Научная статья на тему 'Антикризисные меры финансово-экономической безопасности Кыргызстана'

Антикризисные меры финансово-экономической безопасности Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караганов O.K.

В статье раскрыты причины образования кризиса, определена сущность финансово-экономической безопасности, подобраны необходимые показатели, факторы и условия, влияющие на состояние финансово-экономической безопасности страны. Установлены причины изменения факторов и условий, ухудшающих состояние экономики и финансов. На основе комплексного анализа и синтеза фактических материалов, проведено исследование данной проблемы. Выработаны антикризисные меры, направленные на улучшение уровня экономики и финансов Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные меры финансово-экономической безопасности Кыргызстана»

Зарубежный опыт

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КЫРГЫЗСТАНА

О.К. КАРАТАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Н. Ельцина Кыргызская Республика, г. Бишкек

Для эффективной выработки антикризисных мер прежде всего необходимо объективно оценить ситуацию, определить причины образования кризиса, реально установить сущность финансово-экономической безопасности (далее — ФЭБ) и на основе комплексного анализа и синтеза необходимой информации провести углубленное исследование данной проблемы, изложить выводы, направленные на преодоление кризиса. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время в Кыргызской Республике (далее — КР) состояние ФЭБ оставляет желать лучшего, кроме того, оно еще усугубилось вследствие мирового финансово-экономического кризиса.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

• изучить этапы финансово-экономического кризиса;

• изложить основные меры, принимаемые правительствами отдельных стран СНГ и США для улучшения ФЭБ и определить ее категории и сущность;

• привести показатели-индикаторы международного характера, характеризующие финансово-экономическое развитие, которые могут повлиять на уровень ФЭБ КР;

• изучить критерии и пороговые значения показателей-индикаторов по группе устойчивости финансово-экономического развития и внести предложения, направленные на улучшение ФЭБ Кыргызстана.

В период первого глубочайшего мирового экономического кризиса в 1929 — 1933 гг., когда произошло падение производства, многие финансовые учреждения оказались в тяжелейшем кризисном состоянии. Следует отметить, что состояние экономики конкретной страны прежде всего зависит от внешних угроз, например, отрицательно воздействовали на производственно-экономические результаты большинства стран СНГ финансовые кризисы в Юго-Восточной Азии (1996 — 1997 гг.), а затем в России (1998 г.).

В связи с этим в соответствии с Указом Президента РФ от 29.04.1996 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» было определено состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики России. Позже были приняты Концепция национальной безопасности РФ (1997 г.), новая концепция национальной безопасности РФ (2000 г.).

С учетом мирового финансового кризиса Россия пытается координировать действия государств ЕврАзЭс. В начале декабря 2008 г. в г. Москве состоялось заседание Совета по финансово-экономической политике и Совета руководителей национальных банков государств — членов ЕврАзЭс, где с докладом о мерах, принимаемых Правительством РФ, по преодолению последствий мирового финансового кризиса выступил заместитель премьер-

министра России А. Кудрин. Поделились опытом представители Казахстана и Беларуси. Было отмечено, что многие вопросы будут решаться на очередной сессии «большой двадцатки», где они будут строить новую систему финансовых взаимоотношений.

Ранее КР, находясь в составе бывшего Советского Союза, черпала много полезного в плане экономического, финансового и социального развития. Эти и другие направления постоянно совершенствуются и развиваются в Кыргызстане в рамках действий СНГ и ОДКБ. Кстати, в республике кроме государственного языка официальным языком является и русский язык.

В 2001 г. Указом Президента КР была утверждена «Концепция национальной безопасности КР», где предусмотрено гарантийное обеспечение безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства и их защита от воздействия внешних и внутренних угроз. В подразделе экономической сферы отмечено, что экономика страны продолжает оставаться в неустойчивом состоянии.

С 2003 г. вступил в силу Закон КР «О национальной безопасности», в котором определено, что национальная безопасность — гарантированное состояние защищенности жизненно важных интересов страны — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. До принятия вышеуказанных нормативно-правовых актов, руководством страны в 1996 г. рассматривалось состояние экономической безопасности республики на Совете безопасности КР.

Вопросы обеспечения экономической безопасности были в центре внимания Правительства КР. В постановлении от 19.09.2002 «О состоянии экономической безопасности КР и мерах по ее дальнейшему обеспечению» указано, что закономерные издержки переходных процессов в стране привели к существенным структурным изменениям в промышленном секторе, характеризуемом уменьшением доли отраслей, выпускающих промышленную продукцию, и увеличением сырьевых отраслей. В связи с образованием новых суверенных государств, в том числе КР, в статьях виднейших экономистов чаще стал появляться термин «экономическая безопасность». В 1994 — 1995 гг. по данной проблеме начали появляться труды отечественных и зарубежных экономистов, например известных экономистов России Л. Абалкина, А. Архипова и др. Кроме того, данная проблема в широком формате

была исследована В. Вечкановым, С. Глазьевым, В. Есиповым, А. Илларионовым, В. Котилко, В. Ра-даевым, Л. Чистовым, В. Шестаковым и др. Позже эти вопросы рассматривались видными учеными СНГ: А. Галлиевым, Т. Койчуевым, А. Логвиным, В. Мутиян, М. Спановым, В. Загашвили и др.

Следует признать, что категория «экономическая безопасность» по-разному трактуется в научной литературе. Л. И. Абалкин точно и емко подчеркивает, что «экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»1.

В учебнике под ред. А. В. Колосова понятие «экономическая безопасность» определяется как необходимость поддержания устойчивого экономического роста, и на этом обосновывается, что «экономическая безопасность — это устойчивое состояние защищенности национальной экономики, при которой она способна обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии сохранения социально-политической и военной стабильности государства»2.

Определение ученых Института экономики РАН состояния защищенности экономики России заключается в том, что «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»3.

С. Ю. Глазьев, изучив стратегию экономического развития России, считает, что инновационное развитие обеспечивает выход страны на траекторию быстрого и устойчивого роста при условии ежегодного прироста ВВП на 10 %, инвестиций — до 25 %, в том числе в освоении ключевых производств нового технологического уклада — около 35 %4.

Изучив сущность и состояние экономической безопасности Кыргызстана, академик НАН КР Т. К. Койчуев подчеркивает, что «экономическая безопасность — условие обеспечения национальной безопасности от внешних факторов, внутреннего

1 Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

2 Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учеб. / Под ред. А. В. Колосова. М.: Изд-во РАГС. С. 89 - 90.

3 Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 72.

4 Глазьев С. Ю. О стратегии экономического развития // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 51.

мирного, стабильного социально-политического развития страны»5. Далее он объективно отмечает, что «самым надежным гарантом экономической безопасности является сама экономика: ее потенциал, уровень и динамичность развития»6.

Развивая эти мысли, он подчеркнул, что «после утверждения суверенности и политической независимости задачи установления экономической независимости и экономической безопасности стали собственным делом самой республики. К выполнению этих задач Кыргызская Республика экономически оказалась не готовой. Экономическая безопасность укрепится только благодаря производству и, как бы мы ни надеялись на внешнюю помощь, нужно возобновлять собственное производство и формировать собственные источники накопления»7.

М. Ершов считает, что помимо целевого вмешательства, для недопущения кризиса требуется разумная и взвешенная экономическая политика. Очевидна и необходимость укрепления несущих элементов финансовой сферы, а также важность увеличения капитализации банков, что повышает их устойчивость к внешним шокам8. Тем более, понятия «деятельность» и «безопасность» непосредственно связаны с банковскими операциями, и итоги этих действий обеспечивают экономическую безопасность деятельности банка, которая также достигается постоянным и систематическим «контролем за условиями существования и функционирования банка»9.

Г. С. Вечканов отмечает, что «экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Экономическая безопасность как экономическая категория зародилась со времен создания государственности, осознания обществом своих экономических интересов». Кроме того, Г. С. Вечканов, изучив финансовую систему и ее роль в экономической безопасности государства, подчеркивает, что между финансовой системой и экономической безопасностью существуют вза-

5 Койчуев Т. К. Экономическая безопасность Кыргызстана // Экономика Кыргызской Республики: Учеб. пособие. Б.: КТУМ, 2003. С. 440.

6 Там же. С. 445.

7 Койчуев Т. К. Избранное собрание сочинений // Постсоветская перестройка: теория, идеология, реалии. Б.: ЦЭС при ПКР, ОО «Экономисты за реформу», 2007. Т. 11. С. 271, 279.

8 Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности // Вопросы экономики. 2007. № 12.С. 19.

9 Гамза В. А. Ткачук, И. Б. Безопасность банковской деятель-

ности. М.: Маркет Дс, 2006. С. 17.

имосвязи, и они друг друга дополняют. И в этой связи он указывает, что «финансовая безопасность государства — важнейшее условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами»10.

По заявлению многих официальных лиц США и экспертов, экономика данной страны благополучно преодолевает трудности с 1971 г. по уникальной схеме, согласно которой роль глобальной валюты играет одна из национальных валют — американский доллар, эмитируемый фактически неограниченно. Финансовые структуры имеют доступ к долларовому рефинансированию из Федеральной резервной системы США в соответствии с тем спросом, который складывается на доллары во всем мире в результате многообразных и многосложных спекуляций. Это видимое благополучие строится на элементарном перераспределении национального богатства в пользу финансовых спекулянтов, чреватом крахом национальных финансовых систем.

В связи с этим Г. А. Трофименко отмечает, что «происходит своего рода «колонизация» планеты американским капиталом». Если иметь в виду глобализацию по-американски, то «колонизация была первой формой глобализации»11.

Изучив американскую концепцию национальной и экономической безопасности и сопоставив ее с политической и экономической безопасностью России, М. А. Федеренко считает, что в последние годы проблема реализации национальных интересов стала стержневой в исследованиях американских специалистов. В этом состоит основное отличие американской концепции национальной и экономической безопасности, в которой центральное место занимает реализация стратегии экспансии, от существующих сегодня российских трактовок политической и экономической безопасности, носящих характер пассивной защиты, формулируемой в терминах угрозы12.

По мнению А. В. Канаева, «экономическая безопасность представляет собой способность банковской системы обеспечивать устойчивость развития банковского бизнеса, выполнение им

10 Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 45, 148.

11 Трофименко Г. А. О глобализации междунардных отношений // США — Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 6. С. 76.

12 Федеренко М. А. Экономическая безопасность России — мифы и реальность // Внешнеэкономические связи. 2005. № 6. С. 49.

экономических функций и защиту его экономических интересов на национальном и международном финансовых рынках»13. Соответственно формирование глобального финансового рынка, развитие транснациональных банков, усиливающаяся роль развивающихся стран в мировой финансовой системе обусловили необходимость систематизации и обобщения лучших практик14. Поэтому необходимо, прежде всего, защищать интересы местных банковских учреждений, обеспечивать их безопасность как от внешних, так и от внутренних угроз, создавать здоровую конкуренцию с учетом использования рыночных механизмов, сохраняя национальные интересы и традиции КР.

Кроме того, необходимо обеспечить стабильное и динамичное развитие экономики и не допустить рецессии на уровне хозяйствующих субъектов. Для этого нужно обеспечить правильное и эффективное использование механизмов и инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики на уровне макро- и микроэкономики, тем самым создавая финансовую стабильность в стране. Несоблюдение этих условий способствовало появлению в последние годы локальных, региональных и континентальных финансово-экономических кризисов, которые стали уже нормой. По мнению американских экспертов, их появление связано с терроризмом, религиозным экстремизмом и рядом других негативных факторов, вынуждающих оградить мирных жителей Америки или ее союзников, или другие мирные страны от ожидаемых водородных или атомных бомбардировок. В результате были придуманы локальные военные действия против мирных жителей стран в целях овладения их энергетическими или природными, минерально-сырьевыми ресурсами.

Лауреат Нобелевской премии Дж. Ю. Стиг-лиц отмечает, что «кризисы в современном мире участились и стали глубже. Но, что хуже, многие политические мероприятия МВФ, в частности преждевременная либерализация движения капитала, внесли свой вклад в усиление глобальной нестабильности. И если в стране начинался кризис, то фонды и программы МВФ не только не способствовали стабилизации положения, но во многих случаях и ухудшали состояние дел. МВФ не справился со своей первоначальной миссией

13 Канаев А. В. Стратегические направления повышения экономической безопасности национальной банковской системы // Финансы и кредит. 2008. № 20 (308). С. 15.

14 Назаров А. С. Конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как следствие финансовой глобализации // Финансы и кредит. 2008. № 20 (308). С. 70.

поддержания глобальной стабильности; не достиг он успехов и в руководстве переходом стран от коммунизма к рыночной экономике»15.

В результате во многих странах СНГ финансово-экономическое состояние оставляет желать лучшего. В августе 1998 г. Россия испытала кризис, прежде всего из-за собственных «пирамид» — сначала ценных бумаг приватизированных предприятий, а затем и ГКО, которые, развиваясь, унесли миллиарды долларов валютных резервов за границу и спровоцировали 400-миллиардный рублевый ущерб16.

Здесь уместно отметить то, что «произошло» и в КР в связи с приватизацией многих объектов государственной собственности: возникли проблемы реформы сельского хозяйства, структурного изменения в промышленности, горнодобывающей отрасли, с депозитами юридических и физических лиц, выдачи кредитов, а также несостоятельность свыше 10 акционерно-коммерческих банков. Кроме того, возникли проблемы выпуска ценных бумаг компанией «Рентон групп», которая повторила «почти те же операции», что в свое время известная всему СНГ московская пирамида «МММ». Кроме того, необходимо учесть уроки сентябрьского продовольственного (2007 г.) и энергетического (начиная с октября 2008 г.) кризисов, а также распространение коррупции со дня суверенитета республики, наличие «теневой» экономики и др.

В 2007 г. ВВП КР на душу населения составил всего лишь 700 долл. США против 433 долл. в 2004 г. (это низкие показатели среди стран СНГ). Если в структуре валового выпуска доля производства товаров в 1993 — 1995 гг. составляла 65,7 %, то в 2007 г. она снизилась до 52,5 %. При этом доля услуг увеличилась с 34,3 до 47,5 %. Кроме того, за годы суверенитета образовалось отрицательное сальдо торгового баланса (кроме 1994 и 2001 гг.) и дефицит государственного бюджета (кроме 2001, 2005 и 2007 гг.). Если государственный внешний долг на душу населения в 1993 г. составлял всего лишь 55 долл., то в 2007 г. он достиг почти 400 долл. США, или «возрос» более чем в 7 раз. Возможно, все это связано с тем, что введение термина «экономическая безопасность» связано с признанием «примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, с необходимостью самого серьезного внимания к

15 Стиглиц Дж. Ю. Глоболизация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. С. 33 — 34.

16 Резников Л. Как обеспечить развитие Российской экономи-

ки в условиях дестабилизации мировой финансовой системы // Российский экономический журнал. 2001. № 7. С. 12 — 13.

проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития»17.

И естественно, наше государство, хоть и принимало меры по укреплению экономики и финансов республики, но из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны центральных органов государственного управления и отсутствия эффективной национальной стратегии развития не смогло по-настоящему сохранить свою экономическую, продовольственную, энергетическую и финансовую независимость и настоящим образом не сберегло свое национальное богатство.

Структура национального богатства состоит в основном из природного потенциала, людских, производственно-экономических, технологических возможностей и финансовых ресурсов. Дальнейшее наращивание национального богатства государства связано с уровнем развития человеческого фактора, который является движущей производительной силой общества в дальнейшем развитии прогресса, прежде всего, самого человека как индивидуума и всего общества. Поэтому человек, создавая необходимые условия для саморазвития и одновременно принимая участие в развитии общества, создавал и нужный производственно-экономический потенциал, на основе которого образованы финансовые ресурсы домашнего хозяйства и всего государства.

При этом государство, в теоретическом плане оценивая свои природные ресурсы, с учетом достижений человеческого развития, должно обеспечивать развитие научно-технического прогресса, определенное экономическое развитие, которые способствовали бы росту финансовых ресурсов для укрепления национальной безопасности.

Следовательно, ФЭБ — это достаточный уровень показателей-индикаторов безопасности экономики и финансов, соответствующих определенным пороговым значениям, что создает необходимые условия для осуществления расширенного воспроизводства и способствует обеспечению развития экономики, созданию необходимых финансовых ресурсов, улучшению социального благосостояния и исключению кризисных ситуаций. ФЭБ твердо укрепляет национальную безопасность и надежно сохраняет суверенитет страны в рамках Конституции КР.

Поэтому при определении критериев и пороговых значений для оценки уровня ФЭБ страны используются различные показатели-индикаторы,

17 Ведуга Е. Н. Государственные экономические стратегии. М.: Деловая книга, 1998. С. 325.

системы международных и национальных показателей, характеризующих как в целом страну, так и отрасли или хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица, включая показатели домашнего хозяйства. При этом показатели-индикаторы можно делить по содержанию: производственного, экономического, финансового, социального характера, а также исходя из других условий и факторов, включая уровень человеческого развития.

В связи с этим необходимо учитывать, что угрозы для безопасности республики во многих случаях возникают как извне, так и изнутри, путем появления вначале в соседних странах или на других континентах, например, в качестве финансового кризиса. Поэтому нам необходимо постоянно отслеживать показатели-индикаторы ФЭБ и путем проведения комплексного анализа, определять возможность появления финансового кризиса на финансовых рынках нашей республики, тем более если с кризисными странами у нас имеются взаимные внешнеэкономические и внешнеторговые связи.

В связи с этим нам необходимо изучить международные показатели-индикаторы18, которые могут повлиять на уровень ФЭБ нашей страны (табл. 1).

Международные показатели-индикаторы, которые могут формироваться на уровне международных финансово-экономических институтов, других рыночных структур, в основном могут повлиять на уровень ФЭБ любой страны мира. Этого можно ожидать при недостаточном уровне экономического потенциала и финансовых ресурсов, при отсутствии либо недостаточном уровне стабилизационного фонда республики.

С учетом уровня развития мировой экономики, изменения индекса фондовых рынков мира и на рынках капитала, особенно повышения цены на энергетические ресурсы положительно воздействовали на состояние экономики индустриально развитых стран мира. В свою очередь, это обстоятельство одновременно отрицательно влияло на итоги финансово-экономического состояния развивающихся стран и стран переходной экономики. В связи с этим приводим основные показатели-индикаторы группы «Устойчивость финансово-экономического развития» системы

18 Индикатор (от лат. Indг'cator-указатель) — цифровой показатель эволюции экономической или финансовой величины, особо значимой для проведения общей экономической политики и оценки ее результатов. — Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб.

М.: Институт новой экономики, 1999. С. 307.

Таблица 1

международные показатели-индикаторы, которые могут повлиять на уровень ФЭБ кр

группа показателей-индикаторов уровень воздействия Основные последствия

Внешние показатели-индикаторы Макроэко- Микроэко- Положительные Отрицательные

международного характера: номика номика

индексы мировых фондовых То же То же Показатель снижается Показатель повышается

рынков (например, цена 1 барреля

нефти и т. п. на бирже);

изменения на мировых финансо- // // На мировых финансовых Если наоборот, то у нас

вых рынках (уровень евро, долл. рынках имеется тенден- можно ожидать ухудше-

США, рубля в отношении другой ции к снижению ния уровня экономики,

национальной валюты, процентные при отсутствии «подуш-

ставки инвестиций международных ки» безопасности

финансовых и экономических инс-

титутов, ценные бумаги и др.);

индекс развития человеческого // // Состояние экономики Можно заметить

потенциала (ИРЧП, определенного улучшается ухудшение состояния

ООН19); экономики

индекс экспортно-импортных // // Уровень экспорта с опе- Не достигнут чистый

отношений по ООН; режением увеличивается экспорт товаров

индекс восприятия коррупции // // Снижается Если наоборот — увели-

Трансперенси Интернэшнл; чивается коррупция

индекс экономического развития // // Показатели ФЭБ в дина- Показатели ФЭБ ухуд-

(ВВП на душу населения, в долл. мике улучшаются шаются и не стабилизи-

США, евро, рублях) руются

потребления энергии на душу // // Потребность удовлетво- Потребность не обеспе-

населения, кВт/ч ряется чивается

индекс гендерного развития — по // // Достаточный уровень Недостаточное раз-

определению ООН; намеченного развития программы витие совокупного коэффициента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индекс нищеты и бедности населе- // // Достаточный уровень Недостаточное состоя-

ния — по ООН развития экономики ние экономики

показателей, определяющих уровень ФЭБ Кыргызстана. В данную группу показателей-индикаторов отнесены условия экономической, финансовой и политической стабильности как в стране, так и за рубежом. При соблюдении этих условий обеспечивается основа ФЭБ, а в противном случае появляются мировые или континентальные, или локальные финансово-экономические кризисы. Их отрицательные воздействия могут появляться при глобализации мировой экономики и мирового хозяйства, что ускоряет процесс ухудшения показателей ФЭБ. Впоследствии может ускориться вывоз капитала за границу, что образует дефицит бюджета, ухудшает состояние торгового и платежного балансов страны. При этом платежный баланс республики отражает суммарные данные о внешнеэкономических операциях с другими странами мира за определенный период времени. В соответствии со ст. 4 Закона КР «О Национальном

19 (Copyright 2005, by the United Nations Development Programme, 1 UN Plaza, New York, 10017, USA). Перевод на русский язык — Издательство «Весь Мир», отпечатано в России, 2005. С. 236.

банке Кыргызской Республики» Национальный банк КР (далее — НБКР) способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей20.

В данной группе в числе основных показателей-индикаторов важное место занимает уровень государственного внешнего долга (далее — ГВД). Привлечение иностранных инвестиций для организации импортозамещающего производства и расширенного воспроизводства и их эффективное использование с учетом соблюдения проектной окупаемости и их оптимальный размер способствуют росту реального сектора экономики. В противном случае снижается эффективность производства, и ухудшается состояние платежного баланса, растет уровень ГВД, особенно когда инвестиции привлекаются под гарантии Правительства КР. К тому же, если заранее и преднамеренно был подготовлен такой сценарий, и намечаемая программа являлась фиктивной, то она лопнет как мыльный пузырь»,

20 Издание НБКР. Закон КР «О Национальном банке Кыргызской Республики». С. 35.

а сумма ГВД будет расти дальше, а по «проблемным долгам» будет рассчитываться Правительство республики.

Изменение валютного курса связано с учетом покупательной способности валют, состоянием платежного баланса, уровнем инфляции, межстрановой миграцией краткосрочных капиталов, а также с внешними факторами, угрозами и состоянием безопасности. Учитывая изменения валютного курса, курса национальной валюты, отражается курс покупателя — как девизный курс, а курс продавца — как обменный курс. Наличие иностранной валюты в обращении у субъекта и изменение ее курса в отношении национальной валюты могут принести курсовую разницу, которая учитывается в итоговых результатах. Наряду с этим и учетом состояния финансового рынка изменяется учетная ставка НБКР, устанавливается учетная ставка рефинансирования — для выдачи кредитов коммерческим банкам, которая может повышаться или понижаться. Соответствующим финансово-банковским учреждениям КР необходимо на постоянной основе заниматься оптимизацией («сжатием») денежной массы и обеспечением ускорения накопления капитала, что позволит создать оптимальный стабилизационный фонд и необходимый объем золотовалютных резервов. Также необходимо определить рациональное сочетание в структуре объявленного уставного капитала местных и иностранных коммерческих банков — все эти действия позволят исключить риски появления финансово-экономического кризиса.

В результате создаются условия к уменьшению бюджетного дефицита и снижению уровня инфляции. В противном случае может снижаться эффективность движения капитала предприятий, отраслей и всего народнохозяйственного комплекса, и появляется риск финансового кризиса. Как известно, уровень ФЭБ обретает особую актуальность в условиях глобализации мировой экономики, скопления мощнейших финансовых ресурсов у отдельных стран и магнатов. Учитывая геополитические факторы безопасности, в рамках перераспределения сфер политического влияния под видом несоблюдения прав человека, неразвития демократических принципов в обществе, появления очагов международного терроризма, нарастания религиозного экстремизма и произошел передел государственных интересов с участием США, ЕС, Японии. В этом процессе участвуют также Российская Федерация, защищая интересы СНГ и других дружественных стран мира, и КНР. При этом странами-участницами

этих процессов создавались различные международные формы и сообщества, такие, как например, АТЭС, АСЕАН, НАФТА, ЕС, НАТО, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭс, ШОС и др.

В то же время и даже при такой «дележке» отдельные страны мира, особенно США, не смогли застраховать себя от наступления финансового кризиса. Рассмотрев причины образования финансового кризиса, американский миллиардер Дж. Сорос отметил, что кризис был создан внутри самой финансовой системы США и что, несмотря на все принятые меры, администрации президента США до сих пор не удалось совладать с кризисом. Далее он подчеркнул, что «на практике оказывается, что финансовые рынки дестабилизируют сами себя»21. Разумеется, что было много причин появления финансового кризиса (энергетическая, продовольственная, экологическая), а также проблемы ипотечного кредитования. При этом своими выгодами воспользовалось много финансовых посредников, каждый из которых «накручивал» долю своего интереса, и в конечном итоге эти проценты стали расти как «снежный ком», и даже конечному потребителю, например, и в Казахстане, и в Кыргызстане достался «дорогой кредит». В итоге возросла стоимость недвижимости, возникли проблемы с погашением кредитов, и американские банки как первоисточники стали несостоятельными, ухудшилось финансовое состояние отдельных банков, связанных с выдачей и погашением ипотечных кредитов. Самое главное, в финансовой системе США появились проблемы: в платежном балансе, с обслуживанием внешнего долга, несохранением равновесия между производством и потреблением товаров, со снижением уровня накопления финансовых ресурсов, значительными расходами на ведение военных операций и на содержание армии, выпуском военной техники, боеприпасов и др.

По словам известного миллиардера, «влияние Америки сократится. Оно уже начало снижаться. За последние 25 лет у нас всегда был дефицит баланса по текущим операциям. Сдвиг власти в сторону Азии произойдет в результате совершенных Америкой за последние 25 лет грехов»22.

Поэтому в условиях глобализации мировой экономики с помощью отработанных и известных инструментов и указаний США при решении финансово-экономических проблем стран с переходной экономикой и развивающихся стран в пользу

21 Сорос Дж. Рецеп от Сороса: как в конечном итоге справиться с кризисом // Вечерний Бишкек от 17.10.2008 г. С. 50.

22 Там же.

индустриально развитых государств, особенно для развития американской экономики и улучшения ее финансовых ресурсов, оперативно управляют известные международные финансовые институты, такие, как МВФ и ВБ. МВФ, как и всегда, странам с переходной экономикой предлагал как можно быстрее приватизировать государственную собственность. В связи с этим Дж. Ю. Стиглиц отмечал, что «приватизация, рыночная либерализация и фискальная экономия — вот три столпа Вашингтонского консенсуса, на основе которого выдвигались рекомендации в 1980-х и 1990-х гг. Эти политические стратегии стали самоцелью, а не средством достижения более устойчивого роста, сопровождаемого более справедливым распределением»23. По этому же сценарию наша республика дальше продолжает развивать вопросы приватизации и реализации стратегических объектов. По сообщению информагентства «24.kg», в Кыргызстане объявлены тендеры на продажу имущества «Айыл (сельский) банка», «Кыргыз-телекома», из структуры Госагенства по геологии и минеральным ресурсам — Южной экспедиции (в г. Ош) и Северной экспедиции (Чуйская область), а также Геофизической лаборатории и Кыргызской железной дороги24.

Кроме того, Правительство КР намерено передать в частные руки по схеме «единым пакетом — одному инвестору» государственную долю каждого хозяйствующего субъекта (по 80,49 %) следующих объектов энергетического сектора: распределительная компания ОАО «Северэлектро», ОАО «Бишкектеплосеть» и имущественный комплекс Бишкекской ТЭЦ. По данным собственной экспресс-оценки, проведенной АКИpress Business, указанные объекты были оценены не объективно и значительно занижены в цене по сравнению с действующими рыночными ценами25. Об этом также было отмечено на Международной научно-практической конференции, состоявшейся 2 декабря 2008 г. в КРСУ, представителями Кыргызского экономического университета. Кроме того, также не была учтена стоимость земли при оценке имущества, используемого указанными хозяйствующими субъектами.

В условиях развития рыночных отношений намерение республики в части организации тендера и

23 Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. С. 75.

24 Общественно-правовая еженедельная газета «Дело №...» от 3 декабря 2008 г. № 38 (747). С. 1.

25 Независимая информационно-аналитическая газета

«Лица» от 27 ноября 2008 г. № 23 (170). С. 15.

передачи доли государственного пакета акций (без тендера?) хозяйствующих субъектов является как бы правильным, особенно немонопольных объектов, хотя, например, ранее Бишкекская ТЭЦ находилась в составе генерирующей станции энергетического сектора — ОАО «Электрические станции». Кроме того, если учесть, что ОАО «Бишкектеплосеть» и Бишкекская ТЭЦ, и распределительная компания ОАО «Северэлектро», Кыргызская железная дорога, а также Южная и Северная экспедиции и Геофизическая лаборатория являются монополистами, то когда они становятся полноправными частными собственниками, возможно между поставщиками и потребителями встанет спорный вопрос о ценах за оказываемые услуги. Хотя этим вопросом будет заниматься антимонопольное ведомство, может накопиться много других нерешенных проблем. Поэтому вопросы приватизации и организации тендерной продажи стратегических объектов следовало бы решить путем проведения общенародного открытого референдума и тем самым поставить «точку» в решении этих вопросов.

Нам нельзя сбрасывать со счетов как положительный, так и отрицательный опыт зарубежных стран мира. Даже в индустриально развитых странах важные стратегические объекты находятся в составе государственной собственности, и правительство ими «слегка» управляет с учетом сохранения национальных интересов.

В рамках этих условий и с учетом основы американской экономической модели при реализации любой формы собственности не обходится без участия государства. Здесь тем более государству принадлежит ключевая роль в формировании и развитии инфраструктуры национальной экономики — транспортной, информационной, финансовой, правовой, энергетической. Это позволяет поддерживать на территории страны единое рыночное пространство, ведущим элементом которого выступает динамичный рынок рабочей силы, позволяющий развивать предпринимательскую деятельность практически в любой точке страны26.

В своих выступлениях Президенты России и Кыргызстана в июне 2008 г. на неформальном саммите глав СНГ в Санкт-Петербурге обвиняли глобальных игроков в «национальном эгоизме» и расшатывании мировой экономики. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и отрицательные результаты работы американской компании AES — American Energy Systems в странах СНГ: Гру-

26 Экономика США: Учеб. для вузов . Под ред. В. Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. С. 162.

Таблица 2

Критерии и пороговые значения показателей-индикаторов по группе «Устойчивость финансово-экономического развития» для определения уровня ФЭБ Кыргызстана

№ п/п Показатель-индикатор Пороговые значения Фактически Откл., +, -

1 Уровень инфляции, %

2 Доля прибыли реального сектора экономики к ВВП, %

3 Финансирование платежного баланса, %

4 Доходы государственного бюджета к ВВП, %

5 Расходы государственного бюджета к ВВП, %

6 Дефицит (профицит) государственного бюджета к ВВП, %

7 Доля внутреннего долга к ВВП, %

8 Доля государственного внешнего долга к ВВП, %

9 Уровень валовых инвестиций к ВВП, %

10 Уровень денежной массы к ВВП, %

11 Доля наличной иностранной валюты (всех) к объему наличных сомов, %

12 Наличные деньги вне банков к ВВП, %

13 Уровень золотовалютных резервов к ВВП, %

14 Доля денег вне банков из М2х, %

15 Доля от оплаченного уставного капитала, %: — местных коммерческих банков

— иностранных коммерческих банков

16 Уровень стабилизационного фонда к ВВП, %

17 Уровень «теневой» экономики к ВВП, %

18 Уровень коррупционности в стране — Индекс восприятия коррупции Трансперенси Интернэшнл

зии, Казахстане и Армении (зимой подавали свет только в течение 7 — 9 часов, повышали тарифы, останавливали или консервировали агрегаты), эти страны расторгли договоры и отказались от услуг AES. Далее указанные государства выкупили акции энергетических компаний и занялись вопросами электроэнергетики. Кроме того, в 2001 — 2002 гг. Эстония продала американцам свою железную дорогу, но позже была вынуждена снова ее выкупать. В свое время Англия также хотела приватизировать государственную почту, однако после проведения референдума, на котором население страны возразило, почта осталась государственной.

Оценивая указанные направления реформы и определив причины такого подхода, а также установив взаимосвязи и интересы в этом отдельных кругов, известный экономист Дж. Ю. Стиглиц указывал: «неудивительно, что политика международных экономических институтов слишком тесно связана с коммерческими и финансовыми интересами определенных кругов в развитых промышленных странах»27.

Поэтому кто может гарантировать, что у нас отсутствуют такие интересы у отдельных предпринимателей и бизнесменов, особенно в период

27 Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. С. 38.

приватизации важных стратегических объектов, а также при решении вопросов о привлечении иностранных и местных инвестиций, выделении бюджетных ассигнований, образовании и капитализации крупных финансово-банковских учреждений республики. Для определения критериев и пороговых значений индикаторов по группе «Устойчивость финансово-экономического развития» в рамках определения уровня ФЭБ Кыргызстана подобраны следующие основные показатели (табл. 2).

К этим показателям отнесены, в процентах к ВВП: доля прибыли реального сектора экономики; финансирование платежного баланса; доходы государственного бюджета; расходы государственного бюджета; дефицит (профицит) государственного бюджета; доля внутреннего долга; доля ГВД. Кроме того, в данную группу показателей включены уровень валовых инвестиций на душу населения; уровень монетизации экономики; доля наличной иностранной валюты (всех) к объему наличных сомов; уровень денежной массы (М2); уровень золотовалютных резервов; доля денег вне банков из М2х; доля оплаченного уставного капитала: доля от оплаченного уставного капитала местных и иностранных коммерческих банков, а также уровень стабилизационного фонда.

В КР наличные деньги вне банков из денежной массы М2х в основном имеют тенденции ежегодно-

го роста: с 50,6 % в 2000 г. до 62,1 % в 2007 г. Если в России наличные деньги вне банков к концу 1993 г. стабилизировались на уровне, близком к 40 %, то благодаря усилиям Центрального банка РФ на начало 2008 г. они снизились до 27,9 %.

Важно, чтобы в КР наличные деньги вне банков в структуре денежной массы имели тенденцию к снижению. К тому же в нашей республике отмечается постоянный рост степени коэффициента монетизации ВВП по денежному агрегату М2, и он в 2000 — 2007 гг. возрос с 12,4 до 27,1 %, хотя этот процесс отслеживается со стороны МВФ.

В России этот показатель постепенно увеличивался, и в 2000 и 2007 гг. он соответственно составил 4,3 и 9,2 %, хотя в 1999 г. этот показатель составил 17 %. В то же время в развитых странах степень монетизации к ВВП по денежному агрегату М2 составляет в пределах 80 — 120 %.

Следует заметить, что в Кыргызстане наблюдается ежегодное увеличение наличных денег вне банков в структуре денежной массы и к тому же постоянный рост степени коэффициента к монетизации ВВП по денежному агрегату М2. Такая тенденция, возможно, связана с ростом общей суммы импортируемых товаров, розничного товарооборота, уровня инфляции и с увеличением роста недоверия населения к банковским учреждениям. Отрицательное соотношение складывалось в оплаченном уставном капитале между местными и иностранными банками. В структуре оплаченного уставного капитала банковских учреждений КР доля капитализации иностранных коммерческих банков ежегодно растет, и она в 2002 — 2007 гг. возросла с 44,4 до 62,9 %.

Однако за этот период одновременно доля местных банков в структуре оплаченного уставного капитала банковских учреждений, к сожалению, снизилась с 55,6 до 37,1 %. Если такое соотношение отрицательных темпов дальше будет сохраняться или расти, то это приведет к нежелательным результатам на финансовом рынке республики, что может увеличить риск финансовой зависимости республики от внешних факторов.

Внешний финансовый кризис может дойти до Кыргызстана через банковские системы. В случае появления начальной стадии финансового кризиса, если иностранные банки захотят вывести свои капиталы за границу, впоследствии это может довести до критической отметки финансово-банковский рынок в нашей стране. Поэтому необходимо увеличить объемы золотовалютных резервов и заранее определить рациональное сочетание в

структуре объявленного уставного капитала местных и иностранных коммерческих банков. Следует также отметить, что при наличии необходимого уровня стабилизационного фонда страны почти исключается риск появления финансово-экономического кризиса в нашей республике. Кроме того, на постоянной основе необходимо принимать жесткие меры к ежегодному уменьшению уровня «теневой» экономики (42,9 %) в отношении к ВВП и уровня коррупции в стране (значение последнего показателя измеряется с помощью индекса восприятия коррупции Трансперенси Интернэшнл). Если КР в 2003 г. была в рейтинге на 118-м месте, то в 2007 г. — на 157-м месте. И по этим проблемам у соответствующих руководителей страны должна быть твердая политическая воля, основанная на жестких нормативно-правовых актах и обязательном строгом соблюдении того, что перед законом все должны нести одинаковую ответственность, начиная от высших руководителей страны и кончая ее рядовыми гражданами. Только при соблюдении таких условий будут созданы благоприятные обстоятельства для укрепления финансово-экономического состояния страны. В противном случае, наоборот, может произойти ухудшение уровня ФЭБ страны, тогда остается только менять всю систему управления народнохозяйственным комплексом страны, поэтому у нас другого, альтернативного, пути нет.

При создании необходимых условий и уровней интенсивных факторов важно обеспечить динамичное и стабильное развитие экономического роста производства и на этой основе создать возможность для укрепления финансовых ресурсов. При достижении стабильной политической, социальной и личной безопасности обеспечивается территориальная целостность, и сохраняется суверенитет нашей страны.

Основой для сохранения положительного уровня ФЭБ являются:

• стабильный и динамичный рост реального сектора экономики;

• эффективный уровень показателей внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;

• оперативная и эффективная работа финансовых рынков, включая деятельность НБКР, АКБ и других финансовых и экономических структур.

Одним словом, под антикризисными мерами следует понимать важнейшую качественную характеристику экономики, определяющую ее способность поддерживать нормальные усло-

вия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение финансовыми ресурсами развития народнохозяйственного комплекса. Исходя из вышеизложенного, для принятия антикризисных мер и в целях улучшения уровня ФЭБ необходимо обратить особое внимание на своевременное решение нижеследующих проблем, которые смогут стабилизировать состояние экономики и финансов страны, а именно:

1. Пересмотреть действующую экономическую модель и разработать инновационную модель стратегического развития реального сектора экономики, основанную на здоровой конкуренции.

2. Принять эффективные меры к снижению уровня отрицательного сальдо торгового баланса (только за 2006 — 2007 гг. недобор ВВП страны составил 12,5 и 13,6 %). Необходимо поэтапно организовать импортозамещающее производство и увеличить долю производства товаров в структуре ВВП не менее 55 — 60 %.

3. Сократить дефицит государственного бюджета на основе ликвидации лишних, параллельно действующих органов государственного управления. Расходы органов государственного управления к ВВП достигли почти 18 % к ВВП страны. Учитывая максимальный пик возврата ГВД в 2009 — 2011 гг. в пределах 2,5 — 2,7 млрд. сомов, или 5,2 — 6,4 % ожидаемого бюджета страны, следует сократить на 1/3 государственных служащих.

4. Принять меры к оптимизации «сжатия» денежной массы, учитывая, что М2х в основном имеет тенденции ежегодного роста с 50,6 % в 2000 г. до 62,1 % в 2007 г. Важно, чтобы деньги вне банков в структуре денежной массы имели тенденцию к снижению. Деньги должны обращаться прозрачно и эффективно. К тому же замечается постоянный рост степени коэффициента монетизации ВВП по денежному агрегату М2х (в 2000 — 2007 гг. — с 12,4 до 27,1 %.

5. Глубже изучить и реально установить рациональное соотношение в расчетном уставном капитале — финансовых ресурсов, вносимых местными и иностранными учредителями банка, обращая внимание при выдаче лицензии на ведение банковских операций при создании СП. Тем более, что доля капитализации иностранных коммерческих банков в 2002 — 2007 гг. возросла с 44,4 до 62,9 % против доли местных банков, которая снизилась с 55,6 до 37,1 %.

6. Банковским учреждениям объективно устанавливать гибкие проценты за депозиты юридических и физических лиц и при их использовании на вторичном рынке.

7. С участием банковских учреждений выбрать 2 — 3 надежных местных банка в качестве Международного государственного банка развития экономики. Оказать им необходимую финансовую поддержку и способствовать развитию инновационной модели, с возможным участием капитала России.

8. Беспощадно бороться с коррупционерами в стране, зарождением «теневой» экономики. На постоянной основе необходимо принимать жесткие меры к уменьшению уровня «теневой» экономики (в 2008 г. — 42,9 %) по отношению к ВВП.

9. Принять жесткие меры для эффективного действия нормативно-правовых актов страны в жизни государства и общества.

10. Поэтапно изменить и конкретизировать функции межгосударственных сообществ (СНГ и ОДКБ) и превратить их в мощнейшие эффективные органы с учетом развития рыночных отношений, возможно, наподобие ЕС и НАТО.

список литературы

1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

2. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 307.

3. Ведуга Е. Н. Государственные экономические стратегии. М.: Деловая книга, 1998. С. 325.

4. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2007. С. 45, 148.

5. Гамза В. А. Ткачук. И. Б. Безопасность банковской деятельности. М.: Маркет Дс, 2006. С. 17.

6. Глазьев С. Ю. О стратегии экономического развития // Вопросы экономики. 2007. № 5. С. 51.

7. Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности. // Вопросы экономики. 2007. № 12. С. 19.

8. Издание НБКР. Закон КР «О Национальном банке Кыргызской Республики». С. 35.

9. Канаев А. В. Стратегические направления повышения экономической безопасности на-

циональной банковской системы // Финансы и кредит. 2008. № 20 (308).

10. Койчуев. Т. К. Экономическая безопасность Кыргызстана // Экономика Кыргызской Республики: Учеб. пособие. Б.: КТУМ, 2003. С. 440 - 445.

11. Койчуев Т. Избранное собрание сочинений. Постсоветская перестройка: теория, иделогия, реалии. Б.: ЦЭС при ПКР, ОО «Экономисты за реформу», 2007. Т. 11. С. 271.

12. Назаров А. С. Конвергенция стандартов деятельности финансовых институтов как следствие финансовой глобализации // Финансы и кредит. 2008. № 20 (308). С. 70.

13. Независимая информационно-аналитическая газета «Лица» от 27 ноября 2008 г.

14. Общественно-правовая еженедельная газета «Дело №...» от 3 декабря 2008 г. № 38.

15. Резников Л. Как обеспечить развитие Российской экономики в условиях дестабилизации мировой финансовой системы // Российский экономический журнал. 2001. № 7. С. 12 — 13.

16. Сорос Дж. Рецепт от Сороса: как в конечном

итоге справиться с кризисом // Вечерний Бишкек от 17.10.2008 г. С. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Стиглиц Дж. Ю. Глоболизация: тревожные тенденции / Пер. с англ. и примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. С. 33 - 34, 75.

18. Трофименко Г. А. О глобализации международных отношений // США — Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 6. С. 76.

19. Федеренко М. al. Экономическая безопасность России — мифы и реальность // Внешнеэкономические связи. 2005. № 6. С. 49.

20. Экономика США: Учеб. для вузов / Под ред.

B. Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. С. 162.

21. Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учеб. / Под ред. А. В. Колосова. М.: Изд-во РАГС. С. 89 — 90.

22. Экономическая безопасность России. Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.

C. 72.

23. Copyright 2005, by the United Nations Development Programme, 1 UN Plaza, New York, 10017, USA. Пер. на русский язык — Изд-во «Весь Мир», 2005. С. 236 (отпечатано в России).

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.