Научная статья на тему 'Антихаосная сущность науки'

Антихаосная сущность науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ НАУКИ / КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агальцев А.М., Рачапов А.Ф.

Сущность науки объясняется антихаосной спецификой человеческой деятельности; характеризуются многомерные признаки науки как фактора культуры; утверждается первичность антихаосной сущности науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антихаосная сущность науки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

человеческому мышлению, ... то есть познаваемое предшествует познающему, что одной из предпосылок всякого мышления является реальный мир, связывающий все с законом необходимости» [2, с. 76]. Он видит причину в том, что столкнувшись с многообразием «прогрессивных» идеологий и убедившись в полной невозможности ориентироваться на одну из них, революционное народничество было вынуждено опираться на меняющиеся комбинации этих идей, рассматривать массовые социально-политические идеалы как предмет конъюнктурного идеологического осмысления [1].

«Учение Берви-Флеровского появилось позже концепций западных социалистов, которые явились его идейными источниками. Его взгляды формировались в тот период, когда еще не было уничтожено крепостничество и только начинались капиталистические преобразования в экономической и политической сферах» [4, с. 100]. Буржуазный либерализм как специфический моральный идеал в России не изучался потому, что его развитие на элитарном и массовом уровне расценивалось, как реализация мирового зла, как негатив, который неприлично брать как объект изучения. Парадоксально то, что именно буржуазный либерализм явился наиболее динамичным социально-политическим процессом, определившим динамику идеологии, мировоззрение социально-политического радикализма. Его влияние заключается в его массовости, в том, что он упорно прорастает из народной среды, несмотря на противостояние, и большевистской идеологии, и православной церковь с верой, что «мир лежит во зле». Распространение буржуазного либерализма неизбежно изменяет социальное лицо России, порождая в толще архаики сложные противоречия, формируя для общества широкий спектр возможностей от катастрофы до процветания. Все это порождает более сложные проблемы, как для простонародного мышления, так и для элитарного, вынуждая людей искать ответ на эти вопросы [1].

Влияние либеральной морали на общество многообразно, но наиболее ярко оно проявляется в росте потребностей, в росте требований к условиям труда и быта, к окружающей среде, таким образом, возрастает разрыв между массовыми экспектациями и возможностями их удовлетворения, что неизбежно усиливает социальные противоречия.

Список использованной литературы:

1. Берви-Флеровский В.В. Философия эпохи ранних буржуазных революций. СПб, 1898.

2. Евланников В.П. Основной вопрос философии в социальной философии В.В. Берви-Флеровского. Наука и современность. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.

3. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социализм революционных народников. Апробация. Ежемесячный научно-практический журнал. №1 (40), 2016.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Основные проблемы в социальной философии В.В. Берви-Флеровского. Евразийский Научный Журнал. СПб. Февраль №2. 2016.

5. Евланникова Г.Е. Социалистическая революция в философии В.В. Берви-Флеровского. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. №4, СПб, 2012.

© Евланников В.П., Евланникова Г.Е., 2016.

УДК 101.11

Агальцев А. М., канд. филос. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, РФ

Е-mail: ada-69@mail.ru Рачапов А. Ф., студент,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, РФ

Е-mail: Rachapov14@yandex.ru

АНТИХАОСНАЯ СУЩНОСТЬ НАУКИ Аннотация

Сущность науки объясняется антихаосной спецификой человеческой деятельности; характеризуются

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

многомерные признаки науки как фактора культуры; утверждается первичность антихаосной сущности науки.

Ключевые слова

Сущность науки; культура; человеческая деятельность.

Состояние науки исследуется с применением различных методов, поэтому наука предстаёт многомерным образованием, или сложной многоуровневой и многоотраслевой системой. Например, утверждается: «Наука - это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности» [1, с. 28].

Имеются многочисленные авторские версии объяснения сущности, содержания и функций науки и культуры. Некоторые из них представлены в словарях и текстах специалистов науковедения, философии науки. Определение сущности, специфики и функций науки есть предмет исследований философами прошлого - Аристотель, Платон, Фома Аквинский, П. Гольбах, И. Фихте, Г. Гегель - и методологами науки XX в. - К. Поппер, М. Хайдеггер, П. Фейерабенд, Б. Г.Юдин, М. А. Розов, В. С.Стёпин и др. Основны концепции науки, например, представлены в форме философского практикума [2; 3; 4].

Изложение концепции антихаосной сущности науки основано на публикациях профессора Г.В. Баранова о сущности деятельности [5; 6; 7] и человеческой деятельности [8; 9]. По мнению Г.В. Баранова, человеческая деятельность - есть один из атрибутов антропного рода бытия, раскрывающий специфически человеческий имманентно-сокровенный способ существования всех его разделённых состояний и целостной определённости. Сущностный параметр человеческой деятельности, её самотождественная определённость состоит в осуществлении индивидом и человечеством антихаосных трансформаций бытия-среды в условиях автономного существования в нём. Атрибутами человеческой деятельности выступают активность, пассивность, предметность, знаковость, идеальность, сознательность, свобода, поведение, модульное единство, дискретная целостность форм и иные [10, с. 56].

По мнению Г. В. Баранова, применяя логический метод «изолирующего абстрагирования» образования понятия [11, с. 21], сущность культуры можно определить множеством последовательно совершенствующихся результатов человеческой деятельности, используемых индивидом, социумами и человечеством в качестве средств преобразования хаоса бытия в объекты благоприятного оптимального существования человека в данное время и в данном пространстве его жизни [12, с. 228].

В системах культур исторически различных обществ наука имела ограниченный социальный статус средства человеческой деятельности по причинам низкой в сравнении с дешёвой рабочей силой производственно-промышленной значимостью. Со второй половины 19 в. и поныне наука функционирует в статусе доминирующей фундаментальной части культуры современного человечества, потому что обеспечивает потребности людей в идеальных знания и вещественных изобретениях. Знания и изобретения в системе человеческой деятельности являются важнейшими средства достижения целей и результатов множества классификационных и единичных состояний человеческой деятельности. Но исторически наука сформировалась в приоритетную часть культуры человечества исключительно в период утверждения в Западной Европе с 17 в. капиталистического общества, основанного на прогрессе промышленного материального производства.

По мнению Г. В. Баранова, исключительно науке предъявляется людьми требование производства максимально исторически возможного истинного и вещественно полезного знания и инновационного изобретения вещественных объектов, которые функционируют средствами бытия индивида, социумов и человечества. Так как реальность природы обладает качеством естественного совершенства в сравнении с возможностями индивида, то первичной и универсальной системой (множеством) науки выступает научное естествознание в его жизненно-прагматическом и научно-организованном классификационных единицах. Научно-организованное естествознание основано на достижениях комплекса естественных наук [13; 14; 15; 16].

Наука как класс профессиональной познавательной деятельности специалистов - множество

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

специализированных идеальных, знаковых и вещественных состояний общественной жизни, которые реализуются субъектами науки по критериям профессионального разделения труда. В концепции Г.В. Баранова, сущность и специфика науки как достояния культурного опыта человечества заключается в производстве и потреблении истинных идеальных знаний и вещественных изобретений, которые являются результатом превращения хаоса объектов бытия в состояния фактов оптимизации жизни людей [17, с. 339]. В абстрактном обобщении превращение хаоса объектов бытия в состояния оптимального существования индивида, социума и человечества представляет человеческая деятельность. Для науки данное абстрактное обобщение означает её (науки) характеристику в качестве «инновационной антихаосной деятельности специалистов и потребителей информации и изобретений» с целями прогресса комфортности и удовлетворения универсальных потребностей человека [18, с. 158].

Так как специфически имманентное качество науки, по мнению Г. В. Баранова, связано с переработкой информации в знание, а способ бытия знания не вещественный и не физически-полевый, а идеальный, то традиционно наука характеризуется классом (видом, формой) идеационной (духовной, информационной) культуры общества. Применение понятия духовности для всеобщей характеристики знания в целом и науки не отличается точностью, так как состояние духовности относится к системе бескорыстного добродетельного поведения и к сфере идеалов сознания человека [19, с. 67-68].

Знание и вещественные изобретения в их конкретности, в том числе и в форме науки, исследует не только добродетельные объекты, применяется не только для добродетельного поведения и обслуживания идеалов, но и для деятельности с реальными объектами и субъектами, у которых добродетельность и благо человека абсолютно не составляют сущность их бытия. В реальной жизни человека представлены также далеко не бескорыстные поступки и мотивы поведения и преобладает непреодолимый прагматизм и неадекватные идеалам качества поведения и сознания акторов общественной жизни [12, с. 363].

Предложенный проф. Г.В. Барановым вариант объяснения сущности науки в качестве антихаосного средства человеческой деятельности, создающего максимально объективно истинные знания и вещественные изобретения, является современным адекватным пониманием сущности науки. Приоритетность инновационного содержания эволюции науки в культуре относится к фактам цивилизации и состоянию современных проблем глобализации и эволюции технологических укладов человечества [20, с.

31].

Предметное существование людей может реализовываться и без фактора науки, но в этом случае, по мнению Г. В. Баранова, жизнь превратится в случайный и хаосный процесс самоуничтожения человека, так как объекты природы реализуются по своим законам, в системе которых человеческий индивид фатально окажется исчезающим явлением всеобщих изменений бытия [21, с. 432]. Список использованной литературы:

1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов [и др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 303 с.

2. Баранов Г.В. Бытие и человек: философский практикум: учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 252 с.

3. Баранов Г.В. Общество и человек: философский практикум: учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - 220 с.

4. Баранов Г.В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек: учебное пособие. - Омск: Агенство Курьер, 2003. - 384 с.

5. Баранов Г.В. Практика и проблема определения понятия деятельности // Московский государственный университет. - М., 1987. - Деп. в ИНИОН АН СССР 30.01.87, № 28077. - 46 с.

6. Баранов Г.В. Деятельность в бытии. - Мюнхен: AVM, 2013. - 198 с

7. Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы: колл. монография / Г. В. Баранов [и др.]: гл. ред. Г.В. Баранов. - Мюнхен: AVM, 2013. - 196 с.

8. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: монография. - Омск: ОмГАУ, 1997. - 208 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

9. Баранов Г.В. Деятельность и антропность бытия: монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 200 с.

10. Баранов Г. В. Онто-метафизическая концепция деятельности // Омский научный вестник. - 2014. - № 3. -С. 54-57.

11. Баранов Г.В. Логика: учеб. пособие. Омск: Изд-во Курьер, 2002. 200 с.

12. Баранов Г.В. Философия в культуре. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 280 с.

13. Баранов Г. В. Современное естествознание: концепции физики: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 140 с.

14. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции астрономии: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 180 с.

15. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: биологические науки: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 308 с.

16. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: науки о Земле. Науки о человеке: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 376 с.

17. Баранов Г.В. Деятельностная сущность науки // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика / Отв. ред. С.Г. Шантаренко. -Омск: ОмГУПС, 2014. - С. 330-339.

18. Баранов Г.В. Инновационное содержание науки // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. - М.: АР-Консалт, 2014. - С. 157-158.

19. Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа). В 2 частях: отв. ред А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 2. - С. 68-71.

20. Баранов Г.В., Антонова Ю.И. Теория и история экономики: словарь понятий: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 472 с.

21. Баранов Г.В. Концепция антихаосной сущности науки // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 апреля 2015 г., г. Уфа). В 3 частях: отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 3. - С. 30-32.

© Агальцев А.М., Рачапов А.Ф., 2016

УДК 128

Рыбчак Е.А.

Студентка СурГУ г. Сургут, ХМАО-Югра Бутенко Н.А., к.филос.н., доцент

КЬЕРКЕГОР: СТАДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Удивительное по своей лаконичности и рациональности философская теория Кьеркегора как нельзя актуальна в наше время. Когда вопрос о нравственности и смысле жизни стоит очень остро в силу множества событий негативного плана, происходящих в мире событий, за которыми стоим мы - люди. Как оздоровить общество, обогатить духовное сознание людей- такая непростая задача волнует мыслителей всех времен. Возможно, философия Кьеркегора прольет свет на истинные ценности жизни и поможет найти примирение с самим с собой.

Ключевые слова

Экзистенциализм, стадии человеческого развития, смысл жизни, познание самого себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.