Научная статья на тему 'Античные авторы о населении Сардинии'

Античные авторы о населении Сардинии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Античные авторы о населении Сардинии»

христианство Рима не смогло отказаться ог антропоморфизма, способствуя созданию христианско-античного стиля'9» Начав борьбу с идолопоклонство», новая религия в конце концов пригнала старые языческие традиции, создав по их образцу свою ихонографшэ.

Нападки на языческие ритуалы, сохранявшие р своей основе этрусские корни, объясняются самой сущностью религиозно-мифологической идеологии этрусков,, выработавшей сложную культовую систему, г которой ученые-богословы видели соперницу зарождающемуся христианскому культу.

Наша попытка обратиться к .этрусской традиции, обнаруживающей близость к христианскому мифотворчеству и культу, справедливо подчеркивает еще раз мысль о возможноеим®оледования как частных, так и общих вопросов в оценке христианства как синкретической религии^0.

Т.П.Кац

АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ О НАСЕЛЕНИИ САРДИНИИ

В последние десятилетия среди историков древнего мира заметно усилился интерес к варварскому миру Западного Средиземноморья. Одной из самобытнейших культур этого района, привлекших внимание исследователей, является островная культура древних сардов-*'. К сожалению, онш не оставили никаких письменных свидетельств, что чрезвычайно затрудняет изучение вопросов об их происхождении, этнической и яшковой принадлежности. В итальянской литературе они обычно называются нурагяками, тс есть создателями и обитателями нурагов, знаменитых башен Сардинии, so-горые отроились на острове в течение целого тысячелетия (с ее-

39 Лазарев В.Н. История византийоко! живописи. М., 1947, т. I. о, ад.

Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. M.-IU, 1964, с. 26. .....

т

Xilliu G. I Huxaghi,. Torri pseMetoxlche di Sardegna. Gagliari, 1962; Id. la clviltk del eardi dal neolitico all' etb nuragioa. Tortoj, 1963; Staotü ß. Arte dell* Sardegfca nuragica. Milano , i975; Красновская Я.А. Загадочнее башни Сардинии. -Советская этнография, 1978, 1 4*

редеш П - до середины I тыс. до н.э.). Карфагеняне, греки я римляне встретились на Сардии с "нурагиками" или их потомками, поэтому представляет известный интерес рассмотрение данных античной традиции о племенах острова. Использовать эти сведения следует очень осторожно, так как они принадлежат противникам древних сардов: либо римлянами - завоевателям острова, либо грекам. которые, соперничая с карфагеиянамн, всячески стрекались показать, что они (греки) еще со времен Геракла обосновались в равнинных районах острова в цивилизовали их. Нельзя ta учитывать и того обстоятельства, что, когда античные азторы пиоали о Сардинии, остров не имел сколько-то однородного населения. Прибрежные районы была заселены фннякийскв-пуничвскиы населен«- , ем, с которым в значительной мере ассимилировали мастный жители этих районов (с ар до-пунийцы). Во внутрвваей же части острова «охранялись местные элементы в чистом виде. Отсюда в античной градации четко прослеживается мотив противопоставления прибрежных районов с городским населением - внутренним, населенным горцам*1*. Сведения о горцах внутренней части Сардинии для аао представляют главный интерес.

Самыми древними античная традиция называет те племена острова, которые у греческих авторов обычно упомимвтоя как шшиг, а у латинских всегда как шшонцы (ilienses . Ум в древности было не ясно происхождение этих народов, х сведшая о них часто переплетаются с легендам». Греческие авторы по созвучию ведут их происхождение от Иолая, латинская форма названия порождает этимологическую ассоциацию с. йлионом. Отсюда возникла легенда, что эти племена были потомками Энея и его спутников, бежавших после падения Трон и приставших к берегам Сардинии", И

5

Иногда под влмчнием антично! традиции окмымштся авторы нового времена, называя горцев Сардинии ''полудикими", "и исправимыми разбойниками"s не заслуживающими мшамия (or.: ïerxet J. lee origines de la légende troyenn© de Eoae. Paris, 1942). , v3 Это название встречается в рашшчннх вариантах: loriot , IoX.lol , iokjlcto'. " (Diod., ' 1У, 30; У. 15): te-k,uu& {st rabo , У, 225); lu е.is (Рюш .. X, 17, 7). Паве ai и» зиа-« глкже в Сардиии ( loX-tu.).

* Liv., ХЬ, 19, 34; Х1Д, б, 12} Sil. Ital., XIX, Г11а.,

m, 85i Mela, XI, 1235 Salla, XY, 2.

5 Paue., X, I?, 6-7.

все-таки уже сам факт многочисленных упоминаний древними историками и географами иолаез и илионцев не оставляет сомнений в том, что действительно существовал на острове народ, имя которого, может быть, деформированное, они нам сохранили.

Наиболее полное описание племен, населяющих Сардинию, содержится в "Географии" Страбона. Сведения географа об острове представляют особенный интерес, так как носят не легендарный, а исторический характер. У Страбона отчетливо прослеживается критическое отношение к источникам, которыми он пользовался6. Едва упомянув о легендарном йолае, он далее приводит краткие, но весьма ценные сведения об обитателях острова и их образе жизни; ему принадлежат очень важные сообщения о завоевании Сардинии Римом. Согласно Страбону, горные жители острова "составляют четыре племени: параты, соссинаты, балары и акониты, живущие в пещерах"7. Ко времена, когда жил географ, все эти племена быжш известны как днагесбы, а "прежде , - замечает Страбон, - они назывались иолаями"®. Они жили бедно, удалившись в горы, откуда выходили только для того, чтобы совершать набеги на плодородные . равнины острова9, Таким образом, и Страбон проводит характерный

Это относится не только к сведениям легендарного характера. Так, убедившись во время своего путешествия в том, что из ¡'опулоимя едва видна Сардиния, он не соглашается с Эратосфеном / Артемидором, которые уязерждали, что невозможно различить и рдинию с коатинента, так как она удалено от него на 1200 ста-дДв (У, П, 6).

7 S-ЬгаЪо, У, П, 7.

Ibidem.

g

ъ'пабон, рассказывая о разбоях горцев Сардинии, сообщает, что йнк грабят поля земледельцев, не только тех, что "живут на острове, но и поля иа материке, s особенности же писатов, к которым они переправляются морем" (У, П, 7). К.Зервос считает, что во время своего путешествия к берегу Этрурии Страбон мог собрать многие сведения о морских разбоях сардсках пиратов, особенно около Пизы, и с? лирренском происхождении сардов. Стра-боид когда упоминав»1 об Иолае, прибывшим в Сардинию с сыновьями Геракга, замечает, что пришельцы поселились "вместе с варварами, владевшим!: островом, это были тирреяцы? (У, 13, 7). Возможно, предполагает К.Зеврое, в сведениях, которые передает Страбон, сохранились отголоси дрввшх этрусских колоний на западных берегах острова (см.: Zervos Chr. La civilisation,de la Saxdaigne du début de 1' eiieolitique a la fin de la période nouragiquf. Paris, 1954, c. 31).

Достаточно надежных данных для вывода о существовании эт-руссяих колоний s Сардинии пока нет, но археологические мате-

ддя большинства античных авторов мотив резкого противопоставления обитателей равнинной и пребрежной зоны племенам, заселяющий ^утренние горные области и занимающими скотоводством и разбоем. Эти племена римляне так к не смогли покорить. Страбон, хотя и пишет, что после поражения финикийцев все жители острова подчинились римлянам, относительно горцев делает оговорку. Борьба с горными племенами да ¡гесбов (иолаев) представляла для римлян и их военачальников бгльшие трудности и вынуждала прибегать к военным хитростям, досылаемые на остров римские преторы иногда оказывают горцам сопротивление, но иной раз отказываются от него, когда невыгодно постоянно содержать войско в неедоровой местности. Тогда они применяют некоторые военные хитрости. Так, например, заметив известный обычай варваров, которые справляют праздник в течение нескольких дйей после угона добычи, римляне.нападают на них в это время и захватывают много пленных"43.

В рассказах Диодора о заселении Сардинии переплетаются свидетельства легендарного и исторического характера. Он сообщает, что в его время остров был заселен варварами, именуемыми иолаямм1*. Пытаясь объяснить происхождение иолаев, он ведет их от Иолая и феспийцев» некогда пришедших в Сардинию. Карфагеняне, когда они достиг и могущества на море, не смогли покорить иолаев, укрывшихся £ горах; не удалось это сделать и римлянам^ Таким образом, свидетельства Диодора, носящие исторический характер, совпадают с данными Стробона: оба автора заселяют внутренние горные районы острова непокорными иолаями.

Упоминания ой нолаях (илионцах) имеются и у др/гжх античных авторов. Плиний в числе самых известных народов Сардинии назы-stes баларов и корсоз"3. Помпоний Мела пишет, что древнейшими народами Сардинии были илионцьг" . Павсаиий, рассказывая о заселении острова, приводит сюда и ливийцев, и выходцев из Эллады

ШЖГ'оовершенно определенно указывают на наличие сардо-этрус-х связей (см.: шш g. щ civiitb ..., с. 192).

Strabo, V, II, 7.

Mod., V, 15.

Ibidem.

Plin., III, 85. 14 Meia, П, 123.

и Трои, и ибероь. Всех этих мигрантов возглавляли иифические предводители (Сард, Иолай, Пирате, Лристей}15. Ливийцы воевали против эллинов, эллинское население было почти полностью истреблено. Троянцы же бежали в горы, укрепились там, заняв неприступные высоты. "Еще и в мое время они назывались илионцами", - пишет Павсаний, а микологические комбинации ему понадобились,чтобы объяснить названия божеств местных племен.

На крайнем севере Сардинии античные авторы помещали корсов. Значительная часть жителей Корсики из-за внутренних смут переселилась б Сардинию и, "овладев частью горной области, поселилась тут. дители Сардинии называют их по их происхождению именем корсов""0. Корсы отличались воинственностью и свободолюбием, карфагеняне покорили "всех жителей Сардинии, кроме корсов и илионцев: их неприступные горы помогли им не быть обращенными в рабство"17.

Кроне иолаев, баларов и корсов, античные географы и писатели упоминают и друигб племена, локализовать которые очень трудно. Длинный перечень сардских племен, правда, не делая различий между кителями прибрежных равнинных и горных районов, при- " водит Птолемей (В!, ¿). 3 юго-восточном углу он помещает сике-лов, в которых З.Сушье, например, видел ветвь южно-италийских племшгЧ М.Иаллоттино, анализируя птолемеевский список, отмечает, что некотсрыо названия (ноританы, тибулаты, сульцитаны), возможно, отражают какие-то сложившиеся на осчрове деления и .. указывают на объединение нескольких селений вокруг определенно го центра. Их следует отнести к прибрежным районам и связать с финикийско-пуническим населением. Другие названия племен пто-лемеевского перечня (Koj^tcjviiiot , K.J. • /£ic<- . Коиусгь CtV^TOL , или Ko-üVKOMVGl. , ЛO'Uи-о-оtVu»у^уClol » A(.(JoLpu)v%i(Ttot , KeKCrrjyct ) no мнению М.Паллот-тино, носят "туземный отпечаток"

15 Paus., X, 17»

ibid., X, 1?, V, 8.

Ibidem.

то

Bouchier U< Sardinia in ancient tiznes. Oxford, 1917,

с. 39.

TQ

Pallotino M. oardegna nuragiea. Roma, 1950, c. 15.

., В разнообразии названий племен, которые передают античные $люры, по всей вероятности, отразилось существование в Оарди-шши нескольких плененных со ¡изо е, самый значительным из которых ,(&*л союз иолаев. В этой связи интересно выяснить, согласуются jp ,свидетельства античной традиции с данными археологии. Оказы-rjjeeSCfl, самая большая плотность распространения нурагов на острове наблюдается в его северо-западных и центральных районах*" :> jo есть как раз там, где античные авторы помещают наиболее воинственнее племена иолаев, кориов и баларов, а современное наз-''Мрсв Варбаджии, вероятно, восходит к тем временам, когда рки-звдив рассматривали этот район как аагЬаЛа (ср. современное rSfeísaglf )« a ej ..население как варваров. Внутри острова на /^л^щогорье Чщвую» и Сарчидано, то есть опять-таки в тех мес-^рв^где согласий античным авторам жили иолаа, существовало од-самых крупных нурагических объединений. Памятники его ¡интересны. Сохранился храм, рядом с ним общее! венные со-^¡ттля непонятного пока назначения, вдоль круглых стен рьспо-^¡фшш сиденья, отделенные одно от другого низкой перегородки«, иначе как античный парламент", - говорит Карга Распи*1. Ко-аечно, подобная терминологии неприемлема, однако нет сомнения fOM, что сооружение предназначено'для каких-то крупных сбо-Его большие размеры рождают ассоциацию с известиями Стро-что иолаи (диагесбы) делились на четыре племени, lilfieí быть, это был центр крупного племенного объединения, где оешения общих вопросов собирались представители племен. I'm можем знать, какие вопросы там решались, однпю, ясно, что немаловажное место в жк«яи нурагических сардов «шейи военные дела. Только этим можно объяснить ярко выраженный оборонительный характер нурагических сооружений и тот шакт, что среди енр-дских бронзепи самая яяовочислеаиая группа «редетавляет вои-

,f«¿B2¿.

"СТ 0 том, что иолаи были потомками нурагического населения, ,у |;^Т*чных авторов есть, хотя и косвенные, но бесспорные свиде-тва. Многие античные авторы знают о существований в Сарди-

fcilllu G. I Hura£h.i, с. 13-С» 28 Sarta iíespi. I'revi a ."J.;oria del la ;:ardegna. Ga^Xíari, l()'jC.

ч „ ^ .exvos L'hr. i.a с i vi.li ■ t. i on. . . , с. 324.

20

нии огромных башенных сооружений, но никогда в сохранившихся до нас текстах не называют их нурагами23. У Диодора они упоминаются как daidalea, у Псевдо-Аристотеля как tholoi Оба автора связывают их с именем Дедала, что очень просто объяснить; толосовидная форма сооружений вызывала в памяти греков связь с сооружениями эгейского типа. Диодор приписывает строительство башен на острове инициативе Иолая, который призвал на остров Дедала и от которого ведут свое происхождение племена иолаев26. Этимологическая направленность этих данных очевидна, но очевидно и то, что в представлении античных авторов иолаи являются древнейшим населением острова и строителями нурагов. Одно с другим прекрасно согласуется и вне сомнения соответствует исторической действительности, особенно если учесть, что после финикийцев и карфагенян, которые встретились с нурагическим населением и оттеснили его во внутренние районы, Сардиния до римского завоевания не знала никаких вторжений. Следовательно, мы вправе считать иолаев (илиондеи), с которыми встретились римляне и о которых писали греческие и римские авторы, потомками нурагического населения, некогда заселявшего почти все районы острова.

Среди известий легендарного характера, сообщаемых античными авторами о заселении Сардинии, встречаются упоминания о приходе оюда иберов, предводителе» ксгорых был Норакс, он же был основателем города Норы (Paus., X, 17, 5). Дж.Лиллью считает, что в этом имени могло отразиться знакомство античных авторов (возможно, Тимея) с местным названием сардских оборонительных сооружений (Hora!te=Irarake) (СМ.: lilliu ö. Il nuraghe di Barumini e la stratigrafia nuragioa. - Studi Sardi, 1952-1954, v. ХП-ЗШ., parte Is c. 91).

24 Diod ., 1У, 29.

Ps.Arist. De »ir. ausc., IOO.

26 Diod ., 1У, 29. .

27 Тит Ливий, сообщая о борьбе римлян с горцами Сардинии, пишет, что последние укрывались в укрепленных, местах - castra (аП, б, 12). Иногда античные авторы упоминают о "подземных сооружениях" - sреlunea (Diod ., 1У, 30; У, 15; Strabo, У, П, 7; Paus., X, 17). О castra и spelunca упоминается ДЛЯ того, чтобы показать трудности, с которыми римские войске встретились в Сардинии. Кажется,названия castra и spelunca указывают на военное назначение нурагов и заслуживают доверия, так как знания авторов римской эпохи могли быть основаны на прямом знакомстве с зтиыи памятниками или на сведениях, которые приносило войско. Почему иногда упоминаются "подземные сооружения" - spelunca » s не башни, возвышающиеся над землей? Следует иметь в виду, что, когда ри«ляае появились в Сардинии, многие нураги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.