or another question. Antireligious propaganda and atheistic education in Tambov province in 1920-1930s is the consequence of political-enlightening and agitation-propaganda activity of state, aimed at education of a person of "new socialistic society". The power established atheistic history interpretation, where church had the role of ideological opponent. Antireligious propaganda, including the use of museum resources, formed negative relation in society to all the religious things, was aimed at implementation in ass proletarian ideology and spread of scientific-atheistic views among the population. The popular methods of antireligious struggle in museums in this period were lectures, talks, exhibitions, reports where were explained the human and religion's origin from scientific point of view. Expositions of antireligious department of museums were aimed at decrease of cultural values of religious art and their use in ideological struggle against church. Key words: political-enlightening institute; antireligious propaganda; atheistic education. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-128-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.