Научная статья на тему 'Антикризисный план зоны евро: pro et contra'

Антикризисный план зоны евро: pro et contra Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ЗОНА ЕВРО / АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН / СПИСАНИЕ ДОЛГА / СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / РЕКАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ / КОРЗИНА ВАЛЮТ ДОЛЛАР-ЕВРО / G-20 / THE EUROPEAN UNION / THE EURO ZONE / THE ANTI-RECESSIONARY PLAN / DEBT FORGIVENESS / A STABILIZATION FUND / RECAPITALIZATION OF BANKS / A BASKET OF DOLLAR-EURO CURRENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Юлия Андреевна

В статье представлен анализ решений ЕС-27 и G-20 по преодолению долгового кризиса зоны евро и высказаны прогнозы относительно дальнейшего развития событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Anti-Recessionary Plan of the Euro Zone: Pro et Contra

In the article the analysis of decisions of EU-27 and G-20 on overcoming the debt crisis of the euro zone is presented and forecasts concerning the further succession of events are stated.

Текст научной работы на тему «Антикризисный план зоны евро: pro et contra»

УДК 339.923

Ю. А. Чистякова

Антикризисный план зоны евро: pro et contra

В статье представлен анализ решений ЕС-27 и G-20 по преодолению долгового кризиса зоны евро и высказаны прогнозы относительно дальнейшего развития событий.

Ключевые слова: Евросоюз, G-20, зона евро, антикризисный план, списание долга, стабилизационный фонд, рекапитализация банков, корзина валют доллар-евро.

Ju. А. Chistyakova

The Anti-Recessionary Plan of the Euro Zone: Pro et Contra

In the article the analysis of decisions of EU-27 and G-20 on overcoming the debt crisis of the euro zone is presented and forecasts concerning the further succession of events are stated.

Keywords: the European Union, G-20, the euro zone, the anti-recessionary plan, debt forgiveness, a stabilization fund, recapitalization of banks, a basket of dollar-euro currencies.

Евросоюз (ЕС-27) - пример успешной институциональной (с системой наднациональных органов) межгосударственной экономической интеграции [4], а ее (интеграции) высшее достижение - зона евро (ЕС-17) [2]. За 13 лет существования коллективной валюты зона евро добилась значительных результатов по сравнению с другими центрами мирового хозяйства. Создано около 14 млн рабочих мест против 8 млн в США. В среднем в зоне евро дефицит бюджета к ВВП в 2011 г. не превысит 4,5 % против 10 % в США и Японии [13]. И, тем не менее, у политиков и аналитиков вызывает беспокойство долговой кризис зоны евро, что влечет за собой приближение второй волны глобального кризиса. В эпицентре долгового кризиса - периферия зоны евро (Гре -ция, Ирландия, Португалия и частично Испания и Италия). В этих странах внешние долги существенно превышают допустимый лимит - 60 % ВВП.

Запустила долговой кризис Греция. Ее внешние долги накапливались на протяжении десятилетий. В 1981 г. национальный долг составлял всего 26,9 % ВВП, а тридцать лет спустя превысил 160 %. Эскалацию долга вызывали экономико-политические решения партии ПАСОК и НД (новая демократия), сменявших друг друга в парламенте и правительстве. Назовем важнейшие из них: акты национализации и субсидирование «проблемных» компаний; трудоустройство граждан в государственном секторе экономики; крупномасштабные госзаказы; неподъемные для малой страны затраты на Олимпийские игры

© Чистякова Ю. А., 2012

(2004); возросшие военные расходы. Вступление Греции в зону евро (с представлением приукрашенной финансовой информации) имело неоднозначные последствия: с одной стороны, пострадали от европейской конкуренции металлообработка, текстильная и швейная отрасли, судостроение и транспорт, но выиграл крупный капитал Греции, наладив выгодные связи с партнерами по Евросоюзу, обеспечив себе экспансию на Балканах, создав условия для туристического бума - с другой [6]. На выплату основного долга и процентов необходимо найти 36 млрд евро. Греция давно живет не по средствам, но ею движет желание жить «здесь и сейчас», как в старой Европе. Не сообразуются с наличными ресурсами пенсионные и другие социальные обязательства. Средняя пенсия к средней зарплате (брутто - коэффициент замещения) самая высокая в Евросоюзе, для сравнения: в Греции - 95,7 %, в Германии - 43 %, в Великобритании - 30,8 % [1].

Долговой кризис в зоне евро - феномен многофакторный. Систематизируем объективные и субъективные факторы, вызывающие фактическое банкротство суверенных государств (новый тип неплатежеспособности, отличный от банкротств граждан и фирм):

- Экономическое оживление в ЕС протекает вяло и неустойчиво (прирост ВВП в 2011 г. не выше 1,6 %, прогноз на 2012 г. - 0,3 %);

- антикризисные программы в Евросоюзе потребовали срочной мобилизации внушительных финансовых и иных ресурсов [5];

Антикризисный план зоны евро: pro et contra

113

- с ростом числа эмигрантов в ЕС растет и бедность, что вызывает немалое напряжение для государственных финансов [3];

- Франция, Германия и Италия не единожды (особенно в 2004-2005 гг.) не соблюдали обязательства по Пакту стабильности (дефицит бюджета не более 3 % ВВП, государственный долг -60 % ВВП), что служило дурным примером для остальных членов зоны евро;

- европейские банки не учитывали риски, связанные с покупкой казначейских облигаций нынешних стран-должников;

- Европейский центральный банк (ЕЦБ) не осуществлял надлежащий контроль за бюджетной политикой членов Евросоюза;

- аналитики и рынки проглядели ситуацию в Греции, которая долго, еще до глобального кризиса, получала кредиты под те же процентные ставки, что и Германия;

- учредительные документы ЕС-27 и ЕС-17 не допускают оказания финансовой помощи суверенным государствам, поэтому нынешний антикризисный план предусматривает внесение дополнений и изменений через парламенты стран Евросоюза и зоны евро, что замедляет и усложняет процедуры принятия срочных и неотложных решений;

- общий бюджет Евросоюза невелик по объему (133 млрд евро на 2012 г.);

- органы Евросоюза фактически проигнорировали неоднородность экономического пространства, что требует интеграции по принципу «разных скоростей». По экономическим параметрам Евросоюз - это многовекторное объединение.

Главное, однако, не поиск виноватых, а принятие и реализация антикризисного плана. Он создавался в спешном порядке, после преодоления разногласий между Германией и Францией (основные доноры), дуополией и ЕС-17, ЕС-17 и ЕС-27 и на саммите ЕС-20 (Канны. 3-4 ноября 2011 г.). В июле 2011 г. ЕС-17 одобрил первое системное решение об увеличении объема и расширении функций Европейского фонда финансовой стабилизации (сокращенно - стабилизационного фонда).

На саммите ЕС-27 (23-24 октября 2011 г., Брюссель) достигнута принципиальная договоренность по основным пунктам антикризисного плана зоны евро:

1. Списание долга Греции на 100 млрд евро; к 2020 г. ее долг не должен превышать 120 % ВВП. В ходе острых дискуссий обсуждались различные варианты дисконта: европейские банки соглашались на 21 %, МВФ предлагал 4 варианта

(36-60 %) [9]. Компромиссное решение: для банков 50 % и для государств 30 %. Раскладка списываемого долга по странам и банкам не конкретизирована.

2. Увеличение стабилизационного фонда до 1 трлн евро. Источники его формирования - предмет дальнейших переговоров. Нет ясности в статусе стабилизационного фонда: страховая или инвестиционная структура? ЕС-27 надеется на финансовое содействие Китая, России, стран Ближнего Востока. Китай взял тайм-аут для изучения условий, формы и размеров своих финансовых инвестиций в зону евро. Россия готова выделить еврозоне через МВФ 10 млрд долл. Остальные страны не озвучили своих позиций.

3. Рекапитализация банков-кредиторов Греции на 106 млрд евро. Рамочное соглашение, без юридических обязательств.

4. Постоянный мониторинг «тройкой» (МВФ, ЕЦБ, ЕК) финансов Греции. Введение режима жесткой экономии для остальных стран зоны евро и Евросоюза [10]. В принципе дано добро на учреждение бюджетного союза с ограничением дефицита бюджета (3,0 %+0,5 %) и с введением санкций в размере 0,1 % ВВП. Предстоит усилить борьбу с уклонениями от уплаты налогов через оффшоры. Этот пункт вошел в меморандум 0-20.

Антикризисный план зоны евро - радикальный шаг в верном направлении, но еще не окончательный и бесповоротный выход из долговой трясины. Решаются одни текущие задачи, появляются другие, в том числе и неожиданные. Премьер-министр Греции Г. Папандреу выдвинул и поспешно снял с обсуждения инициативу о проведении общенародного референдума по плану спасения Греции. Оппозиция в Греции согласилась принять участие в формировании коалиционного правительства без Г. Папандреу. Обращение короля Испании к Иберийскому форуму (Испания, Португалия плюс страны Латино-Карибской Америки) о финансовой поддержке воспринят неоднозначно. Куба и Венесуэла отказались участвовать в форуме. Бразилия готова помочь Европе через МВФ, но пока воздержится от перевода валютных средств через Европейский стабилизационный фонд в обмен на увеличение своей доли в МВФ [11].

Конституционный суд Германии приостановил рекомендацию комитета бундестага канцлеру А. Меркель увеличить взнос в Европейский стабилизационный фонд, но сохранить долю (50 %) без изменений. В Италии ширилось движение за досрочную отставку премьера Берлускони и внеочередные парламентские выборы. Отставка со-

114

Ю. А. Чистякова

стоялась; сформировано правительство технократов во главе с Марио Монти.

Во исполнение антикризисного плана руководство ЕЦБ (Марио Драги) (Draghi) снизило базовую учетную ставку на 0,5 п. п. - с 1,5 % до 1 %. Эта мера должна содействовать деловой активности в зоне евро. Премьер-министр Франции Ф. Фийон объявил, что в бюджете на 2012 г. предусмотрены жесткие меры экономии (8 млрд евро); этот бюджет сравним с бюджетом первого послевоенного года (1945 г.). Есть и примеры противоположного свойства, отодвигающие выполнение антикризисного плана. Так, ЕЦБ пригрозил не приобретать более ценные бумаги Италии, пока она не осуществит системные реформы, в том числе и пенсионную (ее сердцевина -повышение возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет). Бундес-банк (ФРГ) еще не готов участвовать в формировании Европейского стабилизационного фонда (размер предполагавшегося участия 15 млрд евро).

Оценка антикризисного плана зоны евро варьируется в зависимости от места и позиции действующего лица, сочетает в себе различные дозы оптимизма, пессимизма и скептицизма. Еженедельник "The Economist" еще в сентябре

2011 г. предупредил, что зону евро спасет лишь радикальная реформа наднациональных органов Евросоюза [8]. Президент Франции Н. Саркози признал ошибкой вступление Греции в зону евро. Эксперты обращают внимание на институциональную преграду для выполнения антикризисного плана - коллизии в компетенциях ЕЦБ (Драги), Еврогруппы (Ж. К. Юнкер) и главы ЕС-27 (Ромпюи) [12]. Бывший руководитель ЕЦБ Ж. К. Трише (Trichet) уверен в устойчивости евро. Российский еженедельник «Эксперт» напоминает об ужесточении требований к достаточности капитала: до 9 % вместо нынешних 6 %. Норматив должен быть выполнен до 30 июня

2012 г. [7].

Что же касается прогнозов на обозримое будущее, то обобщим имеющиеся сценарии с краткими комментариями:

1. Выход из зоны евро 2-3 стран, но не Италии и Испании. Сценарий теоретически возможен, но труден в реализации. Инверсионный ход почти всегда сопряжен с еще большими негативными последствиями, нежели централизация всех ресурсов для спасения Греции (до внеочередных парламентских выборов имеется время для принятия чрезвычайных мер).

2. Девальвация евро. Возможный вариант, но зависит от устойчивости доллара, монетарной и валютной политики Китая и поведения осталь-Антикризисный план зоны евро: pro et contra

ных мировых игроков. Озвучена идея создания супервалюты на базе устойчивого отношения евро к доллару (называется коэффициент 1,3). Тема для обсуждения на очередной сессии G-20 в Мехико (2012).

3. Смена правящих коалиций во Франции, Италии, Греции и в других странах. Высокая степень вероятности.

4. Антикризисный план не даст должного эффекта без значимого содействия группы БРИКС, включая кредитование. Валютная устойчивость в мировом хозяйстве неотделима от снижения безработицы, повышения конкуренте -способности, прямых инвестиций в основных макрорегионах мирового хозяйства. В связи с этим предстоит обсудить возможность расширения полномочий G-20.

Автор статьи склоняется к мнению, что долговой кризис в еврозоне примет вялотекущий характер и продлится не один год. Пик кризиса может быть пройден лишь в 2012 г. Основания для подобного прогноза имеются: ЕЦБ предоставил греческим и европейским банкам льготный кредит (530 млрд евро) на 3 года (1 % годовых); заключено соглашение об обмене старых облигаций на новые; Греции будет предоставлена финансовая помощь на 130 млрд евро.

Примечания

1. Материалы Статкомитета СНГ // Общество и экономика. - 2011. - № 3. - С. 188-189.

2. Пефтиев, В. И., Преображенский, В. А. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 93-116.

3. Стрельцова, Я. Тема иммиграции во Франции накануне президентских выборов 2012 года // МЭ и МО. - 2011. - № 9. - С. 81-82.

4. Титова, Л. А. Современные деньги и валюты. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 84-103, 113-114.

5. Чистякова, Ю. А. Антикризисные программы в США и Евросоюзе / В. О. Евтеева, А. О. Чалова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. -Т. 1 (Гуманитарные науки). - С. 116-119.

6. Эксперт. - 2011, 10-16 октября. - № 40. - С. 40-42.

7. Эксперт. - 2011, 31 октября - 6 ноября. № 43. -С. 70-71.

8. The Economist. - 2011, September, 17. - P. 9-10.

9. www.lemonde.fr - 21.10.2011.

10. www.lemonde.fr - 27.10.2011.

11. www.lemonde.fr - 28.10.2011

12. www.lemonde.fr - 27.10.2011

13. www.lexpress.fr- 17.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.