Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта проектирования набережных крупных прибрежных городов'

Анализ зарубежного опыта проектирования набережных крупных прибрежных городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1186
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / набережная / прибрежный / project / embankment / coastal

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поправко К.А., Тлустый Р.Е.

В статье рассмотрен зарубежный опыт проектирования прибрежных и морских набережных. Примеры проектных решений дают возможность проанализировать опыт коллег, а так же провести анализ функционального и объемно-пространственного решения исследуемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF DESIGNING OF EMBANKMENTS MAJOR COASTAL CITIES

The article considers of planning of coastal and marine embankments is considered in the article. The examples of project decisions give an opportunity to analyze experience of colleagues, and similarly to conduct the analysis of functional and by volume of-spatial decision of the investigated objects.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта проектирования набережных крупных прибрежных городов»

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

46. P.M. Mazurkin. Method of Identification of Wave Regularities According to Statistical Data (Of Dynamics of a Rate of Inflation of US Dollar). Advances in Sciences and Humanitie. Vol. 1, No. 2, 2015, pp. 45-51. doi: 10.11648/j. ash.20150102.12.

DOI: 10.18454/mca.2016.01.7 Поправко К.А.1, Тлустый Р.Е.2

1 Специалист, магистрант, 2кандидат архитектурных наук, профессор Дальневосточный Федеральный Университет АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАБЕРЕЖНЫХ КРУПНЫХ ПРИБРЕЖНЫХ ГОРОДОВ

Аннотация

В статье рассмотрен зарубежный опыт проектирования прибрежных и морских набережных. Примеры проектных решений дают возможность проанализировать опыт коллег, а так же провести анализ функционального и объемно-пространственного решения исследуемых объектов.

Ключевые слова: проект, набережная, прибрежный.

Popravko K.A.1, Tlusty R. E.2

Specialist, postgraduate, 2PhD in Architecture, Far Eastern Federal University ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF DESIGNING OF EMBANKMENTS MAJOR COASTAL CITIES

Abstract

The article considers ofplanning of coastal and marine embankments is considered in the article. The examples ofproject decisions give an opportunity to analyze experience of colleagues, and similarly to conduct the analysis of functional and by volume of-spatial decision of the investigated objects.

Keywords: project, embankment, coastal.

Зарубежный опыт проектирования набережных крупных прибрежных городов богат на интересные идеи, но особенности климата, градостроительной ситуции значительно ограничивают обзор примеров создания архитектурной среды набережных. Данный объект находится в канадском городе Торонто и имеет следующие архитектурно-дизайнерские особенности. Проект был выполнен архитектурной студией KBMP Architects.

Рис. 1- Проект паромного терминала для посадки пассажиров Торонто, вид с моря

1) как мы можем видеть на рисунке 1 проекта набережной, архитектурная среда проекта контрастирует с уже созданным урбанистическим пейзажем., созданы два уровня,

2) уровень самой набережной, отличающийся ровностью рельефа,

3) гибкий озелененный уровень, который возвышается над набережной и создает новое рекреационное пространство, в проекте заявленным как облако.

39

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

С точки зрения формообразования гибкий озелененный уровень является основным акцентом в объемнопространственном облике набережной. На этом уровне могут находиться люди , гулять и наслаждаться изгибами данного искусственно созданного рельефа.

Функциональными особенностями набережной можно считать:

1) Общественное пространство первого уровня функционирует как паромный терминал так и как пространство для отдыха.

2) Использование второго гибкого озелененного уровня, как в качестве навеса, так и в качестве рекреационного пространства (рисунок 2).

Рис. 2 - Проект набережной города Торонто, вид на залив

Таким образом в проекте паромного терминала посадки присутствуют такие виды услуг, как:

1) паромный терминал для посадки пассажиров,

2) пространство для пикника, отдыха,

3) на территории имеется место отведенное под пляжный отдых,

4) пространство первого уровня используется как территория активного отдыха: скейт, роликовые коньки и другие виды спорта. [1]

Следующей территорией для рассмотрения будет являться прибрежная территория города Тель-Авива. Данный проект был реализован в 2008 году, по заказу Marine Trust Ltd, бюджет составил $5000000, общая площадь 55000.0 кв. м. На рисунке 3 мы можем видеть территорию, ранее на этой местности располагался порт и промышленная зона.

40

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

Рис. 3 - Тель-Авив, Израиль, место проектирование в генплане города

Выиграв конкурс, архитекторы студии Mayslits Kassif Architects представили миру совершенно контрастное пространство, которое напоминает песчаные дюны, именно бесконечное песчаное пространство находилось здесь ранее до создания порта.

Простор, созданный архитекторами полностью поменял индустриальное пространство территории.

41

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

Рис. 4 - Г енеральный план территории до и после создания проекта

На рисунке 4 мы видим, как индустриальное пространство порта превратилось в открытое пространство с гибким рельефом.

Рис. 5 - Видовой кадр новой набережной

Архитекторы композиционно сделали акцент на открытом, минималистичном пространстве, которое дает полную свободу для рекреативной среды местности (рисунок 5).

Данная набережная выполняет следующие функции :

1) открытое пространство для прогулок пешком, велопрогулок, бега, занятий скейтом и др.

2) пространство для пассивного отдыха и релаксации, пляжного отдыха. [2]

Следующее пространство для анализа, это проект студии Arplan, A plus Architects, который сделан в городе Рига, Латвия в 2013 году.

Основной особенностью данной набережной является ее близость к трассе. Архитекторы воспользовались данной особенностью и соединили пространство набережной и территорию по другую сторону дороги.

Проект сделать на территории склада Спикере, он существовал здесь достаточно долгое время, в проекте же на месте складских помещений появляются кафе, рестораны и места для активного отдыха. Всего на территории находиться 13 складов, каждый из них выполняет свою рекреационную функцию. Архитектурный исторический облик складов оставили нетронутым, данная особенность подчеркивает историческую атмосферу данной

прибрежной местности.

42

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

Рис. 6 - Проект набережной города Рига

На рисунке 6 видно как архитекторы соединили территории рядом с морем и основную рекреационную территории. Пандус, изображенный на рисунке - 7 позволяет опуститься как пешеходам, так и велосипедистам в подземный переход, ведущий к речному побережью.

Рис. 7 - Пандус, соединяющий прибрежную территорию с основной рекреационной

43

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

Рис. 8 - Набережная города Рига

На рисунке 8 мы видно, что набережная выполняет функцию

1) пассивного отдыха на прибрежной территории набережной.,

2) активного отдыха на территории , где раннее располагались склады.

На территории соблюдены все необходимые нормы проектирования для маломобильных групп населения.

Так же важно отметить, что на территории набережной отсутствуют теневые навесы, что осложняет нахождение там людей во время солнечной, ясной погоды. Таким образом ревитализация набережной реки Даугавы, растеженной на 1,6 километров по улице Краста позволила:

1) новая велосипедная дорожка соединила Рижский центр с его окраинами,

2) жители Риги теперь могут принять солнечные ванны на скамейках и в скейт-парке,

3) Береговая линия вдоль области Спикери соединяется с набережной Старого города, предлагая широкий спектр общественных мероприятий на открытом городском пространстве. [3]

И последний пример зарубежного опыта - это пример набережных на искусственно созданных территориях/

44

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

Рис. 9 - Набережная Жанжиганг, Китай

Рис. 10 - Г енплан набережной Жанжиганг, Китай

Проект речной набережной, изображенный на рисунке 10, осуществлен в Китае, фирмой Botao Landscape. Общая площадь территории 65000 квадратных метров.

Данная территория стала сердцем некогда местности с плохой экологией, ведь до реконструкции в реку сливались отходы. После реконструкции данная набережная стала центром отдыха и украшением города.

45

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

Рис. 11 - Фото набережной Жанжиганг, Китай

На рисунке 10, 11 можно наблюдать функциональные зоны реконструированной набережной:

1) Прибрежная зона непосредственно граничит с парком,

2) Присутствует транзитная зона в виде двух мостов,

3) На рисунке 9 можно наблюдать терассированный спуск к импровизированной сцене, таким образом выполняется функция открытой концертной площадки. [4]

Таким образом, изучив 4 типа набережных как морских так и речных территорий можно сделать вывод, что использование территорий набережных можно модернизировать :

а) путем образования дополнительных архитектурных конструкций;

б) путем создания большого открытого пространства, минималистичного, но выполняющего в полной мере рекреационные функция;

в) ревитализации территории ранее использовавшихся для других целей, при этом трасса не может быть препятствием для этого;

г) путем создания искусственных территорий на водном пространстве.

На формирование архитектурной среды рассмотренных набережных оказали влияние: климатические,

экологические, а так же культурные факторы.

Литература

1. Holly Giermann. "5 Proposals Reimagine Toronto Ferry Terminal and Waterfront Park" [Электронный ресурс]: электронный журнал ArchDaily. , 24 Mar 2015 http://www.archdaily.com/612787/5-proposals-reimagine-toronto-ferry-terminal-and-waterfront-park

2. "Tel Aviv Port Public Space Regeneration Project / Mayslits Kassif Architects" [Электронный ресурс] : электронный журнал. ArchDaily, 24 Oct 2010 -режим доступа: http://www.archdaily.com/83766/tel-aviv-port-public-space-regeneration-project-mayslits-kassif-architects

3. "Revitalization of Spikeri Square and Daugava Waterfront Promenade / Arplan + A plus Architects" [Электронный ресурс] :электронный журнал ArchDaily , 03 Apr 2015- режим доступа: http://www.archdaily.com/613568/revitalisation-of-spikeri-square-and-daugava-waterfront-promenade-arplan-a-plus-architects /

4. "Zhangjiagang Town River Reconstruction Botao Landscape"- [Электронный ресурс] : электронный журнал ArchDaily,04 Nov 2014.- режим доступа : http://www.archdaily.com/563128/zhangjiagang-town-river-reconstruction-botao-landscape

References

1. Holly Giermann. "5 Proposals Reimagine Toronto Ferry Terminal and Waterfront Park" [Jelektronnyj resurs] URL:: http://www.archdaily.com/612787/5-proposals-reimagine-toronto-ferry-terminal-and-waterfront-park (data obrashhenija

15.12.2015)

46

Современное строительство и архитектура ■ № 1 (01) ■ Февраль

2. "Tel Aviv Port Public Space Regeneration Project / Mayslits Kassif Architects" [Jelektronnyj resurs ] URL:

http://www.archdaily.com/83766/tel-aviv-port-public-space-regeneration-project-mayslits-kassif-architects(data obrashhenija

15.12.2015) "

3. "Revitalization of Spikeri Square and Daugava Waterfront Promenade / Arplan + A plus Architects" [Jelektronnyj resurs URL: http://www.archdaily.com/613568/revitalisation-of-spikeri-square-and-daugava-waterfront-promenade-arplan-a-plus-architects / (data obrashhenija 15.12.2015)

4. "Zhangjiagang Town River Reconstruction Botao Landscape"- [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.archdaily. com/563128/zhangj iagang-town-river-reconstruction-botao-landscape (data obrashhenij a 15.12.2015)

DOI: 10.18454/mca.2016.01.8 Рогачева Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аспирант, Воронежский архитектурно-строительный университет ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ И КРИТЕРИЕВ «ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Аннотация

В статье рассмотрена концепция «зеленого» строительства как подход к проектированию, строительству и эксплуатации зданий, содержащий ряд решений, мер, материалов и оборудования, нацеленных на энерго- и ресурсоэффективность, безопасность для здоровья человека, комфорт и экологичность.

Ключевые слова: «зеленое строительство», инновационность, энергоэффективность, ресурсоэффективность, экологичность.

Rogacheva Ja.A.

Postgraduate student, Voronezh architectural and construction university JUSTIFICATION OF ESSENCE AND CRITERIA OF "GREEN CONSTRUCTION”

Abstract

In article the concept of "green" construction as the approach to design, construction and operation of buildings containing a number of the decisions, measures, materials and the equipment aimed on power - and a resursoeffektivnost, safety for health of the person, comfort and environmental friendliness is considered.

Keywords: "green construction", innovation, energy efficiency, resursoeffektivnost, environmental friendliness.

Ключевым аспектом конкурентоспособности инвестиционно-строительного комплекса страны является обеспечение качества строительной продукции, причем, согласно мнения ведущих ученых [4 и др], это качество как конечной, так и промежуточной продукции. Следует отметить, что жизненный цикл строительной продукции достаточно продолжителен, что приводит к выводу о необходимости учета еще и качества эксплуатации построенного объекта недвижимости.

Произошедшее в результате перехода к рыночной экономике изменение системы обеспечения и контроля качества строительных материалов и конструкций негативно повлияло на систему менеджмента качества в строительстве. Поэтому на сегодняшний день требуется нормативно-методическое обеспечение и стандартизация продукции, опережающие рост инновационности производства. Кроме того, необходимо обеспечить процесс контроля качества на протяжении всего инвестиционно-строительного процесса, начиная с качества проектной документации. Согласно данным ФАУ «Главгосэкспертиза», проектная документация практически третей части объектов содержит существенные нарушения в части обеспечения надежности и безопасности объектов [8]. Однако, вышеперечисленные направления носят фрагментарный характер. Единство всех перечисленных требований достигается при реализации концепции «зеленого» строительства.

Концепция «зеленого» строительства рассматривает объект недвижимости не просто как строительную продукцию, то есть законченные строительством и введенные в действие здания и сооружения, а как среду обитания человека, то есть всю совокупность факторов здания и его инфраструктуры, определяющих условия жизнедеятельности. При этом большинство научных и нормативно-методических источников определяют «зеленое» строительство как подход к проектированию, строительству и эксплуатации зданий, содержащий ряд решений, мер, материалов и оборудования, нацеленных на энерго- и ресурсоэффективность, безопасность для здоровья человека, комфорт и экологичность. Основными требованиями к таким объектам на протяжении всего жизненного цикла являются рациональность использования возобновляемых ресурсов (энергии земли, воды, ветра и др.), минимизация негативного влияния на окружающую природную среду, комфортных условий для проживания людей [3].

Фокусирование современного российского строительства на проблеме повышения энергоэффективности и качества продукции зачастую не учитывает обеспечения безопасности и благоприятных здоровых условий жизнедеятельности человека. Данные ВОЗ свидетельствуют, что 35 % всех возведенных строений подвержены загрязнению различными веществами [2]. Поэтому, на наш взгляд, к критериям «зеленого» строительства необходимо относить: рациональное использование ресурсов, минимизацию влияния на окружающую среду, обеспечение безопасных здоровых условий для человека. Именно совокупность трех критериев дает право проекту называться проектом «зеленого» строительства.

Схематически «зеленое» строительство с точки зрения системного подхода можно представить следующим образом (рис.1).

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.