Научная статья на тему 'Антикризисное управление в Казахстане: теория и практика зарубежных стран'

Антикризисное управление в Казахстане: теория и практика зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ауезова К.Т., Каркинбаева Ш.И., Жунусова А.Ж.

Данная статья освещает суть понятия антикризисного управления, обосновывая значимость антикризисных мероприятий проводимых в Казахстане и влияние кризиса на экономику страны. Также в статье рассматривается опыт зарубежных стран в антикризисном менеджменте, методы и формы, применяемые данными странами в управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis management in Kazakhstan: theory and practice of foreign countries

This article lights an essence of concept of crisis management, proving the importance of the anti-recessionary events held in Kazakhstan and influence of crisis on national economy. Also in article experience of foreign countries in anti-recessionary management, the methods and forms applied by these countries in management is considered.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление в Казахстане: теория и практика зарубежных стран»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33.338.2.24

Ауезова К. Т., Каркинбаева Ш.И., Жунусова А.Ж.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Евразийский Национальный Университет им.Л.Н.Гумилева

Проблемы антикризисного управления оказались сегодня в центре внимания. Это является знаменательным событием, когда и ученые и практики говорят об одной проблеме. Ведь отсутствие между ними тесного сотрудничества могут привести к необоснованным, поспешным и неправильным управленческим решениям в различных сферах деятельности национальной экономики.

Термин «антикризисное управление» у нас в Казахстане возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании казахстанской экономики, постепенном вхождении нашего государства в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только качественно новый тип управления, который бы способствовал решению двух взаимосвязанных проблем - распознанию кризиса и его предотвращению.[1]

Рассказывая об опыте антикризисного управления в зарубежных странах, для начала необходимо разобраться в понятии «кризис», и узнать какое значение оно имеет у нас и в западных странах. Искажению смысла проблемы антикризисного управления способствовал перевод (толкование) с английского языка «crisismanagement» на русский язык как «антикризисное управление», в котором определение «кризисный» было дополнено приставкой «анти», имеющий негативный оттенок. Отсюда произошло то, что мы имеем сегодня. Если за рубежом объектом «crisismanagement» является сам кризис как ситуация или процесс, то объектом антикризисного управления у нас считается организация, которая переживает (или которой угрожает) кризис. По наследственным советским представлениям кризис - это смертельно-опасная угроза. За рубежом кризис не представляют себе как нечто такое, что неизбежно повлечет за собой катастрофу. Поэтому существует достаточно много определений кризиса, подчеркивающих необходимость активных действий в критических ситуациях, среди них можно привести такие, как:

- кризис - это критическое событие, которое, если на него должным образом не прореагировать, может произвести драматический негативный эффект;

- кризис предприятия - это событие, угрожающее целям, жизнеспособности или существованию предприятия, которое требует немедленного реагирования. [2]

Таким образом, в концепции «crisismanagement» (по-нашему «антикризисное управление») ключевым является термин «кризис». От того, какое содержание вкладывается в понятие кризис, непосредственно зависит и содержание антикризисного управления

С понятием «кризис» мы разобрались, теперь для того чтобы говорить об антикризисных мерах, следует всё-таки не просто поставить диагноз, но и разобраться с его причинами. Официально они вновь связываются с мировым кризисом, проблемами на ведущих рынках. Но давайте взглянем на эти рынки. Можно ли считать Казахстан жертвой интеграции в глобальную экономику, которую якобы начало лихорадить? Цифры говорят несколько о другом.

Например, экономика Китая по итогам третьего квартала выросла на 6,9% в годовом выражении, в первом и во втором ВВП увеличился на 7%. Да, это не прежние двузначные показатели, но можно ли назвать такую ситуацию кризисом? Разумеется, нет. Следует учесть, что экономика Китая за минувшие годы достигла огромных размеров в абсолютном значении (в пересчёте на основе паритета покупательной способности она крупнейшей на планете), и поэтому замедление её роста - естественный процесс. Двузначные цифры роста ВВП уже не нужны такой гигантской экономике, поскольку влекут больше проблем, чем преимуществ. Китайская экономика сейчас меняет свою модель, переключаясь с экспорта на внутренний рынок, что является сложным и болезненным процессом. Так что показываемый при этом семипроцентный рост - весьма приличный показатель.

Японская экономика снизилась в третьем квартале, но в годовом измерении пока показывает рост 2,1%. В США годовой рост ВВП составляет почти 4%, дефицит бюджета снизился до минимальной отметки за 8 лет. В ЕС экономика во втором квартале выросла на 0,4%, по итогам года прогноз улучшен до 1,5% - это немного, но для огромной европейской экономики пребывание в плюсовой зоне уже является хорошим знаком. К тому же ведущие экономики региона растут быстрее среднего показателя.

Таким образом, все крупнейшие экономики мира растут - с разной скоростью, сталкиваясь с разными проблемами, но в целом происходящее в них далеко от кризиса. Никакого глобального падения экономики сейчас не наблюдается, скорее есть другая тенденция - развивающиеся страны уступают лидерство в глобальном росте развитым государствам. Чем лучше становится ситуация в США и ЕС, тем слабее выглядят некогда стремительно растущие emergingmarkets. Однако не все из них: среди развивающихся стран многие продолжают демонстрировать хорошие показатели. Помимо того же Китая, например, можно отметить рост ВВП Индии по итогам полугодия на 7%, увеличение экономики Вьетнама в третьем квартале на 6,5%.

Таким образом, круг стран, испытывающих проблемы, сужается до тех, у кого экономики ориентированы на экспорт сырья. В частности, это Россия и Бразилия, которые уже вошли в рецессию, Нигерия и Ангола, вдвое замедлившие темпы роста. К этой категории относится и Казахстан. Наши государства строили свою модель успеха на растущих доходах от сырьевого экспорта. Поэтому

очевидно, что проблемы вызваны особенностями структуры наших экономик. Кризис не пришёл ни с Запада, ни с Востока. Он пришёл изнутри.[3]

Из опыта антикризисного менеджмента экономически развитых стран можно извлечь очень многое, чтобы реально успешно использовать в странах СНГ, в том числе и в Республике Казахстан, с учетом ее специфических условий, менеджмента и т.д. Особое внимание можно обратить на четкую регламентацию различных кризисов, их отличительные характеристики, разработку системы мер по их предотвращению, внедрению новых форм и инструментов антикризисного управления (проблемный менеджмент, моделирование и планирование потенциальных кризисных ситуаций, разработка и реализация антикризисных стратегий, формирование антикризисной команды, современная коммуникационная политика и т.д.).

На сегодняшний день в развитых капиталистических странах достаточно хорошо разработаны формы и методы антикризисного управления хозяйствующими субъектами. Поэтому следует остановиться на наиболее характерных сторонах (чертах) антикризисного управления, к числу которых необходимо отнести следующие.

1. Антикризисное управление в промышленно развитых капиталистических странах осуществляется в условиях сложившейся рыночной экономики, в которой эффективно используются основные принципы рыночной экономики и относительно стабильная социально-политическая обстановка, в которой банкротство не рассматривается как отрицательное явление, а наоборот — как оздоровление экономики страны.

2. В развитых странах сравнительно низкий уровень государственного сектора. Так, в Великобритании, ФРГ, США вклад государственного сектора составляет всего около 12-13 %, а в Италии и Франции — соответственно 20 и 24 %. Это только в таких отраслях инфраструктуры, как транспорт, энергетика, связь. Широкое распространение в развитых государствах получило образование и функционирование совместных государственно-частных предприятий и организаций. [4]

3. Весьма характерной особенностью является интеграция деятельности и международное разделение труда. Качественные изменения в организационных формах и методах международной деятельности явились результатом того, что господствующие позиции в настоящее время принадлежат транснациональным компаниям (ТНК). Международная деятельность ТНК наложила существенный отпечаток на международный товарообмен. Достаточно сказать, что ТНК контролируют более половины мировой торговли и осуществляют более трети международного товарообмена во внутрикорпорационные поставки неторгового характера. В результате этого ТНК оказывают воздействие на международную торговлю в целом и, как следствие, переносят свою стратегию и тактику управления субъектами хозяйствования, в том числе в вопросах антикризисного управления.

4. Активное государственное регулирование процессов антикризисного управления — это обеспечение рентабельной работы организаций (предприятий), финансовое оздоровление неплатежеспособных организаций и, наконец,

регулирование процесса их банкротства. Такое государственное регулирование особенно усиливается в экстремально-кризисных ситуациях. [5]

Что касается нашего государства, то кризис связан с неконкурентоспособностью экономики, а исчезновение единственного конкурентного преимущества - высоких цен на сырьё - стало лишь его катализатором. Поэтому меры по снижению господдержки неэффективных предприятий экономики и других расходов, безусловно, важны, но недостаточны. Нужно избавиться от других причин низкой конкурентоспособности -завышенных производственных и непроизводственных издержек.

Во-первых, все эти годы улучшение бизнес-климата было косметическим. Мы двигались в сторону улучшения формальных показателей, чтобы улучшить позиции в рейтингах. Но на самом деле сокращение сроков регистрации юридического лица или прав на недвижимость на несколько дней не критично для бизнеса. Гораздо важнее другое - доступ к земельным участкам, коммуникациям, разрешение на строительство, а также доступ к кредитным ресурсам. А в этой сфере не было сделано фактически ничего.

Во-вторых, нужна тотальная реформа естественных монополий. Стоимость электроэнергии для юридических лиц в Казахстане (11 центов за кВт/ч) выше, чем в США, Австралии, Бельгии, Нидерландах, Франции. Цены на бензин бензина, которые объявлялись якобы одними из самых низких в мире, с учётом покупательной способности являются, напротив, одними из наиболее высоких. Тарифообразование является совершенно непрозрачным, особенно инвестиционные затраты монополистов.

В-третьих, нужны реальные меры по снижению теневой экономики и снижению криминализации в госзакупках (иначе это уже не назовешь). В бизнесе отсутствуют равные правила игры. То, что кому-то дозволяется уклоняться от налогов, игнорировать требования об использовании платежных терминалов, необоснованно получать подряды, разрушает конкуренцию и подрывает экономику.

Действенные антикризисные меры реализуются через Госпрограмму «Нурлы жол». Реализация данной Государственной программы инфраструктурного развития стала основным инструментом контрцикличной экономической политики на среднесрочный период. Она была разработана правительством РК в соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана. Госпрограмма направлена на реализацию антикризисных мер и инфраструктурное развитие, которое предусматривает:

- развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

- развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма;

- развитие энергетической инфраструктуры;

- модернизацию инфраструктуры ЖКХ;

- укрепление жилищной инфраструктуры;

- развитие инфраструктуры образования;

- поддержку субъектов предпринимательства и деловой активности.

Госпрограмма улучшит внутреннюю инфраструктуру и заложит фундамент для развития Казахстана в роли регионального хаба на Евразийском пространстве. Помимо этого Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол» предусматривает реализацию антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках. [6]

В заключении можно дать оценку эффективности антикризисных программ стран Западной Европы. Антикризисная политика стран Западной Европы, конечно же, смягчила последствия, минимизировала убытки и способствовала экономическому росту некоторых из них. Но нужно учитывать, что кризис еще не закончился, а как-раз-таки наоборот, антикризисные меры правительств стран Европы способствовали появлению кризиса в новом виде как "долговой кризис". Но, несмотря на это мы можем увидеть положительное движение в экономических показателях. В период кризиса особенно увеличивается место государства в восстановлении экономики. И от принятых правительством антикризисных мер зависит, насколько быстро страна преодолеет кризис.

В кризисный период правительствами стран Западной Европы были предприняты не только антикризисные меры локального уровня, но и международного уровня, так как финансовый кризис происходил на мировом уровне. Хоть антикризисные меры не смогли послужить выходу из мирового финансового кризиса, но благодаря предпринятым антикризисным мерам правительства стран Западной Европы смогли сдержать кризисный спад и смягчили последствия ипотечного кризиса.

References:

1. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora ekonomicheskih nauk. Almaty, 2009

2. "Economic crisis influence on the countries-participants of the UN Special Program for the Central Asia (SPEKA OON) economies and the role of sub regional cooperation!: Analytical report. Institute of economic research. Astana: 2009., s. 19

3. ZHurnal ForbesKazakhstanI Krizis v Kazahstan prishèl ne s Zapada ili Vostoka, a iznutri

4. Antikrizisnoe upravlenie: tekst lekcij I sost. M.V. Kajmakova. - Ul'yanovsk: UlGTU, 2009. - 240 s.

5. Uspenskaya L., SHibanova-Roenko E.A. Gosudarstvennoe regulirovanie krizisnyh situacij: klyuchevye podhody, problemy, aspekty sovershenstvovaniya

6. Gosudarstvennaya programma «Nurlyzhol» 2015 Bajmagambetova G.I. Nacional'naya model' antikrizisnogo upravleniya: klyuchevye problemy i puti ih resheniya.

7. Paul'man V.F. II Krizis prodolzhaetsya II Mirovoj Vestnik, oktyabr' 2012

8. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan № 922 "Ob utverzhdenii Strategicheskogo plana razvitiya Kazahstana do 2020 goda"

9.Fominskih O. Krizis v Kazahstane prodlitsya 2 goda. Internet-resurs http:IIkapital.kzIeconomicI43115Ikrizis-v-kazahstane-prodlitsya-2-goda.html

10. Nauchno-teoreticheskij zhurnal "Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya", №4, 2012, str.125-127.Nurmaganbetov K.R. Vliyanie mirovogo finansovogo krizisa na ehkonomiku Kazahstana // Internet-resurs http://aef.kz/upload/iblock/650/_dc. pn. Pdf

Auezova K.T., Zhunussova A.ZH., Karkinbayeva SH.I.

CRISIS MANAGEMENT IN KAZAKHSTAN: THEORY AND PRACTICE OF

FOREIGN COUNTRIES

L.N. Gumilyov Eurasian National University Summary

This article lights an essence of concept of crisis management, proving the importance of the anti-recessionary events held in Kazakhstan and influence of crisis on national economy. Also in article experience of foreign countries in antirecessionary management, the methods and forms applied by these countries in management is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.