Научная статья на тему 'Аномия как критический фактор социализации'

Аномия как критический фактор социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
702
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ МАТЕРИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ANOMIA / SOCIAL MATTER / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зеленчук Ирина Анатольевна

В статье рассматривается проблема ценностных изменений в России и на Западе, предпринята попытка философского осмысления понятия «аномии» как социального феномена, охватывающего мировое пространство, имеющего тенденции к глобализации и связанного с кризисными ситуациями в развитии обществ. Прослеживается влияние объективных и субъективных факторов аномии на процессы социализации и самоидентификации индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anomia as a critical factor of socialization

In the article an original approach of understanding of business on the basis of conception of mental activity of organizing and active games is offered. As the result of research the levels of reflection on which there is a subject of business are noted and it is specified the specificity of subject of business through the «value» category.

Текст научной работы на тему «Аномия как критический фактор социализации»

УДК 316 758 + 316624 И. А. ЗЕЛЕНЧУК

Омский медицинский колледж Росздрава

АНОМИЯ КАК КРИТИЧЕСКИЙ

ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ__________________________

В статье рассматривается проблема ценностных изменений в России и на Западе, предпринята попытка философского осмысления понятия «аномии» как социального феномена, охватывающего мировое пространство, имеющего тенденции к глобализации и связанного с кризисными ситуациями в развитии обществ. Прослеживается влияние объективных и субъективных факторов аномии на процессы социализации и самоидентификации индивида. Ключевые слова: аномия, общественная материя, объективные и субъективные факторы, социализация.

Современный мир находится в состоянии ценностных изменений. Данная ситуация сопровождается трансформацией его прежних контуров, изменениями в обществе, и этот процесс до сих пор еще не завершен. Он связан с явлениями массовой дезадаптации, с трудностями самоидентификации, социализации индивида и неопределенностью статуса, ценностей и мотиваций, т.е определенной социальной патологией, одной из форм которой является аномия.

В переводе с древнегреческого языка апошов означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». Впервые этот термин использовал Э. Дюркгейм в конце XIX века. Рассматривая проблему взаимоотношения общества и личности, он утверждает, что человек является двойственным существом, т.к. в нем физические качества сочетаются с социальными. Поведение индивида полностью зависит от сплоченности и прочности общества, поэтому, если оно находится в состоянии кризиса, разобщения — социальные нормы и ценности утрачивают значение для личности. Социолог именует такое состояние общества аномией. В своей монографии «О разделении общественного труда», Э. Дюркгейм анализирует проблемы классового неравенства, деградации рабочей силы и считает, что аномия возникает при серьезных экономических потрясениях. Кризис и состояние аномии, пишет он, в промышленном мире не только постоянные явления, но, даже можно сказать, нормальные» [1].

Полагаем, Э. Дюркгейм скорее обозначил понятие «аномия», считая, что любое отклонение личностью общественных норм и ценностей является патологией. Хотя полное отсутствие норм невозможно, на том или ином историческом этапе или при определенном стечении обстоятельств их количество и эффективность может быть большей или меньшей. Любое переходное состояние общества способствует возникновению аномии. В это время старые нормы перестают действовать, а новые еще не установились. Например, социальные и экономические нововведения в современной России зачастую не получают морального оправдания и моральной опоры в общественном сознании, что приводит к неприятию новых ценностей индивидом.

Взгляды Э. Дюркгейма на аномию существенно развил и модернизировал Р. Мертон. В своей работе «Социальная структура и аномия» ученый основную причину возникновения «аномических» ситуаций усматривает в несоответствии между определяемыми культурой общества «символами успеха» и целями,

намерениями, интересами индивида. По его мнению, отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено, как их удовлетворение [3]. Р. Мертон создал типологию «аномического» поведения индивида, выявив пять логически возможных альтернативных способов приспособления или адаптации индивидуума к условиям существующим в обществе или группе — носителе данной культуры:

— конформизм (принятие целей и средств);

— инновация (принятие целей, устранение средств);

— ритуализм (непринятие целей, принятие средств);

— ретретизм (непринятие ни целей, ни средств);

— мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами) [4].

Доктрина поведенческой культуры, пишет Р. Мертон, «цель оправдывает средства» становится ведущим принципом деятельности индивида в случае, когда структура культуры излишне превозносит цель, а социальная организация излишне ограничивает возможный доступ к апробированным средствам ее достижения [5]. В данных условиях возникают нарушения процесса социализации индивида, возрастает уровень преступности и криминализации как в конкретном обществе, так и в мировом сообществе, так как акцент на национальном могуществе государства не сочетается с организацией законных (принятых в международном масштабе) средств достижения цели.

Полагаем, что аномическое поведение индивидов приобретает значительные масштабы только тогда, когда система культурных ценностей превозносит определенные символы успеха, к примеру денежный, как общие для населения в целом, а оно в большинстве не может этого реализовать. Например, если школа и СМИ учат нас, что путь к состоятельности лежит через труд, усердие и честность, но никто из окружающих людей, знакомых таким путем богатства не добивался, то, по всей вероятности, в обществе существуют какие-то другие пути, отличные от того, чему нас учат и к чему призывают. Разделяя позицию Р. Мертона, полагаем, что аномия связана с отсутствием условий для реализации социальных норм индивидом. Однако данный феномен, присутствуя в любом социуме в разные периоды существования, проявляется в неодинаковой степени — от отдельных элементов, в виде аномического поведения индивидов, до глобального охвата. В современной реальности проявления аномии

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

охватывают мировое пространство, и ее результатом является тенденция к нарушению международного права, «необъявленные войны», бомбардировки гражданского населения, как например, конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года. В такой ситуации насилие и обман становятся единственными добродетелями ввиду их быстрой эффективности для достижения целей. Таким образом, проблемы социализации, идентификации индивида проявляются в аномическом обществе особенно остро.

Существует психологическая теория аномии, которая подразумевает нарушение чувства причастности индивида к обществу. Аномический человек духовно стерилен и ответствен лишь перед собой, писал Р. Маккайвер [2]. Психологическая аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплочённости разрушается или совершенно ослабевает, а индивид, следовательно, является аномичным. Для него характерно следующее: бесцельность жизни вследствие отсутствия ценностей, что есть результат конфликтного столкновения различных культур и систем ценностей; использование своей силы или возможности ради самого себя; изоляция от значимых человеческих отношений и связей вследствие утраты своих прежних ценностей. Его единственная религия — философия отрицания. Он живет лишь непосредственными ощущениями, у него нет ни будущего, ни прошлого [8]. Ученый связывает аномию с конфликтом культур, капиталистической конкуренцией и быстрым темпом социальных перемен. Однако психологическая трактовка аномии, на наш взгляд, объясняет скорее последствия этого явления для социализации индивида, чем понимание сути проблемы данного феномена.

Э. Фромм в своих взглядах на «больное общество» указывает на глобальную опасность аномии и считает равнодушие к человеческой личности главным ее показателем. Результаты аномических отклонений видны в патологии индивида: некрофилии, садизме, мазохизме и др. Некрофилия в данном случае понимается как ненависть к живому и любовь к мертвому, ее можно рассматривать как крайнюю форму непродуктивной ориентации характера. Он также усматривает некрофильские черты в разрушительных тенденциях современной цивилизации — в угрозе ядерного уничтожения, в экологическом кризисе, в подчинении всех сторон жизни нуждам индустриальной «мегамашины»

[9]. Приведенная выше трактовка Э. Фромма обличает порочность «больного общества» и нарушение в нем социальных условий — это является констатацией естественного возникновения аномии.

Наиболее концептуальное продолжение данной темы мы видим в работах Ф. Фукуямы. По его мнению, разрыв в системе ценностей на Западе происходил дважды. Первый был связан со сменой аграрной эпохи индустриальной, второй — при переходе от индустриального общества к постиндустриальному

[10]. Главную причину аномии ученый видит в изменении природы труда, происходящем по мере того, как общество совершает переход от экономики индустриального века к информационной эре. Как следствие этих процессов, происходит отказ от прежних семейных ценностей, в частности семейных. Трудно поверить, пишет ученый, что люди во всех развитых странах просто решили поменять свое отношение к таким фундаментальным явлениям, как брак, развод, воспитание детей, власть и общество, поменять радикально на протяжении двух-трех десятилетий, причем сдвиг в ценностях произошел без вмешательства иных могущественных сил [11].

Разделяя данную позицию, считаем, что причиной аномии является переход от одного способа производства к другому. Если рассматривать аномию как состояние общественной материи в определенный временной отрезок, то возникает необходимость в выделении ее общих закономерностей, оснований. Полагаем, что объективными факторами исследуемого феномена, является кризис в социально-экономическом развитии общества, переход к новой информационной эре, несоответствие между производительными силами и производственными отношениями. Следствием этих процессов, например, может быть падение объемов производства, резко возросший уровень инфляции, высокий уровень бедности населения, девальвация прежних культурных норм, ценностей и правил, отсутствие передачи традиций, разрушение законов.

Субъективные факторы аномии непосредственно связаны с нарушениями поведения индивида в обществе: ретретизм, мятеж и др. У личности возникает кризис идентичности, который проявляется в неопределенной гражданской позиции, низком уровне интереса к социально-политическим событиям, значительном увеличении количества самоубийств, преступности и правонарушений и многом другом. Этот процесс способствует изменению всей прежней системы ценностей и непосредственно влияет на социализацию индивида. Например, следуя Ф. Фукуяме, второй разрыв ценностей на Западе связан с возникновением постиндустриальной стадии развития. Высшие достижения технического прогресса постиндустриальных обществ не ведут к аналогичному прогрессу в морали общества. Глубокие ценностные изменения в западном обществе затрагивают все сферы жизни. Основная черта — индивидуализация без производства индивидуальности, формирование эгоистического индивида, думающего только о себе самом [6]. Формируется культура неограниченного индивидуализма, в которой ломка правил становится основным правилом. К подобным проявлениям аномии относятся неопределенность границ нормального и запретного в осуществлении экономической деятельности, непрозрачность и неоформленность рыночных принципов хозяйствования, кризис доверия и права.

Если провести анализ ситуации в современной России, то мы увидим негативного неукорененного индивида, не имеющего связи с прошлым, находящегося в ситуации потери норм и изоляции [7]. Отмечается потеря ориентации власти на производство, и как результат — деиндустриализация и коммерциализация. Понятие успеха в России измеряется тем, что приносит деньги. Очевидна потеря прежних идеалов и ценностей и отсутствие долгосрочных жизненных целей, распад семьи и замена любви на «выгодный брак».

Таким образом, социальный феномен аномии в данной ситуации очевиден, и связан он с переходом к постиндустриальному обществу, имеет тенденции глобализации и непосредственно влияет на социализацию индивида. В этих условиях особенно актуально изучение факторов, влияющих на процессы ценностных изменений в России и на Западе и дальнейшее осмысление проблемы аномии.

Библиографический список

1. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э.Дюркгейм. — М. : Наука, 1991. — С. 86.

2. Маккайвер, Р. Реальность социальной революции // Американская социологическая мысль : тексты. — М. : Изд-во МГУ, 1994. - С. 79.

3. Мертон, Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) ; перевод Е.А. Самарской. — М. : Издательство «Прогресс», 1966. — С. 300.

4. Там же. С. 304.

5. Там же. С. 307.

6. Федотова, В.Г. Ценностные изменения на Западе и в России // Вопросы философии. — 2005. — №11. — С. 8.

7. Там же. С. 23.

8. Феофанов, К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социологические исследования. — 1992. — №5. — С. 18.

9. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности

; перевод с нем. Э. Телятниковой. — М. : АСТ, 2006. — C. 203.

10. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. — М. : АСТ, 2003. — С. 26.

11. Там же. С. 29.

ЗЕЛЕНЧУК Ирина Анатольевна, аспирантка кафедры философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического университета, заведующая отделением «Сестринское дело» Омского медицинского колледжа Росздрава.

E-mail: irina zelenchuk@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 18.02.2009 г.

© Зеленчук И.А.

УДК 1 М. В. МАЛЫГИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

К ВОПРОСУ

О ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ БИЗНЕСА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье предложен оригинальный подход осмысления бизнеса на основе концепта мысле-деятельности организационно-деятельностных игр (ОДИ).

В результате исследования указаны уровни рефлексии, на которые выходит субъект бизнеса и определена специфика субъекта бизнеса через категорию «ценность».

Ключевые слова: бизнес, деятельность, мыследеятельность, рефлексия, ценности, символический капитал.

Современному предпринимательству присуще такое отношение к миру, которое ориентируется на достижение реального результата своей деятельности наиболее целесообразным и выгодным ему путем.

В силу характера своей деятельности предприниматель руководствуется утилитарными соображениями пользы. Хозяйствующий человек погружен в мир повседневности, в заботы о выгоде и прибыли, ему некогда задумываться над этической и тем более духовной сущностью вещей и отношений.

Таким образом, по своей природе современный бизнес как деятельность, основным приоритетом которой является чистая прибыль и развитие дела, склонен пренебрегать интересами общества и забывать о социальной ответственности.

Как считает Н.Н. Зарубина, это связано с глубокими изменениями в культуре: не столько бизнес обслуживает общество с его реальными потребностями, сколько общество является для бизнеса ареной удовлетворения потребности в наращивании прибылей и раскручивании дела [1].

В России сложились специфически сложные взаимоотношения между предпринимательством, обществом и государством. Еще Аристотель выделял триаду общество — государство — личность, отводил государству главенствующую роль в решении проти-

воречий между обществом и личностью. Наилучшая жизнь, по Аристотелю, предполагает не только материальный достаток, но, в первую очередь, соблюдение справедливости [2].

Исходя из этого, государство и общество должны осуществлять контроль за социально-ответственной политикой бизнеса.

Итак, современная ситуация характеризуется масштабной деструкцией системы ценностей и социальных отношений.

В содержательном плане эта деструкция выразилась в нарушении хрупкого равновесия индивиду-ально-достижительного, государственного и коллективного начал в устройстве общества, баланс между которыми всегда был подвижен и неустойчив [3].

Таким образом, как считает известный российский философ К.С. Пигров, для России наступило время духовного поиска. Вопросы, ответы на которые ранее, в условиях относительно стабильного состояния общества, были, казалось бы, определены, выглядят сейчас совершенно по-иному. И к ним требуется философский подход [4] .

Поэтому, на наш взгляд, необходимо философское осмысление бизнеса как деятельности.

Цель данного исследования — на основе сложившихся в истории познания представлений о деятель-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.