Научная статья на тему 'Антидопинговая программа в многолетней подготовке единоборцев'

Антидопинговая программа в многолетней подготовке единоборцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антидопинговая программа / антидопинговое образование / многолетняя подготовка единоборцев / anti-dote program / anti-dote education / a long-term training of combatants

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатуллин Руслан Зямилович

Спорт является той сферой, которая позволяет положительно влиять на природу человека, его способности и ценности, повышая уровень его физического и психического здоровья, формируя лучшие человеческие качества и содействуя успешной социализации. Однако, помимо позитивного влияния на человека, спорт, может отрицательно влиять на человека, развивая у него негативные качества личности. Отрицательное влияние спорта обусловлено существующей жесткой конкуренцией, вовлеченностью спорта в политические конфликты, а также требованиями, предъявляемыми к спортсменам и отличающимися недопустимыми напряжениями для человека. Все эти факторы заставляют спортсменов и специалистов, занимающихся их подготовкой, использовать нечестные способы борьбы. Одним из таких способов является применение запрещенных препаратов. Несмотря на различные санкции и наказания за применение допинга, эта проблема остается до сих пор нерешенной. В этой связи возникает необходимость поиска решения проблемы допинга. Материалы. На основе анкетного опроса выявлена осведомленность единоборцев в вопросах антидопинговых правил. Определены структура и содержание антидопинговой программы единоборцев. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, методы математической статистики. Результаты. Выявлена осведомленность единоборцев в вопросах антидопинговых правил. Определены составляющие антидопинговой программы в многолетней подготовке единоборцев. Заключение. Антидопинговая программа несет комплексную направленность и преследует цель формирования знаний антидопинговых правил и санкций в отношении спортсмена за употребление запрещенных препаратов, расширение осведомленности спортсменов в возможностях применения легальных средств и методов восстановления, поддержания работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-dote program in a long-term training of combatants

Sport is the sphere, which has a positive influence on a person’s nature, his abilities and values, increasing the level of his physical and psychic health, forming the best personal qualities and providing successful socialization. However, apart from a positive influence on a person, sport can have some negative influence on a person, developing his negative qualities. Negative influence of sport is conditioned by the existing tough competition, sport involvement into political conflicts and by the demands, which are claimed on athletes and cause great tension of a person. All these factors make athletes and specialists use dishonest ways of rivalry. One of these ways is the forbidden drugs use. In spite of different sanctions and punishment for doping use these problem is still not solved. In terms of this there appears the necessity to search for the solution of doping problem. Materials. On the basis of the questionnaire survey we revealed the level of combatants’ competency in the questions of anti-dote rules. Research methods. Information sources analysis and summarizing, a questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. We revealed the competency of combatants in the questions of anti-dote rules. We revealed the parts of anti-dote program in a long-term training of combatants. Conclusion. Anti-dote program has a complex orientation and forms knowledge about anti-dote rules and sanctions concerning athletes for using forbidden drugs, gives athletes information about legal preparations and methods of rehabilitation, working capacity support.

Текст научной работы на тему «Антидопинговая программа в многолетней подготовке единоборцев»

УДК 796.799 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-22-26

Антидопинговая программа в многолетней подготовке единоборцев

Гизатуллин Р.З.

Набережночелнинский государственный педагогический университет г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0001-6632-7274, Grz1983@mail.ru

Аннотация: Спорт является той сферой, которая позволяет положительно влиять на природу человека, его способности и ценности, повышая уровень его физического и психического здоровья, формируя лучшие человеческие качества и содействуя успешной социализации. Однако, помимо позитивного влияния на человека, спорт, может отрицательно влиять на человека, развивая у него негативные качества личности. Отрицательное влияние спорта обусловлено существующей жесткой конкуренцией, вовлеченностью спорта в политические конфликты, а также требованиями, предъявляемыми к спортсменам и отличающимися недопустимыми напряжениями для человека. Все эти факторы заставляют спортсменов и специалистов, занимающихся их подготовкой, использовать нечестные способы борьбы. Одним из таких способов является применение запрещенных препаратов. Несмотря на различные санкции и наказания за применение допинга, эта проблема остается до сих пор нерешенной. В этой связи возникает необходимость поиска решения проблемы допинга. Материалы. На основе анкетного опроса выявлена осведомленность единоборцев в вопросах антидопинговых правил. Определены структура и содержание антидопинговой программы единоборцев. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, методы математической статистики. Результаты. Выявлена осведомленность единоборцев в вопросах антидопинговых правил. Определены составляющие антидопинговой программы в многолетней подготовке единоборцев. Заключение. Антидопинговая программа несет комплексную направленность и преследует цель формирования знаний антидопинговых правил и санкций в отношении спортсмена за употребление запрещенных препаратов, расширение осведомленности спортсменов в возможностях применения легальных средств и методов восстановления, поддержания работоспособности. Ключевые слова: антидопинговая программа, антидопинговое образование, многолетняя подготовка единоборцев.

Для цитирования: Гизатуллин Р.З. Антидопинговая программа в многолетней подготовке единоборцев. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2):22-26 . DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-22-26

Anti-dote program in a long-term training of combatants

Ruslan Z. Gizatullin

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0001-6632-7274, Grz1983@mail.ru

Abstract: Sport is the sphere, which has a positive influence on a person's nature, his abilities and values, increasing the level of his physical and psychic health, forming the best personal qualities and providing successful socialization. However, apart from a positive influence on a person, sport can have some negative influence on a person, developing his negative qualities. Negative influence of sport is conditioned by the existing tough competition, sport involvement into political conflicts and by the demands, which are claimed on athletes and cause great tension of a person. All these factors make athletes and specialists use dishonest ways of rivalry. One of these ways is the forbidden drugs use. In spite of different sanctions and punishment for doping use these problem is still not solved. In terms of this there appears the necessity to search for the solution of doping problem. Materials. On the basis of the questionnaire survey we revealed

the level of combatants' competency in the questions of anti-dote rules. Research methods. Information sources analysis and summarizing, a questionnaire survey, methods of mathematical statistics. Results. We revealed the competency of combatants in the questions of anti-dote rules. We revealed the parts of anti-dote program in a long-term training of combatants. Conclusion. Anti-dote program has a complex orientation and forms knowledge about anti-dote rules and sanctions concerning athletes for using forbidden drugs, gives athletes information about legal preparations and methods of rehabilitation, working capacity support. Keywords: anti-dote program, anti-dote education, a long-term training of combatants.

For citation: Ruslan Z. Gizatullin. Anti-dote program in a long-term training of combatants. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 22-26. DOI10.14526/2070-4798-2019-14-2-22-26

ВВЕДЕНИЕ

В современном спорте одной из насущных проблем, требующих внимания и безотлагательного решения, является проблема использования спортсменами различных стимулирующих препаратов, отнесенных к категории запрещенных.

Прямое воздействие, согласно исследованию, проведенному К.А. Бадрак (2011), на формирование у спортсменов отношения к применению допинга оказывают прежде всего позиция тренера по этому вопросу, отношение друзей спортсменов к допингу и его использованию, а также искажение морально-этических принципов самих спортсменов [1].

Исследователи, занимающиеся изучением проблемы допинга в спортивной деятельности, обращают внимание на ситуацию, наблюдающуюся в процессе спортивной подготовки, когда тренеры формируют у своих воспитанников убежденность в достижении цели любой ценой. Спортсмены попадают под влияние тренера, с одной стороны, потому что достижение высоких результатов на соревнованиях является отражением государственной идеологии, утверждающей, что спорт представляет собой одно из главных ее направлений. Такая ситуация требует от спортсмена высоких спортивных достижений, уровень которых нередко находится на грани, а иногда и за пределами человеческих возможностей. С другой стороны, на спортсмена воздействует мнение мировой спортивной общественности, которая накладывает категорический запрет на применение допинга, так как он помогает справиться с запредельными тренировочными и соревновательными нагрузками и победить соперников.

Оказавшись в противоречивой ситуации, спортсмен вынужден искать компромиссное решение, понимания, что употребление запрещенных препаратов является безнравственным поступком, но осознавая невозможность продления спортивной карьеры без искусственной стимуляции допингом [4, 9, 10, 13].

В борьбе с применением допинга спортивная общественность прилагает много усилий. Однако, по мнению бывшего президента Международного олимпийского комитета Жака Рогге, все попытки решить эту проблему бесперспективны, так как ужесточение мер ответственности за употребление запрещенных препаратов, постоянное уточнение списка этих препаратов, применение дисквалификации на несколько лет и даже пожизненное отстранение от участия в соревнованиях не останавливает ни спортсменов, ни специалистов, участвующих в их подготовке. Жак Рогге считает, что применение допинга в настоящее время превратилось в определенную форму преступности, существующей в спортивной среде [14].

Помимо этого, решение проблемы применения запрещенных препаратов в спорте усложняется тесной связью, существующей между такими аспектами как медицинский, юридический, политический, нравственный, педагогический и социальный. Так как спорт отражает процессы, происходящие в обществе, то в решении проблемы допинга большое значение приобретает педагогический аспект, предполагающий разработку и внедрение антидопинговых образовательных программ, и совершенствование системы воспитательной работы со спортсменами на протяжении всего процесса их многолетней подготовки [2,3].

Цель исследования - определить структуру и содержание антидопинговой программы в многолетней подготовке единоборцев.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования проведен анализ научно-методической литературы, анкетный опрос с целью выявления уровня осведомленности единоборцев на различных этапах многолетней подготовки. В анкетном опросе принимали участие единоборцы, тренирующиеся на базе ДЮСШ «Витязь» г. Набережные Челны Республики Татарстан. Результаты исследования были обработаны с помощью методов математической статистики.

Кроме того, определены структура и содержание антидопинговой программы на каждом этапе многолетней подготовки единоборцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анкетный опрос среди единоборцев, тренирующихся на различных этапах многолетней подготовки, показал, что в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах первого и второго годов обучения наблюдается самый низкий уровень осведомленности спортсменов в вопросах антидопинговых правил - 3%. Это ожидаемый результат, так как на ранних этапах многолетней подготовки юных спортсменов мало интересуют вопросы, касающиеся допинга и его применения. Однако в учебно-тренировочных группах и группах совершенствования спортивного мастерства осведомленность в сфере антидопинговых правил составила 78% и 95% соответственно, что обусловлено требованиями прохождения антидопингового контроля на соревнованиях, в которых принимают участие спортсмены.

Специалисты, занимающиеся изучением проблемы применения допинга в спорте, предлагают различные пути решения проблемы

[2,3,5,6,7,8,11,13,14,15]:

1. Создание и внедрение системы антидопингового образования спортсменов на протяжении всех этапов многолетней подготовки. Систе-

ма антидопингового образования спортсменов должна быть направлена на формирование знаний относительно применения запрещенных препаратов и его последствий [13,16,17,18,19].

Ф.Н. Солдатенков (2011) расширяет это понятие, считая, что антидопинговое образование выступает не только как процесс обучения, но и как процесс воспитания и развития личности. Система антидопингового образования направлена на формирование необходимых знаний в этой области, а также ценностей и определенного поведения у спортсменов, которое выражается в неприятии допинга и ответственном отношении к своему здоровью, правилам, соперникам и зрителям [15].

К.А. Бадрак (2011) считает, что антидопинговое образование должно преследовать цель формирования у спортсменов негативного отношения к нарушению правил антидопингового кодекса и воспитания у спортсменов чувства справедливости спортивной борьбы. При этом, по мнению автора, антидопинговое образование охватывает не только спортсменов, но и всех специалистов, участвующих в подготовке спортсменов [1, 2].

2. Совершенствование системы воспитательной работы в спортивных школах и учреждениях, осуществляющих подготовку спортсменов. Воспитательная работа должна быть направлена на формирование духовных ценностей, спортивной этики, правовой культуры.

Следует отметить, что 17 октября 2018 года была утверждена Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, указана необходимость разработки и внедрения в тренировочный процесс юных спортсменов информационных программ, включающих положения Всемирного антидопингового кодекса, и комплекса мероприятий, нацеленных на формирование негативного отношения всех субъектов системы спортивной подготовки к достижению высоких спортивных достижений с применением запрещенных препаратов [12].

Ряд специалистов (К.А. Бадрак; Ф.Н. Солдатенков; Л.Б. Дзержинская; Л.Е. Игнатьева; Е.С. Бородина; А.Г. Гревцов и др.) посвятили свои исследовательские работы изучению пробле-

мы допинга путем разработки антидопинговых образовательных программ и внедрения их в систему спортивной подготовки. По мнению специалистов, внедрение антидопинговых образовательных программ в систему подготовки спортивного резерва и в систему профессионального и высшего образования - наиболее выгодный вариант, так как является доступным и наименее затратным направлением в борьбе с допингом.

Систематизируя данные научно-методической литературы, можно сказать, что антидопинговая образовательная программа должна:

1) охватывать все этапы многолетней подготовки (этап начальной подготовки, этап начальной специализации, этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства);

2) носить комплексный характер, включая:

- информационный раздел, направленный на повышение уровня осведомленности спортсменов в сфере антидопинговых правил и санкций в случае их нарушения, в области применения легальных способов поддержания и восстановления работоспособности;

- компетентностный раздел, предусматривающий формирование правовых компетенций спортсменов, включающих знания, умения, навыки и мотивацию к решению профессиональных задач в рамках правового поля;

- воспитательный раздел, направленный на формирование нетерпимого отношения к использованию допинга у всех субъектов спортивной подготовки и формирование этики спортивного поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, несмотря на актуальность проблемы применения допинга и принимаемых мер в борьбе с этим явлением в спорте, вопрос остается открытым. Карательные меры, применяемые в отношении спортсменов и специалистов, осуществляющих их подготовку, за использование запрещенных препаратов, не приносят желаемых результатов. В этой связи спортивные специалисты предлагают в большей степени уделять внимание образованию и воспитанию

спортивного резерва, внедряя антидопинговые образовательные программы, которые позволяют формировать у всех субъектов системы спортивной подготовки ценности, знания и умения в сфере антидопинговых правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадрак К.А. Экспериментальная антидопинговая образовательная программа и результаты ее внедрения (на примере молодых борцов). Паралимпийское движение в России на пути к Лондону: проблемы и решения: Материалы Всерос. научно-практ. конф. СПб., 2011: 5-7.

2. Бородина Е.С. Образовательные антидопинговые программы для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: Сборник научных трудов VII Междун. научно-практ. конф., 28 апреля 2018 г. Челябинск. 2018: 75-79.

3. Грецов А.Г., Воробьев С.А. Методические принципы антидопингового обучения юных спортсменов. Теория и практика физической культуры. 2018; 3: 94-96.

4. Грецов А.Г., Воробьев С.А., Бадрак К.А. Образовательные антидопинговые программы для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. СПб. 2017: 44.

5. Грецов А.Г., Воробьев С.А. Подходы к разработке антидопинговых и образовательных программ для подростков и молодежи. Адаптивная физическая культура. 2017; 3(71): 51-54.

6. Дзержинская Л.Б., Седых Н.В. Содержание рабочей программы учебной дисциплины «Педагогические технологии антинаркотической и антидопинговой профилактики средствами физической культуры и спорта», реализуемой в Волгоградской государственной академии физической культуры. Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. 2016; 3(9): 3942.

7. Зарипов А.И., Котло Е.Н. Проблема допинга в современном спорте: социальный аспект. Международный академический вестник. 2018; 12(32): 39-42.

8. Иванов И.В. Проблема допинга в спорте. Экономика и социум. 2016; 12-3(31): 945-948.

9. Игнатьева Л.Е., Киреева Ю.В. Формирование антидопингового сознания обучающихся в системе физкультурно-спортивного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 53-3: 202-208.

10. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р. URL: http://static.government.ru/media/files/QNlNOzI XgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf/.

11. Литинская Е.А. Допинг в спорте: социально-философский аспект. Logos et Praxis. Философия. 2011; 3(15): 186-191.

12. Кирьянова Л.А., Морозова Л.В., Дмитриев И.В., Федорова А.В. и др. Педагогические и организационные вопросы борьбы с допингом в спорте. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018; 1(155): 108-117.

13. Hartgens F., Kuipers H. Effects of androgenic-anabolic steroids in athletes. Sports Medicine. 2004; 34: 513-554.

14. Houlihan B. Dying to win: Doping in sport and the development of sport policy. Strsbourg:

Council of Europe Report. 2003.

15. Loland S. Can a ban on doping be morally justified? Enhancing human capacities. London: Blackwell. 2011.

16. Savulescu J., Foddy B., Clayton M. Why we should allow performance enhancing drugs in sport. British Journal of Sports Medicine. 2004; 38: 666670.

17. Stray-Gundersen J., Levine B.D. Live high, train low at natural altitude. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2008; 18(suppl. 1): 21-28.

18. Tentori L., Graziani G. Doping with growth hormone/IGF-1, anabolic steroids or erythropoietin: Is there a cancer risk? Pharmacological Research. 2007; 55: 359-369.

19. Назаренко Л.Д., Кузнецова З.М. Мещеряков А.В. Концепция нравственных основ спорта, не совместимых с допингом. Педагоги-ко-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 166-175. DOI: 10.1452б/02_2018_322.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2019

Гизатуллин Руслан Зямилович - Аспирант, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, дом 28, e-mail: Grzi983@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.