Научная статья на тему 'Античность и искусство XXI века, или «Античность, притворись ее знатоком»'

Античность и искусство XXI века, или «Античность, притворись ее знатоком» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5462
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Петракова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Античность и искусство XXI века, или «Античность, притворись ее знатоком»»

А. Е. Петракова

Античность и искусство XXI века, или «Античность, притворись ее знатоком»168

Бог войны оружье продал, меч - данайцам, щит - троянцам, А себе купил Акрополь, колесницу класса «люкс» (...) Людям выдают за Зевса изваянье в Парфеноне (...)

Эрос псевдоним взял «Порнос», сам он с козами живет.

Т. Шаов. О кризисе древнегреческой государственности

Обычно, когда говорят о Риме, то представляют город из белого мрамора, но Рим был скорее похож на Мехико или Калькутту (...) яркий, жестокий, динамичный, полный энергии и хаоса, блеска и грязи (...) Сегодня мы видим такие же проблемы - преступность, безработицу, болезни. И как и 2000 лет назад у вас есть шанс выбиться в люди (...) Человеческая природа не меняется, единственное кардинальное отличие римлян в том, что в их сознании еще нету ожидания драматической развязки существования. У римлян не было некоего Бога, который бы говорил им что делать и как себя вести. Зато у них была строгая личная этика - прав ты или не прав определяют люди, которые стоят выше тебя в иерархии. Вы могли убить соседа или возжелать жену ближнего, если ближний был слабее и не имел защитников. Милосердие было слабостью, жестокость - достоинством, а единственное, что имело значение - ваша честь, лояльность окружающих вам и вашей семье.

Бруно Хеллер, исполнительный директор и автор идеи сериала «Рим»

Ничто не случается без Геракла (античная поговорка).

Прошедшие уже почти девять лет нового столетия ознаменованы очередным в истории человечества возрождением интереса к культуре и искусству античного мира. Поскольку более чем 80 лет с памятного высказывания В. И. Ленина убедительно доказали, что, действительно, «из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», начну именно с кино, как наиболее яркого и охватывающего максимально широкую

168 «Античность. Притворись ее знатоком» - название книги Л. Росса в переводе на русский язык, опубликованное в 2001 г. издательством «Амфора» в «Блеф-серии».

аудиторию вида современного искусства. 2000 год - «Гладиатор» Ридли Скотта с гигантской реконструкцией Колизея, боев и травли зверей в амфитеатрах Древнего Рима: пять «Оскаров» и разговоры о триумфальном возвращении в кино «пеплумов». 2002 год - «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра», комический вариант обращения к античности с объяснением того, как сфинкс в Гизе потерял нос, цветной компьютерной реконструкцией Фаросского маяка и премией «Сезар» за костюм Цезаря. 2003 год - «Елена Троянская» Джона Кента Харрисона. 2004 год - «Александр» Оливера Стоуна с Анджелиной Джоли в роли Олимпиады, фильм, сопровождаемый протестами со стороны греков и выдвинутый на соискание антипремии «Золотая малина» в пяти номинациях. Тот же 2004-й -«Троя» Вольфганга Петерсона с Брэдом Питтом в роли Ахилла, номинированная на «Оскар» за дизайн костюма. Оба фильма вызывают бурную дискуссию в печати: одни говорят о провале, другие превозносят до небес. 2005-2006 годы - сериал «Рим», два сезона (12 и 10 серий), совместный проект BBC и американской телекомпании HBO, показ на телеканалах разных стран, продажа на DVD, в том числе в России, успех с первого же фильма. 2005 год - «Минотавр» Джонатана Инглиша. 2006 год -«300» Зака Снайдера, повествующий о гибели Леонида и спартанцев с эпическим размахом в духе «Истории» Г еродота. 2008 год - «Астерикс на Олимпийских играх», в котором объясняется, как Венера Мелосская потеряла руки, а Брут безуспешно пытается отравить Юлия Цезаря. Здесь перечислены только наиболее яркие, вызвавшие широкий общественный резонанс продукты киноиндустрии на античную тему. Неважно, что большая часть этой кинопродукции является римейками и вызывает крайне неоднозначную оценку, важно, что встретить человека, который бы если и не смотрел, то хотя бы ничего об этом не слышал, просто не представляется возможным. Помимо художественных фильмов на сюжеты античной истории и мифологии не ослабевает интерес и к историческим фильмам: так, например, в 2005 году BBC снимает шесть фильмов о Древнем Египте, в 2004-м и 2006-м - фильмы на сюжеты греческой мифологии («Ясон и аргонавты», «Одиссей» и др.), в 2007-м - пять фильмов о Древнем Риме, «рассказанных для современников с помощью современной компьютерной графики и великолепной игры актеров», как повествует рекламный текст BBC, а Google Earth в 2008 году запускает новый сервис, позволяющий совершить виртуальную экскурсию в Древний Рим начала IV века н. э. и увидеть в трех измерениях реконструкции Колизея, арки Септимия Севера, форума Романум - более 6,5 тысяч компьютерных моделей зданий.

Аналогичные процессы, происходят и в мультипликации: помимо мультфильмов образовательного характера на более-менее «правильные» сюжеты, имеют место разнообразные переиначивания древнегреческих мифов, но с сохранением основных имен, подвигов, костюмов, ордерной

архитектуры, как, например, в мультипликационном сериале «Ясон и герои Олимпа» (Франция, 2002), в котором взятый на Олимп смертный мальчик Ясон совершает все подвиги греческих героев под руководством своего учителя Геракла и при помощи олимпийских богов, узнаваемых по атрибутам, но имеющих вид животных (Арес - слона, Афродита - белочки, Гермес - кролика). Кроме того, античные персонажи периодически попадают в не связанные сюжетно с античной тематикой мультфильмы (в широком диапазоне от «Симпсонов» до «Иксменов»).

Следующим видом современного искусства, активно эксплуатирующим персонажей античной мифологии и истории, а также орнаменты, одежды и произведения античного искусства являются компьютерные игры в широком спектре от игры на античный сюжет в окружении античной ордерной архитектуры и в античных костюмах, как action/RPG «Rise of the Argonauts» (Liquid Entertainment, 2008) до присутствия отдельных античных мифологических персонажей в играх на не античные сюжеты, как, например, минотавры в RPG «The Elder Scrolls IV: Oblivion» (Bethesda Softworks, 200б).

Вслед за кинематографом, мультипликацией и индустрией компьютерных игр справедливо назвать другой массовый вид современного искусства - рекламу, в которой дань отдана в равной мере и персонажам античной мифологии, и историческим личностям, и произведениям искусства. В телерекламе боги и герои рекламируют суперполезные продукты питания, дезодоранты и шампуни, «Дискобол» забрасывает подальше вредные для здоровья предметы, а в демонстрируемой в данный момент по телеканалу СТС рекламе сока «Любимый сад» папа-виноград под слова диктора «с виноградом всегда экзотично» втаскивает в их с мамой-яблоком квартиру статую Венеры Милосской, которой он нечаянно отламывает руки, не вписавшись в дверной проем... Также образы из античного искусства и мифологии используются в постерах, баннерах, листовках, будь то бегущие атлеты, срисованные с древнегреческой па-нафинейской амфоры, но облаченные в кроссовки и шорты, конкретные боги или герои, части скульптур или архитектурные элементы, не говоря уже о названиях: свадебный салон «Афродита», бюро переводов «Афина», агентство недвижимости «Гея» или лекарство от боли в печени «Прометей». Девушка, наливающая благовония на древнеримской фреске 30-15 гг. до н. э. из дома близ виллы Фарнезина (Рим, Национальный музей) появляется на коробке с амарантовым маслом, Аполлон Бельве-дерский, облаченный в белый костюм, рекламирует фирму «Олимп», на рекламе свадебного платья модель позирует рядом с бюстом Венеры Милосской тем самым намекая, что в этом свадебном платье вы будете столь же несказанно прекрасны, реклама обезболивающего средства «Кетонал» демонстрирует девушку в современном костюме, но стоящую на поста-

менте в позе «Дискобола» Мирона, а сопроводительный текст рядом призывает использовать это лекарство «если вы окаменели от боли».

И, наконец, спорт. 2000 год - Олимпийские игры в Сиднее, 2004 - в Афинах, 2008 - в Пекине. Особенно, конечно, игры в Афинах, ради которых патриоты-греки расстарались так, что в последующие и предшествующие годы по миру прокатилась волна выставок об Олимпийских играх, переиздание древнегреческих авторов, реклама... До тех пор, пока будут существовать Олимпийские игры, напоминающие нам о греках как минимум раз в четыре года, античность не пропадет из современного искусства.

Мифологические и исторические персонажи, а также произведения античного искусства, особенно - скульптуры, обгоняют по частоте цитирования и популярности, даже такие хорошо «раскрученные» произведения искусства, как, например, «Джоконда», и в «частном секторе». Простой поиск в Интернете фотографий из личных архивов позволяет гораздо чаще увидеть девушку-Афродиту и мужчину-Геракла/ Дискобола/ Цезаря, чем «Джоконду» или «Давида». Т. е. античное искусство и античные персонажи становятся объектом цитирования и на самом широком уровне - в личных фотографиях обывателей, желающих представить себя в виде богов, героев или античных статуй. А Сергей Малинкович и коммунисты Петербурга предлагают женам рабочих, демонтировавших памятник Ленину у Финляндского вокзала, «отказать своим мужьям в выполнении супружеского долга»169, вызывая в памяти «Лисистрату» Аристофана. Коврик или занавеска, украшенная меандром, набор конфет «12 подвигов Геракла», с фантиками, украшенными меандром и изображениями подвигов, татуировка на руке в виде меандра, банкетка, выполненная в виде ионической капители, сумка из розовой кожи, украшенная изображением Диониса и менад, срисованных с древнегреческой вазы, камин в виде дорического, ионического или коринфского портика, свадебное платье-хитон - примеров прямого и опосредованного использования античного наследия в современной архитектуре, изобразительном искусстве, рекламе может быть приведено множество. Произведения античного искусства цитируются в современной живописи, фотографии, коллаже, архитектуре, причем от массового и популярного искусства в этом смысле не отстает госзаказ и искусство, претендующее на то, чтобы быть продолжателем традиций «высокого искусства» - стоит только вспомнить оформление станций метро, возведенных в начале XXI века, например «Крестовский остров» в Санкт-Петербурге: вместо суперсовременных материалов их облицовывают мрамором и гранитом, отделывают мозаикой из смальты (как римляне) или цветных пород натурального камня (как греки), а мозаики представляют

169 Метро. 2009. 27 окт. № 202 (1836). С. 2.

аллегории качеств, персонификации рек и островов и т. п., т. е. опять следуют античным традициям.

Один из основных мотивов этого цитирования, прямого или косвенного обращения к античности в современном искусстве - сопоставление, проведение параллелей, демонстрация того, что мы - такие же, как они, а они - такие же, как мы. Античность пошла в массы и стала общим достоянием, имена богов и героев, прославленные памятники искусства стали брендами. Античность принадлежит народу, мне и тебе, мы тоже знаем про нее все: помимо того, что в любом книжном супермаркете одновременно выложено на прилавок не менее пяти разных сборников древнегреческих мифов, у нас еще есть «Classical mythology: idiot’s guide» (стыдливо переведенное на русский язык «Классическая мифология: шаг за шагом»), название, а также - «Античность, притворись ее знатоком», автор которой предлагает всем выучить имя Виламовица-Меллендорфа, потому что звучит солидно, а поскольку этот немецкий ученый конца XIX-начала XX века успел высказать свое мнение практически обо всех областях античной культуры, а писал столь туманно, что его никто не понимает, упоминая его, вы не попадете впросак даже беседуя со специалистом, объясняет автор книги. А переводчик на русский язык, в свою очередь, в сноске для читателя к упомянутому в тексте Джону Бордману комментирует «выдуманный ученый», не удосужившись справиться хотя бы в Интернете и узнать, что Джон Бордман - реальная личность, весьма известная в кругах искусствоведов-классиков.

Помимо античности в современной массовой культуре, представленной кино-, теле-, рекламной и игровой, наука XXI века также уделяет ей значительное внимание: раскопки, книги и статьи по атрибуции и иконографии, специальные конференции по проблемам античного искусства и культуры, долговременные совместные Интернет-проекты и электронные базы данных170, предназначенные для ученых всего мира, а также доклады и публикации на тему использования античного наследия в культуре разных стран, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая XX веком. При этом, несмотря на то, что академическая/музейная/университетская античность декларирует, что она-то знает, как все было на самом деле и провозглашает, что не имеет ничего общего с «вульгарной» античностью Голливуда, комиксов и компьютерных игр, тенденция образовательных просветительских программ, книг, выставок античного искусства начала XXI века показывает обратное. Приведу несколько примеров выставок античного искусства в весьма солидных классических музеях разных стран мира: «Рождение Олимпийских игр» (Женева, 2004), «Любовь и Эрос в античной культуре» (Москва, 2006), «Аромат древности» (СПб,

170 Например, оцифровка архива Дж. Бизли: www. beazley. archive. ox. ac. uk

2007), «Поклонение женщине: обряд и действительность в Афинах в классическую эпоху» (Нью-Йорк, 2008; Афины, 2009), «Дети богов. Античные герои в древнем и новом искусстве» (Казань, 2009), «Пестрые боги: цвет античной скульптуры» (Копенгаген, 2004; Афины, 2006; Кассель, 2009), «Античность сегодня» (Одесса, 2009). к этому списку можно добавить еще много единиц, однако и приведенных примеров достаточно, чтобы увидеть некую тенденцию: цель всех этих выставок показать, что в Древней Греции и Древнем Риме жили такие же люди, как и сейчас в современном мире, с теми же слабостями и пороками, они так же занимались любовью и спортом, изготовляли духи и одежду, т. е. заинтересовать обывателя, сыграв на параллелях, как и в случае с кинематографической Голливудской продукцией, а выставка «Пестрые боги» демонстрирует ярко раскрашенную античную скульптуру, не только рассказывая о результах научных исследований остатков красочных пигментов, но и как бы «приближая» к нам ранее казавшуюся несколько «холодной» в беломраморном варианте античность. То же самое можно наблюдать и в реэкспозиции античного искусства, активно проводимой многими музеями мира (особенно показательным примером является интерактивная экспозиция в Музее кикладского искусства в Афинах, где зрителям предлагается не только доступно организованные витрины, но и фильмы, в которых все выставленные в витринах предметы показаны в действии), от Метрополитена в Нью-Йорке до Эрмитажа в Петербурге -на смену витринам, демонстрирующим развитие стиля в искусстве, приходят витрины, в которых произведения искусства призваны проиллюстрировать различные стороны жизни и быта греков и римлян, а конференции с названиями «Петербург и античность», «Проблемы античного мира и современность», «Античность и тоталитарная мысль» и т. п. - призваны продемонстрировать наследование последующими эпохами достижений античного мира.

Помимо безудержного распространения античных персонажей в современном искусстве, отмечу также и возникшую уже рефлексию по этому поводу, включая не только ученых, которые пишут в серъезных научных журналах, но и обывателей, которые пытаются разобраться в мифах, истории и произведениях античного искусства, а также в вопросе способов и целесообразности их использовании, как, например, в статье «Кентавры и минотавры»171 из журнала «Лучшие компьютерные игры».

Таким образом, очевидно, что, фактически, любая сфера современного искусства или любая сторона массовой и элитарной культуры, так или иначе, соприкасается с античным искусством и культурой. Что же такое

171 Ромашова В., Ленский А. Кентавры и минотавры // Лучшие компьютерные игры. 2007. №5 (66), май. URL: http: //www. lki. ru.

«античность» в искусстве XXI века, каков ее образ? Голое, вечно молодое, прекрасное, наслаждающееся жизнью, активно выпивающее и занимающееся сексом без мысли о болезнях или возможном воздаянии за грехи (Афродита и Дискобол - гораздо более популярные персонажи, чем царь Эдип), а еще - с колоннами и меандром, пожалуй, можно добавить еще и шрифт, имитирующий надписи на древнегреческих вазах и постаментах скульптур. Вот, пожалуй, набор клише и общих мест, на которых строится риторика античности в современном искусстве. В чем же причина такого стойкого интереса к античности на протяжении многих столетий существования человечества и причина того, что, по моему мнению, и в искусстве XXI века этот интерес не будет ослабевать? Ну, во-первых, не будем забывать, что многие вещи придумали греки или римляне: спортивные соревнования, идею состязаний как таковую за звание самого-самого (сильного/умного/красивого), конкурсы красоты, реалити-шоу (гладиаторские бои), театр, ордерную архитектуру, орнамент «меандр» и многие другие вещи, возвращаясь к которым в силу нашей собственной скудости в изобретательности мы оправдываем себя именно этими греками и римлянами (они создали прецедент, они - прошлое, которое является авторитетом, они - разрешение нам поступать так же). Во-вторых, даже если и не все это придумали греки и римляне - начиная с теоретиков эпохи Возрождения и Винкельмана нас в этом так старательно убеждают, что мы, наконец-то, это выучили. В-третьих, по сравнению со сведениями о других древних культурах, современных античной, сведений о греках и римлян переизбыток, характер культуры гораздо более светский и каждая последующая историческая эпоха может найти там все, что душе угодно. Если французское искусство 1790-1810-х или советское искусство 1930-40-х гг. искало в античности героический идеал, самопожертвование во имя идеи и государства, умаление частного во имя общественного - мы в наши дни с нашими интересами к наслаждению сегодняшним днем и извращенному разнообразию найдем оправдание инцесту, зоофилии, некрофилии и садомазохизму. И все это - без всякой моральной оценки, просто как факт, подтвержденный авторитетом древних. Эта древность, т. е. авторитет, в сочетании с ориентированностью античной культуры на молодость, юность и удовольствие от жизни и является, по моему мнению, причиной, по которой интерес к ней не пропадет никогда, в том числе - в XXI веке, все еще помнящем, что народу нужно дать «хлеба и зрелищ», а «деньги не пахнут».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.