Научная статья на тему 'Антикоррупционные нормы международного права как основа противодействия коррупции в России'

Антикоррупционные нормы международного права как основа противодействия коррупции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
789
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / THE RUSSIAN SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ANTI-CORRUPTION INTERNATIONAL LAW / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ УНП ООН ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ / ANTI-CORRUPTION DOCUMENTS UNODC ON THE FIGHT AGAINST CORRUPTION / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР / АКТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СФЕРЫ / THE ACTS OF THE COUNCIL OF EUROPE ANTI-CORRUPTION SPHERE / ФАТФ / FATF / СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА / THE PRESERVATION OF THE INTEGRITY OF THE PUBLIC SECTOR / ЗАЩИТА ЧАСТНОГО СЕКТОРА / PROTECTION OF THE PRIVATE SECTOR / ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / INCREASING THE TRANSPARENCY OF THE FINANCIAL SYSTEM / РАССЛЕДОВАНИЕ КОРРУПЦИИ И ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ ПОХИЩЕННЫХ АКТИВОВ / THE INVESTIGATION OF CORRUPTION AND MONEY LAUNDERING WITH THE RETURN OF STOLEN ASSETS / ANTI-CORRUPTION / MULTI-JURISDICTIONAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коннова Полина Ивановна

Внешние факторы развития отечественной системы противодействия коррупции обусловлены системой антикоррупционных норм международного права, поскольку Россия является участником нескольких международных организаций, которые специализируются на борьбе с коррупцией. Подобная работа международного характера отличается межведомственным содержанием и должна быть централизована в организационном плане с координацией ответственного органа государственного управления. В статье указываются основные документы системы антикоррупционных норм международного права, которая включает, четыре основных категории: общепринятые правила антикоррупционных документов ООН, документы Совета Европы антикоррупционной сферы, документы других международных организаций и соглашений России, документы ФАТФ. Многочисленность и разнообразие представленных антикоррупционных правил позволяет говорить о наличии в международном сообществе объемной практики разработки и применения внушительного перечня правовых механизмов борьбы с коррупцией. Однако, практически в половине конвенций и аналогичных соглашений в сфере антикоррупционной международной борьбы Россия не участвует, значит, имеются недостатки, которые не позволяют имплементировать в России множество антикорупционных механизмов, воспринимаемых в других странах. В силу преимуществ комплексного характера документов ФАТФ автором указаны основные организационно-правовые конструкции сорока рекомендаций ФАТФ и четыре основных категории актуальных антикоррупционных мероприятий: сохранения целостности государственного сектора, защиты частного сектора, повышения прозрачности финансовой системы, а также выявления, расследования и преследования коррупции и отмывания денег с возвращением похищенных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION RULES OF INTERNATIONAL LAW AS A BASIS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN RUSSIA

External factors of development of the national system of combating corruption due to the system of anti-corruption norms of international law, since Russia is a party to several international organizations that spetsializiruyutsya on the fight against corruption. This international character is an interdepartmental content and should be centralized in the organizational plan with the coordination of the responsible government authority. The article identifies the main documents of the system of anti-corruption norms of international law, which includes four main categories: conventional rules of anti-corruption instruments of the United Nations, documents of the Council of Europe anti-corruption sphere, the documents of other international organizations and agreements of Russia, FATF. The large number and variety of anti-corruption rules allows to speak about existence in the international community surround the practice of development and application of an impressive list of legal mechanisms of fight against corruption. However, almost half of the conventions and similar agreements in the field of anti-corruption international fight Russia is not involved, so there are gaps that do not allow to implement in Russia, many anti-corruption mechanisms, perceived in other countries. Because of the advantages of the integrated nature of the FATF, the author identifies the main organizational and legal structure of the FATF forty recommendations and the four main categories of relevant anti-corruption measures: maintain the integrity of the public sector, protection of the private sector, increase the transparency of the financial system, as well as the detection, investigation and prosecution of corruption and money laundering with the return of stolen assets.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционные нормы международного права как основа противодействия коррупции в России»

УДК 341.1

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

© 2016

Коннова Полина Ивановна, аспирант

Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Внешние факторы развития отечественной системы противодействия коррупции обусловлены системой антикоррупционных норм международного права, поскольку Россия является участником нескольких международных организаций, которые специализируются на борьбе с коррупцией. Подобная работа международного характера отличается межведомственным содержанием и должна быть централизована в организационном плане с координацией ответственного органа государственного управления. В статье указываются основные документы системы антикоррупционных норм международного права, которая включает, четыре основных категории: общепринятые правила антикоррупционных документов ООН, документы Совета Европы антикоррупционной сферы, документы других международных организаций и соглашений России, документы ФАТФ. Многочисленность и разнообразие представленных антикоррупционных правил позволяет говорить о наличии в международном сообществе объемной практики разработки и применения внушительного перечня правовых механизмов борьбы с коррупцией. Однако, практически в половине конвенций и аналогичных соглашений в сфере антикоррупционной международной борьбы Россия не участвует, значит, имеются недостатки, которые не позволяют имплементировать в России множество антикорупционных механизмов, воспринимаемых в других странах. В силу преимуществ комплексного характера документов ФАТФ автором указаны основные организационно-правовые конструкции сорока рекомендаций ФАТФ и четыре основных категории актуальных антикоррупционных мероприятий: сохранения целостности государственного сектора, защиты частного сектора, повышения прозрачности финансовой системы, а также выявления, расследования и преследования коррупции и отмывания денег с возвращением похищенных активов.

Ключевые слова. Российская система противодействия коррупции, антикоррупционные нормы международного права, борьба с коррупцией, межведомственный характер, антикоррупционные документы УНП ООН по борьбе с коррупцией, акты Совета Европы антикоррупционной сферы, ФАТФ, сохранение целостности государственного сектора, защита частного сектора, повышение прозрачности финансовой системы, расследование коррупции и отмывания денег с возвращением похищенных активов.

ANTI-CORRUPTION RULES OF INTERNATIONAL LAW AS A BASIS OF COUNTERACTION

OF CORRUPTION IN RUSSIA

© 2016

Konnova Polina Ivanovna, postgraduate student Nizhny Novgorod Institute of management - branch of Ranepa, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. External factors of development of the national system of combating corruption due to the system of anticorruption norms of international law, since Russia is a party to several international organizations that spetsializiruyutsya on the fight against corruption. This international character is an interdepartmental content and should be centralized in the organizational plan with the coordination of the responsible government authority. The article identifies the main documents of the system of anti-corruption norms of international law, which includes four main categories: conventional rules of anticorruption instruments of the United Nations, documents of the Council of Europe anti-corruption sphere, the documents of other international organizations and agreements of Russia, FATF. The large number and variety of anti-corruption rules allows to speak about existence in the international community surround the practice of development and application of an impressive list of legal mechanisms of fight against corruption. However, almost half of the conventions and similar agreements in the field of anti-corruption international fight Russia is not involved, so there are gaps that do not allow to implement in Russia, many anti-corruption mechanisms, perceived in other countries. Because of the advantages of the integrated nature of the FATF, the author identifies the main organizational and legal structure of the FATF forty recommendations and the four main categories of relevant anti-corruption measures: maintain the integrity of the public sector, protection of the private sector, increase the transparency of the financial system, as well as the detection, investigation and prosecution of corruption and money laundering with the return of stolen assets.

Key words. The Russian system of anti-corruption, anti-corruption international law, anti-corruption, multi-jurisdic-tional, anti-corruption documents UNODC on the fight against corruption, the acts of the Council of Europe anti-corruption sphere, the FATF, the preservation of the integrity of the public sector, protection of the private sector, increasing the transparency of the financial system, the investigation of corruption and money laundering with the return of stolen assets.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Румянцева Е.Е., Серазетдинов Л.Р., Сигунова Т.А., Зозуля М.А., Сидоренко Э.Л. и др.) все актуальнее становится проблема эффективности применения организационно-правовых механизмов антикоррупционного противодействия. Состояние системы борьбы с коррупцией во многом определяется использованием прагматичных инструментов, отраженных в нормах международного права, и обобщенных в практических рекомендациях компетентных международных организаций ГРЕКО, ФАТФ и пр.

Практически в половине конвенций и аналогичных соглашений в сфере антикоррупционной международной борьбы Россия не участвует, значит, имеются недостатки, не позволяющие имплементировать в России множество антикоорупционных механизмов, воспринимаемых в других странах. Поэтому представляется логичным, что теория и практика использования эф-

фективных методов и средств международного антикоррупционного права, отраженных в документах ООН, Евросоюза, ФАТФ и пр., формирует важные научные и практические задачи в сфере противодействия коррупции.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. В изученных работах Румянцева Е.Е. [1], Серазетдинов Л.Р. [2], Сигунова Т.А., Зозуля М.А. [3], Сидоренко Э.Л. [4], Стромов В.Ю. [5], Тохтарбаева С.М. [6], Халапян Е. [7] и др. [8-16] приводятся, главным образом, основные особенности документов ООН и Евросоюза в сфере антикоррупционного противодействия. Однако, содержание и особенности актуальных инструментов ФАТФ отражены в указанных работах фрагментарно либо упущены, хотя задачи ФАТФ отличаются комплексностью их результата в отношении антитеррористической, противокоррупци-онной деятельности и в области борьбы с отмыванием денег и с транснациональной организованной преступ-

ностью.

Формирование целей статьи (постановка задания). С учетом вышеизложенного, основная цель предлагаемой статьи заключается в систематизации основных категорий документов системы антикоррупционных норм международного права и обобщении актуальных антикоррупционных мероприятий ФАТФ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Изучая содержание правовой сферы противодействия коррупции, определяющей элементы антикоррупционной деятельности, стоит указать на нормы международного права, которые формируют внешние актуальные критерии развития систсемы противодействия коррупционным проявлениям.

К внешним факторам развития системы противодействия коррупции, в первую очередь, относятся система антикоррупционных норм международного права, международные стандарты при формировании механизмов противодействия коррупции, поскольку Россия является участником нескольких международных организаций, которые специализируются на борьбе с коррупцией. Например, участие России в Конвенции Совета Европы (СЕ) об уголовной ответственности за коррупцию[17] в совокупности со статусом полноправного члена ГРеКО обязывает нашу страну к активной имплементации конвенционных правил и внедрению разработанных ими рекомендаций антикоррупционного характера, что представляет собой основной предмет контроля со стороны ГРЕКО.

В данной связи следует отметить, что подобная работа международного характера отличается межведомственным содержанием и должна быть централизована в организационном плане с координацией ответственного органа государственного управления.

Система антикоррупционных норм международного права включает, четыре наиболее интересных для России основных направления.

Во-первых, общепринятые правила антикоррупционных документов ООН, основными из которых являются [18]:

1) положения Конвенции ООН против коррупции, принятой 31.10.2003 г., ратифицирована Россией в 2006 году без статьи 20 о незаконном обогащении, предусматривающей установление участниками Конвенции незаконное обогащение служащих в публичной сфере преступлением [19];

2) нормы Международного кодекса поведения должностных государственных лиц [20], принятого 12 декабря 1996 г. резолюцией ГА ООН ;

3) положения Резолюции ООН об эффективных международных правовых инструментах против коррупции, принятой 22 января 2001 г. ГА ООН;

4) общие тезисы Декларации ООН по борьбе со взяточничеством и коррупцией в коммерческих международных операциях, принятой 16 декабря 1996 года резолюцией ГА ООН.

Во-вторых, антикоррупционные документы Совета Европы, включающие:

1) нормы Конвенции СЕ об ответственности гражданско-правовой за коррупцию (ЕТ8 №174), принятой 04.11.1999 г. в Страсбурге (Россия не участвует в этой конвенции);

2) положения Конвенции СЕ об ответственности уголовной за коррупцию (Россия - участник с 2006 г.);

3) правила Дополнительного протокола к Конвенции СЕ об ответственности уголовной за коррупцию (ЕТ8 №191), принятого 15.05.2003 г. в Страсбурге (протокол в России в силу не вступил, поскольку не ратифицирован);

4) инструменты Рекомендации (08.04.2003 г.) Комитета Министров СЕ - общие правила борьбы с коррупцией в части финансирования избирательных кампаний и политических партий.

В-третьих, документы других международных организаций и соглашений России, которые включают:

1) нормы Конвенции ОЭСР «О борьбе с подкупом должностных лиц иностранного государства в рамках проведения международной деловой операции», принятой 21.11.1997 года в Стамбуле. (Россия не участник этой конвенции); Среди участников: Австралия, Аргентина, Австрия, Бельгия, Бразилия, Болгария, Венгрия, Великобритания, Греция, Германия (ФРГ), Дания, Исландия, Ирландия, Италия, Испания, Корея Республика, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Мексика, Португалия, Польша, США, Словакия,Турция, Франция, Финляндия, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Япония.

2) положения Рамочного решения №2003/568/ПВД Евросоюза (Совет борьбы с коррупцией в частном секторе), принятого 22.07.2003 г. в Брюсселе (Россия не подписала это решение);

3) правила Межамериканской конвенции по борьбе с коррупцией, заключенной 29.03.1996 в Каракасе (Россия не принимает участия в этой конвенции);

4) Рекомендации Совета ОЭСР относительно налоговых мер в области противодействия взяточничеству должностных лиц иностранного государства в рамках проведения международной деловой операции, от 25.05.2009;

5) Рекомендации ОЭСР в части сдерживания взяточничества для лиц, официально ходатайствующих об экспортном кредите, от 2006 г.;

6) Рекомендации ОЭСР относительно антикоррупционных предложений для финансовой помощи, от 1997 г. [21]

В-четвертых, документы ФАТФ, перечень которых возглавляют:

1) нормы сорока рекомендаций ФАТФ (40 FATF Recommendations), редакции 2003 года;

2) положения девяти рекомендаций ФАТФ в части финансирования терроризма, 2001 г.;

3) требования Справочного руководства ФАТФ в части использования их рекомендаций в борьбе с коррупцией, октябрь 2012 и других документов ФАТФ относительно лучшей практики борьбы с отмыванием.

То есть, в международном сообществе имеется практика разработки и применения внушительного перечня правовых механизмов борьбы с коррупцией. Вместе с этим, практически в половине конвенций и аналогичных соглашений в сфере антикоррупционной международной борьбы Россия не участвует, значит, имеется много недостатков, не позволяющих имплементировать в России множество антикоорупционных механизмов, воспринимаемых в других странах.

Например, содержание сорока рекомендаций FATF включает организационно-правовые конструкции [22]:

- требований распространять состав преступления «отмывание денег» на доход от широкого перечня правонарушений;

- требований облегчения доказывания вины по составу «отмывания денег» тем, что при определении умысла обвиняемого в отмывании считать «объективные фактические обстоятельства» достаточным доказательством такой вины;

- законодательного предусмотрения возможности конфискации доходов от легализации, легализованного имущества, средств (инструментов), которые применялись или намеревались к использованию для отмывания финансов, или имущества аналогичного объема по стоимости;

- возможность конфискации доходов от незаконной легализации и средств (инструментов) легализации без обвинительного судебного приговора, либо предусмо-трение обязанности обвиняемого в доказывании законного происхождения указанных средств;

- необходимого обеспечения в законодательных положениях о банковской тайне запрета к их применению

в отношении Рекомендаций ФАТФ;

- требования об обеспечении финансовых организаций (всеми участниками фондового рынка) сбора и хранения сведений о своих клиентах (о бенефициарных владельцах клиента-юридического) с необходимостью самостоятельной перепроверки представленной клиентами информации;

- выявления финансовыми организациями лиц, которые имеют или имели отношение к госслужбе, и проявление в работе с ними (с членами их семей) повышенной осторожности;

- необходимого обязательства финансовых организаций в части повышенных требований к корреспондентским отношениям с иностранными банками с запретом вести дела с банками, в отношении которых нет подтверждения о соблюдении ими Рекомендаций ФАТФ;

- необходимого обязательства финансовых организаций о повышенных требованиях бдительности к применению технологий анонимного общения с банком; и т.д.

В свою очередь, в Справочном руководстве ФАТФ в части использования их рекомендаций в борьбе с коррупцией (2012) [23] отмечаются 4 основных категории актуальных антикоррупционных мероприятий.

1) Мероприятия по сохранению целостности государственного сектора.

Ключевые правительственные учреждения должны иметь достаточную оперативную независимость и автономию для обеспечения свободы от ненадлежащего влияния или помех, что уменьшает вероятность их попадания под влияние или контроль коррумпированных лиц (рекомендации ФАТФ 26 и 29).

Ключевые правительственные учреждения должны быть обеспечены достаточными бюджетными средствами, чтобы полностью и эффективно выполнять свои функции. Стимулы и компенсации сотрудникам могут уменьшить их участие в коррупционной деятельности (рекомендации ФАТФ 1, 8, 26, 28, 29, 30, 32, 37 и 39).

Сотрудники ключевых государственных ведомств должны обладать соответствующими антикоррупционными навыками, должны получать надлежащую подготовку, и поддерживать высокие профессиональные стандарты. Такие меры помогают воспитывать культуру честность, порядочность и профессионализм (рекомендации ФАТФ 8, 26, 28, 29, 30, 32, 37 и 39);

2) Мероприятия по защите частного сектора.

Лица, обладающие значительным (контрольным)

пакетом акций или функциями управления в частной компании должны быть тщательно проверены с использованием критериев соответствия правомерной деятельности. Это помогает для предотвращения получения контроля коррумпированными лицами над учреждениями, такими как банки, страховые организации, казино и пр., которые могут использоваться для отмывания и облегчения незаконной деятельности (рекомендации ФАТФ 26 и 28).

Специализированные учреждения частного сектора должны обеспечивать высокий стандарт для своих работников с учетом рекомендации ФАТФ 18, 23 и пр..

Специализированные учреждения частного сектора должны внедрять системы внутреннего контроля и аудита с использованием инструментов поиска сомнительных операций, что помогает учреждениям определить участие в их работе преступников и коррумпированных лиц (рекомендации ФАТФ 18 и 23).

Специализированные учреждения частного сектора должны быть предметом надлежащего надзора и контроля надзорных органов (или органов саморегулирования, в случае адвокатов, бухгалтеров, агентов по недвижимости, дилеров драгоценных металлов и камней) с достаточными полномочиями по обеспечению соблюдения мер ПОД/ПФТ (противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма).Полноценный надзор и контроль финансового сектора предотвращает и облегчает выявление коррупции и других преступных деяний

(рекомендации ФАТФ 1, 8, 17, 18, 26, 27 и 28).

3) Мероприятия по повышению прозрачности в финансовой системе.

При установлении деловых отношений или ведение сделки от имени клиента частного сектора учреждения обязаны проверять личность клиента (любого физического лица, от имени которого действует клиент, или который в конечном итоге владеет, контролирует юридическое лицо). Дополнительные меры предосторожности должны приниматься, когда операции проводятся через третье лицо или используются новые технологии. Эти меры повышения прозрачности препятствуют проведению анонимному или скрытому бизнесу коррумпированных лиц (рекомендации ФАТФ 10, 12, 15, 17 и 22).

Все процедуры идентификации клиентов, содержание сделок и бизнес-переписки должны сохраняться. Такие меры хранения помогают обеспечить достоверные документальные свидетельства, которые власти могут использовать для отслеживания коррупционных доходов и в качестве доказательств в рамках судебного преследования (рекомендации ФАТФ 11 и 22).

Финансовые учреждения должны разрабатывать и актуализировать соответствующие системы управления рисками для определения клиента или бенефициарного владельца в качестве иностранного политически значимого лица (глава государств, видный политик, член правительства, судебные или военные чиновники, руководитель государственных корпораций, видный деятель партии и т.д.) либо члена его семьи, либо его близкого соратника. При высоком риске деловых отношений с такими клиентами финансовые учреждения должны получать согласование от своего высшего руководства с разумными мерами для определения источника благосостояния и источника денежных средств с проведением усиленного постоянного мониторинга бизнес-отношений (рекомендация ФАТФ 12).

Переводы могут использоваться для быстрого перемещения доходов от коррупции и скрывать их источник. Чтобы уменьшить этот риск, банковский перевод должен сопровождаться точной информацией, которая идентифицирует участников транзакции. Кроме того, финансовые учреждения должны контролировать денежные переводы и принимать соответствующие меры в тех случаях, когда переводы не сопровождаются требуемой информацией. Прозрачное движение средств позволяет отслеживать движение коррупционных доходов (рекомендации ФАТФ 16 и 32).

Законы финансовой тайны не должны препятствовать реализации мер ПОД/ПФТ, направленных на повышение прозрачность финансовой системы, что содействует предотвращению, выявлению и обвинения в коррупции (рекомендация ФАТФ 9).

4) мероприятия по выявлению, расследованию и преследованию коррупции и отмывания денег с возвращением похищенных активов.

Специализированные учреждения частного сектора должны проводить на постоянной основе надлежащую проверку деловых отношений, чтобы гарантировать, что сделки осуществляются со знанием заказчика, бизнеса, рисков, источник средств (при необходимости). Финансовые учреждения должны изучать, причины, основания и цели всех сложных, необычно крупных операций, и всех необычных схем операций, не имеющих явной экономической или законной цели. Увеличение объема проверок должно сопровождать клиентов с высоким уровнем риска, их деловые отношения и транзакции. Это позволяет выявлять подозрительную деятельность, которая может иметь отношение к коррупции и которая должна быть представлена властям для дальнейшего анализа и исследования (рекомендации ФАТФ 10, 12, 19, 20, 22, и 23).

Страны должны создать финансовую разведку с достаточным ресурсом и полномочиями, которая получает и анализирует сообщения о подозрительных операциях

и другую информацию, и раскрывает информацию для дальнейшего расследования (в случае необходимости). Эти требования применяются в отношении сообщения о подозрительных операциях, которые могут быть связаны с коррупцией (рекомендация ФАТФ 29).

Отмывание доходов от всех серьезных преступлений, включая достаточно широкий спектр преступлений коррупции и взяточничества, должно быть криминализировано. Это должно применяться как к физическим, так и к юридическим лицам, независимо от того, совершили ли они преступление или способствовали третьему лицу в совершении преступления. Благодаря тому, что связанные с отмыванием денег и коррупцией действия можно расследовать, коррумпированные лица могут быть наказаны, даже если не доказаны коррупционные правонарушения. Правоохранительные органы должны иметь достаточные полномочия в части доступа к финансовой документации и получения доказательств, с целью надлежащего судебного преследования преступлений, связанных с отмыванием денег. Эти полномочия также дают властям возможность изучить основу коррупционных правонарушений (рекомендации ФАТФ 3, 4, 30 и 31).

Коррупцию часто движет жадность. Страны могут удалить основную цель и стимул вовлечения в коррупционную деятельность, для этого страны должны иметь эффективные законы и процедуры замораживания, ареста и конфискация похищенных активов, доходов от коррупции и незаконно полученного имущества, включая мероприятия по просьбе другого государства и защиты прав добросовестных лиц. Страны должны обеспечить наличие эффективных механизмов распределения активов, конфискованных в результате скоординированных действий правоохранительных органов, а также создания фондов, в которые конфискованы активы, для сотрудников правоохранительных органов, здравоохранения, образования и других соответствующих целей. Эти требования способствуют защите и компенсации жертвам коррупции и взяточничества, и возвращения похищенных активов, даже если такие активы были укрыты за рубежом (рекомендации ФАТФ 4 и 38).

Чтобы бороться с трансграничной коррупцией, странам необходимо оказывать широкий спектр взаимной правовой помощи, исполнять запросы об экстрадиции, и таким образом способствовать международному сотрудничеству. Это также важно на стратегическом и оперативном уровнях для внутреннего сотрудничества и координации всех органов власти: разработчиков антикоррупционной политики, государственных фондов обязательных платежей, правоохранительных органов, органов надзора и других компетентных органов (рекомендации ФАТФ 2, 36 - 40).

Таким образом, можно говорить о наличии конкурентной и альтернативной международной системы антикоррупционных механизмов, которая позволяет заинтересованным участникам-странам или организациям внедрять предлагаемые новшества борьбы с коррупцией. Например, в Плане действий ЕС на 2014-2019 годы по борьбе с организованной преступностью [24] отражены некоторые рекомендации ФАТФ в части:

- определение участия служащих в мафиозных организациях (ОПГ) и самоотмывании;

- концепция отмены банковской тайны;

- устранение налоговых убежищ;

- содействие в изъятии и конфискации преступных активов;

- введение унифицированной общеевропейской системы корпоративного налогообложения;

- признание важной роли расследований журналистики в выявлении тяжких преступлений, включая факты коррупции; и пр.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. С учетом приведенной

информации следует полагать, что отдельные указанные мероприятия в России пока не могут быть восприняты в силу закона или общественных устоев (например, мероприятия концепции отмены банковской тайны и пр.). Однако, в публичной сфере с учетом резонанса представляется целесообразным использование методов и средств ФАТФ, которые обладают комплексным эффектом в сферах антитеррористической, противокорруп-ционной деятельности, а также в области борьбы с отмыванием денег и с транснациональной организованной преступностью: инструментов финансовой разведки, системы независимого журналистского расследования в отношении резонансных проявлений коррупции или по фактам чрезмерно дорогостоящего строительства, нецелевого использования финансовых средств и пр. Следовательно, представляется логичным, что теория и практика использования подобных методов и средств международного антикоррупционного права, отраженных в статье, формирует перспективы дальнейших изысканий в сфере противодействия коррупции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Румянцева Е.Е. Дискуссии о коррупции: каковы итоги? // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 672-698.

2. Серазетдинов Л.Р. Проблемы в борьбе с коррупцией в Российской Федерации // Ученые записки ИСГЗ. 2015. № 2 (13). С. 242-250.

3. Сигунова Т.А., Зозуля М.А. Борьба с коррупцией в сфере государственных закупок: проблемы и пути решения // Сборник научных трудов «Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России». Москва, 2015. С. 5-13.

4. Сидоренко Э.Л. Мониторинг коррупции в России: первые итоги и перспективы // Библиотека уголовного права и криминологии. 2015. № 2 (10). С. 155-162.

5. Стромов В.Ю. Направления социального контроля над криминогенными факторами коррупции: проблемы и перспективы совершенствования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4 (144). С. 100-104.

6. Тохтарбаева С.М. Организационно-правовая регламентация взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества России в борьбе с коррупцией // Современное право. 2015. № 5. С. 124-129.

7. Халапян Е. Чешская государственная гражданская служба: правовые основы и система // В сборнике: Международно-правовые чтения Воронеж, 2014. С. 167186.

8. Таушер Й., Чайка Р., Болотов И.И. Детерминанты коррупции в странах центральной и Восточной Европы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 5-13.

9. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013. № 1 (25). С. 280-284.

10. Якимов О.Ю. Проблемы совершенствования законодательства в целях противодействия коррупции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2013.№ 4 (15). С. 70-74.

11. Горшенков Г.Н. Коррупция и антикоррупция - закономерности взаимодействия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 25-31.

12. Блашкова Л.Л. Коррупция и способы злоупотребления должностными полномочиями // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 3. С. 88-92.

13. Иванова А.А. Стратегия противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права.

2014. № 4 (32). С. 34-41.

14. Кадакоева М.М. О разграничении совокупности преступлений и продолжаемых преступлений при квалификации преступлений коррупционной направленности

// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2015.№ 4 (23). С. 13-15.

15. Глухова А.А., Красикова О.Г., Шпилев Д.А. Об опыте предупреждения коррупции за рубежом на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 195-201.

16. Баумик С.К. Сложность контроля над коррупцией в условиях политической демократии // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 (36). С. 26-35.

17. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена 27.01.1999 в Страсбурге, ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ)// СЗ РФ. 18.05.2009. N20. ст. 2394.

18. Сведения УНП ООН по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями [Электронный ресурс]. URL:http://www.unodc.org/unodc/ru/corrupüon/ index.html?ref=menuside(дата обращения: 16.07.2016).

19. Конвенция ООН против коррупции (принята 31.10.2003 в Нью-Йорке Резолюцией 58/4 ГА ООН, ратифицирована с заявлением Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ)// СЗ РФ. 26.06.2006. N 26. ст. 2780.

20. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят Резолюцией 51/59 ГА ООН 12.12.1996).

21. Отчет ОЭСР «Ответственность юридических лиц за коррупцию в странах Восточной Европы и Центральной Азии». Антикоррупционная сеть ОЭСР. 2015. [Электронный ресурс]. URL:http://www.oecd.org/ corruption/acn/ACN-Liability-of-Legal-Persons-2015-RUS. pdf (дата обращения: 16.07.2016).

22. Информация портала ФАТФ. [Электронный ресурс]. uRL:http://www.fatf-gafi.org (дата обращения: 16.07.2016).

23. Справочное Руководство и Информационный бюллетень об использовании рекомендаций ФАТФ в поддержку борьбы с коррупцией, 2012. [Электронный ресурс].URL:http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ documents/reports/Corrupüon%20Reference%20Guide%20 and%20Information%20Note%202012.pdf (дата обращения: 16.07.2016).

24. План действий ЕС на 2014-2019 годы по борьбе с организованной преступностью. [Электронный ресурс], URL: http://www.eppgroup.eu/news/A-European-Action-Plan-for-fighting-organised-crime (дата обращения: 16.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.