Научная статья на тему 'Антикризисная стратегия: особенности разработки и реализации'

Антикризисная стратегия: особенности разработки и реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3288
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛИ / АНАЛИЗ / БАНКРОТСТВО / КРИЗИС / ПРОГНОЗ / ОЦЕНКА / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / STRATEGY / OBJECTIVES / ANALYSIS / BANKRUPTCY / CRISIS / FORECAST / VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бехтина О.Е.

К сожалению, в существующей российской действительности очень многие предприятия переживают кризисную ситуацию. Часть отечественных компаний уже переступили точку невозврата, т.е. находятся в законодательно закрепленной процедуре банкротства (конкурсном производстве), а некоторые еще пытаются как-то изменить ситуацию, чтобы спасти бизнес. Эта проблема всегда актуальна в российской экономике и, особенно, в условиях глобального мирового экономического кризиса и напряженной политической ситуации. В связи с этим очень остро встает вопрос о разработке антикризисной стратегии. Хотя, на наш взгляд, этот документ должен быть разработан на предприятии вместе с основной стратегией развития на начальном этапе становления компании. Кризисы случаются внезапно, поэтому необходимо, чтобы существовал некий план «В», который позволит компании пройти стрессовую ситуацию с минимальными издержками. В статье рассмотрена методика разработки антикризисной стратегии на примере предприятий Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS STRATEGY: FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Unfortunately, in the existing Russian reality, many enterprises are experiencing a crisis situation. Some of the domestic companies have already crossed the point of no return, i.е. Are in the legislatively fixed procedure of bankruptcy (bankruptcy proceedings), and some are still trying to somehow change the situation in order to save the business. This problem is always relevant in the Russian economy and, especially, in the conditions of the global world economic crisis and a tense political situation. In this connection, the issue of developing an anti-crisis strategy is very acute. Although, in our opinion, this document should be developed at the enterprise together with the main development strategy at the initial stage of the company's formation. Crises happen suddenly, so it is necessary that there is a plan "B", which will allow the company to pass a stressful situation with minimal costs. The article considers the methodology for developing an anti-crisis strategy based on the example of an enterprise in the Samara Region.

Текст научной работы на тему «Антикризисная стратегия: особенности разработки и реализации»

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ, ИНВЕСТИЦИЯМИ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УДК: 65.01

ББК: 65

Бехтина О.Е.

АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ: ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Bekhtina O.E.

ANTI-CRISIS STRATEGY: FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Ключевые слова: антикризисное управление, стратегия, цели, анализ, банкротство, кризис, прогноз, оценка.

Keywords: anti-crisis management, strategy, objectives, analysis, bankruptcy, crisis, forecast, valuation.

Аннотация: к сожалению, в существующей российской действительности очень многие предприятия переживают кризисную ситуацию. Часть отечественных компаний уже переступили точку невозврата, т.е. находятся в законодательно закрепленной процедуре банкротства (конкурсном производстве), а некоторые еще пытаются как-то изменить ситуацию, чтобы спасти бизнес. Эта проблема всегда актуальна в российской экономике и, особенно, в условиях глобального мирового экономического кризиса и напряженной политической ситуации.

В связи с этим очень остро встает вопрос о разработке антикризисной стратегии. Хотя, на наш взгляд, этот документ должен быть разработан на предприятии вместе с основной стратегией развития на начальном этапе становления компании. Кризисы случаются внезапно, поэтому необходимо, чтобы существовал некий план «В», который позволит компании пройти стрессовую ситуацию с минимальными издержками.

В статье рассмотрена методика разработки антикризисной стратегии на примере предприятий Самарской области.

Abstract: unfortunately, in the existing Russian reality, many enterprises are experiencing a crisis situation. Some of the domestic companies have already crossed the point of no return, i.е. Are in the legislatively fixed procedure of bankruptcy (bankruptcy proceedings), and some are still trying to somehow change the situation in order to save the business. This problem is always relevant in the Russian economy and, especially, in the conditions of the global world economic crisis and a tense political situation.

In this connection, the issue of developing an anti-crisis strategy is very acute. Although, in our opinion, this document should be developed at the enterprise together with the main development strategy at the initial stage of the company's formation. Crises happen suddenly, so it is necessary that there is a plan "B", which will allow the company to pass a stressful situation with minimal costs.

The article considers the methodology for developing an anti-crisis strategy based on the example of an enterprise in the Samara Region.

В современной российской экономике проблема банкротства стоит очень остро. Проблемы в деятельности предприятия являются результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов. Предприятия, не прогнозирующие изменений внешней среды, прежде всего научно-технических, не имеющие обоснованной стратегии развития, подвержены риску банкротства в связи с по-

терей конкурентоспособности товара. Причиной банкротства может быть неэффективное управление, отсутствие маркетинговой стратегии, ошибки в формировании капитала, осуществление рискованных операций [1]. Статистика банкротства в РФ за период 20132016 гг. показывает устойчивый рост числа обанкротившихся предприятий.

Таблица 1 - Статистика арбитражных дел по банкротству в 2013-2016 гг.

Показатели 2013 2014 2015 2016

Количество арбитражных дел по банкротству 28972 37555 49268 55214

Прирост, в % 22,85% 23,77% 10,77%

Таким образом, к сожалению, количество предприятий-банкротов в России стабильно растет. Поэтому жизненно важной задачей любого предприятия является своевременное предвидение кризисной ситуации и реализация мероприятий, направленных на выход из кризиса.

На любой стадии жизненного цикла компании может случиться кризисная ситуация. Факторов, влияющих на этот процесс, великое множество. Это могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Главная роль в преодолении кризиса должна быть отведена разработке и реализации антикризисной стратегии.

Отдельными вопросами стратегического управления кризисным предприятием и реализации стратегий занимались О.С. Виханский, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Г.А. Александров, М.Д. Аистова, А. Градов. Особое внимание уделяли антикризисному управлению и решению проблем, возникающих в его

рамках, С. Андреев, Г. Иванов, В. Панагушин, Э. Грязнова, Л. Бляхман и др. [2].

Однако сводной информации по применяемым методам антикризисного управления на том или ином этапе разработки и реализации антикризисной стратегии не разрабатывалось.

Понятие «стратегия» в переводе с древнегреческого означает «искусство полководца». В свою очередь, антикризисная стратегия - это некий фундаментальный план действий, в котором определены задачи, ресурсы и последовательность действий для достижения главной стратегической цели - выход из кризиса.

Антикризисная стратегия должна быть разработана на предприятии, если она не создавалась ранее, при первых признаках кризисной ситуации [3]. Процесс разработки антикризисной стратегии включает в себя следующие последовательные шаги:

Таблица 2 - Этапы разработки антикризисной стратегии

№ п/п Этапы разработки антикризисной стратегии Описание действий Применяемые методы

1 2 3 4

1. Диагностика внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия На данном этапе проводится оценка макросреды (политических, экономических, социальных, технологических факторов) и микросреды (поставщики, покупатели, конкуренты) SWOT-анализ PEST-анализ

2. Комплексный анализ внутренней среды организации На данном этапе проводится оценка эффективности текущей стратегии, которая включает в себя оценку конкурентоспособности, доли рынка, финансовой устойчивости, платежеспособности, организационной структуре, кадрового потенциала, производственных мощностей, маркетинговой политики и т.д. Дается оценка сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам предприятия. Комплексная оценка позволит сформировать стратегические проблемы, которые привели к кризису SWOT-анализ SNW-анализ ПРиМ-анализ

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

3. Пересмотр миссии и системы целей организации Миссия как основной смысл, главная цель существования организации должна быть простой, понятной и достижимой для всех. Система целей, или, можно назвать, ключевые показатели эффективности, является основой антикризисной стратегии организации, мотивационной политики и контроля GAP-анализ

4. Анализ существующих антикризисных стратегий и выбор альтернативного варианта Выбор той или иной стратегии основывается на видении будущего организации. Выбранная антикризисная стратегия должна включать в себя сбалансированный комплекс действий, способных вывести организацию из кризиса. Здесь можно отметить наиболее важные элементы антикризисной стратегии: сокращение расходов и объемов нерентабельного производства, закрытие непрофильных убыточных направлений, поиск инвесторов и т.д. Методы планирования и прогнозирования

5. Реализация и оценка антикризисной стратегии На этом этапе очень важным становится термин "тактика", который неразрывно связан со стратегией. Тактика - это совокупность методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели [4]. Стратегический план действий должен быть направлен в подразделения организации для исполнения. Кроме того, должен осуществляться оперативный контроль с целью своевременного определения эффективности выбранной стратегии и проведения необходимых корректировок Концепции BSC, KPI, Бенчмаркинг, горизонтальный и вертикальный анализ

Вся антикризисная стратегия основывается на анализе и оценке большого объема информации. Всесторонний анализ в динамике необходим для наиболее полного понимания сложившейся ситуации, выявления причин, приведших к кризису. Крайне важно найти истинную причину развития кризиса, от этого зависит успех разработки и реализации стратегии.

Антикризисный стратегический план состоит из целой системы взаимосвязанных элементов [5]. Целенаправленное воздействие на тот или иной элемент может оказывать влияние на целую группу элементов. При этом влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, при определении такого стратегического показателя, как выручка, крайне важно совместно с ним учитывать еще ряд элементов, таких, как доля рынка, уровень маржи, соотношение объема оптовых и роз-

ничных продаж, количество продавцов, оборачиваемость склада и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на конечный результат.

Все элементы разработанной антикризисной стратегии должны давать четкое понимание того, кто будет выполнять то или иное действие, кто является ответственным, какие ресурсы необходимы и как изменится ситуация на предприятии в результате выполнения того или иного действия.

Одним из главных разделов антикризисной стратегии является план действий, в котором подробно описываются все шаги по достижению поставленных целей с указанием исполнителей и сроков исполнения, реализация которого должна очень строго контролироваться ответственными лицами. Оперативный контроль является самым главным условием эффективной реализации стратегии. Он позволяет осуществлять свое-

временное реагирование на возможные проблемы, возникающие в процессе реализации антикризисной стратегии, корректировать стратегические цели, задачи, элементы плана действий.

Необходимо отметить методы, с помощью которых осуществляется разработка антикризисной стратегии.

SWOT-анализ представляет собой исследование сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды, потенциально влияющих на деятельность организации.

PEST-анализ - это метод маркетингового анализа, который определяет влияние внешних факторов, таких, как политические, экономические, социальные и технологические, на результаты деятельности предприятия [6].

SNW-анализ применяют для более детального исследования и оценки внутренней среды организации. Это анализ сильных, слабых и нейтральных сторон деятельности организации. Этот анализ очень схож со SWOT-анализом, но в нем присутствует исследование нейтральной позиции, которое помогает оценить среднее состояние организации в определенный период времени. Очень часто компания имеет нейтральное место по нескольким ключевым позициям по сравнению с конкурентами, и лишь одна позиция выигрывает в конкурентной борьбе. И для эффективной деятельности компании этого бывает достаточно.

GAP-анализ - это изучение отклонений текущих параметров деятельности предприятия от желаемых. На основании этого анализа можно выявить узкие места в деятельности компании, сформулировать проблемы и дать оценку готовности компании к планируемым изменениям. К этому методу можно отнести и бенчмаркинг, который сопоставляет параметры деятельности компании с эталонными (лучшими) показателями.

ПРиМ-анализ - переработка ресурсов и менеджмент. Этот анализ предполагает глубокое исследование ресурсов предприятия (временные, финансовые, человеческие, энергетические, материальные, информационные) и оценку управления организацией (стратегии, оргструктура, управленческий

учет и т.д.).

Методология Balanced scorecards (Сбалансированная система показателей) -очень эффективный инструмент в антикризисном управлении. Он помогает разрабатывать стратегические цели и показатели для кризисного предприятия, контролировать их реализацию, вносить изменения в утвержденную систему целевых показателей [7].

KPI (Key Performance Indicators) - это система показателей, которая используется для анализа эффективности деятельности предприятия, а также для определения уровня достижения поставленных операционных и стратегических целей. Ключевые показатели эффективности влияют на количественное или качественное изменение результатов по отношению к стратегии предприятия (или ожидаемому результату) [8].

Ключевые показатели эффективности (KPI) - это система целевых персонализированных показателей, установленных для конкретных сотрудников, с помощью которых достигается главная стратегическая цель кризисного предприятия. Ключевые показатели эффективности направлены, прежде всего, на преобразование стратегии в действие. Система этих показателей служит центральным инструментом управления для менеджмента. Ключевые показатели эффективности должны трансформировать главную стратегическую цель компании в текущие краткосрочные задачи, понятные не только менеджменту компании, но и ее сотрудникам [9].

Выбор методов и разработка антикризисной стратегии предприятия должны основываться на большом объеме исходной информации, а также на учете специфики производственно-хозяйственной деятельности предприятия [10].

Таким образом, разработка антикризисной стратегии - сложный многоэтапный процесс. Для получения гарантированного наиболее эффективного результата от реализации антикризисной стратегии необходимо уделять повышенное внимание каждому этапу. Анализ исходной информации, выявление причин, повлиявших на возникновение и развитие кризиса на предприятии, оценка сильных и слабых сторон, преиму-

ществ и угроз, корректировка существующих миссии и целей предприятия позволяет разработать систему антикризисных стратегий. От профессиональных способностей антикризисного управляющего, его умения видеть будущее предприятия при выборе той или иной стратегии зависит дальнейшая судьба предприятия. Поэтому повышение интеллектуального потенциала каждого сотрудника, участвующего в реализации целевых показателей бизнеса, является первостепенной задачей [11]. Реализация выбранной стратегии и контроль ее выполнения являются главной задачей на пути выхода из кризиса. Для этого можно рекомендовать

развитие бизнес-процессов и бизнес-планирования с учетом программ антикризисного управления [12]. Эффективная антикризисная стратегия способна путем внесения изменений и нововведений [13] не только реабилитировать неэффективные предприятия, восстановить экономику, улучшить финансовое состояние, сохранить рабочие места, но и сформировать новые конкурентные преимущества, способные вывести предприятия из выявленного состояния. И это, на наш взгляд, должно постоянно учитываться антикризисным управляющим и способствовать его личностному интеллектуальному росту.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азизов, А.В., Джуманиязова, С.Р. Краткий анализ динамики банкротств в Российской Федерации, отдельных регионах и по формам бизнеса // Novainfo. - 2016. - № 45-1.

2. Кисилев, С.А. Механизм реализации антикризисной стратегии на промышленных предприятиях в современных условиях, 2003.

3. Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

4. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.).

5. Коротков, Э. Практический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2014.

6. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.

7. Глухова, Л.В. Применение системы сбалансированных показателей в управлении вузом / Л.В. Глухова, И.В. Доронина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы: сб.ст. Первой Международной научно-практической конференции - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010. - № 1.

8. Глухова, Л.В., Бехтина О.Е. Совершенствование подходов к антикризисному управлению предприятием // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 3.

9. Бехтина, О.Е. Система ключевых показателей эффективности (KPI) как метод антикризисного управления // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. -№ 3.

10. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: лучшие приемы и методы. -М.: Альпина паблишер, 2016.

11. Глухова, Л.В. Управление знаниями: дивергентный подход // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2013. - № 3 (29). - С. 165-168.

12. Глухова, Л.В. Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в отраслях промышленности // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2010. - № 13. - С. 14-21.

13. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Управление изменениями и нововведениями: концептуальный подход к применению инструментов менеджмента качества // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - № 1 (27). - С. 227-234.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.