Научная статья на тему '«Антиквариат» в гражданском праве'

«Антиквариат» в гражданском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2705
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКВАРИАТ / СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УРОВНИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ANTIQUITIES / MODERN LEGAL REGULATION / LEVELS OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуруллина Р. Т.

В статье анализируется проблема современного правового регулирования антиквариата в гражданском праве, представлены авторское понятие, сущность и признаки антиквариата. Обозначены исторические рамки возникновения и развития правовых представлений об антиквариате. Используются комплексный подход к исследованию современного правового регулирования антиквариата и принцип межотраслевого правового регулирования, в котором обоснованно выделены два уровня международно-правовое регулирование и национальное правовое регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ANTIQUITIES" IN CIVIL LAW

The article analyzes the issue of modern legal regulation of antiquities in the civil law, presents the author's definition, essence and features of antiquities. The historical frameworks of appearance and development of legal notions of antiquities are defined. The author uses complex approach to the research of the modern legal regulation of antiquities and the principle of inter-sector legal regulation where two levels are relevantly distinguished the international legal regulation and the national legal regulation.

Текст научной работы на тему ««Антиквариат» в гражданском праве»

УДК 347.77

Р.Т. НУРУЛЛИНА, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет

«АНТИКВАРИАТ» В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

В статье анализируется проблема современного правового регулирования антиквариата в гражданском праве, представлены авторское понятие, сущность и признаки антиквариата. Обозначены исторические рамки возникновения и развития правовых представлений об антиквариате. Используются комплексный подход к исследованию современного правового регулирования антиквариата и принцип межотраслевого правового регулирования, в котором обоснованно выделены два уровня - международно-правовое регулирование и национальное правовое регулирование.

На сегодняшний день в современной отечественной цивилистике культурным ценностям как материальному воплощению культуры посвящено немало научных работ [1; 2; 3; 4]. Однако в изученных работах антиквариат не выступал единственным, центральным объектом исследования. В этой связи представляется необходимым рассмотреть понятие и сущность антиквариата, обозначить исторические рамки возникновения и развития правовых представлений об антиквариате, выделить признаки и проанализировать современное правовое регулирование антиквариата.

Термин «антиквариат» имеет латинские корни и происходит от слова «antiquus», что в переводе означает старое коллекционное изделие, собираемое ввиду его особых качеств - возраста (старости), красоты, редкости или личной эмоциональной привязанности владельца и т.д. Это объект, который представляет предыдущую эру или период развития человеческого общества. При этом общей практикой является отнесение к предметам антиквариата объектов возрастом более 100 лет [5, с. 26]. В связи с иностранным происхождением данного термина и заимствованием его русским языком, представляется интересным момент начала его использования в российском праве.

Возникновению правовых представлений об антиквариате способствовало правление Петра I, законодательно закрепившего понятие и правила публичных торгов (Указ 2822 о публичных торгах, Указ 4262 от июля 1723 г., Указ 4358 от ноября 1723 г). Развитие и совершенствование публичные торги получили во время правления Анны Иоанновны. При этой императрице

антикварная торговля стала называться «аукционными торгами». Указ от 17 марта 1733 г. «О подведомстве Аукционной камеры Конторе Канцелярии конфискации и о бытии при продаже с аукционного торга конфискованных пожитков публичному маклеру» детально и подробно определял деятельность аукционистов. В дальнейшем аукционная торговля все более распространялась и достигла своего расцвета в эпоху правления Екатерины II [6, с. 9-25].

Полностью за рамки правового регулирования понятие «антиквариат» вышло в XX в. В период с 1920-х по 1990-е гг. оно не применялось на уровне законодательных актов правительства СССР и РСФСР Это понятие использовалось только в рамках внутриведомственных циркуляров и распоряжений и имело отношение, прежде всего, к сфере торговли. Так, в конце 40-х гг. прошлого столетия Министерством торговли были разработаны каталоги-прейскуранты, которыми должны были руководствоваться в своей деятельности антикварные и комиссионные магазины. В частности, в аналогичном «Каталоге-прейскуранте № 5 на скупку и продажу букинистических и антикварных книг», содержался перечень книг (словарей и энциклопедий), изданных в основном до революции, и приводились примерные цены на них, которые мог установить букинистический магазин [7].

Что касается современного правового регулирования категории «антиквариат», то в нем можно выделить два уровня - международно-правовое регулирование и национальное правовое регулирование. Уровни правового регулирования с позиции теории иерархии источников права

подробно рассматриваются в исследовании В.А. Толстика [8]. В частности, автор на основе факторного анализа и правовых форм выражения иерархической зависимости осуществляет размещение источников международного и внутригосударственного права на различных уровнях вертикальной структуры законодательства. И с учетом встраивания в систему российского законодательства норм международного права выделяет в иерархии федеральных нормативных правовых актов два пласта: иерархия законов и иерархия федеральных подзаконных актов [8, с. 102-126]. В.А. Толстик также указывает, что «система источников права любого современного государства является многоуровневой. Будучи свойством системы источников права, свое правовое проявление иерархия находит в системе многообразных взаимных связей, существующих между источниками, расположенными на различных уровнях» [8, с. 25].

В международных правовых источниках исследуемый термин можно встретить в Приложении 1 к Регламенту Совета (ЕС) №116/2009 от 18.12.2008 «Об экспорте товаров культурного назначения (кодифицированная версия)» [9] (далее по тексту - Регламент Совета (ЕС) №116/2009) и в Приложении к Директиве Совета Европейских сообществ 93/7/ЕЭС от 15.03.1993 «О возвращении культурных объектов, незаконно вывезенных с территории государств-членов ЕС» [10] (далее по тексту - Директива Совета Европейских сообществ 93/7/ЕЭС). Несмотря на то, что на Российскую Федерацию действие вышеуказанных нормативных актов не распространяется, исследование определения термина «антиквариат» в целях настоящей работы, представляется полезным.

В вышеуказанных Приложениях дается перечисление категорий культурных объектов и национальных сокровищ, где к антиквариату методом исключения причисляются любые другие антикварные вещи или объекты, старше 50 лет, произведенные от 50 до 100 лет назад, либо произведенные более 100 лет назад, в том числе: игрушки и игры; изделия из стекла; ювелирные изделия из золота и серебра; мебель; оптическая, фотографическая и кинематографическая аппаратура; музыкальные инструменты; часы различных видов и их части; изделия из дерева; керамика;

гобелены; ковры; обои; оружие. При этом культурные объекты перечисленные в вышеуказанных Регламенте Совета (ЕС) №2 116/2009 от 18.12.2008 и Директиве Совета Европейских сообществ 93/7/ЕЭС от 15.03.1993 только в том случае подпадают под их действие, если их цена - стоимость соответствует или превышает пороговые финансовые показатели, приведенные в Приложениях к Регламенту Совета (ЕС) №2 116/2009 от 18.12.2008 и Директиве Совета Европейских сообществ 93/7/ЕЭС от 15.03.1993.

Упоминание исследуемого термина «антиквариат» можно найти в совместной Декларации в отношении ст. 6 Протокола 2 «О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства» к Соглашению от 24.06.1994 «О партнерстве и сотрудничестве», учреждающем партнерство между Российской Федерацией с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами- членами, с другой стороны [11]. В частности, указывается, что стороны соглашаются предпринимать необходимые меры с целью оказания в кратчайшие сроки взаимной помощи, как это определено в Протоколе, в том, что касается движения предметов искусства и антиквариата, которые представляют значительную историческую, культурную или археологическую ценность для одной из сторон.

Необходимо отметить, что понятие «антиквариат» встречается также в ст. 12 Международной Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений [12, с. 103-117] (Конвенция вступила в силу для России 13 марта 1995 г.) в словосочетании «произведения искусства, антиквариата и других культурных ценностей». Кроме того, в товарной номенклатуре внешнеторговой экономической деятельности СНГ [13] имеется раздел XXI «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат». В этом разделе в числе прочих приводится позиция «Антиквариат возрастом старше 100 лет» (код ТН ВЭД СНГ 9706 00 000), к которой относится все то, что не причисляется к позициям ТН ВЭД СНГ по кодам 9701-9705.

Определение антиквариата используется и во внутригосударственных актах ряда иностранных

государств (например, Афганистана, Бахрейна, Бангладеша, Кипра, Эфиопии, Турции, Греции), подробный анализ которых содержится в труде К.Е. Рыбака [14, с. 79-82]. При этом можно прийти к выводу, что объект причисляется к разряду антиквариата путем соотнесения времени создания предмета с определенной исторической датой (1748 г. - Афганистан, 1780 г - Бахрейн, 1895 г -Кения) [14, с. 79-82].

Наличие в США Закона «Об антиквариате» (1906 г) не способствует четкости и ясности в использовании термина «антиквариат» на практике. Так, по делу «США против Диаса» (499 Е2ё 113 (9Л Ск 1974)) отмечено, что слово «антиквариат» может иметь отношение к объекту не только в силу его возраста, но и специфики его использования, цели его изготовления и характера предметов, к которым он был приложен [15, с. 1-25].

Необходимо отметить, что в целом международно-правовое регулирование отличается более частотным использованием термина «культурные ценности», нежели термина «антиквариат». Достаточно упомянуть конституции ряда иностранных государств (ст. 75 Основного закона ФРГ [16, с. 55], ст. 49 Конституции Азербайджанской Республики [17, с. 65], ст. 54 Конституции Республики Беларусь [17, с. 145], ст. 34 Конституции Грузии [17, с. 183], ст. 37 Конституции Республики Казахстан [17, с. 236], ст. 36 Конституции Кыргызской республики [17, с. 280], ст. 59 Конституции Республики Молдова [17, с. 323] и др.), содержащие в себе основные положения о сохранении и уважении культурных ценностей, культурного достояния и культурного наследия народов соответствующих государств.

На уровне национального правового регулирования категории «антиквариат» можно выделить подуровни, соответствующие различным отраслям российского права: гражданско-правовое регулирование (ст. ст. 1, 235, 240, 349, 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации [18], ст. 51 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [19] и др.), административно-правовое регулирование (ст. 7.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [20]), уголовно-правовое регулирование (ст. ст. 164, 188, 190, 243 Уголовного кодекса Российской Федерации [21]), налого-

во-правовое регулирование (ст. ст. 150, 333.33, 333.34, 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации [22]), таможенно-правовое регулирование (ст. 219 Таможенного кодекса Российской Федерации [23]).

В свою очередь, выделенные подуровни могут быть классифицированы по методу правового регулирования на частно-правовой и публично-правовой уровни. В частности, в нормах административного и таможенного права четко прослеживается преобладание публичной составляющей, тогда как гражданскому праву присуща частно-правовая. Здесь целесообразно говорить о межотраслевом правовом регулировании исследуемой категории. Присоединимся к справедливому утверждению М.Ю. Челышева, что «правовой режим ряда объектов гражданских прав следует рассматривать как межотраслевой полностью или в части. Поэтому оценка места того или иного объекта гражданских прав в ряду иных подобных объектов, а также в гражданском обороте, в целом, должна производиться не только с учетом норм гражданского права об этом объекте, но и на базе соответствующего отраслевого регулирования по поводу данного объекта, имеющегося в иных отраслях права» [24, с. 85].

Более того, полагаем, что в случае неполноты и/или недостаточности информации об исследуемом объекте (явлении, событии, факте и т.д.) в целях получения наиболее достоверного результата необходимо обращать внимание и на смежные гуманитарные науки, такие как философия, история, социология, политология, искусствоведение и др. Только комплексное и системное исследование объекта может дать полную картину действительности. На необходимость системного подхода к исследованию объектов указывается в работе В.А. Толстика, Н.Л. Дворникова и К.В. Каргина «Системное толкование норм права». В частности, авторы отмечают, что «в основе системного подхода лежит исследование какого-либо объекта как целостной системы <...>. При помощи системного подхода могут быть исследованы самые разнообразные явления правовой действительности» [25, с. 9]. Е.И. Козлова полагает, что в научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения, и подчеркивает, что, например, наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему,

изучает ее структуру, составляющие элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует систему каждого института [26, с. 39].

Статья 44 Конституции РФ провозглашает: каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [27]. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 23.06.99 с изм. от 24.12.02) [19] в преамбуле провозглашают основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства и отмечают неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации.

Таким образом, российский законодатель также использует термины «культурное наследие», «памятники истории и культуры», «культурные ценности», не упоминая при этом категорию «антиквариат». В связи с этим представляется необходимым в рамках исследования рассмотреть соотношение термина «антиквариат» с наиболее часто используемой в литературе категорией - «культурные ценности». Необходимо также учитывать, что одним из свойств юридических норм является взаимопроникновение терминологии [25, с. 9]. Несмотря на отсутствие в законодательстве и литературе единого мнения относительно определения категории «культурные ценности», можно сделать вывод, что рассматриваемое соотношение характеризуется отношением предметов антиквариата к предметам, имеющим культурную ценность, как частного к общему [28; 29; 30].

Возвращаясь к исследованию понятия «антиквариат» в рамках действующего российского законодательства, можно отметить его упоминание в абз. 1 ст. 51 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»: «Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том

числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», а также в Постановлении КМ РТ от 18 апреля 2003 г. № 209 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.99 № 307 «О мерах по осуществлению вывоза, временного вывоза культурных ценностей и реализации предметов антиквариата на территории Республики Татарстан» и закреплении полномочий Министерства культуры Республики Татарстан по оформлению вывоза предметов культурного назначения на территории Республики Татарстан» [31]. Однако данные нормативно-правовые акты не дают определения исследуемого термина и не раскрывают его сущность.

Общее правовое понятие антиквариата было закреплено в Указе Президента РФ от 30.05.1994 № 1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей», где под предметами антиквариата понимались «культурные ценности, созданные более 50 лет назад» [32]. Данное определение прочно вошло в обиход среди участников антикварного рынка. В этом же Указе содержался список категорий предметов, которые должны быть отнесены к антикварным.

Однако с принятием Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 из перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, был исключен пункт, содержащий реализацию предметов антиквариата [33]. Вслед за этим был издан Указ Президента РФ [34], отменивший Указ № 1108, с этого момента в России были утрачены правовые понятия «предметы антиквариата», «антикварная торговля», «реализация предметов антиквариата».

Понятие «антиквариата» используется также в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в РФ (ТН ВЭД РФ), которая относит к антиквариату предметы возрастом 100 и более лет. При этом подразумевается, что интерес к ним связан с их возрастом и, следовательно, редкостью [35].

В Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России [36], понятия «антиквариат» и «культурные ценности» определяются как самостоятельные, а в письме Госналогслужбы РФ устанавливается, что антиквариат есть вид культурных ценностей [37]. При этом регламентируется, что такой предмет должен быть создан не менее 50 лет назад.

Проанализировав современное правовое регулирование категории «антиквариат», можно сделать вывод, что нормативное закрепление этого понятия на сегодняшний день отсутствует.

В то же время, исследование понятия «антиквариат» предпринималось в литературе. Одним из первых к проблеме определения «антиквариата» обратился В.М. Первушин, пришедший к выводу, что на основе анализа понятий «антиквариат», «антиквар», представленных в различных словарях русского языка, можно выделить два общих признака антикварных предметов: характер старины (временной фактор) и характер ценности (материальная и иная ценность) [38, с. 6].

Так, обращаясь к исследованию семантического значения термина, К.Е. Рыбак указывает, что с английского «the Antiquity» переводится на русский язык многозначно - антиквариат (главенствующее значение), предметы древности, античности, антики, античные произведения искусства [14, с. 79].

К.С. Родионов считает, что «к антиквариату относятся предметы быта, художественных промыслов, украшения, красота и уникальность которых часто делают их объектом коллекционирования, бережного обращения, вследствие чего они надолго переживают свою эпоху». Автор полагает, что непременным достоинством антикварного предмета является его «преклонный возраст». При этом возрастной критерий может различаться в отношении предметов разного назначения [39, с. 160].

По мнению В.М. Первушина, «предметами антиквариата являются предметы истории и культуры прошлого, имеющие различную материальную и иную культурную ценность, уникальность, редкость и неповторимость и выступающие как памятники истории и культуры, находящиеся под охраной государства; как объекты, обладающие

исторической, художественной, научной и иной культурной значимостью, которые могут быть отнесены к категории памятников; как предметы старины, не признанные памятниками, но имеющие определенную ценность и значимость для организаций, объединений и граждан» [38, с. 7].

Противоположной точку зрения придерживается Р.Б. Булатов, отмечающий излишнюю широту данного определения и указывающий, что антикварные предметы являются частью всех объектов, представляющих культурную ценность, и соотношение их выражается как часть к целому [28, с. 55].

Л.Л. Шпаковская считает, что термин «антиквариат» употребляется, как правило, только в контексте рынка и торговли. По ее мнению, «антиквариат есть товарное состояние вещи, которое позволяет перемещение вещей от одной социальной группы к другой» [40, с. 19]. Поэтому под антикварными предметами она понимает «редкие вещи, которые являются таковыми благодаря времени (физическому или историческому), прошедшему с момента их производства, или художественной ценности и которые являются объектом коллекционирования и торговли» [40, с. 66-78]. Автор также отмечает, что «согласно этому определению, антикварными могут считаться не просто вещи, имеющие неутилитарную, символическую, демонстрационную и т.п. функцию, но вещи, являющиеся объектом торговли, находящиеся (возможно, потенциально) на вторичном рынке» [40, с. 66-78].

На основании вышеизложенного можно выделить основные признаки антикварной вещи:

1. Старость. Временной предел упоминается в ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», где установлен запрет на вывоз культурных ценностей, созданных более 100 лет назад. Однако согласно Письму Минкультуры РФ от 1 февраля 1999 г. № 119-03-30 «Об установлении художественной, исторической или научной ценности предметов, изготовленных в прошлом веке» сама по себе временная граница создания предмета (100 лет) не является основанием для его запрещения к вывозу за рубеж. Только в случаях установления особой художественной, исторической или научной значимости заявленных к вывозу культурных ценностей признается необходимость

ограничения владения правом собственности на эти предметы в пределах Российской Федерации. Они запрещаются к вывозу из страны с одновременной постановкой их на государственный учет и внесением в Федеральный регистр культурных ценностей [41].

2. Ограниченное количество сохранившихся экземпляров вещи, редкость или уникальность вещи. Антикварная уникальность создается временем физическим и временем историческим (благодаря историческим событиям, людям, мастерам, школам) [42, с. 31]. Именно уникальность, неповторимость произведения искусства должны рассматриваться как необходимые компоненты его ценности [43, с. 10].

3. Редкость связана с художественной ценностью. Художественная ценность представляет собой наиболее сложную категорию. Художественность предполагает не только высокую степень исполнения, но и в значительной степени творческую индивидуальность автора произведения, которое является единственным в своем роде, то есть исключает всякую массовость. Важным признаком отнесения художественного изделия к культурным ценностям следует считать оригинальность произведения. Однако при этом необходимо оговориться, что фактор оригинальности может быть распространен до определенных границ [44, с. 4]. Художественная ценность есть объективная характеристика, которая позволяет вещи «отправиться в путешествие по времени» [42, с. 31], это исключительная по своим художественным качествам вещь.

Кроме того, в литературе [43, с. 23] и отдельных правовых актах [9] установлен стоимостный критерий отнесения предмета к антиквариату. Однако этот критерий подвергается наибольшим сомнениям. Недостаток этого критерия состоит в его непредсказуемости, поскольку в торговле антиквариатом он может быть применен только после того, как определенная вещь будет продана на аукционе [43, с. 23].

Перечисленные признаки в целом носят так называемый оценочный характер, вследствие чего представляется сложным объективно отнести тот или иной объект к предметам антиквариата.

Полагаем, что антиквариат - это вид культурных ценностей, являющихся объектом кол-

лекционирования и торговли и обладающих в совокупности следующими признаками:

- старость (предметы, созданные более 50 лет назад);

- редкость или уникальность;

- художественная ценность.

Список литературы

1. Александров Е. Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов. - София, 1978.

2. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте. Правовые аспекты. - М., 2005.

3. Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей // Актуальные проблемы гражданского права. Вып.8. - М., 2004.

4. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. - Л., 1990.

5. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. - М., 2005. - С. 26.

6. Назаревская Н.О. Антикварный рынок в России XVIII-XX веков. - М., 2006.

7. Каталог-прейскурант № 5 на скупку и продажу букинистических и антикварных книг. - М., 1948.

8. Толстик В.А. Иерархия российского и международного права. - М.: Юрайт-М, 2001.

9. Регламент Совета (ЕС) № 116/2009 от 18.12.2008 г «Об экспорте товаров культурного назначения (кодифицированная версия) // Official Journal, L. 39. - 10.02.2009. - P. 1-7.

10. Директива Совета Европейских сообществ 93/7/ЕЭС от 15.03.1993 «О возвращении культурных объектов, незаконно вывезенных с территории государств- членов ЕС» (с изменениями и дополнениями от 5.06.2001 г.) // Official Journal, L. 74. - 27.03.1993. - P. 0074-0078.

11. Протокол 2 «О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства» к Соглашению от 24.06.1994 «О партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» // Собрание законодательства РФ. - 1998. -№ 16. - Ст. 1802.

12. Международная Конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» // Таможенные ведомости. - 1996. - № 11.

13. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). - М., 1996.

14. Рыбак К.Е. Музейное право. - М., 2005.

15. Phelan M. The law of cultural property and natural heritage. - Evanston: Karlos Kapp Press, 1988. - P. 1-25.

16. Основной закон ФРГ: пер. с нем. К. Колосова. - Берлин, 2000.

17. Новые Конституции Стран СНГ и Балтии. - Изд. 2-е. -М., 1998.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

19. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.

20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (Часть I). - Ст. 1.

21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 25. - Ст. 2954.

22. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

23. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 22. - Ст. 2066.

24. Челышев М.Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. - Казань, 2008.

25. Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. - М., 2010.

26. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1998.

27. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

28. Булатов Р.Б. Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита. - СПб., 1995.

29. Гасымов Н.Г. Международный розыск культурных ценностей и предметов антиквариата: учеб. пособие. - М., 2005.

30. Братанов В.В. Законодательная регламентация понятия культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 2.

31. Постановление КМ РТ от 18 апреля 2003 г. № 209 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.05.99 г. № 307 «О мерах по осуществлению вывоза, временного вывоза культурных ценностей и реализации предметов антиквариата на территории Республики Татарстан» и закреплении полномочий Министерства культуры Республики Татарстан по оформлению вывоза предметов культурного назначения на территории Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2003. - № 9.

32. О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей: Указ

Президента РФ от 30.05.1994 N° 1108 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 6. - Ст. 587.

33. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г № 128-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 153.

34. О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившим силу Указа Президента РФ от 30.05.1994 № 1108: Указ Президента РФ от 18.02.2002 № 184 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 8.-Ст. 809.

35. О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 // Российская газета. - 2006. - № 269.

36. Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России: Приказ Генпрокуратуры РФ № 69, МВД РФ № 777, ФСБ РФ № 425, ГТК РФ № 700 от 25 ноября 1997 r. // Таможенные ведомости. - 1998. - № 2.

37. О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей: Письмо Госналогслужбы РФ от 21 июня 1994 г № ЮБ-4-04,73н // СПС «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).

38. Первушин В.М. Расследование краж предметов антиквариата. - М., 1992.

39. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. -М., 1990.

40. Шпаковская Л.Л. Социальные основы формирования ценности антикварных вещей: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2001.

41. Об установлении художественной, исторической или научной ценности предметов, изготовленных в прошлом веке: письмо Минкультуры РФ от 12 февраля 1999 г. № 119-03-30 // Текст письма официально опубликован не был.

42. Сахаров А.Н. Оценка невоспроизводимой продукции. - М., 2005.

43. Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Международно-правовая защита национально-культурного достояния народов. - М., 2009.

44. Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Понятие культурных ценностей: Лекция. - М.: ВНИИ МВД России, 1993.

В редакцию материал поступил 18.02.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: антиквариат; современное правовое регулирование; уровни правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.