Научная статья на тему 'Антикоррупционная составляющая китайских экономических реформ и НОАК'

Антикоррупционная составляющая китайских экономических реформ и НОАК Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
883
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / НОАК / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КПК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Забровская Лариса Вячеславовна

Статья посвящена изучению антикоррупционных мер, проводимых китайскими властями, которые рассматривают коррупцию как социальное зло, затрудняющее проведение экономических реформ. Искоренение коррупции превратилось в основную внутриполитическую задачу, осуществляемую пятым поколением китайских руководителей. Усилилась антикоррупционная работа в вооруженных силах, которые превращаются в инструмент борьбы с коррупцией. Полученные результаты показывают масштаб роста коррупции и целесообразность действий китайских властей. Сделан вывод о возможном положительном результате антикоррупционной борьбы и дальнейшем продвижении экономических реформ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная составляющая китайских экономических реформ и НОАК»

Забровская Лариса Вячеславовна

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела китаеведения института истории, археологии и этнографии ДВО РАН (г. Владивосток) Электронная почта: larisa51@hotmail.com

УДК [330.161:355.014](510)

Антикоррупционная составляющая китайских экономических реформ и НОАК

Ключевые слова: Китай, борьба с коррупцией, НОАК, социальные проблемы, КПК

Статья посвящена изучению антикоррупционных мер, проводимых китайскими властями, которые рассматривают коррупцию как социальное зло, затрудняющее проведение экономических реформ. Искоренение коррупции превратилось в основную внутриполитическую задачу, осуществляемую пятым поколением китайских руководителей. Усилилась антикоррупционная работа в вооруженных силах, которые превращаются в инструмент борьбы с коррупцией. Полученные результаты показывают масштаб роста коррупции и целесообразность действий китайских властей. Сделан вывод о возможном положительном результате антикоррупционной борьбы и дальнейшем продвижении экономических реформ

Социальная напряжённость в КНР стала возрастать в связи с углублением экономических реформ, которые привели к социальному расслоению в обществе и, как следствие, к росту антиправительственных протестов не только в бедных районах, населённых нацменьшинствами, но и в центральных провинциях страны. Вектор общественного недовольства направлен на чиновничий аппарат, который, по мнению активных китайских интернет-пользователей, погряз в коррупции и не выполняет своих прямых обязанностей. Для поддержания правопорядка китайские власти всё чаще прибегают к помощи подразделений Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и полиции (народная вооружённая полиция). Это приводит не только к повышению роли военных на низовом уровне китайского общества, но и возникновению коррупционных рисков в силовых структурах.

Ужесточение борьбы с коррупцией не новое направление китайской внутренней политики и с переменным успехом ведётся с начала экономических реформ. В 1985 г. масштабы этого явления вынудили власти Китая ввести смертную казнь в отношении коррупционеров. Антикоррупционная кампания продолжилась при преемниках Дэн Сяопина - Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао. В результате этого в Китае ежегодно привлекалось к ответственности почти 20 тыс. чиновников. Однако публичные разбирательства и высшая мера наказания не смогли уничтожить это социальное явление в корне. Поэтому новому руководству во главе с Си Цзиньпином пришлось усилить работу в этом направлении.

1. Антикоррупционные методы: общее и особенное

Нарастание социальных проблем

После 18-го съезда КПК (2012 г.) китайское руководство обратило пристальное внимание на рост коррупции, которая стала заметно тормозить продвижение экономических реформ в стране. Поэтому китайские власти объявили своим главным приоритетом борьбу с этим социальным злом. Лидеры КНР ищут реалистичные методы достижения цели и прагматично подходят к данному вопросу, преследуя конечную задачу выигрыша времени для реализации глубоких экономических преобразований.

Искоренение коррупции превратилось в основную внутриполитическую задачу. От успехов действий властей зависит сохранение властных рычагов в руках руководства КПК. «Существует большое количество фактов, которые указывают, что усиление коррупции в конечном счёте приведёт к развалу партии и развалу страны», - заявил генсек ЦК КПК Си Цзиньпин 17 ноября 2012 г. на первом пленуме ЦК КПК 18-го созыва [10].

Действительно, с начала 2000-х годов в Китае стало особенно неспокойно: участились споры о праве на землю и о порядке выплат пенсий, ежегодное число массовых антиправительственных выступлений возросло до 180 тысяч. Только в 2009 г. в ЦК КПК поступило 9 млн. жалоб от граждан страны. В целях поддержания правопорядка китайское правительство расходует огромные средства на полицию, численность которой достигла 600 тыс. чел. Только в 2011 г. на сохранение спокойствия внутри страны китайские власти потратили 93 млрд. долл., что сопоставимо с военным бюджетом того же года. Высокий уровень затрат на содержание полиции дал основание зарубежным экспертам для утверждения, что китайские власти воюют с собственным народом [7, р. 16].

В связи с этим ужесточение кампании по борьбе с коррупцией призвано продемонстрировать новый стиль правления пятого поколения китайских руководителей. Это, как ожидается, позволит КПК повысить свой авторитет и сохранить однопартийную форму управления страной, предотвратив тем самым изменение политической системы вследствие социальных взрывов.

Традиционные причины коррупции

Характер государственного правления Китая отличается закрытостью. В стране отсутствуют базовые элементы открытости государственной информации, нет свободного доступа к законодательству, отсутствуют правительственные сайты, где любой может найти информацию о действующих законах. Законы принимаются без общественного обсуждения. Документы о процессе принятия законов и судебных решений открыто не публикуются. Декларации чиновников всех рангов о доходах и имуществе не доступны для свободного просмотра и обсуждения. В результате китайские власти начали понимать, что закрытость такого рода информации вызывает различные домыслы и кривотолки о «серых доходах» госслужащих, и это нарушает общественное спокойствие.

В то же время власти делают попытки сократить условия для коррупции. Так, в принятом на 3-ем пленуме ЦК КПК в ноябре 2013 г. программном документе под названием «Постановление ЦК КПК по

некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ» говорится о повышении гласности принятия решений на всех уровнях власти. При этом применяются два термина: «прозрачный (сюемин)» и «открытый (гункаи)». Первый термин используется для освещения экономической политики: «прозрачное регулирование рынка», «прозрачный бюджет», «прозрачная система инвестирования» и др. Второй термин используется для характеристики политических реалий. В п. 35 говорится, например, об «усовершенствовании открытости деятельности партии..., открытости принятия решений и управления...» и т. д. [11]. Это может служить указанием на необходимость приведения китайского законодательства в соответствие с решениями пленума и обеспечения доступа к государственной информации для широкой общественности. Как видно, новое руководство КПК пришло к выводу, что чем больше информационной открытости, тем спокойнее воспринимаются властные решения, тем легче добиться понимания и доверия у населения.

Методы осуществления антикоррупционной кампании

Центральная комиссия по проверке дисциплины Компартии Китая (ЦКПД КПК) и ряд местных дисциплинарных комиссий явились основными инструментами китайской антикоррупционной системы и стали играть ключевую роль в расследовании случаев коррупции во всех эшелонах властной структуры. Секретарём ЦКПД КПК является член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ван Цишань, близкий друг и соратник Си Цзиньпина.

После 18-го съезда ЦКПД КПК была наделена особыми правами по проверке партийной дисциплины и структурно изменена. Увеличилось число отделов, занимающихся расследованием дел, появилась гласность в расследовании, руководство комиссии проводило дни открытых дверей, когда представители СМИ могли ознакомиться с её работой. В Интернете появились специальные сайты, на которых граждане страны могут размещать информацию о противоправных действиях чиновников. Это позволило комиссии действовать более оперативно в проведении расследований.

При получении сигналов о фактах коррупции эта комиссия обязана требовать у чиновников, попавших под подозрение, «явиться в указанное место в указанное время и объяснить все обстоятельства дела» [4, с. 67]. Подобная практика получила название «двойное указание» (шуангуй) и выполняется со всей строгостью, в действительности являясь задержанием того или иного чиновника под следствием на продолжительное время (до полугода). Подозреваемый фактически теряет свои гражданские права: он не может ни с кем общаться, получать помощь от родственников, военнослужащие обязаны являться на комиссию в гражданской одежде и без оружия и др. В Китае полагают, что такие методы обладают определённой эффективностью и их стоит продолжать. В результате психологического давления члены комиссии ломают психику подследственного и добиваются признания. Как правило, после этого дело передаётся в прокуратуру.

Подобная практика воздействия на подозреваемых в коррупции не прописана в китайском уголовно-процессуальном кодексе, что даёт основание считать её формой экстралегального задержания и нарушением прав человека. Это в свою очередь вызывает массу на-

реканий со стороны западных правозащитников. Тем не менее, руководство КПК не отказывается от таких методов, поскольку будущее партии зависит от успеха борьбы с коррупцией. Такая юридическая практика находится в противоречии с принципами верховенства закона и не соответствует прогрессивному имиджу страны, который Пекин старается представить в мировом сообществе, но новое поколение китайских руководителей не намерено отступать.

Более того, с 2012 г., когда Си Цзиньпин развернул новый этап антикоррупционной борьбы или, по его словам, «охоту на тигров и мух» (иными словами, на больших и мелких коррупционеров), более 30 высокопоставленных чиновников - министров, губернаторов и военных - попали под следствие. Из них наиболее значимой политической фигурой является бывший член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и министр общественной безопасности в 2003-2008 гг. Чжоу Юнкан, который обвиняется в коррупции и тесных связях с Бо Силаем, осуждённым на пожизненное заключение. Кроме того, Чжоу Юнкан подозревается в причастности к загадочному исчезновению малазийского пассажирского самолёта, выполнявшего перелёт из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта 2014 г. На борту самолёта находилась группа китайских военных специалистов и ценный груз. В этом случае китайские власти также усмотрели коррупционную составляющую (а именно, утечка информации о ценном грузе могла быть проплачена иностранными разведками).

Одновременно около 800 человек из окружения Чжоу Юнкана были привлечены к ответственности. Их собственность общей стоимостью 14,5 млрд. долл. (90 млрд. юаней) была конфискована [9]. Знаменательно, что нынешний министр общественной безопасности Го Шэнкунь не стал членом Политбюро ЦК КПК, поскольку китайская элита опасается влияния, которое приобрела должность главы охранного ведомства при Чжоу Юнкане.

Привлечение к судебной ответственности коррупционеров ведётся в соответствии с задачами пятилетнего плана (2013-2017 гг.) по борьбе с коррупцией, согласно которому планируется усилить полномочия вышестоящих дисциплинарных комиссий над нижестоящими. Результатом этого станет выстраивание вертикали действий в системе антикоррупционной борьбы, а также снижение давления местных партийных организаций на процесс принятия решений местными комиссиями. Это способно вывести процесс расследования коррупции из-под политического контроля на местах и в перспективе повысить уровень доверия населения к внутренней политике партийных органов.

Решения четвёртого пленума ЦК КПК

Четвёртый пленум ЦК КПК 18-го созыва, прошедший 22-23 октября 2014 г., был посвящён рассмотрению вопросов по усилению «верховенства закона» и необходимости управления страной в соответствии с Конституцией. В решениях пленума была подчёркнута руководящая роль КПК в условиях проведения реформ. «Лидерство КПК согласуется с социалистическим верховенством закона. В таком случае права народа будут реализованы, а государственные и общественные дела будут осуществляться в соответствии с законом» [2], -отмечалось в материалах четвёртого пленума ЦК КПК 18-го созыва.

Наряду с этим было объявлено, что чиновники будут наказываться за вмешательство в судебные разбирательства. Китайская прокуратура наделяется правом возбуждать дела по заявлениям граждан и общественных организаций, чего раньше не было. Повысилась ответственность судей и прокуроров, которые стали нести пожизненную ответственность за судебные дела, по которым выносят решения.

Другим важным решением пленума является объявление кампании «охоты на лис», то есть на тех чиновников, которые прячут свою собственность в зарубежных банках («норах»). Согласно данным Банка Китая, в период 1990-х - 2010-х годов около 18 тыс. чиновников и сотрудников госкомпаний вывезли из страны почти 120 млрд. долл. Китайские власти намерены вернуть эти средства, а потому стараются наладить контакты с правоохранительными органами других стран в целях выявления и возврата в страну зарубежных накоплений китайских чиновников. Поэтому в итоговые документы саммита АТЭС, проходившего в октябре 2014 г. в Пекине, вошло совместное заявление о создании в АТР международной сети антикоррупционных и правоохранительных учреждений [1].

Решения четвёртого пленума ЦК КПК были изучены и одобрены на партсобраниях и широко освещены в партийной печати. Антикоррупционная политика властей находит поддержку со стороны китайского населения, требующего не отменять смертную казнь за коррупцию. Повышение гражданского участия и оживление политического дискурса, особенно в социальных сетях и СМИ, а также показательные суды над коррупционерами позволяют китайским властям вовремя увидеть надвигающиеся социальные недовольства и служат разрядкой общественной напряжённости. Таким путём китайские власти стремятся сгладить противоречия, которые неизбежны в период экономических реформ, и снизить накал социального противостояния между различными слоями китайского социума.

2. Искоренение коррупции в силовых структурах

«Партия контролирует винтовку»

В период руководства Ху Цзиньтао социально-политическое влияние военных на выработку стратегии общественного развития страны стало постепенно ослабевать. Значительно сократилось их участие в распределении различных общественно значимых благ. Вместе с тем, высшее военное руководство Китая лично выиграло от рыночных реформ, получив возможность узаконить владение материальными ценностями путём оформления их на подставных лиц или родственников.

Одновременно в китайской прессе появились разоблачительные статьи о коррупции в рядах НОАК, злоупотреблении служебным положением, нецелевом использовании финансовых средств, о противоправных действиях генералов, тайно владеющих ночными клубами, ресторанами, распродающими военное имущество и земли, берущими взятки при принятии на службу новобранцев. «Коррупция - главный враг, который разрушает армию», - заявил профессор Лю Минфу из Академии национальной обороны [8]. Хотя в Китае активно борются с коррупцией такого рода, но окончательно победить её пока не удаётся.

В начале 2013 г. в связи с подобными негативными фактами главное политуправление НОАК опубликовало постановление из 10 пунктов, предписывающее всем старшим офицерам, начиная с подполковника и выше, пройти сборы продолжительностью не менее 15 суток в обычных частях, дислоцированных в удалённых и бедных регионах. В период прохождения сборов генералы должны служить наряду с младшим командным составом и не иметь каких-либо привилегий, чтобы они вновь испытали все армейские тяготы и лишения. Печатный орган НОАК, газета «Цзефанцзюнь бао», отмечала, что такие меры «помогут очистить воинский дух от лени, недисциплинированности, избавят генералов от бюрократических болячек и привычки жить в роскоши» [5, с. 4]. Борьба с коррупцией и моральным разложением среди высокопоставленных военачальников НОАК осуществляется через комиссию по проверке дисциплины при Центральном военном совете (ЦВС).

По всей видимости, Си Цзиньпин рассматривает вопросы повышения боеспособности, дисциплины и нравственности в рядах военных как ключевую цель при создании современных вооружённых сил. В ноябре 2013 г. на открытии 3-его пленума ЦК КПК 18-го созыва Си Цзиньпин объявил о начале реформирования армии, включая сокращение неоперативных подразделений и их персонала, выделение большего объёма бюджетных средств на новейшие виды вооружений, поэтапное реформирование системы командования разными видами вооружённых сил, приведение их к единоначалию и постепенному упразднению собственных командных структур ВМС и ВВС.

Постоянные напоминания в китайских СМИ, что «партия контролирует винтовку», говорят о том, что отдельные нарушения дисциплины в вооружённых силах не являются проблемой для партийно-правительственных кругов Китая и КПК обеспечивает «абсолютное руководство» вооружёнными силами. В материалах 3-его пленума ЦК КПК 18-го созыва подчёркивалось, что в новой военно-политической обстановке компартия Китая стремится осуществить «...строительство народной армии, которая, подчиняясь приказам КПК, была бы способна побеждать в войнах». Кроме того ставилась цель «...совершенствовать военно-стратегический курс в новой обстановке и создать современную систему вооружённых сил с китайской спецификой» [11].

Усиление антикоррупционной работы в армии

В марте 2014 г. Си Цзиньпин учредил руководящую группу по контролю над проведением армейских реформ. В результате усилилась динамика антикоррупционной работы в армии, активно проводится реформирование всей армейской структуры в целях создания таких вооружённых сил, которые всецело подчинялись бы КПК и обладали высоким боевым мастерством. Иными словами, вооружённые силы страны должны быть не только боеспособными, но и лояльными руководству КНР.

В 2013-2014 гг. НОАК затронула антикоррупционная кампания, в ходе которой нарушители административной и партийной дисциплины были привлечены к судебной ответственности. Среди них были два видных военачальника - трёхзвёздный генерал Сюй Цайхоу, бывший заместитель председателя Центрального военного совета, и

трёхзвёздный генерал Гу Цзюньшань, бывший заместитель начальника Главного тылового управления НОАК. Следует подчеркнуть, что армейская коррупция в Китае имеет свою специфику и сосредотачивается в основном в области инфраструктурного строительства и получения взяток за содействие по продвижению по службе.

Обоим военным было предъявлено обвинение в коррупции, взяточничестве, моральном разложении и злоупотреблении властью. В частности Сюй Цайхоу, который в 2004-2012 гг. занимал пост заместителя председателя ЦВС, а до того был начальником главного политуправления НОАК, вменялось в вину оказание помощи в повышении по службе, получении взяток в крупных размерах и нарушении партийной дисциплины. Как видно, Сюй Цайхоу имел опыт работы в высших руководящих органах, но это обстоятельство не уберегло его от судебных разбирательств.

В период с 15 марта по 30 июня 2014 г. проходила процедура «двойного указания» («шуангуй»), в результате чего Сюй Цайхоу был исключён из партии, материалы его дела переданы в военную прокуратуру. По мнению китайских экспертов, столь бескомпромиссные действия нового китайского руководства «демонстрируют серьёзную решимость в расширении антикоррупционных мер», это способно укрепить «строительство дисциплинарного режима НОАК», а также показывает, что «антикоррупционная работа КПК не имеет запретных зон» [6, с. 22].

Наряду с этим в китайской печати получили широкое распространение цитаты из речи Си Цзиньпина о том, что «любой человек, если он нарушит партийную дисциплину и государственное законодательство, невзирая на его властные полномочия и служебное положение, обязательно будет привлечён к судебной ответственности и понесёт наказание» [6, с. 23].

Судебный процесс над Сюй Цайхоу и Гу Цзюньшанем широко освещался в армейской газете «Цзефанцзюнь бао». В китайской прессе также отмечалось, что решительные действия властей находят поддержку среди военачальников и рядовых военнослужащих. Усиление антикоррупционной работы в армии, ускорение реформирования структуры вооружённых сил должно привести, по мнению китайских военных аналитиков, к «созданию действительно народной армии, которая всегда прислушивается к голосу партии, обладает высоким боевым мастерством и дисциплиной» [6, с. 23]. Пока суд не вынес решение по делу двух бывших генералов, но власти уверены, что показательный процесс послужит хорошим уроком для других высокопоставленных армейских чинов и, как ожидается, снизит коррупционную нагрузку на экономику страны.

Привлечение НОАК к борьбе с коррупцией

Чистка рядов высокопоставленных кадров НОАК связана с тем, что китайские власти отводят вооружённым силам страны роль инструмента в борьбе с коррупцией. В подтверждение этому в Коммюнике 4-го пленума ЦК КПК говорится, что «НОАК будет содействовать верховенству закона и укреплению строгой дисциплины» [3]. Остаётся предположить, что НОАК была выбрана в качестве рычага воздействия и устрашения потому, что является дисциплинирован-

ной, прозрачной и менее коррумпированной из всех властных структур современного Китая.

Привлечение НОАК к участию в борьбе с коррупцией способно не только поднять престиж военных в китайском обществе, но и усилить их влияние на внутреннюю политику страны, чего китайские власти старались избегать в предыдущие десятилетия. Привлекая военных к выполнению не характерных для них функций, китайские власти должны будут проявить достаточную гибкость, изворотливость и умение поддержать социальное равновесие, а также одновременно с этим создать благоприятные условия для продолжения экономических реформ.

Как видно, борьба с коррупцией, объявленная основной внутриполитической задачей после 18-го съезда КПК, приобрела серьёзный масштаб и затронула высокопоставленных партийно-правительственных чиновников. Антикоррупционная кампания коснулась и армии, являющейся важной составляющей властной структуры КНР. Китайские власти полагают, что суд над высокопоставленными военными способен «нормализовать и упорядочить вооружённые силы страны, укрепить совершенствование стиля работы и создать дисциплинарный режим в НОАК» [6, с. 23]. Вместе с тем китайские власти хотели бы видеть в НОАК послушный инструмент в борьбе с коррупцией и продвижением экономических реформ, а потому не потерпят обогащения высокопоставленных военных. Исключительная строгость мер китайских властей свидетельствует о серьёзности антикоррупционной борьбы. Власти Китая идут на жёсткие меры ещё и потому, что находят всестороннюю поддержку своей внутренней политики у населения страны.

Привлечение к судебной ответственности высокопоставленных военных и партийных кадров стало большой неожиданностью для многих китайцев и ещё раз напомнило им об отсутствии «запретных зон» для судебного разбирательства. Большинство китайского населения одобрительно отнеслось к решимости лидеров КПК искоренить коррупцию в партийных и государственных структурах. Руководство НОАК и рядовые военнослужащие также поддерживают антикоррупционные действия китайского руководства и приветствуют принятие строгих мер воздействия в отношении провинившихся чиновников и политиков. Результатом этого может стать укрепление политико-идеологических связей в правящих кругах Китая, консолидация элиты вокруг пятого поколения китайских руководителей и, как следствие, углубление проведения экономических реформ.

Литература

1. В Пекине завершилась 22-я неофициальная встреча лидеров АТЭС. Available at: http://russian.people.com.cn/n/2014/1112/c31521-8807796.html (accessed 16 December 2014).

2. Коммюнике 4-го Пленума ЦК КПК 18-го созыва. Available at: http://russian.people.com.cn/n/2014/1024/c31521-879963.html (accessed 16 December 2014).

3. Основные тезисы коммюнике 4-го пленума ЦК КПК. Available at: http://russian.people.com.cn/n/2014/1024/c31521-8799659.html

(accessed 16 December 2014).

4. Смирнова Л. Борьба с коррупцией и политическая реформа в КНР: международный опыт и китайская модель // Международная жизнь. Август 2014. С. 63-77.

5. Соловьёв Е. Генерал необученный. Военачальникам КНР на практике напомнят о тяготах и лишениях воинской службы // Российская газета. 2013. 25 апреля. С. 4).

6. Чун Яту. Антикоррупционная кампания в НОАК // Китай. Пекин. 2014. № 8. С. 22-23.

7. Brown Kerry. China the Next Great Leap. The New Generation taking Power faces Complex and Urgent Challenges // The World Today. London. Vol. 68. No. 3. April/May 2012. P. 16-18.

8. Kenji Minemyra. Corruption among Top Military Officials Kept under Wraps in China. Available at: http://www.ajw.asahi.com/article/ special/pla/AJ201302070003a (accessed July 25, 2013)

9. Pei Minxin. Fallen Tiger, Shaken Dragon. Available at: https://www. project-syndicate.org/commentary/minxin-pei-previews-the-political-fallout-from-chuna-s-imminent-arrest-of-former-top-official-zhou-yongkang (accessed April 25, 2014).

10. Жэньминь жибао. 2012. 19 ноября. С. 2.

11. Чжунгун чжунян гуаньюй цюаньмянь шэнхуа гайгэ жогань чжунда вэньти-ды цзюэдин [Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ]. Available at: http://cpcpeople.com.cn/ n/2013/1116/c64094-23 561785.html (accessed September 29, 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.