Научная статья на тему 'Антикризисное управление позиционированием услуг операторов связи на основе модели предпочтений'

Антикризисное управление позиционированием услуг операторов связи на основе модели предпочтений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОПЕРАТОРЫ СВЯЗИ / МОДЕЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокур Инна Ренольдовна

Излагаются результаты исследований роли рынка и управления предложенных товаров, услуг при кризисах. В качестве объекта исследования выбраны услуги операторов сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винокур Инна Ренольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление позиционированием услуг операторов связи на основе модели предпочтений»

И.Р. Винокур

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕМ УСЛУГ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Успех бизнеса зависит от позиционирования на рынке товаров и услуг. Менеджеры управляют предложением, полагаясь на маркетинговые исследования спроса, которые в основном отражают лишь существующую ситуацию на рынке и не дают конкретных обоснованных рекомендаций по выведению продукции фирм в лидирующее положение на рынке, что особенно актуально при финансовых кризисах.

В статье излагаются результаты исследований, подтверждающих возможность изучения рынка и управления предложением товаров и услуг в условиях обостряющейся при кризисах конкуренции с помощью модели рынка, которая строится с учетом потребительских предпочтений и поддерживается рядом прикладных компьютерных программ [1]. В качестве примера объектом исследования выбраны услуги операторов сотовой связи.

Проведенные маркетинговые исследования услуг операторов связи среди студентов очного отделения дают картину рейтинга уровня популярности брендов и оценки качества наиболее важных, по их мнению, критериев (табл. 1), что послужило основой для моделирования.

Таблица 1

Оценка услуг операторов связи

Критерии оценки Операторы связи

U-tel MTC Билайн Мегафон

Стоимость исходящих звонков 3,4 3 2,2 2,2

Качество приема 2,8 3 2,8 2

Стоимость подключения 2,72 2,8 2,56 2,43

Стоимость SMS 2,8 2,5 2,8 2,5

Место 1 2 3 4

Модель предпочтения в нашем случае представляет собой дерево с четырьмя входами: Х1 -стоимость SMS; Х2 - стоимость подключения; Х3 - качество приема; Х4 - стоимость исходящих звонков (рис. 1).

Тип матриц свертки (рис. 2) выбран из соображений целесообразности равномерного развития всех характеристик брендов. В качестве критерия адекватности моделей предпочтений пользователей услуг связи взято отношение порядка на множестве оценок популярности брендов, что и подтверждается результатом вычислительного эксперимента.

Рис. 1. Функция свертки для оператора U-tel

Рис. 2. График свертки параметров Х1 (стоимость SMS) и Х2 (стоимость подключения):

□ U-tel; О МТС; О Билайн; Д Мегафон

Посредством анализа функций чувствительности (рис. 3, 4) комплексной оценки каждого бренда к вариациям частных критериев в рамках построенной модели предпочтений группы пользователей

как на общем дереве критериев, так и на его подграфах можно обоснованно указать на «узкие места» в задачах достижения определенных экономических целей.

Так, оператору «МТС» для выхода на уровень популярности бренда «U-tel» достаточно улучшить значение показателя стоимости SMS (см. рис. 3). Увеличить привлекательность операторов «Билайн» и «Мегафон» можно в первую очередь посредством развития привлекательности показателя стоимости исходящих звонков.

Рис. 3. Функция чувствительности оператора МТС к параметру Х1 (стоимость SMS)

Наконец, для оператора «U-tel» уйти в отрыв от своих конкурентов можно с помощью лишь улучшения сразу двух параметров -качества приема и стоимости SMS (см. рис. 4).

В случае независимого использования всеми операторами разработанных выше рекомендаций в выигрыше окажется пользователь, что послужит достаточным оправданием существования конкуренции.

Таким образом, использование моделей предпочтений потребителей на основе деревьев критериев и матриц свертки при условии обеспечения их адекватности делает реальным управление позиционированием товаров и услуг в процессе реализации достаточно аргументированных рекомендаций.

Рис. 4. Чувствительность свертки по элементам Х1 (стоимость SMS) и Х3 (качество приема) оператора «U-tel»

На стратегическом уровне управления, например, в строительной отрасли центральное место занимает управление портфелем объектов недвижимости.

Среди методов поддержки деятельности управляющего портфелем выделим три.

1. ССВО (сильные и слабые стороны, возможности и опасности). Основной задачей является определение конкурентоспособности услуг в области управления недвижимости, т. е. квартир, домов, офисов и т.д. на основе выявления слабых сторон этих услуг и факторов, уменьшающих спрос на рынке. Застройщик (инвестор) выявляет сильные стороны будущих услуг и связанные с ними новые возможности на рынке.

В качестве модели, поддерживающей этот метод можно предложить следующую расширяющуюся модель (рис. 5).

Эта модель позволяет ранжировать объекты из портфеля и конкурентные объекты по уровню конкурентоспособности, а также определять узкие места, относящиеся к внутренним факторам.

расширение

Рис. 5. Модель метода ССВО: Хк - уровень конкурентоспособности; Х+ - положительные тенденции;

Х_ - инверсная шкала отрицательной тенденции

2. КПР (комбинации продуктов и рынков)

Определение комбинаций продуктов и рынков предполагает поиск оптимальных, т.е. наиболее рентабельных сочетаний предлагаемых услуг, объектов и групп, наиболее заинтересованных в потенциальных потребителях (съемщиках или покупателях). Группы определяются по социальным, экономическим и другим факторам [2].

Задачей метода является правильная ориентация элементов портфеля в рыночных нишах. Это позволяет вести целенаправленную политику в отношении спроса и соответствующего ему предложения.

3. Портфельный анализ (разработан бостонской консалтинговой фирмой на основе матрицы «рост рынка - объем рынка» (рис. 6)).

Модели рынка позволяют предметно и параметрически интерпретировать известную матрицу портфельного анализа (рис. 7).

Портфельный анализ манипулирует четырьмя объектами.

«Дойные коровы» представляют собой товары, достигшие фазы зрелости. Высокая доля рынка обеспечивает им преимущества в области затрат. Роста рынка практически нет. Инвестиции используются для расширения рынка.

Рост рынка дикие кошки звезды

1 Г

і г

дойные коровы

собаки

Объем

1 г рынка

Рис. 6. Матрица портфельного анализа «рост рынка - объем рынка»

Рис. 7. Интерпретация матрицы портфельного анализа на модели рынка

«Дикие кошки» - товары, находящиеся в начальной стадии развития рынка. Требуют инвестиций.

«Звезды» - уже приносят определенную прибыль, которая уходит на укрепление их собственной позиции на рынке. Отличаются балансом средств, не требуют инвестиций, развиваются за счет собственной прибыли.

«Собаки» - товары, которые нуждаются в инвестициях с большим рисковым потенциалом. Для них необходимо либо существенное снижение цены, либо продажа.

Таким образом, проблема управления портфелем услуг хорошо описывается предложенными средствами моделирования, что позволяет оптимально использовать возникающие в портфеле дефицитные в условиях кризиса ресурсы для обеспечения непрерывного и положительного баланса, находящегося в области ответственности владельца портфеля.

Библиографический список

1. Белых А.А Функциональные возможности механизмов компенсационного оценивания с топологической интерпритацией матриц сверки / А.А. Белых, И.Р. Винокур, В.А. Харитонов // Управление большими системами. Вып. 18. - М.: ИПУ РАН, 2007. - С. 129-140.

2. Харитонов В.А. Технологии современного менеджмента / В.А. Харитонов, А.А. Белых; под науч. ред. В.А. Харитонова. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. - С. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.