Научная статья на тему 'Анатомофизиологический компонент в представлениях подростков старшего школьного возраста'

Анатомофизиологический компонент в представлениях подростков старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маковеева О. С.

Представление себя подростками старшего школьного возраста сопряжено с формированием «образа» половой роли. Анатомофизиологические, социальные характеристики половых ролей находят свое воплощение в образе тела, который совмещаясь со множеством других образов, создает целостное представление подростка о себе (образ Я). Образ тела подростка определяется не всегда достоверными знаниями анатомических, физиологических различий мужского и женского организма, наличием разрозненных социальных характеристик, несоответствием облика своего тела существующим стереотипам, что служит препятствием на пути преодоления трудностей пубертатного периода. В статье определена роль анатомофизиологического компонента в представлениях старших подростков и дан анализ представлений современных подростков старшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анатомофизиологический компонент в представлениях подростков старшего школьного возраста»

УДК 371.7

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИй КОМПОНЕНТ

в представлениях подростков старшего школьного возраста

О.С. МАКОВЕЕВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Представление себя подростками старшего школьного возраста сопряжено с формированием «образа» половой роли. Анатомо-физиологические, социальные характеристики половых ролей находят свое воплощение в образе тела, который совмещаясь со множеством других образов, создает целостное представление подростка о себе (образ Я). Образ тела подростка определяется не всегда достоверными знаниями анатомических, физиологических различий мужского и женского организма, наличием разрозненных социальных характеристик, несоответствием облика своего тела существующим стереотипам, что служит препятствием на пути преодоления трудностей пубертатного периода. В статье определена роль анатомо-физиологического компонента в представлениях старших подростков и дан анализ представлений современных подростков старшего школьного возраста.

Разрешение актуализированных противоречий полоролевой социализации в подростковом возрасте происходит за счет формирования образа половой роли и полоролевого образа «Я» (Араканцева, 1999). Присвоение элементов определенного поло-ролевого поведения связано с развитием полороле-вых представлений, поскольку они (представления) являются базисом, на котором строится поведение человека. Полоролевые представления определяют как «...обобщенный чувственный образ восприятия, основанный на нашем прошлом опыте и связанный с выделением, присвоением, осознанием и реализацией человеком мужской или женской половой роли» (Федорова, 2001).

Формирование «образа» половой роли является одной из задач развития в подростковом возрасте. Подростку необходимо, в целях психического и социального благополучия, затратить значительные когнитивные, эмоциональные и волевые усилия на переструктурирование элементов образа «я» с целью создания единой, согласованной смысловой системы обобщённых представлений о себе самом (Денисов, 2001). В этот процесс включены проектирование и реализация себя в настоящем и будущем как представителя определенного пола.

Наиболее ответственным моментом, когда психосексуальная сфера личности наиболее чувствительна к внешним влияниям, считают период полового созревания с 12 до 15 лет. Выделяют 8 периодов психосексуального развития человека. Интерес представляет период полового созревания, называемый периодом «активного табуирования секса», и период юношеской сексуальности. Чувство стыда и вины, застенчивость, фантазии сопутствуют подростку в течение периода полового созревания, закрепляется комплекс страха перед удовольствием, формируется аффективно-когнитивный комплекс оргазма, способность получать половое наслаждение; это период активного пристального внимания родителей к опасностям, связанным с возможным началом половой жизни. Следующий за ним период

юношеской сексуальности характеризуется петтингом, началом половой жизни, совмещением любви и полового влечения, самоутверждения в половой роли, формированием психосексуального интереса, приобретением опыта полоролевого поведения в интимной ситуации, проверка и примерка «семейных» идеалов, тенденция к отделению от семьи. Возрастная периодизация, разработанная методическим центром и лабораторией сексопатологии при институте психиатрии Российской АМН (Частная сексопатология, 1983), включает в себя 6 периодов, из которых пубертатный - период с 12 до 18 лет, сопровождающийся половым созреванием, формированием платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо, соответствует периоду «полового созревания»; переходный период становления сексуальности - период с 16 до 26 лет, соответствует периоду юношеской сексуальности вышеприведенной классификации Ю.М. Орлова.

Определяя возрастные задачи полового воспитания, отмечают концентрацию и объединение всей информации в определенную систему специфических представлений именно в старшем подростковом возрасте. В подростковом возрасте в процессе осознания своего я, становления я-концепции формируется избирательное отношение ко всему окружающему миру, при этом осознание и переживание половой идентичности предполагает формирование «представлений о самом себе как существе определенного пола» на основании которых он «начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности собственной половой ориентации», при этом необходимо наличие у человека «определенных образцов, т.е. представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчин и женщин, которые проявляются во многих сферах жизнедеятельности и содержат нравственные качества, установки, стереотипы поведения и т.п....» (Дубровина, 1987). По мере роста и формирования сознания и самосознания у девушек и юношей начинается складываться довольно четкое, оценоч-

ное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям, формируются эталоны мужественности (маскулинности) - женственности (фемининности), складывается система представлений о самом себе или «образ Я», происходит развитие и становление Я-концепции.

Наполненные различным содержанием представления о себе, складываясь в единую систему, позволяют описать образ Я, который трактуется и как целостный образ, и как совокупность множественных образов. Согласно современным представлениям в структуру Я-концепции входят: образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое Я, фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. A.A. Налчаджян считает, «...что в каждой социальной ситуации центр Я личности связывается в основном с одним из устойчивых Я-образов, активизирует его и использует в качестве регулятора ролевого поведения». Установление связи «Я - Я-об-раз» приводит к тому, что в социальных ситуациях актуализируются только такие ситуативные (оперативные и динамичные) Я-образы, которые являются выражениями преимущественно данного устойчивого Я-образа. Эти устойчивые Я-образы характерны для зрелого человека, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным поверхностным изменениям. В подростковом возрасте полоролевые особенности находят отражение в различных ситуативных образах Я, способствующих появлению синтезированных устойчивых Я-образов, которые интегрируются в представления и понятия о самом себе как представителе определенного пола.

Постоянными элементами ситуативных Я-об-разов являются схема тела (телесный Я-образ), внешний представляемый вид в целом, т.е. в основном ряд физических признаков; психические составляющие то осознаются, то вытесняются в подсознательное новыми содержаниями потока сознания.

Образ тела (телесное Я) является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции, относительно устойчивая ее подструктура, ситуативно выражающаяся в сходных Я-образах, особенно после юношеского возраста, когда физическое развитие человека почти завершено. В. Шонфельд выделяет следующие компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ тела человека в его представлении:

1) актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях; 3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагирует на индивида; 4) идеальный образ тела, заключающийся в установ-

ках по отношению к полу, в свою очередь связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей. Осознание своей половой принадлежности во всех возрастах является одним из наиболее важных и устойчивых стержневых элементов самосознания.

Важным показателем самосознания субъекта, в значительной степени определяющим и особенности его полового самосознания является его «физическое» или «телесное Я» (Кон, 1981). Собственное тело определяется субъектом как «вместилище Я», с другой стороны как внешность, выступающую выразительным средством коммуникации, обращенное к другим людям. Исходя из такого двоякого восприятия субъектом собственного тела, целесообразно выделить в качестве составляющих полоролевых представлений старших подростков образ тела и образ тела как внешности. Образ тела по отношению к Я-идеальному включает информацию о строении тела человека с учетом половых различий, о физиологических особенностях женского и мужского организмов на разных этапах жизнедеятельности, физиологические особенности, характерные для периода полового созревания, адекватное восприятие стереотипов, установок, бытующих в обществе по отношению к человеческому телу: «Мужчина должен быть выше женщины» и т.п. Образ тела по отношению к Я-реальному подростка определяется не всегда достоверными знаниями анатомических, физиологических различий мужского и женского организма, особенностях, связанных с периодом пубертата, несоответствием облика своего тела существующим стереотипам «Мужчины всегда сильнее», «Женщина должна быть хрупкой» и т.д., появление на этой основе комплекса «неполноценности, ущербности».

У подростков и юношей замечается усиленное внимание к своему телу, анализу своего физического образа. Когда они обнаруживают, что у них есть какие-то физические недостатки, это их сильно смущает, глубоко ранит, заставляет изолироваться, порождая тревогу и дезадаптированность. Исследователи (Колесов, Хрипкова, 1981, 1982; Каган, 1991) отмечают, что раннее физическое развитие (акселерация) и обладание определенным типом телесной конституции приводит к формированию благоприятного телесного Я-образа, способствует повышению престижа личности среди своих сверстников. Однако если акселерация способствует развитию общительности и самоконтроля, то ретардация, порождая трудности, приводит и к положительным результатам - подростки более эмоциональны, особенно мальчики, отзывчивы.

В создании образа тела как внешности важную роль играют полоролевые эталоны. Так, понятие мужественности в рамках нашей культуры традиционно ассоциируется с высоким ростом, развитой мускулатурой и физической силой; женственности с

невысоким ростом, хрупким телосложением, тонкой талией, опрятным внешним видом. Таким образом, созданные в определенной культуре полоролевые стереотипы, постепенно закрепившиеся и играющие роль полоролевых эталонов, наполняют образ тела как внешности Я-идеального. Образ Я-реальное во многом будет определяться тем, насколько старший подросток «принимает» себя самого, излишней озабоченностью своим телом и внешностью, характерной для подросткового возраста, стремлением походить на идеал и поэтому четкое следование, подчинение стереотипам и нормам.

Половое и психосоциальное созревание - одна из наиболее уязвимых сфер социализации подростка, юноши, девушки. Психологические травмы, переживаемые в этом возрасте, часто связаны с несчастной первой любовью, сексуальной агрессией и насилием, ранней беременностью, абортами служат препятствием в построении гармоничных отношений с противоположным полом и создании собственной семьи. Подростки часто бывают втянуты в сексуальные отношения посредством обмана или насилия. Поэтому наряду с мерами психологической поддержки необходима социально-правовая защита подростков и женского, и мужского пола от сексуальной агрессии со стороны взрослых и сверстников. В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, предусматривающим частичную уголовную ответственность (за убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и др.) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, - с 16 лет. Существует мнение, что «уменьшению вероятности сексуальных проступков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей» (Степанов, 1997).

В полоролевых представлениях подростков старшего школьного возраста всегда находят отражение сведения об анатомических, физиологических, гигиенических особенностях мужского и женского организма. Реализация данного содержания частично осуществлялась в условиях изучения специального учебного предмета «Гигиеническое и половое воспитание» (1985-89 гг.). В традиционную программу по биологии для учащихся 8-9 классов включены темы «Репродуктивная система человека», разработаны серии традиционных уроков биологии с обсуждением вопросов пола (Кучменко, Сухова, 2001). К данному моменту в России разработаны и апробируются несколько близких по своему назначению образовательных программ для школьников. Наиболее известной является образовательная программа «о тебе», разработанная для учащихся 7-9 классов Российской ассоциацией «Планирование семьи» (РАПС) (1997-99 гг.), направленная на обеспечение гигиены пола и безопасности сексуальных отношений;

программа валеологического образования школьников, разработанная в 1992 году на кафедре валеоло-гии Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова). Цель РАПС в отношении молодежи - сделать эту группу населения максимально защищенными от БППП, ВИЧ/СПИД, нежелательной беременности, аборта. РАПС 1 раз в учебном году проводит урок «Изменения», задачи которого определены следующим образом:

• ознакомить мальчиков и девочек с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в подростковом периоде;

• предоставить сведения об анатомии и физиологии мужской и женской репродуктивной системы;

• рассказать о средствах личной гигиены и правилах их использования. Ряд школ использует авторские курсы (Вильданова, 1998, Бондаренко, 1999). Данный подход характерен для 30-летнего опыта разработки программ сексуального образования США и ряда западных стран.

Таким образом, при определении содержания полоролевых представлений старших подростков исследователи обращаются к изучению проблем нравственных отношений между полами, распределения семейных и профессиональных ролей, качеств, необходимых для их реализации (ряд исследователей определяет понятием гендерная роль), знаний о строении, физиологии и гигиене полов, социально-правовой защиты подростков от насилия.

С целью уточнения влияния стереотипов на формирование полоролевого образа Я в старшем подростковом возрасте, выявления потребностей, мотивов поведения была использована методика «Незаконченные предложения». Учащимся 9 классов было предложено продолжить предложение «Я - мужчина / женщина...». Анализ наиболее типичных окончаний предложений приведен ниже.

Завершение предложения «Я женщина (мужчина), потому что.» «такой родилась (-лся)» продолжили 39 % девушек и 29,5 % юношей, оценивалось нами как стереотипный ответ. Продолжение предложения «я просто женщина» -17,9 % девушек, «человек» - 11,8 % юношей, считалось не соответствующим стереотипам. Перечислением одного из качеств это предложение завершили 10,7% девушек «обаятельная, ревнивая и т.д.» и 11,8 % юношей. Другие ответы, чаще выражающие свои возможности и желания, например, «сама зарабатываю на себя», «люблю девушек», употреблялись 17,6 % юношей и 7,1 % девушек.

При анализе предложения «Я женщина (мужчина) и хочу, чтобы. » ответ девушек «меня любили» - 39,2%, «быть красивой» - 17,7% свидетельствовал о стереотипности полоролевого образа Я. Для юношей такими ответами считались «меня уважали» - 23,5%, «было по-моему, физическая сила» - 17,6%. Ответы «меня признавали как девушку, женщину» 10,7%,

«родить ребенка»7,1% свидетельствуют о стереотипных представлениях о женской роли в обществе. 14,3% девушек выразили свое стремление «быть уважаемой», «отстаивать свое мнение», тем самым не придерживаясь стереотипов в поведении женщины. Желание «остаться им (ей)» выразили 6,7 % подростков.

Отказ продолжить предложение «Я женщина (мужчина), и для меня...» выраженный 7,1% девушек, 17,6% юношей, свидетельствует о затруднениях подростков в анализе и оценке своих потребностей. Ответ «важна семья» характерен для 28,6% девушек, среди юношей такой ответ не встретился. Для юношей наиболее частый ответ «все трудности преодолимы» 17,6%, «это важно» 5,8%, что подтверждает значимость информации о полоролевых характеристиках и затруднениях в анализе собственных.

Предложения «Я женщина (мужчина) и не терплю, когда.» и «Я женщина (мужчина) и опечалена тем, что.» были продолжены девушками и юношами однотипными ответами «обманывают», «унижают», «обижают», «не уважают» 73,3% и «нет любимого человека» 24,4%, «все не так как хочу» 20,0%. Отказ продолжить указанные предложения выразили 11,1 % подростков. Подростки охарактеризовали круг проблем, связанных с общением лиц разного пола, отсутствием навыков взаимодействия, что свидетельствует о несформированности практического компонента полоролевых представлений старших подростков.

Предложения «Я женщина (мужчина) и могу. » и «Я женщина (мужчина) и делаю.» характеризуют представления подростков о возможностях мужчин и женщин и сферах их реализации. Свои возможности как соответствующие полоролевым стереотипам оценили 21,8% девушек - «родить», 11,8% юношей - «защитить», «оказать помощь». Большинство девушек предпочли ответы «постоять за себя» - 17,9%, «стать лучше всех» - 7,1%, «все» - 28,6% ! Для 70,6% юношей характерен ответ «все». При этом предложение «Я женщина (мужчина) и делаю.» продолжено

«что хочу» 40% опрошенных не зависимо от половой принадлежности, «что могу» 8,8% подростков. Ответы подростков свидетельствуют о незнании полоро-левых стереотипов или стремлении не соответствовать им, в то же время о переоценке и неосознанном отношении к собственным возможностям.

Анализ предложения «Я женщина (мужчина) и рада, когда.» свидетельствует о схожести представлений девушек и юношей, выражающееся в ответах «слушают», «уделяют внимание» - 22,2%, «уважают», «любят» - 22,2% и отражает общие тенденции, характерные для подросткового возраста.

Предложение «Я женщина (мужчина) и знаю, что.» закончили «я мужчина», «останусь мужчиной» - 29,4% юношей, «буду женщиной» - 14,2%, «стану мамой» - 10,7 % девушек, остальные ответы разнородны и характеризуют конкретные проблемы подростков, связанные с одиночеством, ограниченными собственными возможностями и т.п.

Качественный анализ предложений показал сходство представлений юношей и девушек о собственных возможностях, сферах их реализации, что является следствием недостаточной информированности и осознания предназначения мужчины, женщины, полоролевых стереотипов, норм, закрепленных в обществе в форме половых ролей, и порождает затруднения подростков в анализе и оценке своих потребностей.

Кроме качественного анализа предложений осуществлялась количественная оценка результатов (табл. 1). Для каждого предложения выводился балл, показывающий, насколько данное предложение характеризует ответившего как соответствующего полоролевому стереотипу (гендерному), не соответствующего или нейтрального. Полученные по всем предложениям баллы суммировались и выступали в качестве индивидуальной оценки степени стереотипности/не стереотипности, при этом оценка носила субъективный характер, так как сам ответивший определял характеристики полоролевого стереотипа.

Группы подростков ЭГ гимназия ЭГ СШ № 47 кг СШ № 47

М 14 чел. (в %) д 18 чел. (в %) М 8 чел. (в %) Д 16 чел. (в %) М 18 чел. (в%) Д 24 чел. (в %)

1. Не соответствующие полоролевому стереотипу 5 (35,7 %) 8 (44,4 %) 3 (37,5 %) 10 (62,5 %) 6 (33,3%) 12 (50 %)

2. Плохо осознающие полоролевые характеристики 9 (64,3 %) 10 (55,6 %) 5 (62,5 %) 6 (37,5 %) 12 (66,7%) 12 (50 %)

3. Соответствующие полоролевому стереотипу — _ _ _ _

Таблица 1

Результаты диагностики соответствия полоролевому стереотипу в контрольной и экспериментальных группах

На основании индивидуальных оценок подростки были объединены в три группы: 1 - характеризующие себя как не соответствующих полоролевому стереотипу (0-9 баллов) (низкий уровень); 2 - плохо осознающие или «вытесняющие» собственные по-лоролевые характеристики (10-18 баллов) (средний уровень); 3 - характеризующие себя как соответствующих полоролевому стереотипу (19-27) (высокий уровень). В соответствии с данными из таблицы 1 возможно распределение старших подростков по уровням соответствия полоролевым стереотипам (диаграмма 1)

100 80 60 40

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки ЭГ гимназия ЭГСШ №47 КГСШ№47

Уровни П1 низкий □ 2 средний ПЗ высокий

Диаграмма 1. Распределение старших подростков по уровням соответствия полоролевым стереотипам

Экспериментальные данные подтверждают наше предположение о необходимости совершенствования рефлексивно-оценочного компонента полороле-вых представлений старших подростков, поскольку 64,5 % мальчиков и 47,7% девочек испытывают затруднения в осознании собственных полоролевых характеристик. Однако результаты качественного анализа свидетельствуют, что причиной затруднений в осознании является отсутствие представлений о содержании полоролевых стереотипов, их значении и проявлении в виде полоролевых предписаний конкретным мужчинам, женщинам, закрепленным в форме половых ролей мужчины и женщины и необходимость их включения в информационный ком-

понент полоролевых представлений. Организация педагогического процесса не обеспечивает условия способствующие осознанию подростком собственных полоролевых характеристик. Это подтверждается тем, что 36,5% мальчиков и 52,3% девочек проявляют низкий уровень осознания стереотипов по-лоролевого поведения и характеризуют себя как не соответствующие полоролевому стереотипу.

До сих пор в большинстве школ процесс формирования полоролевых представлений протекает, в основном, стихийно. В процессе традиционного обучения частично формируется и совершенствуется одна из составляющих полоролевых представлений старших подростков - образ тела. В процессе школьного воспитания не уделяется должного внимания организации межличностного общения старших подростков, обеспечивающего совершенствование образа тела как внешности, образа старшего подростка глазами других.

список литературы

Араканцева Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 1999. 26 с. Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001. 20 с. Практикум по тендерной психологии / Под ред.

И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 480 с. Психология самосознания. Самара: Изд. дом «Бахрах-

М», 2003. 672 с. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.:

Изд. центр «Академия», 1997. 320 с. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2001. 56 с. Федорова В.Р. Полоролевые представления и интимно-личностные установки студентов педагогического колледжа: Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2001. 161 с.

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 89 с.

УДК 371.7

теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа Жизни

Е.В. МИРОНОВА

Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

Физическое и психическое здоровье является непреходящей ценностью человека и общества. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Выдвижение проблемы здоровья и здорового образа жизни в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность данной проблемы. В связи с этим важным представляется теоретический анализ различных подходов к определению понятий здоровья, здорового образа жизни, а также построение концептуальных моделей определения понятия здоровья и выделение компонентов здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.