Научная статья на тему 'Антикоррупционная позиция курсанта образовательной организации федеральной службы исполнения наказаний как педагогическая категория'

Антикоррупционная позиция курсанта образовательной организации федеральной службы исполнения наказаний как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КУРСАНТ / МОЛОДЕЖЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охапкин Сергей Владимирович

В процессе приобщения курсантов образовательных организаций ФСИН России к службе в уголовно-исполнительной системе происходят существенные изменения характера и форм их отношения к коррупции. При всем многообразии значений слова «антикоррупционный» в конструкте «антикоррупционная позиция» ему отводится роль нормативной среды, для успешного существования в которой молодому сотруднику ФСИН России, не обладающему достаточным профессиональным и жизненным опытом, необходимо быть подготовленным в должной мере. В статье рассмотрены особенности учебной и служебной деятельности курсантов ФСИН России, проведен анализ зон социального риска в ходе их интеграции в профессиональную реальность, дана содержательная характеристика терминологического конструкта «антикоррупционная позиция» и представлено теоретическое обоснование ее дефиниции. Основываясь на позициях экзистенциального подхода, автор представляет исследуемую категорию в виде совокупности ценностно-смыслового, социально-интеллектуального, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Изучение мотивов поведения курсантов в условиях коррупционной ситуации, способности понять, оценить и предвидеть последствия своих действий позволяет исследователю предположить наличие критериев оценки уровня сформированности антикоррупционной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Охапкин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная позиция курсанта образовательной организации федеральной службы исполнения наказаний как педагогическая категория»

УДК 37.01

DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47)111-118

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

С. В. Охапкин

Для цитирования

Охапкин, С. В. Антикоррупционная позиция курсанта образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний как педагогическая категория / С. В. Охапкин // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 2(47). - С. 111-118. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47)111-118.

>(?){<)(0)\ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В процессе приобщения курсантов образовательных организаций ФСИН России к службе в уголовно-исполнительной системе происходят существенные изменения характера и форм их отношения к коррупции. При всем многообразии значений слова «антикоррупционный» в конструкте «антикоррупционная позиция» ему отводится роль нормативной среды, для успешного существования в которой молодому сотруднику ФСИН России, не обладающему достаточным профессиональным и жизненным опытом, необходимо быть подготовленным в должной мере. В статье рассмотрены особенности учебной и служебной деятельности курсантов ФСИН России, проведен анализ зон социального риска в ходе их интеграции в профессиональную реаль-

© Охапкин С. В., 2019

ность, дана содержательная характеристика терминологического конструкта «антикоррупционная позиция» и представлено теоретическое обоснование ее дефиниции. Основываясь на позициях экзистенциального подхода, автор представляет исследуемую категорию в виде совокупности ценностно-смыслового, социально-интеллектуального, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Изучение мотивов поведения курсантов в условиях коррупционной ситуации, способности понять, оценить и предвидеть последствия своих действий позволяет исследователю предположить наличие критериев оценки уровня сформированности антикоррупционной позиции.

Ключевые слова: возрастные особенности, курсант, молодежь, уголовно-исполнительная система, коррупционные риски, антикоррупционная позиция

личности, ценностно-смысловой компонент, социально-интеллектуальный компонент, эмоционально-оценочный компонент, поведенческий компонент, система воспитания.

Профессиональное обучение сотрудников ФСИН России осуществляется в семи образовательных организациях высшего образования, реализующих широкий спектр образовательных программ в области юриспруденции, психологии, государственного управления, экономики, информационной безопасности, информационных и телекоммуникационных систем, кинологии и др., в их числе: Академия ФСИН России, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Воронежский институт ФСИН России, Самарский юридический институт ФСИН России. Дублируя гражданские специальности и направления подготовки, ведомственные вузы уголовно-исполнительной системы в полной мере обеспечивают наличие условий реализации образовательных программ, следуя единым требованиям государственных образовательных стандартов. Зачисление молодого человека в высшее образовательное заведение в должности курсанта является началом его профессиональной служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Обучающиеся вузов ФСИН России, являясь частью студенческой молодежи со всеми присущими ей признаками, характеризуются определенными особенностями, обусловленными спецификой служебной деятельности. Подобные признаки выделяют их в общей структуре студентов. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подавляющее большинство вузов нашей страны подчиняется Мини-

стерству науки и высшего образования Российской Федерации, а вузы ФСИН России находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний, которая милитаризирует характер учебных заведений. Упорядоченность жизненного уклада курсантов определяется рядом нормативных документов, в частности Федеральным законом «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"», Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, приказами и инструкциями, регламентирующими обеспечение боевой готовности и служебно-боевой подготовки, внутреннего порядка и распорядка дня, организации службы в суточном наряде и др. В отличие от студентов гражданских вузов, распорядок дня курсантов и их внешний вид строго нормирован; их учеба сопряжена с выполнением служебных обязанностей, среди которых несение службы в суточном наряде и карауле, участие в торжественных строевых мероприятиях, выезды в служебные командировки, охрана общественного порядка, уборка закрепленной территории и др. В учебное время, а также при выполнении служебных задач обучающиеся в ведомственном вузе ФСИН России должны носить обмундирование установленного образца, их внешний вид должен быть опрятным. Поведение курсантов опосредуется более сложной системой зависимостей, поскольку они подчиняются целому ряду руководителей (начальнику учебного заведения и его

заместителям, начальнику факультета и его заместителю, начальнику курса и его заместителю, командиру взвода, учебной группы и отделения), выполняя их требования и докладывая о своем местонахождении. Личное время обучающихся в значительной степени контролируется их наставниками, стремящимися исключить аморальное поведение курсантов (употребление спиртных напитков и наркотических веществ, нарушение общественного порядка, посещение ночных клубов и т. п.).

Строгая регламентированность и упорядоченность жизненного уклада курсантов ведомственных вузов ФСИН России обусловливает появление как позитивных, так и негативных тенденций в личностном развитии данной категории молодых людей. К позитивным тенденциям следует отнести формирование общественно значимых личностных качеств: ответственности, исполнительности, целеустремленности, настойчивости, выносливости, стойкости, трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, вежливости и др. Негативная тенденция проявляется в стремлении соответствовать выдвигаемым требованиям и ожиданиям преимущественно на внешнем, формальном уровне. В таких обстоятельствах снижение внешнего контроля и послабление требовательности нередко провоцируют появление некоторых отрицательных личностных свойств: хитрость, изворотливость, ханжество, приспособленчество, лживость; в качестве наиболее приемлемой (выгодной) модели поведения рассматривается формула «казаться, а не быть».

Мы разделяем мнение Р. Ф. Ильясова, в соответствии с которым склонность к приспособленчеству курсантов объясняется тем, что молодые люди,

оказавшись в дисциплинарном пространстве с установленными ограничениями, лишаются статуса уникальности и должны быть соответствующим образом упорядочены и нормализованы, а это чревато для современного человека утратой смысла и аномией. По мнению ученого, жесткая упорядоченность жизни нередко воспринимается молодыми сотрудниками как нечто «наносное, неадекватное реальным проявлениям жизнедеятельности», при этом возникает стремление реализовать свои потребности путем минимизации собственных затрат [5, с. 6]. При таких обстоятельствах актуализируется поиск форм и канонов ценностной идентификации молодых людей, соотносимых с жизненными ситуациями.

Наличие двух тенденций - позитивной и негативной - в личностном развитии курсантов ведомственных вузов ФСИН России ориентирует на максимальное использование позитивного потенциала их возрастных особенностей. Обращение к совокупности признаков и ценностей, объединяющих представителей определенной возрастной группы, актуально в аспекте понимания возможностей человека как субъекта общественных отношений. Знание возрастных особенностей выступает в качестве ориентира при определении системы требований, которые общество может предъявлять к индивиду на определенном этапе его жизненного пути.

Хотя нормативно определено, что поступление на очную форму обучения ведомственных вузов возможно молодым людям до 25 лет [17], возраст обучающихся в образовательных организациях ФСИН России находится преимущественно в пределах границ от

17 до 22 лет. Мы разделяем точку зрения И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. В. Павловского и др., относящих представителей данной возрастной группы к молодежи [6, с. 85; 8, с. 48; 10, с. 110-115]. Понятие «молодежь» имеет правовое определение, закрепленное в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: «...социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет..». Данная дефиниция представляется значимой, так как выделяет социальный и аксиологический (ценностный) аспекты, в рамках которых следует рассматривать психологические особенности представителей молодежи.

Так, исследователь В. Т. Лисовский отмечает, что специфическое положение молодежи связывается главным образом с процессом становления молодых людей в качестве субъектов общественной жизни [13, с. 45-48]. С точки зрения В. В. Павловского, к социально-психологическим особенностям молодежи следует отнести формирование чувства взрослости и связанной с ним самооценки; осознанием собственных способностей, потребностей и притязаний; осуществлением попытки построения определенных жизненных планов; стремлением к самостоятельности в поведенческом, эмоциональном, моральном аспектах [10, с. 54]. Актуальными представляются взгляды И. С. Кона, который отмечает, что в данном возрасте перед человеком стоит задача социального и личностного самоопределения. Стремление найти свое место в жизни становится базо-

вой потребностью. Отношение к окружающему миру приобретает личностную окраску. Явления действительности интересуют молодых людей не сами по себе, а в связи с их отношением к ним. Они испытывают потребность в оценивании себя и других в плоскости моральных суждений. Данный возраст особенно важен для формирования мировоззрения, одной из особенностей которого становится поиск смысла жизни [7, с. 45-47].

Перечисленные возрастные особенности, характеризующие социальный и мировоззренческий аспекты личностного развития в молодежный период, дают основание видеть в них потенциал для формирования внутренних условий - личностных потребностей курсантов уголовно-исполнительной системы к антикоррупционным проявлениям.

Рассмотрим возможности внешних условий формирования социальных и ценностных ориентиров, которыми обладает высшее учебное заведение ФСИН России. Основной задачей пенитенциарных вузов является подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы, в компетенцию которых входит обеспечение законности и правопорядка при исполнении уголовных наказаний в отношении осужденных, осуществление полномочий по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, а также иные правоприменительные функции. Выпускники вузов ФСИН России проходят службу в должностях начальника отряда, начальника караула, психолога, мастера производственного обучения, специалиста по социальной работе, оперуполномоченного и др. Профессиональ-

наядеятельностьсотрудниковуголовно-исполнительной системы связана с объективным существованием в этой сфере коррупциогенных рисков, под которыми понимаются условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности федеральной государственной службы и должности в государственных корпорациях (государственной компании), с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий [11, с. 34].

Коррупционные риски возникают на фоне некоторых коррупционно опасных функций сотрудников уголовно-исполнительной системы, среди которых выделяются определение исправительного учреждения, в которое будет направлен осужденный к лишению свободы для отбывания наказания, участие в вопросах предоставления условно-досрочного освобождения и перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое; обеспечение выполнения осужденными требований режима, осуществление государственного надзора и контроля; проведение государственной экспертизы и выдача заключений; возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования; возбуждение уголовных дел, проведение уголовного расследования, оперативно-розыскных мероприятий и др.

В период обучения непосредственное столкновение курсантов вузов ФСИН России с коррупционными рисками происходит во время учебной практики в территориальных органах ФСИН России, преимущественно в исправительных учреждениях. Например, имеют место ситуации, когда осужден-

ные к лишению свободы, ориентируясь на отсутствие достаточного профессионального опыта у начинающих сотрудников, пытаются склонить курсантов к послаблению режимных требований, используя разнообразные психологических игры (ложь, блеф, уловки) и психологические воздействия - манипуляции (мнимые возражения и обвинения, использование повышенной эмоциональной чувствительности или чувства вины, противодействие в виде демонстрации, саботажа и пр.) [4, с. 274-275].

Рассмотрение феномена «антикоррупционная позиция» в контексте реальной личности курсанта образовательной организации ФСИН России позволяет нам ввести рабочее определение исследуемого понятия. К исходным положениям и дефинициям, теоретическое развертывание которых позволяет его вывести, относим следующее:

- базовые принципы современной антикоррупционной политики РФ, ориентирующие на развитие правовой культуры молодежи, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению (Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и др.);

- концептуальные положения молодежной политики Российского государства, направленные на воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, ответственностью и способностью принимать самостоятельные решения, на-

целенные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи (Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года);

- экзистенциальный подход в педагогике, определяющий в качестве идеальных целей воспитания формирование человека с личностной позицией, базирующейся на сознательном просоциальном выборе; обеспечение на этой основе каждому воспитаннику достойной жизни в обществе [3, 11, 12];

- научный подход к характеристике категории «позиция личности», раскрывающий ее как сложную систему отношений личности к обществу и отдельному человеку, к труду, к людям, к себе; установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность [1, с. 242].

На основании вышеизложенного определяем антикоррупционную позицию личности как интегративное динамическое личностное образование, в основе которого лежит система активно-избирательных, преобразовательных отношений к окружающей действительности, базирующихся на принятии антикоррупционных ценностей. Специфика данного терминологического конструкта применительно к курсантам вузов ФСИН России обусловливается определенным периодом жизни молодых людей, связанным с получением профессионального образования в ведомственном вузе, приобретением ими социального опыта, формирующего способность к ориентации и самоопределению в социальном пространстве с присущими коррупционными рисками.

Из предложенного определения следует, что антикоррупцион-

ная позиция личности курсанта вуза ФСИН России может быть представлена как модель, имеющая структуру, включающую в себя следующие компоненты: ценностно-смысловой (обретение смысла антикоррупционного поведения, принятие антикоррупционных ценностей), социально-интеллектуальный (понимание значений поступков и ответственности за их последствия в обстоятельствах коррупционных рисков), эмоционально-оценочный (эмоциональное реагирование на коррупционные события и явления, их оценка), поведенческий (стратегия антикоррупционного поведения, правовые поступки).

В антикоррупционной позиции личности определяющая роль принадлежит ценностно-смысловой системе индивида. В ходе постижения смысла антикоррупционного поведения у начинающего сотрудника ФСИН России формируются мотивы его поступков, опосредованные принятием антикоррупционных ценностей. Антикоррупционные ценности рассматриваются нами как разновидности моральных ценностей права, к числу которых отнесены легальность, равенство, достоинство [9, с. 37].

Наличие социально-интеллектуального компонента в антикоррупционной позиции отражает необходимость предвидеть последствия поступков при выборе того или иного варианта поведения. Данная категория, являясь результатом процесса познания курсантом вуза ФСИН России окружающей коррупционно значимой действительности, включает в себя определенную сумму знаний. Сфера основных понятий, которые должны составлять социально-интеллектуальный потенциал курсанта, включает в себя катего-

рии «должное», «необходимое», «справедливое». Перечисленные категории предполагают знание определенных обязанностей и прав сотрудника уголовно-исполнительной системы; они ориентированы на проектирование профессиональной карьеры не только для получения материальных благ, но и для обеспечения человеческого достоинства.

Недостаточность антикоррупционных знаний выступает одной из причин деформированности социального интеллекта, выраженной в наличии таких дефектов, как невежество и инфантилизм. Антикоррупционное невежество проявляется в отсутствии элементарных знаний и представлений, необходимых для успешной ориентации и самоопределения в обстоятельствах коррупционных рисков; инфантилизм -в наивном представлении о возможности уклониться от юридической ответственности в ситуации нарушения антикоррупционного законодательства.

Эмоционально-оценочный компонент отражает степень одобрения или, наоборот, порицания коррупционно значимых явлений, отношение к которым приобретает чувственное значение. Происходит оценивание, в ходе которого осуществляется признание значимости, сравнение, выбор варианта, соответствующего интересам, потребностям, ценностям молодого человека. Для курсантов вузов ФСИН России в качестве объектов оценочных отношений к антикоррупционным явлениям могут выступать принципы и содержание антикоррупционных норм, способы и возможности решения жизненных проблем в обстоятельствах коррупционных рисков, совершенное антикоррупционное правонарушение и его последствия, правоприменитель-

ная практика, собственное поведение и поведение других людей в условиях коррупционных рисков, в том числе сотрудников ФСИН России и др. Субъективные оценки формируют соответствие положений антикоррупционных норм убеждениям.

Поведенческий компонент отражает направленность и содержание антикоррупционного поведения. Направленность антикоррупционного поведения может быть представлена следующими видами: ситуативная («следую антикоррупционным нормам из страха перед наказанием»), адаптивная («мне выгодно приспособиться к ожиданиям окружающих, в том числе руководства и коллег»), автономная («это необходимо, поскольку принесет равное благо мне и другим людям») [11, с. 42].

Особая роль в поведении принадлежит конкретным поступкам,поскольку «только поступок в состоянии вынести факт сознания в бытие, тем самым восстановив целостность человека» [2, с. 33]. Поступок может быть реализован не только в действиях, но и в словах и мыслях [2, с. 33].

Таким образом, изучение совокупности обозначенных компонентов антикоррупционной позиции позволяет выяснить, в какой степени курсанты способны ориентироваться в обстоятельствах, связанных с коррупционными рисками, и на какой вариант поведения, правомерный или противоправный, они сориентированы. Вместе с тем выделение уровня сформированности антикоррупционной позиции в определенной степени условно, поскольку у курсанта имеется постоянная возможность перейти с одного на другой, более высокий уровень антикоррупционного поведения. Успешность такого перехода определяется отношением к анти-

коррупционной позиции курсанта вуза ФСИН России как к педагогической категории. Такой подход позволяет целенаправленно и системно использовать воспитательный потенциал образовательного учреждения для сопровождения обучающихся в процессе усвоения ими антикоррупционных знаний, приобретения способности адекватно оценивать коррупционно значимые явления и события, овладения способами поведения в условиях коррупционных рисков в соответствии с личностной ценностно-смысловой шкалой, базирующейся на принятии антикоррупционных ценностей.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. М. : Педагогика, 1980. 242 с.

2. Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев : Next, 1994. 383 с.

3. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие. Калининград, 2000. 571 с.

4. Дубрин Э. Д. Успешный руководитель. М., 2003. 347 с.

5. Ильясов Р. Ф. Динамика ценностей долженствования современной молодежи : автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Ижевск, 2011. 20 с.

6. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1987. 366 с.

7. Кон И. С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности) : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1979. 175 с.

8. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М. : Мысль, 1990. 216 с.

9. Матвеев П. Е. Моральные ценности : автореф. дис. ... д-ра филолог. наук. М., 2007. 43 с.

10. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи : монография. М. : Академический проект, 2001. 304 с.

11. Панова О. Б. Ситуации правового выбора в аспекте антикоррупционного воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе : учеб. пособие. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. 112 с.

12. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС, 2008. 262 с.

13. Социология молодежи : учебник / под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. 362 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.