Научная статья на тему 'Английская провинция в эстетике г. Филдинга'

Английская провинция в эстетике г. Филдинга Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
920
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. ФИЛДИНГ / ПРОВИНЦИЯ / ЛОНДОН / ДОБРОДЕТЕЛЬ / СЧАСТЬЕ / «ДОНКИХОТСТВО-ДОБРО» / «ДОНКИХОТСТВО-ЗЛО» / "ДОМ" / СКВАЙР / ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уткина О. Л.

В статье рассмотрены факторы, повлиявшие на творчество Г. Филдинга, эстетические взгляды писателя и их выражение в романах «История жизни покойного Джонатана Уайлда великого», «История приключений Джозефа Эндруса и его друга мистера Абраама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша», «Амелия». Автором статьи исследован гуманистический идеал писателя, воплощением которого стала провинция и ее обитатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH PROVINCES IN THE AESTHETICS OF H. FIELDING

The facts which influenced the literary works of H. Fielding, aesthetic points of view and their expression in the author’s novels «The history of the late Mr. Jonathan Wild», «The History of the Adventures of Joseph Andrews and his friend Mr. Abraham Adams», «The History of Tom Jones, a Foundling», «Amelia» were examined in the article. The author of the article researched the writer’s humanitarian ideal realized in the provinces and its inhabitants.

Текст научной работы на тему «Английская провинция в эстетике г. Филдинга»

Уткина О.Л.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: olyaut@yandex.ru

АНГЛИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ В ЭСТЕТИКЕ Г. ФИЛДИНГА

В статье рассмотрены факторы, повлиявшие на творчество Г. Филдинга, эстетические взгляды писателя и их выражение в романах «История жизни покойного Джонатана Уайлда великого», «История приключений Джозефа Эндруса и его друга мистера Абраама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша», «Амелия». Автором статьи исследован гуманистический идеал писателя, воплощением которого стала провинция и ее обитатели.

Ключевые слова: Г. Филдинг, провинция, Лондон, добродетель, счастье, «донкихотство-добро», «донкихотство-зло», «дом», сквайр, идеал.

Произведения Г. Филдинга считаются вершиной английской просветительской мысли. В своих романах «История жизни покойного Джонатана Уайлда великого», «История приключений Джозефа Эндруса и его друга мистера Абраама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша», «Амелия» писатель выразил гуманистические идеалы добра и справедливости в их неразрывной связи с провинцией - воображаемым приютом добродетели и счастья. На протяжении всего творчества героями Фил-динга становились добрые, благоразумные люди, живущие в провинции.

Основными факторами, повлиявшими на представления писателя стали, во-первых, детство, проведенное в провинции, во-вторых, философские и религиозные учения XVП-XVШ веков. Под влиянием различных факторов у Филдинга сформировался идеал человека, главными качествами которого является доброта и благоразумие. И хотя этот идеал практически недостижим, Филдинг стремится изобразить его в своих романах. Филдинг оставлял человеку возможность удалиться от мира своекорыстных и злобных. Таким убежищем для него были провинция и семья. При этом если провинция выступает как воображаемый приют добродетели, то семья виделась Филдингу тем социумом, где возможны гармоничные отношения, основанные на любви и добре. При этом если в культуре Англии Лондон был признан культурным и просветительским центром, которому противопоставлялась остальная часть страны, и в литературе писатели оценивали провинцию относительно столицы, то у Филдинга на первый план выступает именно провинция, где еще живет дух «старой доброй Англии». Филдинг, в отличие от соотечественников, оценивал Лондон с точки зрения провинциального человека, обличал

фальшивость и лживость столицы. Отсюда возникает контрастное изображение мира провинции как воображаемого приюта счастья для положительных героев и мира столицы, где царят фальшивость, порочность и черствость.

Представления писателя о добре и зле воплотились в его понимании «донкихотства». Филдинг подметил двойственную сущность человеческой природы Дон Кихота. Заслуга Филдинга в том, что он первым среди своих соотечественников творчески воспринял сервантесовского Дон Кихота, заметил не только высокое гуманистическое начало «донкихотства», но и, возможно, вслед за Т. Гоббсом, его вредоносную, пагубную сторону. Заострив внимание на всех отрицательных качествах Дон Кихота, Филдинг создал образ Джонатана Уайлда, эгоизм и тщеславие которого приобрели крайнюю степень и переросли в человеконенавистничество. Именно так тема Дон Кихота, столь распространенная в разных ее вариантах, у Филдинга приобрела особое значение, стала открытием в социальной критике, в изображении человеческих характеров и в оценке этических ценностей эпохи.

Посредством главных героев Филдинг показал проявление «донкихотства-зла» и «донкихотства-добра». Для этого писатель вводит в сюжет донкихотские пары, выстраивая прямые (Том Джонс - Дон Кихот, Патридж - Санчо Пан-са; Софья - Дон Кихот, Гонора - Санчо Панса; Бут - Дон Кихот, Джонатан Уайлд - Дон Кихот) и перекрестные параллели (пастор Адамс - Дон Кихот - Санчо Панса; Амелия - Санчо Панса -Дон Кихот). При этом как «донкихотство-зло», так и «донкихотство-добро» наделены у Фил-динга мощной обличительной силой. С одной стороны, общество обнаруживает злобность, лицемерие, лживость, когда не принимает пастора Адамса, смеется над его проповедями, с другой -

раскрывает алчность и своекорыстие, когда принимает за равного Джонатана Уайлда.

Филдинг, как истинный просветитель и наследник латитудинаризма, находился на стороне «донкихотства-добра», которое в его эстетике представлено как философское понятие, вмещающее просветительскую и христианскую идеи. С просветительских позиций «донкихотство» Филдинга утверждало гуманистическую идею человека, оптимистическую веру в возможность преобразования личности на основе идей разума и справедливости, провозглашение вне-сословной ценности человека. Христианская идея «донкихотства» проявляется в определении ценностных ориентаций человека, в утверждении первостепенной роли милосердия и доброты. Христианство стоит над временем, его идеалы имеют непреходящую ценность. Из сокровищницы христианства черпали свои идеи как гуманисты, так и просветители и обнаруживали пропасть между реальной действительностью и теми идеалами, которые оно проповедовало, которыми восхищались гуманисты и пытались воспитать просветители. Истинное счастье, как указал Филдинг, заключается не в величии и богатстве, а в семье, труде, заботе о близких, любимых людях.

Провинция для Филдинга - тот идеал «дома», к которому он призывает стремиться. Образец такого дома он ищет в доме сквайров. Образ сквайра, который в романах Филдинга выступает как носитель нравственных ценностей английской провинции. Он предстает не только как образец, но и «норма, идеальный образ, определенный способ и характер поведения человека или общества, класса» [1;3]. Взяв за основу понятие «норма», Филдинг в «Истории приключений Джозефа Эндруса и его друга мистера Абраама Адамса» рисует обобщенный портрет сквайров середины XVIII века. Они изображены как носители социального зла. Лишив их имен, автор показал типичных представителей сквайров. Используя, с одной стороны, прием контраста между видимостью и сущностью, Филдинг обнаруживает лживость и притворство «первого» и «второго» сквайров, пагубно влиявших на людей, с другой - с сарказмом изобличает враждебность сквайра как социального типа («третий» сквайр-весельчак).

Причины возникновения подобных пороков, по мнению автора, таковы: во-первых, семейное воспитание джентльмена; во-вторых, нравственные нормы светского общества, дале-

кие от гуманистических представлений о добре и зле; в-третьих, сама природа сквайра, которая под влиянием внешних и внутренних обстоятельств либо проявляется в лицемерии и лжи, либо развивает преступные наклонности.

В «Истории Тома Джонса, найденыша» в образах Олверти и Вестерна возникает идеал сквайра как хранителя лучших традиций английской провинции. Филдинг стремился создать образец сквайра в лице милосердного и доброго Олверти, хотя и этот идеал оказался достаточно условным, поскольку лишен благоразумия, а именно способности объективно оценивать людей. В итоге он потворствовал злонамеренным людям, окружающим его (Блай-фил, Сквейр, Тваком) и причинил страдания невиновным Патриджу и Тому Джонсу.

В европейской этике от Сократа и Платона утвердилась традиция рассматривать благоразумие (мудрость) (лат. prudential, англ. prudence) как первую среди добродетелей. Г. Филдинг в своих романах показал, что люди, употребляя это слово, вкладывают в него разный смысл в соответствии со своей нравственной позицией. Однако писатель, не отрицая необходимости просветительского благоразумия в значении «предусмотрительность, рассудительность, расчетливость», как последователь латитудинаризма, считал главной добродетелью милосердие. При этом «благоразумие» (‘prudence’) Филдинга выступало как добродетель, «рассудительность в сочетании с добром» и сближалось с понятием «мудрость» - непременным условием для достижения счастья.

Сквайр Вестерн также не может быть назван идеалом. Обладающий главным качеством хорошего сквайра - заботой о сохранении патриархальных традиций Англии, тем не менее он был настолько практичен и расчетлив, что все остальные человеческие характеристики, даже любовь к дочери, отступали на задний план, когда речь заходила о выгоде. Все его благоразумие заключалось в расчетливости и практичности. Двойственная природа сквайра Вестерна проявляется в том, что, как в случае со сквайром Олверти, он старался сделать что-то полезное, хорошее, но на деле причинял страдания своим близким.

По Филдингу, если доброта была дана человеку от природы, то благоразумие он приобретал через испытания.

В романах Филдинг пытается вместе со своими персонажами прийти к такому герою, в

котором нашли бы отражение все характеристики, вложенные в понятие «милосердие», «благоразумие», «добродушие». Отчасти он уже приблизился к идеалу в описании сквайра Ол-верти, но только в образе Тома Джонса у него была возможность всесторонне проследить этапы становления идеального героя, как некоего социального образца, нравственной нормы, которой необходимо следовать в своем поведении.

Таким образом, эстетика Г. Филдинга складывалась на протяжении всего творческого пути. Главной темой произведений писателя стала провинция - воображаемый, желаемый приют добродетели и счастья, а провинциальные герои воплотили в себе то понятие об идеале, которое делает провинцию контрастом Лондону, своеобразным культурным центром Англии середины XVIII века.

18.03.2011

Список литературы:

1. Герасимов В. М. Сущность и содержание понятия идеал. - М.: МААН, 1998. - 18 с.

2. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А. А. Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - 445 с.

3. Четина Е. М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной культуре. Проблемы интерпретации. - М.: Изд. «Флинта», «Наука», 1998. - 102 с.

4. Цветкова М. В. Концепт ‘Englishness’: основные константы // Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада: материалы научной конференции. В 2-х т. - Т. 2. - Воронеж: ЦЧКИ, 2000. - 144 с.

5. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография; пер. с англ., послесл. и коммент. В. Харитонова. - М.: Радуга, 1984. - 208 с.

6. Литературные архетипы и универсалии / под ред. Е. М. Метерлинского. - М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2001. - 431 с.

7. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература. XVII век. - М.: Дрофа, 2004. - 176 с.

8. Гоббс Т. Сочинения; в 2-х т.; пер. с латин. и англ. ; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - 621 с.; Т. 2. -731 с.

9. Fielding H. The complete works of H. Fielding, esq. With an essay on the life, genious and achievement of the auth., by W. E. Henley. In 16-th vol. - London, Cass, 1967. - Vol. 1. The History of the Adventures of Joseph Andrews and his friend Mr. Abraham Adams / H. Fielding. With reproductions of the original designs by Rooker. - 394 p.; Vol. 2. The history of the late Mr. Jonathan Wild and a journey from this world to the next. With repr. Of the rare designs by Stothard. - 343 p.; Vol. 8. Plays and poems. With repr. Of rare contemporary draw. and orig. designs by E. E. Carlson and E. J. Read. In 5 vols. Vol. 1. 298 p.; Vol. 10. Plays and poems. In 5 vols. Vol. 3. - 351 p.

Сведения об авторе:

Уткина Ольга Леонидовна, доцент кафедры английского языка, ТМОАЯ Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) Оренбургского государственного университета,

кандидат филологических наук 4б2403, Орск, пр-т Мира, 15а, тел. 8(3537) 235711, e-mail: olyaut@yandex.ru

UDC 820 (09)

Utkina О.L.

Orsk Humanitarian and Technological Institute (the branch of) Orenburg State University E-mail: olyaut@yandex.ru

ENGLISH PROVINCES IN THE AESTHETICS OF H. FIELDING

The facts which influenced the literary works of H. Fielding, aesthetic points of view and their expression in the author’s novels «The history of the late Mr. Jonathan Wild», «The History of the Adventures of Joseph Andrews and his friend Mr. Abraham Adams», «The History of Tom Jones, a Foundling», «Amelia» were examined in the article. The author of the article researched the writer’s humanitarian ideal realized in the provinces and its inhabitants.

Key words: provinces, London, virtue, happiness, «quixotism-good», «quixotism-evil», «house», squire, ideal. Bibliography:

1. Gerasimov V. M. The Essence and the Content of the notion ideal. - M.: MAAN, 1998. - 18 p.

2. Aesthetics: A Dictionary / by A. A. Belyaev. - M.: Politizdat, 1989. - 445 p.

3. Chetina E. M. Evangelic images, plots, motives in the artistic culture. - M.: Flinta, Nauka, 1998. - 102 p.

4. Tsvetkova M. V. Concept ‘Englishness’: basic constancies // The Prtoblem of National Identity in the Culture and Education Of Russia and the West: the materials of the conference. In 2 vols. - Vol. 2. - Voronezh: CHKI, 2000. - 144 p.

5. Rogers P. Henry Fielding. Biography. - M.: Raduga, 1984. - 208 p.

6. Literal archetypes and universalities / by E. M. Meterlinskiy. - M.: Russian State Humanitarian University, 2001. - 431 p.

7. Erofeeva N. E. Foreign Literature. XVIIth century. - M.: Drofa, 2004. - 176 p.

8. Hobbs T. Works; in 2 vols. ; AN USSR, Philosophical Institute. - M.: Misl, 1989. - Vol. 1. - 621 p.; Vol. 2. - 731 p.

9. Fielding H. The complete works of H. Fielding, esq. With an essay on the life, genious and achievement of the auth., by

W. E. Henley. In 16-th vol. - London, Cass, 1967. - Vol. 1. The History of the Adventures of Joseph Andrews and his friend Mr. Abraham Adams / H. Fielding. With reproductions of the original designs by Rooker. - 394 p.; Vol. 2. The history of the late Mr. Jonathan Wild and a journey from this world to the next. With repr. Of the rare designs by Stothard. - 343 p.; Vol.

8. Plays and poems. With repr. Of rare contemporary draw. and orig. designs by E. E. Carlson and E. J. Read. In 5 vols. Vol. 1. 298 p.; Vol. 10. Plays and poems. In 5 vols. Vol. 3. 351 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.