Научная статья на тему 'Антикатолицизм в России как негативно маркированная идеологема: исторический и политический феномен'

Антикатолицизм в России как негативно маркированная идеологема: исторический и политический феномен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
747
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИНДОКТРИНАЦИЯ / АНТИКАТОЛИЦИЗМ / ИДЕОЛОГЕМА / ROMAN CATHOLIC CHURCH / RELIGIOUS INDOCTRINATION / ANTI-CATHOLICISM / IDEOLOGEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лиценбергер Ольга Андреевна

В статье рассматриваются причины формирования в российском общественном сознании негативного отношения к католикам. Отмечается, что значительную роль в формировании негативно окрашенных идеологем играло государство, т.к. великодержавный российский менталитет строился на противопоставлении всему западному, в т.ч. и религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes of formation in the Russian public consciousness of the negative attitude towards Catholics are considered in the article. It is marked that the government had an expanded role in formation of negatively stained ideologems in Catholics’ image because the Russian great-power mentality was based on the opposition to all Western attributes, including religion.

Текст научной работы на тему «Антикатолицизм в России как негативно маркированная идеологема: исторический и политический феномен»

Идеи и смыслы

Ольга ЛИЦЕНБЕРГЕР

АНТИКАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ КАК НЕГАТИВНО МАРКИРОВАННАЯ ИДЕОЛОГЕМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье рассматриваются причины формирования в российском общественном сознании негативного отношения к католикам. Отмечается, что значительную роль в формировании негативно окрашенных идеологем играло государство, т.к. великодержавный российский менталитет строился на противопоставлении всему западному, в т.ч. и религии.

Causes of formation in the Russian public consciousness of the negative attitude towards Catholics are considered in the article.

It is marked that the government had an expanded role in formation of negatively stained ideologems in Catholics’ image because the Russian great-power mentality was based on the opposition to all Western attributes, including religion.

Ключевые слова:

Римско-католическая церковь, религиозная индоктринация, антикатолицизм, идеологема, западнохристианские конфессии, инославие; Roman Catholic Church, religious indoctrination, anti-Catholicism, ideologem, western Christian confessions, heterodoxy.

Процесс индоктринации, как правило, сопровождается со -зданием у широкой общественности соответствующих убеждений и мифов, формированием в массовом сознании стереотипного, чаще всего негативного восприятия тех или иных явлений и процессов. Религиозная индоктринация имеет своей целью создание установок, на базе которых формируется отрица -тельное отношение к представителям другой религиозной группы или конфессии.

На протяжении многих веков католицизм рассматривался офи -циальной идеологией и русским обществом как религия иноземцев и врагов России. Многие русские монархи отождествляли католи -цизм с опасной чужестранной идеологией, способной противосто -ять патриархальной теократической самодержавной власти, тогда как, например, лютеранская церковь никогда не стремилась выйти из -под влияния государства и полностью зависела от российского императора. Выработавшийся стереотип по отношению к католи -кам как миссионерам, стремившимся к совращению в католиче -ство подданных Российской империи, мешал увидеть прозелитов в числе лютеран, которые использовали ненависть России к католи -кам в своих целях и не менее активно вели миссионерскую деятель ность. Значительную роль в отрицательном отношении к католикам играло то, что общественное сознание и великодержавный россий ский менталитет на протяжении многих веков строились на проти вопоставлении всему западному, в т.ч. и религии. Антикатолицизм, исторически носивший не столько религиозный, сколько полити ческий характер, стал в России синонимом патриотизма, нацио нального самосознания, верности государственной системе.

Отношения Римского престола и Московского патриархата Русской православной церкви и сегодня продолжают оставаться непростыми. Несмотря на приглашение в 1989 г. М.С. Горбачева, а в 1998 г. Б.Н. Ельцина, последние римские папы так и не смогли посетить Россию из за отсутствия приглашения из Московского патриархата. Основным препятствием для налаживания двухсто роннего диалога Русская православная церковь считает прозели тизм на своей канонической территории. Когда 11 февраля 2002 г.

ЛИЦЕНБЕРГЕР

Ольга

Андреевна —

д.и.н., профессор;

заведующий

кафедрой истории

российской

государственности

и права (Саратов)

РАНХиГС

о^аШгепЬе^ег®

mail.ru

папа римский Иоанн Павел II без согла -сования с Русской православной церко -вью объявил о создании в России четырех римско - католических епархий, иерархи РПЦ выступили с протестом, заявив, что это вносит противостояние в отношения между церквями. Римско - католическая церковь настаивает на том, что на тех тер риториях, где она возрождается, историче ски существовали католические общины, однако по сей день Московский патриар -хат официально не признал существова -ние в России католических структур.

Оставив в стороне теологические споры и религиозные разногласия, рассмотрим истоки современной доктрины антикато -лицизма, сформированной в обыденном сознании. Антикатолическая нетерпи -мость не может быть объяснена общим неприятием иноверцев. Русское общество достаточно терпимо относилось, напри мер, к мусульманам1 и пр.; развитию и распространению лютеранства всяче ски покровительствовало правительство. Такое двойственное отношение русского государства и общества к западным хри -стианским конфессиям, на первый взгляд, кажется странным и труднообъяснимым историческим феноменом. Ведь обе кон -фессии — католицизм и лютеранство, — несмотря на различия в основных поло жениях веры и религиозной догматике, являлись составными частями единой христианской религии.

Действительно ли лютеранство было более терпимым в истории России, чем католицизм, или это всего лишь идео -логема, которая активно распространя лась самими католиками? Известный историк церкви Д.В. Цветаев писал: «Условия преобладания у нас протестан -тов над католиками надо искать в общих политико экономических и религиозных интересах»2.

Несмотря на то что католики появились на Руси на 500 лет раньше, чем лютеране, первая лютеранская церковь была постро ена в Москве еще в 1575 г., а первая католи -ческая — около 1692 г.: «латинянам» вслед -ствие особенностей внешней и внутрен

1 См., напр.: Семенов В.В. Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама : дис. ... к.полит.н. — Саратов, 2006.

2 Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890, с. 36.

ней политики государства долгое время не дозволялось строить на Руси католические храмы. В 1691 г. в России насчитывалось всего 40 католиков, а протестантов к началу

XVIII в. только в Москве проживало около 20 тыс., а во всей России — около 30 тыс.3 Число лютеран в Немецкой слободе год от года увеличивалось, т.к. правительство охотнее призывало из за границы проте стантов, а не тех, «кои папежской веры». Неприязнь к Римской церкви, соединен ная с незнанием ее основных догматов и вызванная внешнеполитическими усло -виями, в XVI—XVII вв. достигла крайней степени: «латинянам» открыто предпочи -тали «лютеров»4.

Причины отрицательного отношения многих российских царей, органов госу дарственной власти и общества к католи -ческой церкви и лояльного (по сравнению с отношением к католикам) — к лютеранам имели глубокие исторические корни.

Прежде всего, необходимо отметить значительное влияние византийской цер ковной иерархии, враждовавшей с латин ством и формировавшей предубежденное отношение к нему у Русской православ -ной церкви, которая до 1589 г. была одной из епархий византийского патриархата. Несомненно, оппозиция латинству перво -начально возникла на конфессиональном уровне, т.к. еще в Древней Руси христиане латинского обряда активно стремились к евангелизации политеистических славян -ских народов, однако постоянно наталки вались на противодействие византийской церкви. Вследствие окончательного разде -ления западной и восточной христианской церквей в 1054 г. существовавшая ранее относительная свобода латинской веры в пределах Русского государства заменилась ее полным неприятием.

Вследствие того, что папство на про тяжении веков являлось сторонником и союзником немецких и шведских рыца рей, неоднократно вторгавшихся в рус -ские земли, у русских князей сложились напряженные отношения с Римом. Борьба с немецкими рыцарями стала расцени -ваться русским народом как борьба право

3 Винтер Э. Папство и царизм / пер. с нем. — М., 1964, с. 146; Барсов Н.И. Протестантизм в России // Христианство. Энциклопедический словарь. В

3 т. - М., 1995, т. 2, с. 406.

4 Лиценбергер О.А. Полезные иноверцы или опасные чужаки? Восприятие западных христиан русским обществом и православной церковью в Х-Х1Х вв. // Tartaria Magna, 2012, № 1, с. 86-105.

славия с Римской церковью после разгра -бления крестоносцами Константинополя в 1204 г. и после Ледового побоища 1242 г., когда Александр Невский разгромил кре -стоносцев на Чудском озере.

Значительную роль в отрицательном отношении к Риму сыграло подписание в 1596 г. между папой и православными иерархами Речи Посполитой Брестской церковной унии. Уния объединила право славную и католическую церкви на тер ритории современных Западной Украины и Западной Белоруссии, вследствие чего православные иерархи почти всех епархий Киевской митрополии признали своим главой римского папу, а также, сохраняя прежнюю обрядность и богослужение на славянском языке, объявили о принятии основных католических догматов.

События Смутного времени надолго закрыли въезд в Россию католикам. Святой престол, вынашивая планы рас пространения католичества в русских землях, поддержал польско литовскую интервенцию в Московское государ ство начала XVII в. Некоторые русские историки в качестве основной причины Смуты прямо называли постоянное стремление папства к подчинению себе Русской православной церкви. По словам историка С.М. Соловьева, Лжедмитрий I «желал соединения церквей. желал вну -шить русским людям, что дело это не так трудно, как они думали, что нет большой разницы. что в латинянах нет порока, что вера латинская и греческая одна»1. После Смутного времени более чем на полстоле тия были прерваны все отношения России с Папским престолом.

В.О. Ключевский писал, что недоверие к католическому Западу, унаследованное от греков, в результате Брест -Литовской унии, отторгнувшей под власть папы часть православных славян, и Смуты латинству ющих самозванцев превратилось в лати -нобоязнь2.

В католицизме многие русские цари видели опасную силу, подрывавшую устои и интересы светской власти. Российское самодержавие расценивало католицизм как реальную опасность для государствен ного строя, начиная с правления Ивана

1 Соловьев С.М. Собрание сочинений. В 29 т. — М., 1960, т. 7, с. 433.

2 Ключевский В.О. Западное влияние и церковный раскол в России XVII в. // Очерки и речи. —

М., 1913, с. 438-467.

Грозного. Лейтмотивом отношения государственной власти к католичеству стали слова Ивана Грозного, который писал князю Андрею Курбскому, бежавшему в католическую Литву: «Там ведь у них [в католических странах] цари своими цар -ствами не владеют, а как им укажут под данные, так и управляют. Русские же само -держцы изначально сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи!»3

На Римско - католической церкви отра -жалось и формировавшееся десятиле -тиями враждебное отношение России к Польше, проявившееся в период Смуты начала XVII в. и в период, когда Польша входила в состав Российской империи. В XIX в. антикатолическая политика особенно остро проводилась после вос -станий 1830—1831 гг., 1863—1864 гг. в Польше. После подавления восстаний были ликвидированы католические мона стыри, закрыты католические приходские школы, аннулированы браки православ ных с польскими католиками, заключен ные по католическому обряду.

Политика государства в отношении Римско католической церкви России в

XIX в. была направлена на ее германиза -цию и устранение поляков из руководя щих органов. Российское государство и общество опасалось влияния иезуитов и других католических орденов на прави тельственную идеологию и высшие слои русского общества. Первый иезуит — А. Поссевино — прибыл в Россию в 1582 г. не только с дипломатической миссией посредника в Ливонской войне, но и для того, чтобы обратиться к русскому царю с особым докладом. Грозный провел с Поссевино три длительные беседы, в ходе которых иезуит предложил в обмен на особое покровительство папы основать на Руси католические церкви, открыть духовные семинарии, коллегии и заклю -чить унию с Римом. Однако открыть офи -циальный доступ в Русское государство другим иезуитам Поссевино не удалось.

Члены ордена иезуитов находились в свите Лжедмитрия I и открыто пропове -довали свое учение. В 1682 г. католики -иезуиты Иржи Давид и Товий Тихановский появились в Москве с личного позволения царевны Софьи. Они создали в Москве отделение ордена, но были высланы из

3 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - Л., 1979, с. 123.

России в 1689 г. после свержения Софьи по требованию патриарха Русской право славной церкви Иоакима. При Петре I иезуиты вновь начали в России миссио нерскую деятельность, и в 1705 г. даже основали коллегию, но во второй раз были изгнаны из страны 25 апреля 1719 г. в связи с процессом по делу царевича Алексея и напряженностью в русско австрийских отношениях.

В 1773 г. под давлением европейских монархов, опасавшихся растущего влия ния иезуитов, папа Климент XIV объявил о прекращении деятельности ордена. Екатерина II в письме к папе опровергла обвинения, предъявленные иезуитам в папской булле, и запретила роспуск ордена на территории России, планируя таким образом использовать иезуитов в своих политических интересах, для утвержде ния своей власти в западных областях. В 1773-1814 гг. Россия являлась единствен -ной страной мира, где иезуиты существо вали легально.

В правление Павла I иезуиты получили еще больше привилегий. 7 марта 1801 г. папа Пий VII официально признал суще -ствование ордена в России.

Влияние иезуитов на российское обще ство до сих пор не получило объективной оценки. Этот вопрос нуждается в специ -альном исследовании. Однако не следует, как это делали дореволюционные авторы, обвинять иезуитов в том, что именно из за них «Римская церковь в нашем отечестве ... [отличается] характером враждебно -политическим и опасным для государст венной целостности и единства Империи», а по специальному сигналу они бы «с необъяснимым нахальством устремились на истребление православия»1.

Официальная идеология, тесно связан

1 Морошкин М., свящ. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. - СПб., 1867-1870, т. IV, с. 473.

ная с богословскими вопросами и стояв -шая на страже интересов государственной религии, использовала православие в своих целях, особенно по отношению к западнохристианским конфессиям. В связи с этим распространение католи -цизма на территории страны было затруд нено. Упрочение позиций византийского христианства среди славян ухудшило связи между Римом и Русью и способствовало возникновению вражды между правосла вием и латинством. В период разделения церквей и открытого противостояния Востока и Запада православная церковь под влиянием византийских священно служителей вынуждена была вместе с религиозными обрядами и таинствами усвоить и негативное отношение к рим ской церкви - от умеренного запрета общения с «еретиками» до крайнего рели гиозного фанатизма.

Православная церковь под влиянием го сударственной власти формировала отри цательное восприятие населением запад ных христианских конфессий. Российские монархи существенно влияли на политику церкви, вмешиваясь в ее внутренние дела, диктуя свои условия, в т.ч. и по отноше -нию к инославию2.

Именно православие играло роль систе мообразующей квазисоциальной доктрины для государства и русского обще ства, поэтому для менталитета большин ства российского населения было харак терно восприятие негативно окрашенных политических идеологем по отношению к католикам, традиционалистское, охра нительное отношение к православию и недопущение включения католицизма в российскую общенациональную культуру

2 Воронкова М.Л. История взаимодействия государства и религиозных объединений в России // Ленинградский юридический журнал, 2012, № 3, с. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.